Государство

Cочинение «Анализ рассказа "Гамбринус" Куприна А.И. В чём смысл произведения Куприн "Гамбринус"


Обучающиеся работают в группах.

1 группа : роль музыки в рассказе (почему музыка трогает самые простые и грубые сердца рыбаков, матросов, воров) – найти объяснение в тексте, найти ключевые цитаты в тексте, рисунок Сашки.

Ответ: Цель автора - подчеркнуть душевную красоту героя, показать, что внешность не главное в человеке, а главное - его душа. Прототип Сашки - скрипач Александр Певзнер - был известен и любим в Одессе, но после появления рассказа слава его стала достоянием всей читающей России.

Похороны Александра Певзнера потом описал Константин Паустовский во "Времени больших ожиданий", чем поддержал и литературную легенду и реальную память об одесском скрипаче.

Далеко не все музыканты Одессы сподобились такой славы, как, впрочем, и пивные, кабачки, рестораны, кафе.

3 группа : В чём принципиальное отличие Сашки от романтических героев изученных нами произведений, от неоромантических героев М.Горького? С кем из героев «Портрета» Н.В.Гоголя можно сравнить Сашку? Рисунок Сашки.

Ответ: Герои романтических произведений XIX века были обречены на вольное или невольное одиночество. У М.Горького к одиночеству героев ведёт индивидуализм, неистовая жажда воли, свободы любой ценой. В рассказе «Гамбринус» автор переосмысливает романтические традиции. Его герой Сашка находится в гуще людей, радует их своим искусством. Талант Сашки незамысловат, но нужен людям. Он отличается как от возвышенного, слишком далёкого от простого человека, с точки зрения писателя, искусства положительных героев «Портрета», так и от продажно-угодливой живописи Чарткова повести Н. В. Гоголя «Портрет».

4 группа : Какую проблему затрагивает идея сюжета рассказа? Рисунок Сашки. Ответ : Идея сюжета произведения затрагивает вечную пробему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено А. И. Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

5 группа : Можно ли говорить о писателе как о журналисте? Какова его гражданская позиция? Каково его отношение к герою? Образ собаки Белочки. Рисунок Сашки.

Ответ : Чуть ли не с публицистической точностью А. И. Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой». Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма А. И. Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

6 группа : Провести параллель: еврейские погромы в дореволюционной России (исторический контекст и текст данного произведения) – определение связей, рисунок Сашки.

Обучающийся даёт историческую справку, другой читает из текста: «Жи-ид! Бей жида! В кррровь!»

«Каменщик поймал собаку за задние ноги, высоко поднял, ударил головой о плиты тротуара и побежал. На сапоги Сашки брызнул мозг из Белочкиной головы, Сашка отёр пятно платком».

«Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались в частные квартиры…».
Обучающиеся от каждой группы вешают рисунки с изображением Сашки на доску.

2 группа делает вывод о судьбе Сашки: его забрали в солдаты, на войну. Вернувшись домой, Сашка опять радовал всех своей игрой на скрипке. Но его неожиданно избили без всякой причины, забрали в «Бульварный участок по политическому».

Долгое время Сашку считали похороненным, но через некоторое время увидели «воскресшего музыканта», у которого «левая рука была приворочена локтем к боку, а пальцы торчали навсегда около подбородка». Он стал жертвой еврейских погромов.

На доске – рисунки с изображением Сашки. Каждая группа справилась с поставленной задачей (за выполненный рисунок – 2 балла).

Герой уже не мог играть: его искалечили, но музыка Сашки вечна, так как она ведёт за собою мир, добро и свет.

В память о Сашке звучит музыка как гимн мира, музыка, которую играл сам герой рассказа. Это гимн сплочению людей, единению, духовной силе, несмотря на разные расовые отличия.


В русской литературе затрагиваются многие проблемы. Когда вспоминаешь тему творчества, общественности или взаимоотношения людей, то первым вспоминается рассказ А.И Куприна «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка, еврейской национальности. Сашка взошел в этот мир, чтобы радовать людей своим талантом – игрой на скрипке. Он всю жизнь посвятил искусству, любимому делу.

Он знал абсолютно все песни разных народов, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Тем самым, Саша заставил людей радоваться жизни, забывать обо всех проблемах и плясать под его прекрасные песни. Публика, включавшая в себя людей разных национальностей, очень полюбила Сашку. Даже люди разных стран танцевали под гимны чужих народов. Как мне кажется, А. Куприн призывает всех к интернационализму, пропагандирую равенство всех людей и дружбу наций.

В этом произведении автор противопоставляет Внешние качества с внутренними. "маленький, плешивый, человечек с наружностью облезлой обезьяны неопределенных лет".Но Сашку при этом все уважали из-за его великого мастерства и внутренних, добрых и приятных качеств человека.

Куприн так же и не оставил в тени вечную тему искусства, заявив: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» - такими словами завершается произведение «Гамбринус»

Обновлено: 2014-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ТЕМА: ТОРЖЕСТВО ИСКУССТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ГАМБРИНУС».

Цели:обучающая -обучение эстетическому анализу художественного текста;- формирование теоретико – литературных понятий: традиции неоромантизма, контраст, антитеза;-подготовка к сочинению;развивающая -развитие аналитического мышления;-развитие умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;воспитательная -выявление общечеловеческих ценностей;-воспитание любви ко всем людям независимо от национальной принадлежности;-воспитание гуманистического отношения к миру.

Ход урока

Мы продолжаем говорить о литературе ХХ века, о рассказе А.И. Куприна «Гамбринус». -К какому литературному направлению можно отнести творчество Куприна? (Неоромантизм) Поясните смысл термина. -Чем романтические произведения ХIХ века отличаюсь от романтизма ХХ века? Имена: А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Д. Горький, А. И. Куприн. -В чем уже Куприн отступает от романтических традиций ХIХ века?(Герой некрасив, пространство колоритно, но в отрицательную сторону, не вызывает эстетических чувств, замкнутое. Прилагательные из текста) -Какие романтические традиции вы увидели в произведение Куприна? (Необычный опасный мир, одинокий герой, насыщенность событиями) -А зачем автор делает своего героя столь некрасивым (с наружностью обезьяны)? (Чтобы подчеркнуть душевную красоту, показать, что внешность не главное в человеке, а главное его душа.) -Какая душа у Сашки? Что мы знаем о нём? -Как называется литературный приём, когда внешнее и внутреннее, форма и содержание как бы противопоставлены друг другу, резко контрастируют? - Кто ещё из героев представлен так же? (мадам Иванова) -И сам «Гамбринус» представлен через контраст. Докажите.(Под землёй, нет вывески и миллионы посетителей, известность) -Мы с вами говорили на прошлом уроке, что в описании порта, флагов, людей, языков подчёркивается разнонациональность. -Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство? В этом частично скрыта идея всего произведения? (Показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.) - Что является объединяющим началом? (на первый взгляд невнимательного читателя – это пиво, на самом деле – песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения общая любовь, авторитет) -Докажите, что Сашка – король «Гамбринуса». (Пойдём к Сашке, с. 410)Прямые сравнения Сашки и короля Гамбринуса идут на протяжении всего текста. -Чем вызван его авторитет? Почему его так любят? (Своим искусством умел достучаться до души каждого) -Но жизнь идёт, меняется время. Найдите в V главе слова, указывающие на смену времени(с.405, 2-3 абзац, с 406 2 абзац) -Что меняется со временем? (песни)-Какое событие ещё тесней сплотило посетителей «Гамбринуса»? (Великая японская война) Почему? (Разнонациональность)-Прочитайте диалог Сашки и мадам Ивановой (406-407)-Что мы узнаём о Сашке?(На войну, сирота, завещание)-Найдите слова, передающие его состояние? (Закривились губы, кружка заходила в руке, в недоумении, уныло и покорно, уныло, грусть, ужас)-Как, по – вашему, Сашка -трус?-Зачем автор несколько раз вводит в текст диалоги с мадам Ивановой? Что дают они читателю? (Настоящий Сашка глубоко одинокий, несчастный человек)-Меняется ли ваше отношение к этой женщине?-Литературный приём? КОНТРАСТ.После ухода Сашки Гамбринус заглох. Никто: ни бродячие мандалисты, ни опереточный англичанин, ни Лёшка – гармонист по - настоящему заменить Сашку не мог. Прошёл год.-Как встретил Сашку «Гамбринус»? -В VII главе нигде не звучит слово революция и 1917 год, но читателю понятно, что наступило это время. -Какие слова помогают опознать время? (маленькие белые листы, студенты, рабочие становились на бочки, и говори, процессии с красными флагами и пением, алели красные ленточки и красные цветы) «Говорили с осторожностью, боялись выдать себя взглядом. Пугались своей тени, страшились собственных мыслей» «А на окраинах в зловонных каморах и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал избранный народ Божий, давно покинутый гневным библейским Богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжёлых испытаний ещё не исполнена». -Что принесли перемены многострадальному еврейскому народу? Сашке? (уничтожение, убийства, горе, страдания с.412) -Зачем автор вводит в сюжет гибель Белочки? (Показать жестокость, насилие, безумство, новой власти. Белочка с деликатной мордочкой, так же как и Сашка не вписывалась в жестокое время. Он несёт людям жизнь своей музыкой, а кругом насилие и смерть) «Настало странное время, похожее на сон человека в параличе» Объясните смысл сравнения.(Боязнь всего. Жизнь, но жизнь за медленное, тихая, как сон) -Почему в этот период Сашка исчезает второй раз, и его второй раз считают погибшим? - Играет вальс «Ожидание» и возвращается Сашка. Каким он вернулся?(Обросший, худой, бледный и искалеченный) -Как автор передаёт сочувствие толпы? (Замолчали, опять тишина. Что у тебя, товарищ?)На доске: Сашкина музыка революция, война, «Гамбринус». - Какие слова можно отнести к явлениям жизни, а какие к явлениям смерти? -Ещё один литературный приём – АНТИТЕЗА - противопоставление живого и неживого в рассказе -Зачем автор делает Сашку калекой в конце рассказа? Становиться нам его жалко? Это и есть идея произведения – показать торжество искусства в совершенно, на первый взгляд, бездуховном пространстве. Искусство вечно, искусство торжествует, это то, что жизненно необходимо человеку, как хлеб и вода. Оно способно объединить самых разных людей, объединить, сплотить, и увести от кровопролития.-Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких?-национальный вопрос;-вечный вопрос еврейского народа;-добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит.-Кому принадлежат последние слова в рассказе? (Сашке, повествователю. Можно смело сказать, что они выражают авторскую позицию)-Счастливый или нет финал рассказа? (Да, Сашка победил смерть) Перед нами неоромантический герой, побеждающий смерть силой своего духа. Душа – музыка, а значит, непобедима.Подготовка к сочинению . НА ДОСКЕ: « Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» Вам предстоит написать сочинения на эту тему в жанре сочинения – рассуждения. Вспомните, как строится рассуждение?Т-Д1-Д2-Д3…-В -Что будет тезисом в вашем сочинение? Здесь можете сказать, откуда фраза кому принадлежит согласен я с этим или нет. -Какие можете привести? Вся жизнь Сашки, начиная с того, как его музыка влияло на дикие нравы посетителей «Гамбринуса» и заканчивая концовкой, где Сашка – калека играет уже не на скрипке, а на губной гармошке. -Вывод. Искусство победит. Доказательства стройте, опираясь на текст. Допускается уместное цитирование, но, чтобы цитата не была огромной, сокращайте её, выбирая главное.Пример сочинения «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит». Так звучит финальная фраза в произведении А. И. Куприна «Гамбринус». И это действительно так. Куприн в своём произведении показал великую силу искусства. Главный герой некрасивый еврей Сашка неопределённых лет, является кумиром моряков разных национальностей, потому что он талантливый скрипач, потому что «на простые дикие нравы влияло это кроткая смешная доброта, весело лучившаяся из его глаз». Может быть, это было своеобразное уважение к его таланту. Сашка мог наиграть любую мелодию, мог своей музыкой успокоить любую драку, создать атмосферу веселья, радости, жизни в «Гамбринусе», объединить людей общей песней и танцем. Течёт и меняется время, каждого в жизни ждут испытания и потери. Наступает такое время и для Сашки. Но, ни поход на войну, ни потеря Белочки, ни арест – ничто не сломило Сашку. Внутренне интеллигентный, бесконечно добрый и порядочный, он выстоял и вернулся в «Гамбринус». Правда, вернулся калекой. Он теперь никогда не сыграет на скрипке, но талант, если он действительно настоящий, если он есть, найдёт выход к людям, во имя добра, счастья и справедливости. И те же песни, под тот же гул аплодисментов играет Сашка теперь уже на губной гармошке, всей своей жизнью утверждая, что человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит.

«Гамбринус» Куприна А.И.

Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой.

Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

Чуть ли не с публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой» . Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцом литературной экспрессии , а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой.

В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях.

Сочинение

1. Образ свободного музыканта Сашки из «Гамбринус».
2. Отец Олимпий из рассказа «Анафема» как выразитель протеста против фальши.
3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия.

Все Бог сделал на радость человеку.
А. И. Куприн

Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка. Он представлял собой неотъемлемый атрибут пивной одного портового южнороссийского города. Это яркий и запоминающийся образ; «...среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». Музыкант знал мелодии всех национальностей, представители которых приходили в пивную и заказывали ему песни: играл и русские, и украинские, и греческие, и грузинские, и английские, и итальянские, и еврейские мелодии. К нему постоянно обращались люди: «И он играл без отдыха все заказанные песни. По-видимому, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Со всех сторон в карманы ему сыпались серебряные монеты, и со всех столов ему присылали кружки с пивом. Когда он слезал со своей эстрады, чтобы подойти к буфету, его разрывали на части». Сашка был востребован как музыкант, его работа, безусловно, была нужна посетителям «Гамбринуса». Но был ли скрипач-еврей свободным художником? Играл ли он по своей воле, по зову сердца или же это была нудная ежедневная работа, необходимая только лишь для зарабатывания денег? Ответ на этот вопрос дает повествователь рассказа: «Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно». Надо заметить, что музыкант играл не только на публику, но и для себя. В присутствии буфетчицы мадам Ивановой он часто исполнял свои любимые грустные еврейские национальные мелодии. Как выяснится, сам скрипач - сирота. Кроме собачки Белочки и еще, пожалуй, двоюродного брата и вдовы племянника, у него никого не было. Поэтому музыка была смыслом Сашкиной жизни, его счастьем и отрадой.

Сашку забирают на войну, хотя ему уже около сорока шести лет: он впервые разлучается со своим любимым ремеслом и работой. Но через год музыкант возвращается к всеобщей и собственной радости. В начале переворота, революции Сашку стали притеснять. Помощник пристава взял со скрипача слово не играть гимнов. На улице творился беспредел. А Сашка «свободно ходил по городу со своей смешно обезьяньей, чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нем была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов». И даже после храброго сражения с хамом Гундосым и последующим отбыванием в участок «по политическому» скрипач не сломался и не утратил своего таланта. У Сашки работала теперь только правая рука, несмотря на это скрипач остался способным работать, счастливым и свободным, - «искусство все перетерпит и все победит».

В рассказе «Анафема» другая ситуация. Протодьякон Отец Олимпий обладал мощным красивым голосом, но пел всегда строго то, что было разрешено. Кроме того, он искренне боялся своей истеричной жены дьяконицы. У церковного певца была привычка читать художественную литературу. И однажды прочтение произведения Л. Н. Толстого о Кавказе открыло в нем новые чувства и стремления: «Это чтение взбудоражило стихийную протодьяконскую душу. Три раза подряд прочитал он повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки и ворочался с боку на бок своим огромным телом. Конечно, лучше бы ему было быть охотником, воином, рыболовом, пахарем, а вовсе не духовным лицом». Еще большую подневольность Отец Олимпий чувствует на службе в соборе, когда надо было петь анафему тому чудесному писателю, который доставил так много радостных минут чтения протодьякону. Это шло против души Отца Олимпия, и он решился пойти наперекор и архиепископу-формалисту, и мнению официальной церкви. Протодьякон стал славить Л. Н. Толстого. Ему сердце подсказывало: «Все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше живет и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что Бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что это все одна фальшь». Этот протест освободил церковного певца и от сана, и от психологической зависимости от жены. Протодьякон и сам больше не хотел служить в соборе. И причина у него для этого была веская: «...Душа не терпит. Верую истинно, по Символу веры, во Христа и в апостольскую церковь. Но злобы не приемлю». Отец Олимпий стал свободным человеком в нравственном смысле.

Что же объединяет вольного скрипача-еврея Сашку с протодьяконом Отцом Олимпием? Во-первых, принадлежность и того, и другого к искусству, к творчеству. Виртуозная игра на скрипке Сашки и мощный голос Отца Олимпия завораживали людей, слушателей. «Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса... звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни...». И протодьякон: «В нем проснулась настоящая гордость любимца публики, баловня всего города, на которого даже мальчишки собирались глазеть с таким же благоговением, с каким они смотрят в раскрытую пасть медного геликона в военном оркестре на бульваре». Главные герои этих двух рассказов - «Гамбринус» и «Анафема» дарили людям радость и сами получали удовольствие от занятий любимым делом.

И Сашке, и протодьякону пришлось пережить испытания, заключающиеся в обоих случаях в нарушении их душевной гармонии, покушения на свободу (внешнюю или внутреннюю). Но скрипач Сашка со сломленной рукой все-таки выстоял и вновь вернулся к любимому делу, к музыке. А Отец Олимпий решил снять с себя сан, да и это было уже почти неизбежно. Наконец-то он стал свободным внутренне, независимым человеком: «Все равно. Пойду кирпичи грузить, в стрелочники пойду, в катали, в дворники, а сан все равно сложу с себя. Завтра же...». Только крепкому духом и по-настоящему свободному человеку под силу такой решительный шаг. Теперь Отец Олимпий приобрел внутреннюю свободу и душевную гармонию с самим собой. С этого момента перед читателем он предстал не как «нежно снисходительный» и покорный вышестоящему духовенству человек, а как «необъятно огромный, черный и величественный монумент». И он, даже лишившись духовного сана, будет счастлив, потому что не растратил свое искусство на бессмысленную злобу и остался чист перед своей душой, совестью и искренней благодарностью великому русскому писателю Л. Н. Толстому.

Таким образом, анализ двух рассказов А. И. Куприна показывает, что тема свободы, творческой и внутренней, занимала важное место в творчестве писателя.