Все вопросы

Дизайн и искусство: Пит Мондриан. Смотреть что такое "Мондриан, Пит" в других словарях Пол мондриан

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пиитер Корнелис (Пит) Мондриа?н (7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания. Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. "Геометрические" картины, пространство которых заполнено идеальными квадратами и прямоугольниками чистых цветов - апогей жизни и творчества голландского художника. Один из основоположников абстрактного искусства Мондриан в своем творчестве эволюционировал вместе с ХХ-м веком: от импрессионистских "пятен света" через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в самом конце жизни, продолжая творить вплоть до самой последней минуты.

В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции", в рамках которой будут представлены около 40 работ художника из коллекции Муниципального музея Гааги, где находится крупнейшее собрание его работ. Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу, проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Мельница в солнечном свете" (Mill in Sunlight). 1908

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Мельница в солнечном свете". 1908

Работу, которая сейчас находится в собрании Муниципального музея Гааги, можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций раннего периода творчества Мондриана и его кратковременного увлечения импрессионизмом. В этой картине уже явно виден конфликт в творчестве художника, яркие пигменты, влияние фовизма и работ Ван Гога как бы противопоставляются традиционному голландскому мотиву, так часто встречавшегося в работах его предшественников и увлеченных классикой современников. Желто-голубой фон контрастирует с красно-синей мельницей, написанной нарочито грубыми мазками. Даже в этой работе проглядывает некая схематичность и геометричность композиции, к которой художник придет гораздо позже. Увидеть конкретно эту работу художника на выставке в Москве не удастся, но в Третьяковке будут представлены другие произведения этого периода.

Триптих "Эволюция" (Evolution). 1911

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Триптих "Эволюция". 1911

С середины 1900-х годов Мондриан увлекся символизмом и теософскими течениями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. Влияние этого увлечения заметно, например, в работе "Набожность" 1908 года, которую можно будет увидеть на выставке. Не увидят москвичи в этот раз, к сожалению, самое важное произведение этого периода - триптих "Эволюция". Знаковое произведение художника, в котором "теософский символизм соединяется с жесткостью линий". На картине показаны "три этапа познания", что отражает религиозные взгляды и моральные принципы Мондриана в тот период.

"Серое дерево" (The Grey Tree). 1912

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Серое дерево". 1912

В 1911 году Мондриан уехал в Париж, где прожил до июля 1914 года. Это период его увлечения кубизмом, работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период он отдает предпочтение графическим работам, оставляя цвету второстепенное значение в пику колористическому кубизму Фернана Леже и Робера Делоне. В этот период Мондриан постепенно отказывается от трехмерности изображения, оставляя лишь линии на плоскости холста. Одновременно художник не оставляет и свою давнюю серию вариаций мотива дерева, некоторые из этих работ можно также увидеть на выставке в Третьяковской галерее. В работе 1912 года "Серое дерево" уже видно как на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали, пока еще прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. Этот мотив - взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) - появился в его творчестве несколько раньше, но и в дальнейшем художник продолжал поиски идеальной гармонии между этими двумя началами в своих произведениях.

"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным" (Composition with Red, Yellow, Blue and Black). 1921

предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921

Наиболее узнаваемые работы художника - его поздние абстрактные произведения, названия которых отличаются в основном нумерацией. Его "геометрическая" живопись - неопластицизм, как назвал свою живописную систему сам автор - во многом перевернула представления современников и потомков об искусстве. Самая известная его работа в этом направлении -"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", написанная в 1921 году. Именно об этой работе вспоминают в первую очередь, когда говорят о "мондриановской манере", и ее можно будет увидеть на выставке в Москве. В 1960-х Ив Сен-Лоран вдохновившись стилем художника (и "Композицией" 1921 года в частности) создал целую серию лаконичных платьев с абстрактными геометрическими узорами, которые сейчас стали одним из узнаваемых символов модного дома.

"Победа буги-вуги" (Victory Boogie Woogie). 1942-1944

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Победа буги-вуги". 1942-1944

Эту картину Мондриан закончил в 1943 году, вскоре после своего переезда в Нью-Йорк (в 1938 году он бежал в Америку из охваченной фашизмом Европы). Искусствоведы называют эту работу кульминацией стиля художника и принципов неопластицизма. В отличие от ранних абстрактных произведений, квадраты здесь мельче и ярче, здесь нет ни одного черного пятна, а ячейки чистого цвета лишь оттеняют белое пространство холста. В этой работе нашли отражение шумные достопримечательности и звуки Нью-Йорка 1940-х. Главная отличительная особенность картины - ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции музея Гугенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу. Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен в Бруклине.

Узнать подробнее о творчестве художника можно будет на лекции "Пит Мондриан: Пионер абстрактной живописи" , которую прочтет эксперт по живописи художника, руководитель музея современного искусства Парижа Бриджит Леаль.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Палка, палка, огуречик, получился… самобытный и до абсурда упрощённый стиль Пита Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan) . Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.

Больше всего Мондриан известен своими работами начала 20-х годов прошлого века, где он упростил все формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнил основными цветами палитры. Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.

Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день - в моде, архитектуре, топографии и дизайне.

Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.

Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» - без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.

В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм - его собственная отрасль абстрактного искусства. Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах. Намного позже, в 60-х, эту идею подхватят минималисты, выбрав для себя чёткость линий и ограниченность в выборе цвета.

Семья Мондриана была невообразимо далека от искусства. Отец Пита, директор местной школы, едва сводил концы с концами, пытаясь прокормить будущего великого художника, ещё двух сыновей, дочь и слабую здоровьем жену. Но, несмотря на это, к таланту ребенка в семье отнеслись с пониманием, и в двадцать лет Пит переехал из Амерсфорта в Амстердам, где началось его обучение в Академии художеств.

В двадцать пять лет Мондриану пришлось почти на год вернуться в родительский дом - молодой художник сильно повредил здоровье во время разгульного отпуска и вынужден был сражаться с пневмонией. Пит замкнулся в себе, но уединение принесло плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка. Разумеется, они не имеют ничего общего с абстрактными картинами, которые впоследствии принесут ему известность. Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой.

Эта особенность принесла ему немало страданий. Мондриан дважды пытался получить престижную римскую стипендию, но оба раза провалился. Более того - добился лишь разгромной рецензии на своё творчество. Критика обвинила художника в отсутствии таланта и навыка и неумении изображать людей живыми. Отчасти так всё и было - фон и персонажи плохо сочетались друг с другом, безжизненные силуэты словно были приклеены к холсту.

Первым толчком к абстракции стало вступление Мондриана в голландское теософское общество. Мистицизм явно нравился художнику, однако он всегда стремился более реально воспроизводить духовное. Именно поэтому ни в коем случае нельзя относить его к теософам.

А вот эпицентр изменений пришёлся на 1911 год. Именно он стал важнейшим в карьере Мондриана. Художник посетил выставку современного искусства в Амстердаме, где на него произвели глубочайшее впечатление работы кубистов и . Сразу после этого Мордриан переехал во Францию и коренным образом изменил своё отношение к творчеству. Он начал работать в жанре высокого кубизма и превзошёл своих предшественников. Пит отказался от изображения предметов и природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. С помощью геометрии Мондриан пытался исследовать законы мироздания и передавать их через живопись.

Самой скандальной работой Пита стала картина под названием «Победа буги-вуги» (Victory Boogie-Woogie), написанная в 1944 году.



Сегодня она считается воплощением неопластицизма и фирменного мондриановского стиля. Во время работы над ней художник заболел воспалением лёгких и умер, так и не завершив начатого. Однако считается, что именно «Победа» передаёт самые сокровенные мечты и стремления автора. Это венец его творения.

За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много переезжал - Голландия, Франция, Англия, Америка - и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти. Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.

Аннотация название выставки: «Пит Мондриан. Линия»
время проведения: 04.09.2015-06.12.2015
место проведения: музей Мартин-Гропиус-Бау, Niederkirchnerstrasse, 7, Берлин, Германия
сайт выставки: http://www.berlinerfestspiele.de

С 4сентября по 6декабря в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау проходит выставка ключевых работ одного из основоположников абстрактной живописи-нидерландского художника Пита Мондриана. Выставка проводится при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Берлине. Это первая большая экспозиция из 50картин и рисунков Мондриана в Берлине после выставки в 1968г.

Пит Мондриан-один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, чьё искусство во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

Пит Мондриан. Автопортрет

Пит Мондриан и его «искусство чистой пластики»

XXв, предложив людям огромный объём информации через электронные средства связи, изменил количество, форму и содержание социальных контактов. Интеграционные процессы способствовали становлению общечеловеческой культуры на единых основаниях. Сложение этих факторов привело к изменению культурно-ценностной ориентации человека и формированию новых потребностей и культурных стереотипов. Эти изменения происходили в рамках массовой культуры, социальная функция которой состояла в регулировании поведения людей и приведении к единообразию их духовной жизни. Сложность развития художественной культуры XXв состояла в том, что художественная деятельность адаптировалась в экономической, политической, технической и духовной сферах общественной жизни, которые предъявляли к ней требования в соответствии со своими интересами, стимулируя таким образом её разнонаправленное развитие.

«Красный узел» В. Кандинский, 1936г.

Искусство XXв характеризуется распадом художественной культуры на множество самостоятельных направлений и школ, с их активными поисками новых средств художественной выразительности и смелыми экспериментами с формой, цветом и композицией. Все авангардистские явления: направления, течения и школы, порвавшие с реалистической традицией и считающие эксперимент основой творческого метода, объединяет направление «модерн». Наиболее крайней школой модернизма стал абстракционизм, который ещё называют беспредметным искусством.

«Мельница в сумерках» Пит Мондриан. 1905г.

Появление абстракции стало закономерным итогом фундаментальных перемен в духовной и художественной жизни XXв, которые способствовали переосмыслению формирующих принципов европейского изобразительного искусства. Абстракционизм как направление возник в нескольких европейских странах в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма и футуризма. Основоположниками и вдохновителями абстракционизма считаются художники В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Ф.Купка и Р.Делоне. Модерн-это явление с многоярусной иерархией, где каждый достаточно крупный феномен авангардного искусства, утверждался посредством деклараций, манифестов и многочисленных текстов. Художники-абстракционисты в своих разных по целям теоретических трудах и программных заявлениях определили объединяющий их тезис: абстракционизм, как высшая ступень изобразительного творчества, создаёт формы, присущие только искусству. «Освобождённое» от копирования действительности искусство, абстракционисты превратили в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания.


«Серое дерево» Пит Мондриан. 1911г.

В пространстве стиля сразу же наметились две основные линии: лирико-эмоциональная абстракция и геометрическая или логическая. Лирико-эмоциональная абстракция (композиция образуется из свободно текущих форм и ритмов) представлена в творчестве В.Кандинского, мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма и информального искусства. Геометрическая абстракция нашла воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне и в творчестве мастеров постживописной абстракции. В основе геометрической абстракции лежит выразительность прямых и ломаных линий, простых геометрических элементов и плоскостей чистого цвета. Особенно ярко геометрический абстракционизм проявился в 1910-1930-х годах в ряде европейских стран. После эмиграции художников-модернистов (Х.Хофмана, Д.Альберса, Д.Грэхема и П.Мондриана) в Америку во время II мировой войны, геометрический абстракционизм был принят американскими живописцами и к 1940-1950годам уже имел множество разноплановых последователей, хотя и уступал в популярности абстрактному экспрессионизму. Примером самой бескомпромиссной и строгой геометрической абстракции в живописи XXв служат произведения Пита Мондриана.

Триптих «Эволюция» Пит Мондриан. 1911г. На картине показаны «три этапа познания», что отражает религиозные взгляды художника того периода.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (1872-1944) родился 7марта 1872г в семье директора школы небольшого голландского городка Амерсфорте. Первые уроки рисования Пит получил у отца и дяди. Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительного искусства (1892-1897). Во время учёбы в академии Мондриан писал много портретов на заказ ради денег. Своё отвращение к этому жанру, который начинающий художник не признавал и считал «ерундой», он выразил в том, что расстрелял собственный автопортрет. В это время увлечением Мондриана были пейзажи и натюрморты, которые он выполнял в манере старых голландских мастеров. Позже Мондриан отошёл от традиций реалистического пейзажа, и его кратковременное увлечение импрессионизмом в, так называемых, «вечерних пейзажах» принесло ему известность. В 1911г Мондриан принял участие в амстердамской Международной выставке современных художников, где были представлены работы П.Пикассо, А.Дерена и Ж.Брака. Интерес к работам кубистов побудил Мондриана к экспериментам в этом жанре: художник начал упрощать формы и, по-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, стремился добиться впечатления структурной ясности.

«Большая композиция» Пит Мондриан. 1919г.

Постепенно из работ Мондриана исчез сюжет, узнаваемость, пространственная глубина и реальная форма. Годы I мировой войны художник провёл на родине в Голландии. В 1917г Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883-1931) стал одним из основателей группы «Стиль»-объединения художников и архитекторов. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Последователи Мондриана и Дусбурга объединились вокруг авангардного журнала, названного по имени группы-«Стиль». В первом номере журнала Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи», в которой впервые появился термин «неопластицизм».

«Композиция с Красным, Жёлтым, Синим и Чёрным» Пит Мондриан. 1921г.

Ещё в 1914г, создавая свои первые беспредметные работы, Мондриан выразил уверенность: «Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта». Во всех своих теоретических работах Мондриан отстаивал своё убеждение, что в реальном мире присутствуют незримые, но невероятно сильные духовные энергии, которые можно выразить только с помощью простых геометрических форм: «Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она-противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно». Результатом многолетних творческих поисков собственного художественного почерка стала теория «искусства чистой пластики», изложенная художником в трактате «Неопластицизм». Мондриан писал; «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных». Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета, посредством которых Мондриан воспроизводил истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, выражая таким образом идею универсальной гармонии.

«Площадь Согласия» Пит Мондриан. 1938г.

Мондриан придерживался строгих правил в построении композиции (его культом было равновесие вертикальных и горизонтальных линий) и порвал с журналом «Стиль», когда Дусбург предложил в качестве нового компонента выразительного языка угол в 45градусов. В сентябре 1938г, предчувствуя войну, Мондриан уехал в Лондон, где создал крупномасштабные композиции со множеством линий («Трафальгарская площадь», 1939-1943 и «Площадь Согласия», 1938-1843). Эти работы художник завершил уже в Нью-Йорке, куда эмигрировал в 1940г, спасаясь от бомбардировок Лондона. Америка приняла Мондриана радушно: пресса назвала художника «одним из величайших беженцев из Европы» и уже в 1942 и 1943гг прошли его две персональные выставки в галерее Дьюденсинг. В этот период художник создал произведения, которые строились в ритме синкопы-.танца, в честь которого они названы: для передачи ритма в переплетениях решётки появились небольшие квадраты, множащиеся на линиях («Нью-Йорк сити», «Бродвей. Буги-вуги», «Победа буги-вуги»).

«Бродвей. Буги-вуги» Пит Мондриан. 1942-1943гг.

Первого февраля Мондриан умер от пневмонии в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище в Бруклине. Творчество Пита Мондриана вызывает глубокое уважение: он наполнил новым смыслом назначение высокого искусства, определив его ведущую роль в преодолении духовного кризиса современного общества: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа-точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения». Живописное и теоретическое наследие Пита Мондриана во многом определило эстетические и художественные принципы XXвека и повлияло на развитие архитектуры, моды и дизайна. В честь Мондриана назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.

Редакция Buro 24/7 Украина начинает серию публикаций, посвященных связи моды с искусством. В первом материале мы расскажем о влиянии голландского абстракциониста Пита Мондриана на работы модных дизайнеров начиная с 60-х годов прошлого века

Питер Корнелис Мондриан начинал свой творческий путь с манерного импрессионизма, а закончил строгой геометрической абстракцией. Наиболее узнаваемыми работами голландского художника сегодня являются его поздние произведения в авторской художественной системе "неопластицизм". "В будущем осуществление чистого выражения формы заменит искусство", — манифестально заявлял художник в одном из своих теоретических трудов. Присущее многим авангардистам иконоборческое желание похоронить фигуративное искусство не помешало Мондриану создать собственные живописные иконы искусства прошлого века — самой известной работой голландского мастера цветовой композиции считается написанная в 1921 году "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным".

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", 1921

Полотно 1944 года под названием "Победа буги-вуги" называют кульминацией неопластицизма. Написанная вскоре по приезде художника в Нью-Йорк картина знаменует новый период его творчества, но в ней также можно разглядеть влияние ранних кубистических экспериментов художника. Отличительная особенность картины — ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции Музея Гуггенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу, — Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен на бруклинском кладбище Cypress Hill.

Пит Мондриан. "Буги-вуги на Бродвее", 1942-1943

Шестидесятые годы ознаменовались перемещением столицы моды из высокопарного Парижа в молодежный Лондон, на Карнаби-стрит, средоточие мобов и свингующей молодежи. Конечно, французские дизайнеры не могли сдаться так просто и тоже пошли на поводу у лозунга "умеренность и аккуратность". В первую очередь подобный девиз провозглашал модернизм и минимализм, и для французского кутюрье Ива Сен-Лорана эти понятия пересеклись в работах Пита Мондриана. В 1965 году дизайнер создал коллекцию "Мондриан", которая стала одним из самых громких прецедентов оммажей искусству от моды.

Сейчас, когда Jil Sander выпускают на подиум моделей в свитерах с полотном Пикассо, а Opening Ceremony и Vans посвящают коллекцию Рене Магритту, идея перенести живопись на ткань и создать из нее одежду уже не кажется особо новаторской, но для 60-х годов это была чуть ли не революция. Абсолютная лаконичность, четкость линий и заманчивое соответствие ключевым тенденциям в женской моде 60-х годов (мини-юбка, которую за три года до этого изобрела Мэри Куант, и А-образный силуэт), сделали коллекцию шедевром того времени. Ее наперебой снимали самые авторитетные глянцы того времени, "мондриановским" платьям Сен-Лорана отвели отдельную главу в большинстве модных энциклопедий, а сейчас коллекция представлена в рамках экспозиции в Музее Виктории и Альберта в качестве первой и самой громкой коллаборации мира моды и мира искусства.

Привлекательность работ Мондриана для представителей модного кластера в целом понятна: с одной стороны, это геометричность, которая актуальна для дизайнеров совершенно разного толка, с другой — колористика, состоящая из основных цветов, которые не размениваются на оттенки и полутона. Все дизайнеры, работавшие с наследием абстракциониста, выбирают собственные темы для референсов. Для Дианы фон Фюрстенберг и Эрве Лежера такими стали четкие темные полосы, разграничивающие блоки разных цветов, в то время как Moschino практически дословно процитировали самое известное полотно художника, лишь заменив квадратную вставку красного цвета изображением сердца. Но чем ближе к современности, тем больше дизайнеры стараются отказаться от непосредственного заимствования и приблизиться к более тонким намекам. Например, летняя коллекция сумок Céline — наглядная демонстрация этого принципа: здесь Фиби Файло позаимствовала у Пита Мондриана те самые живые, яркие и чистые цвета; так же поступил и Раф Симонс, создавая платья для своей первой круизной коллекции в качестве креативного директора дома Christian Dior. Alexander McQueen же, в свою очередь, использовали принцип "и вашим, и нашим": балетки из их весенней коллекции практически идентичны мондриановским настроениям, зато платье в стиле трайбал из того же предложения показывает, как легко и непринужденно можно превратить абстракцию в этнику.