Работа

Духовные традиции об особенностях энергетического обмена. Духовные традиции русской семьи

В данной статье рассмотрены основные положения самых популярных и влиятельных традиционно китайских учений - конфуцианства и даосизма, а также пришедшего из Индии буддизма.

Китайская культура стремилась к максимальному упорядочению первозданного хаоса как в окружающем мире, так и во внутренней духовной жизни человека.

Эти задачи сводились главным образом к тому, чтобы развивать и совершенствовать «естественные» психические способности человека с целью максимальной реализации всех...

За многие века жизни общество предлагало нам определенные системы ценностей. Через религии и законы накладывались определенные рамки, внутри которых должны были все выстраивать свою жизнь.

Эти законы позволяли обществу развиваться, порой в ущерб отдельным своим членам.

Усредняя всех, они создавали видимую стабильность. Многие религии внедрялись силой и служили орудием для подчинения и подавления народов.

Так, в эпоху рационализма людей заставляли верить в Бога силой и пытками. В эпоху...

Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя идущими по духовному пути, я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность».

А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот...

Духовная цель, а что это такое?
Возможно, это есть цель стремления к …
… к Духу, но что это означает? Зачем нам вдруг понадобилось стремиться к Духу, ведь слово духовность происходит от этого корня?

Мы существа, живущие в Материи но, только ли в ней?

Если предположить, что мы точно так же обитаем в Духе, то сразу же возникает вопрос, а где это находится?

Если Материя имеет местом обитания Пространство, то, вероятно, Дух – Время. Но мы пространственные существа, живущие на...

Хотя практикующие Дзогчен были во всех тибетских религиозных традициях (Пятый Далай-лама школы гелуг, Третий Кармапа Ранжунг Дордже школы кагью и Граспа Гьятлтцен школы сакья), самые важные линии преемственности учений Дзогчен принадлежат именно коренной религиозной традиции Тибета - бон и старейшей школе тибетского буддизма - ньингма.

Обе эти традиции классифицируют свои учения по "девяти Путям" практики, ведущим к просветлению или самореализации, и в обеих классификациях Дзогчен является...

Объективные процессы переходного этапа, субъектом которых становится человеческая цивилизация в настоящее время, носят особый характер. Целостное видение происходящих и грядущих событий на нашей планете требует выхода из плоскости исторического развития цивилизации и осознания смысла наступающей эпохи, исходя из духовных задач планетарной эволюции человечества, суть которых состоит в изменении принципа духовной работы и планетарного сознания в целом.

1.1. Цикличность жизни и место нашей...

Когда человек становится зрелым в духовной жизни, ему начинают нравиться парадоксы и двусмыслицы, неоднозначность и конфликты. Он лучше ощущает иронию жизни, ее метафоричность и юмор. Он способен заключить в себе все: и прекрасное и безобразное, не утратив величия сердца.

Плод падает с дерева сам, когда созревает. В должное время духовной жизни сердце, подобно плоду, становится зрелым и мягким. Из колючих побегов поиска, развития и исправления практика превращается в отдых в тайне. Она уже не...

Статья

Автор : Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Статья может использоваться для подготовке к выступлениям на различных публичных мероприятиях по русскому языку, литературе, культуре.

Духовные традиции в древней и современной русской литературе

Культура – это то общее и особенное, созданное народом в прошлом и осуществляющееся в настоящем, что объединяет страну, что есть в каждом человеке, в каждой его части. Это единая совокупность частных и общих смыслов, образов и символов, структурирующая знаковую картину реальности, создающая определенный сверхобраз мира и отношение к нему, и деятельность в соответствии с ней. В словаре Владимира Даля, например, выделяется только последний, деятельный аспект: культура – обработка, возделывание, уход за чем-либо. Как и образование кого-то, умственное и нравственное, обучение чему-то. Определенное явление, действие в соответствии с каким-то идеалом, образцом, следуя обычаю, традиции общества. Культура связана также и с созданием ценностей, в том числе и высших духовных ценностей. В узком смысле она – сфера духовной жизни людей (как материальной, так и итог личностных достижений: знания, навыки, нравственность, уровень интеллекта, эстетика, мировоззрение, тип общения людей). В широком смысле - это создание идеалов и материальных ценностей, создание стереотипов социального поведения в соответствии с исходным Первообразом, исходной мифологемой.
Культура народа определяет его нравственный и духовный облик, без неё невозможно сосуществование таких различных стран на земле. Однако культурные традиции каждого этноса формируюся на многих столпах, связанных с историей и литературой. Чем богаче и развитей литературные традиции, тем высоконравственней культура народа.
Славянская культура в нашей стране представлена прежде всего русской литературой, которой более тысячи лет. Разнообразие жанров и стилей, многогранность тем, искренность и правдивость изложения, глубина и широта взглядов поражают и сегодняшнего читателя, а ведь до нас дошла лишь небольшая часть древнерусских произведений. Какими же были представления наших предков о духовной культуре человека? Ответом на этот вопрос будут произведения из сокровищницы древнерусской литературы.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С.Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Стойкость духа её героев поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, традициям, верованиям. Терпимость проявляется в отношениях между русским воеводой Претичем и печенежским князем в «Повести временных лет», в «Сказании о траве емшан», в проповедях епископа владимирского Серапиона, который писал о муках русских людей при татарском гнёте, сетовал об утрате былой славы Руси и в то же время говорил о моральных достоинствах татар. Уважение к другим народам, сочувствие к их бедам звучит с особой силой в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. В новой русской литературе 18-21 веков продолжаются лучшие традиции литературы древней.
Сегодня древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к родине. Писатели, отделённые от нас многими веками гордились величием Руси, её обширностью, красотой полей и лесов, светлостью души людей, их «дерзостью» (смелостью), высокими нравственными качествами.
Глубокую связь с культурой и историей древней Руси, устной народной поэзией и народным изобразительным искусством мы видим в творчестве многих современных писателей. Особенно эта связь прослеживается в творчестве С.А.Есенина. Именно она обусловила, по мнению В.Г.Базанова, « появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов, образов и мотивов, имеющих прямое отношение к структуре мифа о мировом дереве». (Дерево – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию, а также человека, уподоблённого этому миру). Поэзия Есенина, даже самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Неслучайно поэтому всё сильнее ощущается влияние двух начал – фольклора и классической поэзии. Приятие жизни, благодарность за неё находит у поэта декларативное выражение: « Приемлю всё. Как есть всё принимаю…». Образ розового коня – символа восхода, весны радости жизни (« Не жалею, не зову, не плачу…») соседствует у него с крестьянским конём-тружеником, который на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Именно поэтому названое и многие другие стихотворения поэта стали романсами. Эта особенность роднит творчество поэта с народной песней, с народной душой. В них отражается открытость человека, ощущаещего себя частью мироздания, отчего и даже печаль не мрачная, а светлая.
Традиционные есенинские образы: «страна берёзового ситца», «розовый конь», «белых яблонь дым», клён с медью листьев, осень как время зрелости и подведения итогов, даже сама фамилия, которая восходит к общеславянскому «есень» (осень), сохранившемуся в рязанском наречии, - всё это говорит о неразрывной связи с русскими народными традициями, с русской культурой. Принимая революцию и все последующие события, произошедшие на родной земле, поэт не изменен в одном, он безгранично предан родной земле, он служит ей до последнего вздоха. Герои его произведений неоднозначны, вызывают много споров и вопросов, но они реальные персонажи – герои своего времени («Пришествие», « Пугачёв», «Анна Снегина» и др.). Как и прежде поэт даёт понять, что любовь и верность ценны в любое время и в любом обществе, что нельзя достичь счастья для кого-то, утопив в крови страны и народы, что люди не должны быть слепым орудием в реках ловких политиков-дельцов, что долг и честь не пустые слова, а символы человеческого сознания. Разве можно считать несовременными слова лирического героя поэмы «Пришествие», который, обращаясь к родине, готовит её к прозрению, к осознанию своего нового предназначения и величия:
О Русь, Приснодева
Поправшая смерть!
Из звёздного чрева
Сошла ты на твердь…
Воззри же на нивы, на сжатый овёс,-
Под снежною ивой
Упал твой Христос!
Прошло почти сто лет, а роль России - Приснодевы (признанной церквью мученицы за Христа) как и раньше неизменна, особенно в свете последних событий на Украине, да и во всём мире.
Оглядываясь на наше общество, хочется задать вопрос, вложенный Есениным в уста Пугачёва и трижды повторённый: «Люди! Вы с ума сошли?» Этот повтор, заимствованный из фольклора, вторичные по значению смыслы слов делают рисунок стиха неповторимым и по-прежнему актуальным. Пройдёт еще немного времени, и в стихах поэта читатели увидят за идеалами романтизма и бунтарства прежнюю Русь, «родину кроткую», которая вернулась к своим истокам, к своим берегам.
Что такое столетие для истории, для эпохи? Всего лишь эпизод, небольшое событие, которое потом можно уместить в строчки школьных учебников. А для страны это жизнь нескольких поколений людей. Так и случилось с нами, с нашей Россией в 90-е годы. Казалось, что связь поколений, культурных традиций оборвалась, представления о жизни изменились, и как в начале века «Пляшет перед взором буйственная Русь». Но мы пережили, перестрадали эти трудные годы, период безнравственной одержимости и вседозволенности, прошли проверку на прочность, и колесо времени постепенно вернулось к тому,от чего начался этот столетний путь.
Когда-то давно, в 1913 году в Крыму, в Коктебеле., Марина Цветаева написала:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Эти давние строчки оказались пророческими. Для произведений Цветаевой настал такой период, когда их читают, понимают, любят, ими восторгаются. Значит, пришло время, когда все моральные категории вернулись на своё место, когда никто не назовёт чёрное белым, когда ложь и лицемерие стали называться своими истинными именами. Без культурных связей с прошлым это было бы невозможно. Пришло время, когда в России возрождается истинное значение таких понятий, как милосердие, сочувствие, добросердечие, благородство, патриотизм, сострадание. Когда-то эти слова считались основой не только русской духовной культуры, но других славянских народов. Долго они были незаслуженно забыты, и сейчас, открывая их для себя заново, люди учатся жить по совести, по душе. Об этом писали в своих произведениях многие представители современной литературы, в том числе А.И.Солженицын и В.П.Астафьев. Оба стали признанными защитниками нравственного отношения к людям, создателями галереи русских характеров, возрождали интерес к истокам духовности. У каждого из писателей по-своему проявилась мысль о крестьянстве, как об основе человечности, которую ещё можно возродить в российском обществе. Они же и предвидели, что это возвращение к своим духовным началам будет для нашего общества долгим и трудным, но оно идёт. По мнению Т.М.Вахитовой, «Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера. При этом он всегда касается самых острых, больных, противоречивых проблем общественного развития, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Достоевским».
Русская деревня в произведения Астафьева предстаёт перед нами духовно чистой и красивой. Светлый образ Родины воскрешает в памяти историческое прошлое нашей страны, глубже ощущается его связь с современным обществом. Она для нас - тот живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъёма. Духовное родство прошлого и настоящего становится всё ощутимее. Из культуры предков мы черпаем глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Её вера в добро и справедливость, её «горячий патриотизм» укрепляют и воодушевляют нас. М.В.Ломоносов называл русские летописи « книгами славных дел». Отрадно, что славные дела продолжаются, они творят нового человека по тем же канонам духовности, каким могли гордиться его предки.
Возрождение духовности и возврат к своим источнникам объясняет интерес в современном обществе ко всему народному, исконному. Примеров этому достаточно. Мне хочется добавить к сказанному только несколько штрихов, вернее фотографий.

1. Введение

2. Что такое семья?

3. Формы семьи

4. Зачем создавать семью?

5. Функции семьи

6. Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Введение

С чего начинается жизнь человека, пришедшего в воплощение?

Как правило, с семьи.

В семье он получает заботу и любовь, делает первые шаги, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что происходит в семье, прочно запечатлевается с первых минут воплощения и потом отражается на будущей жизни человека. Это и образ жизни семьи, и эмоциональные реакции членов семьи на разные ситуации, и круг их интересов. Все эти представления, привычки передаются из поколения в поколение, формируя традиции семьи.

Семья крепка, прежде всего, духовными традициями.

Семья является основой любого общества. И потому оттого, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом.

Семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия. Они позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи.

Наверно, каждому человеку в той или иной мере эти традиции знакомы. Они существуют тысячелетиями как нравственные правила, завещанные мудрыми учителями человечества. Они бережно сохранялись и передавались в памятниках древней литературы, в обычаях народов, в религиозных обрядах. И в данной лекции мы рассмотрим некоторые из этих традиций.

Вот только само понимание нравственности постепенно мельчает, сводится порой к обрядности, к выполнению завещанных предками ритуальных действий без осознания истинных причин необходимости определённого поведения.

А также мы наблюдаем как в семье, так и в обществе полное падение нравов.

И прежде всего это связано с отсутствием сексуальной культуры, которая должна быть частью общей культуры общества. А сексуальная культура напрямую связана с репродуктивной функцией семьи – одной из главных её функций. Эти и другие вопросы мы затронем в лекции.

Для начала рассмотрим, что такое семья и ответим на вопрос, зачем создавать семью.

Что такое семья?

Существует множество определений понятия семья . Если словари середины прошлого века (Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова) называли семьёй группу живущих вместе близких родственников, то современные энциклопедии дают более расширенное определение.

Так, Философская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь дают такое определение:

Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.


А под браком подразумевается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу» .

То есть брак – это своего рода контракт, заключаемый тремя сторонами: мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Во многих странах освящение брака совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу перед Богом и берут на себя обязанность взаимной опеки «и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит». Освящение брака перед церковным алтарем считается очень сильной формой укрепления брака.

Брак – это таинство. Через вступление в брак супруги могут отрабатывать карму со своим спутником жизни, нести ношу ближнего. Это понимание брака в настоящее время практически утрачено в западном мире.

В 2006 году Владыки Мудрости дали нам возможность во время диспенсации 23 числа отрабатывать карму кого-то из близких людей. И мы можем выбрать в качестве такого человека, например, своего супруга.

Поддерживать непорочное понятие о своём партнёре, думать о нём, как о Боге – это долг каждого супруга. Иначе люди просто сосредотачиваются на ошибках и негативных моментах совместной жизни, а не на Божественном потенциале друг друга.

В наше время усилилось схождение кармы, и потому обостряются многие отношения, в том числе и семейные. А отсюда так много разводов. Но никогда не нужно допускать даже мысли о разводе: пока вы не думаете о разводе, ваши мысли нацелены на преодоление возникающих проблем. Развод – самый простой способ решения проблем, как кажется супругам. Но он порождает только новые проблемы, новые кармические долги. Поэтому не нужно позволять затруднениям стать причиной расторжения брака.

Человек является ареной борьбы со своим эго (а не с внешним миром). В браке эта борьба особенно остро проявляется, поскольку супруги связаны друг с другом. И каждому из супругов приходится ежедневно контролировать проявление своего эго и находить общий язык с членами семьи, тем самым защищая свой брак.

Формы семьи

Формы семьи постепенно менялись в связи с изменением социально-экономических условий жизни общества.

Так, в 19-м веке в России, где крестьянство представляло собой самый обширный класс, семьи были большими, включали несколько поколений (до четырёх – пяти) и напоминали общину. Такая семья была многосемейной , и включала в себя связанные кровным родством несколько семей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался домохозяином.

Например, семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек. Всего 26 мужчин и 28 женщин.

Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия.


С развитием научно-технического прогресса и в связи с индустриализацией общества во многих семьях отпала необходимость в тяжёлом крестьянском труде, а вместе с этим и необходимость совместного проживания нескольких поколений.

Современная семья по большей части является нуклеарной , то есть такой, которая состоит из родителей и их детей (пока дети не вступили в брак). Причём, когда дети создают свою семью, они стремятся жить самостоятельно, и их семья также становится нуклеарной.

Всё чаще возникают семьи, которые живут так называемым гражданским браком . В этом случае мужчина и женщина не регистрируют свой брак, хотя во всём остальном их союз выполняет те же функции, что и оформившая свои отношения семья.

На этом общество не остановилось. Представители секс-меньшинств выступают за легализацию однополых браков и их узаконивание на государственном уровне. В обществе идут нешуточные дебаты, возможно ли такое партнёрство назвать семьёй. Но, как сказал один из участников такой дискуссии, проходившей в Литве, «вопрос не в том, будет ли принят этот законопроект, вопрос только в том, когда он будет принят» .

Таким образом, мы наблюдаем стремительную деградацию института семьи. Всего за каких-то 130-150 лет семья из патриархально-общинной превращается в гражданский брак, неузаконенный перед Богом и перед государством. И, более того, – в сожительство людей одного пола, которые не могут осуществить одну из важнейших функций семьи – детородную. Если так пойдёт и дальше, то через несколько поколений население развитых стран попросту вымрет.

Зачем создавать семью?

Таким образом, верным мотивом для создания семьи является помощь и поддержка друг друга, а также рождение детей и воспитание их в лучших традициях. А вовсе не получение сексуальных наслаждений.

Обратим внимание: речь идёт не просто о создании семьи, а о законном создании семьи – о вступлении в брак.

В современном обществе мотивы, по которым люди объединяются в семьи, очень разнообразны.

Приведём результат одного небольшого студенческого исследования. Из таблицы видно, что наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов.


Прежде всего, люди ищут любви и надеются через семейные отношения закрепить это чувство. В большей степени молодые люди хотят получать любовь и в меньшей – отдавать, т.е. и в любви, как и в других сторонах жизни общества потребления, присутствует потребительство. Кроме того, многие связывают это чувство с сексуальностью и стремятся получить стабильные и гармоничные сексуальные отношения с партнёром в семейной жизни.

Создавая семью, человек надеется найти в ней отраду для своей души и источник счастья. Духовная близость делает супругов по-настоящему счастливыми. Одинаковые или похожие взгляды на жизнь ведут к взаимопониманию. Общие интересы дают множество интересных тем для общения, создают возможность совместной самореализации. Духовное общение способствует взаимообогащению, личностному, интеллектуальному и духовному росту членов семьи.

Эмоциональная поддержка и взаимопонимание в семье помогают человеку чувствовать себя более уверенно, спокойно и безопасно, что способствует поддержанию и восстановлению психического здоровья всех членов семьи. Вступая в брак, человек надеется найти в лице своего партнёра верного друга, который будет принимать его таким, каким он есть, поддерживать во всех начинаниях, сопереживать и сочувствовать, разделять все радости и горести.

Рано или поздно супруги задумываются о детях, о продолжении своего рода . Семья нужна человеку, чтобы иметь возможность обзавестись потомством, вырастить и воспитать счастливых и здоровых детей.


Создание семьи позволяет человеку наладить хозяйственно-бытовую и экономическую стороны жизни. В семье формируется общий бюджет, позволяющий удовлетворять материальные и биологические потребности её членов в питании, приобретении и содержании домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, создание домашнего уюта. У каждого из супругов возникает своя зона ответственности. Налаженный и стабильный быт значительно облегчает жизнь человека, помогает поддерживать членов семьи в случае, если у них возникают экономические трудности.

Вспомним пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу – модель потребностей человека.


Семья удовлетворяет перечисленные выше потребности на всех уровнях:

– на физическом плане реализуются хозяйственно-бытовая и экономическая стороны жизни семьи, дающие физическое здоровье членам семьи, а также удовлетворение сексуальных отношений, приносящих удовольствие,

– на астральном плане – это эмоциональная поддержка и взаимопонимание, которые придают психологическую устойчивость и психическое здоровье всем членам семьи,

– на ментальном плане обеспечивается потребность в любви и уважении: даже если не все окружающие люди тебя понимают, то в семейном коллективе тебя будут любить таким, каков ты есть;

– на эфирном уровне – это самореализация в продолжении рода и воспитании детей.

И эти четыре уровня потребностей при условии их реализации дают человеку возможность роста и развития и на более высоких планах. Поскольку в семье – как в малой модели общества – происходит нарабатывание тех качеств человека, которые потом останутся в его высших телах и перейдут в его новое воплощение. То есть семья предоставляет человеку многочисленные возможности для развития на всех планах.

На пятом уровне человек может осуществить свою миссию в семье, реализуя духовную сторону жизни и помогая близким возвышать их сознание. К рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся позднее, в разделе «Баланс духовного и физического».

Функции семьи

Таким образом, мы выяснили, что человек стремится удовлетворить ряд потребностей, создавая семью. А семья как раз и наделена этими функциями . Психологи отмечают около полутора-двух десятков функций семьи. Причём авторы учебников по семейной психологии распределяют их по важности в ином порядке, начиная с репродуктивной и воспитательно-образовательной функции. Затем уже идут (в разной последовательности) коммуникативная, эмоциональная, духовная, хозяйственно-бытовая, экономическая, защитная, статусная, социализации и другие функции.


Много внимания уделяется именно первым двум основным функциям семьи: репродуктивной и воспитательно-образовательной.

Репродуктивная функция связана с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, продолжением человеческого рода. Зачатие детей происходит с помощью сексуальной энергии.

Воспитательно-образовательная функция связана с формированием личности ребёнка. Также в семье происходит систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена. Родители постоянно влияют на детей, а те, в свою очередь, влияют на родителей и других членов семьи.

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. А также учат обретению качеств: выработке силы воли, умению преодолевать сложные жизненные ситуации, проявлению заботы о старших и младших.

В семье происходит распределение обязанностей, приобщение к труду. Приобретается начальный опыт общинной жизни: опыт деления общим или обретения общего с другим человеком. Приходит понимание понятия Общего Блага – сначала как общего блага семьи.

Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Итак, от того, насколько правилен мотив в самом начале создания семьи, зависит, будут ли люди счастливы в семейной жизни. А счастливая семейная жизнь чрезвычайно важна для человека. Так, по социологическим опросам российских женщин, именно этот показатель занимает первое место в их шкале ценностей жизни.

Но есть одно условие – самое главное условие обретения счастья в семейной жизни:

Поклонение Божественному Закону должно стать главной духовной традицией любой семьи и основой для всех остальных семейных устоев. Без этого условия невозможно осуществить миссию (пятый уровень в пирамиде Маслоу).

Лекцию подготовила Е.Ю. Ильина

протоиерей Евгений Шестун

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и «нравственность». «Этика», «мораль», «нравственность» – это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом.

Совесть – это проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека. «Совесть выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм.

Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность – путеводитель по дороге жизни. «Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, – по словам архимандрита Платона, – являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание» (30. 325). Православие признает, что нравственный закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако, с точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он – не убийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какими располагает , никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожению».

Нравственный закон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.

«Стыд, – по словам Архимандрита Платона, – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство» (30. 327).

Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Архимандрит Платон так определяет другие элементы нравственного сознания: «Долг это определяемая человеку со стороны его воли и разума необходимость поступать в соответствии с нравственным идеалом. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для углубленного понимания евангельского идеала и путей его осуществления…

Воздаяние – это вменение, которое человек заслуживает за совершение добра и зла. Человеку присуще неискоренимое представление о том, что по закону высшей справедливости всякое зло и несправедливость должны влечь за собой наказание. Однако в личной религиозной жизни бескорыстность христианина должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении за свою праведность. Для него высшей наградой является пребывание в достоинстве сына света, сына Небесного Отца. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека…

Нравственный рост личности определяют три главных условия: природные качества, воспитание и действие благодати.

Понятие «духовно-нравственное воспитание » давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах). Такое сопряжение понятий нравственное и духовное, мы почти не встречаем в святоотеческой, богословской и психологической литературе. Чаще всего происходит различение душевности и духовности в процессе рассмотрения антропологических проблем. Для примера приведем различение понятий «душевный» и «духовный» предлагаемый П.В. Симоновым. Он понимает духовность как стремление к истине, а душевность – как стремление к добру. Мы можем говорить о том, что в основе определения П.В. Симонова положена идея «целе-устремленности». В первом случае цель определяется как «истина», цель с точки зрения христианства являющаяся запредельной, то есть лежащей за пределами человеческого бытия, как предстояние человека перед Истиной и стремление к ней. Во втором случае цель определяет стремление к нравственным отношениям с собой, другими людьми, и миром, в котором человек живет. На первый взгляд может показаться, что это иерархически разные «целе-устремления», но с точки зрения целостности человека, безнравственный человек не может стремиться к истине. П.М. Ершов связывает духовность со стремлением к высокой цели, а душевность со средствами достижения цели.

Г.В. Акопов рассматривает душевность как проявление качеств духовности в повседневной жизни. С этой точки зрения он интерпретирует распространенное мнение о том, что «была духовность – теперь нет». «Ошибка, – пишет он, – заключается в переводе духовности как сущностного явления, имевшего и имеющего место в любом обществе, в ранг более распространенного явления душевности. Парадоксально, но обычно не недостает не духовности как искания высокой истины и цели, а именно душевности, как повседневного проявления культуры – культуры чувств и отношений, да и культуры знаний…» (1. 30).

В.В. Медушевский считает душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем». Нравственность, по мнению В.В. Медушевского есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота. Он напоминает, что понятие «нравственность» произошло от «нравить», то есть любить. В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости.

Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко говорит, что духовность – это практическая деятельность, направленная прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма.

Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека , необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Практически во всех богословских работах мы встречаем объяснение понятия как благодать Божию , как особую силу, оживляющую индивидуальный дух человека и к Богу устремляющую. Условием оживления духа является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека.

(Публикуется с сокращениями)

ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ

В Индии до XIX в. единственный способ существования, трансляции и развития духовной культуры. Т. предполагает, что обучение ее содержанием охватывает всю личность человека, во всех ее аспектах - интеллектуально, эмоционально, поведенчески, деятельностно. Возможность обучения открывается инициацией; оно продолжается в тесной личной связи с учителем (гуру), в т. ч. в быту, и подразумевает научение подражанием, т. е. воспроизведение в себе существенных черт его личности. Такое личностно-связанное содержание нередко крайне существенно и для чисто интеллектуальной области деятельности, тем более для духовного опыта. Оно никогда не претворялось в текстовую форму и плохо для этого приспособлено. Без него, однако, и текстовое содержание зачастую вовсе не понимается, понимается частично или извращенно. Для разных конкретных духовных традиций Индии характерны различные соотношения элементов, к-рые в европ. терминах называются философскими, научными, религиозными, духовно-практическими и т. п.: традиция может быть школой логики, адвайтийской метафизики, общиной почитателей Вишну или сектой хатха-йогов. Традиционность имеет положительной стороной высочайший профессионализм и такой уровень личной развитости адепта, к-рый в Европе кажется почти чудом (в Европе аналог этому способу бытия культуры есть разве что у цирковых артистов и колдунов); недостаток ее - в затрудненности обмена содержаниями между отдельными традициями и хрупкость: если цепь поколений прерывается, то по текстам восстановить традицию будет уже невозможно.
А. Парибок


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Смотреть что такое "ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ" в других словарях:

    Традиция (лат. traditio передача). Термин имеет несколько значений: Традиция в антропологии, социологии и культурологии набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в… … Википедия

    - (от ст. слав. лесть ложь, обман) в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём… … Википедия

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

    Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Традиция (значения). Традиция (обычай) множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним… … Википедия

    ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ - ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ, понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нем между наследуемым и вновь создаваемым. Традиция (Т.) (от лат. traditio — передача, предание) — это… … Литературный энциклопедический словарь

    Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква) в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Содержание 1 О границах понятия … Википедия

    Традиция - понятие, отражающее сущность социокультурного наследования, исторической устойчивости и преемственности. Т. понимается, во 1 х, как порядок (стереотип) наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, норм, образцов точное… … Русская Философия. Энциклопедия

    Московская православная духовная академия (МДА) Международное название Moscow Theological Academy … Википедия

    Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно просветительская деятельность Обложка книги «Вайшнавская традиция в России»

Книги

  • , Скворцова, Елена Львовна, Луцкий, Александр Леонидович. Книга посвящена актуальным проблемам традиционной и современной духовной жизни Японии. Авторы рассматривают становление теоретической эстетики Японии, прошедшей путь от традиции к философии в…
  • Духовная традиция и общественная мысль в Японии ХХ века , Скворцова Е.. Книга посвящена актуальным проблемам традиционной и современной духовной жизни Японии. Авторы рассматривают становление теоретической эстетики Японии, прошедшей путь от традиции к философии в…