Новое издание переработано и дополнено в соответствии с современными нуждами советского здравоохранения. Это практическое руководство для врачей всех лечебных специальностей, содержащее рекомендации по лечению больных с учетом их душевного состояния, напряжения во время соматической болезни. Содержит 22 иллюстраций, 1 таблицу.
Рожнов В. Е. - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Всесоюзного Центра по психотерапии Минздрава СССР, зав. кафедрой психотерапии ЦОЛИУВ.
Введение. В. Е. Рожнов
Общие вопросы психотерапии
Медицинская деонтология и психотерапия. В. Е. Рожнов
Вопросы истории и теории психотерапии. В. Е. Рожнов
Эмоционально-стрессовая психотерапия. В. Е. Рожнов
Психотерапия и психология. С. С. Либих
Психотерапия, психопрофилактика, психогигиена. В.Е. Рожнов, Ю.П. Чаргейшвили
Психотерапия в системе реабилитации психически больных. М. М. Кабанов
Система специализированной психогигиенической психопрофилактической и психотерапевтической помощи работникам в условиях современного промышленного производства. В. Е. Рожнов, С. И. Табачников, A. Т. Филатов
Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия в спорте. А. Т. Филатов. А. М. Морозов
Психомышечная тренировка. А. В. Алексеев
Психогигиена творческого труда актера. С. А. Гройсман
Психотерапия в народной медицине С. А. Гуревич
Методы психотерапии
О факторах, влияющих на эффективность психотерапии. Р. А. Зачепицкий
Гипнотерапия. В. Е. Рожнов
Рациональная и разъяснительная психотерапия. Д. В. Панков
Групноная эмоционально-стрессовая психотерапия. А.С. Слуцкий, B.Н. Цапкин
Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия. В.Е. Рожнов, А. В. Свешников
Музыкотераиия. Л. С. Брусиловский
Библиотерапия. А. Е. Алексейчик
Наркопсихотерапия. М. Э. Телешевская
Психотерапия в комплексе разгрузочно-диетической терапии. Г. К. Заиров, В. Б. Гурвич, Г.И.Бабенков
Психотерапия и лечебная физкультура. К. И. Мировский
Специальная психотерапия
Психотерапия при неврозах. Б. Д. Карвасарский
Психотерапия невроза навязчивых состояний. Н. М. Асатиани
Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозов с состояниями страха. А.С. Слуцкий
Эмоционально-стрессовая психотерапия “кардиофобии”, Ю. П. Чаргейшвили
Эмоционально-стрессовая психотерапия неглубоких депрессий. В. П. Колосов
Психотерапия неврозов военного времени. А. М. Свядощ
Психотерапия при психопатиях у подростков. А. Е. Личко
Психологическая совместимость супружеской пары (сексуальные дисгармонии). Э. М. Дворкин
Психотерапия сексуальных нарушении у женщин. 3. В. Рожановская
Психотерапия алкоголизма и наркоманий В. Е. Рожнов
Коллективная эмоционально-стрессовая психотерапия больных алкоголизмом в бодрствующем состоянии. И. С. Павлов
Эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике психозов. В. Е. Смирнов
Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозоподобной шизофрении. М. Е. Бурно
Игровая психотерапия неврозов у детей. А.И.Захаров
Психотерапия аутизма у детей. В. Е. Каган
Психотерапия при сахарном диабете. А. А. Мартыненко
Психотерапия в санаторно-курортной практике. В.Е. Рожнов, Я. И. Бараш.
Психотерапия в домах отдыха. В. Е. Рожнов, Ю. Л. Покровский
Значительный вклад в разработку эмоциональной психотерапии внес А.И.Яроцкий, профессор Юрьевского университета. В своей работе “Идеализм, как физиологический фактор” (1908 г.) он показал, что эмоционально-нравственные стороны духовной жизни человека влияют в том числе и на протекание физиологических процессов в организме.
Впрочем еще ранее, в начале XIX века в отечественной медицине в работах И.Я.Дядьковского, М.Я.Мудрова, а позднее С.П.Боткина была сформулирована “Теория нервизма”, в содержании которой можно проследить истоки взгляда об огромной роли эмоциогенных воздействий на психические и физиологические функции организма.
Среди прочих эмоционально ориентированных лечебных воздействий важное место занимает музыкотерапия. В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского говорится следующее: “Лечебное действие музыки на организм человека известно с давних времен. Первая попытка научного объяснения этого феномена относится к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX. Большое значение музыки в системе лечения психически больных придавали С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев. От себя сошлемся также на С.И.Консторума, Г.П.Шипулина и других известных русских ученых.
Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, содержится в работах Л.С.Брусиловского (1971, 1979), В.Ю.Завьялова (1995), Швабе (Schwabe С.Н., 1974), Галинской (Galinska, 1977), Н.Н.Свидро (1997) и др. Не останавливаясь подробно на содержании указанных публикаций, отметим в них те положения, которые сопрягаются с материалами данного методического пособия.
После того, как в конце XIX в. на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований, ученые стали предпринимать попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. Под руководством В.М.Бехтерева в 1913 г. в России было основано “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены”.
Предпринятые физиологические исследования (Cority, Charpentier, Mentz, И.М.Догель, И.И.Спиритов и многие другие исследователи) показали, что музыка влияет заметным образом на ряд жизненно важных физиологических функций, причем характер и выраженность позитивных изменений зависит от ритма, тональности и других характеристик музыкальных произведений.
“Исследования высшей нервной деятельности в последние десятилетия показали, что кора головного мозга непосредственно связана с рядом подкорковых образований (ретикулярные формации гипотоламуса и т.д.), которые оказывают восходящее неспецифическое активизирующее действие на кору головного мозга” (Morurri, Magann, П.К.Анохин, Е.Н.Кошелева). В свете положений И.П.Павлова о взаимодействии коры головного мозга и “подкорки” механизм мощного воздействия музыки состоит в ее влиянии на подкорку, откуда передаются тонизирующие, активирующие влияния, являющиеся питательным источником корковой деятельности.
Рассматривая гипотетические механизмы влияния музыки на человека, следует принять во внимание широко используемое в практике музыкотерапии положение Альтшулера (Altshuler), который обнаружил в организации больного физиологические изменения, адекватные определенным типам музыкального воздействия, и обосновал терапевтический подход, названный им “изопринципом музыкотерапии” (Л.С.Брусиловский, 1979). Согласно этому положению, при затруднении словесного контакта с больным музыка, способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тону (состоянию) пациента, т.е. при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, с высокой частотой ритма.
Классификация современных методов музыкотерапии на основе их преимущественного лечебного действия приводится в работе известного польского музыкотерапевта Е.Galinska (1977): 1) методы направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие; 2) тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках бихевиоральной психотерапии; 3) релаксирующие методы, используемые не только в психиатрии, но и в других областях медицины; 4) коммуникативные методы; 5) творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации; 6) психоделические, экстатические, эстетизирующие, созерцательные; 7) музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни музыки.
Задача музыкотерапевта заключается в том, чтобы из огромного музыкального материала сделать правильный выбор, подобрав музыку такого характера, который был бы наиболее имманентен личности пациента, его психическому и физическому состоянию, его менталитету, а также характеру нейродинамики.
Этой цели была посвящена творческая работа врача-терапевта Рушеля Блаво. В созданном автором музыкотерапевтических альбомах представлена композиционно-сложная музыка, записанная с использованием современных технологий, с учетом содержания различных лечебных программ. Композиции Рушеля Блаво предусматривают такие механизмы лечебного действия музыкотерапии, как катарсис, эмоциональная разрядка, коррекция аффекта, повышение доступности для сознательного переживания психо- и социодинамических процессов, повышение социальной активности пациентов, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, оптимизация условий усвоения пациентом новых отношений, установок, жизненных позиций (в частности, через развития эстетических потребностей).
Ольга Рябова
Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей
Т. А. КОСТОГРЫЗ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СГГУ
О. В. РЯБОВА,
музыкальный руководитель ГБ ДОУ№ 114 г. Севастополя
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармоничной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире» [9 :3]. Среди подобных психолого - педагогических технологий особое место отводится арттехнологиям, где важную роль играет музыкальное искусство . Музыкотерапия - один из видов арттерапии (терапии искусством, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Основная цель музыкотерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности . Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально - медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки , повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие : ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения В . А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Изучению воздействия музыки на человеческий организм в целом посвящены исследования многих ученых современности. Так, Л. С. Богатова считает : «Механизм воздействия музыки на человека можно понять из универсального за-кона исключительности (закон работы мозга) П. К. Анохина и учения А. А.
Ухтомского о доминанте» [1 :477]. Ведущим в трактовке учения о доминанте является ее характеристика как целостного акта деятельности. Я. А. Лупьян, анализируя влияние музыкального искусства на человека, отмечает : «Во-первых, она. снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации (стресса, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. Во-вторых, музыка формирует новую конкурирующую доминанту, особенно у людей с «художественным» типом высшей нервной деятельности. В-третьих, музыка способна повысить общий тонус человека вялого , опечаленного, мобилизовать его энергию на достижение какой-либо цели» [8 :26]. Для этого музыка должна быть оптимальна по громкости, соответствовать и настроению, и вкусу человека, ее воспринимающего . По нашему мнению, речь идет о том, что одновременное восприятие одной и той же музыки людьми с различными вкусами, с разным настроением будет отличаться по своим особенностям.
Трансляция эмоционального содержания музыки и восприятие ее образного ряда в феноменальном подходе, эскизно представленном выше, оппозиционно сочетаются с рационально - эмпирическими, объективно зафиксированными физиологическими реакциями человека на музыкальный раздражитель в работах психофизиологов . Авторов этой работы привлекли конечные результаты исследований, описанные в следующих трудах : С. Б. Полякова изучала влияние различных средств музыкальной выразительности на частоту сердечных сокращений, Л. С. Брусиловский наряду с электрокардиографированием отслеживал изменения электроэнцефалограммы мозга, кожно-гальванического рефлекса как результат эмоциональных реакций, возникающих при музыкальном восприятии . Одним из основных механизмов влияния музыки на человека ученые считают акустикомоторный рефлекс, вследствие которого «восприятие музыки сопровождается повышением тонуса скелетных мышц», «под действием музыки изменяется . моторная активность». Вслед за акустикомоторным рефлексом, сопровождаемым вздрагиванием и повышением тонуса, как считают М. Р. Могендович и И. Б. Темкин, возникают собственно моторно-висцеральные рефлексы, к которым относят и ориентировочный рефлекс на звук в шумовом или ритмическом виде [2 :11].
Л. С. Брусиловский приводит общий результат исследований, связанный с получением человеком эмоционально - эстетического удовольствия от музыки , в том числе, и по критериям «нравится - не нравится» : «сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку , когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение; в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются крове-носные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиения учаща-ются и становятся слабее» [11 :215]. В исследовании Л. С. Брусиловского по-казано, что «музыка оказывает влияние на холестериновый обмен; спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофо- тропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.», а также «музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора» [2 :105]. В. Б. Полякова, анализируя механизмы воздействия музыки на человека , отмечает, что музыка как ритмический и эмоциональный раздражитель способна повышать процессы организма, происходящие как в моторной, так и в вегетативной сфере, делать их наиболее оптимальными, энергетически более экономными .
Главными факторами, обеспечивающими повышение тонуса мышц, многие авторы называют ритмическую пульсацию и темп звучащего произведения. В. Б. Полякова отмечает : «Причиной увеличения сердечного ритма под влиянием ритмически быстрого темпа твиста (твист «Селена» Д. Модуньо) явилось, по-видимому, рефлекторное усвоение частоты повторяемых звуков (ритма)
данного музыкального произведения . Естественно, что чем чаще ритм раздражителя, тем более сильно выражена реакция со стороны сердца. Поэтому при прослушивании музыки медленного темпа частота сердечных сокращений обычно почти не увеличивается или увеличивается меньше, чем при прослушивании музыки быстрого темпа » [11 :3].Сходные результаты приводит и Л. С. Брусиловский : «Исследование аффективных реакций при музыкальном воздействии с помощью психогальванического рефлекса. выявило значительное уменьшение интенсивности гальванометрических показателей под действием музыки с четким ритмом » [2 :5]. «Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе. мягкие ритмы успокаивают.» [2 :15]. Последнее высказывание подтверждают и результаты исследований М. Р. Могендовича и И. Б. Темкина : «. Монотонные слабые ритмичные звуки низкой частоты обладают успокаивающим влиянием, понижая возбудимость центральной нервной системы и способствуя сну и гипнозу. Так обнаружено лечебное действие ритмических звуковых раздражений, получаемых посредством корректофона, на речь у заик.» [7 :87].
Л. С. Богатова утверждает, что музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие в двигатель-ной и вегетативной сферах». В подтверждение этого влияния приведем цитату из труда М. Р. Могендовича и И. Б. Темкина : «Звуковой ритм, в особенности музыкальный , оказывает влияние на ритм сердечных сокращений по механизму акустико-кардинального рефлекса. Если испытуемому предъявить ритмичные звуки в темпе его сердечных сокращений, а затем менять темп звуковых раздражителей, то меняется и частота сердечных сокращений, особенно в сторону урежения» [5 :174]. Частота сердечных сокращений может меняться и от тембрового состава музыкальной ткани : музыка «разных тембров вызывает у большинства испытуемых увеличение числа сердечных сокращений, при этом смешанные тембры (в качестве примера указано «Болеро» М. Равеля) дают большее учащение сердцебиений, чем чистые» [5 :90].
Наблюдаются различия взглядов ученых в признании психофизиологиче-ского воздействия лада при музыкальном восприятии : «. Несущественное различие в реакции сердца. на мажорную и минорную музыку позволяет при-знать , что оба лада одинаково влияют на частоту сердечных сокращений, не-сколько увеличивая ее» [2 :275].
У Л. С. Брусиловского представлены другие результаты : «Минорные тональ-ности обнаруживают «депрессивный эффект» . диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают» [2 :273]. Анализируя выводы ученых, мы считаем, что роль лада во влиянии его на психику при восприятии музыки зависит от развитости сферы музыкального восприятия у каждого конкретного человека : Л. С. Брусиловский утверждает, что музыка , написанная в определенной тональности, может вызвать эмоциональный резонанс со сходным состоянием и на основе этого оказать воздействие на определенного человека.
Эмпирико-клиническая ориентация Л. С. Брусиловского уходит своими корнями в американскую школу изучения влияния музыки и музыкотерапии , связанную с системой «музыкальной фармакологии » . В представлении по-следователей этой школы музыка имеет две стороны лечебного воздействия : стимулирующую - сброс напряжения, выход энергии и седативную - успокаи-
вающую, способствующую аккумуляции энергии. На основе этих представлений составляются так называемые музыкальные каталоги , предлагающие к использованию в лечебных целях вначале музыку , резонирующую с состоянием пациентов, а затем корректирующую его, контрастную. Например , Я. А. Лупьян, предлагает использовать музыку в лечебных целях , опираясь на темповые, ладовые и ритмические (т. е. жанровые) характеристики и подразделяя произведения на две основные группы :
1) мелодии с успокаивающим и переключающим воздействием;
2) мелодии с переключающим и тонизирующим воздействием.
Макс Люшер , на основании индивидуально акцентуированной у каждого человека в описанной им специфической системе «цветового» классифи-цирования личностей, предлагает использовать музыкальные произведения , подразделяя их на категории на основе жанра и стиля (рок-н-ролл, кантри, песни протеста, барокко, маршевая, народная, причем важную роль при данной классификации играет темп музыки .
Несомненно, данное направление разрабатывает очень важную сферу му-зыкальной терапии, успешно развивается и дает значительные практические результаты в исцелении психики больных людей. Так, В. И. Петрушин описывает результаты применения воздействия музыки на психику на основе сочетания темпа (быстрый или медленный) и лада (мажор или минор, выделяя четыре музыкальных характера , совпадающих с основными эмоциональными проявлениями человека : спокойствие (медленный темп и мажорная окраска, печаль (медленный темп и минорная окраска, радость (быстрый темп, мажор) и гнев (быстрый темп, минор) . Музыка радостного характера передает настроение человека, достигшего в своей жизни того, что в его представлении является важным и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает чувства человека, борющегося за достижение той или иной ценности. Спокойная, созерцательная музыка передает как бы философские размышления человека о жизни в ее многообразных проявлениях .
Проведенные исследования и практические эксперименты по рациональному применению музыки нельзя недооценивать в связи с объективно существующими результатами. Однако мы считаем, что данная позиция значительно и неоправданно упрощает многообразие вариантов влияния музыкального искусства на личность человека.
Иной подход можно наблюдать у последователей шведской школы музы- котерапии , основателем которой считают Р . Понтвика. По их представлениям музыка способна проникать в глубинные слои психики личности, а, следова-тельно, ее воздействие не может быть сведено к логико-вербальному пониманию и прогнозу результата ее воздействия по принципу «стимул - реакция» , когда определенному средству музыкальной выразительности предписано определенное влияние .
В феноменологическом понимании музыка может воздействовать лишь в комплексе своих средств. По мнению авторов, данный подход более соответ-ствует феноменологии разностороннего влияния музыкального искусства на психический мир личности. Однако результаты приведенных психофизиоло-гических исследований и экспериментов, особенно в области изучения воз-действия музыкального ритма , сложно переоценить, и авторы настоящей рабо- ты считают необходимым рассмотреть данный вопрос в контексте логоритми- ческого воспитания дошкольников .
Возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально -художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции : воспитательную , образовательную, социальную.
Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия , представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребенка, слушающего музыку . Музыкотерапия основывается , прежде всего, на восприятии музыки . Она связана с развитием наглядно- образного мышления, воображения, способности мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию. А эти процессы формируются у ребенка только к концу старшего возраста.
В связи с этим наиболее сенситивным периодом для использования музы - котерапии оказывается возраст 5-6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые , двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью .
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей , чем дошкольный возраст, трудно представить. Развитие музыкального вкуса , эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.
Проблема музыкотерапии и логоритмики , как ее составной части, актуальна. Во второй половине XX века данной теме посвящают свои исследования Л. С. Брусиловский, Б. В. Полякова, В. И. Петрушин, Л. С. Богатова, И. М. Гринева, С. В. Шушарджан, А. Л. Готсндинер, Н. Д. Маслова, С. Мамулова, Е. Ю. Раз, Б. Некрасов.
В дошкольной педагогике проблемами музыкотерапии и логоритмики за-нимались такие ученые, как В. А. Гринер, Н. Г. Александрова, Н. А. Власова, Г. А. Волкова.
Логоритмика является важнейшим средством музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Только в условиях взаимодействия движений со словом и музыкой образуется целостный воспитательно - коррекци-онный процесс, формирующий у детей дошкольного возраста эстетические чувства, заключающие в себе большой потенциал для развития личности. Г. А. Волкова впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, развивая идеи Н. А. Власовой, В. А. Гринер (30 - 50-е годы XX века) .
Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии дви-жениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения . Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных на-правлений .
Первое - развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями : слуховое внимание, память, зрительно-простран-ственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма,
темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе - направление связано с коррекцией речевых нарушений : темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса, фонематического слуха и т. д.
Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение, и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный . Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки . Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания и имеет моторную и эмоциональную природу. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудится, ни развиться.
С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства, так называемого музыкально - ритмического , которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения .
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относительно недавно. Болгарские ученые Л. Бонев, А. Сдынчев, Ст. Банков, впервые использовали понятие «кинезитерапия» как своеобразный вид терапии движе-ниями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его ус-тойчивость. Кинезитерапия может проводиться в различных формах : танце -
терапия, психогимнастика, логопедическая ритмика .
Танцетерапия как вид кинезитерапии не только передает в двигательной музыкально -образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце - пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.
Танец - это музыкально -пластическое искусство, отражающее явления окружающего мира через двигательные образы. Благодаря своеобразию языка, танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
В дошкольном учреждении могут использоваться различные виды танце-вального искусства. Это и современные ритмы, и детские танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, и танцы по показу взрослого .
Психогимнастика - современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Основная задача психогимнастики нацелена на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением, на понимание того, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием . В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мимике, пантомимике и управлять ими. С помощью двигательных театрализованных этюдов на занятиях психогимнастикой дети могут учиться преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними. Итак, на основе развития музыкально -ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание , спо-собствующее формированию личности путем воздействия на нее музыки и ритма . Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений , музыкальных игр , хороводов, развиваются познавательные способности у детей , волевые качества, эмоциональная сфера. Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики (художественная педагогика) имеет общую с ней цель – формирование средствами искусства гармоничной, социально адаптированной личности ребенка. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки задачи воспитания и обучения , коррекция
отклонений в развитии детей .
Современная специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Богатова Л. С. Подготовка будущего учителя музыки к коррекционно- реабилитационной работе в общеобразовательной школе. - М., 1994. - С. 43 - 44.
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ташкент, 1985. - С. 273 - 304.
Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии : Кн. для учителей и родителей. - 2-е изд. -М., 1992.
Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика : пособие для учителя. - М., 1996.
Выготский Л. С. Психология искусства. - Минск, 1998.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика - М .: ВЛАДОС, 2003.
Готсдинер А. Л. Музыкальная психология . - М., 1993.
Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - 2-е изд., доп. - Минск, 1988.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под. Ред. Е. А. Медведевой. - М., 2002.
Петрушин В. И. Музыкальная психология : Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М., 1997.
Полякова В. Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции (к проблеме музыкальной стимуляции работоспособности) : Автореф. дис. канд. мед. Наук. - Пермь, 1968.
Примечание : вышеизложенный материал опубликован в журнале
«Горизонты образования» 1/ 2006 г.
0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.
Термин «арт-терапия» (art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.
Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.
Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина - кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации, руководителя программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Он, считает, что в некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.
Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина – Гришина А., Лебедева Е., Медведева, Левченко И., Комиссарова Л. и Добровольская Т., представили первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.
Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Ещё в XIX веке учёные установили, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости, реакции, мускульной силы и т.д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате – он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно, разные биохимические процессы.
Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.
Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения.
По мнению В.И. Петрушина , сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка. Поэтому музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования .
Для того, чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Так в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать её не только ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своём языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение не отпуская её из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдёт и посетит самые потаённые уголки души – как своей, так и композитора, который эту музыку создал.
Средства музыкальной терапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребёнка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.
Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребёнка.
Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев – клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив активизации эмоциональной сферы личности ребёнка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.
Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и адекватные уровню и состоянию пациентов вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.
Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположенные в гортани, собственно, и являются источником звукообразования.
Органы, которые участвуют в процессе звукообразования – это гортань, трахея, бронхи, лёгкие, рот (называемый в вокальной литературе артикуляционным аппаратом) и диафрагма.
Основной целью вокалотерапии является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма.
И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма. Наверное, именно сочетанием большого количества положительных свойств объясняется то, что профессия певцов является по существу профессией долгожителей.
Дыхательная музыкотерапия , включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание – это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания.
Говоря о музыкальной терапии, нельзя не сказать о процессе музыкально-творческой деятельности. Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ученик учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом. Любой вид творчества является спасительным средством при попадании в тяжёлую жизненную ситуацию. Поисковая активность является залогом устойчивости человека в самых разных стрессовых ситуациях. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но и, прежде всего, себя; научившийся создавать осмысленную музыкальную фразу, выражающую его отношение к жизни, становится качественно иным по сравнению с самим с собой, не умевшим делать этого раньше. Б. Асафьев в своё время писал, что человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других. Осваивая в собственных музыкально-творческих опытах самые разные явления жизни, начиная от природных и кончая социальными, человек глубже понимает свою сущность и неотделимость от окружающего природного и социального мира. А именно из-за оторванности существования от жизни природы и других людей возникают наши печали и беды на жизненном пути.
Человек делает то, что он делает, а делает он то, что он мыслит. Как мы мыслим, так мы и живём. Плохие мысли и хорошие, но плохо продуманные, влекут за собой неудачные действия, которые по обратной связи могут повлечь за собой плохие чувства – это депрессия и уныние, заниженная самооценка, неверие в свои силы или злость и агрессия, раздражительность и нетерпимость. Формирование в учащемся оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения, с которым бы он мог жить, побеждая и радуясь, вот та цель, что преследуется музыкальной терапией во время исполнения специальных формул музыкального самовнушения, которые оказывают положительное воздействие.
Слушание музыки, её восприятие, музицирование, вокальная и дыхательная терапии, музыкально-творческая деятельность, исполнение формул музыкального самовнушения – составляющие музыкальной терапии.
Фольклорная терапия. Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).
Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.
Традиционные свойства фольклора – коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность – открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности.
Специфика фольклора состоит в том, что он воплощает этнические образы мира, а также этнические ценности, идеалы и нормы поведения. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья. Эти нормы передавались от поколения к поколению в форме выверенных веками стереотипов поведения.
Песни, созданные народом, играли в жизни крестьянской семьи особую роль, придавая ей ту или иную эмоциональную «окраску». Они сопровождали каждого от рождения и до самых последних дней: колыбельные, игровые, шуточные, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, свадебные, солдатские, песни-плачи, исторические и др. Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древних времён. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), весёлыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.
Методика старинных русских песен, порой построенная на двух-трёх нотах, поражает разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучия, учит гармонизации внешнего и внутреннего мира человека, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами природы.
В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных» песен, темп которых может возрастать и снижаться очень сильно (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное напряжение, препятствующее качественному проживанию ситуаций, за счёт таких перепадов постепенно снимается.
Музыкальная терапия связана со сказкотерапией, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Специалисты в области сказкотерапии, прежде всего Т.Д. Зинкевич , отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством. Народная сказка несёт в себе культуру создавшего её этноса, а следовательно – национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, традиционные модели и стереотипы поведения.
Танцевально-двигательная терапия. Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арт-терапии. Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Арт-терапевты относятся к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимодействие как залог здоровой психики.
Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения.
Цветотерапия и терапия изобразительного искусства. Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры (в древних мистериях, магических обрядах, народных праздниках, в изобретении цветомузыки и т.д.), но и в арттерапии.
Ещё в древности люди заметили, что цвет, как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Попытки изменения сознания и поведения людей с помощью цвета известны с древних времён.
Различные средства художественной выразительности (композиция, форма, ритм и др.) группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительного искусства.
На возможность интегрированного подхода к цвету и звуку, изобразительному искусству и музыке как средствам изменения эмоциональных состояний человека обращали внимание некоторые известные художники. Так, В.В. Кандинский в своей работе « О духовном в искусстве» отмечал способность цвета вызывать душевную «вибрацию». Для него цвет был клавишей, глаз – молоточком, душа – многострунным роялем. В.В. Кандинский не исключал возможность человека видеть звуки и музыкально слышать краски. М.К. Чюрлёнис своим картинам часто давал музыкальные названия: четырёхчастные «Соната весны», «Соната солнца» и др., диптих «Прелюдия» и «Фуга».
Итак, обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью констатировать, что арт-терапия становится эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психологические нагрузки и перегрузки как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому учащиеся школ сегодня должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и знать, как справляться и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является арт-терапия.
Список используемой литературы:
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. В зимнем лесу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М.: 2002.
- Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: программа интегрированного курса.1-9 кл. – М.: 1997.
- Бакланова Т.И. Программа по музыке 1-4 классы. – М.: 2010.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: 1999.
- Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент: 1985.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: 1989.
- Вайкль Б. О пении и прочем умении. – М.: 2002.
- Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. – М.: 1998.
- Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: 1996.
- Кожохина С.К Путешествие в мир искусства. – М.: 2002.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб: 1999.
- Королева Е.А.Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: 1994.
- Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М.: 1993.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб: 2003.
- Назарова Г.М. Этнография детства. – М.: 1998.
- Петрушин В.И. Музыкальнвя психотерапия. – М.: 2000.
- Практикум по арт-терапии/ под.ред. А.И. Копытина. – СПб: 2000.
- Фельденкрайз М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / пер. с англ. М. Папуш – М.: 2000.
- Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: 1995.
- Щетинин М.И. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: 1998.