Все вопросы

Эпический жанр изобразительного искусства это. Основные жанры живописи русских художников с примерами картин

Суть живописного искусства

Древнейшие наскальные изображения, по утверждению ученых, были сделаны около 40 тысяч лет назад. Художественные галереи доисторического времени - это пещеры со стенами, расписанными с помощью естественных красителей - глины, древесного угля, мела и т. д. Такие «музеи» найдены в Европе, Азии, Америке, Австралии.

Рисунки древних художников обладают всеми признаками настоящих произведений изобразительного искусства. В них чувствуется острый взгляд наблюдателя, твердая рука рисовальщика, выразительность цветовых сочетаний. Жанры живописи, созданной немыслимое число лет назад, будут актуальны в течение всей человеческой истории, они значимы и теперь: изображения человека и животных, сцены мира и войны...

Суть изобразительного искусства также неизменна долгие века: создание визуальных образов, отражающих впечатление человека-творца от предметного мира и явлений духовного порядка, художественная летопись исторических событий разного масштаба, игра фантазии и воображения, основанная на труде и таланте. Художниками для решения таких задач за долгое время выработаны различные стили и жанры живописи. Количество их велико, а признаки определяются творчеством конкретных мастеров.

Монументальная и станковая живопись

Сила художественного воздействия живописного произведения зависит от факторов, очень часто не находящих четкого определения. Размер картины - один из самых условных критериев при оценке масштаба произведения изобразительного искусства. Акварель размером с открытку может рассказать о мире больше, чем многометровые панно с тысячами персонажей.

Деление живописи на монументальную и станковую не говорит о величии решаемых художником творческих задач, оно больше определяет способ экспозиции. Фрески на стенах дворцов и соборов, росписи огромных залов занимают важное место в творчестве титанов Возрождения - потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, монументален во всех смыслах. Но кто скажет, что портрет флорентийки по имени Мона Лиза, написанный на тополиной доске размером 70 х 53 см, менее значим для мирового искусства?

Картины, созданные на отдельных полотнах, листах, досках, обладающие «мобильностью», принято называть произведениями станковой живописи. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой, с дизайном интерьеров, поэтому, чтобы вживую посмотреть фреску Леонардо «Тайная вечеря» на стене трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, придется ехать в Милан.

Основные жанры живописи

Каждая новая историческая эпоха рождает типические видимые образы, появляются мастера с уникальным способом их отображения, поэтому количество «измов» в истории искусств огромно.

Чуть меньшим числом определяются жанры живописи - разделение произведений изобразительного творчества в зависимости от темы, заинтересовавшей художника-живописца. Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная или фигуративная живопись, абстракция - это важнейшие жанровые направления изобразительного искусства.

Жизнь жанров

Всё находится в четкой связи с периодом истории, и жанры тоже - они рождаются, смешиваются, изменяются или исчезают. К примеру, только специалисты знают такие жанры живописи 18 века, как ведута, россика или более ранний ванитас. На деле же это просто разновидности пейзажа, портрета и натюрморта.

Ведута (итал. veduta - "вид") - родившийся в Венеции вид городского пейзажа с подробной деталировкой; ярчайший мастер-ведутист - Каналетто (1697-1768). Россикой называют портреты, созданные приехавшими в Петербург западноевропейскими живописцами.

Ванитас - аллегорический натюрморт (франц. nature morte - "мертвая природа"), в центре которого обязательно присутствует изображение человеческого черепа. Такое название произошло от латинского слова vanitas, означающего тщеславие, суету.

Часто тематика живописных произведений носит обособленный национальный характер. Например, хуа-няо («изображения цветов и птиц») и его стилистические направления: мо-чжу («бамбук, нарисованный тушью») и мо-мэй («цветущая слива, нарисованная тушью») - все это жанры китайской живописи, имеющие мировое значение. Их лучшие образцы могут восхитить любого зрителя виртуозной точностью рисунка и особой духовностью, но родиться они могли только в атмосфере древней культуры Поднебесной.

Пейзаж

В переводе с французского pays - это страна, местность. Отсюда происходит название одного из самых популярных живописных жанров - пейзажа. Хотя первые попытки передать окружающую природу находят среди образцов наскальной росписи, а мастера Японии и Китая достигли немыслимых высот в изображении неба, воды, растений задолго до нашей эры, классический пейзаж можно считать относительно молодым жанром.

Это связано с технологическими тонкостями. Возможность выходить с этюдником и красками в тюбиках на пленэр - писать натуру при естественном свете - оказала влияние на все жанры живописи. С примерами невиданного расцвета пейзажа можно столкнуться при изучении творчества импрессионистов. Именно картина восхода солнца на реке близ Гавра, написанная Клодом Моне (1840-1926), - «Impression»(«Впечатление») - дала название течению в живописи, в корне изменившему взгляд на цели и средства искусства.

Но и более поздняя история хранит имена великих пейзажистов. Если на иконах и картинах Средневековья природа - это схематичный и плоский фон для главного изображения, то начиная с раннего Возрождения пейзаж - активное средство разговора со зрителем. Джорджоне («Гроза»), Тициан («Бегство в Египет»), Эль Греко («Вид Толедо») - в картинах этих мастеров виды природы становятся главным содержанием полотна, а в пейзажах Питера Брейгеля - старшего (1525-1569) осмысление места человека в окружающем мире достигает космического масштаба.

В русской живописи шедевры мастеров пейзажа общеизвестны. «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Над вечным покоем» И. И. Левитана, «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и многие другие картины - не просто красивые виды или различные погодные состояния. Подобно музыке, они могут вызывать у зрителя новые мысли, сильные эмоции и чувства, приводить к высоким обобщениям и истинам.

Разновидности пейзажа: городской, маринистика

Городской пейзаж (ведута, позднее - индустриальный) - это жанры живописи с примерами активных приверженцев и среди художников, и среди любителей этого направления в искусстве. Как можно не восторгаться «Видом города Делфта» Яна Вермеера (1632-1675)?!

Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника. Марины, то есть разновидности картин, где главной темой является море, стали обособляться от обычных пейзажей с начала XVII века в Голландии. Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов, и романтиков. Оно стало дополнять другие жанры живописи. С примерами использования морской темы можно встретиться, разглядывая религиозные и мифологические полотна Рембрандта, голландских баталистов, Делакруа и импрессионистов. Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851).

Никогда не изменял морской теме И. К. Айвазовский (1817-1900), ставший величайшим художником-поэтом моря. «Девятый вал», «Черное море» и еще более 6 тысяч полотен до сих пор являются непревзойденными образцами марин.

Портрет

Изображение внешнего облика конкретного, существовавшего или существующего человека, а через внешность - выражение его внутреннего содержания - именно так можно определить суть одного из важнейших живописных жанров. Эта суть оставалась, хотя менялась мода, появлялись новые стили живописи и уходили в прошлое устаревшие, ибо главным оставалась индивидуальность, уникальность личности. При этом портретный жанр не имеет железных рамок, может быть элементом сюжетных и фигуративных картин и имеет много жанровых подвидов.

Портрет великого человека - исторический жанр в живописи. "Как это?", - спросит читатель. Герой, имеющий внешнее и внутреннее сходство с конкретной личностью, наделяется окружением, соответствующим «высокому» жанру. Другими подвидами портретного направления называют костюмированный (мифологический, аллегорический), типический, семейный, групповой портрет.

Один из величайших шедевров, за три с половиной века не раскрывший до конца своих загадок, - «Ночной дозор» Рембрандта. Эта картина - групповой портрет отряда военной милиции, где каждый персонаж имеет конкретное имя и характер. Они вступают во взаимодействие, рождающее историю, которая будоражит любого, кто начнет всматриваться в лица людей XVII века.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1608-1669) известен и как автор многочисленных автопортретов, по которым можно проследить судьбу художника, полную трагических ударов и кратких счастливых периодов. Во многих из них можно усмотреть бытовой жанр в живописи, если придавать значение нарочито простому окружению и одежде. Но гений мастера наполняет автопортреты космическим по объему содержанием. Эта жанровая разновидность полна примерами величайших взлетов мастерства и таланта, ведь кто лучше автора знает портретируемого в этом случае?

Натюрморт

Еще один из самых востребованных жанров - выражение индивидуального и общественного понимания мира через изображение его предметного наполнения. Для настоящего художника до мелочей важен выбор компонентов натюрморта - отсюда начинается увлекательный рассказ, дополняемый чисто художественными средствами: композицией, рисунком, цветом и т. д. Стилевое своеобразие выражается в жанре натюрморта особенно явно: здесь предполагается тщательно продуманная работа над неподвижной натурой с выбранным освещением и т. д.

Начинавший свою историю как составная часть религиозных и жанровых композиций, натюрморт быстро стал самоценным жанром. Нидерландский натюрморт (steel-life - «тихая жизнь») - особая страница истории искусства. Роскошные композиции из цветов и снеди или аскетические аллегории интеллектуального характера, «обманки»... Да, у голландского натюрморта XVII века есть устоявшиеся подвиды.

Шедевры этого жанра можно обнаружить в творчестве художников всех значимых стилей и направлений. Среди них - академические декоративные полотна И. Ф. Хруцкого (1810-1885), глубокие и многозначные постановки Сезанна (1839-1906) и импрессионистов, «Подсолнухи» Ван Гога и изобильная «Московская снедь» И. И. Машкова (1881-1944) из «Бубнового валета», фигуративные поиски кубистов и банки консервированного супа Энди Уорхола.

Высокий и низкий роды живописи

В период классицизма деление на высокий и низкий жанр в живописи было закреплено французской Академией изящных искусств. В иерархии, которой постепенно стали придерживаться все ведущие художественные академии, главным объявлялся исторический жанр - Grand genre. К нему относились не только изображения битв и других событий прошлого, но и картины на аллегорические и литературные сюжеты, а также мифологический жанр живописи. Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства.

К petit genre - «низкому жанру» - относились (по нисходящей): портрет, бытовой жанр в живописи, пейзаж, марины, изображения животных (анималистика) и натюрморт.

Старые и новые жанры

Полотна на историческую тему, в основном с изображением военных баталий, многофигурные композиции на религиозные и мифологические сюжеты были итогом обучения во многих художественных академиях вплоть до конца XIX века. Такие картины, как «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1799-1852), были событием мирового масштаба, они поражали размахом замысла и мастерством воплощения.

Против академического деления на жанры выступали те, кто открыл новые горизонты, - импрессионисты. Именно они создали полотна, на которых сюжеты из обычной жизни, сцены труда и досуга людей простых горожан и крестьян приобретали значение объекта высокого искусства.

Позднее появились мастера, которым для выражения своих идей не требовались сюжеты или даже предметы реального мира, и картины художников-абстракционистов, не содержащие материальных объектов или даже ссылок на них, можно отнести к отдельному жанровому виду.

Стилевое и жанровое многообразие

Настоящий художник всегда ищет свою манеру, своё лицо, свою палитру. Часто, чтобы определить стили живописи, искусствоведам приходится изобретать новые термины. Но корректное применение этих понятий и правильная жанровая классификация не могут перевесить новизны и оригинальности художественного дарования, значения уникального вклада каждого художника в мировую культуру, в развитие осмысления мира с помощью зрительных образов.

анр(от фр.Genre - вид) - совокупность произведений, объединяемых: - общим кругом тем или предметов изображения;или- авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж; или- способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

Жанр -это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.

Художник-живописец пишет красками, и приёмов, способов работы ими очень много, они сложны и разнообразны, это целая наука. Но в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

АВТОПОРТРЕТ - портрет, написанный с самого себя.

АЛЛЕГОРИЯ - изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ - связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

БАТАЛЬНЫЙ - посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.

БЫТОВОЙ - связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

ИСТОРИЧЕСКИЙ - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

КАРИКАТУРА - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

НАТЮРМОРТ - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

НЮ - жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.

ПАСТОРАЛЬ - изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

ПЕЙЗАЖ - изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж.

ПОРТРЕТ - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна.

ШАРЖ - разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты человека.

Жанр (от фр.Genre - вид)- совокупность произведений, объединяемых:

Общим кругом тем или предметов изображения;или

Способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

Жанр -это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.

Художник-живописец пишет красками, и приёмов, способов работы ими очень много, они сложны и разнообразны, это целая наука. Но в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

АВТОПОРТРЕТ - портрет, написанный с самого себя.

АЛЛЕГОРИЯ - изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ - связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

БАТАЛЬНЫЙ - посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.

БЫТОВОЙ - связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

ИСТОРИЧЕСКИЙ - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

КАРИКАТУРА - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

НАТЮРМОРТ - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

НЮ - жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.

ПАСТОРАЛЬ - изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

ПЕЙЗАЖ - изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж.

ПОРТРЕТ - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна.

ШАРЖ - разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты человека.

5. Театр

Теа́тр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала,изобразительного искусства и других , и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр .

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театрпантомимы и др.

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры,костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители .

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, - с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны

Share

Жанры живописи

1.1 Натюрморт
1.2 Портрет
1.3 Анималистический жанр
1.4 Батальный жанр
1.5 Бытовой жанр
1.6 Исторический жанр

1.1 Натюрморт
Натюрморт — в переводе с французского на русский язык означает «мертвая натура», то есть что-то неодушевленное.

В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это могут быть предметы быта, например, посуда, инструменты. Или то, что даёт нам природа — фрукты, овощи, цветы. Очень часто в натюрмортах мы видим и предметы быта, и дары природы.

В XVII веке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материальному миру, зародившемуся еще в нидерландской «живописи вещей» начала XV века.

Процесс становления натюрморта как жанра живописи протекал во многих странах Западной Европы. И здесь нужно отметить фламандских и голландских художников, которые по-своему решили задачу передачи всей яркости своих натюрмортов.

Натюрморт не очень характерен для русского искусства XVIII и даже XIX века. Среди мастеров первой трети XIX века русскому живописцу Венецианову принадлежит особенно значительное место. Отдельно натюрморты Венецианов не пишет, но использует их как дополнение картины.

А.Г.Венецианов Портрет матери

Натюрморты составляют значительный раздел художественного наследия Ивана Хруцкого. Талант художника раскрылся с особой силой именно в этом жанре живописи, посвященном изображению цветов, фруктов, овощей и других предметов. Именно в нем Хруцкому удалось найти собственные пути творчества, выразить в ярких пластических образах свою страстную любовь к природе. На рубеже веков натюрморт развивается как самостоятельный жанр.


И.Хруцкий. Натюрморт

Уже к концу XIX столетия в русском искусстве повляется плеяда молодых художников, творчестве которых натюрморт занимает главенствующее положение. Из произведений этого периода можно выделить: натюрморт Харламова «Фрукты», Кончаловского «Хлебы на фоне подноса» и Жуковского «Подснежники».

1.2 Портрет
Портрет (французское слово portrait) — это изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности.

Первые портреты появились ещё несколько тысяч лет назад в древнем Египте. Это были огромные каменные изображения египетских фараонов. Для того чтобы сделать такую скульптуру, тысячи людей работали несколько лет.


Древнеегипетская скульптура фараона Рамзеса

C тех пор прошло много времени, но художники как писали портрет, так и продолжают писать.

Египет. Фаюмские портреты.

При создании портрета, главной задачей художника является правдивое изображение модели.

Это означает не только банальное копирование внешности портретируемого — одежда, прическа, украшения, но и передача его внутреннего мира, характера. Ведь если вы не будете пытаться передавать человека как личность, портрет тогда у вас будет поверхностным и ничего не говорящим.

Для того, чтобы создать портрет художнику необходимо:

  • изучить основные признаки портретируемого,
  • характерные черты его лица,
  • обратить внимание на его манеру поведения — спокойный ли он или наоборот энергичный.
  • если человек вам не знаком, надо получше его узнать(поможет обычный разговор, во время беседы)

Мотивом для создания портрета может стать все, что угодно — от обычного заказа, что бывает чаще всего, до желания запечатлеть на память любимого человека.

Чем же интересны портреты? Разглядывая изображения людей, которые жили несколько лет назад, а может даже и несколько веков, мы видим историю человечества. Ведь художники являются современниками тех, кого изображают, а значит, в точности передают ту эпоху, давая историкам много дополнительной информации. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Ведь, как говорилось ранее, мы можем узнать по ним не только внешний вид, но и заглянуть во внутренний мир человека.

1.3 Анималистический жанр
Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.

Чарльз Бартон Барбер 1845-1894гг..

Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского «звериного стиля» (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.

Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.).

Кано Танэн. Карпы (1805-1853)

В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры.

Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический — морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).

В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира.

Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.

1.4 Батальный жанр
Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.

Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др.), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы.

Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве П. Уччелло, Пьеро делла Франческа; героическая обобщенность присуща батальным сценам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто.

В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом.

В батальном жанре формируются типы условно-аллегорической композиции с изображением полководца на фоне выигранной им битвы (Ш. Лебрен),небольшой картины с эффектными сценами кавалерийских стычек (Ф. Вауэрман), морских сражений (В. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков, перекликающимися с произведениями бытового жанра (А. Ватто).


В.В.Верещагин. Конец Бородинской битвы

В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Верне во Франции, Ф. Гойи в Испании, П. Михаловского в Польше и др.

Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах А. фон Менцеля в Германии, А. Фаттори в Италии, У. Хомера в США и др. усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий.

Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.

1.5 Бытовой жанр
Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека.

Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.

Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале 16 вв.

Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.

Ян Вермеер Делфтский.Молочница

В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для «бодегонес» Д. Веласкеса. В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт.

Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф. Буше), «галантными сценами», в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.

Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества.

В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).

В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.).

Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).

На рубеже 19 и 20 вв. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.).

Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.

1.6 Исторический жанр
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), батальным жанром.

Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).

Его зачатки восходят к условно-символическим композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения – в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.

В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).

Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое.

Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.


В.И.Суриков. Утро стрелецкой казни

В 19 в, подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский).

Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества назарейцев в Германии и прерафаэлитов в Великобритании.

С 1830–1840-х гг. получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие «колорит эпохи» (П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).

В середине – 2-й половины 19 в. со свежестью и непосредственностью этюда с натуры воскрешал характеры и нравы 18 в. А. фон Менцель в Германии, идеи национального возрождения питали историческую живопись Я. Матейко в Польше, М. Мункачи в Венгрии.

К конце 19 в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщенной трактовке реальных исторических образов (пластика О. Родена во Франции, Й.В. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических композиций (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии).