Интернет

Развитие медицины в Древней Индии: лечение по Аюрведе. Врачевание в странах Древнего Востока

(III тысячелетие до н.э. - середина I тысячелетия н.э.)

  1. Периодизация и хронология истории и врачевания древней Индии.
  2. Источники информации о врачевании.
  3. Период Хараппской цивилизации (III - начало II тысячелетия до н.э., долина р. Инд).

Древнейшие санитарно-технические сооружения (сточная система, колодцы, бассейны).

  1. Ведийский период (конец II - середина I тысячелетия до н.э., долина р. Ганг).

Священные книги: "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа", "Атхарваведа " как источник сведений о болезнях (их характеристика ).

Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм ) и их влияние на представления о болезнях и врачевание.

  1. Классический период (вторая половина I тысячелетия до н.э. - IV в. н.э.).

Религиозно-философские системы и представления о здоровье и болезнях (учение о трех субстанциях и 5 стихиях).

- Аюрведа - учение о долгой жизни, искусство врачевания.

Представления о строении человеческого тела (вскрытие умерших). Лекарственное врачевание. О внутренних болезнях ("Чарака-самхита ", датируется II в. н.э.).

Хирургия. Высокое развитие оперативных методов лечения и родовспоможения ("Сушрута-самхита ", датируется IV в. н.э.).

  1. Гигиенические традиции . "Предписания Ману" о соблюдении чистоты. Лечебницы (дхармашалы).
  2. Врачебная этика («ЧС» о требованиях к врачевателю). Врачебные школы при храмах.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (3 тысячелетие До н. э.- 4 век н. э.)

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период хараппской цивилизации (Ш - начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (конец 2 -середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов» (санскрит - веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3) классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. - начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма- первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Источники по истории и врачеванию древней Индии

Основными источниками являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения - веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки.(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7). О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты - Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие.

ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо-иранских племен ариев сформировалось несколько государств.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» («Rigveda» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII-X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» - веда заклинаний и заговоров, VIII-VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э., см. схему 4). "

В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о - врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель- болезней, а жрец - жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания - в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.

Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины - боги-врачеватели и хранители, Рудра - владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Аг-ни - бог огня и возрождающейся жизни, Индра - символ небесного грома и податель дождя и Сурья - бог солнца.

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны. {асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» («Yajurveda» - веда жертвенных заклинаний, VIII-VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы (brahma-па - знающий священные учения, т. е. жрец), кшатрии (ksatriya- наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (vaisya - свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст (португ. casto - чистый; на санскрите jati - группа людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы--величайшего из древних богов. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи)

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.- II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения - буддизма (с VI в. до н. э.) - первой мировой религии.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней А. Бэшем.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа - учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Д-живаке (VI-V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I-II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.).

Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

«Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов,

900 связок, 90 сухожилий, 300 костей

(сюда входят зубы и хрящи), которые

подразделяются на плоские, круглые

и длинные, 107 суставов, 40 главных

сосудов и 700 их разветвлений (для

крови, слизи и воздуха), 24 нерва,

9 органов чувств и 3 субстанции (пра-

на, слизь и желчь). Некоторые зоны

тела (ладонь, подошвы, яички, пахо

вые области и т. д.) выделялись как

«особо важные» (санскрит - marman).

Их повреждение считалось опасным

для жизни. Познания индийских вра

чей в области строения тела человека

явились важной вехой в истории ана

томии и сыграли существенную роль

з становлении древнеиндийской хи

Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение "припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

О многогранности навыков и. знаний древнеиндийского врачевателя" свидетельствуют известные слова Сушруты: «Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!» Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: «для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям,-сами индийцы вылечивали тех, кто бцл укушен» [«Кндика». XV. II].

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII-IX вв. н. э., см. с. 169).

Родовспоможение в древней Индии (рис. 31) считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку, описанный также римским врачом Сораном во II в., т. е. за два столетия до Сушруты (в. индийском порту Арикалиду в I- II вв. существовала римская торговая фактория; следовательно, не исключено, что Соран мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания).

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба - близнецы Ашвины) верным источником славы». Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чис-готы во время операций. Они отлича-юсь смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно бы-.10 легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных ко-рооках.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей ла-:аротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться v индийцев искусству ринопластики», писал А. Бзшем.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю ^под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

В Индии издавна развивались г и-г и е н и ч е с к и е традици и. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиени-4 ческие навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в «Предписаниях Млну»:

Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом; и почтить богов.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка». (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268-231 гг. до н. э.)-самого выдающего правителя древней Индии (см. рис. 28) при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных - дхарма-шала (лечебницы), которые- в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Несколько позже, в период империи Гупт (IV-VI вв. н. э.)-золотой век индийской истории - в стране стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных. К этой эпохе относят деятельность Сушруты и его последователей.

Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом). В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йоготерапии) ; научно-исследовательские институты продолжают изучение этой древней эмпирической системы.

Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительнЫм: даже Агнй и близнецы-Ашвины уважительно назывались чудесными лекарями. К концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально «нечистыми». Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI-V вв. до н.э.)-знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.

Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,- записано в «Сушру-та-самхите».

По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая. приведена в «Чарака-самхите»:

Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти... Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже. ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Ваша речь должна быть приятной... Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.

Записанная в I-II вв. н. э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

В классический период традиционная индийская медицина достигла апо гея своего развития. По времени этс совпадает с эпохой эллинизма и рас цветом Римской империи на Западе, с государствами которого древняя Индия имела торговые и культурные связи по сухопутным (с I тысячелетия до н. э.) и морским (со II в: до н. э.) путям. На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.


Похожая информация.


ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (18-6 в до н э, долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов», передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3)буддийский (5-3 вв до н э) и классический период (2 в до н э – 5 в н э) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма, успехи в различных областях знаний, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» и «Атхарваведе».В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания. В ведийский периодлюди поклонялись медицинским божествам. В древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия: брахманы (т. е. жрец), кшатрии (т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Врачевание классического периода

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта».Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.древние индийцы различали: перепонки, связки, кости и их классификацию, сухожилия, суставы, органы нервы. В данный период выявлялись и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий. Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами.

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение "припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки закреплены в «Предписаниях Млну». Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония. Во времена Ашоки строили богадельни и помещения для больных.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и традиционного китайского искусства врачеваниянаоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Периодизация истории и врачевания

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э.- III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Философские основы китайской медицины

Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции - женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек - часть природы, часть великой триады Небо - Человек - Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют ф-ии сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка - ян и синдром недостатка - инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли БяньЦюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе.Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса.со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь-иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю - прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды. В трактате «Нэйцзин» описано девять разновидностей игл.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений -жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения- панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ - железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается ХуаГо. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Сейчас сложно сказать, где появились первые медицинские специалисты. Каждое древнее государство готово оспаривать это, заявляя, что именно на их землях сформировалась наука. Однако историки, как и другие ученые все больше склоняются к тому, что именно Индия может претендовать на звание первой «медицинской» державы. Древняя Индия считалась разносторонним государством. Здесь действовали многочисленные философы и исследователи. Поэтому не случайно в этом древнем государстве простой интерес к природе и другим знаниям перерос в науку. Индийцы заметили, что некоторые природные препараты превосходно удаляют боль и страдания. Со временем знания расширялись, а количество препаратов возрастало. Даже индийские мифы говорят о том, что в этом государстве существовала медицина. Только вот ее сотворение приписывается не человеку, а божествам. За медицинские познания в Индии отвечали боги Сива и Давантари. Они если не исцеляли самостоятельно, то помогали человеку найти нужное решение в болезни.

Рабовладельческий строй в Индии сложился в III тысячелетии до н.э., причем расслоение общества произошло уникальным образом. Вместо «традиционных» рабов и рабовладельцев в Индии существовало четыре основных сословия (варны), в каждом из которых выделялось еще несколько каст и подкаст (порт. сasto - чистый). Привилегией заниматься врачебным искусством обладали только представители высших сословий - брахманы, кшатрии и вайшья. Первые упоминания о медицинских знаниях содержатся в «Ригведе» и «Атхарваведе» - религиозно-философских сочинениях, датированных серединой I тысячелетия до н.э. В «Ригведе» упоминаются три недуга - проказа (лепра), чахотка (туберкулез) и кровотечение. В «Атхарваведе» возникновение болезней связывается с воздействием злых духов или расценивается как наказание богов, а излечение недугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. В соответствии с господствующими представлениями лекарь так и назывался - бхишадж («изгоняющий бесов»). Чуть позднее в Индии, как и в Древнем Египте, стал соблюдаться принцип разделения труда. Появилось несколько врачебных специальностей: рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний). В I-II вв. н.э. в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Современные определения понятий «здоровье» и «болезнь», предложенные Всемирной организацией здравоохранения в 1957 г., принципиально не отличаются от выводов древних индийцев. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностью. Тактика лечения определялась в первую очередь излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение основывалось на диете, лекарственной терапии и хирургических вмешательствах. Интересно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.Основы традиционной медицины долгое время передавались от учителя к ученику в устной форме. Гораздо позже медицинский опыт был обобщен и записан под названием «Аюрведа». В переводе с древнеиндийского языка санскрита «айу» означает «жизнь», а «веда» - «знать». Аюрведа считалась наукой, знанием которой жизнь может быть продлена, а природа жизни может быть познана. В Аюрведе описаны свойства более тысячи лекарственных растений, приведены самые разнообразные методы и приемы лече-ния - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал.

Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе Вселенной и человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются существование космоса и человека - ветер (вайю), желчь (питта) и флегма (капха). Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков, а внутри тела человека он контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ.Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма. желчь представлена в космосе огнем, а в организме она обусловливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы. Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию. Здоровье понималось как результат урав-новешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и результат отрицательного воздействия на человека пяти стихий, к которым причислялись времена года, климат, «неудобоваримая» пища, «нездоровая» вода и подавленные негативные эмоции. Например, считалось, что подавление страха приводит к «нарушениям в почках», гнева - к «нарушениям сердца». Для экстренной борьбы с заболеваниями использовали пять основных способов выведения вредных веществ из организма: терапевтическую рвоту, слабительные средства, лекарственную клизму, введение лекарства через нос и кровопускание.Вспомогательными лечебными методами были иглоукалывание, гелиотерапия (лечение солнечным светом), гирудотерапия (лечение пиявками) и др. По утверждению специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюрведа и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями»..

Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I-II вв. н.э.). Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше - в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия. Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность». «Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций, 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов. В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова - секрецию желудочного сока. Любопытно, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем же большинстве государств древности и средневековья хирургическое рассечение трупов было запрещено. Античная медицина обратилась к методу анатомического исследования лишь в период упадка Древней Греции - у Гиппократа это исследование вообще не упоминается. А в Китае запрет на вскрытие трупов отменили лишь в 1913 г. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного (сейчас врачи это называют сбором анамнеза) и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, вида выделений, оценки шумов в легких, голоса и т.п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам «сахарное мочеизнурение», которое он определял по вкусу мочи. Сушрута детально представил причины и механизмы развития около 1200 различных заболеваний. Именно у Сушруты (предположительно VI в. до н.э.), а не у Корнелия Цельса (I-II в. н.э.), как считали еще недавно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса. Признаками начального этапа воспаления Сушрута считал незначительные боли, второго периода - стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, покраснение и нарушение функции. Цельс назвал четыре признака воспаления, которые на латыни звучат как tumor, rubor, color, dolor (отек, покраснение, местный жар, боль), а Гален добавил пятый - functia laesa (нарушение функции). Как говорится, найдите десять отличий… Третий этап воспаления Сушрута охарактеризовал уменьшением припухлости и образованием гноя. Для лечения воспаления он предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, в Южную Сибирь и даже в Китай. Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Наибольшим спросом пользовались нард, сандал, алоэ, термопсис, солодка и раувольфия. Такие препараты, как лив-52 и тентекс, приготовленные по древнеиндийским рецептам, сейчас успешно используются наряду с препаратами современной медицины. Значительных успехов древние индийцы достигли в области профилактической медицины.В «Предписаниях Ману», датированных II в. до н.э., были закреплены строгие гигиенические принципы. «Никогда не следует есть пищу… больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой, ни тронутую собакой. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

Относительно вопроса зарождения вакцинопрофилактики, то в большинстве справочников мы найдем следующую информацию: вакцинация против оспы была открыта английским врачом Эдвардом Дженнером в 1796 г. Но на 13 веков раньше в индийском тексте (V в. н.э.) сказано: «Возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет вместе с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».

Так не пора ли пересматривать вопрос об «изобретении» вакцинации и смещать акценты с честолюбивой Европы на Индию? Танцуй как Шива! В Индии существует красивая легенда, говорящая о том, что мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил врагов, и с тех пор боги всегда танцевали. Индусы считают танец великим даром богов. Танцуя, человек освобождается от отрицательных эмоций за счет снятия мышечных зажимов. Но особенно сильное лечебное воздействие оказывает танец, лишенный всяких правил, когда танцует только тело, а разум отключается. Такой танец называют «пьяным». Ему не надо учиться, это умение придет само, когда вы, включив любимую музыку, начнете двигаться в такт, стараясь отключиться от внешнего мира и сосредоточиться на внутренних ощущениях. Танцуя, надо стремиться достичь такого состояния, когда окружающий мир со своими проблемами отступает на другой план или вовсе исчезает, а все мысли сосредотачиваются на танце. Это будет означать, что вы полностью расслабились.Но особенно преуспели древние индийцы в хирургии. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Хирургический инструментарий делали из стали, производство которой было освоено индийцами. «Шастра (острые инструменты) должны быть изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами|), использующими проверенные способы. Они должны быть приятны на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке и способны расщепить волос. Изготавливать их следует из хорошо обработанного твердого металла; цвет их должен напоминать голубой лотос и форма должна соответствовать названию». В наименованиях инструментов упоминались львы, медведи, тигры, волки и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих животных обращался хирург, приступая к операции.

Сушрута описал 125 различных инструментов и разрешал хирургам изобретать новые для каждого отдельного случая. Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь видов: ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), севья (наложение швов) и висраванья (выведение жидкости).Еще не имея представлений об асептике и антисептике, древние индийцы добивались тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

Древние индийские хирурги проводили операции на глазах, ампутации конечностей, лапаротомию, камнесечение, грыжесечение и даже пластические операции. По свидетельству Артура Бэшема, они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики (пластическим операциям носа)».

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода» и в различных вариациях сохраняет актуальность до сих пор. В древних индийских текстах впервые описана операция удаления помутневшего хрусталика (катаракты).

Сохранилось немало сведений о Школе Сушруты, в которой были лаборатории для приготовления лекарственных средств, отдельные комнаты для занятий и оборудованные операционные залы. Обучаясь у Сушруты, ученики использовали предметы, похожие на пораженные болезнью органы, - плоды растений и мешки, наполненные водой. Искусству кровопускания учились на сосудах мертвых животных и на стеблях водяных лилий, извлечению твердых тел - на плодах панаса, перевязкам - на макетах, технике катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучающийся медицине обязан был знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию, овладеть всеми гранями врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическим сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - записано в «Сушрута-самхите».

Этические требования к врачевателю изложены в «Чарака-самхите»: «Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому».В тысячи километров от Греции и нескольких столетиях от Гиппократа древние индийцы пришли к тем же выводам. Этических норм врачеватели придерживались и в отношении оплаты своего труда. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов (жрецов). Если же зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф, величина которого зависела от социального положения больного.

Список литературы:

Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Медицинские сочинения содержат подробные рассуждения о молодости и зрелости растений, о лечении их заболеваний в период бодрствования и «сонливости», причинах увядания и опадания листвы, о влиянии климата, ветра и жары на здоровье растений. Предписывалось ухаживать за растением как за человеком: обкладывать его корни лечебной глиной, поливать водой с молоком. Описание прививания отростков одного дерева на другое подобно описанию хирургических операций.

Традиционно в систему медицинских знаний Древней Индии включалась ветеринария; медицинские трактаты часто содержали рекомендации по лечению скота, прежде всего -- коров. Известно множество индийских рисунков, на которых отшельники, живущие в горных хижинах, изображены в окружении птиц, змей и разнообразных животных, гор и лесов.

Уже впервые века нашей эры в Индии открывались больницы не только для людей, но и для животных. Позже появились специальные сочинения о лечении лошадей и слонов. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Считалось, что прощение Варуны могут принести жертвы и магические заклинания, а также исполнение «гимнов исцеления». Вот фрагмент одного из них: «Сто, тысяча лекарств есть у тебя, о царь. В водах твоих нектар бессмертия, в них -- могучая сила исцеления». Варуна, наделенный колоссальным могуществом, олицетворял не только силы природы, но и справедливость. Обращения к нему, известные как «покаянные гимны» Ригведы, проникнуты духом раскаяния и жаждой прощения: «Не допусти, о царь, страдать мне за грехи других!». Как высшее счастье воспевается в них дружба с божеством, которое берет человека в свою небесную ладью:

«Когда мы двое восходим на корабль: Варуна и я, Когда мы выводим корабль на середину океана, Когда продвигаемся по поверхности вод, Мы будем вдвоем качаться на качелях...»

«Воды полны исцеления, воды изгоняют болезнь». -- говорится в Атхарваведе. Считалось, что демоны, вторжением которых в человеческую психику индусы объясняли психические заболевания, душевные расстройства и потерю рассудка, после выздоровления человека уходят в воду. По индуистским представлениям, воды священной реки Ганг очищают от грехов, избавляют от болезней.

Древнеиндийский миф говорит о золотом веке, когда люди жили бесконечно долго и не питались земной пищей. Но один человек как-то съел выступившее на поверхности земли вещество и заболел. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить воды, и человек излечился. С тех пор Брахма считается первым врачом, а вода -- первым лекарством.

Лечение водой было свойственно медицинским учениям разных стран. Античные авторы писали о том, что египетские жрецы излечивали с помощью воды даже тяжелые заболевания. После перевода индийских медицинских текстов на арабский язык этот метод лечения широко применялся в восточной медицине. Великий правитель Индии Ба-бур (1483--1530) в своих мемуарах («Книга Бабура» или «Бабур-наме») вспоминал, как его лечили придворные врачи во время осады Самарканда: «... я заболел очень тяжело, так что у меня на четыре дня отнялся язык, и меня поили водой по капле с кусочка ваты... Оставшиеся со мной... потеряли надежду, что я выживу... Спустя четыре--пять дней мое положение немного улучшилось, но косноязычность осталась, а еще через несколько дней я пришел в свое обычное состояние».

Древние предания повествуют о том, что Брахма при лечении сам ничего не придумывал, а просто припоминал рассказанные ему древние медицинские тексты. Так было, например, во время битвы между богами и демонами, когда Брахма был ранен в щеку. Боль была настолько сильной, что он потерял сознание. Очнувшись, он вспомнил древний медицинский текст и вылечил сам себя.

В соответствии с натурфилософским учением индусов, все три элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе -- носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы. В организме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это, прежде всего нервная система, а также -- кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца, главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли тепло, которое возникает в процессе пищеварения и правильного обмена веществ. Источник его -- «живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые субстанции.

В индийском учении о «живительных соках», поддерживающих теплоту тела, указывается на кроветворную функцию селезенки: эти соки, проходя печень и селезенку, окрашиваются в розовый цвет и превращаются в кровь. Далее из крови возникают пять основ организма -- плоть, жир, кости, костный мозг и семя.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бог Вишну, олицетворяющий небо и жизнь Вселенной, часто изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса. Мед как питательная и вкусная еда с самых древних времен привлекал внимание людей. Среди рисунков каменного века сохранилось изображение окруженного пчелами человека, извлекающего мед из дупла дерева.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Их части соотносились с тремя стихиями. Так, стебли и ветви соответствовали воде, поскольку через них проходят жидкие соки, цветы -- огню, которому присущи свет и цвет, листья -- воздуху, приводящему растение в движение. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Гармоническое сочетание воздуха, огня и воды наблюдается лишь у немногих людей. У большинства преобладает что-то одно, однако это еще не влечет за собой заболевания. К нарушению равновесия между элементами могут привести многие причины, прежде всего -- неправедные поступки. Нечистоплотность, переедание приводят к загрязнению организма, являются причинами многих болезней, делают человека беззащитным перед искушениями.

Если же вследствие неблагоприятных обстоятельств один из элементов в организме начинает чрезмерно преобладать, наступает болезнь. Задача врача -- вернуть здоровье больному, приведя все элементы в необходимое равновесие. Носителями воздуха, огня и воды в организме человека считались соответственно прана, желчь и слизь.

Согласно древним легендам, одной из 14 драгоценных вещей, созданных богами путем смешения земли и моря, был ученый-врачеватель. Его положение в обществе было весьма высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Он должен был в равной степени владеть всеми сторонами врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, - писал Сушрута в своем трактате, - врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом».

Распространено мнение о том, что основы врачебной этики были заложены в Древней Греции и сконцентрированы в клятве древнегреческих врачей, названной впоследствии именем Гиппократа (впервые она была записана в III веке до н.э. учеными города Александрии спустя сто лет после смерти Гиппократа). Однако задолго до этого в древней Индии существовала проповедь, которую учитель искусства врачевания произносил перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения. Она приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни… Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и ею лечению… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному…»

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни…»

Право врачебной практики давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики. Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно Законам Ману, за неправильное лечение животных врачеватель выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество.

В наши дни, когда вопросам врачебной этики уделяется все большее внимание, обращение к наследию древних, их традициям, выработанным в течение тысячелетий, весьма актуально, - медицина древней Индии на протяжении всей истории оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины во многих регионах земного шара.