Непознанное

Эпоха холодной войны. Возникновение и противоборство двух мировых социальных систем

В результате второй мировой войны изменилось соотношение сил в мире. Страны-победительницы, и в первую очередь Советский Союз, увеличили свои территории за счет побежденных государств. К Советскому Союзу отошла большая часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом (ныне Калининградская область РФ), Литовская ССР получила территорию Клайпедской области, к Украинской ССР отошли территории Закарпатской Украины. На Дальнем Востоке, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции, СССР были возращены Южный Сахалин и Курильские острова (включая и четыре южных острова, не входящих ранее в состав России). Увеличили свою территорию за счет германских земель Чехословакия и Польша.

Изменилась обстановка внутри западного мира. Потерпели поражение и утратили роль великих держав страны-агрессоры - Германия и Япония, значительно ослабли позиции Англии и Франция. В то же время выросло влияние США, которые контролировали около 80% золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46% мирового промышленного производства.

Особенностью послевоенного периода стали народно-демократические (социалистические) революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии, которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. Образовалась мировая система социализма во главе с СССР.

Война положила начало распаду и колониальной системы империализма. В результате национально-освободительного движения получили независимость такие крупнейшие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет. Ряд из них стал на путь социалистической ориентации. Всего за послевоенное десятилетие получили независимость 25 государств, от колониальной зависимости освободились 1200 млн. человек.

В политическом спектре капиталистических стран Европы произошёл сдвиг влево. Сошли со сцены фашистские и праворадикальные партии. Резко выросло влияние коммунистов. В 1945-1947 гг. коммунисты входили в состав правительств Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии.

В годы мировой войны сложилась единая антифашистская коалиция - союз великих держав - СССР, США, Великобритания и Франция. Наличие общего врага помогало преодолевать разногласия между капиталистическими странами и социалистической Россией, находить компромиссы. В апреле-июне 1945 года в Сан-Франциско состоялись учредительные конференции Организации Объединенных Наций, включавшие представителей 50 стран. В уставе ООН были отражены принципы мирного сосуществования государств различных социально-экономических систем, принципы суверенитета и равенства всех стран мира.

Однако на смену второй мировой войне пришла «холодная война» - война без ведения боевых действий. Термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Суть его - конфронтация политическая, экономическая, идеологическая двух социально-экономических систем социализма и капитализма, балансирование на грани войны.

Основой конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Начало «холодной войны» принято датировать речью У. Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 году, в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов - коммунистических партий.

Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктрина президента США Трумэна, выдвинутая им в 1947 году. Согласно доктрине конфликт капитализма с коммунизмом неразрешим. Задача США - борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, которые рассматривались через призму противостояния капитализма коммунизму, США и СССР.

Советский Союз стал окружаться сетью американских военных баз. В 1948 году первые бомбардировщики с атомным оружием, нацеленным на СССР, были размещены в Великобритании и Западной Германии. Капиталистические страны приступают к созданию военно-политических блоков, направленных против СССР.

В Западной Европе в 1949 году создается Североатлантический блок НАТО. В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Греция и Турция. В Юго-Восточной Азии в 1954 году создается блок СЕАТО, в 1955 году - Багдадский пакт. Восстанавливается военный потенциал Германии. В 1949 году, в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из трёх зон оккупации - английской, американской и французской - была создана Федеративная республика Германия, которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз так же проводит политику конфронтации. В 1945 глду Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке (при этом СССР планировалось предоставить военно-морскую базу в Ливии).

Противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем обостряется и на Азиатском континенте. С 1946 году началась гражданская война в Китае. Войска гоминдановского правительства Чан-Кайши попыталась занять территории, контролируемые коммунистами. Капиталистические страны поддержали Чан-Кайши, а Советский Союз - коммунистов, передав им значительное количество трофейного японского оружия.

Окончательный распад «мира» на две враждующие социально-экономические системы связан с выдвижением в 1947 году Соединенными Штатами «плана Маршалла» (по имени государственного секретаря США) и резко отрицательным отношением к нему СССР.

Европейским странам была предложена помощь для восстановления разрушенной экономики. Давались займы на покупку американских товаров. План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическим условием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947 году коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под влиянием СССР отказались от помощи.

В противовес блоку капиталистических стран стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран. В 1949 году был создан Совет Экономической Взаимопомощи - орган экономического сотрудничества социалистических государств; в мае 1955 года - Варшавский военно-политический блок.

После принятия плана Маршалла в Западной Европе и образования СЭВ в Восточной Европе сложились два параллельных мировых рынка.


Планы послевоенного устройства

Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Они постановили предать главных военных преступников суду Международного трибунала. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в З0-е гг. и в период второй мировой войны, аннулировались. СССР, США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванию Румынии. Чехословакия согласилась передать Советскому Союзу Закарпатскую Украину, где преобладало украинское население.

Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса). Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украиной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Более 6 млн. немцев и венгров, проживавших на территориях, отошедших к Польше, Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жительства. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, ставшим жертвами фашистской агрессии.

Репарации (лат. восстановление) – возмещение побежденным гос-вом причиненного им материального ущерба в денежной или какой-либо иной форме. Выплата репараций предусматривается после окончания войны в мирном договоре.

Великобритания, США и СССР решили освободить из-под власти Японии все территории, «которые она захватила при помощи силы», и ограничить японский суверенитет четырьмя главными островами. Корее была обещана независимость. Северо-Восточный Китай (Маньчжурия), остров Тайвань (Формоза) и другие китайские острова, захваченные Японией, предполагалось возвратить Китаю. Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин и передавались Курильские острова, до 1855 г. принадлежавшие России. С согласия китайского правительства, СССР должен был получить в аренду военно-морскую базу в районе городов Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь) на Ляодунском полуострове Китая.

На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Англии было достигнуто соглашение о разделительной линии между советскими и англо-американскими войсками, действующими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции, освобождались советскими войсками; к западу от нее - англо-американскими.

Аналогичная разделительная линия была намечена в Корее. Северную Корею (к северу от 38 параллели) освобождали советские войска; Южную Корею - американские.

Первоначально разделительные линии мыслились как временная военная мера, но вскоре они превратились в фактическую границу между советской и англо-американской сферами влияния.

Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в жизнь еще в ходе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии. Их полное осуществление предполагало послевоенное сотрудничество между тремя великими державами антифашистской коалиции - Советским Союзом, США и Великобританией, однако после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.

Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежности грядущей победы социализма над капитализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией, постепенно ликвидировать там капиталистические порядки и, таким образом, нанести мощный удар мировой капиталистической системе.

В свою очередь, американские правящие круги намеревались, - как заявил президент США Г. Трумэн в послании конгрессу 19 декабря 1945 г., - «сохранить свою роль руководителя всех наций». Считая, что победа возложила на Америку «бремя постоянной ответственности за руководство миром», они стремились помешать переходу стран Центральной и Восточной Европы под контроль Советского Союза; хотели не допустить распространения социализма на новые территории. Создание в каких-либо странах дружественных Советскому Союзу правительств руководящие деятели США и Великобритании считали «советской экспансией» и пытались остановить ее.

В первые послевоенные годы совместные решения держав антифашистский коалиции еще проводились в жизнь, но отношения между Советским Союзом, Великобританией и США быстро ухудшались, постепенно превращаясь из союзнических во враждебные.

Образование ООН

Важным событием международной жизни первых послевоенных лет было создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

По предварительной договоренности между СССР, США и Великобританией, достигнутой на конференции глав трех великих держав в Ялте, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявившие войну Германии и другим странам фашистского блока. Конференция приняла Устав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы. В Уставе указывалось, что международное сотрудничество должно осуществляться в духе «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет один голос, периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного мира и безопасности. Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН. Совет Безопасности состоит из постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами являются пять великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены, в число которых первоначально входило шесть стран, избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов (право вето).

В ООН действуют Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кроме того, при ООН существует ряд международных специализированных организаций, в том числе завоевавшая большой авторитет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). День вступления в силу Устава ООН - 24 октября 1945г. - ежегодно отмечается как день ООН.

В 1945 г. членами ООН стало 51 государство - участники конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока - Германия, Япония, Италия и их союзники - сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авторитетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, борьбы против колониализма, защиты прав человека.

Доктрина Трумэна и план Маршалла

Наряду с «атомной дипломатией», важной составной частью американской доктрины «сдерживания коммунизма» являлась экономическая и военная помощь другим капиталистическим странам. Первым официальным шагом в этом направлении была доктрина Трумэна, сформулированная в послании президента Трумэна конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Трумэн объявил о предоставлении этим странам военной и экономической помощи для борьбы с коммунизмом в размере 400 млн. долл. В Грецию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.

Доктрина Трумэна касалась не только Греции и Турции. По существу, она носила мировой характер. В ней прямо указывалось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма. В соответствии с этим принципом Соединенные Штаты поддерживали китайское правительство Чан Кайши, которое до 1949 г. вело гражданскую войну в Китае, а также оказывали постоянную экономическую и военную помощь правительству Южной Кореи.

Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла. 5 июня 1947 г. Маршалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, социальными и политическими испытаниями угрожающего характера». Он заявил, что Америка готова оказать Европе безвозмездную помощь, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Европы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демократии», укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну. Исходя их таких представлений, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. Только Чехословакия сначала согласилась принять план Маршалла, но через несколько дней по требованию СССР отказалась от него. Напротив, 16 капиталистических стран, в том числе такие крупные, как Англия, Италия и Франция, выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). (Кроме Англии, Италии и Франции в число 16 государств входили Бельгия, Голландия, Дания, Люксембург, Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В 1949 г. к ним присоединилась Западная Германия).

В течение 1948 года члены ОЕЭС заключили с США двусторонние соглашения об условиях получения помощи по плану Маршалла. В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефицитными материалами, не допускать продажу «стратегических товаров» Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. В каждую страну направлялись специальные американские миссии, контролировавшие выполнение плана Маршалла. Средства от продажи американских товаров, полученных по плану Маршалла, могли расходоваться только с согласия этих миссий.

План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 г. За это время США поставили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Ежегодные расходы по плану Маршалла составляли в среднем около 1% валового национального продукта США. Наибольшую долю поставок получили Англия (2,8 млрд.), Франция (2,5 млрд.), Италия (1,3 млрд.) и Западная Германия (1,3 млрд. долл.). Поставки по плану Маршалла дали мощный импульс развитию экономики западноевропейских стран, но на определенное время увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации, консервативных сил.

Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Трумэн. Четвертый пункт его послания от 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки «для развития и процветания слаборазвитых стран». По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит «безопасность США». За три года, с 1950 по 1953 г. американскую помощь по «программе 4-го пункта» получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.

Американское правительство поддерживало правительство Чан Кайши в Китае, но китайская народно-освободительная армия, действовавшая под руководством Коммунистической партии, разгромила его войска. Чан Кайши укрылся на острове Тайвань под охраной американского флота.



1939 – 1935 отношения между ведущими державами складываются под влиянием двух факторов.

В основе первой тенденции было осознание мировым сообществом необходимость взаимодействия государств для обеспечения мира и безопасности, сотрудничества при решении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера.

Второй тенденцией стало доминирование двух сверхдержав: СССР и США.

Удельный вес США в мировом промышленном производстве к концу войны составил 60%. США после 2МВ сосредоточили в своих руках

После 1945 года началась холодная война – глобальное военно-политическое противостояние СССР и США.

Бывший премьер-министр Великобритании Черчилль в марте 1946 года, выступая в городе Култон, призвал к объединению всех демократических народов для защиты своей свободы.

В марте 1947 президент США Трумэн в послании конгрессу определил сдерживание СССР и союзных ему политических сил в качестве жизненно важного интереса для обеспечения безопасности США.

Основными направлениями холодной войны стали:

  1. Гонка вооружений
  2. Разработка и размещение новых видов оружия массового поражения, наращивание их количества
  3. Противостояние военно-политических блоков
  4. Прямое военное противостояние в локальных войнах
  5. Психологическая война, то есть подрывная пропаганда и поддержка оппозиции
  6. Ожесточенное противоборство разведок и специальных служб
  7. Борьба за влияние в странах третьего мира

Основные вехи холодной войны:

План Маршала. В 1947 государственные секретарь США Джордж Маршал представил план помощи странам Европы.

Германия была поделена на 4 оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. В январе 1948 года Англия, Франция и США объединили свои зоны в Тризонию. В апрели 1948 года СССР ввел контрольный режим на автостраде и ж/д. В июне 1948 года советская военная администрация запретила ввоз в Берлин денежных знаков и грузов из Тризонии. В течении мая-октября 1949 года оформился раздел Германии на либерально-демократическое государство западного типа – ФРГ и ГДР – государство с социалистической ориентацией. Дипломатические отношения между СССР и ФРГ установились лишь в 1955 году. Восточный Берлин был провозглашен столицей ГДР. В результате в 1961 году восточногерманские власти при посредничестве Советского Союза возвели стену, разделившую город на две части.

4 апреля 1949 года в Брюсселе представители 12 стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия) подписали североатлантический пакт, создав НАТО. В 1952 году к альянсу присоединилась Греция и Турция, в 1955 году – ФРГ.

В 1949 возникает СЭВ – совет экономической взаимопомощи.

Кульминационным моментом холодной войны стал Карибский кризис 1962 года. 1 января 1959 на Кубе произошла революция, направленная против диктаторского режима американского ставленника Бастисты. Лидер кубинской революции Кастро заявил о социалистическом характере революции, о своих марксистко-ленинских взглядах и ориентации на СССР.

Первый кризис – в условиях 1 мв

Второй – 2мв

Третий – кубинская революция

СССР тайно решил разместить на острове Свободы 42 атомные ракеты среднего радиуса действия 2000 км. На Кубе находилось 40 000 советских солдат и офицеров. Американское руководство объявило об экономической блокаде Кубы. В октябре 1962 года США приготовились нанести мощный удар по Кубе. Над территорией Кубы в ночь с 27 на 28 октября советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик. Пилот погиб. В результате начавшихся переговоров Советский Союз убрал все атомные ракеты с территории Кубы, а США отказались от планов вооруженной агрессии в отношении Кубы и размещения собственных атомных ракет на территории Турции.

После Карибского кризиса в 1963 году был подписан договор о запрещении испытаний атомного оружия в трех сферах: на земле, под водой и в космосе. Этот договор подписали США, СССР и Англия.

В след за США в 1945 СССР в 1949 – ядерное оружие. Великобритания впервые провела испытание ядерного оружия – 1952, Франция – 1960, Китай – 1964, Индия – 1974, Пакистан – 1998. Северная Корея – 2006. Израиль не комментирует наличие у него ядерного оружия.

1968 год подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Послевоенное устройство мира и обеспечение международной безопасности

Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вторую мировую войну, союзными государствами - СССР, США, Англией и Францией был создан Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 года и закончил ее 1 октября 1946 года вынесением смертного приговора двенадцати главным военным преступникам. Согласно обвинительному заключению были приговорены к смертной казни через повешение: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Зукель, Йодль, Зейсс-Инкварт и Борман (заочно); к пожизненному заключению: Гесс, Функ, Редер; к 20 годам лишения свободы: Шпеер и Ширах; к 15 - Нойрат, Дениц.

Созданный в соответствии с договоренностями на конференции так называемый Совет министров иностранных дел (СМИД) разработал проекты мирных договоров СССР с государствами, являвшимися союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. После рассмотрения их Парижской мирной конференцией (1946 год) эти договора 10 февраля 1947 года были утверждены и подписаны. Они отвечали интересам обеспечения свободного и независимого развития народов этих стран, способствовали укреплению их международных позиций и стали серьезным вкладом в дело ликвидации последствий второй мировой войны, в дело укрепления мира в Европе.

Такого рода сотрудничество, пожалуй, явилось последней совместной акцией союзников по антигитлеровской коалиции. В последующие годы, к сожалению, развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против держав оси "Берлин - Рим - Токио". При этом главная ставка была сделана на атомное оружие.

Так, уже с большими трудностями шли переговоры о заключении государственного договора с Австрией. Потребовалось 33 заседания СМИД, 260 встреч заместителей министров иностранных дел, 35 заседаний специальной Венской комиссии. Причина этих сложностей проста - Австрия интересовала США прежде всего как "альпийская крепость", как плацдарм для возможной последующей борьбы против СССР и стран народной демократии.

Но главным по-прежнему оставался германский вопрос. Давая оценку итогам Потсдамской конференции, газета "Правда" писала 3 августа 1945 года: "Коренные интересы народов Европы состоят в том, чтобы навсегда устранить угрозу германской агрессии, предотвратить возрождение германского империализма, обеспечить прочный мир между народами и всеобщую безопасность".

Политические принципы обращения с Германией

Политические принципы обращения с Германией, разработанные советской стороной, были сформулированы в проекте декларации "О политическом режиме в Германии", подготовленном в июле 1945 года.Ее основные положения сводились к двум важным моментам:

1) нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

2) необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Это означало, что советская сторона выступала за признание за немецким народом права на самоопределение и избрание им самим пути социально-экономического и государственного устройства.

А какова была позиция другой стороны? США и Англия, разработавшие свои предложения, - а они касались расчленения Германии, распределения ее территории между другими европейскими государствами, - по каким-то причинам не внесли их для обсуждения на конференции. Так, например, американский адмирал Леги, один из ближайших советников Трумэна, сообщает в своих мемуарах, что президент США направляется на Потсдамскую конференцию с планом раздела Германии на "отдельные суверенные государства". Леги пишет, что Трумэн хотел предложить, чтобы "Совет министров иностранных дел представил правительствам рекомендации о расчленении Германии" и чтобы уже на Потсдамской конференции было заявлено о "намерении предоставить Рейнской области в будущем независимость и суверенитет в качестве отдельного государства". Более того, Трумэн высказывался за то, "чтобы... было создано южногерманское государство со столицей в Вене". Необходимость переустройства жизни немецкого народа на демократических и миролюбивых началах тогда, видимо, меньше всего заботила западные державы. В директиве президента США американскому командованию в Германии говорилось: "Германия оккупируется не ради ее освобождения, но потому, что она является побежденной, вражеской страной".

Принципы совместной политики государств антигитлеровской коалиции в германском вопросе были зафиксированы участниками Потсдамской конференции в соглашении "Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период".

К чему сводилось существо этих принципов?

В конечном счете к демилитаризации и демократизации Германии. В соответствии с решениями Крымской конференции они предусматривали полное разоружение Германии и ликвидацию в ней всей промышленности, которая могла быть использована для военного производства.

Участники конференции договорились о необходимости "уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду". Три державы обязались принять также и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире.

Подписание соглашения по вопросу о репарациях

Участники конференции подписали также специальное соглашение по вопросу о репарациях. Они исходили из того, что Германия должна была компенсировать в возможно большей степени ущерб, который она причинила другим народам. Репарационные претензии Советского Союза должны были удовлетворяться путем изъятий из зоны, оккупированной СССР, соответствующих германских вложений (активов) за границей. Было также обусловлено, что СССР получит дополнительно из западных зон оккупации: 1) 15% изымаемого для уплаты репараций комплектного промышленного оборудования в обмен на продовольствие и другие продукты из советской зоны оккупации; 2) 10% изымаемого промышленного оборудования - без оплаты и возмещения.

Однако чем больше времени проходило после встречи в Потсдаме, тем дальше отходили от ее решений западные державы. Если в советской зоне оккупации были последовательно проведены демилитаризация и денацификация, то в западных зонах эти решения были фактически сорваны.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью констатировать: полное и добросовестное осуществление западными державами потсдамских договоренностей по Германии, окончательно закрепляя созданную победой антигитлеровской коалиции новую обстановку в Европе, предотвратило бы не только последующий раскол Германии, но и превращение континента в главный очаг "холодной войны". Соглашения закладывали необходимую основу для рождения мирной демократической единой Германии. "Если собственные усилия германского народа будут беспрестанно направлены к достижению этой цели, - говорилось в сообщении о берлинской конференции, - то для него будет возможно с течением времени занять место среди свободных и мирных народов мира".

К сожалению, побежденная Германия все более превращалась в объект неблаговидных политических махинаций Вашингтона и Лондона. Срыв мирного договора с единой Германией, заключение которого предусматривалось потсдамскими соглашениями, стал одним из главных шагов США и Великобритании, а также примкнувшей в ним Франции, приведших к расколу Европы на противостоящие союзы и, как следствие, - к возрождению теперь уже в новой, "западногерманской" форме "германского фактора" в мировой политике.

Европа еще лежала в развалинах, а в Вашингтоне уже активно работали над планами атомной войны против своего союзника по борьбе с германским фашизмом и японским милитаризмом - Советского Союза. В недрах Пентагона, как позже стало известно, рождались проекты уничтожения СССР, один фантастичнее другого90.

Вообще первые послевоенные десятилетия вошли в историю как период "холодной войны", период острого советско-американского противоборства, не раз ставившего мир на грань войны "горячей".

Что представляет собой "холодная война"?

По всей видимости, не только определенный уровень политической напряженности между государствами и гонку вооружений, но прежде всего глобальный характер советско-американского противостояния. Кроме того, надо учитывать ситуацию "ядерного тупика", при которой огромные запасы разрушительной мощи, накопленные США и СССР, не могли быть использованы. "Холодная война" как бы заменила "горячую войну", стала ее суррогатом. Принято считать, что начало "холодной войне" было положено речью У. Черчилля 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже американского города Фултона, где он фактически призвал к образованию военно-политического союза против СССР. Президент США Г. Трумэн, присутствовавший в зале, громко аплодировал оратору.

Существует и другой взгляд на эту проблему: начало "холодной войне" положено так называемой "длинной телеграммой", отправленной в Вашингтон из посольства США в Москве тогда еще молодым американским дипломатом Дж. Кеннаном. Впоследствии она была изложена в статье "Источники поведения Советов", появившейся в одном из американских журналов и подписанной псевдонимом "Мистер Х". Речь в ней шла о том, чтобы оказывать постоянное давление на СССР с тем, чтобы он был вынужден отказаться от социалистического выбора.

После второй мировой войны США буквально увязли в системе многосторонних соглашений и договоров - были созданы НАТО, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, развернута сеть военных баз, американские войска прочно закрепились в Европе и других регионах. И хотя время от времени в Америке раздавались голоса в поддержку изоляционизма и предпринимались попытки ограничить американские обязательства в мире, но возврата к прежнему не предвиделось.

Каковы же причины появления "холодной войны"?

В научной литературе сложились две основные точки зрения на этот вопрос:

1. Ее можно охарактеризовать как традиционную: во всем виноваты американцы, наши действия были лишь реакцией на провокацию со стороны США. Сталин прекрасно понимал реальное соотношение сил и потому вел себя с максимальной осторожностью.

2. Согласно другой точке зрения, основная вина за "холодную войну" лежит на Сталине. Указывается, например, на некоторые действия СССР в Восточной Европе, "провоцирование" войны в Корее, жесткую идеологическую риторику и т.п.

Но обе эти точки зрения грешат односторонностью. Стремления или даже готовности к ведению крупной войны не было ни у Сталина, ни у Трумэна. Но было другое - стремление закрепить те сферы своего влияния в мире, которые стали итогом второй мировой войны. В этом смысле переломным является 1947 год. И даже не потому, что тогда были приняты "доктрина Трумэна", "план Маршалла", а потому, что это был тот рубеж, после которого стало уже невозможно вернуться к идеалам Объединенных Наций, которые формировались на заключительном этапе второй мировой войны.

Как складывалась геополитическая ситуация в тот момент?

Соединенные Штаты Америки и Советский Союз стали державами, в наибольшей степени расширившими свои "сферы влияния" в результате войны. СССР доминировал в Восточной Европе, США - в Западной. Но постепенно стало выясняться, что эти "приобретения" достаточно иллюзорны.

Что касается Восточной Европы, то здесь действительно были очень сильны симпатии к СССР, коммунисты располагали широкой социальной базой, а старые эмигрантские правительства - там, где они были, - не могли бросить серьезный вызов левым силам. Но уже к 1946 году для Сталина должно было быть очевидным, что Восточная Европа легко может выйти из-под его непосредственного политического контроля. Развитие восточно-европейских стран было связано с поиском своих, национальных путей к социализму.

Подобные процессы, хотя и под другим знаком, происходили в Западной Европе. Влияние, которое США приобрели в этой части континента, постепенно начало таять. Коммунисты во Франции, Италии и других странах одерживали победы на выборах, американские солдаты вызывали раздражение у европейцев.

Такое развитие событий в Западной Европе было недопустимо для Трумэна, а то, что происходило в Восточной Европе, не могло устраивать Сталина. Они были не только противниками, но и партнерами в строительстве новой системы международных отношений - системы жестких блоковых отношений, которые дисциплинировали бы союзников и закрепили за СССР и США статус "сверхдержав".

Последствия разгрома фашистских государств

Начавшаяся в результате разгрома фашистских государств цепная реакция глубоких социальных перемен привела в конечном счете к общему сдвигу влево всей общественной жизни в мире, к образованию мировой социалистической системы, разрушению колониальных империй, появлению десятков независимых развивающихся государств Европы и Азии. Огромный вклад в победу над германским фашизмом внес международный рабочий класс. Несмотря на большие людские потери в годы войны, численность его в 50-е годы составляла свыше 400 млн. человек. В послевоенный период значительно выросло классовое самосознание, политическая активность и организованность рабочего класса. Он укреплял свою сплоченность не только в национальном, но и в международном масштабе. Так, в сентябре-октябре 1945 года в Париже представители 67 млн. организованных в профессиональные союзы рабочих из 56 стран при активном участии советских профсоюзов создали Всемирную Федерацию Профсоюзов (ВФП).

Мощный подъем демократического движения в эти годы существенно расширил социально-экономические и политические завоевания трудящихся. Начался новый этап в развитии социального законодательства во многих буржуазных странах. В ряде западноевропейских государств (например, в Италии, Франции), где крупная буржуазия скомпрометировала себя сотрудничеством с гитлеровскими оккупантами, ненависть к коллаборационистам объединяла трудящихся на борьбу с господством капитала вообще. В этой ситуации правящие круги пошли на политическое и социальное маневрирование, на некоторые уступки трудящимся. В законодательство были включены положения о праве на труд и на равную оплату за равный труд, на защиту интересов трудящихся с помощью профсоюзов, о равных правах мужчин и женщин, о праве на отдых, образование, материальное обеспечение в старости.

Значительно было расширено число людей, которые имели право голосовать. Избирательные права предоставили женщинам во Франции (1945 год), Италии (1946 год), Бельгии (1948 год). До 21-23 лет снизили возрастной ценз в Швеции и Нидерландах (1945 год), в Дании (1952 год).

Национализация предприятий и демократизация производственных отношений

трибунал фашизм оон

Впервые за всю историю ряда западноевропейских стран левым силам удалось добиться широкой национализации предприятий и демократизации производственных отношений. Так, во Франции в государственную собственность перешли все крупные предприятия по производству газа и электроэнергии, крупнейшие страховые компании. Был принят закон о комитетах, впервые открывший французским рабочим доступ к участию в управлении.

Крупномасштабная национализация промышленности и банков была проведена в Австрии. Новый закон о производственных советах предоставил рабочему классу Австрии возможность участвовать в управлении предприятиями. В ФРГ законодательно закрепили принцип рабочего представительства на предприятиях. Это положение и в Италии вошло в практику заключения коллективных договоров. Ряд ведущих отраслей промышленности в Великобритании подвергся национализации, за английскими профсоюзами было закреплено право участия в управленческих органах государственных предприятий.

Был принят ряд мер и в области охраны труда и здоровья трудящихся. Так, страхование от несчастных случаев на производстве ввели во Франции и Великобритании (1946 год), по болезни и инвалидности - в Бельгии (1944 год), пенсии по старости - в Швейцарии (1946 год), пособия по безработице - в Бельгии (1944 год), Нидерландах (1949 год). Происходило дальнейшее сокращение рабочей недели: в США - с 48 часов в 1939 году до 40 часов в 1950 году, в Западной Европе - с 56 часов до 48 часов. Западноевропейские профсоюзные комитеты добились увеличения оплачиваемого отпуска до двух - четырех недель.

Организованный рабочий класс, прошедший школу антифашистской борьбы, решительно поддержал левую политику в рабочем и демократическом движении. Это обусловило в целом усиление политической роли и коммунистических партий. Если в 1939 году в компартиях капиталистических стран насчитывалось 1 млн. 750 тыс. человек, то в 1945 году - 4 млн. 800 тыс. О значительном влиянии компартий свидетельствовали парламентские выборы в странах Западной Европы в 1945 - 1946 годах. Их представители вошли в состав правительств Франции, Италии, Бельгии, Дании, Исландии, Люксембурга, Норвегии, Финляндии. Возросло влияние коммунистов Швеции, укрепила свои позиции компартия Великобритании, была восстановлена Коммунистическая партия США (июль 1945 года), вышла из подполья компартия Японии. В результате в ряде капиталистических стран развернулась антикоммунистическая кампания. Начались репрессии против коммунистов, деятелей рабочего и демократического движения в США. Преследованиям подвергались коммунисты в Англии. Во Франции и Италии буржуазные круги добились исключения их из правительств. В ФРГ членам компартии законом от 1950 года было запрещено состоять на государственной службе. Несколько позднее против Коммунистической партии Германии возбудили судебный процесс. Гонения со стороны американских оккупационных властей испытывала Коммунистическая партия Японии.

В послевоенный период продолжали свою деятельность или образовались вновь социалистические и социал-демократические организации. Заметно пополнились их ряды: к началу 50-х годов они насчитывали около 10 млн. членов (до войны - 6,5 млн.). В ноябре-декабре 1947 года была проведена представительная конференция социал-демократических партий в Антверпене, которая учредила Комитет международных социалистических конференций (КОМИСКО), объединивший социал-демократические партии 33 государств.

В 1951 году на учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне был основан Социалистический Интернационал. В его состав вошли 34 социалистические и социал-демократические партии, преимущественно европейские, численностью около 10 млн. членов.

Расширение состава Социалистического Интернационала, вступление в его ряды социалистических партий Азии, Африки и Латинской Америки привело к усилению в нем прогрессивных тенденций.

А как строились в послевоенные десятилетия отношения двух главных отрядов социалистического движения - коммунистического и социал-демократического?

Прежде всего на основе взаимопонимания, нетерпимости, а иногда и противостояния. Сегодняшнее же новое мышление создает предпосылки для перехода к постоянному политическому диалогу.

Прямым результатом роста политической зрелости трудящихся, возрастания роли народных масс явилось создание ряда международных демократических организаций. Среди них Всемирная федерация демократической молодежи (ноябрь 1945 года), Международная демократическая федерация женщин (декабрь 1945 года) и др.

После второй мировой войны происходит распад колониальной системы империализма. Великобритания, Франция, Голландия, Бельгия, Португалия не могли уже прежними методами с помощью военной администрации сохранять свое господство в своих владениях. В 1949 году образовалась Китайская Народная Республика, что оказало сильное воздействие на национально-освободительное движение в Корее, Юго-Восточной Азии, в Индонезии. Государственную независимость завоевала Индия. Обрели политическую самостоятельность Бирма, Индонезия, Египет, Сирия, Ливан, Судан, ряд других в прошлом колониальных стран. В течение десяти лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилась почти половина земного шара. Появляется Движение неприсоединения.

Существуют различные определения понятия "международная безопасность".

Безопасность представляет собой комплекс мер по созданию наиболее эффективных гарантий всеобщего мира как для данного государства, так и в глобальных и в региональных масштабах, по ограждению государств и народов от угрозы возникновения войн, особенно ядерной войны.

Безопасность как политика не статична, она носит динамический характер. Не существует, даже применительно к отдельным регионам мира, безопасности, которая устанавливалась бы навсегда. Ее достижение требует политической воли, постоянных усилий. Естественно, в разные периоды и в различных обстоятельствах приобретают значение различные методы обеспечения безопасности. Они являются производными от классовой структуры общества, от господствующих в нем экономических и социальных отношений. В ходе исторического развития эти методы носили самый разнообразный характер, принимали различные формы.

Ныне водораздел в понимании сути политики безопасности пролегает между теми, кто не видит в ней почти ничего выше военных, военно-технических категорий и склонен ставить решение ее проблем в зависимость лишь от числа единиц и качества оружия, и теми, кто усматривает здесь прежде всего гибкую и сложную форму политических взаимоотношений.

По каким же основным направлениям в рассматриваемый период стремились обеспечить мир и международную безопасность?

Признанным центром в системе международных отношений стала Организация Объединенных Наций (ООН). Она была создана в апреле-июне 1945 года на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств, которые и считаются государствами-учредителями.

Задачами ООН были признаны поддержание мира, опека над отсталыми странами, с тем чтобы привести их к "самоуправлению или независимости".

В Устав этой организации было включено требование Советского Союза о единогласии принятия решений по особо важным вопросам, что не позволяло США и другим державам навязывать угодные им резолюции большинством голосов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Нападение Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Создание антигитлеровской коалиции, ее роль в организации разгрома блока фашистских государств. Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу. Итоги и уроки войны.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2011

    Начало складывания антигитлеровской коалиции. Московская конференция и договор о ленд-лизе. Советская дипломатия в борьбе за второй фронт в 1942 году. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Военные действия и взаимоотношение союзников в 1943 г.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2008

    Исторические предпосылки и последствия заключения договора "О британской помощи для содействия прогрессу и благополучию Персии" 1919 года: начало демократического переворота, создание нового правительства, аннулирование англо-иранского соглашения.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Характеристика расстановки сил в антигитлеровской коалиции - объединении государств, боровшихся во Второй мировой войне 1939-1945 гг. против агрессивного блока гитлеровской Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Проблема послевоенного устройства мира.

    шпаргалка , добавлен 16.05.2010

    Состояние международной обстановки после Первой мировой войны. Возникновение фашистского режима в Германии. Причины создания и этапы формирования антигитлеровской коалиции. Формы сотрудничества СССР, Великобритании и США. Итоги трех конференций союзников.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Вопрос о взаимоотношениях внутри антигитлеровской коалиции как один из ключевых в литературе о Второй мировой войне. Историография межсоюзнических отношений. Образ союзников в сознании советских граждан в условиях опосредованного знакомства с ними.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Предпосылки, причины, подготовка и начало первого крестового похода. Особенности устройства и управления государств крестоносцев. Раздел завоеванных земель и создание латинских государств. Значение крестовых походов для мировой и европейской истории.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Основной вклад Советского Союза в битву народов с фашизмом. Вклад партизанов в разгром фашистских армий под Москвой. Роль Советского Союза в разгроме милитаристской Японии. Важность вступления России в войну.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Организация международного военного трибунала в Нюрнберге: предыстория и подготовительный процесс, категории обвинений, приговор и итоги. Краткая биографическая справка из жизни Рудольфа Гесса, его загадки. Мартин Борман и история его исчезновения.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2013

    Варшавский договор 1955 г. - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора как ответная мера на присоединение ФРГ к НАТО.

Курс отечественной истории Девлетов Олег Усманович

8.3. Послевоенное устройство мира в 1946–1953 гг.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все чаще стала использоваться метафора «холодная война», появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибьюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее, весной 1946 г., этот термин употребил в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако «декларацией», или провозглашением «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) – американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г. приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945–1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были проводить все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности по советскому сценарию, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.

В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянут Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И.Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрения И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис , приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 1948–1949 гг. были репрессированы в Польше – В. Гомулка, М. Спыхальский, З. Клишко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании – К. Дзодзе и многие другие. В 1950–1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т. д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла – одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. США организовали «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики.

Конец 1940 – начало 1950-х гг. стали кульминацией «холодной войны».

В августе 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950–1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. В Корее сражались советские летчики.

Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, – с другой, за мировое господство.

Из книги Великая оболганная война-2 автора

4. РЕПРЕССИИ 1946–1953 ГОДОВ Несмотря на мягкость советской репрессивной политики (а может быть, благодаря ей) на территории Эстонии после войны продолжали действовать формирования «лесных братьев» и антисоветское подполье. Только за два с половиной года (с октября 1944 по

Из книги Великая оболганная война. Обе книги одним томом автора Асмолов Константин Валерианович

4 Репрессии 1946–1953 годов Несмотря на мягкость советской репрессивной политики (а может быть, благодаря ей) на территории Эстонии после войны продолжали действовать формирования «лесных братьев» и антисоветское подполье. Только за два с половиной года (с октября 1944 по

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

ГЛАВА VII СССР в 1946–1953 гг.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 12 Советский Союз в послевоенный период (1946–1953 гг.) После окончания Великой Отечественной войны главной задачей СССР стало восстановление народного хозяйства. Положение осложнялось тем, что к послевоенной разрухе добавилась тяжелейшая засуха 1946 г.

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 11. СССР в 1945–1953 гг. Послевоенное возрождение и претензии на мировое

Из книги Россия. Век XX-й (1939-1964) автора Кожинов Вадим Валерианович

Часть вторая «НЕИЗВЕСТНОЕ» ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 1946–1953

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Из книги Тегеран 1943 автора

Послевоенное устройство Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги Тегеран 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах автора Бережков Валентин Михайлович

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

Глава II Разгром милитаристской Японии и послевоенное устройство

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг. Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядкаСозданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Самая разрушительная из всех пережитых человечеством войн - вторая мировая война, охватившая более четырех пятых населения планеты, оказала огромное влияние на

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

Глава 8 СССР в 1946–1953 гг. В разные периоды о послевоенных годах писали по-разному. До середины 80-х гг. их славили как время массового подвига советских людей, сумевших в кратчайший срок восстановить разрушенное войной. Подчеркивались достижения науки и техники, в том числе