Работа

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Помещик с либеральными взглядами, вдовец, любитель поэзии и музыки. Проявляет интерес к передовым идеям в разных областях жизни и технологии, в частности в сельском хозяйстве. Влюблен в Фенечку - женщину неблагородного происхождения, дочь экономки. Поначалу стыдится собственных чувств, но в итоге женится на ней.

Отцы и дети

Николай Кирсанов живет в фамильном поместье вместе со старшим братом . Павел - гордый и самоуверенный человек, офицер в отставке. В прошлом у Павла Петровича была трагическая любовь, теперь тот живет один в поместье брата.

Сам Николай Петрович тоже не женат. Мария, первая жена героя, умерла, оставив Николая Петровича вдовцом. Теперь у Николая Петровича завязался роман с Фенечкой, дочерью экономки. Фенечка стала любовницей Николая после смерти матери, а затем родила от героя сына. В финале Николай Петрович женится на Фенечке.

У героя есть сын от первой жены - Аркадий Кирсанов, в недавнем прошлом студент университета в Санкт-Петербурге, кандидат наук. Этот сын становится приятелем Евгения Базарова и через того проникается на время нигилистическими идеями, однако потом отказывается от этого мировоззрения.


Аркадий приезжает в имение отца вместе с Базаровым, и молодые люди гостят там некоторое время. С обоими братьями Кирсановыми у Базарова складываются напряженные отношения. Павел Петрович, старший брат Николая, много спорит с молодым человеком на всевозможные мировоззренческие темы - о науке и искусстве, о дворянстве, о любви и так далее. Павел Петрович откровенно терпеть не может Базарова.

В конце концов молодые люди покидают имение, не найдя общего языка с Николаем Петровичем и его братом. Погостив у и родителей Базарова, молодые люди снова возвращаются в имение Кирсановых. Там Базаров позволяет себе неприятную выходку в отношении Фенечки, любовницы Николая Петровича.


Застав женщину в одиночестве, Базаров целует ее, и этому становится невольным свидетелем Павел Петрович. За такой выходкой следует дуэль между братом Николая и Базаровым, в результате которой молодой человек ранит Павла Петровича в ногу.

Николаю Кирсанову 44 года. В эти годы герой выглядит свежим и румяным. У Николая мягкие седые волосы, черные глаза и приятные мелкие черты лица. Герой слегка прихрамывает и небрежно одевается, носит запыленное пальто и панталоны в клетку.

Николай Кирсанов - дворянин по происхождению и обладатель изрядного состояния. В распоряжении Николая «две тысячи десятин земли», и как хозяин имения герой придерживается передовых взглядов. Николай завел «ферму» и размежевался с крестьянами. Герой не использует труд крепостных и берет вольнонаемных работников, при этом к народу относится высокомерно.


Воспитание и образование герой получил в Петербурге. Николай закончил университет как кандидат наук, знает французский и немецкий языки, умеет играть на фортепиано. Отец героя был генералом и желал, чтобы сын сделал карьеру военного, однако история жизни героя сложилась иначе. Еще юношей Николай сломал ногу и с тех пор хромал, так что путь военного оказался для героя закрыт. По протекции отца он некоторое время прослужил в министерстве, откуда позже ушел.

Женился Николай по любви, хоть и без одобрения родителей. Избранница героя происходила из семьи чиновников. Брак оказался счастливым, супруги практически не расставались. Николай, став вдовцом, сильно тосковал по покойной жене.


Иллюстрация к роману "Отцы и дети"

Это человек, в биографии которого случилось немало бед, однако это не испортило Николаю Петровичу характер. Николай остается идеалистом и либералом по политическим взглядам, человеком с романтическими вкусами, который стремится претворить собственные идеалы в жизнь.

Николай пытается выстроить по-новому отношения с крестьянами, которые работают на него, сам много трудится и стремится перестроить в имении хозяйство, вооружившись передовыми идеями. При всем этом Николай – человек непрактичный, и вести хозяйство у него получается не слишком хорошо.

Николай неравнодушен к искусству и стремится обрести счастье в любви. Тургенев изображает героя человеком со слабым характером, но при этом добрым и деликатным, лояльно воспринимающим попытки молодежи отказаться от взглядов отцов, жить и мыслить по-новому.


Однако Николай не получает такого же дружелюбного отношения в ответ. Базаров отзывается о Николае Кирсанове как о человеке, чья «песенка спета», а сын Аркадий в бестактной манере пытается «перевоспитывать» отца, внушая тому нигилистические идеи.

Сам Николай сына любит и хочет сблизиться с молодым человеком, однако отношение Аркадия причиняет герою боль. Николай проявляет к сыну терпение, и со временем взгляды Аркадия меняются. В финале книги отношения между Николаем и его сыном становятся более близкими, у них появляется общее дело, оба налаживают собственную семейную жизнь, и судьба обоих поворачивает к лучшему.

Экранизации

В фильме «Отцы и дети», снятом по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева в 1958 году, роль Николая Кирсанова досталась актеру . Ленту выпустила киностудия «Ленфильм», а работали над нею одновременно два режиссера - Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.


Следующая экранизация романа вышла с большим перерывом, в 1984 году. Четырехсерийную ленту снял режиссер Вячеслав Никифоров на студии «Беларусьфильм». В роли Николая Кирсанова выступил актер , известный по роли герцога Бэкингема в трехсерийной советской экранизации романа «Три мушкетера» , вышедшей в 1978 году, за пять лет до «Отцов и детей».

В 2008 году вышла экранизация «Отцов и детей» режиссера , также состоящая из четырех серий. Роль Николая Кирсанова здесь играет актер . Съемки поместья Кирсановых шли в городе Орел, на территории музейного комплекса, в который превращено имение Ивана Тургенева.


Анатолий Васильев (слева) в роли Николая Кирсанова

К съемкам привлекли артистов местных театров, которые исполнили роли прислуги и дворни в имении Кирсановых. На экран попал десятимесячный сын сотрудников музейного комплекса, который исполнил роль маленького сына Николая Кирсанова от Фенечки, дочери экономки.

Цитаты

«Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета» (Базаров о Николае Кирсанове)
«Личность, милостивый государь, - вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».
«Десять лет прошли как сон».

Павел и Николай Петрович Кирсановы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменит был развитием промышленности и естественных наук, расширением связи с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Базаров, нигилист, представляет "новых людей", а в качестве противника ему принято считать Павла Петровича Кирсанова, потому что именно они ведут полемику на различные темы- о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочее. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича- лишь "слова", так как не подкреплены никаким действием. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения (с детства был необычайно красив, самоуверен, очень нравился женщинам, учился в пажеском корпусе, в 27 лет был уже капитаном, впереди ждала его блестящая карьера), но первая же трудность (неразделенная любовь к княгине Р.) сделала Павла Петровича ни на что не способным:вышел в отставку, преследовал ее, был изгнан, десять лет прожил бесцветно,бесплодно и быстро, остаток жизни проводит с братом в деревне. Убеждений у него нет, вместо них - принципы, которые сводятся к соблюдению внешних приличий и старанию казаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко проявляется в описании его кабинета, в том, что в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме "мужицкого лаптя"). Павла Петровича интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, Гете, хотя вряд ли их прочел, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но ведь то же самое можно сказать и о Базарове: то же пристрастие к "внешним эффектам" (бакенбарды, балахон, развязность), та же неуживчивость с окружающим миром. Д.И.Писарев называет Павла Петровича "Печориным маленьких размеров". Базаров - тот же Павел Петрович с точностью до наоборот. Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философию, потому что жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании. Таким образом мы видим, что настоящий противник Базарову- Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные споры. Он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, которые прошли "как сон"; после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку). То выстраданное знание, которым обладает Николай Петрович - о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, о любви, - можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов". Это способен понять только сын Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. Сама жизнь расставляет все по местам, отметает все неестественное: Базаров умирает, познав любовь, смягчив свой негативизм; Павел Петрович уехал за границу (где ему и место); Аркадий женится на Кате, живет в отцовском поместье, поднимает его из запустения и бедности; Николай Петрович - женится на Фенечке, делается мировым посредником и изо всех сил трудится.

Чем объясняется различие в отношении к Базарову Николая Петровича и Павла Петровича?

«Отцы и дети» И.С. ТургеневПроводив Аркадия с насмешливым сожалением и дав ему понять, что он нисколько не обманывается насчёт настоящей цели его поездки, Базаров уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами. Только однажды Павел Петрович пустился было в состязание с нигилистом по поводу модного в то время вопроса о правах остзейских дворян, но сам вдруг остановился, промолвив с холодною вежливостью:

Впрочем, мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

Ещё бы! - воскликнул Базаров. - Человек всё в состоянии понять - и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии.

Что, это остроумно? - проговорил вопросительно Павел Петрович и отошёл в сторону.

Впрочем, он иногда просил позволения присутствовать при опытах Базарова, а раз даже приблизил свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зелёную пылинку и хлопотливо пережёвывала её какими-то очень проворными кулачками, находившимися у ней в горле. Гораздо чаще своего брата посещал Базарова Николай Петрович; он бы каждый день приходил, как он выражался, «учиться», если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его. Он не стеснял молодого естествоиспытателя: садился где-нибудь в уголок комнаты и глядел внимательно, из-редка позволяя себе осторожный вопрос. Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то ко взаимному неудовольствию. Николай Петрович догадывался, что ненависть его брата к Базарову нисколько не уменьшилась. Неважный случай, между многими другими, подтвердил его догадки. Холера стала появляться кое-где по окрестностям и даже «выдернула» двух людей из самого Марьина. Ночью с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок. Он промучился до утра, но не прибёг к искусству Базарова и, увидевшись с ним на следующий день, на его вопрос: «Зачем он не послал за ним?» -отвечал, весь еще бледный, но уже тщательно расчёсанный и выбритый: «Ведь вы, помнится, сами говорили, что не верите в медицину?».

Показать текст целиком

Различие в отношении к Базарову Николая Петровича и Павла Петровича объясняется существенным различием взглядов на жизнь, разными характерами двух братьев. Николай Петрович восхищается Базаровым, воспринимает его как человека нового времени: "Гораздо чаще своего брата посещал Базарова Николай Петрович; он бы каждый день приходил, как он выражался, «учиться»..." Павел Петрович относится к взглядам Евгения критически. И. С. Тургенев очень четко показывает отношение Павла Петровича к Базарову через такой художественный прием, ка

Николай Петрович Кирсанов - центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым.

Мужчина - человек простой и кроткий. Он вдовец, который хоть и скорбит по своей ушедшей из жизни супруге, не теряет простого жизнелюбия и заводит отношения с Фенечкой. Любящая его женщина рожает Николаю Петровичу еще одного сына.

Отец Аркадия, хоть и одного возраста со своим братом Павлом Петровичем, представлен как полная его противоположность. Автор явно симпатизирует ему.

Характеристика героя

Перед читателем Кирсанов предстает немного неотесанным мужчиной. Пухленький и седой он хромает и слегка сутулится. Николай Петрович носит запыленные деревенские одежды. Привлекает и заставляет проникнуться его личностью немного грустный, но тем не менее приятный взгляд его черных глаз.

Николай Кирсанов - человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие годы работал в Министерстве уделов.

В юности он женился, брак был его счастливым. Жену свою он любил, времени с ней проводил много и долго горевал, когда ее не стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Николай Петрович - дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное состояние. Этим Кирсанов искренне гордится, но вот вести хозяйство он не умеет совсем. Строения в имении прохудившиеся, работники ленивые, а скот изрядно вымотанный.

Наладить хозяйство ему мешает непрактичная и романтическая натура. Несмотря на приличный возраст, он по-прежнему любит созерцать природу, увлекается музыкой и слывет слишком тактичным среди деревенских мужиков, которым нужна тяжелая и властная рука. Вместо четкого управления и строгого обращения он вразумляет своих подчиненных длинными речами.

Отец Аркадия очень любит своего сына и при этом он не одинок. У него есть женщина Фенечка, она из простых крестьянских душ. Живет он с ней в неофициальном браке и воспитывает общего ребенка. В женщине Николай также души не чает.

Светских раутов он не любил по молодости, не тяготеет к ним и сейчас. Кирсанов домосед, который сторонится шумного людского общества. Меланхоличному мужчине оно не нужно.

Образ героя в произведении

(Алексей Кузнецов в роли Николая Петровича Кирсанова из к/ф "Отцы и дети", 1983 )

Автор, описывая личность Николая Петровича Кирсанова, всячески подчеркивает его мягкость, уступчивость и не желание идти на конфликт. К его доброжелательному настрою излишне активный Базаров относится свысока. Он считает, что человек уже все продемонстрировал, что мог. Успех его и жизненные достижения оказались незначительными.

Воспитывать и критиковать отца позволяет себе и Аркадий. Молодой человек делает это больше под влиянием товарища, чем в угоду собственным убеждениям. Николай Кирсанов прекрасно все видит и не противостоит подобному напору. Он лояльно относится к горячности и пылкости молодого поколения. Хотя очевидно, что бестактное отношение со стороны собственного сына его ранит и задевает.

Даже в описании такой слабохарактерности писатель симпатизирует Николаю и вознаграждает его за терпение и понимание своей личности и места в жизни. В конце романа и отец, и сын женятся. Они объединяют свои усилия в управлении имением. Этот союз начинает приносить им должные плоды. Вполне возможно, что Тургенев видел в отце Аркадия что-то близкое и понятное ему лично.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Вромане «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз-ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра-жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при-вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест-венными науками, планирует получить степень док-тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем пра-вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду-шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз-говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен-ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру-га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро-вич — бывший офицер, живет со своим братом в де-ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо-минаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развяз-ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако-вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под-черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима-ет из кармана панталон свою красивую руку с длин-ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв-ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы-ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го-ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида-нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте-ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши-вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре-зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари-стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База-ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер-шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот-но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз-кое». Конфликт между героями нарастает, когда Ба-заров принимается высказывать свои нигилистиче-ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро-вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по-седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта-кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла-сен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово-рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель-ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда-ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем-ноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви-ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи-сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур-ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото-му Базарова любит прислуга, любят ребятишки...». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива-ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво-рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его горде-цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за-ранее раздраженный и решительный.

Кульминационным моментом в развитии их отно-шений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо бро-шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только "место расчистить".

"Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать", - заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же - типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: "Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни".