Инф. технологии

Fujifilm X-H1: первый взгляд. Блог дмитрия евтифеева

Компактная фотокамера с гибридным автофокусом


Начнем традиционно: чего мы ждем от этой камеры? Чего вообще ожидает человек, который приценивается к компакту ценой без малого 20 тысяч рублей? Если бегло пробежаться по таблице « », можно без труда заметить, что каждый производитель в каждой модели премиум-класса пытается найти оптимальный набор параметров:

  • Canon PowerShot G1X: очень большой сенсор для этого класса, 4-кратный зум, откидной поворотный экран высокого разрешения, большой вес.
  • Nikon P7800: небольшой сенсор, 7-кратный зум, откидной поворотный экран высокого разрешения, средний вес.
  • Sony RX100: большой сенсор, фиксированный экран высокого разрешения, усиленное видео (до 60 fps), небольшой вес.

Выбор в этом сегменте не безумно велик, но все же если выбирать оптимальный набор для себя (жены, любовницы, друга), можно сломать мозг. И на этом фоне Fujifilm предлагает очень похожие модели: чуть подешевле уже не новую X10 и чуть подороже новую X20. Набор характеристик и дизайн у них настолько похожи, что большая часть фотолюбителей может подумать, что новая модель от старой ничем не отличается. Да и мне различия стали очевидны только после детального изучения характеристик X20. Чуть возросшая скорость съемки, более мощный процессор не сразу бросаются в глаза. Как и характеристики видоискателя: «оснащен экраном Digital Trans», «встроенный датчик глаза». Как и главное отличие (с моей точки зрения) - смена матрицы. Но кто без детального изучения поймет, почему сенсор X-Trans CMOS II лучше, чем EXR CMOS?

Характеристики

Основные
Объектив Fujinon f/2,0-f/2,8; 28-112 в эквиваленте 35 мм; 4-кратный зум, ручное зумирование
Матрица X-Trans CMOS II, 2/3 дюйма (8,8×6,6 мм)
Разрешение 12 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4000×3000
Светочувствительность ISO 100-3200 (автоматическая установка), ISO 100-12800 (ручная установка)
Управление фокусировкой Интеллектуальный гибридный АФ (TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией)
Управление экспозицией TTL-замер в 256 зонах, многоточечный/точечный/средний
Экран 2,8 дюйма, 460 000 точек, фиксированный, покрытие 100%
Стабилизатор изображения Оптический, с перемещением линз объектива
Режимы съемки Auto, Advanced SR Auto, P, S, A, M, C1, C2, Movie, SP, Adv.
Формат файлов JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (поддержка формата DCF - Design Rule for Camera File System/DPOF)
Видео Видеозапись в формате Full HD H.264 (MOV) 60 fps со стереозвуком
Память Карты памяти SD / SDHC / SDXC (UHS-I)
Разъемы USB 2.0/микрофонный вход, Mini-HDMI
Мин. расстояние фокусировки 50 см в обычном режиме, 10 см в режиме макро, 1 см в режиме Super Macro
Источник питания Литий-ионная батарея NP-50A (прибл. 270 кадров стандарта CIPA), CP-50 с адаптером питания переменного тока AC-5VX (продается отдельно)
Размеры, вес 117,0×69,6×56,8 мм, 353 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные
Вспышка Выбрасываемая, эффективный диапазон от 30 см до 7 м в широкоугольном положении зума; от 80 см до 5 м в положении «теле»
Скорость затвора 30-1/4000 с
Видоискатель Оптический с зумированием, обзор прибл. 85 %, встроенный «датчик глаза»
«Горячий башмак» Да
GPS Нет
Wi-Fi Поддержка карт Eye-Fi
Подсветка автофокуса Да
Брекетинг По экспозиции, по эффекту имитации пленки, по динамическому диапазону, по чувствительности
Серийная съемка (максимум кадров в серии) Сверхвысокая скорость: 12 fps (8 кадров)
Высокая скорость: 9 fps (14 кадров)
Средняя скорость: 6 fps (20 кадров)
Низкая скорость: 3 fps (39 кадров)
Формат изображения 4:3 (4000×3000) / 3:2 (4000×2664) / 16:9 (4000×2248) / 1:1 (2992×2992)

На самом деле, буквально с зарождения цифровой фотографии сенсоры Fujifim были особенными, не такими как у всех. В 1999 году компания предложила свой вариант CCD - с пикселями-восьмигранниками. Матрица называлась SuperCCD HR (аббревиатура от High Resolution, высокое разрешение). Такая форма фотодиодов позволила увеличить плотность пикселей и повысить разрешение (для тех лет увеличение разрешения было насущной задачей).

В 2003-м появился вариант SuperCCD SR (сокращенная аббревиатура от Super dynamic Range, расширенный динамический диапазон). В этой матрице каждый пиксель делился на два субпикселя: S-pixel с большой площадью, хорошо улавливающий тени (слабый свет) и R-pixel с малой площадью, хорошо улавливающий света́ (сильный свет). Такая структура позволила повысить качество картинки по сравнению с традиционными CCD - и за счет высокого разрешения, и за счет расширенного диапазона.

Потом, в следующих поколениях SuperCCD, большие и малые субпиксели были разнесены, изменился наклон ориентации их рядов. Короче, велась немалая научная работа с целью «выбить все возможное из нестандартной матрицы». И во всех вариантах сохранялась фирменная «фишка» Fujifilm - возможность усиливать качество картинки либо за счет высокого разрешения, либо за счет расширения динамического диапазона.

Если воспринять эти слова буквально, в отрыве от контекста, в отрыве от подхода других производителей, то можно подумать, что нестандартные матрицы Fujifilm всех порвали и откинули на задворки цифровой фотографии. Но это не так. По большому счету, эффект от научных изысканий был не столь заметен, как маркетинговый шум вокруг научной работы. Да, при этом родился фирменный подход Fujifilm, он дает камерам Fuji возможность гибко управлять процессом создания изображения, получать прекрасные результаты. Но такие же результаты есть и у других ведущих производителей.

По большому счету, на сегодняшний день определяющим фактором в создании качественной фотографии остается размер сенсора. Не единственным, конечно, но определяющим. Работу этого фактора можно увидеть напрямую, визуально, от него зависит уровень главной беды - сильного цифрового шума, от которого страдают почти все кадры, сделанные компактами на ISO выше 800. А эффект прочих факторов - формы пикселей, типа подсветки, угла наклона рядов - этот эффект малозаметен. В противном случае мы бы знали о сенсорах Fujifilm намного больше.

Но теперь о главном! Модель X20, по мнению многих-многих экспертов, вдвое быстрее младшей X10. И «виновата» в этом новая матрица X-Trans CMOS II. То есть в данном случае смена матрицы не просто научно-маркетинговый ход, а миграция технологий. Миграция откуда? X-Trans CMOS была разработана для камеры более высокого класса - беззеркальной Fujifilm X-Pro1.

Теперь чуть подробнее. Этот сенсор традиционно продолжает изыскания Fujifilm, в нем применена нестандартная система светофильтров, позволяющая избавиться от оптического НЧ-фильтра, устраняющая муар. Кроме того, X-Trans CMOS в состоянии дать процессору дополнительную информацию для компенсации аберраций и дифракционного смазывания. Все это хорошо, но это надо «ловить», не в каждой фотографии эффект будет заметен и очевиден. Так что для потребителя это отходит на второй план. Но на первом остается главная особенность сенсора X-Trans CMOS II : в его структуру встроены не только светочувствительные пиксели, но и датчики фазового автофокуса . А это тема, которой компакты раньше «не страдали», но в беззеркалках гибридный автофокус (сочетающий достоинства фазового и контрастного) уже доказал свою эффективность.

Fujifilm X20 и конкуренты:


Объектив (экв. 35 мм) Матрица Дисплей (размер, количество точек, тип) Стабилизатор Видео Вес, размеры Примерная цена
Canon G1X
28-112 мм
f/2,8-5,8
14,3 Мп
1,5″
CMOS
3″ LCD
920 000
откидной, поворотный
оптический Full HD,
24 fps
534 г
117×81×64,7 мм
$631(),
T-7824740
Canon G16
28-140 мм
f/1,8-2,8
12 Мп
1/1,7″
CMOS
3″ LCD
920 000
фиксированный
оптический Full HD,
60 fps
356 г
109×76×40,3 мм
$358() ,
T-10476324
Fujifilm X10
28-112 мм
f/2,0-2,8
12 Мп
2/3″
EXR CMOS
2,8″ LCD
460 000
фиксированный
оптический Full HD,
30 fps
350 г
117×70×56,8 мм
Н/Д(),
T-7700599
Fujifilm X20
28-112 мм
f/2,0-2,8
12 Мп
2/3″
X-Trans CMOS II
3″ LCD
460 000
фиксированный
оптический Full HD ,
60 fps
353 г
117×70×56,8 мм
Н/Д(),
T-9260505
Nikon P7800 7,1х
28-200 мм
f/2,0-4,0
12 Мп
1/1,7″
BSI CMOS
3″ LCD
920 000
откидной, поворотный
оптический Full HD,
30 fps
399 г
119×78×50,4 мм
$356(),
T-10492218
Olympus XZ-2
28-112 мм
f/1,8-2,5
12 Мп
1/1,7″
BSI CMOS
3″ LCD
920 000
откидной, сенсорный
оптический Full HD,
30 fps
346 г
113×65×48,0 мм
Н/Д(),
T-8458234
Panasonic LX7 3,8х
24-90 мм
f/1,4-2,3
10 Мп
1/1,7″
MOS
3″ LCD
920 000
откидной
оптический Full HD,
60 fps
192 г
103×62×27,9 мм
Н/Д(),
T-8344478
Samsung EX2F 3,3х
24-80 мм
f/1,4-2,7
12,4 Мп
1/1,7″
BSI CMOS
3″ OLED
614 000
откидной, поворотный
оптический Full HD,
30 fps
294 г
112×62×28,9 мм
Н/Д(),
T-8354164
Sony RX100 3,6х
28-100 мм
f/1,8-4,9
20 Мп
1″
CMOS
3″ LCD
1 230 000
фиксированный
оптический Full HD,
60 fps
213 г
102×59×36 мм
$617(),
T-8270355

Итак, Fujifilm XF20 обещает быть очень серьезной в работе - как по скорости, так и по качеству картинки. Мы это держим в уме, и либо опровергнем, либо подтвердим. Основными «фишками» модели являются:

  • Светосильный объектив и относительно большая матрица.
  • Продвинутая схема управления, с двумя дисками и двумя управляющими колесиками. Ручное управление зумом.
  • Гибридный автофокус, переключающийся с фазового метода на контрастный и наоборот в зависимости от кадра, от его особенностей.
  • Зумируемый видоискатель.
  • Довольно качественный LCD-дисплей, к сожалению, не откидной, не поворотный.
  • Множество автоматических режимов и настроек, сильный процессор, который вытягивает запросы автоматики.

Конструкция, дизайн, управление

Найти 10 отличий между моделями X10 и X20 очень сложно - внешне они не проявляются. Тот же объектив, корпус, выбрасываемая вспышка, оптический видоискатель, элементы управления - всё. О том, что это другая модель, нам подсказывает только лейбл «X20». Хотя понять конструкторов и дизайнеров можно. Корпус хорош, удобен, производит «богатое» впечатление. От добра добра не ищут.

Самое главное, что дает нам передняя панель: высота выброса вспышки - 10 мм над корпусом; светосильный объектив f/2,0-2,8 с диапазоном фокусных расстояний 28-112 мм (в эквиваленте 35 мм; минимальное отверстие диафрагмы - f/11).

А также возможность быстрого переключения фокусировки: ручная, автоматическая покадровая, автоматическая следящая.

Включение камеры осуществляется поворотом кольца зума. Оптический видоискатель дает зумируемую картинку (но, конечно, не TTL) с обзором порядка 85% кадра. Это хорошее подспорье на ярком свету. Встроенный «датчик глаза» гасит картинку на экране, когда мы пользуемся видоискателем.

На правой грани под защитной крышкой скрывается разъем USB 2.0, по совместительству являющийся микрофонным входом (для внешнего микрофона Mic - ST1) и точкой питания от внешнего источника (микрофон и адаптер питания приобретаются отдельно). Тут же расположен разъем Mini-HDMI.

Одна из самых информативных - верхняя панель. Мы видим «горячий башмак», диск выбора режимов, кнопку спуска, диск экспокоррекции и маленькую функциональную кнопку Fn (к ней пользователь может привязать наиболее востребованные параметры съемки, по умолчанию это выбор чувствительности).

Диск экспокоррекции - пожалуй, тоже одна из «фишек» камеры. Поначалу кажется, что это роскошь - отводить под экспокоррекцию целый диск. Но потом привыкаешь, в этом есть своя логика.

А среди режимов съемки в пояснении нуждаются только фирменные: SR (или Advanced SR Auto ) - это интеллектуальный автоматический, в нем камера распознаёт один из 64 базовых сюжетов и по нему выбирает не только экспопару, но и динамический диапазон, чувствительность, настройку яркости, контраста и т. д.

SP - это набор сюжетных программ.

Adv - набор «продвинутых» режимов, основанный на технологии Multi Frame, с которой камера быстро делает несколько кадров подряд, а затем их обрабатывает. Примеры: построение панорамного снимка, проработка художественного размытия фона, проработка, сложение нескольких снимков в условиях слабого света (для снижения уровня шумов).

Цветной ЖК-дисплей диагональю 2,8 дюйма с разрешением 460 000 точек, покрытие 100%. Здесь, с нашей точки зрения, главный минус - неподвижность экрана. Хотя, вообще, надо будет провести опрос: многим ли фотолюбителям нужен откидной экран?
Управление разнесено между несколькими кнопками, 4-позиционным навипадом и двумя управляющими колесиками (одно - сверху, другое - вокруг навипада).

Схема управления интуитивно понятна: кнопка выбирает режим, основное или дополнительное колесо позволяют быстро прокрутить параметры. Если параметров два (например, выдержка и диафрагма в ручном режиме), то два колеса не дублируют работу друг друга, а управляют разными параметрами.

И, наконец, минимально информативная панель - нижняя. Главный элемент - отсек для карты памяти и аккумулятора (NP-50, прибл. 270 кадров по стандарту CIPA).

Для полного знакомства с камерой желательно просмотреть «слайды» меню. Хотя к большей части функций и настроек камера способна дать доступ с помощью элементов управления, некоторые особенности Fujifilm X20 открываются именно в меню.

Подведем итог. Fujifilm X20 - достойная представительница класса премиум-компактов. На «входе» мы имеем высший уровень - дизайн, оформление, управление, качество экрана, баланс функций, светосила объектива. Придраться не к чему.

Единственное, что бы хотелось добавить, - поворотный или хотя бы откидной экран. Не думаю, что любовь к таким экранам - мой личный «таракан». Если ты фотолюбитель, а не просто «веселый щелкатель», ты обязательно столкнешься с ситуацией, когда придется снимать от земли, от колена, от пояса и т. д. Фиксированный экран и видоискатель для этого не годятся. У Андрея Никулина (с которым мы сотрудничали еще в журнале «Домашний компьютер», потом в Digital Photo, и, надеюсь, будем сотрудничать здесь, в разделе «Цифровое фото» сайт), есть замечательная подборка фотографий «Визирование без поворотного дисплея» - лучшая иллюстрация того, какую «акробатику» приходится порой вытворять без откидного экрана. Рекомендую, очень смешно ().

Качество изображения - шумы

В начале статьи о матрице Fujifilm X-Trans CMOS II было сказано немало. На самом деле, это выдающаяся разработка, которая помогает не только автофокусу, но и множеству художественных режимов. Но все разговоры о ее работе в условиях достаточного или низкого освещения можно заменить на простую иллюстрацию:


JPG, сильный фильтр (уровень «шумодава» NR = +1)
ISO 100
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 2500
ISO 3200

Мы решили не загромождать статью, и хотя камера позволяет выставить чувствительность ISO 6400 и даже 12800, продвигаться выше ISO 3200 нет смысла. В любом варианте - RAW или JPG, низкий уровень «шумодава» или высокий - шумы после ISO 1600 становятся чрезмерными.

Еще одно поле иллюстраций - фрагмент «мира и деревянная линейка», снятый в вариантах «RAW, слабый фильтр шумов - NR=−2», «JPG, сильный фильтр шумов - NR=+1», «RAW, сильный фильтр шумов - NR=+1».


RAW, NR=−2 JPG, NR=+1 RAW, NR=+1
ISO 100
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 2500
ISO 3200

Здесь хорошо видны два момента. Во-первых, RAW у Fujifilm - это очень странное явление. При обработке RAW с установками по умолчанию разрешение падает (по сравнению с тем, что дает JPG). Фирменный конвертор RAW File Converter Ex powered by Silkypix, скорее всего, недоработан, порой в его «проявке» видны цветовые артефакты. Adobe Lightroom и Adobe Camera RAW с задачей справляются намного лучше, хотя тоже не идеально. Все-таки это большая загадка, почему одна из ведущих компаний - Fujifilm! - не в состоянии подтянуть уровень RAW-конверторов. Ведь внутри камеры, практически у всех фотокамер Fuji, RAW «проявляется» замечательно! Конечно, если «поколдовать» с настройками, можно «вытянуть» RAW и на компьютере, добиться неплохой четкости, но «по умолчанию» мы получим именно такой результат - как на представленных фрагментах.

Во-вторых, фильтр шумов Fujifilm X20 работает очень неплохо. Если RAW-снимки при слабом фильтре даже на уровне ISO 800 выглядят, скажем так, средне, то сильный фильтр вытягивает RAW на вполне приемлемый уровень.

Если пересчитать качество картинки в разрешение (в линиях на пиксель), мы наблюдаем очень неплохие результаты вплоть до ISO 1600 как в центре кадра, так и на краю. График показывает, что на минимальной чувствительности разрешение просто изумительное - на уровне 0,7 пикселей на линию. Даже на отметке ISO 1600 разрешение держится на уровне 0,6. Но потом происходит резкое снижение до 0,45 и даже до 0,4. На данном графике представлены JPG в центе кадра (JPG-C), RAW в центе кадра (RAW-C), JPG на краю кадра (JPG-E) и RAW на краю кадра (RAW-E). Зависимость снята по мирам на снимках, сделанных с сильным фильтром шумов (NR = +1).

С другой стороны, не надо требовать от компактной камеры слишком много. Даже для продвинутых компактов совсем недавно уровень ISO 800 считался пороговым, здесь мы видим, что порог верно смещается к ISO 1600. Это хороший результат, еще раз подтверждающий, что компакты уже можно сравнивать с «большими» камерами. Впрочем, это видно не только по диаграммам и графикам. Сегодня все чаще вместо непродвинутого компакта люди используют камерофон. А вместо продвинутой камеры - компакт. И связано это не с падением вкусов, а, напротив, с повышением качества картинки.

Оптика и матрица

Теперь давайте посмотрим, насколько хорош (или плох) светосильный объектив Fujifilm X20. Как обычно, мы делаем замеры по девяти точкам - от максимально открытой диафрагмы к закрытой, от минимального фокусного расстояния (ФР) до максимального. Вот такую картинку дает центр кадра:

JPG, центр кадра

ФР = 28 мм ФР = 60 мм ФР = 112 мм
f/2,0
f/2,5
f/2,8
f/6,4
f/11

Как видите, на максимально открытой и средней диафрагме изображение сохраняет высокую четкость, но по мере уменьшения отверстия четкость падает. Что является причиной - оптика или матрица, - сказать сложно, да и незачем. Все сказанное просто видно, невооруженным глазом. Фокусное расстояние дано в эквиваленте 35 мм.

На краю кадра мы наблюдаем несколько иную картину. В целом разрешение падает, но не до уровня «ужасно». Максимум четкости наблюдается при средней диафрагме.

JPG, край кадра

ФР = 28 мм ФР = 60 мм ФР = 112 мм
f/2,0
f/2,5
f/2,8
f/6,4
f/11

И наконец, чтобы дать полную картину, мы призовем на помощь графики - зависимость разрешения от дифрагмы в центре и на краю кадра. Максимальный разброс «центр - край» наблюдается на минимальном фокусном расстоянии. Потом синие и зеленые линии начинают сближаться - на среднем «фокусе». И на максимальном «фокусе» разрешение в центре и на краю кадра почти совпадает, зависит только от диафрагмы.

ФР = 28 мм ФР = 60 мм ФР = 112 мм

Сокращения здесь приняты те же, что и на графиках зависимости разрешения от шума: JPG-C - «джипег» в центре кадра, JPG-E - «джипег» на краю кадра. Аналогично обозначены результаты RAW.

Главные выводы по качеству оптики:

  • На минимальном фокусном расстоянии высокое разрешение сохраняется только на открытой и средней диафрагме; край кадра на любой диафрагме становится размытым.
  • Среднее и максимальное фокусное расстояние дает нам четкую картинку как на краю кадра, так и в центре при относительно широкой диафрагме.
  • На узкой диафрагме разрешение и в центре, и на краю падает до заметного размытия. Это надо учесть, если вы снимаете на «минимальной дырке»: падение разрешения соизмеримо с тем, что мы наблюдаем на чувствительности порядка ISO 800.

Особенности Fujifilm X20

Скорость, автофокус

Слова, сказанные в начале статьи о достоинствах гибридного автофокуса, - не пустые. По данным Fujifilm, совместные усилия фазового и контрастного методов автофокусировки дают лаг порядка 6 сотых секунды (при наилучших условиях съемки). Без специального оборудования это измерить невозможно, но автофокус, действительно, очень быстр и очень редко ошибается. «Мажет» он только в динамичных сценах и при низкой освещенности - это не беда отдельно взятой камеры, это общая беда всех непрофессиональных фотокамер. Хотя производитель и относит модель X20 к «профессиональным компактным фотоаппаратам», на ответственную съемку профи вряд ли возьмет камеру этого уровня, даже в качестве «второй». Fujifilm X20 - замечательная модель для фотолюбителей-энтузиастов, которые будут огорчены потерей ценного кадра, но от этого сильно не пострадают, поскольку не связаны ни с кем жесткими (коммерческими) обязательствами.

Добавим к скоростным характеристикам быстрое время включения (порядка 0,5 секунды), практически нулевой лаг затвора (0,01 секунды по официальным данным), очень шустрый экран, не вносящий никаких задержек ни в процесс съемки, ни в процесс просмотра отснятых кадров - изображение появляется, масштабируется и сдвигается на экране мгновенно. Последнее очень ценно: при съемке портрета надо быстро рассмотреть глаза модели - в фокусе или нет, закрыты или нет. Что касается серийной съемки, она также не может не радовать. При съемке в высоком качестве (Fine) и максимальном разрешении (L) мы получили такое количество кадров в сериях:

Это не сильно расходится с официальными данными. При уменьшении разрешения скорость съемки должна еще возрасти, но это уже не так важно. На максимальном качестве мы получим не меньше 7 кадров в серии при скорости порядка 9 кадров в секунду. Это достойный результат.

Геометрические искажения, хроматические аберрации

На краях кадра мы наблюдаем сильную подушкообразную дисторсию, которая вполне закономерно появляется на «широком угле», но остается довольно заметной и на среднем и максимальном фокусном расстоянии. Значит, с объективом Fujifilm X10/X20 придется обращаться как с широкоугольным - не помещать на край важные детали кадра. Например, при съемке группового портрета лицо, оказавшееся близко к краю кадра, будет искажено по образу и подобию «подушки».

Что касается хроматических аберраций, здесь картина намного лучше: на среднем и максимальном «фокусе» они практически незаметны, появляются только на коротком «фокусе». Но и здесь при средней диафрагме их уровень невелик.

JPG, край кадра

ФР = 28 мм ФР = 60 мм ФР = 112 мм
f/2,0
f/2,5
f/2,8
f/6,4
f/11

Стабилизатор

В предыдущих статьях мы старались подобрать наиболее удачные кадры, снятые при 1/5 секунды или 1/3 секунды. И тем самым «доказать», что на этих выдержках съемка возможна. Да, конечно, возможна, если фотограф трезв, его рука тверда, до объекта съемки не безумно далеко, а ветер не сносит крыши.

Но игра «в стабилизатор» - это чистая статистика. Вот и мы решили поставить статистический эксперимент, демонстрирующий, насколько уверенно работает стабилизатор на той или иной выдержке. Скорее всего, наш эксперимент после доводки и домысливания станет нормальной методикой проверки качества работы стабилизатора.

Итак, условия эксперимента для Fuji X20:

  • Съемка ведется с максимального фокусного расстояния 112 мм.
  • До мишени 5 метров.
  • Мишень - это «таблица офтальмолога», уменьшающийся шрифт на листе А4, максимальный кегль - 150 пт, минимальный - 6 пт. Всего 10 строк.
  • Мы снимаем мишень 10 раз. Если четвертая снизу строчка (20-й кегль) производит впечатление резкой, весь кадр также считается резким.

Почему именно такие условия эксперимента?. Эксперимент не лишен смысла, и уж точно лучше (более вменяем) тех рассуждений о качестве стабилизатора, которые мне доводилось видеть (если я не прав, поправьте, буду искренне рад, как и любым конструктивным предложениям по совершенствованию методики).

В итоге мы получили вот такую «страшную» диаграмму. В каждом из 4 режимов работы стабилизатора мы отщелкали по 10 кадров для каждой выдержки - от 1/15 до 1/2 секунды. Число годных снимков (четких, на которых без труда можно разобрать четвертую снизу строчку) определяет высоту столбца диаграммы.

А в переводе на русский язык получилось следующее:

  • В условиях нашего эксперимента (зарождающейся методики) на выдержке 1/6 секунды мы получили в среднем шесть четких снимков из десяти.
  • Это значит, что каждый фотограф, не применяя специальных приемов (задержку дыхания, опору на стену), на этой выдержке также может получить шесть годных снимков из десяти. Разумеется, если съемка ведется в сходных условиях (пять метров до объекта, фокусное расстояние 112 мм).
  • А на выдержке 1/3 секунды, скорее всего, получится три годных.
  • Вам может повезти или, напротив, не повезти, но ожидаемые результаты - на нашей «страшной» диаграмме. Статистическая связь между выдержкой и количеством годных кадров здесь видна довольно четко.

Видео

В обзоре компакта Fujifilm XF1 я сетовал, что пользоваться ручным зумом во время видеосъемки неудобно. Про Fujifilm X20 этого сказать нельзя - здесь пользоваться ручным зумом удобно. Может, корпус более крупный, может, пришли необходимые навыки, но чувство дискомфорта не появилось. Fujifilm X20 очень уверенно держит фокус, после зумирования на долю секунды теряет его, но быстро восстанавливает - наш ролик это очень хорошо демонстрирует. И единственное, в чем X20 проигрывает Fujifilm XF1 - когда снимаешь видео, съемка фото невозможна. Для одних это важная деталь, для других - совершенно неважная. Я знаю и тех, и других. Те, кто любит «щелкать» во время видеосъемки, готовы мириться с выпадающими кадрами.

Итоги

Итак, о камере сказано многое, большей частью хорошее. Моменты, связанные с цветопередачей, опущены - к ней придраться сложно. Давайте подведем положительные итоги:

  • Качественная съемка на чувствительности вплоть до ISO 800, неплохие результаты на ISO 1600 (в принципе, даже эту чувствительность можно считать рабочей).
  • Очень высокая для компакта скорость и точность автофокуса - спасибо новой матрице с элементами фазового АФ, встроенными в светочувствительное поле.
  • Высокая скорость серийной съемки. И, что очень важно, высокая скорость при высоком качестве.
  • Прекрасный дизайн, сбалансированный набор функций.
  • Высокое качество видео, замечательная работа автофокуса в видеосъемке.
  • Множество творческих режимов, которые действительно работают, а не создают впечатление дешевой «рисовалки», как в камерофонах и недорогих компактах (это касается режимов Adv, имитации пленки, многих сюжетных программ). Другими словами, камера обладает интеллектом - вернее, очень хорошо его имитирует.

Но на этом фоне хотелось бы увидеть:

  • Менее заметные геометрические искажения на краю кадра.
  • Менее заметную работу «шумодава» на уровне NR = −2. Получается, что «шумодав» выключен, выведен на минимум, а работа его видна.
  • Полноценный RAW. Нынешний RAW Fujifilm требует ручной доводки кадров - это не есть хорошо.
  • На уровне пожеланий: откидной дисплей и возможность делать фотоснимки во время видеосъемки.

В итоге итогов получаем:

  • Fujifilm X20 - довольно сильная разработка, достойный конкурент в ряду компактов премиум-класса.
  • Fujifilm X20 - новаторская модель. Гибридный автофокус в компактной камере - это пока редкость, которая через пару лет, я думаю, станет обязательным элементом. По крайней мере, у компактов премиум-класса.
  • За удовольствия, увы, надо платить (грустная истина). Цена камеры находится на верхней планке. Выше - только Sony RX100.

Галерея, лабораторные семплы

Фотографии, представленные в галерее, помещены на поле Adobe Photoshop. Так можно сразу оценить качество экспозиции (по гистограмме) и увидеть, какая часть снимка использована (по «Навигатору»). Разумеется, фотографии не проходили никакой обработки. Если у вас появится желание самостоятельно их изучить - пожалуйста, их можно скачать в первозданном виде. Правда, без обрезки они не так хорошо смотрятся.

Часть фотографий сделана нашим офис-менеджером Ольгой Рязанкиной, которая любезно согласилась сфотографировать первый школьный день своей дочери. И таким образом - протестировать работу Fujifilm X20 в автоматическом режиме. Обратите внимание, насколько деликатно работает вспышка камеры даже на близком расстоянии от объекта. И на то, что даже на высокой чувствительности камера порой включает заполняющую вспышку - всегда довольно грамотно.

2000
Галерея
2500 3200
  • RAW, сильный фильтр шумов (NR = +1) (каждый файл примерно 19 МБ)

Введение

Fujifilm X-H1 стал новым флагманом линейки беззеркальных камер Fujifilm с датчиком формата APS-C, поднимая характеристики камеры на новый уровень над X-T2, который ранее занимал высшую позицию.

FUJIFILM даёт понять, что эта модель не заменяет предыдущие а дополняет модельный ряд.

Видео


X-T2 предлагает возможность записи 4K-видео, но X-H1 поднимает эту возможность на другой уровень.

Практически каждая функция видеозаписи и фотосъёмки в X-H1 модернизирована по сравнению с X-T2. Благодаря отличным возможностям обработки изображений, камера может снимать 4K дольше, 15 минут по сравнению с 10 минутами. Обе камеры делают небольшой 1.17X кроп при видеосъёмке. X-H1 имеет максимальный битрейт 200Mbps и возможность снимать F-Log.

Новый режим моделирования плёнки Eterna призван обеспечить быстрый и простой способ снимать видео с широким динамическим диапазоном до 12EV.


Менее очевидные улучшения, но не менее важные для серьезных видеооператоров включают новую скорость затвора, например, 1/48 сек. Таким образом вы можете достичь 360, 180 и 90 градусов углов затвора. Если вы не знаете, что это значит, не беспокойтесь об этом. Но если вы используете это, вы будете ценить эту функцию. Точно так же имеется поддержка для отображения временного кода, и бесшумной работы через сенсорный экран, что дает возможность управления экспозицией через сенсорный экран, не создавая шума щелчками диска настроек.

Не хватает режима отображения зебры. В интервью один из инженеров Fujifilm сообщил, что данного режима нет, потому что для прочих видеофункций использована вся возможная мощность процессора и нет ресурсов для использования зебры.

Система автофокусировки

В то время как камера использует тот же 24MP APS-C X-Trans датчик, что и X-T2, система автофокусировки с определением фазы на датчик X-H1 была серьезно модернизирована. Наиболее очевидные улучшения касаются работе при слабой освещенности и отслеживание фокуса. X-H1 теперь может сосредоточиться до -1EV (по сравнению с пределом X-T2 около 0.5ev) и выполнять фазовое обнаружение объектов даже при диафрагме F11, что позволяет использовать зум-объектив XF100- 400мм F4.5-5.6 на длинном конце в сочетании с 2X телеконвертером, который ведёт к уменьшению светосилы.

С точки зрения отслеживания, Fujifilm предлагает существенное увеличение скорости автофокусировки даже при низкоконтрастных сценах. В отличие от X-T2, Х-H1 также может непрерывно фокусироваться во время зумирования. Системы автофокусировки X-H1 и Х-T2 определяют горизонтальную, вертикальную и высокочастотную детализацию, но в то время как в X-T2, эта информация обрабатывается последовательно, Х-H1 имеет преимущество параллельной обработки данных. Fujifilm удалось это реализовать без обновления процессора X-H1, который является таким же, как в X-T2.

Новый дизайн корпуса


С точкой зрения внешнего вида, Х-H1 выглядит как что-то среднее между X-T2 и среднеформатным GFX 50S. И в некотором смысле (кроме датчика APS-C), это крупная камера. Fuji X-H1 разработана с оглядкой пользователей зеркальных камер, которые привыкли к крупным устройствам. На корпусе располагается крупная рукоятка и дисплей на верхней панели.

Больше, тяжелее, крепче


Х-Н1 крупнее, чем камера Х-Т2 (140 х 97 х 86 мм по сравнению с 132 х 92 х 49 мм) и существенно тяжелее (673 грамм по сравнению с 507 граммами - с картой памяти и батареей). Корпус X-H1 из магниевого сплава на 25% толще, чем X-T2. Кроме того, он более устойчив к царапинам и значительно прочнее. Помимо того, что корпус физически прочен, он защищает внутренности от влаги и пыли при помощи специальных уплотнителей.

Тихий механический затвор


Затвор X-H1 был изменен, чтобы предложить тихий режим и электронную первую шторку с целью уменьшения риска появления вибраций.

Другим преимуществом является то, что это делает сам затвор тише. X-T2 в эксплуатации достаточно тихая камера, но X-H1, безусловно, имеет преимущество в ситуациях, когда щелчок затвора был бы нежелательным.

Улучшенный электронный видоискатель


Электронный видоискатель X-T2 является отличным, но EVF X-H1 еще лучше. Он незначительно меньше, чем видоискатель X-T2 (0,75 раза по сравнению с увеличением на 0.77X), но ярче, и предлагает более высокое разрешение 3,69 млн точек (по сравнению с 2,36 млн). Также улучшена скорость срабатывания датчика глаза. Датчик глаза X-H1 может реагировать за 0.15 сек, когда ваш глаз приближается к видоискателю. Это намного быстрее, чем 0.4 сек в X-T2.

Сенсорный ЖК-дисплей сзади


X-H1 имеет тот же наклонный 1,04 миллиона точечный дисплей, что и X-T2, но он стал сенсорным, что позволяет выполнять все операции, в том числе указывать место точки автофокусировки прикосновениями, а также быстро просматривать и изменять масштаб снятых изображений.

Сенсорный экран также позволяет выполнять бесшумную настройку камеры и избежать вибраций от срабатывания переключателей на корпусе.

Стабилизация


Несмотря на прошлые утверждая, что Fujifilm не может реализовать стабилизацию на основе сдвига датчика, им удалось это реализовать, добавив 5-осевую стабилизацию в X-H1. С большинством объективов Fujifilm предлагает 5 стопов компенсации дрожания. Стабилизация X-H1 также работает в режиме видео, что делает её более полезной для видеосъемки.

Уменьшение мерцания


Новым для X-серии является уменьшение мерцания во время фотосъемки. Мы уже видели эту функцию в высококачественных зеркалках, и она работает так же здесь: анализируя колебания в яркости некоторых искусственных источников света и воздействие синхронизации для пиковой яркости. Это позволяет избежать постоянно изменяемой яркости при съёмке серий изображений. Скорость непрерывной съемки в этом режиме ограничена 7 кадрами в секунду с электронной первой шторкой затвора и 5.5fps с обычным механическим затвором.

Это наиболее полезно при съемке спортивных соревнований в помещении, где уменьшение мерцания является важной особенностью.

Режим приоритета динамического диапазона


Этот режим имеет два параметра: сильный и слабый, которые используют существующие режимы камеры в сочетании с уплощением светлых и темных концов кривой тона. Это дает возможность расширить динамический диапазон до DR200 и DR400%. Также имеется настройка «Auto», которая самостоятельно выбирает, какой уровень применять.

Bluetooth + Wi-Fi


Кроме встроенного Wi-Fi в X-H1 имеется Bluetooth (BLE) с низким потреблением энергии, что позволяет легко подключаться к смарт-устройствам. Это можно использовать для автоматической передачи изображений на ваш смартфон при полном разрешении или в разрешении 3МП, когда вы выключите камеру.

В качестве альтернативы, соединение Bluetooth должен сделать подключение по Wi-Fi более быстрым.

Аккумулятор


X-H1 во многих аспектах стал мощнее по сравнению с X-T2, но он все еще имеет ту же батарею. В каком-то смысле это хорошая новость для владельцев X-T2, которые могли бы думать о переходе к X-H1. Тем не менее, дополнительные требования к системе стабилизации уменьшают срок службы батареи по сравнению с более старой моделью. Рейтинг CIPA батареи X-H1 составляет 310 кадров на одной зарядке, по сравнению с 340 в X-T2. Не слишком большая разница, учитывая получаемые преимущества.

В общем и целом


Дополнительные возможности видеосъёмки означают, что Х-H1 имеет еще большую привлекательность для видеооператоров, чем X-T2. Тем не менее, стабилизация изображения в-теле камеры сама по себе делает X-H1 более привлекательным для многих фотографов.

Увеличенный размер X-H1 несколько расколол фанатов Fuji на сторонников такого решения и противников. Есть, конечно, эргономические преимущества, которые позволяют удобнее держать камеру, иметь дополнительный дисплей и много внешних элементов управления. Но это приближает камеру к зеркалкам, хотя она всё ещё меньше большинства зеркальных устройств.

Fujifilm X-H1 – первая модель новой линейки производительных камер серии X. Что ждать от новинки и стоит ли переходить с X-T2?

Разберем всё по очереди!

Первое и самое главное что бросается в глаза – новый корпус. В 2012 году Fujifilm вышла на рынок с концепцией компактной беззеркальной камеры не уступающей по своим возможностям зеркальным системам. Все последующие модели следовали в рамках данной концепции.

В 2016 году компания анонсировала среднеформатную камеру Fujifilm GFX 50S .

Fujifilm X-H1 унаследовала компактность серии X и многие конструктивные решения от GFX.

У новинки глубокий хват с которым камера сидит в руке как влитая. На первый взгляд кажется что можно было бы сделать хват меньше, но после нескольких часов непрерывной работы становится ясно, что хват максимально сбалансиован для длительной работы. Рука меньше устает, особенно при использовании тяжелых телеобъективов.

Магниевый корпус камеры стал на 25% толще и почти в два раза прочнее чем X-T2. Усилена конструкция крепления байонета (речь о самом креплении, байонет остался прежним). Это сделано для того, чтобы работая с тяжелыми теле- и кинообъективами они при неловких движениях не вырвали байонет с корнем.

В рекламе X-Pro2 использовалась фотография предыдущей модели затертой до магния. Смотрелось стильно, но с корпусом новой камеры такого не случится X-H1 получила покрытие в два раза более устойчивое к цапаринам, чем X-T2.

Камера лишилась физического диска экспокоррекции, на его месте расположили дополнительный дисплей с информацией о настройках камеры. Количество оставшихся кадров, длительность видео, баланс белого, но лучшее — качество съёмки видео. Это избавляет от необходимости заходит в меню и проверять режим настройки видео. Рядом с экраном кнопка включения подсветки. Рядом с экраном небольшая кнопка для установки экспокоррекции.

Нужен ли дополнительный экран для практической работы — это вопрос. Второй дисплей актуален для зеркальных камер, в беззеркальных системах все настройки и так выводятся на основной экран.

Размер

С таким корпусом никто не скажет, что Fuji-фотограф любитель!

От многих фотографов я слышал довод: «Клиенты не поймут если я приду на съёмку с беззеркалкой», — связанный с компактностью корпуса и оптики.

К сожалению, действительно при работе с частным заказчиком или неопытным (а чаще недальновидным) менеджером размер имеет значение и фотографам приходится подстраиваться под менталитет.

Размер корпуса и глубокий хват Fujifilm X-H1 уже не вызовут подозрений у клиента. А при установленном батарейном блоке солидность в глазах заказчика удвоится.

Эргономика

Рычаг включения камеры кажется не очень информативным. Вероятно дело привычки, но тактильно было сложно понять включена камера или нет.

На самом корпусе все клавиши управления стали чуть больше размером и выпуклыми (у серии X они плоские). Всё это положительно сказалось на удобстве работы.

Камера получила новую конструкцию кнопки спуска затвора, созданную для уменьшения вибраций при нажатии. Кнопка о-о-очень чувствительная, при этом нет обратной тактильной связи при фокусировке. Из-за этого первое время работы с камерой нажатие для фокусировки приводило к спуску затвора.

Впервые в камерах Fujifilm в X-H1 можно управлять выдежкой и диафрагмой с помощью дисков под большим и указательным пальцами не отвлекаясь от съёмки. Для управления диафрагмой надо поставить на объективе режим A и управление диафрагмой перейдет на диск под указательным пальцем.

ЖК-дисплей

Fujifilm X-H1 получила поворотный сенсорный ЖК-дисплей с разрешением 1,04 Мп. Экран поворачивается на 90 градусов вверх, на 45 градусов вниз и на 60 градусов вправо.

Возможность повернуть дисплей очень сильно облегчает съёмку вертикальных кадров, что актуально для фото и вдвойне для тех кто развивает свой Instagram.

Сенсорный экран позволяет выбирать зону фокусировки или сделать кадр. Так же экран поддерживает смахивания, с помощью которых можно вызывать дополнительные функции, например уровень горизонта.

Кстати, после фокусировки уровень горизонта пропадает и его приходится включать снова, что очень неудобно. Хотелось бы иметь уровень постоянно на дисплее.

Видоискатель

X-H1 получила такой же крупный наглазник как среднеформатная Fujifilm GFX 50S . Смотришь в него и кажется что это не видоискатель а целое окно в мир. Работать очень удобно и приятно.

Видоискатель камеры электронный с разрешением 3,96 Мп (2,36 Мп у X-T2), частотой 100 к/сек и задержкой 0,005 сек. Обратите внимание на разрешение видоискателя. Для тех кто фокусируется вручную такая высокая детализация очень удобна!

Батарея

В X-H1 используются те же аккумуляторы как во всей линейке X-серии. С одной стороны это удобно, да и тест X-T20 показал, что с одной батареей можно снять шестичасовой репортаж. С другой стороны X-H1 могла быть оснащена более энергоёмким аккумулятором, особенно учитывая, что это самая ориентированная на видеосъёмку камера Fujifilm.

Батарейный блок

Для камеры доступен батарейный блок VPB-XH1 на котором вынесены основные органы управления включая джойстик автофокуса. В блоке находятся еще два аккумулятора.

Кстати сейчас действует акция, при покупке камеры вы можете получить батарейный блок в подарок.

Электроника

Камера получила процессор X-Processor Pro и матрицу APS-C X-Trans CMOS III с разрешением 24,3 Мп. Эта же электроника используется в моделях X-T2, X-Pro2, X-T20 , X-E3, X-A5 и X100F.

Изображения матрица дает очень достойное. Посмотрите на изображение ниже, оно снято с ISO 1600, при этом подверглось обработке. Исходники вы можете скачать в конце статьи.


1/25, f/4, ISO 1600

Конечно, хотелось бы увидеть электронику нового поколения, но скорее всего она появится в третьей версии камер линейки X в следующем году. Такой прогноз основывается на анализе сменяемости флагманских моделей камер.

Я считаю разрешение в 24 Мп золотой серединой, подходящей для большинства задач, от съёмки путешествий до рекламы.


1/17, f/5.6, ISO 400

Давайте перейдем к тому что нового из электроники появилось в камере. А нововведений в ней предостаточно.

Стабилизатор

X-H1 – первая камера Fujifilm получившая систему стабилизации.

Пятиосевая система отрабатывает сдвиг вдоль и поперек сенсора, наклоны вверх-вниз и вправо-влево и вращение вокруг оптической оси. Как это работает можно посмотреть ниже.

Для улучшения стабилизации камера получила переработанные конструкции узлов приводящих к вибрации камеры. Среди них новая кнопка спуска затвора описанная выше. И новая конструкция самого затвора с системой амортизации колебаний шторки, что дополнительно снижает вибрацию камеры при спуске. Побочным эффектом стал тихий и мягкий звук спуска затвора.

Благодаря всему этому стабилизатор позволяет компенсировать до 5,5 ступеней и обеспечить резкие кадры на коротких выдержках.

Без упора на стену нам удавалось получать резкие кадры с выдержкой 0,8 секунды. В интернете пишут про резкие кадры с выдержкой в 1 секунду и длиннее, но мы таких показателей не достигали.


0,8 sec, f/5.6, ISO 200
100% crop, 0,8 sec, f/5.6, ISO 200

Со стабилизатором нужно быть аккуратнее. Его наличие подсознательно расслабляет и количество кадров со смазом выше обычного. Но со временем это проходит.

Стабилизатор включается в настройках камеры. При этом если вы работаете с объективом оснащенным стабилизатором, например широкоугольный зумом 10-24мм, то отключение стабилизатора на корпусе объектива отключает стабилизатор и в камере. Мне кажется это не очень удобно, особенно учитывая, что камера никак об этом не уведомляет. Надеюсь что данный момент исправят в прошивке.

Конечно стабилизатор это огромный шаг вперед для Fujifilm и новое огромное преимущество при выборе этой системы камер.

Система автофокусировки

Камера получила такую же систему автофокуса как и X-T2. Но с большим количеством улучшений, которые достигнуты как программными, так и аппаратными методами.

Таким образом аппаратная часть улучшений остается преимуществом новой модели, а программная часть может появиться на других камерах серии с обновлениями прошивки.

В Fujifilm X-H1 улучшены алгоритмы работы фазовых датчиков. Диапазон фазового АФ расширен на 1,5 ступени до -1EV при F11 (ранее 0.5EV и F8).

Автофокус можно настроить под конкретные задачи. Для этого фотографу доступны три параметра чувствительность отслеживания, чувствительность к скорости объекта и выбор области фокусировки. Например, для съёмки гонок нужно установить режим отслеживания объекта с ускорением и замедлением.

Следящий автофокус работает и при зуммировании камеры.

Проблем с автофокусом практически не возникает. Решим широкого трекинга решает 97% задач. В остальных приходится переключаться в режим выбора точки съёмки.

При съёмке модели камера хорошо определяет лицо и фокусируется по нему. Даже если модель в очках.


Профиль Classic Chrome

Функция уменьшения мерцания при съёмке фото

X-H1 оснащена функцией уменьшения мерцания, актуальную для съёмки в спортивных помещениях. Для этого камера анализирует освещение и автоматически подстраивает спуск затвора под момент максимальной яркости тем самым обеспечивая единую экспозицию для серии кадров.

Функция работает только при съёмке с механическим затвором.

Автоматическое подключение Wi-Fi через Bluetooth

Камера получила новый модуль Bluetooth с низким энергопотреблением, который мы тестировали в X-E3 и остались очень довольны. Теперь не нужно постоянно заходит в меню камеры для подключения, смартфон и камера общаются по bluetooth и автоматически устанавливают соединение через Wi-Fi.

Видеосъёмка

Хотя компания Fujifilm позиционирует X-H1 в первую очередь как фотокамеру многие видеографы увидели большой потенциал для видеосъёмки. Да и сам производитель выпустивший одновременно с камерой два кинообъектива Fujinon показывает, что система X будет продолжать активно развиваться в области видеосъёмки.

Fujifilm X-H1 способна снимать в формате 4K (3840×2160) и DCI 4K (4096×2160, киноформат 17:9). Скоростная видеосъёмка до 120 к/сек (FullHD).

Максимальная частота кадров для 4K — 24/30 к/сек. Максимальный битрейт – 200 Мб/сек, что в два раза превосходит многих конкурентов и дает больше информации для последующей коррекции.

Скромный ранее раздел меню видеосъёмка в X-H1 увеличился до 28 пунктов (больше чем в режиме фотосъёмка) и включает в себя:

  • Установку динамического диапазона
  • Выбор имитации пленки
  • Тон теней/светов
  • Баланс белого (для видео)
  • Настройка таймкода
  • Определение лица/глаз
  • Выбор зоны и режима фокусировки для видео
  • и прочие.

Съёмка в F-log может вестись напрямую на карту памяти. Многие почему-то считают этот режим основой для работы с цветом, хотя в первую очередь это возможность получить широкий динамический диапазон при съёмке видео.

За счет увеличенного корпуса производитель установил увеличенную пластину радиатора для отвода тепла при видеосъёмке.

Пример видео снятого на X-H1 в Индии.

Не смотря на все нововведения остаются и слабые места. Максимальная длительность непрерывной видеосъёмки в X-H1 составляет всего 10 минут. Это очень мало, особенно для тех, кто снимает лекции и выступления. С батарейным блоком максимальная длительность съёмки увеличивается до 30 минут.

Видеосъёмка запускается той же кнопкой спуска затвора. Легкое касание может запустить съёмку и оно же может её остановить.

Конечно большим плюсом для видеосъёмки стал стабилизатор, позволяющий снимать с рук более плавные кадры не используя штатив или стедикам.

Кинопленка ETERNA


Профиль Eterna

Для видеосъёмки добавлен режим имитации пленки Eterna, который дает изображение с мягким контрастом, пониженной насыщенностью и мягкими тенями и тонами.

Имитация доступна и для фотосъёмки.

Новый встроенный микрофон

В X-H1 встроен микрофон с высоким качеством звука (24 бит/48 кГц).

Примеры фото

1 из 9


В Fujifilm при разработке линейки X практически никогда не руководствовались идеей ценовой доступности. Концепция управления, сочетающая прелести аналоговой и цифровой техники, эволюционировала на протяжении многих поколений камер линейки X. Производитель разумно распорядился большим полем зрения, позволив фотографу выбирать наиболее удобный способ визирования. Изображение в видоискателе можно развернуть на все поле или разделить его на две части. В одну выводится изображение в кадре, в другой демонстрируется увеличенный фрагмент области фокусировки с имитацией клиньев Додена.

Fujifilm X-T1

Fujifilm X-T1

16,3 Мп 18-135 мм

F3.5-5.6 R LM OIS WR 3” 80 000 рублей.

Долгое время слабым местом X-T1 — старшей и наиболее приспособленной для профессиональной работы камеры Fujifilm — была система, а точнее оптика. До недавнего времени этот пылевлагозащищенный аппарат существовал без защищенной оптики, что сводило на нет всю пользу от герметизации корпуса. И вот соответствующая оптика появилась. Разработчики подошли к созданию профессиональной пары зумов довольно интересно: вместо 24-70 и 70-200 мм фотографам предлагаются их эквиваленты в пересчете на формат APS-C, то есть светосильные объективы 16-50 и 50-140 мм. Таким образом не теряется широта угла зрения, что в большинстве случаев важнее возможности увеличения за счет кроп-фактора. Можно было бы ожидать, что объективы в силу уменьшения реального фокусного расстояния окажутся легче и меньше «зеркальных» аналогов, но этого, к сожалению, не произошло. Несколько удручает и высокая цена, особенно в случае с влагозащищенным универсальным зумом 18-135 с переменной светосилой. Но в Fujifilm при разработке линейки X практически никогда не руководствовались идеей ценовой доступности.

Сам по себе аппарат вызывает интерес. Камера выполнена в магниевом корпусе, в форм-факторе компактной пленочной зеркалки, имеет возможность установки портретной рукоятки — внешний набор признаков серьезного рабочего фотоинструмента. В выступе на верхней панели, где у зеркалок располагаются пентапризма и датчик экспозамера, разместился цифровой видоискатель с разрешением почти 2,5 миллиона точек. До сих пор он обладает наилучшим сочетанием характеристик, превосходя по качеству не только электронные, но и оптические окуляры даже полнокадровых аппаратов. Производитель разумно распорядился большим полем зрения, позволив фотографу выбирать наиболее удобный способ визирования. Изображение в видоискателе можно развернуть на все поле или разделить его на две части. В одну выводится изображение в кадре, в другой демонстрируется увеличенный фрагмент области фокусировки с имитацией клиньев Додена.

Концепция управления, сочетающая прелести аналоговой и цифровой техники, эволюционировавшая на протяжении многих поколений камер линейки X, здесь получила, пожалуй, наилучшее свое воплощение. Два из трех полумеханических селекторов экспозиционных параметров за счет двухъярусной конструкции позволяют контролировать еще пару дополнительных настроек. Шесть настраиваемых функциональных клавиш, 7 банков памяти для наборов установок позволяют взять полностью управление фотосъемкой в свои руки и не потерять ни секунды драгоценного времени. Перенастроить камеру из репортажного, скажем, в студийный режим можно буквально за пару нажатий кнопок.

Важный вклад в оперативность работы камеры вносит и гибридная система автофокуса — на сенсоре формата APS-C, построенном по технологии X-Trans, среди субпикселей, участвующих в формировании изображения, разместились датчики определения резкости по разности фаз.

Бонусом к вполне профессионально оснащенной камере идут функция беспроводной передачи данных и беспроводного управления, обилие специфических режимов съемки, программная имитация фирменной цветопередачи пленок Fuji и целый ряд цифровых фильтров.

Fujifilm X-E2

Fujifilm X-E2

16,3 Мп 18-55 мм

F2.8-4 R 3” 46 000 рублей.

Аппараты с буквой E в индексе изначально задумывались в качестве немного урезанной версии X-Pro1 — бывшего флагмана системы Fujifilm X. Но с выходом X-E2, оказавшейся значительно дороже, в стройном модельном ряду возник дисбаланс. При менее эффектной внешности камера получилась ощутимо легче (в конструкции меньше металла) и компактнее. Впрочем, здесь полностью сохранена оригинальная система управления съемочными параметрами, воспроизводящая конструкцию пленочных камер. Дорогой в исполнении уникальный гибридный видоискатель уступил место полностью электронному.

Оснащение X-Pro1 и X-E1 соответствовало представлениям о топовых и любительских «системных» камерах 2012 года. Актуальная модель обзавелась куда более современным набором функций и возможностей, и при этом она выглядит вполне логичной любительской альтернативой мощной X-T1. Здесь есть и Wi-Fi с возможностью дистанционного управления, и полноценный видеорежим Full HD с частотой 60 кадров/с в прогрессивной развертке. Звук можно записывать с помощью как внутреннего, так и внешнего микрофона. Нашлось в камере место и для встроенной вспышки (в X-T1, как и в любой профессиональной камере, предусмотрен только «горячий башмак» для внешних блицев). Она полностью прячется в корпус и не портит внешность аппарата, стилизованного под старину. Сенсор X-Trans CMOS второго поколения сохранил все достоинства предыдущей версии и при этом обзавелся встроенными датчиками гибридной фокусировки. Справиться с ручным наведением резкости теперь помогают целых три режима помощи: увеличение фрагмента, фокус-пикинг — подсветка контрастных границ изображения на экране или в видоискателе, цифровое разделение изображения — режим визуализации информации с датчиков определения разности фаз. Процессор EXR II снабдили алгоритмами компенсации влияния дифракции на изображение и подавления муара. Его общая производительность значительно возросла, и реакция камеры не вызывает критики.

Камеру стоит рекомендовать опытному увлеченному любителю: в X-E2 еще нет сюжетных программ, интеллектуальных автоматических режимов, наборов цифровых эффектов — их стоит искать в более младших моделях. Впрочем, здесь есть некоторые приятные дополнения в виде режимов панорамной съемки и мультиэкспозиции.

Технические характеристики:

Производитель

Средняя цена*

Размер, мм

Эффективных пикселей, млн

Объектив, фокусировка

Байонет (совместимая оптика)

Цифровой зум, кратность

Стабилизация изображения***

Фотосъемка

Светочувствительность ISO**

200-6400 (100, 25600)

Диапазон выдержек, сек

Сюжетные программы

Ручной баланс белого

Подключение внешней вспышки

Формат изображения 3:2

Формат изображения 16:9

Видео и звук

Видео, пиксели

Звук видео

Звуковые комментарии

Диктофон

ЖК монитор, дюймы

Видоискатель****

Карты памяти

Питание*****

Размеры, мм

Дата анонса

Fujifilm X-M1

Fujifilm X-M1

16,3 Мп 16-50 мм

3.5-5.6 OIS 3” 23 600 руб.

X-M1 в линейке «системных» камер Fujifilm — на данный момент наиболее подходящий вариант для тех, кто не готов тратить большие деньги и при этом хочет получить фотографический инструмент, достаточно простой в обращении, но способный удовлетворить растущие со временем запросы увлеченного любителя. Младшая X-A1 сейчас при заметно более низком качестве съемки стоит не на столько дешевле, чтобы идти на компромисс.

По дизайну аппарат схож с камерами X-Pro и X-E, хотя и не так эффектен. На первый взгляд, стилистика ретро-камеры сохранилась, но на ощупь модель получилась недостаточно солидной. Отсутствие псевдоаналоговых органов управления лишает X-M1 изюминки. Премиальная оптика XF заменена комплекте зумом 16-50 мм базовой серии XC.

И все же аппарат получился понятнее и дружелюбнее к новичкам. Колесики установки экспопараметров на верхней панели уступили место колесику выбора режимов, в том числе и сюжетных. Обилие функциональных клавиш не будет пугать недавних владельцев компактов, поскольку почти все управление сконцентрировано на привычной навигационной клавише. Большой набор цифровых фильтров также придется по душе любителям быстрых и ярких эффектов.

По какой-то неведомой причине за видоискателем закрепился статус профессиональной опции, и потому X-M1 его лишилась (впрочем, для большинства пользователей механизм наклона дисплея окажется куда более интересной конструктивной особенностью). Самое главное — здесь полностью воспроизведена электронная начинка старших камер с сенсором X-Trans и процессором EXR II. Так что по качеству изображения аппарат уступает им несильно. Фазового автофокуса нет, но имеется функция подсветки четких границ объектов при ручном наведении фокуса.

Технические характеристики:

Производитель

Средняя цена*

Размер, мм

Эффективных пикселей, млн

Объектив, фокусировка

Байонет (совместимая оптика)

Цифровой зум, кратность

Стабилизация изображения***

Фотосъемка

Светочувствительность ISO**

200-6400 (100, 25600)

Диапазон выдержек, сек

Сюжетные программы

Ручной баланс белого

Ведущее число встроенной вспышки, м

Подключение внешней вспышки

Формат изображения 3:2

Формат изображения 16:9

Скорость съемки (кадров в серии)

Видео и звук

Видео, пиксели

Звук видео

Звуковые комментарии

Диктофон

ЖК монитор, дюймы

Разрешение ЖК монитора, тысяч пикселей

Видоискатель****

Карты памяти

Питание*****

Размеры, мм

Дата анонса

Fujifilm X-A1

Fujifilm X-A1

16,3 мп 16-50 мм

f3.5-5.6 ois 3” 20 000 рублей.

Самый младший «системный» компакт Fujifilm X визуально почти ничем не отличается от X-M1 и выступает с ним в одной весовой категории. Остались 3-дюймовый поворотный экран с высоким разрешением, производительный процессор EXR II, дистанционное управление и беспроводная передача отснятого материала через Wi-Fi, приличный видеорежим и солидный набор вполне серьезных функций, многие из которых нечасто встречаются в аппаратах начального уровня.

Определяющим фактором в позиционировании X-A1 в качестве «первой буквы алфавита» Fujifilm X стал сенсор. Фирменный светоприемник X-Trans уступил место обычной КМОП-матрице со стандартной байеровской мозаикой цветных фильтров. Вернулся и антиалиасный фильтр, устраняющий муар, но несколько снижающий микрорезкость и уровень детализации снимков. Таким образом, подробной проработки мельчайших нюансов сюжета, которую обеспечивают фирменные сенсоры, установленные в старших по классу аппаратах, от этой модели ждать не приходится.

Технические характеристики:

Производитель

Средняя цена*

Размер, мм

Эффективных пикселей, млн

Объектив, фокусировка

Байонет (совместимая оптика)

Цифровой зум, кратность

Стабилизация изображения***

Фотосъемка

Светочувствительность ISO**

200-6400 (100, 25600)

Диапазон выдержек, сек

Сюжетные программы

Ручной баланс белого

Ведущее число встроенной вспышки, м

Подключение внешней вспышки

Формат изображения 3:2

Формат изображения 16:9

Скорость съемки (кадров в серии)

Видео и звук

Видео, пиксели

Звук видео

Звуковые комментарии

Диктофон

ЖК монитор, дюймы

Разрешение ЖК монитора, тысяч пикселей

Видоискатель****

Карты памяти

Питание*****

Размеры, мм

Дата анонса

Fujifilm X-H1 был анонсирован совсем недавно - 15 февраля, и уже на следующий день у нас появилась возможность познакомиться поближе и с самим фотоаппаратом, и даже с его создателями на крупном мероприятии в честь появления новинки. Этот обзор - первый взгляд.

У нас вышел более полный обзор FUJIFILM X-H1 в формате .

Мы хотим обозначить основные сильные стороны камеры, рассказать о первом субъективном опыте съёмки. Однако совсем скоро фотоаппарат появится у нас на длительном тесте в формате «Неделя с экспертом», где мы изучим его более детально. Интересующие вас вопросы вы можете задать уже сейчас в комментариях.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.

Название… Откуда взялась буква H? Многие коллеги предполагали, что это от слова Hybrid: новинка куда лучше остальных фотокамер Fujifilm приспособлена для видеосъёмки. Однако в официальной презентации на первом месте стоит вовсе не «гибридный» характер Fujifilm X-H1, а High Performance for Professionals (высокая производительность для профессионалов). Так что позиционирование этой модели - не только и не столько видеосъёмка, а высокая производительность во всех направлениях. Это будущая новая линейка, выпущенная «поверх» существующей X-T.

Конструкция и дизайн

Ориентация на профессионалов сегодня большинством производителей камер понимается практически одинаково. Как ни крути, а создатели беззеркалок, кажется, сдались в стремлении влюбить весь мир в компактность и лёгкость. Во всяком случае, с про-сегментом ожидания не оправдались. Поэтому Fujifilm X-H1 обзавёлся более массивным корпусом с крупной, ухватистой рукояткой. Толщина стенок магниевого корпуса была увеличена на 25%, внутри появились специальные рёбра жёсткости.

Нет, фотоаппарат не стал противоударным, хотя определённую защиту от неаккуратного обращения получил. Укрепление корпуса нужно прежде всего для использования с новыми массивными объективами. Совсем скоро ожидается большой и тяжёлый по меркам системы XF200F2, а пока анонсированы и в июне появятся в продаже «киношные» объективы FUJINON MKX18-55mmT2.9 и FUJINON MKX50-135mmT2.9 (о них мы поговорим позже).

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/210 с, 120.0 мм экв.

Задняя панель опять же несёт на себе отпечаток наследия профессиональных зеркалок. В зоне действия большого пальца - джойстик для прямого выбора точки автофокуса, крупные кнопки AF-L и AE-L, многофункциональный навипад, кнопка вызова экранного меню Q и кнопка DISP. Лаконично, но всё на своих местах.

Со столь полюбившимся многим диском установки экспокоррекции разработчики попрощались. Возможно, также был учтён опыт профессиональных зеркалок, где подобный диск отсутствует. Зато здесь есть кнопка экспокоррекции на верхней панели. А место диска поправки экспозиции досталось шикарному информационному дисплею (и опять аналогия с «зеркальным» про-сегментом).

На радость любителям системы, квазимеханические барабанчики установки светочувствительности и выдержки остались нетронутыми. Режимы работы затвора и экспозамера по-прежнему выбираются отдельными селекторами, а режимы фокусировки - небольшой «крутилкой» на передней панели. Традиции - это святое.

Переработке подверглось и покрытие камеры. Оно стало толще и теперь насчитывает целых три слоя. Винтажные потёртости смотрятся стильно, но металлический корпус всё же нужно защищать от окисления.

От попадания пыли и влаги умную электронику и точную механику спасают в общей сложности 94 точки уплотнения (посчитано для камеры и батарейной ручки). Морозостойкость новинки заявлена до -10 градусов.

Отметим новую конструкцию кнопки спуска. Она очень мягкая и лёгкая, а также лишена «дна». То есть после полунажатия кнопка спускает затвор раньше, чем палец упрётся в ограничитель. Непривычно, но через пару часов съёмок адаптируешься. Полунажатие вообще мгновенное. Только коснулся кнопки, и камера уже фокусируется. В общем случае такое решение снижает риск смаза.

Из интересных особенностей, про которые нам рассказывали, но которые нельзя увидеть в магазине, нужно отметить увеличенную площадь медной пластины-радиатора, расположенной за блоком матрицы. Это сделано для 4К-видеосъёмки.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/80 с, 120.0 мм экв.

А для фотографов важен амортизатор, который механически развязывает блок затвора и корпус. Затвор работает потрясающе тихо, почти беззвучно, не создаёт вибраций. Впрочем, электронный затвор здесь также имеется.