Инф. технологии

Гайдн произведения. Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество

Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 г. в селе Рорау в Нижней Австрии в семье каретника и кухарки. Его родители - страстные любители музыки - часто устраивали у себя дома музыкальные вечера, что в немалой степени способствовало пробуждению у юного Франца Йозефа интереса к этому искусству, а народное австрийское творчество, с которым он познакомился в родных пенатах, нашло отражение в его лучших сочинениях.

Талант Гайдна проявился рано - он обладал не только прекрасным музыкальным слухом, но и восхитительным голосом, приводивших окружающих в восторг. Необыкновенный ребенок обратил на себя внимание школьного учителя и церковного регента Франка, который сопроводил его в небольшой город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал петь в церковном хоре, обучился нотной грамоте, игре на скрипке и клавесине.

В 1740 г. Хайнбург в поисках одаренных мальчиков для соборного хора приехал композитор и капельмейстер Георг Ройтер. Юный Гайдн не мог не привлечь внимания маэстро. В результате этого благоприятного стечения обстоятельств Йозеф попал в Вену, в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. С тефана. Перед талантливым юношей отрылась возможность получить настоящее музыкальное образование.

«Наряду с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом, как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни», - вспоминал Гайдн в 1776 г.

Однако руководитель капеллы Ройтер, отличавшийся суровым нравом, мало внимания уделял композиторским опытам Йозефа, а служба в соборе оставляла мало времени для учебы. Так пролетели первые девять лет в Вене. А в 1749 г. Гайдна без малейшего сожаления выгнали из капеллы... Дело в том, что у юноши начал ломаться голос. Таким образом семнадцатилетний Йозеф Гайдн оказался предоставлен самому себе. Наступили годы нужды, случайных подработок, самоучения и неловких еще музыкальных экспериментов.

"Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование… Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно..." (из автобиографических заметок 1776 г.)

Невзирая на трудное материальное положение, он усердно занимался изучением творений Эммануила Баха, который стал его любимым композитором, и теорией композиции. Одновременно он не чурался и юношеских проказ, которые устраивали его товарищи. Это сблизило Йозефа с бытовой музыкой Вены, что вместе с австрийским фольклором впоследствии выразилось в творчестве Гайдна.

В это время им были написаны сонаты для клавесина. Их издание обратило внимание на молодого композитора.

Первым же крупным произведением Гайдна стала опера "Хромоногий бес", созданная в 1751 г.

В 1755 г. материальное положение Гайдна немного улучшилось благодаря его участию в любительских музыкальных вечерах помещика Фюрнберга. А в 1759 г. по рекомендации того же Фюрнберга композитор получил должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина. У того при дворе была небольшая капелла из двенадцати музыкантов, для которой Гайдн писал дивертисменты развлекательного характера. Здесь же были написаны и его первые симфонии.
В 1761 г. Гайдн оставил графа Морцина и поступил на службу к венгерскому князю Павлу Антону Эстергази, копеллой которого руководил в течении тридцати лет до 1791 г.

В эти годы композитор много и напряженно работал. Из написанного можно выделить симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761 г.), мессы, оперы, произведения для баритона.

В начале 70-х гг. музыку Гайдна стали пронизывать грустные, а подчас трагические мотивы. Причиной тому была неудачная женитьба (свою малограмотную супругу Гайдн называл не иначе, чем "исчадие ада") и неудовлетворенность работой у Эстергази. Так на свет появились "Траурная" и "Прощальная" симфонии (1772 г.).

Пробуя свои силы во всех родах музыкального сочинения, наибольшего успеха Гайдн достиг в области инструментальной музыки. Он, как никто до него тонко понимал оркестровый колорит, внеся огромный вклад в развитие этого направления.

В начале 90-х Йозеф Гайдн совершил две поездки в Лондон. Там, для концертов Соломона им были созданы лучшие, по признанию современников, симфонии, которые еще более упрочили славу Гайдна.

В последнии годы Гайдн жил в Вене. Здесь композитор написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Мира" (1798 г.) и "Четыре времени года" (1801 г.).
После 1802 г. Гайдн перестал сочинять музыку. Умер композитор 31 мая 1809 г.

Музыкальное наследие:

Оперы: " Хромой бес" (Der krumme Teufel, либретто И. Ф. Курц - Бернардон, по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", прим. 1751 г.; под названием "Новый хромой бес" - Der neue krumme Teufel, пост, 1758 г.); оперы-сериа - "Ацис и Галатея" (либретто Дж. Б. Мильявакка, 1762 г.), "Необитаемый остров" (L"lsola disabitata, либретто П. Метастазио), "Армида" (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо, 1783 г.), "Душа философа" (L"Anima del filosofo, либретто К. Ф. Бадини, 1791 г.); оперы-буффа - "Певица" (La Canterina, 1766 г.), "Аптекарь" (Lo Speziale, либретто К. Гольдони), "Рыбачки" (Le Pescatrici, либретто К. Гольдони, 1769 г.), "Обманутая неверность" (L"Infedelta delusa), "Непредвиденная встреча" (L"Incontro improviso, либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, поставлена 1775 г.), "Лунный мир" (II Mondo della luna, либретто К. Гольдони, поставлена 1777 г.), "Истинное постоянство" (La Vera costanza, 1776 г.), "Вознагражденная верность" (La Fedelta premiata, по пьесе "L"Infedelta fedde" Лорeнци); героико-комическая опера - "Роланд-паладин" (Orlando Раladino, либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто); немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) -
"Филемон и Бавкида" , "Совет богов" (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде"), "Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом" (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773 г.), "В канун субботы" (Herebschabbas, 1773 г.), "Покинутая Дидона" (Didone ahbandonata, либретто И. фон Пауэрсбаха), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнена 1777 г.)

Произведения для хора и голосов с оркестром: оратории - "Возвращение Товия" (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774-1775 гг.), "Семь слов спасителя на кресте" (Die Sieben Worte des Erlosers am Кгеиzе, текст И. Фриберта, переложение одноимённой оркестровой пьесы Гайдна, 1794 г.; новый текст И. Гайдна и Г. ван Свитена, около 1796 г.), "Сотворение мира" (Die Schopfung, текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона, 1798 г.), "Времена года" (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томcoна, 1801 г.)

14 месс, в том числе: малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.), большая органная месса Es-dur (1766 г.), месса в честь свыше Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.), месса свыше Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.), малая органная месса (В-dur, 1778 г.), Мариацелльская месса Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.), месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.), месса с темой "Свят, свят" (Heiligmesse, B-dur, 1796 г.), Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.), месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.), месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.), месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Разные хоровые произведения: в том числе - "Избрание капельмейстера" (Die Erwahlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и оркестра, около 1790 г.), "Буря" (The Storm, для солистов, хора и оркестра, 1792 г.), "Хор датчан" (Chor der Danen, 1796 г.)

Произведения для оркестра: 104 симфонии, в том числе - № 6, "Утро" (Le Matin, D-dur, 1761 г.), № 7, "Полдень" (Le Midi, C-dur, 1761 г.), № 8, "Вечер и буря" (Le Soir е la tempesta, G-dur 1761 г.), № 22, "Философ" (Der Philosoph, Es-dur, 1764 г.), № 26, Стенания (Lamentatione, d-moll, около 1765 г.), № 30, "Аллилуйя" (Alleluja, C-dur, 1765 г.), № 31, "С наигрышем рога, или На тяге" (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765 г.), № 43, "Меркурий" (Es-dur, до 1772 г.), № 44, "Траурная симфония" (Trauer symphonie, e-moll, до 1772 г.), № 45, "Прощальная симфония" (Abschiedssymphonie, называется также - Симфония при свечах, fis-moll, 1772 г.), № 48, "Мария Тереза" (C-dur, около 1773 г.), № 49, "Страдание" (La Passione, f-moll, 1768 г.), № 53, "Величественная" (L"Imperiale, D-dur, около 1775 г.), № 55, "Школьный наставник" (Der Schulmeister, Es-dur, 1774 г.), № 59, "Пламя" (Feuersymphonie, A-dur, до 1769 г.), № 60, "Рассеянный" (Simfonia per la commedia intitolata "II Distratto", C-dur, не ранее 1775 г.), № 63, "Рокселана" (La Roxelane, C-dur, около 1777 г.), № 69, "Лаудон" (Laudon, C-dur, 1778-1779 гг.), № 73, "Охота" (La Chasse, D-dur, 1781 г.), № 82, "Медведь" (L"Ours, C-dur, 1786 г.), № 83, "Курица" (La Poule, g-moll, 1785 г.), № 85, "Королева" (La Reine de France, B-dur, 1785-1786 гг.), № 92, "Оксфордская" (Oxford, G-dur, около 1788 г.), № 94, "С ударом литавр, или Сюрприз" (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791 г.), № 100, "Военная" (Die Militarsymphonie, G-dur, 1794 г.), № 101, "Часы" (Die Uhr, A-dur, 1794 г.), № 103, "С тремоло литавр" (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795 г.), № 104, "Соломон" (D-dur, 1795 г.)

Кроме того, симфонии : B-dur (около 1760 г.), B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1, № 5, 1754 или 1762 гг.), симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра (B-dur, ор. 84, 1792 г.), 16 увертюр, в том числе к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur), пассион для оркестра-Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785 г., переложение для струн. квартета - ор. 51, 1787 г.; в ораторию-около 1796 г.)

Танцы : свыше 100 менуэтов для оркестра; свыше 30 немецких танцев; 6 маршей, в том числе венгерский национальный марш

Концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром : 35 концертов, в том числе 2 для клавира, 4 для скрипки, 4 для виолончели, 3 для валторны, 2 для баритона (смычкового), по одному - для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн, 5 для 2-колёсных лир, 13 дивертисментов с клавиром

Произведения для ансамбля инструментов :
47 дивертисментов для разного состава инструментов, в том числе 8 ноктюрнов для 9 инструментов, 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов, Детская симфония; 83 струн, квартета для 2 скрипки, альта и виолончели, в том числе с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette, ор. 20. № 4-Ссора в Венеции-The Row In Venice, D-dur, 1772 г.), 6 русских (Die russischen Quartet-ten, ор. 33, называются также Девичьи - Jungfernquartette, № 3 - Птичий квартет - Vogelquartett, C-dur, 1781 г.), 6 прусских (Die preussischen Quartetten, ор. 50, № 6 - Лягушечий квартет - Froschquartett, D-dur, 1787 г.), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Kreuze, op. 51, переложение одноимённого пассиона для оркестра, 1787 г.), "Жаворонок" (Lerchenquartett, D-dur, ор. 64, 1790 г.), "Всадник" (Reiterquartett, c-moll, op. 74, № 3, 1793 г.), 6 Эрдеди-квартетов (Erdody-Quartette, op. 76; № 2-квартет с менуэтом ведьм - Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll; № 3 - Императорский - Kaiserquartett, C-dur; № 4 - Восход солнца - The Sunrise, B-dur, около 1797 г.), Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803 г.)

Произведения для 3 инструментов : трио -
41 трио для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели, 21 трио для 2 скрипки и виолончели, 126 трио для баритона (смычкового), альта (скрипки) и виолончели, 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Произведения для 2 инструментов:
25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без, 6 дуэтов для скрипки и альта

Произведения для фортепиано в 2 руки :
52 сонаты для фортепиано, 12 пьес для фортепиано, в том числе анданте с вариациями (t-moll, 1793 г.), ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur, до 1768 г.), 6 лёгких вариаций (C-dur, 1790 г.), 91 танец для клавира (в том числе 53 менуэта, 24 немецких танца, 5 контрдансов, 8 в цыганском стиле, 1 кадриль и 1 английский танец)

Произведения для фортепиано в 4 руки :
2 пьесы, в том числе вариации (Учитель и ученик - II Maestro е lo scolare), 32 пьесы для музыкальной шкатулки

Обработки шотландских, ирландских и валлийских песен для 1-2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка, виолончель, и фортепиано, всего около 439 песен в том числе: 150 шотл, песен, изданных У. Непиром, 1792-1794 гг.; 187 шотландских, ирландских и валлийских песен на слова Р. Бёрнса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802 г.; 65 разных песен, изданных У. Уайтом, 1804 и 1807 г., кроме того, 26 неопубликованных. народных песен, указанных Гайдном в перечне сочинений)

Музыка к спектаклям: к итальянским комедиям: "Удивительная маркиза" (La Marchesa Nespola), "Вдова" (La Vedova), "Врач" (II Dottore), "Craнарепло" (все соч. в 1762 г., поставлена в Эйзенштадте, 1762 г.); к пьесам: "Пожар" (Die Feuerbrunst, 1774 г.), "Рассеянный" (Der Zerstreute, по одноимённой пьесе Ж. Ф. Реньяра), "Альфред, или Король-патриот" (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла, 1796 г.)

На нашем сайте) написал до 125 симфоний (из них первые были рассчитаны на струнный оркестр, гобои, валторны; последние же, кроме того, на флейту, кларнеты, фаготы, трубы и литавры). Из оркестровых сочинений Гайдна известны еще «Семь слов Спасителя на кресте» и свыше 65 «дивертисментов», «кассаций» и т. п. Кроме того Гайдн написал 41 концерт для самых разнообразных инструментов, 77 струнных квартетов, 35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 33 трио для других инструментальных комбинаций, 175 пьес для баритона (любимый инструмент графа Эстергази), 53 фортепианных сонаты, фантазии и т. п., и множество других инструментальных произведений. Из вокальных сочинений Гайдна известны: 3 оратории, 14 месс, 13 офферторий, кантаты, арии, дуэты, трио и т. п. Гайдн написал еще 24 оперы, большая часть которых предназначена была для скромного домашнего театра графа Эстергази; их исполнения в других местах не желал сам Гайдн. Он сочинил также австрийский национальный гимн.

Портрет Йозефа Гайдна. Художник Т. Харди, 1791

Значение Гайдна в истории музыки основывается главным образом на его симфониях и квартетах, не потерявших и в наши дни живого художественного интереса. Гайдн явился завершителем того процесса отделения инструментальной музыки от вокальной, который еще задолго до него начался на почве танцевальных форм и главными представителями которого до Гайдна были С. Бах , сын его Эм. Бах, Саммартини и др. Сонатная форма симфонии и квартета, как она была выработана Гайдном, послужила основой инструментальной музыки для всего классического периода.

Йозеф Гайдн. Лучшие произведения

Велика также заслуга Гайдна и в развитии оркестрового стиля: он первый положил начало индивидуализации каждого инструмента, выделению его характерных, оригинальных свойств. Один инструмент у него часто противопоставляется другому, одна оркестровая группа – другой. Оттого оркестр Гайдна отличается неведомою дотоле жизнью, разнообразием звучностей, выразительностью, особенно, в последних сочинениях, не оставшихся без влияния Моцарта , бывшего другом и поклонником Гайдна. Гайдн расширил также форму квартета, и благородством своего квартетного стиля придал ей особое и глубокое значение в музыке. «Старая веселая Вена», с её юмором, наивностью, сердечностью и, порой, безудержной резвостью, со всеми условностями эпохи менуэта и косички, нашла отражение в сочинениях Гайдна. Но когда Гайдну надо было передать в музыке настроение глубокое, серьезное, страстное, он и здесь достигал силы, небывалой у его современников; в этом отношении он примыкает прямо к Моцарту и

Композитора Франца Йозефа Гайдна называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Композитора Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Родился Гайдн в 1732 году. Его отец был каретным мастером, мать служила кухаркой. Дом в местечке Рорау на берегу реки Лейты , где маленький Йозеф провёл детские годы, сохранился до сегодняшнего дня.

Дети ремесленника Матиаса Гайдна очень любили музыку. Франц Йозеф был одарённым ребёнком – ему с рождения был дан звонкий мелодичный голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и сам пытался освоить игру на скрипке и клавикордах. Как это всегда случается у подростков — у юного Гайдна в переходном возрасте пропал голос. Он сразу же был уволен из хора.

Восемь лет юноша зарабатывал частными уроками музыки, постоянно совершенствовался с помощью самостоятельных занятий и пробовал сочинять произведения.

Жизнь свела Йозефа с венским комиком, популярным актёром — Иоганном Йозефом Курцем . Это была удача. Курц заказал у Гайдна музыку для собственного либретто оперы «Кривой бес». Комическое произведение было успешным — два года оно шло на театральной сцене. Однако критики поспешили обвинить молодого композитора в легкомыслии и «шутовстве». (Этот штамп позже неоднократно переносился ретроградами и на другие произведения композитора.)

Знакомство с композитором Никола Антонио Порпорой многое дало Гайдну в плане творческого мастерства. Он прислуживал знаменитому маэстро, был на его уроках аккомпаниатором и постепенно учился сам. Под крышей дома, на холодном чердаке Йозеф Гайдн пытался сочинять музыку на стареньких клавикордах. В его произведениях было заметно влияние творчества прославленных композиторов и народной музыки: венгерских, чешских, тирольских мотивов.

В 1750 году Франц Йозеф Гайдн сочинил мессу фа-мажор, а в 1755 году написал первый струнный квартет. С этого времени наступил перелом в судьбе композитора. Йозеф получил неожиданную материальную поддержку от помещика Карла Фюрнберга . Меценат рекомендовал молодого композитора графу из Чехии — Йозефу Францу Морцину – венскому аристократу. До 1760 года Гайдн служил у Морцина капельмейстером, имел стол, кров и жалованье, мог всерьёз заниматься музыкой.

С 1759 года Гайдном было создано четыре симфонии. В это время молодой композитор женился – вышло это экспромтом, неожиданно для него самого. Тем не менее, брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер был заключён. Гайдну было всего 28, Анну он никогда не любил.

Гайдн скончался в своём доме в 1809 году. Вначале маэстро похоронили на Хундстурмерском кладбище. С 1820 года его останки перенесены в храм города Эйзенштадт.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Имя: Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn)

Возраст: 77 лет

Деятельность: композитор

Семейное положение: вдовец

Йозеф Гайдн: биография

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от .


Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма - струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко - английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами .

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.


Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.


Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.


Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60-70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) - «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.


В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с . Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.


После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.


Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.


В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.


Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Дискография

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида»
  • «Рыбачки»
  • «Обманутая неверность»

1 апреля 1732 года в селе Рорау, Австрия родился композитор Йозеф Гайдн. Родители, имевшие особенное отношение к пению и музицированию, очень быстро обнаружили в Йозефе музыкальные способности. В пять лет его отправили в Хайнбург-на-Дунае к родственникам, где он стал изучать музыку и хоровое пение. В 1740 г. на него обратил внимание директор капеллы венского собора св. Стефана Георг фон Ройттер, который позже и взял его в капеллу. На протяжении девяти лет Гайдн пел в хоре, несколько из них - со своими братьями. Он быстро учился, и со временем ему стали давать трудные сольные партии. Гайдн набирался практического опыта, так как церковный хор нередко выступал на городских свадьбах, похоронах, других праздневствах, а также на придворных торжествах, и это не считая церковных песнопений и репетиций.

В 1749 года Гайдна выгнали из хора из-за ломки голоса. Следующие десять лет Гайдн меняет несколько работ, старается наверстать необходимые знания в музыкальном образовании, изучает теорию композиции и творчество Эммануила Баха. Он пишет оперу «Хромой бес», порядка десятка квартетов, мессы brevis, F-Dur и G-dur (обе еще во время участия в хоре), а также свою первую симфонию(1759).

В 1759 Гайдн занимает пост капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. В его распоряжении - небольшой оркестр, для которого он пишет свои симфонии. В 1760 году Гайдн бракосочетается с Марии-Анной Келлер; с ней он был счастлив, хотя и сожалел о том, что у них не было детей.

Через некоторое время Карл фон Морцин сталкивается с финансовыми проблемами, и ему приходится свернуть деятельность своего оркестра.

В 1761 Гайдна берут вторым капельмейстером, теперь уже при дворе одной из могущественных и влиятельнейших семей Австро-Венгрии - семьи князей Эстерхази. В его обязанности входят руководство оркестром, сочинение музыки, постановка опер и камерное музицирование. За 30 лет работы при дворе Эстерхази Гайдн пишет много сочинений, становясь все более известным. В этот период он вместе с Моцартом и Бетховеном формирует т.н. «венскую классическую музыку», характеризирующимся своими формами инструментальной музыки. Приобретается все большую популярность жанр симфонии, в которой превалирует гомофонно-гармоническая фактура и динамизирующие музыкальное звучание полифонические эпизоды.

В 1790 умирает князь Эстерхази, и оркестр вынужден распуститься. Гайдн снова ищет работу, и в следующем году подписывает контракт на трудовую деятельность в Англии. В последующее время Гайдн продолжает писать, не только в Англии, но и в Австрии. В Лондоне он пишет признанные лучшими симфонии для концертов Соломона.

В Вене он пишет две свои известные оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Последняя по праву считается образцом, эталоном классицизма в музыке. Благодаря этим ораториям, Гайдн приобрел поистине потрясающую популярность как композитор инструментальной музыки.

После этих ораторий писал все меньше в связи с ухудшающимся здоровьем. После «Harmoniemesee» 1802 г. он оставил лишь неоконченный струнный квартет ор. 103 и наброски 1806 года. Умер Гайдн 21 мая 1809 года.

За свою жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 фортепианные сонаты, 83 квартета, оратории, 14 месс, несколько опер.