Интернет

Где можно получить образование художника. Кто учится современному искусству и сколько это стоит

Школа коллекционеров и экспертов

«Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1

Что преподают: школа зачисляет на несколько курсов, среди которых «Современное русское искусство», «Коллекционер», «Многоликая Италия», «Историческая мозаика искусства и быта», «Архитектура», «Прекрасная Франция», «Великая Британия», «Описание и анализ произведений искусства»

Преподаватели: Кирилл Светляков (заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи), Сергей Попов (владелец галереи pop/off/art), Александра Обухова (научный сотрудник музея «Гараж»), Кирилл Алексеев (экс-сотрудник Третьяковской галереи, ныне доцент Текстильного университета имени Косыгина)

Сколько: средняя стоимость курса - 40 000–55 000 руб.

Школа позиционирует себя как пропуск в мир искусства. Здесь обещают не только преподавать историю искусства, но и научить будущих коллекционеров и экспертов правильно вести себя на вернисажах и в общении с галеристами и художниками. Маленькие группы, есть индивидуальный курс обучения. Выездные занятия и лекции проводятся в музеях, галереях и мастерских художников. «Базовый курс по истории искусства и введению в арт-бизнес» включает 24 групповых занятия длительностью 3 часа, из них 19 лекционных и 5 выездных. Каждому учащемуся предоставляется CD с записью курса, чтобы не забыть содержание лекций. Занятия проводятся по утрам или вечерам два раза в неделю. Школа расположена в известном центре современного искусства, что дает определенную гарантию по качеству обучения. Преподавательский состав - высококвалифицированные искусствоведы, что также подтверждает серьезность подобного обучения. По всей видимости, курс рассчитан на «повышение квалификации» специалистов, уже работающих в сфере современного искусства, или же начинающих коллекционеров.

Образовательная программа аукционного дома Phillips

Воздвиженка, 7/6

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алина Макеенкова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Максим Шишигин (искусствовед, художник), Вита Хлопова (исследователь хореографии)

Сколько: 5 лекций - 10 000 руб.

Образовательная программа, поддерживаемая аукционным домом Phillips, была запущена Мариной Добровинской в 2008 году и состоит из двух направлений – тематические лекции и история современного искусства. В первое направление входят лекции по классическому искусству, во втором - история отсчитывается с конца XIX века до наших дней. Занятия проводятся один раз в неделю по вечерам. Программа включает в себя курсы искусствоведения для любителей искусства и коллекционеров, экскурсии и поездки за границу, а также лекции авторитетных персон из мира искусства. В зарубежных поездках, рассчитанных на три-четыре дня, обещают помочь попасть туда, куда вы никогда не сможете попасть без сопровождающего из дома Phillips, а также оставить время на ужин и шопинг. Программа рассчитана на любительский уровень, ее главная цель - научить слушателя ориентироваться в современном искусстве.

Культурная платформа «Синхронизация»

Бобров пер, 6, Страстной бульвар, 12

Что преподают: гид по истории искусства в 5 лекциях – «Античность», «Средневековье», «Барокко и классицизм», «Романтизм - символизм», «Реализм - модернизм»

Преподаватели: Елена Личманова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Наталья Вострикова (искусствовед), Елизавета Боровикова (эксперт-оценщик антиквариата), Ольга Чуворкина (искусствовед)

Сколько: 1 лекция - 900 руб., 5 лекций - 3500 руб.

Здесь лекторы следуют не академическому, а культурологическому подходу. В преподавании акцент делается не на академической выучке, заучивании дат и периодов, а на исследовании интересных фактов и парадоксах культуры. Темы лекций неординарны и отвечают на остроумные культурологические вопросы. Например, почему в Древней Греции портрет мог стать преступлением? Как творить художнику-маньеристу, если всё уже было придумано до тебя? Как из романтика художник превратился в совесть эпохи? Анонсируется, что курс ориентирован на «тех, кто хочет иметь представление об основных этапах развития изобразительного искусства и научиться понимать памятники любых эпох, стилей и направлений». Говоря проще, на тех, кто довольно профессионально интересуется искусством без цели попасть в ВУЗ. Лекции читают в будни по вечерам, либо по выходным днем. Группы порядка 25 человек. Кроме того, здесь читают отдельные лекции на разные интересные темы: о художниках, изменивших искусство ХХ века, а также о самых ярких личностях прошлого, например о Караваждо и о том, почему его можно назвать первым современным художником.

Высшая школа художественных практик и музейных технологий (ХПМТ), факультет истории искусства РГГУ

Миусская площадь, 6 (здание РГГУ)

Что преподают: историю отечественного искусства ХХ века, язык изобразительного искусства, историю русского искусства, историю современного искусства, искусство Западной Европы до конца XIX века

Преподаватели: Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Александр Марков (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Татьяна Малова (художественный критик), Ирина Захарченко (кандидат исторических наук), Илья Печенкин (доцент РГГУ)

Сколько: 51 000 руб.

Академическая программа изучения истории искусства, которую читают преподаватели университетского уровня. Здесь начинают с античности и древнерусского искусства и заканчивают современным искусством ХХ века. Студентов обещают научить описывать и анализировать произведения искусства. Курс рассчитан на 228 учебных часов, занятия проходят по вечерам. Курс скорее адресован абитуриентам РГГУ, нацеленным на поступление в университет. Высшая школа ХПМТ - это подразделение Российского государственного гуманитарного университета, созданное в 2011 году. Кроме того, здесь же можно прослушать дополнительный курс «Арт-практика» (160 часов), где Валентин Дьяконов, Илья Будрайтскис, Борис Клюшников и Лариса Гринберг читают лекции о кураторской практике (за отдельную плату). Обучение рассчитано на начинающих кураторов.

Институт культурного просветительства «Культпросвет»

Лужнецкая наб., 6

Что преподают: всеобщую историю искусства с акцентом на основы атрибуции и экспертизы антиквариата

Преподаватели: ведущие эксперты в области антиквариата и истории искусства, среди которых 26 кандидатов наук, 10 докторов наук, 2 лауреата Государственной премии РФ

Сколько: зависит от курса

В школе практикуются как дневная, так и вечерняя формы обучения, как длительные курсы, так и краткосрочные. Упор здесь делается не только на академическое преподавание истории искусства, но, скорее, на основы атрибуции и экспертизы антиквариата. Специальная программа Arte Vera рассчитана на обучение антикваров, цикл «Академия» - на углубленный курс по выбранной искусствоведческой тематике. Школа обещает обеспечивать студентов стажировками в фондах и экспозиционных залах ведущих музеев. В группах 7–10 человек. Обучение рассчитано на будущих антикваров и экспертов-оценщиков.

Объединение «Манеж» совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова

Музей-мастерская Налбандяна, Тверская, 8/2

Что преподают: всеобщую историю искусства в нескольких курсах

Преподаватели: Иван Тучков (декан исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), Надежда Налимова (старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова)

Сколько: одна лекция - 500 руб., 11 лекций - 5000 руб.

Тридцатого марта 2016 года «Манеж» и МГУ запустили лекционный курс «Всеобщая история искусства». Его первая часть, читавшаяся с марта по июнь, была посвящена искусству Древнего мира. Вторая, рассчитанная на период с сентября до конца ноября, – искусству Средних веков и Возрождению. Предполагается, что к следующему курсу приступят в начале 2017 года. Пока решение о продлении курса находится в стадии обсуждения. Анонсируется, что «ключевые понятия истории искусства, такие как культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, будут разъяснены на примерах конкретных произведений». Программа составлена на основании курса истории искусства МГУ, преподают светила кафедры. Уникальная возможность «поучиться» в университете за небольшие деньги.

Лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина

Волхонка 8–10, 14, Колымажный пер., 6, стр. 2

Что преподают: историю зарубежного искусства

Преподаватели: сотрудники Пушкинского музея

Сколько: одно занятие в лекционном абонементе – 300 рублей, цена абонемента определяется количеством лекций.

Уже восемьдесят лет лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина знакомит всех желающих с историей западного искусства. В 2016–2017 году здесь предлагают абонементы на лекции по истории искусства с древнейших времен до наших дней, а также циклы лекций, посвященных архитектурному облику городов и художественным собраниям музеев мира. Можно прослушать курс по западноевропейскому искусству XVII–XIX веков, импрессионизму, творчеству Энди Уорхола и поп-арту, повседневной жизни в Древней Греции, истории кино от дадаистов до Флюксуса и современного видеоарта. Лекции адресованы самой разной аудитории: взрослым и детям, любителям классики и авангарда, студентам и бабушкам, любителям и профессионалам. Фактически в лектории Пушкинского можно получить университетские знания по всем разделам зарубежного искусства, да еще учиться непосредственно на подлинниках либо музейных копиях у профессиональных искусствоведов.

Московский Мультимедиа Арт Музей

Остоженка, 16

Что преподают: историю современного искусства, фотографии, архитектуры, моды

Преподаватели: искусствоведы и художники Москвы

Сколько: от 500 руб. за лекцию

В МАММ можно прослушать лекционные курсы на самые разные темы. Например, об истории современной архитектуры, скульптуры, живописи, о фотографии, о Дягилеве, об искусстве Древних веков, о продюсировании, а также съемке фэшн-эдиториала, что бы это ни значило. Есть лекции для детей, подростков, взрослых любителей искусства, на любой вкус. Лекции читают как суперпрофессионалы, вроде Игоря Мухина (курс — 49000 руб.), так и недавние выпускники Школы Родченко и модные фоторедакторы.

Лекторий ММОМА

Тверской бульвар, 9

Что преподают: историю современного русского и зарубежного искусства XX–XXI веков

Преподаватели: Глеб Напреенко (критик, главный редактор проекта «Разногласия»), Нина Лаврищева (научный сотрудник ММОМА), Ольга Турчина (научный сотрудник ММОМА), Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Сергей Хачатуров (критик, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алексей Масляев (куратор ММОМА), Илектра Канестри (эксперт моды)

Сколько: одна лекция - 350–400 руб.,10 лекций - 3000 руб., 20 лекций - 5600 руб., есть система льгот

С сентября по декабрь в ММОМА можно прослушать два отдельных курса, посвященных истории современного искусства - зарубежного и русского. Русское искусство (16 занятий) читают, начиная с конца XIX века вплоть до сегодняшнего дня, зарубежное (18 занятий) - с начала XX века по наше время. Здесь расскажут не только про Казимира Малевича, Пикассо и Владимира Татлина, но и про самых современных художников - Таус Махачеву, МишМаш и Дэмиена Херста. Лекции читают действующие критики, кураторы, теоретики, активно участвующие в текущем арт-процессе. Курсы рассчитаны на широкий круг поклонников современного искусства. С марта в ММОМА можно прослушать новую программу, посвященную междисциплинарным художественным практикам: взаимодействию современного искусства с другими областями культуры - театром, музыкой, дизайном, модой, фотографией и архитектурой.

Третьяковская галерея

Лаврушинский пер, 12, Крымский вал, 10

Что преподают: историю русского искусства

Преподаватели: сотрудники Третьяковской галереи

Сколько: 1 лекция - 270 руб., 6 лекций - 1320 руб., далее в зависимости от курса

В Третьяковской галерее работает глобальный лекторий, в котором можно узнать всё про русское искусство. В Лаврушинском переулке читают курс «Музейный университет», начиная с древнерусского искусства до пейзажной живописи XIX века. «Музейный университет» на Крымском валу начинает с мастеров авангарда и заканчивает искусством начала XXI века. Также Третьяковка предлагает многочисленные лекционно-художественные программы на разные темы, связанные с экспозицией.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

онлайн

Что преподают: базовый курс истории искусства

Преподаватели: Александра Старусева-Першеева, Артем Дежурко, Мария Калинина - преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ

Сколько: бесплатно

Онлайн-курс рассчитан на студентов гуманитарных направлений, а также абитуриентов художественных вузов, сдающих историю искусства. Здесь читают базовый курс, начиная с Древнего мира до искусства ХХ века. Главная цель - дать представление об эволюции стилей в истории западноевропейского искусства и о наиболее важных феноменах в истории культуры. Курс выдержан в традиции классического искусствознания. Как пишет Александра Першеева: «В нашем курсе каждая лекция имеет два смысловых уровня. Сначала мы даем базовую информацию об искусстве той или иной эпохи, а потом затрагиваем более тонкие моменты, рассказываем о том, как жили и мыслили люди, размышляем о связи искусства и духа времени». Всего курс занимает 12 недель, в неделю понадобиться потратить на обучение 6 часов.

Школа Вероники Калачевой (Kalacheva School)

онлайн, либо в одном из зданий Школы (очно)

Преподаватель: Татьяна Быковская (искусствовед)

Что преподают: базовый курс истории искусства от Египта до Возрождения (онлайн), от Египта до кубизма (очно)

Сколько: 18 000 руб./10 000 руб.

В Школе Вероники Калачевой, где основные занятия посвящены обучению живописи с нуля, любителей истории искусства будут учить отличать Моне от Мане, а Ван Дейка от Ван Эйка. Здесь следуют девизу: «Всё, как мы любим: интересно, с душой и простым человеческим языком». Очные занятия (курс из 8 лекций) проводятся по выходным, на онлайн-уроки можно записаться в любое время. Здесь чрезвычайно дружественно настроены по отношению к будущим абитуриентам: «Всё, что вам необходимо, - это хорошее настроение, время и доступ в интернет». Занятия будут разделены на 2 части - лекционную, где вы получите все необходимые знания, и практическую. Курсы явно рассчитаны на любительский уровень и адресованы тем, кто хочет больше узнать об искусстве на досуге.

Школа-студия «Рукав»

Земляной вал, 59/2

Что преподают: историю искусств от древности до наших дней

Преподаватель: Анна Гусева (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, выпускница Академии Глазунова)

Сколько: разовое посещение - 700 руб., 5 занятий - 3200 руб., 20 занятий - 11000 руб.

Здесь обещают учить не только истории искусства, но и осмыслению «внутренних процессов духовной жизни человечества, которые находили свое отражение в шедеврах изобразительного искусства». Помимо лекций, проводятся семинары. Занятия проходят по субботам. В ноябре читают Древний Рим. Школа основана Александром Рукавишниковым, академиком Академии художеств, преподавателем Суриковского института. Основной профиль школы - подготовка молодых скульпторов к поступлению в ВУЗ, на них, в основном, и рассчитан факультативный курс истории искусства.

Музей современного искусства «Гараж»

Крымский вал, 9

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Наталья Сидорова (сотрудник Третьяковской галереи), Татьяна Бортник (искусствовед)

Сколько: 13 000 руб. абонемент

Курс, который читают в «Гараже» называется «По следам современного искусства». Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Дюшан, Уорхол, Бойс, Кабаков и даже Бэнкси - здесь изучают историю современного искусства через личность художников. Курс состоит из 20 занятий – 10 читают в феврале - апреле, 10 в сентябре - декабре. Но самое замечательное в образовательной программе «Гаража» — все-таки циклы лекций и отдельные лекции ведущих искусствоведов, художников и кураторов. Цикл «Просто искусство» ведет знаменитый художественный критик и преподаватель МГУ Андрей Ковалев, приглашая на беседу известных художников. Уникальную программу лекций «Несимметричные подобия» ведет художественный критик Ирина Кулик, создавая динамические пары из достаточно не близких по времени или стилю авторов. Вход свободный по регистрации.

Нравится

Обо всем, что изложено ниже, мы узнали, поговорив с людьми, прошедшими через разные стадии процесса учебы искусству за границей. Но сведения эти неполны и могут быть неточны, так что просим комментировать и поправлять.

Зачем учиться

Если художник хочет профессионально утвердиться в поле современного искусства, то есть не просто выживать на свое ремесло, но добиться участия в важных групповых выставках, приобрести серьезную галерею, получить известность, начать преподавать и так далее, то ему лучше в начале пути засветиться в каком-то учебном заведении. Легенда о самородках, которые, ничего и никого не зная, обретали известность (в основном после смерти), относится к временам Пиросмани, в настоящее время такое невозможно.

Далее. Для современного художника, даже не только из России, учиться за границей на каком-то этапе не только желательно, но часто и необходимо. Современное искусство есть принципиально глобальная область, тут не существует такой вещи, как «местный рынок» или художники «местной сборки» не ценятся. Попасть в поле зрения международных кураторов и галерей в миллион раз проще, учась в хорошем учебном заведении за границей, нежели оставаясь все время в России.

Ниже речь идет только о Европе, а не о США, так как в Европу легче получить студенческую визу. Однако в Нью-Йорке тоже, разумеется, существуют хорошие арт-школы - прежде всего это Cooper Union , которая считается на данный момент едва ли не лучшей в мире. Преимущества европейских школ также в том, что многие из них бесплатны.

Когда поступать

Молодой человек или девушка из России может поступать в художественный вуз за границей (будем называть их художественными школами , как там принято):

1) сразу после средней школы - на нулевой уровень;

2) уже получив художественное образование в России - на нулевой уровень (перевестись из российского художественного вуза в западный, насколько нам известно, невозможно);

3) уже получив художественное образование в России - на постдипломный уровень (postgraduate ), по-нашему это аспирантура. Там можно получить PhD , а можно этого и не делать, и не все школы это предлагают.

Вариант 1 - не слишком реалистический. Во многих странах российский сертификат о среднем образовании не годится. Кроме того, в России современному искусству не учат, а на Западе никого не интересует академическая подготовка. Портфолио с рисунками с гипсов и с натуры скорее сработает как красная тряпка для быка. Наконец, западная школа базируется на других педагогических принципах, чем русская, - на огромной самостоятельности (и ответственности) учащихся. Школьники из России к этому не готовы и тратят годы учебы на какое-то якобы полагающееся молодежи веселье, то есть зря.

Вариант 2 - удачный. Если вы научились в России рисовать с натуры и смешивать краски на палитре, вы найдете этим умениям применение в западной школе, но там, наконец, поймете, для чего это может быть нужно. То, что вы поступаете на нулевой уровень, не имеет большого значения, так как во многих школах все ученики одного преподавателя, разных лет обучения, работают вместе. Длительность обучения зависит от вас - вы должны сдать определенное количество предметов («кредитов»), но какие-то, возможно, вам могут зачесть по вашим российским документам, хотя рассчитывать на это нельзя.

Вариант 3 (аспирантура) - наиболее перспективный в карьерном отношении, но подходит для тех, кто уже начал участвовать в выставках и вполне ощущает себя художником, но при этом чувствует, что не хватает контактов и среды. Postgraduate -программы существуют не в каждой школе, но на этом уровне студент, конечно, гораздо более заметен и у него больше возможностей сделать карьеру. Там, где такие программы есть, они всегда проходят на английском языке, даже во Франции. У студента там полная свобода, нет никакого контроля.

Наконец, существует и вариант 4: получив образование в России или не получив его, начать участвовать в групповых выставках, создать себе какое-никакое CV и затем подавать на всяческие гранты, резиденции, летние школы, которые, строго говоря, учебными заведениями не всегда являются и существуют при каких-то арт-центрах и т.п. Некоторые из них требуют MA (master"s dеgree , степень магистра, то есть, по-нашему, законченное высшее), а другие нет, достаточно CV . Это уже своего рода образ жизни, и о таких заведениях мы как-нибудь напишем отдельно. Но вообще граница между 3-м и 4-м вариантом достаточно размытая.

Чему учат

Искусство в современном мире (по крайней мере в стенах школы) - это исследовательская деятельность, а не создание красивых вещей.

Поэтому большинство художественных школ на Западе находится в системе университетов, чего никогда не бывает в России, и предлагает стандартные BA (bachelor’s degree , степень бакалавра) и MA , а также - некоторые из них - PhD , по-нашему кандидатскую степень. Это означает, что профессия художника считается не ремеслом, а интеллектуальным производством, и соответственно теоретические дисциплины являются ключевыми - без владения ими студент просто не сможет учиться.

В конкретном плане это значит, что во время обучения необходимо уметь говорить о своем проекте, а для получения степени магистра нужно написать теоретическую работу объемом страниц в двадцать, с цитатами, ссылками, со знанием источников и самостоятельными выводами. Эта работа должна затрагивать какие-то общественно-эстетические проблемы и выходить на творчество самого студента. Например: «Гендерные аспекты современного видеоискусства», в конце автор описывает собственные проекты. Само собой, это должно быть написано на правильном языке - и в буквальном смысле (английском, немецком - каком положено), и в переносном (языке современной теории и cultural studies , которым в России никто не владеет, в том числе университетские преподаватели культурологии). Это сложно, и это еще один довод в пользу того, чтобы получить какое-никакое высшее образование в России «для справки» и затем поехать «поучиться» в Германию или куда-то еще, не ставя перед собой задачу обязательно получить степень магистра. Для художественной карьеры не очень важно, закончили вы арт-школу или нет - важно, что вы там учились и у кого (факт наличия диплома будет важен, если вы соберетесь преподавать).

Список предлагаемых курсов может вызвать затруднения, так как применяются слова, порой непонятные человеку из России. Под time-based media подразумеваются видео и кино, которые также могут быть обозначены словом film , а частично и перформанс и инсталляция (все, что тянется во времени). Рerformative sculpture - это инсталляция, но как бы включающая в себя процесс ее создания и тесно связанная с перформансом. Инсталляции учат также на других курсах, в название которых входит слово «скульптура».

Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий. Однако это не относится к Великобритании, где образование в принципе дорого.

Следует иметь в виду, что, помимо описанных ниже лучших школ, на Западе существуют тысячи учебных заведений коммерческого толка, при этом они могут называться «художественными академиями» или как угодно. Учеба там никуда вас не приведет. Если на сайте академии фигурируют только живопись, скульптура и графика, это дурной знак.

Как поступить

Первый этап зачисления - просмотр портфолио. Главный критерий - самостоятельность работ и оригинальность мышления. Свидетельства чисто ремесленных навыков (рисование с гипсов, этюды с натуры, владение сложными приемами фотопечати и т.п.) подавать ни в коем случае не надо, это произведет негативное впечатление. Всегда хорошо выглядят какие-то концептуальные рисунки, визуальный анализ массовой культуры, фотографии, видео, коллажи, фотомонтажи, документация перформансов и, конечно, проекты, проекты, проекты - нереализованных инсталляций, моста между Марсом и Луной и т.п. Впрочем, и живопись тоже, только самостоятельная и «мыслящая». Владение различными медиа приветствуется.

Потом иногда бывает экзамен, когда нужно сделать работу в течение нескольких дней, причем в любой технике. И всегда - собеседование и (или) мотивационное письмо. В нем следует честно и без лести объяснить, почему вы хотите учиться именно здесь. Список имен преподавателей в качестве ответа не подходит. Важно понимание того, что может дать именно эта школа и к какому типу она относится. От вас ждут сознательного решения.

Вы с детства любите рисовать? Обладаете развитым воображением и творческими способностями? Хотите найти применение своим навыкам и в дальнейшей жизни? Тогда необходимо узнать, какие профессии связаны с рисованием.

Любимая работа - залог счастья

Большинство людей уверенны, что получать деньги за то, что занимаешься искренне любимым делом - это один из главных атрибутов счастья в жизни. Поэтому если вы считаете, что ваше призвание - творчество, то эта статья для вас: здесь мы поговорим о том, какие профессии, связанные с рисованием, после 9 класса и 11 класса могут привлечь начинающих Пикассо.

Ни для кого не секрет, что лучшая работа - это высокооплачиваемое хобби. Не являются исключением и профессии, связанные с рисованием. Список состоит из пяти основных категорий.

Архитектор

«Старший строитель» - именно так дословно переводится слово «архитектор» с древнегреческого языка. Бесспорно, что это не прораб, а специалист, который занимается проектированием зданий и построек различного назначения.

Профессии, связанные с рисованием, включают эту специальность, так как именно архитектор создает проект, а также макет будущей постройки.

В деятельность архитектора входит множество задач. Он разрабатывает чертежи, концепции и проектную документацию на строительство того или иного объекта, а также осуществляет авторский контроль над реализацией своего проекта. Архитектор управляет всеми процессами, происходящими на стройке, может заниматься проектированием целых районов города или крупных комплексов, разрабатывать планы населенных пунктов.

Архитектор нередко занимается восстановлением памятников архитектуры, обеспечивает разработку и контроль исполнения актов в сфере градостроительства. Он создает проекты разбивки парков, приусадебных участков и садов. Может заниматься преподавательской и научной деятельностью.

Мультипликатор

Если вам нравится рисование, и режиссера придутся вам по вкусу. Эти две профессии неотделимы друг от друга. Основная задача мультипликатора - это создание и подготовка визуального ряда мультипликационной продукции, а также корректировка сценарно-сюжетной линии.

Кроме этого, деятельность этого специалиста включает в себя создание мультипликационных персонажей, декораций и эскизов мультипликационных сцен. Мультипликатор прорабатывает характер мимики и движений персонажа мультфильма, занимается раскадровкой и колорированием материала, а также анимирует фразы, как промежуточные, так и ключевые.

Профессии, связанные с рисованием: каллиграф

Искусство красивого письма называется каллиграфией. Наибольшее распространение и развитие данный вид деятельности получил в странах, где исповедуют ислам, а также в Китае и Японии, где искусство письма было и остается неотъемлемым элементом традиционной философии.

В современном мире каллиграфия является декоративным искусством. Цифровая печать все больше вытесняет этот вид искусства, однако истинные ценители отдают предпочтение результатам ручной работы.

Профессии, связанные с рисованием, включают в себя специальность каллиграфа, в обязанности которого входит широкий круг задач. Например, разработка шрифтов, оформление списков, приглашений, поздравительных писем, визиток, гостевых карточек для торжественного мероприятия.

Каждая из надписей, которую создает каллиграф, уникальна. Такую надпись невозможно подделать. Поэтому специалистов этого типа приглашают для каких-то особенных случаев, что весьма высоко оплачивается.

Профессии, связанные с рисованием: художник

Большинство считает, что художник - это просто такой человек, который пишет картины «от души» и продает их, а также пишет картины на заказ. Однако это определение слишком неточное. Деятельность художника интересна и многогранна и разделяется она на несколько профилей.

  • Работа художника-иллюстратора направлена на создание картин и иллюстраций, которые точно передадут смысл того или иного текста.
  • Созданием копий и репродукций картин занимается копиист .
  • Художник-живописец - специалист в рисовании картин с натуры.
  • Графики , как правило, работают только в одном цветовом спектре. Зачастую это - черный. Для рисования картин они используют тушь или карандаш.
  • Художник-карикатурист занимается созданием пародийных и смешных портретов, а также саркастическими или ироническими изображениями случившихся событий.
  • Возвратить шедеврам изобразительного искусства первозданную красоту способен реставратор .
  • Созданием мельчайших изображений вручную, которые порой даже не видны невооруженному глазу, занимается специалист по миниатюрной живописи .
  • Художник-портретист занимается исключительно созданием портретов.
  • Задача модельера - создавать эскизы различных предметов одежды. Он придумывает новые наряды, а иногда и целые коллекции одежды.

Существует множество других специализаций, не столь распространенных и известных, которые напрямую связанны с рисованием.

Ювелир

Производство ювелирных украшений является крайне сложной и тонкой работой. Специалисту этого профиля необходимо владеть множеством различных техник и приемов создания изделий, а также развитым художественным вкусом.

Существует гигантское количество ювелирных процессов. Каждому ювелиру необходимо в совершенстве владеть всеми из них.

Во время изготовления одного изделия могут применяться сразу множество процессов. Наиболее распространенными является ковка, чеканка, литье, а также создание зернистости на поверхности металла. Кроме того, нередко применяют гравировку, филигрань, тиснение, вырезание рисунка и многое другое.

Многогранна и сложна. Выделяют нескольких специалистов по отраслям.

  • Гравер - это мастер, который создает уникальные ювелирные изделия на заказ. Кроме того, он наносит гравюры и надписи на украшения.
  • Ювелир-браслетчик.
  • Ювелир-цепочник.
  • Филигранщик - это мастер, в совершенстве применяющий технику напаянного или ажурного узора в украшениях.
  • Монтировщик - это мастер, который собирает изделие, после того как оно прошло все предварительные процессы, а также занимается завершающей обработкой изделия.

«Современный художник» в России - это все еще не профессия из государственного реестра. Хотя есть «Строгановка», «Суриковка», «Муха» и другие государственные вузы, известные крепкой академической выучкой, именно современному искусству приходится учиться где-то еще. Такие школы имеют вес в профессиональном сообществе, однако не дают высшего образования (за исключением Британской высшей школы дизайна). The Village поговорил с четырьмя новоиспеченными студентами московских школ о том, что такое современное искусство и зачем они пошли ему учиться.

По диплому я художник-живописец. Любая профессия - это умения и практика. А я, получив художественное ремесло, абсолютно не знаю, что с ним делать: уже не советское время, когда был госзаказ. Любая профессия оплачивается, и если работа не приносит заработок, то логично ее сменить. Но если ты как художник коммерчески не успешен, то не перестанешь писать - все равно тянет. Материальные вопросы отступают, на первом плане стоит сверхцель. В искусстве нельзя отработать с 9 до 18, а потом домой пойти - это вся жизнь, а не профессия. Получив ремесло, я понял, что живу вразрез с актуальным искусством, поэтому поступил в институт «База».

Художнику нужно обязательно учиться в современных институциях, потому что современное искусство приняло форму многоуровневого организма, в котором сложно разобраться. Это химера, к которой нужно подойти с научной точки зрения, халатное отношение тут недопустимо.

Современный художник - тот, кто исследует информацию вокруг и разрушает иерархии. Объект его внимания - это маргинальное, случайное и эфемерное, то есть то, что традиционно не попадало в сферу внимания искусства. Успех художника - в умении деконструировать, а не в том, чтобы попасть в фонд музея или продавать работы. Как показывает практика, произведения в фондах теряются, портятся или просто остаются ненужными. Художник успешен, когда он привносит вклад в искусство, как в науку.

Выбор был неслучайным. В «Базе» нет свода правил. Сюда приходят не ученики и не студенты, а художники, поэтому на лекциях идет живая коммуникация. Не может не радовать педагогический состав: сначала ты изучаешь работы этих людей на истории искусств, а потом они ведут у тебя лекции.

Главное исследование в искусстве для меня - это поиск нового романтизма в традиционных медиа, то есть холст/масло. Я пробовал работать с видеоартом и фотографией, но в своем дискурсе они не доходят до абсолюта. После учебы я хочу возродить интерес к живописи и встроить ее в сферу современного искусства. Для меня имя галереи имеет меньше значения, чем высказывание. Я планирую делать выставки для себя: в случайных, труднодоступных и закрытых местах вроде заброшенных домов и частных территорий, куда сможет попасть ограниченное количество человек.

Я буду создателем и потребителем. На мой взгляд, искусство - это что-то для узкого круга ценителей. Когда оно выходит в массы, то теряет свои функции, неся либо развлекательный, либо идеологический характер, и впоследствии к нему теряется интерес - вспомним советское искусство. Однажды искусство обретет смысл для всего общества, но только когда мы все окажемся на ступени эстетических потребностей пирамиды Маслоу. Современное искусство, включая в себя множество вещей, в итоге остается ничем - только современным искусством.

Антанас Яциневичюс, 28 лет

Школа фотографии и мультимедиа

Программа: Мастерская «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа» Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина

Обучение: 3 года, стоимость 1–2 курсов - 150 тысяч рублей в год, 3-го курса - 75 тысяч рублей в год. На курс есть 30 бюджетных мест, требуется оплата технического сбора в 50 тысяч рублей.

Первое мое образование было технического толка, но скорее потому, что дали установку «надо». Я проработал почти два года после института в офисе, уволился и с тех пор никакого постоянного места не имею. Арт-среда пришла в жизнь сама, и все срослось естественным путем.

Фокус моего внимания - саунд-арт, инсталляции, перформативные практики. Назвать художников? Джон Кейдж когда-то изменил мой взгляд на вещи, арт-группа «Война» и Петр Павленский сыграли роль в моей жизни, Vtol нравится. Из современников, которых я бы отметил, это: Боря Клюшников - любимый искусствовед и лектор, Алек Петук - прекрасный художник, мыслители Сергей Степанищев и Роман Михайлов, Лабрадор Галактика.

Художественных институций за плечами до этого у меня не было, общался с друзьями и читал книги. Но не считаю, что прямо всем необходимо учится где-то - это индивидуально. Я выбрал «Школу Родченко», потому что мне импонирует ее практическая направленность и нравится атмосфера. После учебы планирую поездить по резиденциям, наладить контакты с Европой. Первую персональную выставку мечтаю сделать в MoMA, конечно!

Любой художник, творящий в современности, является современным. Он работает с актуальными проблемами (удивительно, да?). Художник глобально - это, в первую очередь, образ мышления и восприятия.

Художник - это, определенно, профессия. Конечно, если понимать профессию как то, куда человек вкладывает большую часть сил и на что направлен его основной фокус внимания. Даже если, как часто бывает, доход приходит из другой области, эта работа - подработка, которая дает возможность творческой реализации. Лично мне просто хочется делать хорошие работы, находиться в арт-среде и участвовать в выставках и резиденциях.

Я окончила магистратуру «Прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных экологических ситуаций» Уфимского государственного авиационного технического университета. К визуальному искусству меня тянуло с детства. Окончив детскую художественную школу, я поняла, что классическим живописцем не стану, но хочу дальше двигаться в этой области. Были мечты о кинорежиссуре, но постепенно я пришла к фотографии, чем и занимаюсь сейчас. Это арт-фотография, нетрадиционные способы ручной печати. Работаю над темами архетипа, человеческого сознания, времени. Я три года была художником-фотографом в Оперном театре в Екатеринбурге и сделала большой проект, посвященный памяти, театру и русскому классическому балету.

Если хочешь что-то делать профессионально, учеба необходима. Редким единицам удавалось реализовать себя как художника, действуя по наитию. Я уже неоднократно училась современному искусству в России и за рубежом: в японской мастерской Takashi Homma, латвийской International Summer School of Photography, летней школе «Русского репортера». Про «Свободные мастерские» знаю давно, там учились мои друзья и знакомые. Мне понравился курс, который ориентирован на теоретическое изучение современного искусства в России и за рубежом и проектную работу. Я жду от учебы качественного и глубокого погружения в художественную жизнь Москвы, знакомства с профессиональным сообществом.

После учебы мечтаю выйти за рамки арт-фотографии и делать проекты на стыке с текстом, видеоартом, пластическими скульптурами, театром. Первую выставку хотела бы в ММОМА, а где еще! Хотя у меня уже была первая персональная, и вторая тоже была. Третью хочу в Москве, но главное, не где, а с кем - с единомышленниками и людьми, близкими в своих художественных устремлениях и мировоззрении.

Любимых художников очень много: это и современные композиторы, такие как Филип Гласс, Арво Пярт, Паола Престини, Освальдо Голихов, и японские фотографы ХХ–ХХI веков (Масао Ямамото, Хироси Сугимото, Ринко Каваучи), китаец Рен Ханг, Сара Мун, и классики живописи - Ротко, Шиле, Миро, Магритт, Герхард Рихтер, Эрик Булатов, Инфантэ-Арана. Люблю их за глубину, бесконечный поиск, утверждение свободы человека и силы художественного образа.

Современное искусство для меня - это поле, в котором происходит диалог между художниками - носителями идей, теми, кто, проводит их в жизнь, и зрителями. Не важно, на каком языке, главное, чтобы все имели возможность свободно говорить и слушать, сохраняя обоюдное уважение. Думаю, что система искусства говорит о состоятельности общества. Мы все больше уходим от ориентации на одни лишь материальные ценности. И здесь искусство дает возможность двигаться в сторону тонкого, нематериального, духовного - с тем, чтобы лучше узнать себя и мир, в котором мы живем.

Фотографии: 1 –