Работа

Венская государственная опера: история, фото, репертуар. Опера в Вене — все о самом известном театре Австрии Оперный театр в вене

Крупнейший австрийский оперный театр, центр музыкальной культуры Австрии. До 1918 года - Венская придворная опера. Здание, в котором в настоящее время располагается Венская государственная опера, было построено в 1869 году по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга; его интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль. Долгое время считалось, что это здание - одно из лучших театральных зданий мира.

Театр был открыт постановкой «Дон-Жуана» Моцарта. В 1875-1897 годах музыкальным директором и главным дирижёром театра был Х. Рихтер, выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», цикла моцартовских опер, «Отелло» Верди. В 1897 году во главе театра становится выдающийся композитор и дирижёр Густав Малер. В течение десяти лет его руководства Венской оперой этот театр стал одним из лучших в Европе. Малер привлёк к работе таких выдающихся мастеров, как Бруно Вальтер, Франц Шальк. Именно в этот период на сцене Венской государственной оперы впервые ставятся «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П. И. Чайковского.

В 1945 году здание театра было разрушено во время бомбардировки Вены. Десять лет спектакли театра шли на других сценах. Лишь новый сезон 1955/56 годов начался в восстановленном здании. Художественным руководителем театра с этого сезона становится прославленный Герберт фон Караян.

Венская государственная опера, хотя и предлагает своим слушателям чрезвычайно разнообразный репертуар, по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы, и в первую очередь Моцарта.

А. Майкапар

История оперы

Возникновение венской оперы относится к середине 17 века, когда при дворе австрийского императора состоялись первые оперные представления итальянской труппы. Со 2-й половины 17 века оперные спектакли, исполнявшиеся австрийской придворной труппой, шли на сценах различных театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 - в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличались помпезностью.

С середины 18 века деятельность придворной оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 - придворный капельмейстер), с развитием национального оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778, и др.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786) и др.

С начала 19 века венская опера осуществляет постановки лучших произведений немецких, австрийских, итальянских и позже французский композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль» и др.), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европейские певцы, в т. ч. австрийские и немецкие: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др.

В 1869 Венская придворная опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театральных зданий мира (проект архитектора Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Театр открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта. В 1875-97 музыкальный директор и главный дирижёр театра Xанс Рихтер - выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки: тетралогия «Кольцо нибелунга» (1877-79), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также современные оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце 19 века возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля».

В конце 19 - начале 20 веков благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (главный дирижёр театра в 1897-1907) Венская придворная опера стала одним из лучших европейских оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера.

В эти годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема»; «Фальстаф»; «Электра» Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др.

В 1918, после образования Австрийской республики, театр получил современное название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929). В 20-30-е годы наряду с произведениями Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значительное место занимают оперы современных композиторов (в т. ч. «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.).

В годы фашистской оккупации (1938-45) Венская государственная опера пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии (1945) театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего музыкально-театрального центра страны. Здание театра в 1945 было разрушено бомбардировкой, театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин » и Народной оперы.

Сезон 1955-56 открылся в восстановленном здании (зрительный зал на 2209 мест). Были поставлены оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера и др.

В 1956-64 Венской государственной оперой руководил Г. Караян . Среди лучших спектаклей 50-60-х годов: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р. Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка и др.

В 1930-60-е годы в Венской государственной опере выступали лучшие певцы Австрии и других стран, в т. ч. А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры - К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др.

В 70-е годы в труппе театра певцы - В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являлись Й. Крипс и К. Бём. В 1971 Венская государственная опера гастролировала в СССР.

С. M. Грищенко

Венская государственная опера наравне с театром Ла Скала в Милане, Большим театром в Москве и Гранд Опера в Париже стоит в ряду наиболее известных, в какой-то степени даже легендарных, оперных театров мира. Открытый первоначально как придворная опера, театр придерживался строгих канонов классического венского искусства. Соблюдает он их и сегодня, но мы хотели бы рассказать вам не столько о прекрасном репертуаре этого заведения, сколько о любопытных фактах, с ним связанных.

  1. Самые продолжительные аплодисменты в Венской государственной опере длились более 70 минут. В 1991 году после окончания «Отелло» зрители наградили столь долгими аплодисментами Пласидо Доминго. В благодарность за бурные овации он поклонился зрителям более ста раз.
  2. Венская государственная опера и Венгерский государственный оперный театр в Будапеште похожи, если не как две капли воды, то все равно очень заметно . Они были открыты с разницей в 15 лет и построены разными архитекторами, но судя по всему, венгерский архитектор с забавной фамилией Ибль подражал венским коллегам.
  3. Конфузов и курьезов Венская опера не избежала. Так, у одной очень известной оперной дивы во время представления из-за софита загорелся парик. Ее партнер, который по сценарию уже лежал «мертвым», вскочил и принялся помогать тушить воспламенившиеся локоны . Оперная певица, видимо заподозрив, что ее партнер забыл свою роль, металась по сцене, пытаясь от него убежать. В конце концов, уже за кулисами пламя на парике было потушено. Но зрители успели вволю повеселиться.
  4. Здание оперы, которое сегодня вызывает восхищение, после открытия в 1869 году стало предметом ожесточенных нападок и язвительных насмешек. Во многом это объяснялось сокращенным пространством для демонстрации туалетов: всего три ступени отделяют вход в оперу от оживленной улицы, по которой проходят трамвайные пути, а парадная лестница есть только внутри здания. Архитекторов Августа Сикарда фон Сикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля обвиняли в безвкусии. Нелестно высказывался и кайзер. Не вынеся такого бесчестья, Ван дер Нюль повесился. Спустя два месяца умер от инфаркта его коллега. Если верить легенде, после этого император Франц Иосиф более позитивно высказывал свое мнение по вопросам искусства, используя одну и ту же, ставшую крылатой фразу: «Это было прекрасно и очень меня порадовало...»
  5. Во время бомбардировки Вены в 1945 году здание оперного театра было полностью разрушено, и после войны его фактически воссоздавали заново. В 1955 году после продолжительной реставрации Венская опера открылась показом оперы Бетховена «Фиделио». На месте разрушенного войной Императорского зала и Kурительной комнаты был создан Мраморный зал - буфет, комната для отдыха во время антракта, место, где все равны - и обладатели билетов на стоячие места и счастливчики, забронировавшие ложи.
  6. Балетные постановки не особо ценятся в стенах Венской оперы. Пожалуй, единственным исключением в репертуаре является популярный балет «Лебединое озеро». Подумать только, он ставится в Венской опере с 1964 года! Во время премьеры публика без устали рукоплескала Рудольфу Нурееву и Марго Фонтейн. Жители и гости австрийской столицы были покорены талантом двух ярчайших звезд балетного искусства.
  7. По традиции все партии солистами исполняются без микрофонов и только на языке оригинала. Но на специальных экранах, вмонтированных в спинки кресел и поручни стоячих мест, во время представления высвечиваются тексты синхронного перевода.
  8. Венский оперный бал, статусный и грандиозный, традиционно проходит в Венской опере в феврале. Он считается апофеозом бального сезона и собирает селебрити со всего мира. На время бала, только на одну ночь, интерьер театра преобразуется. Из зрительного зала убирают все кресла, пол поднимают до уровня сцены и застилают специальным паркетом. Огромный зал украшается композициями из тысяч живых цветов. По традиции бал открывает президент Австрии, после чего молодые дебютанты танцуют полонез. Цена билета от 250 евро, аренда ложи - более 10 тысяч евро. Гостей обслуживают не только официанты, есть даже обувной мастер и портной. Они призваны заботиться (если не дай бог такое случится) о потерянных каблуках, сломанных дамских шпильках, порванных фраках и платьях. Оперный бал - событие настолько важное, что транслируется в Австрии в прямом эфире, а еще более чем в 50 странах мира - в записи.
  9. Если вы хотя бы раз будете проходить мимо Венской оперы, непременно увидите, а может быть даже вступите в разговор с людьми в красных камзолах и белых париках а-ля Моцарт. Ряженые «Моцарты» - легальные продавцы билетов, но чего только они не предлагают туристам! Будьте осторожны: вместо билетов в Венскую оперу они запросто могут продать что угодно, даже билеты на концерт художественной самодеятельности! Справедливости ради стоит отметить, что вероятность купить у них «правильный» билет все же существует. Заказать же билеты в Венскую оперу, не опасаясь за их подлинность и надежность, можно на сайте

Венская Опера возникла ещё в XVII веке, однако постановки шли в различных театрах до тех пор, пока в 1869 году не было закончено строительство здания Венской государственной оперы (Штаатсопер), построенной по приказу императора Франца-Иосифа. На открытии Венской Оперы была показана опера Моцарта «Дон Жуан». Здание Венской Оперы было разрушено в 1945 году при бомбардировке, восстановлен Штаатсопер был только к 1955 году. Примечательно, что до 1918 года эта культурная достопримечательность Австрии называлась Венская придворная опера.

Венский бал

Раз в году, зачастую в феврале, зрительный зал и сцена Штаатсопер превращаются в огромную танцевальную залу, и там проводится самый известный бал Австрии – Опернбаль. Желающим посетить Венский бал билет обойдётся от 200 до 700 евро, чтобы зарезервировать ложу, нужно заплатить от 4,5 до 10 тысяч евро.

Экскурсии в здание Венской Оперы

Если осматривая достопримечательности Австрии, вы всё же не являетесь поклонниками оперы, работают экскурсии внутрь здания Штаатсопер. Такие экскурсии проводятся каждый день в 14 часов дня. Взрослый билет стоит 4 евро, студенческий – 2,5 евро, детский – 1,5 евро. Можно приобрести билеты за 15 минут до начала экскурсии.

Посещение спектаклей в Штаатсопер

Несмотря на дороговизну билетов, в Венской государственной опере всегда аншлаг, поэтому приобретать билеты следует минимум за 30 дней до спектакля. Правда, за счёт того, что в Штаатсопер имеются стоящие места, можно купить билет на спектакль за час до его начала. Средняя цена стоячих мест (102 шт.), 3 евро, сидячее место обойдётся в 50-100 евро, самые дорогие места стоят около 1400 евро.

  • спектакли категории А. Подойдут для оперных гурманов и состоятельных людей. Это и новейшие постановки, и все мировые звёзды. Искусство требует жертв, поэтому цена за билет будет очень высокой;
  • спектакли категории В. Подойдут для любителей музыки, которые хотят знать о ней всё, в ценовой политике эта категория - «золотая середина»;
  • спектакли категории С. Недорогие спектакли, будничная продукция Венской государственной оперы, постановки хоть и качественные, но всё-таки на любителя.

Попасть на представления можно в течение 9 месяцев, начиная с сентября. Репертуар в Штаатсопер разнообразный (примерно 50 названий), а центральное место в репертуаре занимают шедевры Моцарта.

Венская Национальная Опера, я думаю, одно из самых красивых архитектурных сооружений в столице Австрии, с которого многие экскурсоводы начинают свои прогулки по городу. Впервые увидев ее воочию, признаться, я была поражена – ее величие не может передать ни одна фотография.

Более того, это одна из крупнейших опер во всем мире, и чтобы насладиться здесь очередным культурным шедевром, люди из разных стран проезжают и пролетают тысячи километров.

Как добраться до Венской оперы

Опера располагается в самом сердце Вены, вы можете найти её по адресу: Opernring, 2. Но впрочем, обо всем по порядку. О том, какими способами можно добраться до австрийской столицы, можно прочитать .

Чтобы попасть к опере, необходимо приехать на станцию метро Karlsplatz. Она находится на пересечении трёх веток подземки: U1, U2, U4. Кстати, это единственная такая станция в Вене, все остальные находятся на максимум двух одновременно. Прибыв на Karlsplatz, внимательно смотрите по сторонам: сверху должны быть указатели, объясняющие, куда нужно пойти, чтобы попасть на ту или иную улицу. Среди них должна быть отдельная табличка с надписью Opera и со стрелочками, по ним и ориентируйтесь. Если вдруг запутаетесь или не увидите указателей, не стесняйтесь спрашивать у людей вокруг. Как правило, жители Вены очень понимающе относятся к немного рассеянным туристам. Как только вы поднимитесь, практически прямо перед вами будет здание оперы во всей своей красе.

Если вы приезжаете в оперу на автомобиле, вы сможете оставить его на подземной парковке Kärntnerringgarage, которая находится по адресу: Mahlerstrasse 8 (она находится под торговым центром Ringstrassengalerien). Посетители оперы могут поставить машину на целых 8 часов всего за 7 EUR. Для этого вам нужно вытащить билет, въезжая на паркинг, а затем проштамповать его в одном из специальных автоматов в гардеробе внутри оперы.

История создания Венской оперы

На экскурсии нам рассказывали, что в 13 веке с целью защиты от различных нападений венские власти окружили город стеной. Через несколько столетий она потеряла свое оборонительное значение и начала создавать трудности для передвижения в городе, поскольку столица стала стремительно обрастать пригородами. Таким образом, в середине 19 столетия по приказу главы австро-венгерской империи Франца Иосифа на месте стены был разбит широкий бульвар, который впоследствии превратился в Рингштрассе – улицу, на которой и в наше время располагаются главные достопримечательности страны. Трудно себе представить, сколько людей со всей Европы мечтали попасть на нее. Сегодня по Рингу устраиваются отдельные экскурсии, организуются специальные велопрогулки.

Венская Опера стала первым крупным зданием, которое появилось на Рингштрассе. Ее строительство началось в 1861 году – спустя всего несколько лет после сноса городских стен – и закончилось в 1869 году. К созданию приложили свои силы австрийские архитекторы Эдуард ван дер Нюлль и Август Сикард фон Сикардсбург и многие известные художники того времени. Приуроченная к открытию оперы праздничная церемония, на которой присутствовали все первые лица государства, в том числе и императорская чета, Франц Иосиф I и Амалия Евгения Елизавета, состоялась 25 мая, а сразу после нее зрители наслаждались оперой Моцарта «Дон Жуан». Построенная в роскошном стиле неоклассицизм, она называлась придворной вплоть до распада Австро-Венгрии. После этого в 1920 году опера стала государственной.

Удивительно, но тогдашним жителям Вены новый архитектурный шедевр пришелся не по душе – придирчивая публика говорила, что опера недостаточно роскошна, как бы странно это ни звучало. Надо сказать, что и император не был доволен до конца доволен постройкой – он отмечал, что фасад был неприемлемо тяжелым. Возможно, такая позиция сформировалась еще и по той причине, что уже после строительства оперы, власти города решили поднять уровень Рингштрассе на один метр, и визуально казалось, что здание уходит в землю и будто бы тонет. Некоторые особо циничные и даже немного жестокие жители называли оперу архитектурным Кёниггрецем, сравнивая ее с крупным поражением при одноименном городе во время австро-прусской войны.


К счастью, Вене удалось избежать серьезных разрушений во время Первой Мировой Войны и единственным изменением в эти годы стало падение австро-венгерской империи и рождение Австрийской Республики в 1920 году, что повлекло за собой исчезновение такого понятия, как придворная опера.

В годы Второй Мировой Войны австрийской столице повезло гораздо меньше – крупные бомбардировки разрушили или повредили множество архитектурных сооружений в историческом центре. После окончания военных действий власти долго спорили, стоит ли возрождать оперу в ее первоначальном виде или стоит попытаться создать что-то новое. В итоге было принято решение восстанавливать былое великолепие оперы, и уже в 1955 году она во второй раз торжественно открыла свои двери посетителям постановкой «Фиделио», написанной знаменитым Людвигом ван Бетховеном.

Внешний вид оперы сегодня

Сегодня опера поражает туристов своим величием. Ее высота составляет 65 метров, а огромный зал, являясь крупнейшим в Австрии, способен вместить почти две тысячи зрителей. На официальном сайте я прочитала, что из них 1709 мест сидячие, 567 мест – стоячие и даже есть 4 места для людей в инвалидных колясках. На великолепном фасаде оперы вы можете увидеть необычные арки, красивые колонны, а также прекрасное творение скульптора Эрнста Хенела – пять великолепных фигур, изображающих муз, которые покровительствуют оперному искусству: Любовь, Героизм, Комедия, Фантазия и Драма. Особенно красиво, как мне кажется, здание оперы смотрится вечером с подсветкой.


Внутреннее убранство также выполнено изысканно и со вкусом: высоченные потолки, несчитанное количество скульптур, бюсты знаменитых композиторов, чьи бессмертные произведения на протяжении нескольких веков звучат здесь. Внутри вы сможете полюбоваться знаменитой лестницей, великолепие которой поражает каждого. По обеим сторонам установлены скульптуры, созданные Йозефом Гассерианом. Обязательно загляните в чайную, которая была создана по особому заказу самого императора – здесь он предпочитал проводить время в антрактах и делиться впечатлениями от только что увиденных и услышанных представлений.


Сегодняшние жители Вены, в отличие от своих предшественников 19-го века, к опере относятся достаточно трепетно. Многие из них говорят, что если вы не побывали в ней хотя бы на ознакомительной прогулке, то вы не прочувствовали атмосферу города по-настоящему. Такие экскурсии устраиваются ежедневно и длятся около 40 минут. За это время вы узнаете много интересных фактов об истории оперы, ее архитектуре и сможете даже заглянуть за кулисы и узнать, что остается «за кадром» во время представлений и что не видят обычные зрители. На мой взгляд, это отличный способ для тех, кто не выносит оперу как искусство (а таких людей очень и очень много) приобщиться к прекрасному и выполнить туристическую программу-максимум в Вене. Цены на экскурсии варьируются от 3.50 EUR (для студентов и детей) до 7.50 EUR (для взрослых).

Программа Оперы и билеты

Репертуар театра крайне разнообразен: разумеется, его основную часть составляют классические оперы, поскольку здесь чтят и уважают традиции Венской музыкальной школы. Визитной карточкой являются оперы Моцарта, что достаточно символично, ведь именно с него и началась вся история театра. Многие ошибочно считают, что на этом все заканчивается – но на самом деле здесь можно посмотреть и знаменитые постановки балета (как, например, «Лебединое озеро», ставшее громкой премьерой еще в прошлом веке, о которой говорили на протяжении еще нескольких лет), и современные, достаточно новые представления, и мало известные широкой публике, но от этого не менее замечательные выступления.

Сезон длится около 10 месяцев, и за это время театр успевает поставить более 50 различных уникальных постановок, а в общем количество отыгранных спектаклей переваливает за цифру 200. Благодаря столь широкому репертуару опера устраивает представления каждый день. Подробную программу на весь сезон вперед, а также имена дирижеров и исполнителей вы можете узнать .


Существует мнение, что сходить дешево в венскую оперу – невыполнимая задача, поэтому скажу сразу: самая минимальная стоимость билетов начинается всего от 2,5 EUR. За такую цену вы можете попасть в зону стоячих мест, продажи в которую стартуют за час до начала представления прямо в кассе театра со стороны улицы Operngasse. Надо сказать, что если в этот день на сцене идет какой-либо популярный спектакль, бои за дешевые билеты разворачиваются нешуточные, поэтому настоятельно советую занимать очередь за несколько часов.

В среднем, однако, билеты в сидячую зону стоят около 150–200 EUR и поступают в продажу за месяц до каждого спектакля, однако есть и такие места, за которые придется выложить несколько тысяч EUR. Обязательно принимайте во внимание тот факт, что в партере практически отсутствует наклон, и даже если вы возьмете билеты всего на 6–7 ряд, рискуете пропустить большую часть происходящего на сцене и наслаждаться только музыкой и пением. Впрочем, если вы попадаете на оперу, это не так страшно, поскольку в ней главную роль играет именно слуховое восприятие. Необходимо отметить, что акустика в зале просто превосходная.

В том случае, если у вас нет конкретной цели посетить тот или иной спектакль, и вы просто хотите поставить галочку в своем туристическом плане напротив графы «побывать в Венской опере», то можно сходить на представление, которое идет в дневные часы. Билеты стоят в разы дешевле, но, к сожалению, это не те постановки, о которых спорят критики и пишут в газетах. Эти представления скромнее и менее популярные.

Если вы не желаете стоять на протяжении всего представления или пропускать главные представления сезона, в теплое время года можно полюбоваться спектаклем на открытом воздухе. Каждый вечер с апреля по июнь, а также в сентябре и в новогодние даты (с 27 декабря по 1 января) работники оперы выносят на площадь Герберта фон Караяна 180 стульев перед огромным экраном, на котором и отображается происходящее в это время на сцене театра. Минут за 30 до начала на нем же появляются имена исполнителей и информация о спектакле, которое идет в этот день. На мой взгляд, это лучший вариант, как можно культурно провести теплый вечер, притом абсолютно бесплатно.


Для тех, кто хочет приобщать своих детей к высокому искусству с самых малых лет, существуют различные экскурсии для школьников и специализированные представления для зрителей младшего возраста. От обычных они отличаются лишь адаптацией и временем: длятся всего около часа, чтобы малыши не уставали.

Многие переживают из-за дресс-кода, однако на самом деле большая часть мест забиты туристами в джинсах и футболках, и лишь в самых дорогих ложах можно увидеть элегантно одетых женщин с высоко убранными волосами и мужчин в пиджаках и галстуках. На мой взгляд, это очень здорово – сразу же ощущается атмосфера тех времен роскоши и торжеств, когда действительно требовалось соблюдать определенные правила одежды, чтобы попасть на подобное мероприятие.

Венские балы

Любой человек, который слышал хотя бы что-то о Вене, наверняка знает о такой замечательной австрийской традиции, как балы. Вопреки распространенным слухам, гостем может стать каждый, просто за это нужно выложить достаточно крупную сумму. Каждый год в городе власти устраивают почти 500 подобных мероприятий, большинство из которых проходят в январе и феврале. Главный бал для школьников и студентов происходит в Ратуше, в Хофбурге организовываются праздники для представителей определённых профессий: врачи, юристы, даже работники кофеен имеют особый день в год, когда они могут кружиться под звуки венского вальса вместе со своими коллегами и и друзьями. Все эти торжества проводятся с 1877 года и являются отсылкой к золотому периоду истории Австро-Венгерской империи, эпохе роскоши и великолепных балов, слава о которых распространялась по всему миру.

Особое внимание уделяется ежегодному балу, который проходит в здании оперы, ведь это единственный день в году, когда любой человек может почувствовать себя звездой музыкального представления, не говоря о возможности заглянуть за кулисы и просто посмотреть на интерьер одной из главных достопримечательностей Австрии. Многие люди называют Оперный бал самым зрелищным и прекрасным, и это неудивительно: зал, где происходит торжество, украшают масштабными композициями из десятков тысяч роз специального сорта. Его транслируют по федеральному каналу Австрии в прямом эфире, а на следующий день показывают в записи в десятках стран мира. Согласно историческим традициям, в начале бала президент страны произносит речь, после чего более ста пар дебютантов одновременно кружатся в танце под особую музыку, скомпонованную из знаменитых произведений Моцарта.


Интересно, что на оперном балу гостей обслуживают десятки специально обученных людей: от швейцаров и официантов до обувных мастеров и портных, которые спешат на помощь, если вдруг что-то случилось что-либо с платьем или туфлями. Некоторые говорят, что это единственный оставшийся в мире театр, где по сей день живы настоящие традиции балов того времени, во многом благодаря очень строгому дресс-коду: дамы обязаны приходить в вечерних платьях, надевать дорогие украшения из бриллиантов (многие берут их напрокат) и танцевать весь вечер на высоких каблуках. Также очень приветствуются меховые накидки и перчатки на руках. Мужчины должны надевать черные фраки, шелковые белые галстуки и запонки из драгоценных металлов.

Билеты на такое мероприятие стоят очень дорого – за просто вход попросят 390 EUR, за возможность сидеть за столом или в ложе придется доплатить. Например, стол на четырех человек стоит 1200 EUR, а цены на ложи можно узнать только по запросу. В случае, если очень хочется полюбоваться девушками в ослепительных платьях в пол и молодыми людьми в строгих фраках и их танцами, а финансовое положение не позволяет, можно посетить Генеральную репетицию Оперного бала, где вы хотя бы частично окунетесь в атмосферу этого волшебного и грандиозного праздника. Стоит такое удовольствие в разы дешевле: всего от 20 до 60 EUR.

Что посмотреть рядом

Поскольку, как я уже говорила, опера располагается в самом сердце Вены, большая часть достопримечательностей находятся в пешей доступности от нее. В этом небольшом списке я расскажу о том, чем можно заняться в районе оперы днем, перед тем как отправиться просвещаться ближе к вечеру:

Karlskirche

Всего в пяти минутах пешком есть небольшой парк, который называется Resselpark, а в нем находится, с моей точки зрения, самая красивая церковь Вены – Церковь Святого Карла. Конечно, она не сравнится по масштабом с Собором Святого Стефана, но ее изысканные очертания приведут в восторг любого любителя архитектуры. В ней есть элементы как итальянского барокко, так и черты, присущие древнегреческой и византийской архитектуре, например, на входе стоят скульптуры архангелов. Летом многие приходят в парк и садятся возле фонтана перед церковью и читают, разговаривают друг с другом, просто смотрят вокруг и наслаждаются прекрасным видом.


Naschmarkt

Знаменитый блошиный рынок предлагает своим посетителям помимо палаток с винтажными вещичками более 100 точек с кухней почти всех стран мира, от итальянской до индийский. Сегодня это место популярно, скорее, именно как гастрономическая точка, нежели как торговая. Несмотря на то, что Нашмаркт упорно ставят в топ-10 достопримечательностей Вены практически все популярные путеводители, я не совсем поняла его прелести: очень много людей, шумно и достаточно дорогие вещи. Впрочем, возможно, я плохо искала, поэтому отговаривать вас от его посещения я не буду, провести минут 20 там все равно стоит, только если вы не приехали в город на один день.


Albertina

Пожалуй, самая популярная картинная галерея Вены, без посещения которой не обходится ни один мой приезд в город. Она располагает крупнейшей в мире коллекцией картин печатной графики, а также в ней находятся сотни произведений почти всех направлений мирового искусства за последние 100 лет: от французского импрессионизма до русского авангарда.

В Альбертина всегда одновременно представлены несколько экспозиций, поэтому на посещение закладывайте 2–3 часа, чтобы успеть насладиться всем, что есть в галерее. Простым людям, не имеющим отношения к искусству, трудно разобраться во всех его тонкостях, поэтому очень советую взять аудиогид. Эта услуга стоит всего 4 EUR, и за эти деньги карманный экскурсовод расскажет вам на русском языке об истории каждой картины. Вход для молодежи до 19 лет бесплатен, а для взрослых билеты стоят 12.9 EUR.

Museumsquartier

Это место – главный культурный центр Вены 21 века, где на относительно небольшой территории располагаются сразу несколько музеев. Самый знаменитый из них – MUMOK – музей современного искусства, настоящая находка для любителей стиля «contemporary». Экспозиции меняются достаточно часто и нередко обсуждаются с не самой позитивной точки зрения, как, впрочем, и большинство мировых выставок, посвященные этой тематике. Многие люди не понимают это направление искусства (признаться, я в их числе), но чтобы сформировать свое собственное мнение, необходимо увидеть это своими глазами, поэтому сходить сюда я все же рекомендую. Билеты стоят 11 EUR для взрослых и бесплатны для людей, не достигших 19 лет.


Напоследок

Как я уже написала выше, без оперы – не . Именно в ней ощущается настоящая атмосфера удивительной столицы Австрии и ее богатая история. Должна признаться: я не фанат этого вида искусства, поэтому на представление решила не идти, вместо этого я отправилась на экскурсию – о ней я уже тоже упомянула и очень всем ее рекомендую. При этом, должна отметить, я не слышала ни одного негативного отзыва от тех людей, кто пошел в театр по, так сказать, назначению, напротив, все были в восторге. Если же получилось так, что вы никогда не слушали оперу, я уверена, – подходящее, а точнее, лучшее место, чтобы исправить это!

ТОП-10 пошаговые инструкции
по приключениям

Как попробовать венский штрудель в Вене Как пройти лабиринт дворца Шёнбрунн в Вене Как прокатиться над городом на карусели в Вене Как потанцевать на Венском Оперном балу в Вене Как побывать в самом старом в мире зоопарке в Вене Как подняться на башню Собора Святого Стефана в Вене Как попробовать торт Захер в Вене

10 идей чем заняться в Вене

Венский оперный театр признан музыкальным центром Европы. В этом городе творили такие выдающиеся музыканты, как Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуберт и многие другие.

«Дон Жуан» Моцарта был первым произведением, поставленным в Венской Опере.
Император Австрии Франц Иосиф настолько нелестно отозвался о внутреннем и внешнем убранстве здания, что довёл дизайнера до инфаркта, а архитектора - до самоубийства. Между тем, театр обладает непревзойдёнными акустическими свойствами.
Современные жители Вены относятся к зданию оперы гораздо более трепетно. Многие считают театр одним из самых величественных зданий Австрии. Внутреннее убранство поражает простором и роскошью.

Фасад оперы украшают пять муз, покровительствующих венской опере: Любви, Героизма, Комедии, Фантазии и Драмы.
Вместимость театра - 1709 мест, плюс стоячие места и места для инвалидов. На спинке каждого кресла располагаются небольшие экраны с переводом либретто в режиме настоящего времени.

Каждый год на площади перед театром проводятся более 120 спектаклей. Все они совершенно бесплатны для публики.
В театре проходят ознакомительные экскурсии продолжительностью менее часа, позволяющие заглянуть за кулисы.
Каждую зиму в театре традиционно проводятся балы.

Как добраться

Здание театра находится по адресу Опернринг (Opernring), 2. Ближайшая станция метро - Карплац (Karlsplatz).

До Венской оперы ходят трамваи №1 и №2. Автобусы №25, 26, 36, 38, а также L, 59А и 360.

Удобно добираться сюда на машине. Билет в оперу даёт право оставить автомобиль на подземной парковке торгового центра Ringstrassengalerien на 8 часов всего за 7 евро. Для этого талон с парковки нужно будет прокомпостировать в специальном автомате в вестибюле театра.

Билеты в венскую оперу

Билет можно купить онлайн или в кассе на Kertnerstrasse, 40.

Билеты начинают продавать за 30 дней до спектакля, и средняя цена колеблется в районе 140-200 евро. Стоимость ложи может превосходить 2000 евро.

Афиша венской оперы

Репертуар театра насчитывает более полусотни постановок. Сезон длится 10 месяцев, и представления даются ежедневно. В основном это классические произведения австрийских и зарубежных композиторов, но встречаются и современные постановки.

Визитной карточкой Венского оперного театра считаются оперы Моцарта, поскольку именно с произведения этого композитора начинается творческая история здания.

Расписание постановок можно найти на официальном сайте венской оперы.

Чем заняться здесь 1

№7 Anna Tet

Станцуй вальс на одном балу с президентом Австрии и знаменитостями со всего мира.