Собственный опыт

Гусли народный инструмент. История гуслей

Основные сведения


Древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих . Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским , латышским куклес и литовским канклес.

Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.

Происхождение

История и славянских гуслей, и финского , и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе . Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Гусли в наше время

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

Типы гуслей

Гусли с игровым окном. Гусли или лира?

Археологи находят такие инструменты в слоях XI-XIII века. Известные мне находки были сделаны в трёх городах: Гданьск (Польша), Ополе (Польша) и Новгород (Россия). Что объединяет эти места? Все три города стоят на крупных водных торговых путях. Гданьск — на берегу Балтийского моря, Ополе — на Одре, Новгород (Великий, естественно) — на Волхове.

Конструктивно, этот инструмент, казалось бы, соответствует определению гуслей: веер струн, колковый ряд, струнодержатель, резонатор.

Присмотримся:

1) Форма струнодержателя: перекладина струнодержателя закреплена в утицах. Это переходная форма между архаичной, встречающейся на лироподобных смычковых и щипковых (перекладина струнодержателя держится на кожаных ремешках, закреплённых на корпусе), и более поздней формой струнодержателя, уникальной гусельной, не встречающейся на других музыкальных инструментах (деревянная скоба с перекладиной струнодержателя).

2) Колковый ряд: расположен под углом к струнодержателю, постепенно укорачивая струны от басов к верхам (в отличие от лироподобных инструментов, где длина всех струн относительно равная). Колковый ряд не во всех экземплярах расположен по прямой линии, часто изогнут дугой. Очень сильно напоминает колковый ряд шлемовидный гуслей (уже распространённых в рассматриваемые XI-XIII вв.).

3) Веер струн: типичный гусельный, т.е. струны идут не параллельно, а расстояние между струнами ближе к колкам увеличивается.

4) Корпус и резонатор: корпус долблёный, закрыт со стороны струн резонаторной доской, но резонатор не доходит до колкового ряда. Между корпусом и колковым рядом находится область игрового окна. Она достигает в отдельных экземплярах 1/3 длины струны. Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. Однако в отличие от многих лироподобных инструментов, вирбельбанк (уплотнение для вкручивания колков) и опоры вирбельбанка (стороны игрового окна) являются частью корпуса (сделаны с корпусом из одного куска дерева).

Выводы и предположения:

Очень напрашивается предположение о том, что гусли с игровым окном это потомок северных лироподобных инструментов. Легко проследить эту эволюцию: со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную). По археологическим находкам просматривается, что со временем роль окна уменьшается, оно приобретает больше декоративное значение и, наконец, гусли с игровым окном исчезают совсем, уступая своё место крыловидным гуслям, просуществовавшим уже в неизменном виде в народной традиции до XX века.

Были ли такие гусли на Беларуси? Скорее всего были. Прямых указаний на это нет, зато есть косвенные. Первое упоминание о гуслях на беларуских землях датируется XII веком (в работах Кириллы Туровского, и то, что имелись в виду именно гусли, а не любой другой инструмент, названный этим «универсальным словом» ясно из контекста). Это могли быть либо гусли шлемовидные, либо с игровым окном. Только эти типы гуслей существовали в XII веке. Где бы гусли с игровым окном на Беларуси могли встречаться? По аналогии с городами: Новгород, Ополе, Гданьск, — в Беларуси это могли бы быть города на берегах судоходных рек, торговых путях: Днепр, Западная Двина, Припять, Неман, Буг.

Итак, гусли или лира? Сомнения, как вы видите, вполне обоснованные. То, что этот инструмент — переходный этап между гуслями и лирой, — очевидно. Конструктивно и по звучанию — это всё-таки лира, но по репертуару и техникам игры — гусли. Т.к. однозначно называть этот инструмент лирой не получается, рекомендую называть гуслями, однако всегда выделяя их при этом в отдельный класс и подчёркивая наличие игрового окна.

Шлемовидные гусли

Тут сведения сплошь косвенные. Археологических находок очень мало. Все известные мне находки — Новгородские. Основным косвенным источником, подтверждающим существование этого инструмента, являются изображения в рукописях и храмах. Большинство изображений гуслей в этих источниках, с той или иной степенью достоверности, — изображения именно шлемовидных гуслей. Известна буквица «Д» Новгородского служебника с изображением царя Давида, играющего на таких гуслях. Может, поэтому у меня проскакивает ассоциация именно со шлемовидными гуслями, когда я встречаю цитаты из работ церковных деятелей про запрещение в храмах «в гусли гудеть»…

Гусли без открылка. Гусли или кантеле?

Со времён исчезновения в гуслях-лирах игрового окна и практически по наши дни. Во всех странах, в которых распространены гусли. Этот этап эволюции и у гуслей, и у финских кантеле, и у латышских кокле, и у эстонской каннели, и т.д. по списку — уже доказан реально существующими по сей день инструментами. Касательно современных народных инструментов такая форма типична больше для прибалтийских и скандинавских гуслей.

Конструктивно, этот инструмент, появляется как отдельная разновидность гуслей, тогда, когда гусли для игры уже однозначно кладутся на колени музыканта. Игровое окно постепенно исчезает за ненадобностью, колковый ряд выстраивается в прямую линию, и колки верхних струн всё ближе и ближе подбираются к струнодержателю. Утицы (для крепления струнодержателя) просуществовали некоторое время и на таких гуслях, но постепенно уступили своё место деревянным скобам с перекладиной струнодержателя.

Почему «кантеле»? В принципе (да простят учёные мужи такое обобщение), гусли и кантеле — два названия одного и того же инструмента, пережившего и в Прибалтике, и в Скандинавии, и в России, и в других европейских странах, свои уникальные этапы эволюции. И по причине многообразия видов каждого названия и многообразия названий каждого вида, показать конкретный инструмент и сказать: «вот это — гусли», показать другой: «вот это — кантеле», — невозможно. Но в литературе, вопреки здравой исследовательской логике, такой шаг всё-таки был сделан. Получилось это случайно, но эффект мне нравится. Дело в том, что кантеле, стараниями отечественных переводчиков, стало названием не менее популярным, чем гусли.

Сами носители языков, в которых словом «кантеле» называются всякие гуслеподобные инструменты, акцентируют необходимость применения этого термина к их собственным национальным инструментам. И вот как раз такие гусли без открылка составляют основной процент этих «кантеле». А так как хороших, «раскрученных» терминов не хватает, то почему бы не воспользоваться тем, который и искать не надо. Кажется, объяснил. Я полностью за то, чтобы закрепить термин «кантеле» за инструментами без открылка. Т.е. если гусли с игровым окном смело можно назвать «гусли-лира», и все поймут, — то гусли без открылка с таким же успехом могут назваться «гусли-кантеле» или просто «кантеле».

Крыловидные гусли — гусли с открылком. Куокле (куоклес)

Эти гусли были распространены начиная с XIV-XV вв. в Латгалии (совр. Латвия), Новгородщине и Псковщине (совр. Россия) о других регионах ничего с уверенностью сказать нельзя, хоть и хочется. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту гуслей.

Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка. Открылок — тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд. Открылок — дополнительная «площадка» для отражения звука, дополнительная резонирующая дека (хоть и некорректно применять термин «дека» к открылку, зато понятно объяснил). Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например, гусли-кантеле. Открылки бывают разных форм и размеров, и даже если эта площадочка открылка всего 1-2 сантиметра шириной — даже тогда уже целесообразно называть её открылком.

Почему «крыловидные»?

Термин «крыловидные» гордые знатоки языков расшифровывают как «в виде (форме) крыла». И под это определение попадает всё, что у исследователя ассоциируется с крылом. Это напоминает известный анекдот про Вовочку, у которого всё ассоциируется с голыми женщинами. Гораздо логичнее закрепить термин крыловидный за гуслями с открылком или не использовать его как термин вовсе, а то по мере использования он всё больше напоминает обычный гусельный эпитет, такой как «звончатые» или «яровчаты».

Почему проскакивает название «куоклес»?

«Куоклес» так называют свои гусли латыши (латгальский язык; по латышски будет — коклес). Одним из основных видов латышских гуслей являются именно гусли с открылком. Особенно когда русские начинают грызню из-за термина «крыловидные», который часто применяется чуть ли не ко всему, на что струны натянуты, всегда можно пояснить, что речь идёт о куоклес или латгальских гуслях — и тебя поймут.

Видео: Гусли на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

В статье мы разберем значение слова гусли, а также поговорим об особенностях данного инструмента. Термин имеет старославянские корни. Он связан со словом "гудеть". Речь идет о русском народном струнном щипковом музыкальном инструменте типа цитры. Название встречается уже в источниках XI века. Оно могло исторически относиться к разнообразным музыкальным инструментам.

Следует отдельно сказать о современном использовании данного термина. Ныне гусли - музыкальный инструмент, который является струнным, щипковым и имеет трапециевидную форму. Схож с цитрой. Музыкантов, играющих на таком музыкальном инструменте, называют гуслярами. Подробности далее.

История

Чтобы понять, что такое гусли, следует знать, что это музыкальный инструмент, к разновидностям которого относятся жетыген, псалтерий, лира, кифара, арфа. Также с ним имеют сходство иранский сантур и армянский канон. Музыкальные гусли использовали герои былинного русского эпоса: Соловей Будимирович, Добрыня Никитич, Садко.

Исследователи начала двадцатого века обратили внимание на удивительную деталь. Они отметили сходство марийских и чувашских гуслей с рисунками рассматриваемого нами инструмента на страницах средневековых русских рукописей. На указанных изображениях исполнители зацепляют струны пальцами. Сам инструмент они держат на коленях. Таким же образом играли в начале двадцатого века марийцы и чуваши.

Число струн было не всегда одинаковым. Псалтиревидные гусли, по мнению исследователей, в Россию были занесены греками. Марийцы и чуваши этот инструмент заимствовали от русских. Клавирообразные гусли встречались в начале двадцатого века главным образом среди русского духовенства.

Этот инструмент состоит из особого прямоугольного резонансового ящика, дополненного крышкой, который располагается на столике. На доске делается ряд круглых вырезов — голосников. К ней прикрепляется пара вогнутых деревянных брусков. В один из этих элементов ввинчиваются железные колки. На них наматываются металлические струны.

Другой брус служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй. При этом струны, которые соответствуют чёрным клавишам помещаются ниже тех, которые соответствуют белым.

Для клавирообразных гуслей создавались ноты. Также существовала школа, которая в начале двадцатого века была основана Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Этот человек также является автором самоучителя, посвященного данному инструменту.

Крыловидные

Рассматривая вопрос, что такое гусли, следует отметить, что они бывают яровчатыми. Исторически этот вид музыкального инструмента является первым. Как правило, такие гусли аккомпанируют голосу певца или солируют. Имеют диатонический звукоряд.

Крыловидные гусли - инструмент, который был распространен в XIX—XX веках на северо-западных территориях России, граничащими с Финляндией, Карелией и Прибалтикой. Там встречаются родственные инструменты: каннель, кантеле, коклес, канклес. Наибольшее количество инструментов исследователями было встречено в Новгородской и Псковской областях.

Крыловидные гусли обладают разнообразной формой. Струны натянуты веерообразно и сужаются к «пятке». Можно выделить инструменты, которые имеют скошенный корпус. Он сужается, приближаясь к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется в пределах 4-6 сантиметров, а длина не превышает 800 мм.

Особенной чертой здесь выступает тонкий открылок - около 6-11 мм. Во время игры его используют, чтобы поддержать левую руку. Ведь от нависания над струнами она быстро устаёт. Данный вид гуслей имеет 5-17 струн. Чаще их бывает от 6 до 9. Они настроены в соответствии со ступенями диатонической гаммы.

Верхние или нижние крайние струны могут быть настроены как бурдонные, которые постоянно звучащат во время игры. Существует около двенадцати различных методов настройки гуслей. На крыловидных инструментах, как правило, играют затрагивая разом все струны. Такой прием называется «бряцание». Ненужные струны глушат пальцами левой руки.

Это достигается постановкой трех или четырех (реже) пальцев между струн. Такой подход позволяет с особой быстротой менять аккорды. Удар обычно идёт сверху вниз. Также тут можно добиться большей плавности звука. Для этого добавляются удары снизу вверх, равные по силе первым. Также на этом инструменте можно играть мелодии. Иногда используются приёмы выщипывания звуков пальцами левой руки. Как правило, это большой и безымянный.

Шлемовидные

Долгое время в историографии доминировала мысль о древнерусском происхождении данного инструмента. Позднее возникло предположение о заимствовании у народов Поволжья данной конструкции. Современные исследователи, которые задаются вопросом, что такое гусли, и в чем особенности именно этого вида, придерживаются более осторожного взгляда.

При этом они указывают на возможную взаимосвязь данного инструмента и западноевропейского псалтериума. Следует обратить внимание на точку зрения историка А. А. Новосельского. По его мнению, применяемые в музыке гусли такого типа, заимствованы у западноевропейских народов. На это указывает название и внешнее сходство с псалтериумом.

Шлемовидные гусли возникли на Руси в девятнадцатом веке. В Великом Новгороде было найдено пять изображений музыкальных инструментов. На всех изображён музыкант с инструментом, схожим с шлемовидными гуслями. Такого исполнителя называли гудцом.

Лирообразные

В музыке гусли такого типа называют также игровым окном. Они были распространены в Древней Руси, а также в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние находки прибыли из Новгорода и польского города Ополе. Они датируется XI веком. Такие гусли в верхней части имеют проём. Этот признак роднит такие находки с другими лирообразными конструкциями.

Стационарные

Отвечая на вопрос, что такое гусли, следует отметить, что они бывают столообразные, прямоугольные и клавироподобные. Все они также называются стационарными. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент разработан в XVI-XVII веках на основе шлемовидных и звончатых гуслей. Бытовал и в качестве переносного инструмента, который горизонтально возлагался на колени музыканта.

Щипковые

Такие гусли вместе с клавишными также могут называться концертными или академическими. Диапазон и строй здесь не имеет ярко выраженных особенностей. Он такой же, как у клавишных гуслей. При этом предполагается более сложная техника игры. Защипывание струн осуществляется обеими руками. Левая создаёт аккомпанемент, мелодия исполняется правой.

Клавишные

Такие гусли созданы в 1905 году Н. П. Фоминым на основе прямоугольных. Применяются оркестрами народных инструментов, главным образом, для игры аккордами, как аккомпанирующий инструмент. Исполнитель левой рукой нажимает на клавиши, правой защипывает струны с помощью кожаного медиатора, реже без него. Основным приёмом игры является арпеджиато - переход к верхнему звуку от нижнего.

Факты

Музыкальный инструмент гусли, в сущности, является чисто русским феноменом (если говорить о том виде, о котором мы говорили выше). У различных славянских народов есть инструменты, имеющие сходные названия. Это касается болгар, сербов, хорватов, словенов, поляков, чехов. Такие инструменты разнообразны. Они часто бывают смычковыми.

В 1980-1990 годы в ходе фронтальной работы фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории, руководителем которой был Анатолий Михайлович Мехнецов, выявлены остатки архаического типа гусельной игры в Псковской и Новгородской областях. Кстати, когда Библию переводили на русский язык, киннор называли гуслями.

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза). Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро или худо.

Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода. Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились "холопьями" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.

3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ.

3.1 Инициация.

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

3.2 Свадьба.

До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

3.3 Похороны.

Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.

4. ПРАЗДНИКИ.

В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга.

Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследова­ниях дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положе­ние на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, “приде на холъмы, где стояще Перун”. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви:

“Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для “соборов” или “событий” большего масштаба, чем жители одного поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более отметные горы, которые из году в год служили местом больших языче­ских богослужений.

Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув при­мерно в 1 тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э., а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую форму “комоедицы” - известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились 24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные “комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весен­него пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пас­хальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной мас­леницы - весеннее равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является “медведь”, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня в этой небольшой статье поговорим о русском народном музыкальном инструменте гусли. Наверное, многим знакомо это название, но представление об этом струнном инструменте имеют далеко не все, поэтому так сказать, познакомимся ближе.

Сейчас мало кто знает о таком древнем, удивительно звучащем инструменте как гусли. В основном ассоциируется с героем былинного эпоса гусляром Садко. Но в определенные моменты истории они были очень популярны в народе.

Были распространены на северной территории России. Недавно при раскопках были найдены в культурных слоях 11 века. Вместе с археологическими экспонатами можно встретить и настоящие, «звучащие» инструменты. Изучающие фольклор специалисты в наше время в российских глубинках находят народных исполнителей и по крупицам собирают, когда-то богатый, материал. Кроме того, в начале 20 века были сконструированы академические гусли. Они перенесли фольклорную традицию северных земель России в стены консерваторий.

Корень «гусл» есть во всех славянских языках. Соответственно инструменты подобные гуслям есть и у многих других народов. С давних времен известны два вида инструментов крыловидные и шлемовидные.

Крыловидные чаще всего гусли имели от 6 до 9 струн настроенных на диатонику, этого числа было вполне достаточно для исполнения разнообразных наигрышей под пенсии или пляски. Корпус-резонатор выдалбливался из цельного куска дерева, с веху накрывался декой, и натягивались . Параллельно вариант инструмента – шлемовидный с количеством струн 20-25 штук. Изготавливались путем склеивания или выдалбливания. Оба инструмента видоизменялись и усовершенствовались с течением времени.

В настоящее время интерес к этому инструменту неуклонно растет. На фестивалях и около фольклорных мероприятиях можно встретить мастеров, которые устраивают мастер-классы по самостоятельному изготовлению гуслей. За основы берутся подлинные экземпляры, и проводится минимальная корректировка формы с целью улучшения звука. Как правило, эти инструменты отличаются ярким тембром и аутентичной формой. Кроме того, изготовители сами дают начальные уроки по освоению игры. А так же фольклористы адаптируют собранный в деревнях материал и создают видео-уроки на основе подлинных народных наигрышей.

С появлением доступного Интернета становится возможным попадание гуслей в более широкие массы. Волшебное звучание привлекает любого искушенного слушателя Освоение навыков игры значительно проще, чем у других инструментов потому, что за основу учебного материала взят подлинный фольклор. Это дает надежу на более обширное распространение гуслей не только в узкой среде профессионалов, но и в широком кругу любителей музыки.