Деньги

Ханна хех монтаж с ножом для торта. Ханна Хёх - женщина, которую забыли

Ханна Хёх (настоящее имя Иоганна Хёх, нем. Hannah Hch; 1889-1978) - немецкая художница - дадаист, мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж. На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств.

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Литература

  • Jula Dech: Hannah Hch. Schnitt mit dem Kchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands. Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2.
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergnge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nrnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Hch, Gunda Luyken: Album. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8. (Hchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Hch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6.
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. fr Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9.
  • Hanna Hch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3.
  • Hanna Hch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3.
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Hch, Sophie Calle und Annette Messager. Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8.
  • Hanna Hch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7.
  1. 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118551833 // Общий нормативный контроль - 2012-2016.
  2. 1 2 data.bnf.fr: open data platform, платформа відкритих даних, платформа открытых данных - 2011.

Взирая на коллаж немецкой художницы-дадаистки Ханны Хёх «вырезано кухонным ножом» (1919-1920), современники крутили пальцем у виска. Сегодня он украшает собрание Национальной галереи Берлина. Фото вверху: AKG/EAST NEWS

Ханна Хёх

1889 — Родилась в городе Гота.
1912 - Поступает в берлинскую Школу прикладного искусства.
1915 - Сходится с одним из основателей дадаизма, Раулем Хаусманом.
1916 - Входит в группу берлинских дадаистов, с 1919 года участвует в выставках дада.
1933–1945 - Хёх запрещены художественная деятельность и участие в выставках, работы художницы нацисты объявляют дегенеративным искусством. Она прячет их (и картины друзей) на дне колодца в своем саду на окраине Берлина.
1965 - Избрана в члены Берлинской художественной академии.
1978 - Умерла в Берлине.

Модернизм был богат на течения, одно из самых ярких - дадаизм. Век его оказался недолог - с 1916 по 1922 год, - однако след в мировой художественной культуре он оставил заметный. «Проявления дадаизма в искусстве, - писал немецкий философ Вальтер Беньямин, - были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».

Зародился дадаизм в Швейцарии в разгар Первой мировой войны. Его лидер и основатель поэт Тристан Тцара издал манифест, в котором писал: «На языке негритянского племени кру «да-да» означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». По части бессмысленности лидер течения создал ряд классических образцов. Вот отрывок из его, если можно так выразиться, стихотворения: песенка мотоциклиста / дадаистого душой / потому и дадаиста / что в душе дада большой / змей в перчатках и в белье / закрутил в горячке клапан / и руками в чешуе / римский папа был облапан / и скандал / был большой / проклял дада он душой / мозги не с той ноги / мозги одна вода / дада / дада / чулки туги.

Дадаизм был реакцией творческой интеллигенции на ужасы и бессмыслицу Первой мировой. «Официальная вера в непогрешимость разума, логики и причинности представилась нам абсурдной», - вспоминал в 1960-х годах о том времени один из основателей течения, Ханс Рихтер. Ему же принадлежит яркая характеристика дадаизма: «Это не было художественное течение в общепринятом смысле, это был ураган, разразившийся над миром искусства, как война разразилась над народами». В отличие от футуристов дадаисты не боролись с классикой, они пошли дальше: их задачи были принципиально антихудожественными. Поэтому-то так трудно выделить нечто общее, что характеризует дадаизм именно как художественное направление. Дадаисты вдохновенно разрушали не только традиционную, но и всякую эстетику - коль скоро европейская цивилизация движется к краху, то задача художников, поэтов, артистов помочь свершиться неминуемому. Дадаисты-поэты пытались вернуться к изначальному праязыку, когда коммуникация осуществлялась на уровне отдельных звуков, а художники разлагали создаваемые ими образы на отдельные простейшие элементы.

Одним из любимейших их жанров был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Но вот парадокс: эти коллажи, несмотря на декларируемый дадаистами отказ от смысла, все равно были смыслом наполнены. Такова природа человека - он не может пребывать вне смыслового пространства, хотя далеко не всегда это осознает.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). О том, какую смысловую нагрузку несет большинство рожденных ею метафор, мы можем судить по поздним высказываниям самой художницы.

Полное название коллажа - «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Материал, из которого сделан коллаж, - фото, в основном из газеты «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в галерее Бургхарда в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она кажется провидческой: это не просто хаотичное перечисление реалий Германии 1919– 1920 годов (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.), а эпический образ всего ХХ века.

Одной из самых знаменитых женщин в сообществе художников-дадаистов стала немка Ханна Хёх

Имя немецкой художницы Ханны Хёх громко зазвучало в 20-х годах прошлого века — встав на путь дадаизма, она прославилась как ведущий коллажист того времени. Ее работы выставлялись рядом с живописью и графикой Франсуа Пикабиа, Макса Эрнста и Георга Гросса на первой международной дада-выставке 1920 года. В то же время Хёх работала в издательстве Ullstein Verlag, клеила коллажи для журналов и жила с австрийским художником и писателем Раулем Хаусманном, который и ввел девушку в круг немецких авангардистов.

Великобритании впервые предстоит провести ее ретроспективу, и занялась этим лондонская галерея Whitechapel. Она собрала около ста работ Ханны Хёх по мировым музеям и частным коллекциям, охватив всю ее карьеру длиной в 60 лет — с 1910 по 1970 год. Выставка Ханны Хёх , к которой приурочен цикл лекций, кинопоказов и дискуссий, пройдет в Лондоне с 15 января по 23 марта.

Одна из главных заслуг Ханны Хёх — образ так называемой "новой женщины", который ей удалось создать в Германии периода Первой мировой войны. Она ратовала за свободу во всем и ставила под сомнение традиционные понятия в творчестве, отношениях и красоте. Этот пласт ее работы Whitechapel раскрывает, показывая серию "From an Ethnographic Museum" — коллажи с женскими телами на тему гендерных и расовых стереотипов.

Среди ее знаменитых ранних работ — коллаж High Finance 1923 года, в котором дадаистка критикует отношения между банкирами и военными в период европейского экономического кризиса. Самую же известную работу художницы под названием " Cut With the Kitchen Knife" 1919 в галерее Whitechapel не покажут, однако, и без нее ретроспектива Ханны Хёх получается на редкость крупной и значимой.

Незадолго до Второй мировой войны, в 1933-м, Ханне Хех запретили заниматься художественной деятельностью, а работы ее объявили "дегенеративным искусством", которое не может быть выставлено где-либо. Только с 1945 года для художницы началась "оттепель" — она снова смогла вернуться к работе, затем, в 1965-м — поступить в Берлинскую академию художеств, и, наконец, свободно творить и выставлять свои коллажи в Германии, что Ханна Хех и делала до самой смерти в 1978 году.

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступает в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посещает в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем учится в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она знакомится с Раулем Хаусманом и вступает с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх развивает художественный стиль фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работает для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х.Хёх в 1917 году знакомится с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх - постоянная участница ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман едут в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстаются. В 1924 она приезжает в Париж. На обратной дороге на родину художница посещает Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвует в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх знакомится с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году живёт и работает в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляет свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх расстаётся с Бругман, в 1938 году она выходит замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым живёт до 1944 года. В 1965 Х.Хёх принимают в Берлинскую Художественную академию.

Художественное наследие Х.Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15.000 евро премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.


Она критиковала модные журналы и недосягаемый идеал красоты, боролась за права женщин и придумала коллаж... в начале XX века. Ее имя коллеги-художники забывали упомянуть в своих мемуарах, а нацисты стремились уничтожить ее работы. Шестьдесят лет Ханна Хёх творила, бунтовала и создавала новое женское искусство, воспевающее современную женщину - свободную от правил и запретов.

На рубеже веков в Европе зародилось художественное движение «дада». Оно просуществовало недолго, но определило развитие европейского искусства на многие годы вперед. Художники-дадаисты пропагандировали уход от всякой эстетики и всякого смысла, говорили о пустоте и иррациональности культуры, создавали безумные плакаты из газетных вырезок, сочетали образы рекламы с карикатурными рисунками, выставляли как объекты искусства стулья или сантехнику. Дадаизм был во многом «мужским движением», женщинам отводилась роль натурщиц и вдохновительниц, однако на деле все обстояло иначе. На рубеже веков женщины обрели свой художественный язык и силу для высказывания через искусство. Одной из ярких представительниц дада была Ханна Хёх – первая художница-феминистка, чьи дикие и грубые коллажи напрямую касались положения женщины в обществе. Однако Рихард Хюльзенбек, писавший историю дада, забыл – или не захотел – упомянуть о Ханне и ее вкладе в развитие движения.

Ханна Хех родилась в семье страхового агента и художницы-любительницы. Именно мать показала Ханне пример, которому та следовала всю свою жизнь. Несмотря на то, что в пятнадцать лет Ханне пришлось бросить школу, чтобы ухаживать за младшими братьями и сестрами, вскоре она смогла посещать крупные выставки современного искусства и продолжать обучение в художественном классе при Музее прикладного искусства в Берлине.

Ханна называла себя безрассудной. Она действительно была натурой впечатлительной и увлекающейся. Познакомившись с Раулем Хаусманном – художником-дадаистом – она влюбилась в него с первого взгляда. Хаусманн был женат, но это никак его не остановило, и он ответил Ханне взаимностью. Вместе они придумали направление в искусстве, которое называли «фотомонтажом», хотя технически это был коллаж. Произошло это так: Хёх и Хаусманн жили в пансионате, и однажды обратили внимание на странную фотографию, хранившуюся у хозяина – лицо его сына, позировавшего в военной форме, наложилось несколько раз на лица других солдат. Художников так впечатлил этот дефект съемки, что они решили использовать его как творческий метод.


Известно, что большинство коллажей выполняла Ханна, Хаусманн предпочитал «работать языком» - продвигать, пропагандировать, заводить знакомства. Художники-бунтари, смело высказывавшиеся о политике и морали, придерживались весьма традиционных взглядов на место женщины в обществе. «Женщины-художницы были для них лишь очаровательные любительницы» - говорила Ханна о своих коллегах-мужчинах. Однако именно отношения с Хаусманном открыли для нее мир современного немецкого искусства, где Ханна почувствовала себя как рыба в воде. Она принимала участие во многих выставках дадаистов, вместе с Хаусманном ездила в Прагу для встречи с чешскими художниками дада.


Ханна не стремилась выйти на первый план как художница, оберегая чувства партнера, но ее терпению пришел конец после второго аборта. Они расстались, и Ханна уехала в Париж, где продолжила свои художественные опыты. Довелось ей выставлять работы в СССР и в США. Спустя несколько лет после расставания с Хаусманном она познакомилась с писательницей Тил Бругман, с которой жила и работала целое десятилетие. Вместе с Бругман Ханна посещала антропологические музеи, что позволило художнице внести в свои коллажи мотивы примитивного первобытного искусства.



Ханна, с детства не боявшаяся работы, нашла способ монетизировать свои художественные таланты. Она работала для издательского концерна, выполняя самые разнообразные заказы – и даже схемы вышивок для женских журналов.
Эта работа была очень важна для ее творчества не только потому, что художник, вопреки расхожему мнению, не должен быть голодным. Именно в издательстве Ханна получила доступ к различным журналам, бракованным страницам и снимкам, которые она сохраняла и систематизировала для создания коллажей.


"Модный показ", Ханна Хёх.

Ханна Хех интересовалась влиянием газет и журналов на человеческое восприятие – газетной пропагандой, властью рекламы над поведением потребителя. В своих работах она напрямую касалась образа женщины в медиа и реальности, социальной роли женщины. Она бунтовала против восприятия женщины как красивого объекта и инструмента обслуживания мужчин, исполнения мужских прихотей. Она смешивала образы женщин из журналов и классического искусства с фотографиями примитивных статуэток, искажала пропорции, разрезала лица, создавая карикатурные и пугающие образы.


Ханну увлекала Новая женщина (так она называла героинь своих коллажей) – независимая, смелая, раскрепощенная. Но в то же время художница осознавала, что все слова о «современных женщинах» - ложь, ведь именно на женщинах лежит вся домашняя работа и воспитание детей, женщины вынуждены поддерживать и вдохновлять мужчин вместо того, чтобы развиваться самим, женщин рассматривают как товар, осуждают за излишнюю или «неправильную» сексуальность, подвергают насилию. В наши дни ее искусство называют по-настоящему феминистским. Именно Ханна Хёх была одной из первых художниц, заговорившей о проблемах женщин через творчество.


Фотоколлажи Ханны Хёх не были «красивыми» в привычном смысле – наоборот, они бросали вызов красоте, ставили красоту под сомнение. Фотомонтаж был известен фотографам того времени, но они стремились сделать следы своего вмешательства незаметными – как ретушеры в наши дни. Ханна же как бы «вскрывала», препарировала деятельность монтажера. Она доводила до предела все неровности, все странности, все случайности. Она работала нарочито грубо, не смягчая углов и подчеркивая неестественность создаваемых образов.



"Новая женщина

Когда к власти в Германии пришли нацисты, работы Ханны были причислены к «дегенеративному искусству», а ей самой запретили заниматься творчеством. В те нелегкие годы Ханна прятала свои коллажи на дне высохшего колодца в пригороде Берлина, спасая их от уничтожения нацистской цензурой.


Художница умерла в 1978 году в возрасте восьмидесяти восьми лет, достигнув международного признания. В 90-х годах в Германии была учреждена премия имени Ханны Хех за выдающиеся достижения в искусстве.

И ещё одна удивительная женщина из мира художников .