Все вопросы

Характеристика и воспитание штольца. Воспитание Обломова и Штольца

  1. Илья Обломов и Андрей Штольц - главные герои романа Гончарова «Обломов»
  2. Детство Обломова
  3. Детство Штольца
  4. Выводы

Особенности мышления, исканий жизненного смысла, образа жизни - все это зак-ладывается в ранние годы. Ребенок наблюдает за окружающими его людьми, самыми близкими обычно, и старается, в зависимости от гармоничности взаимоотношений или отсутствия оной, подражать окружающим. Или же, напротив, действовать всем и всему вопреки. Но то, что в детские годы закладывается «ядро и смысл» будущей жизни, бесспорно и вполне закономерно. Хотелось бы рассмотреть это на примере романа «Обломов» И. А. Гончарова.

Роман «Обломов» предлагает нам как минимум два доказательства зависимости взрослой жизни от детских впечатлений; Это, судьба Обломова и судьба Штольца.

Илья Ильич Обломов все свое детство провел в атмосфере неги и ленивого быта. Никто никуда не торопился, все были озабочены, по большому счету, только отдыхом. И Илюша, бывший, как все дети, живым и подвижным, постепенно подпадал под влияние окружения. В мире его детства и сложился идеал деревенской тихой жизни, мирного размеренного существования. И только в последующие годы, под влиянием образования, общения с Андреем Штольцем, этот идеал несколько изменился мечтаниями Обломова о всевозможных преобразованиях. Но, опять же благодаря сложившемуся в детстве мироощущению, все смелые идеи не достигали своего воплощения, оставаясь лишь планами и мечтами.

Родители Ильи Обломова были дворянами-помещиками. Жизнь их в селе Об-ломовке протекала по своим незамысловатым законам. Не будет преувеличением сказать, что едва ли основным смыслом существования в доме Обломовых являлись трапезы. Приему пищи уделялось почти все время: Обломовы всей семьей решали, «какие блюда будут в обед или ужин». Обед плавно перетекал в послеобеденный продолжительный сон. И так, однообразно и мирно, протекали дни, недели, годы. Илья поначалу был обычным мальчуганом, достаточно живым и озорным. Но эти проявления его натуры старательно пресекались: ребенок может заболеть, «упасть и убиться» и прочее. Илью не пытались приобщить к знаниям, в гимназию его отдали по одной причине: чтобы получить справку, что «Илюша прошел все науки и искусства». Соответственно, Обломов не получил ни образования, ни физического воспитания, обычного для детей. В итоге дальнейшая жизнь Обломова, в отрыве от родителей, свелась к лежанию на диване. Он был барин, труд для него - бремя. Он ничего не делал, ничем не интересовался. И Гончаров, мастер детали, показывает характер Обломова через описание быта. Это и большие, безразмерные и удобные тапочки, которые не нужно искать на полу, ноги в них скользят сами. И засаленный старый халат. И начатая книга «Путешествие в Африке» с пожелтевшими от времени страницами разворота. Даже встать с дивана и выйти, чтобы прислуга убралась в комнате, Обломову не хотелось. Он провел всю жизнь в бездеятельных мечтаниях.

Теперь обратимся к Штольцу. Мальчик воспитывался в небогатой семье. Отец - немец по происхождению, мать - русская дворянка. Вся жизнь семьи Штольцев проходила в работе. Андрей ездил с отцом в поле, на базар, не гнушался никакого труда. Отец обучал его наукам, отправлял в город с поручениями, которые Андрей аккуратно исполнял. Мать сумела дать сыну прекрасное духовное воспитание. Штольц сформировался умным и физически сильным юношей, склонным к труду. Труд был неотъемлемой частью его жизни, удовольствием, можно даже сказать, смыслом существования. Уйдя из дома, начав самостоятельную жизнь, Андрей Штольц не позволял себе бездеятельности. Идеал Штольца в труде, в работе, в достижении поставленных целей. Он не способен лежать на диване и мечтательно смотреть в потолок, не понимает этой черты в друге.

Итак, идеальной жизнью для Обломова было бездействие. Самые важные аспекты существования - спокойствие и хорошая еда. То есть именно сложившиеся в детстве представления о нормальной жизни. Обломов - неплохой человек, он обладает честностью, порядочностью, добротой. Но внутренняя аморфность отложила неизгладимый отпечаток па жизнь этого человека. Штольц же - деятельный, привыкший к работе с детства, добился многого. Он известен широкому кругу людей. Андрей Штольц пытался воздействовать на друга, но глубоко укоренившиеся в душе с самого детства жизненные установки оказались необоримы. Даже столь сильное обычно чувство, как любовь, не смогло справиться с ними. Любовь к Ольге вызвала в Обломове чисто внешние изменения - он стал читать, ездить по музеям, уделять время прогулкам. Но внутренне он по-прежнему оставался ленивым и бездеятельным барином, что и выявилось в последствии.

На примере двух героев романа Гончарова «Обломов» четко просматривается зависимость детских впечатлений, сложившихся в раннем детстве убеждений на всю последующую жизнь человека. Необоримая безграничная леность Обломова и энергичность, трудолюбие Штольца - прямое следствие раннего воспитания, в некоторой степени откорректированного дальнейшей жизнью. Вот почему Штольц - одна из тех по-настоящему деятельных, целеустремленных личностей, которым, по сути, принадлежит мир, в то время как Обломов не оставил после себя никакого следа. Не случайно в финале единственный сын Ильи Ильича попадает на воспитание к Штольцам. Мне кажется, в этом выражается убежденность Гончарова в том, что становление гармоничной человеческой личности возможно только при соот-ветствующем воспитании.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» называется так же, как и главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Илья Ильич ведет пассивный образ жизни. Автор ставит второго центрально главного персонажа Андрея Штольца в противовес Илье Обломову.

Андрей – лучший друг Ильи Ильича еще со школьной скамьи. Андрей Штольц воспитывался в обычной скромной семье, он не дворянин. Его отец Иван Богданович - немецкий бюргер, а мать - бедная русская дворянка.

Отец не баловал своего сына, относился к ребенку холодно и разрешал шалить. Мать Андрея наоборот хотела воспитать в ребенке качества русского дворянина, она прививала ему любовь к музыке, искусству и частенько его баловала.

Родители двух малышей были хорошо знакомы. Поэтому, родители Андрея часто приводили его в гости к Обломовым. Маме очень нравилось то, какая атмосфера была в доме у Обломовых.

Иван Богданович наоборот старался воспитать сына как практичного и делового человека. Для Андрюши отец был авторитетом номер один. Он всегда безотговорочно выполнял указания своего отца. Семья Штольцев была счастливой семьей. Отец был управляющим и по совместительству так же занимал должность учителя. Каждую заработанную копейку Иван Богданович старался не трать на ненужные вещи, а отставить на будущее хорошее обучение для своего сына.

Маленький Андрюша был трудолюбив. Он стал получать свои первые деньги в детстве, в возрасте 14-15 лет стал ездить по поручениям отца в город.

Андрей получил отличное образование, хоть и оставался таким же шалуном. Штольц много читал, интересовался разными науками, умел играть на фортепиано. Двухстороннее воспитание, которое прививали ему родители, должно было способствовать правильному становлению Андрея, он должен был стать всесторонне развитым мальчиком. Но этого не произошло, мать Андрюши рано умерла. Когда Андрей едва успел окончить университет. Для Андрея смерть матери была огромным ударом, ведь он любил её всем сердцем.

В университете он изучил языки: французский и английский. Дополнительным ударом для Андрея стало прощание с отцом. Иван Богданович, отправляя сына в Петербург, для дальнейшей самостоятельной жизни, не нашел слов поддержки для родного ребёнка. Ведь эти слова в тот момент для него были очень важны. Видимо это и стало заключительным эпизодом в становлении характера Андрея Штольца. Андрей очень редко вспоминал о родителях.

Казалось бы, что это идеальный человек. Андрей трудолюбив, образован, честен и искренен. Но он стал как машина, в его душе не осталось места для романтики. Он всё время занят работой, он очень сдержан и хорошо управляет своими чувствами. Андрей не привык жаловаться и ссылаться на то, что кто-то виновник его неудач. Он никогда не опускает рук перед сложностями, он привык упорно преодолевать все преграды, чтобы достичь желаемого результата.

Родители Андрея Ивановича Штольца внесли огромный вклад в воспитание ребёнка. Может и не совсем они добились желаемого результата для своего сына. Но они сделали, несомненно, много. Андрей Иванович получил отличное разностороннее воспитание, невероятную целеустремленность и деловитость.

Несколько интересных сочинений

    В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе

  • Соков в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ сочинение

    Роман богат разноплановыми персонажами, как главными, так и второстепенными. Одним из подобных персонажей является Соков Андрей Фокич. Был раскритикован Воландом за некачественные блюда, которые подавались в буфете театра Варьете.

  • Анисья в романе Обломов характеристика, образ сочинение

    Русский писатель Иван Александрович Гончаров раскрывает в романе «Обломов» не только человеческие пороки, изъяны, но и показывает простой народ и глубину русской души с помощью образов главных и второстепенных персонажей.

  • Жорж Бенгальский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Известный всей Москве Бенгальский служит в театре Варьете в должности конферансье. Этот полный, по-детски веселый человек перед публикой предстает неряшливо одетым: в измятом фраке и несвежей рубашке.

Меню статьи:

Роман Гончарова Обломов в первую очередь запоминается своим героем Ильей Ильичем Обломовым, который ведет апатичный, бездейственный способ жизни. В противовес ленивому Обломову изображен его друг – Андрей Иванович Штольц – человек незнатного происхождения, который, благодаря своему трудолюбию, удостаивается личного дворянского титула.

Семья и происхождение Андрея Штольца

В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.

Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в романе И. Гончарова “Обломов”

Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.

Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.


Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.

Образование и воспитание Андрея Штольца

Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с – трилогией длиною в жизнь.

Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.


Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.

Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.

Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.

Внешность Андрея Штольца

Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.

Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.

Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.

Характеристика личности

В образе Штольца в первую очередь бросается в глаза его трудолюбие и страсть к обучению. Еще будучи ребенком, он активно познает мир, старается перенять все знания отца.

Андрей Иванович много времени проводит в путешествиях – таким образом он не просто развлекается и отдыхает, Штольц в своих поездках видит возможность обменятся знаниями и перенять опыт ведения дел у иностранных знакомых. Штольц постоянно что-то изучает, читает различные книги.

Андрей Иванович не пренебрегает светским обществом, его часто можно видеть в свете.

Андрей Иванович – честный и искренний человек, но он напрочь лишенный романтизма. Штольц даже не умеет мечтать, он приземленный, практичный человек. Он сохранил детскую живость и активность –

Андрей Иванович постоянно чем-то занят. Штольц умеет ценить свое время и проводить его с пользой. Андрей Иванович умеет рационально распределить свое время, благодаря этому он успевает сделать много дел и везде успеть. Несмотря на такую внешнюю жесткость и прагматичность, Андрей Иванович не лишен способности к сопереживанию и состраданию, однако он не привык демонстрировать свои чувства при людях. Андрей Иванович – очень сдержанный человек, он умеет управлять своими чувствами и никогда не бывает их заложником.

Жизнь Штольца не такая беззаботная, как это может показаться на первый взгляд, но он не привык никому жаловаться или винить кого-то другого в своих неудачах – все неудачи он связывает в первую очередь с личными недоработками. Андрей Иванович – сильная личность, он не привык отступать перед трудностями и прикладывает все усилия, чтобы их преодолеть.

Он никогда не терялся в сложных ситуациях – Штольц в жизни руководствуется здравым смыслом – его сложно выбить из колеи.

Штольц любит порядок во всем – у него отведено свое место для всех его письменных принадлежностей, бумаг и книг. Андрей Иванович всегда раскладывает свои вещи «на место» и никак иначе.

Андрей Иванович, бесспорно, обладает целеустремленностью и настойчивостью, он способен упорно работать для достижения поставленной цели.

Штольц умеет оценить свои достоинства. Он мало беспокоится о том, что про него говорят люди. Андрей Иванович – человек открытый. Он охотно знакомится с новыми людьми, готов поддерживать со своими знакомыми дружеские отношения.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц были друзьями с самого детства. Они росли в соседних деревнях, поэтому были знакомы с детских лет. После того, как отец Андрея Ивановича открыл пансион, общение Андрея Ивановича и Ильи Ильича перешло на новый уровень – за время совместной учебы они крепко сдружились, несмотря на разницу в характерах и происхождении. Андрей Иванович часто выполнял задания Обломова из жалости к своему другу – ленивый Илья часто пренебрегал выполнением заданий, не мог себя заставить что-либо выучить – большинство заданий выполнял Штольц. Делал он это не из-за корыстных целей – им руководствовали исключительно дружеские чувства и желание помочь своему товарищу.

Время от времени Андрей Иванович приезжает к своему другу на съемную квартиру и пытается его расшевелить. В один из таких визитов Штольц решает кардинально изменить жизнь своего друга – он насильно вовлекает его в круговорот светской жизни. Жалобы на усталость Обломова умиляют Штольца, но он все же целенаправленно идет к цели. Андрей Иванович совершает немыслимое – успешно агитирует Обломова поехать вместе с ним за границу и даже помогает ему организовать сборы, но планируемая поездка не совершается – влюбленный Обломов решает остаться с предметом своего обожания, а не присоединиться к другу. Обиженный апатией Обломова Штольц некоторое время не общается с ним, а занимается своими делами. В следующую встречу Штольц без тени обиды приходит в гости к своему другу и обнаруживает, что его опять накрыло волной Обломовщины, но, на этот раз, он уже не настолько активно пытается вытащить Обломова из его болота лени.

Несмотря на такие существенные разногласия в характере, темпераменте и способе жизни, Штольц и Обломов сохраняют свою дружбу. Этому парадоксу находится два объяснения. Первое заключается в том, что их дружба зародилась его в их детские годы, а второе в том, что они оба в первую очередь в человеке видят положительные качества характера. Исходя из этого, Штольц замечает не лень Обломова и его апатию, а добрый нрав Ильи Ильича.

Время от времени Андрей Иванович занимается делами своего друга – так как он не может перебороть свою лень и наладить дела в своем поместье самостоятельно, а лишь нанимает людей на роль управляющего, которые не пренебрегают воспользоваться доверчивостью и необразованностью Обломова в делах ведения хозяйства в свою пользу.

Несмотря на все старания Штольца, ему так и не удалось вытащить своего друга из болота обломовщины. Илья Ильич начал сожительствовать с владелицей снимаемого жилья и вскоре у них родился сын, которого назвали в честь Штольца – Андреем. После смерти Ильи Ильича Штольц берет на воспитание его сына и занимается делами Обломовки до совершеннолетия маленького Андрея.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Ольга Ильинская и Андрей Штольц были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте не позволила изначально построить им какие-либо отношения, кроме дружеских. Андрей Иванович воспринимал Ольгу, несмотря на то, что девушке было 20 лет, как ребенка (на тот момент Штольцу было 30). Сама же девушка питает симпатию к Штольцу, но сделать первый шаг не решается.

Андрей Иванович непреднамеренно становится причиной самой большой трагедии в жизни девушки – в один из вечеров он знакомит Ольгу со своим другом – Ильей Обломовым. Игнорирование Ольги как женщины со стороны Штольца стало причиной романа между Обломовым и Ильинской. Несмотря на искренность чувств влюбленных и серьезность их намерений дальше тайной помолвки дело не пошло – Обломов и Ильинская расстаются.

Ольга Сергеевна уезжает за границу, где встречает ничего не подозревающего об ее неудачном романе Штольца. Андрей Иванович часто посещает Ильинских – он приносит Ольге цветы и книги, а затем поспешно удаляется работать. Незаметно для себя Штольц влюбляется и впервые в своей жизни становится заложником чувств. Штольц решает, что его жизнь уже будет немыслима без этой милой девушки и делает Ольге предложение. Ильинская оказывается в затруднительном положении – отношения с Обломовым напрочь отбили у нее желание связывать себя узами брака с кем-либо, девушка не решается дать какой-либо ответ Штольцу и поэтому решается все рассказать ему об их взаимоотношениях с Обломовым. После этого разговора многое в сознании Штольца становится на свои места, ему теперь понятны причины нежелания ехать Обломова заграницу, Андрей Иванович также ясно осознает, почему помолвка Ильинской и Обломова не закончилась свадьбой – ленивая обломовщина все-таки затянула окончательно его друга в свое болото.

Несмотря на такой пессимизм Ольги, Андрей Иванович не отказывается от своего намерения и вскоре времени он становится мужем Ольги Ильинской. Неизвестно как происходила их свадьба, но точно известно, что в браке и Ольга и Андрей смогли себя реализовать и достичь гармонии. Нельзя сказать, что брак с Штольцем стер неприятные воспоминания об отношениях с Обломовым, но, со временем Ольга стала гораздо спокойнее относиться к этому периоду в своей жизни.

Ольга оказалась хорошей мамой – у них в браке рождаются дети. Гармония в отношениях Ольги и Андрея была достигнута в первую очередь схожестью их характера и отношению к жизни – и Ольга, и Андрей привыкли быть активными деятелями, они готовы к переменам и преодолению жизненных сложностей, поэтому такой брак их не тяготит. Ольга становится мамой не только своим детям, но и сыну Ильи Обломова – ее бескорыстие и ее мужа, доброжелательное отношение и позитивный настрой позволили создать не только гармоничную платформу для развития собственных детей, но и для маленького Андрюши, к которому они относились как к своему ребенку.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц сумел не поддаться характерной лени большинства дворян и добиться значительных результатов в нескольких видах деятельности – он зарекомендовал себя и как хороший хозяин владений, и как хороший друг, и как замечательный муж и отец. Его активная жизненная позиция позволила ему стать гармоничной личностью и принести счастье в жизнь других людей.

Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах

5 (100%) 4 votes

Роман «Обломов» И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей. Илья Обломов и Андрей Штольц — главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Штольц, в отличие от Обломова, показан писателем деятельным человеком, у которого разум преобладает над чувством. Гончаров делает попытки разобраться в том, почему эти люди столь различны, и истоки этого он ищет в происхождении, воспитании и образовании, так как это закладывает основы характеров.

Автор показывает родителей героев.

Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать — русская дворянка. Мы видим, что все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, то есть воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Писатель показывает нам, как рьяно, настойчиво этот человек развивает в Андрее хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

А что же Обломов? Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, «какие блюда будут в обед или ужин». А после обеда весь дом засыпал, погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Но мы видим, что родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы только освободить обожаемое чадо от учебы, мечтали получить справку, доказывающую, что «Илья прошел все науки и искусства». Его даже не выпускали лишний раз на улицу, потому что боялись, как бы он не покалечился, не заболел. Поэтому Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.

Но давайте заглянем глубже в характеры главных героев. Переосмыслив по-новому прочитанные мною страницы, я поняла, что и у Андрея, и у Ильи есть своя трагедия в жизни.

Штольц на первый взгляд новый, прогрессивный, почти идеальный человек. Труд для него — часть жизни, удовольствие. Он не гнушается даже самой черной работы, ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом, благодаря чему стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Штольца — материальный достаток, комфорт, личное благополучие. И он добивается своего упорным трудом. Его жизнь кипит действием. Но несмотря на внешнее благополучие, она скучна и однообразна.

В отличие от Обломова, человека тонкой души, Штольц предстает перед читателем как некая машина: «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул...цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». Штольц живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно. И мы видим, что трагедия этого человека заключается именно в однообразии его жизни, в однобокости его мировосприятия.

А теперь давайте обратимся к Обломову. Труд для него — это бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен был уделять ни капли времени. И я не говорю уже о физическом труде, ведь ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрали. Он проводит всю свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (никак не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие по Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Идеал счастья Обломова — полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг своего идеала. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. И перед нами раскрывается еще одна трагедия — нравственная смерть героя. На наших глазах внутренний мир этого человека беднеет, из доброго, чистого человека Обломов превращается в нравственного калеку.

Но несмотря на все имеющиеся между Штольцем и Обломовым различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые прекрасные черты характера: честность, доброта, порядочность.

Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека.

Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах «Евгений Онегин» очень метко написал: «Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное «противоядие» Обломову. Гончаров писал: «Их связывало детство и школа- две сильные пружины». Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.
Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава «Сон Обломова», которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин «обломовщины». Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей... Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще «триста Захаров». Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.
Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на — Выборгской стороне.
Полная противоположность Обломова — Андрей Штольц. Мы видим на протяжении всего романа сравнение Штольца и Обломова, а также их противопоставление друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению (Обломов - дворянин, а Штольц - нет), по воспитанию и образованию, которое они получили. Причина этих различий кроется, прежде всего, в воспитании.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца.

Мать Андрея, русская дворянка, напротив, «учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни...». Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.»немецким бюргером», и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу. Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Отец Штольца, конечно, по-своему любил Андрея, но не считал возможным проявлять свои чувства. Пронзительна до слез сцена прощания Андрея с отцом. Иван Богданович даже в минуту прощания не нашел добрых слов для сына. Глотая слезы обиды, Андрей отправляется в путь, сопровождаемый причитаниями прислуги: «Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя». И кажется, что именно в этот момент Андрей Штольц, несмотря на все старания матери, не оставил в душе места «пустым мечтаньям». В самостоятельную взрослую жизнь он взял с собой только то, что, как ему кажется, необходимо: расчетливость, практичность, целеустремленность. Все остальное осталось в далеком детстве вместе с образом матери.

Различия в характерах героев объясняют различие в стремлениях и убеждениях. Об этом можно узнать из рассказа Ильи Ильича о своем идеале жизни. Больше всего Обломов жаждет покоя, беспечности и умиротворенности. Но Илья Ильич считал покой не результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека. Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что «цель всей... беготни — ... это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая». Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь всегда?

А для Штольца главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни».

Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: «взмахнул волшебной палочкой» - и «все готово»), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.
Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки его. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, как бы закрываясь от него учтивым поведением.
А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.
Из характеров, воспитания и убеждений складывается образ жизни, который ведут главные герои романа. Он наложил некоторый отпечаток и на внешность героев. Обломов - человек с чертами лица удивительно мягкими — был значительно толще Штольца и «обрюзг не по летам», а Андрей Иванович был «весь составлен из костей, мускулов и нервов», худощав, как и подобает человеку, ведущему активный образ жизни.
Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». На такую жизнь Штольц и хотел сподвигнуть Обломова, у которого, несмотря на массу свободного времени, ничего не делалось. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Отношение героев к любви выразилось в романе через чувства к Ольге Ильинской.
Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, «голубиная нежность» и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его женой. Его «гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний... от других» сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.
Штольц, знавший Ильинскую чуть ли не с раннего детства, испытывал
к ней любовь-дружбу. В ней не было огненных страстей, «жгучих радостей» или разочарований. Даже ревность к неизвестному сопернику не вызвала в душе Штольца бурю эмоций. А когда он узнал о том, что этот соперник — Обломов, так ему и вовсе стало «покойно и весело». Штольц видел в Ольге верную подругу и соратницу в труде и поэтому пытался воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум.
И Ольга полюбила Андрея не вдруг. Описание ее характера сразу наводит на мысль, что Ольга Ильинская не может не стать Ольгой Сергеевной Штольц.

Любовь между Ольгой и Андреем родилась и стала расти без «бурных взлетов и падений». После свадьбы она не исчезла, а продолжала жить, правда, без развития, плавно и размеренно («все было у них гармония и тишина»).

Из сравнения двух героев видно, что Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Что же послужило основой столь крепкой и верной дружбы между ними? Мне кажется, что это не только детство и школа, как писал Гончаров. Штольц и Обломов взаимно дополняют друг друга.

Гончаров хотел отразить в Илье Ильиче типичные черты патриархального дворянства, а Штольцу отводилась роль человека, способного сломить «обломовщину». Но, прочитав роман, я не смогла представить героев столь однозначными. Личность Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства: сожаление о его беспомощности и симпатию, потому что Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера, многие из которых близки каждому из нас.

Современная жизнь требует «штольцев», и они, безусловно, появляются. Но Россия никогда не будет состоять только из таких характеров. Русских людей всегда отличали широта натуры, способность к сочувствию, живая и трепетная душа. Очень хочется, чтобы практические качества Штольца и «чистая, как хрусталь», душа Обломова соединились в современном человеке.

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.