Домашний очаг

Хронология событий в "Герой нашего времени"(фабула романа). Сочинение «Сюжет романа «Герой нашего времени

Особенности сюжета романа

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н». Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом - раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё - не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

Тест по произведению

Безусловно, одним из наиболее выдающихся литераторов девятнадцатого века является Михаил Лермонтов. которого отличается несоответствием фабульного порядка действий сюжетному, принято считать одним из самых значительных его произведений. И тому есть свои причины.

В романе выражены основные мысли, которые испытывает по отношению к поколению своих современников Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого композиционно построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть нам характер главного героя, обрел целостность и завершенность именно благодаря такой компоновке частей произведения.

В фабульном, то есть хронологическом, порядке повести должны были бы располагаться следующим образом: вначале "Тамань", потом "Княжна Мери", за ней "Фаталист", затем "Бэла", за которой следует "Максим Максимыч" и, наконец, "Предисловие к журналу Печорина". Но автор предпочел изменить очередность повествования для того, чтобы облегчить читателю понимание своих мыслей. Такой искаженный порядок неслучайно был выбран для данного произведения, ведь жанр психологического романа призван продемонстрировать нам душу героя. Подходящую форму для этого выбрал Лермонтов. которого не раз предпринимался многими критиками, даже в наш век считается одним из самых глубоких психологических романов.

Итак, повествование начинается с главы "Бэла", в которой рассказчик по дороге в Тифлис встречает попутчика, Максима Максимыча, поведавшего тому историю о своей совместной службе с Григорием Печориным в чеченской сторожевой крепости. Центром его воспоминаний становится история о том, как Печорин, молодой прапорщик, положил глаз на дочь местного князя и хитростью похитил ее с помощью ее же младшего брата по имени Азамат. "Приручив" красавицу и влюбив ее в себя, офицер вскоре утомляется отношениями с ней. Максим Максимыч уже тогда предчувствует беду. И в самом деле - Бэлу похищает Казбич, оставленный Печориным без коня во время авантюры, после чего убивает девушку.

Далее следует глава "Максим Максимыч". Рассказчик становится свидетелем встречи Григория Печорина со штабс-капитаном, во время которой составляет молодого человека. Максим Максимыч, разозлившийся на Григория за холодность, отдает рассказчику путевые заметки Печорина, которые и составляют большую часть романа.

В главе "Тамань" в роли повествователя уже выступает сам Григорий, который прибывает в одноименный город и демонстрирует свою склонность к авантюрам, выслеживая ночные маршруты слепого мальчика, живущего "на фатере". Из-за этого герой чуть не погибает в схватке с девушкой - помощницей контрабандиста.

В главе "Княжна Мери" иллюстрируется страсть Печорина к экспериментам и анализу своих поступков. Григорий из упрямства решает завоевать сердце интеллигентной девушки по имени Мери, дабы уязвить самолюбие своего знакомого Грушницкого. В конце концов между ними состоялась дуэль, на которой последний погибает. В этой главе мы можем наиболее ярко наблюдать упрямство героя и его склонность к размышлению, которой наделил своего персонажа Лермонтов. "Герой нашего времени", краткое содержание которого поможет понять нам причины поступков персонажа, постепенно раскрывает перед нами мир его души.

В последней повести, "Фаталист", автор выражает свою надежду на то, что у его поколения еще не все потеряно: Печорин совершает поимку убийцы-казака. На этом завершается роман, который написал Лермонтов, "Герой нашего времени". Краткое содержание данного психологического произведения должно прояснить мысли, которые вложил в него автор.

Композиция - это расположение, строение произведения.

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого.

Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т.е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть совокупность событий в их композиционной последовательности, не совпадает с фабулой. Лермонтов одним из первых в литературе применил подобный приём. С какой целью он это сделал?

Сюжет, не совпадающий с фабулой, помогает переключить внимание читателя с событийной, внешней стороны на внутреннюю сторону, с детективной на духовную.

В «Герое нашего времени» воссоздана «вершинная композиция», характерная для романтической поэмы. Читатель видит героя только в напряжённые, драматические моменты его жизни. Промежутки же между ними оказываются не заполненными. Мы встречаемся с героем в крепости и в последней сцене тоже видим его в крепости - это создаёт эффект кольцевой композиции.

В различных частях романа мы видим главного героя с точки зрения разных персонажей: рассказчика, Максима Максимыча, самого Печорина. Таким образом, читатель видит Печорина с позиций разных людей.

О роли каждой повести в романе можно говорить с разных точек зрения: можно делать акцент на композиционной роли, можно - на значении в раскрытии характера Печорина, на его способности действовать в различных ситуациях. Мы сосредоточимся на содержании отдельных повестей.

«Бэла»: Печорин отрабатывает романтический стереотип «естественная любовь к дикарке». Лермонтов реалистически развенчивает принятую точку зрения, что подобная любовь может быть плодотворной. Печорин показан глазами бесхитростного Максима Максимыча.

«Максим Максимыч»: Печорин нарисован в его отношении с старому сослуживцу Максиму Максимычу как свидетелю своего прошлого: вероятнее всего, он был сух с Максимом Максимычем и поспешил с ним расстаться, так как не хотел будить воспоминания об ушедшем. О Печорине повествует рассказчик - молодой образованный офицер, который уже слышал историю о Бэле.

«Журнал Печорина»: о себе рассказывает сам Печорин.

«Тамань»: Печорин отрабатывает романтическую ситуацию влюблённости в «честную контрабандистку», которая заканчивается для него плачевно. Особенность повести в том, что в ней нет фрагментов самоанализа, а есть повествование, приближенное к разговорной речи (так Печорин мог бы рассказать о произошедшем с ним своим товарищам).

«Княжна Мэри»: жанровая основа - светская повесть, события в которой, как правило, связаны с любовной интригой в светском обществе и идеей соперничества между двумя мужчинами. От разговорного повествовательного стиля «Тамани» отличается подробными описаниями окружающего и детальным самоанализом (рефлексией), сходна остротой сюжета. Представляет собой дневниковые записи.

Содержит взгляд на Печорина со стороны Вернера, включает реплики других героев (Веры, Мэри, Грушницкого), описывающие различные проявления характера Печорина.

«Фаталист»: вновь перед нами стиль устного повествования (как в «Тамани»), Содержание повести - попытка понять движущие силы мира (рок, судьба или осознанная воля человека).

  1. Особенности сюжета романа

Особенности сюжета романа

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени » сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н». Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека.
Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом - раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё - не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

«Герой нашего времени» сюжет и фабула романа |

Конспект урока в 9 классе на тему:

Роман «Герой нашего времени».”

Цели урока:

Познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

Формировать культуру восприятия художественного текста.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени»

Ход урока

Эпиграф к уроку :

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя

(учащиеся делают записи в тетради)

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом , в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести - «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой» , одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны, а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо . Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя , найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного . Этот уровень понимания проявил и император Николай I . Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Ответ на предполагаемую реакцию читателей - «Да это злая ирония!» - лишь многозначительное «Не знаю». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости - это ли не признак истинного героя?

    Работа по теме урока

    Теория литературы

-А теперь определимся с жанром произведения «Герой нашего времени». Как вы думаете к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени»?

Психологический роман эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

-Докажите, что «Герой нашего времени» является психологическим романом.

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»

«энциклопедия русской жизни» «история души человеческой»

Эволюция души главного героя Погружение в душу. Эволюции

    Особенности композиции (работа с таблицей)

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)

5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

    “Бэла” /4/

    “Максим Максимыч” /5/

    “Предисловие”к“Журналу Печорина” /6/

    “Тамань” /1/

    “Княжна Мери” /2/

    “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

    “Тамань”

    “Княжна Мери”

    “Фаталист”

  1. “Максим Максимыч”

    “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

-Сколько в романе повествователей?

    Сначала в повести «Бэла» мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча , человека доброго, честного, долгое время проведшего вместе с Печориным и доброжелательно к нему относящегося, но совершенно отличного от него по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит, и для читателя) загадкой.

    В рассказе «Максим Максимыч» повествователь меняется: это офицер, попутчик и слушатель Максима Максимыча в «Бэле», явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека.

    И наконец, мы знакомимся с дневниками героя, его своеобразной исповедью, которая позволяет увидеть его душу как бы «изнутри», путем самораскрытия, досконального анализа и обнажения глубинных причин поведения героя, особенностей его характера.

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

Как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

    Смысл названия романа

1)Что значит «герой»?Выберите нужный вариант:

    Исключительный по доблестям человек;

    Главное действующее лицо произведения;

    Человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи

2)Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?

    Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

Чтение предисловия.

(«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

    Подведение итогов урока.

-В чём необычность композиции романа Лермонтова?

- Почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?

Роман «Герой нашего времени» - уникальное явление в русской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской

армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).

Домашнее задание.

1. Повесть «Бэла» (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.