Работа

Художественная культура россии xviii века.

Достигли наука, просвещение, издательское дело, было открыто множество учебных заведений и библиотек. Созданы выдающиеся произведения культуры в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе и пр. Множество деятелей науки и культуры прославили Россию во всем мире.

Для России, как и для западноевропейских стран, XVIII в. явил-ся веком Просвещения. Культура высших слоёв российского об-щества, светская в своей основе, значительно отличалась от традиционной культуры крестьян и обывателей городов. Однако непроходимой пропасти между ними не было. Произведения лите-ратуры, творения живописи, скульптуры и архитектуры станови-лись общенародным достоянием. Просвещённая часть общества все более и более проникалась идеей улучшения жизни всего рос-сийского народа.

Основные события и периоды культуры 18 века в России:

  • до 1725 года — см. Культура при Петре I .
  • 1762 — создание «Комиссии о каменном строении».
  • 1764 — открытие Института благородных девиц и Воспитатель-ного дома.
  • 1769 — начало издания журналов «Всякая всячина» и др.
  • 1782 — открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
  • 1783 — открытие Российской академии 1786 — открытие народных училищ.
  • 1795 — открытие первой Публичной библиотеки.

Искусство 18 века в России по периодам

Искусство 18 века в России по отраслям

  • Живопись 18 века в России . Материал с сайта

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи-сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме-тить три имени — Г. Р. Державин , Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев .

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел-ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство-вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со-чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен-сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор-ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов-ных композиций.


Введение……………………………………………………………...2.

Глава 1. Учебные заведения…………………………………………4.

Глава 2. Литература………………………………………………….6.

Глава 3. Архитектура……………………………………………….13.

Глава 4. Скульптура………………………………………………...17.

Глава 5. Живопись………………………………………………….19.

Глава 6. Театр и музыка………………………………...………….24.

Заключение………………………………………..………………...26.

Литература…………………………………………………………..27.

Введение

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Само слово “культура” происходит от латинского слова "colere", что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин "agriculture" или искусство земледелия. Но в XVIII в. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово "Kultur" также означало высокий уровень цивилизации.

Актуальность проблемы, выбранной мною темы, заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни.

Применительно к современному времени, можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Цели моего реферата очень просты. Во-первых, показать насколько в XVIII в. изменилась наша страна, какие успехи в развитии она совершила всего за один век, и какую роль в этом играет Запад. Во-вторых, показать переход от религиозной культуры к светской. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Развитие культуры - органическая составная часть истории общества. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах.

XVIII в. был знаменателен для России заметными переменами в социально-экономической сфере и значительными достижениями в области искусства. В архитектуре, в скульптуре, в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. XVIII в. в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм, который продолжал характеризовать культурный процесс до середины XVIII в. Его идейной основой была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса.

Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

Задачами реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния Запада.

Глава 1.Учебные заведения.

В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Социальный состав учащихся к этому времени в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских, принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили, главным образом, офицеров для армии и флота. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды “общественного призрения” - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г. Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова. Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету “Московские ведомости”, имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов - первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.

Глава 2. Литература.

Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями. Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев - богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о “добрых молодцах, вольных людях”.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: “воля господину, а неволя холопу”, “воля неволи не хочет”, “в поле-воля”.

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения - в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы - такова картинка “Бык не захотел быть быком”, где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы - резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами (“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.

В литературе первая половина XVIII в. была временем расцвета повести («истории»). Широко известной стала «История о российском матросе Василии Кориотском», в которой отразилась идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.

Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка, чему во многом способствовало введение гражданской азбуки. Однако для литературы характерна большая языковая пестрота, так как продолжал использоваться церковнославянский язык.

  1. Культура 18 века России (2)

    Реферат >> История

    Огромных успехов. Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре , говорит тот факт... своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты...

  2. Русская культура и революция (2)

    Реферат >> История

    В этой оценке. События периода русских революций ХХ века привели русскую культуру в совершенно новые условия... с азербайджанцами, продолжавшиеся в 1905-1906 годах. 18 февраля был опубликован царский манифест...

  3. Русский портрет XVIII века

    Реферат >> Культура и искусство

    Пейзажа, исторического и бытового жанров. С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого... / Т.В. Ильина. – М., 2000. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века

На рубеже XVII – XVIII вв. Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Особым своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств . Стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры , возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигла гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие – определили лицо культуры этого времени.



Русское искусство первой четверти XVIII в. характеризуется развитиемархитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И.П.Зарудный (вторая половина XVII в. – 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А.Меншикова (т.наз. Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица – Петербург , который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670 – 1734) сооружае Петропавловский собор , ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий – главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко . Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М.Г. Земцов (1686 – 1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка – Аничков дворец на Невском проспекте); И.К.Коробов (1700 – 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла "); П.М. Еропкин (1698 – 1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени – Ф.Б. Растрелли (1700 – 1771). Его создания – Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец . Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышность; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Вводится интенсивная расцветка зданий. Внутри – анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используется деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие – С.И. Чевакинский (1713 – вторая половина 1770-х гг.; Никольский военно-морской собор), Д.В. Ухтомский (1719 – 1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и др. постройки в Москве).

Вторая половина XVIII в. в русском искусстве связана с распространением классицизма . В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764 – 1788), которое возводят А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот . В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В.И. Баженова (1737 – 1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве ); М.Ф. Казакова (1738 – 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и др.), И.Е. Старова (1745 – 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж.Кваренги (1744 – 1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одна из лучших работ – Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч.Камерон (1740-е – 1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, строится усадьба "Останкино " при участии крепостного мастера П.И. Аргунова . Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки – Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Под руководством Зарудного в Москве создается белокаменный резной декор церкви Архангела Михаила (Меншикова башня ). Особенной выразительностью отличается монументально-декоративная скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б.К. Растрелли (1675 – 1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение – конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в 1745 – 46 гг., он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 г. по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником ", создает Э.М. Фальконе (1716 – 1791). Петр 1 показан как законодатель и преобразователь России. Он изображен на вздыбленном коне над дикой скалой – пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А.С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф.И. Шубин (1740 – 1805) – по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина – портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А.М. Голицина, портрет П.А. Румянцева-Задунайского и др. Особенно выразительны бюст М.В. Ломоносова , лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера. Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М.И. Козловский (1753 – 1802) работал, в основном, в историческом жанре в русле классицизма, использовал античные образы и традиции. Его композиции; "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне". Его знаменитая статуя в Петергофе ­ "Самсон, разрывающий пасть льва " (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен в образе бога войны Марса, в античных доспехах и шлеме. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально – декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века – Никитин и Матвеев.

И.Н. Никитин (около 1685 – не ранее 1742) – один из первых петровских пенсионеров. овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В его портретах нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Никитин неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ – "Петр I на смертном одре", одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода – "Портрет напольного гетмана " (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" – А. Матвеев (1701 – 1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них – "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII в. творит замечательный мастер И.Я. Вишняков (1699 – 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и др.) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова ­ в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей – семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью.

Значительное достижение Вишнякова – портреты детей Фермор, особенно Сары Фермер. Это парадный портрет, но в нем – поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во II половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т.к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М.В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва ", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописиА.П. Лосенко (1737 – 1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и др. Самые значительные картины – "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г.И. Угрюмов (1754 – 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самая значительная – "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во II половине XVIII в. особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и др. создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф.С. Рокотов (1735/36 – 1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В.И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В.Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н.Е. Струйской , Е.Н. Орловой, В.Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий


Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий – мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним – план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" – воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечателен портрет архитектора Львова , М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное создание – портрет Екатерины II в духе оды Державина "Фелица". Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей, его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

В.Л. Боровиковский (1757 – 1825) родился в Миргороде, в юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближается с Левицким. В основном, пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историку Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, она полна легкой грусти и мечтательности. Портрет полон мягкости и внутренней гармонии. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А.Б.Куракина, Г.Р.Державипа, Д.П.Трощинского и других,

Во II половине XVIII в, становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф.Я. Алексеев (1753/54 – 1824) изображал виды Москвы, Воронежа, Херсона. Он прославился строгими и стройными картинами с видами Петербурга: набережные Невы, грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок", "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" и другие) Художник изобразил панораму столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И.Фирсов ("Юный живописец"), М.Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII в. начинается развитие новой русскойлитературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII в. творят выдающиеся мастера слова: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII вв. явился Феофан Прокопович (1681 – 1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир ". Под его влиянием формировался А.Д. Кантемир (1708 – 1744). В своих произведениях он обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и другие. Написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т.д. Ломоносов – автор исторических трудов ("Краткой российской летописец с родословием " и др.), автор "Российской грамматики ". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В.К. Тредиаковским (1703 – 1769) и Ломоносовым ("Письмо о правилах российского стихотворства").

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественно­научного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр – оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), дела Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода – "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года ", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, науку. В своих произведениях Ломоносов обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М.В.Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" – высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

М.В.Ломоносов, оказав большое влияние на развитие русской культуры, вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Выдающимся писателем был А.П. Сумароков (1717 – 1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, именно они утверждали за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я.Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е гг. появляется русская повествовательная проза: Ф.А. Эмин (1735 – 1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М.Д. Чулков (1743 – 1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие

II половина XVIII в. – период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И.А. Крылов (1769 – 1844) – журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром книгоиздательства становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество – "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII в. новое развитие получает комедия. Д.И. Фонвизин (1744 – 1792) – автор комедий "Бригадир " и "Недоросль ", по словам Гоголя, это "первая истинно общественная комедия".

Ведущий поэт II половины XVIII века – Г.Р. Державин (1743 – 1816). Поэт воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), создал образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г.Р.Державина имела для становления таланта А.С.Пушкина. С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма . Пути развития сентименталистской прозы определил Н.М. Карамзин (1766 – 1826), автор повестей "Бедная Лиза ", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А.Н. Радищев (1749 – 1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.

Художественная культура XVIII века

В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее - западноевропейской культуры. Русское искусство - литература, архитектура, театр и изобразительное искусство - развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадцатого столетия.

Во-первых, - это возникновение светского стиля культуры. Она формируется и развивается в различных направлениях. Движущей силой новой культуры является «освобождение мысли» от жестких религиозных догматов.

Во-вторых, свободомыслие выступает фактором формирования новой социальной группы - российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки - в рассматриваемом столетии.

В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания. В художественной культуре сформировались принципы, наиболее полная реализация, которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она - основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.

Что касается скульптуры, то Россия в XVIII веке не имела преемственной связи с традицией средних веков, которая во всех западных странах играла большую роль. Однако благодаря усердию профессора Петербургской Академии художеств французского скульптора Жилле в конце XVIII века образовалась целая плеяда русских мастеров. Шедевр Фальконе Медный всадник" также содействовал развитию вкуса к этому виду искусства.

В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся подробнее на искусстве портрета - жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной культуре восемнадцатого столетия. Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия - идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средством выражения этого интереса.

Вот почему XVIII век стал периодом высокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в начале нового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно эти художники начинают формировать новый образный язык русской портретной живописи. И тот, и другой стремятся передать реальный облик модели, показать не только внешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого.

Эстафету приняли художники середины века, освоившие идейно-образную систему и язык новой художественной культуры - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов. Эти художники создали мощный фундамент для деятельности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейского искусства. Это поколение наиболее полно представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Уже с самого начала века новое буквально врывается в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваивает неизвестные ранее разновидности зданий административного, промышленного, учебного и научного назначения. Важнейшим атрибутом архитектуры нового времени становится ордер. Вся система ордера и каждый ее элемент, как известно, отработаны на протяжении многих веков искусством Западной Европы. Русский классицизм XVIII века предпочитает более свободное расположение архитектурных масс, чем классицизм в других странах Европы. Архитектурная масса его зданий производит более органичное и живое впечатление.

Русский вкус в архитектуре сказался не только в характере декораций и стен, но и в общем расположении зданий. Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц. Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

Отступление от классических канонов дает о себе знать и в выстроенном из розового кирпича мосте Царицына с его стрельчатыми арками. Стиль Баженова в Царицыне принято называть псевдоготическим или неоготическим.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля - петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического, единства русской культуры

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

«Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века»

Исполнитель:

специальность

№ зачётной книжки

Преподаватель:

План

1. Введение……………………………………………………………………… 3

2. Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века..…… 3

3. Заключение…………………………………………………………………... 12

4. Список использованной литературы………………………………………. 13

Введение

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века.

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера.

Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа первое светское государственное учебное заведение. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школАртиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища . Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти 18 века стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система

Организация среднего высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724г.). Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет , ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать , что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников.

Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык .

В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744).

Основоположником Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода . В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.

Основоположником русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки , где вначале помещался первый русский университет.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII века был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными.

Наиболее интересным и значимым произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры .

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу , в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и другие.

Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли .

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю.

Решающей для рассвета стиля русского барокко стала деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 года работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Его сына – Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя западные и русские традиции. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е годы XVIII века на смену русскому барокко в зодчестве пришёл русский классицизм , который достиг своего расцвета в начале XIX века. Яркими представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены: дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Прославлено также имя Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены: Сенат в Московском Кремле, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец , возведённый в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом . Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победе в русско-турецкой войне.

Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи .

Наиболее известные художники того времени – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Андрею Матвееву принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой» . В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» Иван Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левицкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе. «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.

В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж . Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.

Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского направления.

В XVIII веке продолжалось развитие театра. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр , рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». В 1706 году театр прекратил своё существование, так как не получал субсидий.

В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актёрские группы – французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 году в Ярославле начались спектакли первого публичного театра с русскими актёрами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актёр Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 году театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 года – Александринский).

В 1779 году был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актёр И.А. Дмитриевский (1734-1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783 году по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр , где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы.

С вступлением на русский престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы .

Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были: Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков . Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

Существовал так же крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и другие). В историю театра вошли имена крепостных актёров: Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой .

Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство.

В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество , в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется композиторская школа , появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.

На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.

Заключение .

Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идёт становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Список использованной литературы:

1. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.: ил. цв

2. В.В. Мавродин Рождение новой России - М.: 1998г.

3. Конспект лекций (лектор - Айсина Фаина Османовна).