Государство

Художественные направления 20 века. Стили в искусстве xx века

Социалистическое искусство

Соц-арт (социалистическое искусство) - одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1960-1970-х гг., в рамках так называемой «Альтернативной культуры», противостоящей государственной идеологии того периода.

Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятие соц-реализм с поп-артом. Создатели соц-арта прекрасно понимали пустоту, лживость и лицемерие официального искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и формы этого искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт развенчивал в игровой, зачастую эпатирующей форме их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Его объекты были, как правило, художественные коллажи, «цитирующие» советский официозно-государственный антураж по всем правилам поп-артовской эстетики, с использованием в структуре произведений реальных вещей и бытовых предметов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование любых приемов и стилей, использование разнообразных форм (от станковой живописи до пространственных композиций) стали основой броского, намеренно эклектичного художественного языка этого направления. Соц-арт отвергает веру во все, чего бы это ни касалось. Он стремится разрушить все культы, которые предлагаются человеку извне - политической, экономической, духовной и прочей властью; соц-арт не терпит ничего, что навязывает человеку неравноправное общение, опускает человека на колени и принуждает к подчинению. Для борьбы с культами соц-арт использует смех, лицедейство, мистификацию. Соц-артовцы предстают в гротескных и смешных ситуациях фигуры «начальников», политических вождей, духовных лидеров, выдающихся деятелей культуры и т.п. (а среди них оказываются не только большевистские вожди, но и Пушкин, Чайковский, Репин, Христос, Солженицын).

Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, они оригинально выразили, используя формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария.

Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид (цикл «Рождение соцреализма», «Сталин и музы», «Двойной портрет», «Крест и серп», «Демонстрация» 1972 год, «Дружба народов» 1974 год), вокруг которых во второй половине 1970-х гг. сложился круг молодых художников, разделявших их взгляды и убеждения. В разные годы к их объединению примыкали Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Эрик Булатов («Слава КПСС» 1975 год, «Улица Краскова» 1977 год), члены групп «Гнездо» и «Мухоморы». Соц-арт не был жестким стилевым направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто находящихся в «художественной оппозиции», но разрабатывающих в своем творчестве многослойные составляющие официальной идеологии и ее художественных догматов. К концу 1990-х гг. соц-арт практически перестал существовать, т.к. с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала не актуальной.

Мастера соц-арта: Виталий Комар, Александр Миламид, Эрик Булатов, Борис Турецкий, Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Ростислав Лебедев («Перестройка»), Григорий Брускин («Партнер» 1978 год).

Кинетическое искусство

Кинетическое искусство, Кинетизм -- направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей». Приемы кинетического искусства нашли широкое применение в организации шоу, выставок, оформлении парков и площадей.

Творческие поиски в данной области подготовили почву для расцвета кинетизма, который стал относительно цельным течением в искусстве начиная с 50-х годов. Среди «кинетических» экспериментов этого периода можно назвать «саморазрушающиеся композиции» Жана Тэнгели ("Слава Нью-Йорку" в Нью-Йорке, 1960 г.; "Этюды конца света" в Хемблбэке, Луизиана, и Лас-Вегасе, 1961-1962 гг.). От ранних беспредметно-геометрических композиций он перешел в 1954 г. к созданию картин и скульптур, которые называл "метамеханическими"; различные их части приводились в движение специальными моторчиками и тросами. Затем, к концу 1950-х гг., начал экспонировать "машины для живописи", - они изготовляли на глазах у зрителя беглые подобия абстрактно-экспрессионистских этюдов. Позднее сочетал в своих произведениях образный катастрофизм с монументальной стабильностью. В вещах Тэнгели росла роль цвета и игрового начала, рассчитанного на вовлечение зрителей в процесс управления арт-объектом. Среди его композиций - "Похвала глупости", рельеф, созданный для балета Р. Пети, 1966 г.; фонтаны "Карнавальный" - 1977 г., в центре Базеля.

Сюда же можно отнести композиции французского художника венесуэльского происхождения Хесус Рафаэля Сото, яркого представителя кинетического искусства. Сото интересовался оптическими эффектами. В его работах такие эффекты получаются путем наложения одного слоя на другой. Например, два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. В 1955 Сото участвовал в выставке «Движение», которая проходила в галерее Д. Рене в Париже и которая отметила собой рождение кинетического искусства. С 1957 Сото использует металлические стержни, подвешенные на нейлоновых нитках и расположенные на фоне основы, изборожденной черными и белыми линиями. Перемещение зрителя и нестабильность конструкции создают оптические вибрации, влекущие за собой дематериализацию форм. С 1967 Сото все больше увлекается проблемой пространства и переходит от картин с помещенными перед ними рельефными элементами к инсталляциям стержней, расположенных вертикально перед стеной. Известны такие произведения, как La Boite(«Коробка»), 1967; Vibrations mйtalliques («Металлические вибрации»), 1969; Petite Vibration Brique et Noire, 1966.

Продолжает эксперименты Николя Шеффер (1912-1992) - французский художник венгерского происхождения, видный представитель кинетического искусства, один из родоначальников кибернетического искусства (1954) и видеоарта (1961). Он начал с новаторской живописи и уникальных пространственно-динамических скульптур, а затем пришёл к идее создания интерактивного кибернетического города-зрелища, «кинетического города» или «кинетических башен». Шеффер предложил разделить город по оси координат: жилые зоны линейно расположить по горизонтали, а все деловые, торговые и производственные учреждения разместить в гигантских небоскрёбах высотой до 1500 м.

Гюнтер Юккер - немецкий скульптор, мастер инсталляций и художник (родился в Западной Германии в 1930) начал использовать гвозди в своем искусстве, кроме этого, Юккер занялся изучением света, оптики, колебаний, которые позволяли ему влиять на визуальный процесс.

В начале 60-х он начал забивать гвозди в предметы мебели, музыкальные инструменты, и бытовые объекты, затем начал комбинировать гвозди с темой света, создавая легкие гвозди и кинетические гвозди. Так же он использовал природные материалы, такие как песок и вода.

Ярким примером русского кинетического искусства явился всемирно известный проект Владимира Татлина (1885-1953) - «Памятник III Интернационала» (1919-1920).

Концептуальное искусство

Концептуализм - течение в авангардистском искусстве 1960--90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (так называемых концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, графиков, диаграмм, схем и т. п. Творчество осмысляется здесь как близкий по духу хэппенингу и перформансу, но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции процесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и др. визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника.

Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Косут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. В 1969 Косут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык», итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения.

В концептуальном искусстве 1970-х весьма резко проступили социально-протестные тенденции, обновившие методы фотоплаката и фотомонтажа, но затем в нем, как правило, доминировала либо отрешенная философская созерцательность, либо язвительная самоирония (типичная для стилистики т.н. «нео-гео» 1980--1990-х гг.). В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Хольцер в США, Д. Бюрен во Франции, М. Мерц в Италии. К концу 20 в. приемы концептуального искусства -- с его парадоксальной зрительной информатикой -- были подхвачены коммерческой рекламой и прочно вошли в масс-медиальную культуру. Хааке начинал с критики медиа, заставляя зрителя усомниться в объективности информации. В 1969 году он сделал инсталляцию «Новости»: из телекса выходят неимоверно длинные рулоны бумаги с новостями в реальном времени от немецкого агентства DPA. Хааке буквально материализовал метафору «информационный мусор» - потоки информации постепенно превращаются в груду макулатуры, из которой уже невозможно извлечь внятное сообщение. В 1971 году Хааке сделал работу на основании компромата на некоего Шапольского, владельца недвижимости на Манхэттене, бывшего деловым партнером членов попечительского совета Музея Гуггенхайма. Выставку отменили за шесть недель до открытия, а сам художник пятнадцать лет не выставлялся в США. С тех пор связь корпораций и музеев - любимая мишень Хааке. Даниель Бюрен с конца 1960-х годов рисовал полосы равной ширины, чередуя два цвета, тем самым отказываясь от традиций.

В 1970-е, в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. и В. М. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Монастырского), поэты Д. А. Пригов и Л. С. Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки - группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Ануфриев, Ю. А. Лейдерман, П. В. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. Абалакова и А. И. Жигалов). После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре.

Оптическое искусство (оп-арт)

Оптическое искусство (оп-арт) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, точнее, его разновидности - геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. 20 в. Всемирную известность оп-арт получил в 1965 году после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье, в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления - Виктора Вазарели, Еннио Финци и других. Художники оп-арта нередко объединяются и выступают инкогнито: группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа Зеро (Дюссельдорф), группа поисков визуального искусства, возглавляемая Виктором Вазарели, которая дала первоначальный толчок движению оп-арта.

Оптическое искусство - искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя. Обратимся, например, к картине Бриджит Райли «Поток» (1964). Всю ее поверхность покрывают тонкие волнообразные линии. К середине изгибы становятся более крутыми, и здесь возникает видимость отделяющегося от плоскости зыбкого течения. В её работе «Катаракта-III», 1967 создаётся эффект движения волн. В другой черно-белой композиции Райли - «Прямая кривизна» (1963) - сдвинутые по центру и пересеченные ломаными линиями круги создают эффект объемной извивающейся спирали. В «Фрагменте № 6/9» (1965) той же художницы разбросанные по плоскости черные диски порождают скачку последовательных образов, мгновенно исчезающих и возникающих вновь. Так, в картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964) квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. В другой работе Вазарели - «Сверхновые» (1959-1961) две одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок.

«Группа исследований визуального искусства» (объединение художников оптического и кинетического искусства) писала в своем манифесте «Довольно мистификаций» (1961): «Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является нашей исходной точкой».

Оп-арт постепенно приобретает интернациональный характер, в разных странах образуются целые группы художников: в Италии (Альвиани Де Векки, Коломбо Мари), Испании (Дуарте Ибаррола), Германии (Хаккер Мак Гравениц), Швейцарии (Тальман Герстнер), СССР (Вячеслав Колейчук). Отметим, что в Соединенных Штатах кризис абстракции порождает хард-эдж и минимализм, которые были вызваны теми же эстетическими потребностями.

Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.

Популярное искусство (поп-арт)

Поп-амрт (популярное искусство) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления. Поп-амрт основой своей эстетики взял образы заимствованные в массовой культуре и помещённые в иной контекст. Язык этого направления был парадоксален и неясен. Скрытая насмешка, лёгкая ирония над всем тем, что люди привыкли считать красотой, художественным творчеством, духовностью - это поп-амрт. Своими целями представители поп-арта провозгласили "возвращение к реальности", раскрытие эстетической ценности образцов массовой продукции. Они буквально воспроизводят типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, детали машин и т. д.), широко пользуются привычным языком средств информации (штампованные приёмы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксов и т. д.). Международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Клас Олденбург, Энди Уорхол, в Великобритании П. Блейк, Р. Хамилтон, во Франции А. Фернандес; Н. де Сен-Фаль, в Германии П. Вундерлих.

В 1963 году в Нью-Йорке прошла выставка известного поп-арт художника Роберта Раушенберга. Первое что видели зрители при входе в зал, это совершенно белое полотно - “Белая картина”. Рядом находилась “Шарлин” - картина из помятых обрывков газет, осколков зеркал, обрывков рубашки, кусочков дерева и ткани, почтовой открытки, постоянно мигающей электролампы и расплющенного зонта. Так же здесь было выставлено известное произведение Раушенберга “Кровать”, представляющее собой одеяло, натянутое на подрамник и забрызганное краской.

В работах поп-арт художников того времени сквозит гордость за американские товары - доступные и дешевые. Он говорил о том, что поп-арт поменял местами внутреннее и внешнее. Представители это направления создавали образы узнаваемые всеми: шторы для ванной, бутылки колы, мужские штаны, столы для пикника, комиксы - всё то, что абстрактные экспрессионисты "не видели".

Клас Олденбург, тоже художник из Америки, создавал из разных материалов батоны, сосиски, помидоры, гамбургеры. Есть даже созданный им монумент в виде огромной разрезанной котлеты. Мир упаковок и муляжей, штампованных образов и манекенов. В поп-арте становится равным красивое и тривиальное, живое и синтетическое, высокое и низкое.

Минимализм

Минимализм - направление в живописи и скульптуре, распространившееся в 1960-1970-е годы преимущественно в США. Как явствует уже из названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто - большими сериями. Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, зато рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов. Наиболее известны такие минималисты, как Андре, Джадд, Келли, Ле Витт, Мэнголд, Райман, Серра, Стелла, Флавин.

Дэн Флавин - американский художник-минималист, известен скульптурными объектами и инсталляциями, созданными из флуоресцентных ламп. Впервые Флавин придумал использовать электрический свет как художественную форму в 1961. Его первая персональная выставка также прошла в 1961 в Галерее Джадсон в Нью-Йорке. Первыми работами с включением электрического света была серия «иконы»: восемь цветных квадратных форм, флуоресцентные лампы с лампами накаливания, закрепленные по сторонам. Одна из этих «икон» была посвящена брату-близнецу Флавина, Давиду, умершему от полиомиелита в 1962. Большинство работ Флавина были без названия, часто при этом посвящены друзьям, художникам, критикам: наиболее известные произведения включают «Монументы В. Татлину», над которыми он работал в период между 1964 и 1990. Последней работой Флавина было site-specific произведение в церкви S. Maria Annunciata in Chiesa Rossa в Милане, Италия.

Карл Андре - американский художник, представитель минимализма. Характерные черты скульптуры Андре - использование промышленных материалов, модульных единиц, артикуляция трехмерности посредством рассмотрения негативного и позитивного пространства. Андре стремился свести словарь скульптуры к базовым фонемам, таким как квадраты, кубы, линии и диаграммы. В 1960 Андре сделал наброски серии скульптур, которую он назвал «Элементы». Он предложил делать эти скульптуры из стандартных блоков дерева 12 x 12 x 36" (30.2 x 30.2 x 90.7 см). Важность «Элементов» даже в виде набросков заключается в решении использовать модульные единицы в регулярных повторяющихся композициях, принцип, который стал фундаментальным для его более поздних работ. В 1966 Карл Андре революционизировал скульптуру новаторскими работами (такими как «37 Pieces of Work», впервые была выставлена в Музее Гуггенхайма в 1970), которые лежали плоско на земле вместо того, чтобы подыматься вверх в окружающем пространстве. Андре приглашал зрителей прогуляться по скульптуре, так они могли получить на сенсорном уровне ощущения от различных материалов (таких как сталь и алюминий) и различия между стоянием в центре скульптуры и нахождением за пределами её границ. В 1970-х художник готовит ряд масштабных инсталляций, таких как "Блоки и Камни" в 1973 для Портлендского центра визуального искусства, а также работы для публичных пространств, как "Поле каменных скульптур" в 1977 в Хартфорде.

Дональд Джадд - американский скульптор и искусствовед, один из выдающихся представителей минимализма. Как художник он поначалу (в конце 1940-50-х) работал как живописец. В начале 1960-х Джадд начал добавлять трехмерные элементы на поверхность своих работ, сначала создавая рельефы, а затем перейдя к полностью автономным структурам, которые он называл «конкретными объектами». В 1963 он сформулировал основной «словарь» форм - «стопки», «коробки» и «прогрессии», с которыми работал последующие тридцать лет. Первоначально Джадд работал в дереве, промышленно изготовленные металлические ящики появились в конце 1960-х. В начале 1970-х его работы приняли форму инсталляций, Джадд начал выставлять работы на открытом пространстве. Используя промышленные материалы для создания абстрактных произведений, которые подчеркивают чистоту цвета, формы, пространства и материалы, Джадд описывал собственную работу как «простое выражение сложной мысли».

Ричард Серра начинает свою творческую карьеру как скульптор-минималист. В конце 1960-х годов он начинает работать с металлом. В это время он знакомится с такими мастерами минимализма, как Роберт Смитсон, Дональд Джадд, Карл Андре. К этому творческому периоду относятся его серия работ с резиной и неоновыми лампами. В 1966 году состоялась первая персональная выставка Серры в Риме, в 1968 году - выставка в Кёльне. В 1977 году он участвует в выставке современного искусства документа 6 в Касселе.

Нонконформизм

Нонконформимзм (от лат. non - «не» и поздне лат. conformis - «подобный», «сообразный») - стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.

Нонконформизм в искусстве - особенное свойство художественного творчества, выраженное в новаторстве творческого мышления в художественных образах. Нонконформизм предполагает отвлечение от условий обыденной, материальной действительности. Напротив, социалистическому реализму, академизму, натурализму, различным формам салонного и массового искусства свойственен конформизм - приспособление под сложившиеся вкусы, общественные мнения и сложившиеся установления, выполнение "социального заказа". Нонконформисты ведут себя неадекватно общественным правилам, поскольку отвергают не только собственное благополучие, но и нарушают покой и конформизм других людей. Нонконформизм вызывают неприятие, раздражение обывателей, властителей, заказчиков. В отличие от официального, нонконформистское искусство оказывает предпочтение не содержанию, а в большей степени художественной форме, в создании которой художники были совершенно самостоятельны и свободны.

Искусство нонконформизма - экзистенциалистское по своей сути, так как утверждает абсолютную уникальность отдельного индивидуума. Идеалистическая эстетика нонконформистов основывается на представлении о внутреннем "Я" художника как источнике прекрасного. В таком представлении содержался бунтарский протест нонконформистов против объективизированного мира, преодоление пропасти между объективностью и субъективностью, что привело в творчестве к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах.

Нонконформизм, как искусство экзистенциалистское, основан на разговоре художника со своей душой, и картина может возникать не только из сильных однозначных чувств, но и из совокупности впечатлений, упоминаний, внутренней необходимости увековечить бессловесную красоту.

Известные художники-нонконформисты: Дмитрий Плавинский («Ракушка», 1978), Оскар Рабин («Натюрморт с рыбой и газетой «Правда»»,1968); Лев Кропивницкий («Женщина и жуки», 1966); Дмитрий Краснопевцев («Трубы», 1963); Владимир Немухин («Незаконченный пасьянс», 1966); Анатолий Зверев(«Женский портрет», 1966); Лидия Мастеркова («Композиция», 1967); Владимир Яковлев («Кошка с птицей, 1981); Эрнст Неизвестный («Сердце Христа», 1973-1975); Эдуард Штейнберг («Композиция с рыбой», 1967); Михаил Рогинский («Красная дверь», 1965); Олег Целков («Голгофа», 1977); Юло Соостер («Красное яйцо», 1964).

Основные направления живописи 20 века

Модернизм в живописи начинают рассматривать с творчества Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. Характерными чертами модернистских направлений являются:

· отказ от устаревших образцов с точки зрения сюжета и стиля;

· стремление ликвидировать разрыв между архитектурой, живописью, скульптурой и их функционированием и применением в различных областях жизни;

· поиск декоративной функциональности;

· тенденция к созданию международного стиля;

· попытка выявить духовное в промышленной эпохе.

Для модернистских течений характерно смешение материалистических и духовных устремлений, научно-технических терминов, достижений и аллерго-поэтических мотивов. Но после осознания в 1910-е гг. глобальных изменений, произошедших в науке, внутри модернизма возникают авангардные течения, полностью изменившие приемы и методы искусства.

Фовизм (от франц. fauve - дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

Главное для фовистов – подчеркнуть самостоятельность, самодостаточность произведения искусства. Они переосмыслили сам подход художника к акту творчества. Огромное значения имели открытия в области цвета. Характерные особенности – обнаженность приемов письма, нарочитая грубость техники и материала; попытка вернуть живописи первозданную силу и преодолеть изысканный эстетизм конца 19 века; использование ярких, глубоких цветов; упрощение линий, подчеркивание свежести и спонтанности исполнения.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube - куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства. Это авангардистское движение произвело революционный переворот в европейской живописи и скульптуре в начале 20 столетия.

Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн, в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали совершенно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу. («Авиньонские девицы», «Скрипка и кувшин»).

Начинания Сезанна продолжили П. Пикассо и Ж. Брак, с творчества которых кубизм берет свое прямое начало. Этапную роль сыграли картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), именно по отношению к такого рода браковским пейзажам критик Л. Восель и употребил в том же, 1908-м, слова «геометрические схемы и кубы», - слова, из которых, собственно, и народилось название течения. Первая групповая экспозиция кубистов (с участием Ф. Леже, Р. Делоне, А. Лефоконье, Ж. Метценже и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых». («Круглые формы, солнце, башня.

Три этапа

Первоначально сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие страны Европы. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже «О кубизме» (1912). Эволюция направления четко делится на три этапа (впервые обозначенные в 1930-е гг. американским искусствоведом А. Барром). Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т. е. подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани.

«Женщина в кресле»

В гг. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа »). Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица и др.) вскоре охватывает и скульптуру.

«Мужчина в кафе»

Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом). Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои собственные методы («орфизм » Делоне, «тубизм» Леже и т. д.). В целом же начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного кубизма).

Кубизм в России

Его предчувствия часто находят в живописи с его «кристаллической» манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель и коллекционер, привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских авангардистов, - , - учились в гг. в парижской Академии «Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).

«Англичанин в Москве»

Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета » (в т. ч. ,), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (, и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода. «Матрос (Автопортрет)». Однако и позднее, в свой витебский период () Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». (Портрет Пикассо работы Гриса).

ОРФИЗМ (франц. orphisme, от Orphee - Орфей), течение в западноевропейской живописи 1910-х годов, близкое к кубизму и футуризму. Создателем и теоретиком направления был французский художник Р. Делоне. Название дал в 1912 Аполлинер. Орфисты (Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые, яркие тона.

Футуризм (от лат. futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (, И. Северянин) - языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Главными представителями футуризма являются Балла, Боччони, Кара. Балла от поисков в области вибрации светы приходит к синтетическому изображению движения, космических динамических ритмов. Футуризм прекратил существование в 20-е годы, но его идеалы остаются значительными компонентами современной западной культуры: акцент на молодость, скорость, власть и технологию.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).

Экспрессионизм предрасположен ко всему зыбкому, неустойчивому, неуравновешенному, как в воплощении образа, так и с точки зрения формы. Экспрессионисты то допускают нарочитую грубость, то пытаются оперировать столь утонченными нюансами переживаний, что они уже теряют всякий реальный смысл. Линии извиваются, пульсируют, пространство расплывается, цвет дребезжит диссонансами, загорается неверными вспышками и гаснет в тяжелой тьме. Духовным вдохновителем экспрессионистов был Ф. Ницше.

МИНИМАЛИЗМ (минимальное искусство), направление, сложившееся в западном изобразительном искусстве 1960-х гг.; поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества. Сформировалось в первую очередь в скульптуре. Мастера минимализма (напр., американские художники К. Андре, Д. Джадд, С. Льюит, Р. Моррис, Д. Флейвин), сближаясь с методами геометрической абстракции , выставляли «голые» и аскетичные , художественно не обработанные (обычно просто заказанные с фабрики) рамы, трубки, плитки, кубы и т. д., предлагая зрителю «начать сначала», с всеобщих законов формы и композиции. Получило значительное распространение в музыкальных формах. Ведущими композиторами данного направления принято считать Ламонте Янга, Терри Райли, Стива Райха (Рейча), Джона Кейджа, Филиппа Гласса и др.; в рок-музыке к минимализму можно отнести некоторые работы Роберта Фриппа, группу CAN и др.

Это абсолютно абстрактное движение, представители которого стремились выявить в живописи и скульптуре сущностные элементы, используя геометрические формы в разных сочетаниях. Происхождение минимального искусства рассматривается пересмотра законов психологии восприятия, когда произведение искусства рассматривается как сфера, в которой действуют определенные научные законы: сочетание светлых и темных цветовых зон, взаимосвязь вертикалей, горизонталей, диагоналей. В работе минималистов художественный продукт идентифицируется со структурой, а сам принцип воспроизведения уходит на второй план. То есть сама становится активной.

Минимализм – реакция против доминирования абстрактного экспрессионизма. Минимальное искусство оказало огромное влияние на другие сферы творчества: дизайн, архитектуру, музыку.

Неоэкспрессионизм («Новые дикие»). Направление сформировалось в середине 1970-х гг. и развивалось в 1980-е гг. Его представители создавали фигуральные работы, в которых обнаруживалась формальная близость с произведениями немецких экспрессионистов. Неоэкспрессионизм – не однородное коллективное движение, а группа индивидуальных творцов с собственными эстетическими установками, черпающих вдохновение у художников прошлого.

К характерным особенностям неоэкспрессинизма можно отнести:

· возврат к фигуративно-экспрессивным образам

· тенденцию к слиянию или комбинации элементов предыдущих направлений

· наложение фигуративных и абстрактных элементов, обычно на основе из пятен или полос цвета изображаются контрастирующие с фоном фигуры

· фигуративность на основе схематичных форм эмоционального и экспрессивного характера

· драматические, сатирические, военные сюжеты с доминированием человеческой фигуры

· сочетание масляной техники с другими техниками: АКРИЛИК, ПРОМЫШЛЕННЫЕ КРАСКИ, АКВАРЕЛЬ.

Представители – Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Маркус Люперц, Йорг Иммендорф, М. Барсело, Жерар Гаруст.

Искусство XX века особенно разнообразно по своим направлениям. Традиционное академическое (или консервативное) искусство, основанное на традициях классики высоких идеалов, продолжает успешно развиваться


как в первой, так и во второй половине XX века, не останавливаясь в уже наступившем XXI веке. Академическое искусство и сегодня продолжает существовать и развиваться на традициях классической эстетики. Однако оно не является чем-то застывшим и лишенным развития, так как стремится к незыблемым человеческим ценностям и поэтому претендует на вечную значимость для человечества. С другой стороны, традиционно-академическое искусство достаточно активно развивалось и в рамках так называемых «тоталитарных режимов» (например, искусство фашистской Германии или эпохи сталинизма в Советском Союзе), проявляя не в меньшей степени устремленность к совершенству и идеалу, чем во времена древних греков. Другое дело, каким был этот идеал и как достигалось это совершенство. Таким образом, академическая линия развития искусства всего XX века многообразна и разнопланова, но в основе этой динамики остается один и тот же принцип следования устоявшимся традициям классического наследия.

Совокупность художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма и продолжающих классические традиции искусства, а также избегающих резкой «революционной» тактики, называют традиционализмом. Традиционалисты могут стоять не только на канонах классицизма, но и принципах романтизма или модерна, импрессионизма или постимпрессионизма. Существуют и компромиссные течения, сочетающие в себе традиционализм и модернизм: магический реализм, метафизическая живопись или постмодернизм. Таким образом, традиционное искусство стремится сохранить то, что представляет ценность для человечества и может считаться традицией. Поэтому традиционализм можно также условно назвать консерватизмом в искусстве.

Модернистские художественные течения (авангард) начала XX века направлены на эксперимент, на выход из рамок традиционного, устойчивого, на поиск совершенного нового. Художественный авангард начинает с того, что выводит искусство из рамок художественного. Задача искусства видится в преобразовании мира согласно художественным идеалам и эстетическим потребностям. Главным лозунгом становится: «Пора от созерцания перейти к действию!». Модернисты намеренно ломают основы классического понимания произведения искусства как соотношения содержания и формы, ремесла и искусства, техники и красоты, жизни и культуры, создавая новую гармонию социального бытия. С выдвижением на первое место идей авангарда в искусстве начинает превалировать индивидуалистическое начало художника-автора. Искусство структурно размельчается: на смену устойчивым видам традиционного направления приходят взаимодействующие, интегрированные виды искусства и жанры.


В середине XX века утверждается новая концепция искусства: оно

не призвано преобразовывать действительность, а должно подчиняться социальному и государственному заказу, являясь средством идеологической политики. Наиболее активно в это время развивается искусство тоталитарных режимов, основанное на традиционном искусстве. Особого развития оно достигает в таких странах, как Советский Союз, гитлеровская Германия и коммунистический Китай. Такое направление отличает особая идеологичность, стремление к массовости. С традиционным искусством его роднит установка на утверждение положительного идеала и навязывание представлений о совершенстве.

Модернизм второй половины XX века (неоавангард) демонстрирует уход от проблем жизни и отказ от идеологической содержательности. Он распадается на множество самостоятельных течений, продолжающих те авангардные идеи, которые возникли в начале века (так называемые нео-, сверх-, ультро-), и те, что называются трансавангардом. Эстетика неоавангарда часто не менее скандальна и шокирующа, чем эстетика авангарда первой трети века, но нельзя забывать, что многие открытия именно этих нашумевших направлений помогли и помогают осознать проблемы всего современного искусства в целом и наметить возможные пути для его развития в будущем. Для мироощущения неоавангарда характерны чувства зыбкости и изменчивости мира, его неустойчивости и пристрастие к иронии и скептицизму. Неоавангард уже не стремится радикально преобразовать мир, ему достаточно просто изобрести что-то такое, чего раньше не было, просто удивить, выделиться любой ценой. Их деятельность перестает быть творческим поиском или экспериментом, часто становясь простым издевательством над традицией.

Появление в середине XX века новой ментальности, получившей название «постмодернизм», породило и новые явления в художественной среде. Во всей своей совокупности эти явления сегодня названы как «искусство постмодернизма». В связи с недостаточной разработанностью самого понятия «постмодернизм» в науке можно встретить и такое употребление понятия «искусство постмодернизма», в котором подразумевается вся совокупность художественных нетрадиционных практик. Однако это ошибочное мнение, так как проявление постмодернизма в искусстве трансхудожественно. Это значит, что оно не есть локальное образование в искусстве XX века. Правильнее говорить о проявлении постмодернизма в конкретных произведениях искусства. Даже некоторые произведения искусства, создаваемые сегодня и относимые искусствоведами к разряду традиционного академического искусства, несут в себе элементы постмо-дерности. Эстетика постмодернизма насыщена и перенасыщена впечатлениями от прошлого и пережитого, она основана на идее вечного повторения. Постмодернизм доводит художественность до декоративности и излишней грандиозности, но провозглашает культ всего случайного, фраг-


ментарного и нестабильного. Эстетика такого искусства настроена на неопределенность и небрежность.

И, наконец, еще одно направление развития искусства второй половины XX века, названное сегодня пост-постмодернизмом. Пост-постмодернизм в искусстве связан с изменением общекультурной ситуации, возникшей как результат появления и активного распространения новых средств коммуникации, СМИ, а также компьютерных технологий и сети Интернет. Это не могло не отразиться на искусстве XX и XXI веков. Самое сложное для эстетики и искусствознания сегодня - выбор позиции в оценках данных явлений. Такой скачок развития художественной культуры -это благо или гибель для человечества? Бояться нам этих изменений, бороться с ними или приветствовать их? Скорее всего, нужно просто быстрее реагировать на происходящие перемены, смелее анализировать их, не бояться собственных ошибок и прогнозов, а не заявлять, что все новое - крах для человечества. Ведь все, что возникает в культуре (и искусство в том числе), является всего лишь ответом на возникающие запросы или потребности, рожденные динамикой мира.

Таким образом, главной особенностью эстетики и искусства всего XX века можно считать эклектичность, многоуровневость или кон-венциональность (В. В. Бычков), обусловленные небывалым разнообразием направлений и идей.

В этой статье собрано краткое описание основных стилей искусства 20 века. Будет полезно знать как художникам, так и дизайнерам.

Модернизм (от франц. moderne современный)

в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского,П. Мондриана и К. Малевича . В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.

Кубизм — «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса» (Дж.Голдинг). Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, Фернан Леже Робер Делоне, Хуан Грис, Глез Метценже . Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний — фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.

Пуризм — (франц. purisme, от лат. purus — чистый) течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Основные представители — художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье) . Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.

Серреализм — космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения —Андре Бретон — писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали — художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: «Сюрреализм — это я!», в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль , художник Хуан Миро — «самое красивое перо на шляпе сюрреализма», как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.

Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.О. Фриез, Ж. Брак, А.Ш. Манген, К. ван Донген ), совместно участвовавших в ряде выставок1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог ), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.

Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич . Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций,включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название Супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно — фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить супрематизм (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый супрематизм) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста.


Русский авангард 1910-хгодов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, «неразбериха» течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным. Многие мастера молодого поколения с необычайной стремительностью переходили от стиля к стилю, от этапа к этапу, от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму, проходя множество ступеней, что было совершенно нетипично для мастеров французской или немецкой живописи. Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. Своеобразный русский «взрыв» в художественной жизни сыграл таким образом историческую роль. К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам. Появилось совершенно новое явление беспредметности — черта, за которую не решились перейти французские кубисты. Один за другим переходят эту черту: Кандинский В.В., Ларионов М.Ф., Малевич К.С., Филонов П.Н., Татлин В.Е.

Кубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер. Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал и лучизмЛарионова. По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Ф. Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913).

Неопластицизм — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль» («De Sti- ji») основанными в Лейдене в 1917. Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.

Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: «...заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм...» («La Cote» Париж 19 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: «Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы» («Comoedia» Париж 18 марта 1913). НаконецГийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: «Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано» («Montjoie!» Париж приложение к 18 марта 1913). Действительно термин этот был изобретенАполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется он и сам этого не знал. Более того не знал как определить границы этого нового направления. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер искал приюта у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал «деструктивным периодом» живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов.

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) —

(от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Абстрактный экспрессионизм послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-егг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. В 1929 г американец Барр применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема де Кунинга и Поллока . С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский , экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного экспрессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма.

Реди-мейд (англ. ready-made — готовый) Термин впервые введенный в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-Мейд утверждали новый взгляд на вещь и вещность. Предмет, переставший выполнять свои утилитарные функции и включенный в контекст пространства искусства, то есть ставший объектом неутилитарного созерцания, начинал выявлять какие-то новые смыслы и ассоциативные ходы, неизвестные ни традиционному искусству, ни обиходно-утилитарной сфере бытия. Остро всплыла проблема релятивности эстетического и утилитарного. Первые Реди-Мейд Дюшан выставил в Нью-Йорке в 1913 г. Наиболее скандально известными иэ его Реди-Мейд. стали «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), "Фонтан«(1917) — так был обозначен обычный писсуар.

Поп арт. После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например употребление товаров: Coca cola или Levi’s джинсы становятся важным атрибутом этого общества. Человек используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Ток формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы. Поп исскуство (поп-арт) воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол , и другие. Поп исскуство получает значение массовой культуры, поэтому неудивительно, что оно сформировалось и стало течением исскуства в Америке. Их единомышленники:Гамельтон Р, Тон Китай в качестве авторитета выбрали Курта Швитерса . Поп исскуству свойственно произведение — иллюзия игры, объясняющая суть объекта. Пример: пирог К. Олденбурга , изображенный различными вариантами. Художник может не изобразить пирог, а рассеять иллюзии, показать, что человек видит по-настоящему. Р.Раушенберг также своеобразен: он приклеивал к полотну разные фотографии, их обрисовывал и к работе приделывал какое-нибудь чучело. Одна из известных его работ_ чучело ежа. Также хорошо известна его живопись, где он использовал фотографии Кенеди.

Примитивизм (Наивное искусство) . Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» . В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском языке (как и в некоторых других) термин «примитивный» имеет несколько негативный смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Наивное искусство . В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Наивное искусство понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа , грузин Н. Пиросманишвили , хорват И. Генералич , американкаА.М. Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности.

Нет-арт (Net Art — от англ. net — сеть, art — искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают по крайней мере три этапа развития Нет-арта., возникшего в 80-е — 90-е гг. XX в. Первый, когда начинающие художники Сети создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества.

ОП-АРТ (англ. Op-art — сокращенный вариант optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) — основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве. Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. XX в.

Граффити (graffiti — в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare — царапать) Так обозначаются произведения субкультуры представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название «пульверизаторное искусство» — Spray-art. Его происхождение связывают с массовым появлением граффити. в 70-е гг. на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити. были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы, поэтому в первыхГраффити проявились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства, а самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х гг. сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров Г. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (CRASH, NOC 167, FUTURA 2000, LEE, SEEN, DAZE ). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка, а вскореграффити появились и в Европе.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) — худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографии, воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм гиперреализм близок к поп-арту. их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации худож. концепта.

Лэнд-арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места — первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему <первобытному> облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологией, а также с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий. Похоже, нам придётся смириться с ещё одним варваризмом в русском языке. Не знаю, совпадение ли, что термин <лэнд-арт> появился в конце 60-х, во время, когда в развитых обществах мятежный дух студенчества устремил свои силы на свержение устоявшихся ценностей.

МИНИМАЛИЗМ (minimal art — англ.: минимальное искусство) — худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализма, интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической амер. живописи к. 50-хгг., поп-арте. Непосредств. предшественником минимализма. является амер. художникФ. Стелла , представивший в 1959-60 серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин «минимализм.» принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематич. живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов — К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн . Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфич. объект», отличный от классич. произведений пластич. искусств. Самостоят, роль играет освещение как способ создания минималистских худож. ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.