Работа

Имение пришвина. В гости с дроном к м.м

"Литература давала мне возможность жить почти свободным человеком, наслаждаться уединением, питающим любовью к человеку, к зверю и цветку – ко всему". М. Пришвин

Вообще, предчувствие чего-то хорошего, ощущение того, что едешь туда, куда надо, появляется уже при съезде со МКАДа на Рублево-Успенское шоссе. Сразу встречают сосны и заснеженные пригорки, сразу - природа, как будто и нет за спиной шумящей день и ночь трассы. Проедешь несколько островков какой-то неведомой жизни, идущей за гигантскими мерцающими буквами Luxury, снова окунешься в сосны и сугробы, и внезапно окажешься в такой непривычной, но такой дружественной тишине, что уже с первой минуты в голове возникают мысли о побеге - сюда, в Дунино.
"Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел", М.Пришвин "Москва-река".
Мы оставили машину у колодца и вышли в теплую морозную тишину. Напротив, в маленьком деревянном храме, пожилая женщина украшала елочку к Рождеству. А больше никого вокруг не было. Поднялись по деревенской улочке к пришвинскому участку, огороженному невысоким штакетником. "Здравствуйте! С праздником вас! Здоровья, счастья вам!" - как-то радостно и хорошо, громко поздравила нас матушка, идя от домика к калитке. Выбежал пес Барик - очень добрый, большой, приветливо машущий хвостом, встречающий всех гостей и провожающий их до дверей в дом. Ступили на дощатый пол, в тепло... Запах деревянного старого дома. Охранник - большой и тоже добрый, под стать дому: "Вы, наверное, с экскурсией хотите? Сейчас она придет, вы пока книжки вот поглядите, здесь и детские тоже есть...". Сходил, позвонил девушке-экскурсоводу, через пять минут прибежала молодая женщина с удивительным каким-то лицом, без грамма косметики, чистым, ясным и гармоничным. Только-только из дома, "от ребенка": "Раз нас немного, то давайте по-простому? Вас как зовут? Меня - Оля". И все это вместе с самого начала как-то мягко тебя разворачивало, словно свернувшегося ежика. Казалось бы - что такого, какие могут быть зажимы и доспехи? Выходной, семейный выезд за город, маленький дом-музей... Но только когда выдыхаешь, понимаешь, насколько ты был весь скукожен и вместе с тем надут.
"Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете".

Домик Пришвина совсем небольшой - в нем всего три комнаты: кабинет, столовая и комната жены. Почти весь 2015 год он находился на реставрации и не все вещи еще вернулись из хранилища на свое место. Например, все охотничье (охота была страстью Мих. Михайловича) - болотные сапоги, ружья - все это пока проживает где-то в другом доме. К слову сказать - все вещи в музее подлинные. Во время реставрации, под слоями штукатурки сохранились обрывки газет на русском и немецком языках 1900 года, а в печи была найдена визитная карточка отца первой хозяйки дома. Дом в стиле финский модерн (оттого он так похож на домики под Петербургом) был построен в 1901 архитектором-финном. Пришвины купили этот дом в 1946 году за пятьдесят тысяч. Во время войны в нем располагался госпиталь, Дунино находилось на линии фронта и дом был сильно разрушен. Пришвин подарил бывшей хозяйке свою книгу с такой надписью: "...на память о счастливом хомуте: я счастливо влез в хомут 13 мая 1946 года, а она счастливо из него вылезла".
До домика в Дунино Пришвин беспрестанно искал "свое" место.
"Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и недостижимая сказка исчезает".


Но все изменилось в 1946 году.
"Здесь я живу и не перестаю работать над впечатлениями, которыми богат каждый новый день... Я стал, а мир вокруг меня пошел". Мих. Михайловичу - 73 года.
Вообще, сама фигура Пришвина для меня - это открытие. Словно еще одного близкого человека нашла. Когда читаешь дневники и кажется, что понимаешь и оттого - все принимаешь. И то, что кому-то может показаться слабостью, и то, что может восприниматься, как поверхностность (а другими - глубиной)... И так это удивительно (а может быть и нет), когда ты вот находишь родственную душу (со всеми минусами и плюсами, а не с одним очарованием) - в человеке, который родился на сто лет раньше тебя и который, казалось, всегда был таким седовласым дедушкой с бородой, пишущим книжки, которые ты любил до школы и от текстов которого ты скучал на уроках...
Хотя вообще, язык не поворачивается назвать Пришвина дедушкой - после его записей. Бывают такие люди - в них нет и следа поучительности, тяжести, признаков окостенения - на всем их земном пути. Какой-то нерушимый баланс между ребенком и взрослым. Правда мне кажется, что к ребенку Пришвин был всегда ближе, несмотря ни на что.
Всю жизнь стремился к одному-единственному человеку, другу, любви. В 29 лет познакомился в Париже с русской студенткой Сорбонны, признался в любви после трех недель романа и попросил её руки. Разъехались на учёбу (он учился тогда в Германии), они писали друг другу письма.
"К той, которую я когда-то любил, я предъявил какие-то требования, которых она не могла выполнить. Мне не хотелось, я не мог унизить ее животным чувством. Я хотел найти в ней то высшее, себя, в чем бы я мог возвратиться к себе первоначальному. В этом и было мое безумие. Ей хотелось обыкновенного мужа”. “В этом и состоял роковой роман моей юности на всю жизнь: она сразу согласилась, а мне стало стыдно, и она это заметила и отказала. Я настаивал, и после борьбы она согласилась за меня выйти. И опять мне стало скучно быть женихом. Наконец, она догадалась и отказала мне в этот раз навсегда и так сделалась Недоступной. Узел завязался надо мной на всю жизнь, и я стал Горбатым".
В 32 года женился на крестьянке Ефросинье Павловне (в записях - просто Павловна), которая с годовалым сыном сбежала от жестокого мужа. Родились двое сыновей.
"Мы с Фросей просто сошлись. Я ухватился за нее, как за природу. Благодарен ей за то, что она любит во мне ребенка".
Осознавал свой эгоизм - в брак вступил, потому что захотелось тишины и уюта, возможности творить, не отвлекаясь на житейские заботы. Семейная жизнь не сложилась, общего языка ни с женой, ни с выросшими детьми не нашел. После почти 40 лет совместной жизни он оставил жене домик в Загорске, а сам поселился вместе с собаками в Москве, в доме писателей в Лаврушинском переулке.
В новогоднюю ночь 1940-го года загадал желание: "Приди!". И вот, в 67 лет, наконец, к нему пришел человек, которого он ждал столько лет. "Он пригласил меня в помощь как литературного сотрудника. Я осталась с ним до конца его дней". Валерии Дмитриевне Лебедевой было 40 лет.

История этой встречи, судьбы, мысли и характеры этих двух интереснейших людей раскрываются в совместном дневнике - "Мы с тобой. Дневник любви". А можно посмотреть фильм из цикла "Больше, чем любовь" (Валерия и Михаил Пришвины), который был снят для канала "Культура".

Но вернусь к дому) В нем Пришвины жили с мая по сентябрь, с 1946 по 1954 год. И это были, возможно, самые плодотворные годы писателя - в этот период он напишет примерно треть произведений, вошедших потом в собрание сочинений.
"Это не дом, а талант мой. Сами стены этого дома стали литературными".
В комнатку Валерии Дмитриевны пока не вернулось практически ничего, кроме письменного стола. Но Оля так интересно рассказывала о доме, пока мы стояли в этой крохотной комнате, что это было совершенно все равно)
За этим столом женой писателя продолжалось приведение в порядок дневников Мих. Михаийловича - главного труда его жизни. С 1905 по 1954 год он практически каждодневно вел дневник. К концу жизни получилось 120 толстых тетрадей.

Пришвин вставал рано - в 5 утра. Умывался и шел вовсе не в кабинет, а в столовую. Ставил самовар, пил чай и писал дневник.
Вообще, дом был гостепримный, за столом собиралось много гостей, среди них: Петр Капица, Константин Федин, Всеволод Иванов, Сергей Конёнков. Большое внимание уделялось особенной сервировке - от матери писателя осталось столовое серебро, рядом с каждым прибором стояла собственная солонка, перечница, лежала салфетка в кольце, вазочка с цветком летом и с еловой веточкой - зимой. Если за столом сидел именинник, то его цветок был, к примеру, красный, а у остальных - белые.
Не знаю, как будет потом, но пока все в музее в открытом доступе - например, на диванчике в углу Матвею предложили посидеть и угадать, в чем секрет. Оказалось, что диванчик сделан из старого автомобильного кресла.

"Сегодня у нас по радио играли Шопена... Казалось, будто сам Шопен играет на листиках тополя... А когда радио кончилось, я все глядел на движение листиков и по-прежнему слышал Шопена".
"Родной" приемник Рига-10 пока не привезли и его заменяет другой - на таком же я в детстве слушала пластинки.

Стены столовой и кабинета украшают фотоработы Пришвина - он был страстным фотографом! Бывало, что так увлекался фотографированием каких-нибудь неприметных цветочков, например, незабудок, что забывал о гостях) Одних фотографий паутины в пришвинском архиве - более 200.

А еще Пришвин был путешественником, побывал в Сибири, Карелии, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В 1906 году Пришвин впервые увидел, как работает фотоаппарат, и заболел "светописью". Из путешествий привозил записи, сделанные карандашом - любил источить карандаш до крохотного огрызочка, меньше мизинца, и множество фотографий.
"К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство… с целью создать мало-помалу художественную форму, наиболее гибкую для изображения текущего момента жизни".

Расписной буфет, сделанный мастерами из Сергиева Посада.

Из столовой ведет дверь на веранду - место, где Пришвин любил работать больше всего. Несмотря на зиму, на то, что сейчас на веранде нет ничего - ни плетеной мебели, ни россыпи шишек, покачивающихся в кресле-качалке, там все равно как-то очень хорошо и не хочется оттуда уходить. Матвею там, например, понравилось больше всего)
"Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день. Дождь мелкий и ровный шумит по липам, идет, идет, ближе, ближе, а я сижу на веранде под крышей, читаю, пишу, а он все идет, и я знаю, что он никогда не придет к моему столику..."
С веранды видна скамейка у могилы последних собак Пришвина - Жульки и Жальки. Слева - пенек с дощечкой-стойкой для спины, на который писатель уходил поработать (особенно тогда, когда в доме было много гостей).
"Больше всего боюсь, что перестану на пнях в лесу сидеть и куплю писательский стол, стану писать на нем".
Вокруг дома - большой сад, за котором любовно ухаживала Валерия Дмитриевна. Многие деревья посажены Пришвиным, например, "елочка Васи Весёлкина". Лес начинался прямо за забором и был "вторым домом" для Пришвина. Мих. Михайлович составил специальную карту "своего" леса, расчерченную на квадраты. В этом квадрате жили белочки, в этот прибегал кабанчик, тут росли грибы...
"Моих вещей нет, но в лесу деревья, цветы, облака… Это всё моё".

На веранде Оля не отступилась от нас, пока мы не согласились сделать фото:)

В кабинете Пришвина все очень просто, даже аскетично устроено, но все равно как-то уютно и хорошо.
Письменные столы меня притягивают магнитом.
"Мой дом над рекою Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны..."

Кровать, оставшаяся от лазарета, застелена байковым одеялом. У печки - специально сооруженная для собак лежанка из металлической сетки. Выбирая дом, всегда думал о том, будет ли собакам в нем хорошо. Увлекался натаской собак всю жизнь, говорил "Собаки вывели меня в люди".
Здесь, у печки, должны быть сапоги, ружья...пока они не вернулись на своем место. Стрелял, в основном, зайцев, дичь, тетеревов. На медведей и волков не охотился: "Это похоже на убийство!".
Любил апрель: "Всё оживает, всё куда-то летит, поёт, всюду море воды… А прилетели соловьи и кукушки - весна для охотника кончилась".

В самом темном уголке - кусочек домашней фотолаборатории. В архиве - более 4 тысяч негативов, хранившихся в маленьких конвертиках, склеенных Пришвиным из папиросной бумаги, в коробочках из под сигарет и конфет. Фотоработами писателя проиллюстрированы его книги, но большинство снимков Пришвин не надеялся опубликовать при жизни.
"Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь "для себя", то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни".
"Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это не увидит. Я хочу доказывать светописью мои видения реального мира…"
В МАММ до 31 января проходит выставка Михаила Пришвина "Фотографии и дневники.1929-1936".

На кровати висит удивительная трость, которая по волшебству превращается в табурет. Устал на прогуле, воткнул трость в землю, раскрыл - и отдыхай)
Книги возили с собой из Москвы. Любимая книга Пришвина - "Всадник без головы" Майн Рида. Еще на полках стоят Блок, Горький, Мережковский, Шекспир, Лев Толстой, Шолохов, Гоголь, Достоевский, Розанов, Маяковский, тома Брокгауза и Ефрона...

В доме долго не было удобств - например, умывальника. Раковину вот подарил сосед Капица)

Интересный замок, закрывающийся при помощи ключа-стерженька.

До реставрации тут висела связка ключей с большими резиновыми игрушками вместо брелоков - чтобы помогавшая по хозяйству женщина не теряла и не путала ключи.

Оля нас очень приглашала приехать в Дунино весной, когда сад будет цвести. У музея есть активный фейсбук, в котором периодически рассказывается о предстоящих мероприятиях.

Еще одно увлечение Пришвина - автомобили.
"Какое это великое счастье - иметь возможность в любой час нащупать ключик в кармане, подойти к гаражу, самому сесть за руль, укатить куда-нибудь в лес и там карандашиком в книжке отмечать ход своих мыслей..."
"Вот погодите, придет время, все будут на машинах ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком".


"Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

Последняя запись в дневнике - за пол-дня до смерти:
"Деньки вчера и сегодня (на солнце -15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".

Деревня Успенского сельского поселения Одинцовского района Московской области. По состоянию на 2006 г. официально зарегистрированное население - 170 человек, по данным переписи 2010г - 255 чел.

"Экономические примечания" конца XVIII в. сообщают, что сельцом Дунино из 8 дворов, где проживали 36 мужчин и 31 женщина, владели Дарья и Александра Григорьевны Спиридовы, которым принадлежало соседнее село Козино на противоположном берегу р. Москвы.

Спустя полвека деревня значилась владением камер-юнкера Алексея Алексеевича Спиридова и на ее 10 дворов приходилось 20 душ мужского пола и 21 женского.

В начале XIX в., с развитием в Звенигородском уезде лесного промысла, местные жители, помимо традиционного сельского хозяйства, занялись распиловкой леса. В конце этого столетия Дунино становится местом отдыха. В 1904-1905 гг. здесь жил известный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, позднее - видная революционерка В.Н.Фигнер и биохимик академик А.Н.Бах.

Статистика 1890 г. отмечает в Дунино 76 жителей и усадьбу господина Салтыкова. Через три десятилетия, по переписи 1926 г., в деревне значилось 28 хозяйств, 139 жителей и металлоартель. Она появилась здесь в 1918 -1919 гг., получила название "Металлист" и первоначально объединила 14 кустарей. В 1921 г. она насчитывала уже 70, а в 1924 г. - 120 человек, изготовлявших металлическую посуду: кружки, чайники, кастрюли, ведра, котелки. Рядом с деревней расположились лесничество и дом отдыха Госбанка.

Послевоенная история Дунина связана с именем писательницы Л.А.Аргутинской, жившей здесь с 1947 по 1968 г. Дочь народовольца А.М.Аргутинского-Долгорукова, она была революционеркой членом партии большевиков с 1918 г., участницей Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1932 г. Люся Александровна выпускает свою первую книгу "В водовороте", а затем выходит еще несколько ее книг о воинах-защитниках Родины.

Но самую яркую и долгую память о себе оставил в Дунине замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Здесь он провел свои последние годы жизни с 1946 по 1953 г., живя в деревне с ранней весны до глубокой осени. "Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел", - писал он в рассказе "Москва-река". Дунинские годы были одним из самых плодотворных периодов его творчества. "Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день",- записывает Пришвин в своем дневнике. В Дунине мастер слова написал роман "Государева дорога", повесть "Корабельная чаща", книгу "Глаза земли", многие рассказы. Дом, в котором жил писатель, окружен старым садом, начинающимся у самых окон. Многие деревья были посажены его руками. Среди них "елочка Васи Веселкина" (героя "Корабельной чащи"), посаженная писателем в память окончания повести в 1953 г. После смерти писателя в его доме был открыт музей, хозяйкой которого до самой кончины в 1979 г. являлась вдова Пришвина - Валерия Дмитриевна. Она сама встречала многочисленных гостей из разных уголков страны, до последних дней работала над изданием трудов мужа. Ею были написаны две книги по истории Дунина. Наряду с Михайловским, Тарханами, Болдиным, Дунино вошло в плеяду литературных уголков России. Так же, как и при Пришвине, разбросаны здесь средь высоких сосен и леса деревянные домики, так же плавно несет свои воды мимо высокого ступенчатого берега Москва-река.

А вы знаете, что замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин был одним из первых, кто отреставрировал усадьбу в советские годы? Да не просто восстановил - а еще и приспособил ее под собственную резиденцию. Отношения Михаила Пришвина с усадьбой Дунино запросто можно назвать любовью с первого взгляда. Увидев бывшую дворянскую усадьбу с тенистыми аллеями и милым домом, он сразу же вспомнил свое детство, окрестности и любимое имение Хрущево.

Пришвин видел в восстановлении дунинской усадьбы не только обретение дома и акт созидания, но и возвращение к Истокам - в самом глубинном понимании этого слова. Сейчас в находится прелестный музей с мемориальной экспозицией, посвященной писателю. Кажется, что с момента ухода Михаила Михайловича из жизни здесь ничего не изменилось: все та же обстановка в доме, тот же автомобиль в гараже и атмосфера творчества, которая и сейчас явно витает над этим памятным местом.

Давайте же совершим экскурсию в Дунино и узнаем, как складывалась история этой усадьбы. Мне посчастливилось попасть в усадьбу летом и поймать невероятно сочные, очень «пришвинские кадры». Надеюсь, что просмотр фотографий дома, утопающего в зелени, румяных яблок на ветках, пестрых цветов на клумбах и пейзажей в сочно-зеленом цвете настроят вас на мысль о том, что весна уже вот-вот настанет!

Кстати: попасть на экскурсию в Дунино и другие живописные места Подмосковья можно будет уже 12 мая в рамках поездки «Усадебного экспресса»! Забронировать билет в путешествие .




Михаил Пришвин на фоне любимой усадьбы.

«Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с мос-ковской! Летом у нас два мальчика, один с нашего берега, хорошо понатужившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются. Посредине этой лески над рекой висит крючок («зазубрик»), и на этом зазуб-рике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случа-ется и плотичка, и маленький окунь. Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныряла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой».

Этими строками в своем рассказе «Москва-река» Михаил Пришвин описывал реку, протекающую рядом с его любимой усадьбой Дунино.

2. Общий вид на Дунино.

Пришвинская усадьба Дунино расположена всего в 32 километрах от МКАД. Но близость мегаполиса в озелененной и невероятно тихой деревне Дунино не ощущается вовсе. Когда-то здешние земли, как и некоторые другие особенно живописные места нашей страны, сравнивали со Швейцарией. Именно поэтому усадьба Освальдов, обустроенная здесь в 1901 году, получила говорящее название «Миловидово».

3. Главный дом.

4. Липовая аллея, которую Михаил Пришвин полюбил с первого взгляда.

Деревянный дом усадьбы расположился на высоком берегу Москвы-реки. Из его окон открывался красивейший вид на живописные окрестности. Парковая зона, которая существовала здесь еще со времен предыдущих хозяев, претерпела при Освальдах некоторые изменения

5. Михаил Пришвин лад дому вторую жизнь в годы послевоенного запустения.

После семейства Освальдов усадьбой Дунино владела семья Лебедевых-Критских. Дом в Дунино выполнял роль благоустроенной дачи вплоть до начала Великой Отечественной Войны. В страшные военные годы в дунинском доме расположился военный госпиталь. Дом сильно пострадал в военные годы.

6.

К моменту встречи с Михаилом Михайловичем Пришвиным дом был одиноким, полузаброшенным и разрушающимся. Однако, писатель сразу смог разглядеть за внешний неблагоустроенностью усадьбы настоящий Рай на земле! Старый яблоневый сад, липовые и еловые аллеи, красивая река - все это будто бы переносило его в детство и напоминала елецкие края, усадьбу Хрущево и школьные прогулки по тенистым уголкам Городского сада.

7. Ветви дунинских яблонь ломятся от ароматных плодов.

Михаил Пришвин нашел в Дунино то, что он давно искал - тишину, творческое умиротворение и атмосферу того, дореволюционного мира, которую у миллионов россиян насильно отняли. Михаила Михайловича совсем не пугали трудности, которые неизбежно возникают у каждого, кто решает восстановить усадьбу. В итоге, 13 июня 1946 года Пришвин приобретает дунинскую усадьбу. Начинается процесс реставрации, который протекает в атмосфере огромной любви.

8. Та самая Москва река, которая видна из пришвинкого домика.

Благодаря Михаилу Михайловичу дом в Дунино приобрел свою «визитную карточку» - в годы запустения в доме исчезла нижняя терраса, а верхняя уже была незастекленной, что Пришвину очень понравилось. Он называл эту террасу верандой. Веранда была любимым местом жителей дома. Здесь встречали закаты и рассветы, пили чай, общались с гостями, а главное - рождалось вдохновение, которое нашло отражение во многих произведениях Михаила Михайловича Пришвина.

9. Есть в Дунино и собственная пасека.

10. Эта усадьба словно создана для отдыха!

Михаила Пришвина, выражаясь современным языком, запросто можно назвать блогером. На протяжении многих лет он вел дневник, в котором фиксировал интереснейшие житейские, литературные и иные факты.

11. В Дунино произрастают невероятно красивые деревья.

12. Главный дом тоже утопает в зелени.

13. Веранда - самое любимое место Пришвина в доме.

Писатель так отзывался о своем новом доме: «Впервые мне удалось сделать себе дом, как вещь: она мне самому доставляет удовлетворение такое же, как в свое время поэма «Жень- шень». В литературности моего дома большую роль играет и то, что вся его материя вышла из моих сочинений, и нет в нем даже ни одного гвоздя несочиненного»

14. Перед домом расположены клембы с россыпью цветов.

15. А вот и музей!

Михаил Пришвин проводил в своем усадебном доме каждое лето. Он с нетерпением ждал этих месяцев, полных общения с природой и вдохновения. В Дунино писатель приезжал на своем любимом автомобиле «Москвич». К слову, этот автомобиль до сих пор находится в Дунино и является важной частью музейной экспозиции.

17.

18. Трости Пришвина.

Последний раз Михаил Пришвин приехал в Дунино в 1953 году. Спустя год писатель умер. Дом стал принадлежать его вдове Валерии Дмитриевне. Практически сразу после кончины писателя в Дунино из разных уголков России потянулись друзья и преданные читатели Михаила Михайловича.

20.

21. Дунинский музей был создан сразу после смерти писателя.

Радушная хозяйка с радостью принимала всех гостей. Именно так дом Пришвина в Дунино постепенно начал становиться музеем. После смерти супруги Пришвина в 1979 году дом перешел государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственного литературного музея.

23. Здесь сохранилась очень атмосферная дачная обстановка.

25. Кабинет писателя.

26. Дачная библиотека Михаила Пришвина.

По сей день музей посещают многие туристы. Здесь есть и мемориальная экспозиция, посвященная памяти писателя, и роскошная природа, и возможность посетить увлекательные интерактивные экскурсии. Здесь часто проводятся культурные мероприятия, литературные вечера и вечера памяти писателя!

29.

30. Этот вид просто сводит с ума своей красотой и органичностью!

Обязательно посетите Дунино! Эта усадьба обладает невероятной притягательностью, особенно - в теплое время года!

31. Михаил Пришвин был страстным автолюбителем. Его любимый "железный конь" - важная часть музейной экспозиции.

32. Москва-река, которую так красиво и точно описывал писатель.

Кстати: попасть на экскурсию в Дунино и другие живописные места Подмосковья можно будет уже 12 мая в рамках поездки «Усадебного экспресса»! Забронировать билет в путешествие

Музей расположен в 30 км от Москвы, под Звенигородом, на живописном берегу Москвы-реки, и представляет интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник.
«Дом смешанный двухэтажный крыт железом, коего стены низ кирпичный три аршина, а верх бревенчатый. Внутренние стены капитальные, карнизы и наличники с резными украшениями окрашенные, стены снаружи загрунтованные, полы и потолки досчатые с черным накатом, двери и оконные рамы зимние и летние сосновые, окрашенные масляной краской с лаковыми приборами. Внизу две живые комнаты и подвалы, а вверху три комнаты, передняя и кухня. Примыкают: терраса восьмиугольная двухэтажная крытая железом, на каменных столбах с деревянными полами и потолками и итальянскими окнами. Сени деревянные крытые железом с наружным крыльцом».

Так был описан дом Марии Юльевны Освальд в страховом свидетельстве, выданном 29 апреля 1901 года Московским Страховым от огня обществом покупательнице Конкордии Васильевне Критской. Известно, что дом «финляндского уроженца» владельца московской аптеки Р.А. Освальда был построен быстро: начали работы 8 марта 1900 и завершили 28 июня 1901. «Дачный дом поставили на высоком берегу Москвы-реки, с террасы открывалась впечатляющая панорама на речную долину и окрестности. Тогда же была осуществлена планировка парковой зоны. Имение получило название Миловидово». Дом, который в 1946 г. приобрел Михаил Михайлович Пришвин, изменился не сильно: исчезла нижняя терраса, а верхняя уже была незастекленной, что Пришвину очень понравилось.
И называл он террасу верандой.

Дунино, музей Пришвина

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ду́нино — музей-усадьба Михаила Пришвина.
Дом-музей Михаила Михайловича Пришвина расположен в деревне Дунино Одинцовского района Московской области, в 32 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе и в 5 км от Звенигорода на берегу Москвы-реки. Образующие берег террасы обеспечивают живописное расположение дома-музея на склонах как в сторону деревни (со стороны фасада), так и в сторону реки (северной стороной). Западнее находится Дунинский археологический комплекс.
Эта местность была широко популярна как дачная ещё в конце XIX века, называясь «Подмосковной Швейцарией». Существующий дом был построен до 1900 года и упоминается в 1899 г. как владение вдовы финского уроженца Марии Освальд. В первой половине XX века дом — владение Лебедевых-Критских. Здесь в разное время бывали на отдыхе скульптор С. Т. Конёнков, академик А. Н. Бах, народоволка Вера Фигнер, художник П. П. Кончаловский и другие. В годы Великой Отечественной войны здесь проходила линия обороны Москвы, в доме находился госпиталь, а в результате артиллерийских обстрелов дом фактически превратился в руины. В 1946 году отдыхавший в соседнем санатории «Поречье» Михаил Михайлович Пришвин по предложению жены Валерии Дмитриевны посетил Дунино и приобрел развалины дома у его у хозяйки 13 июня 1946 года.
Началось восстановление дома, в котором Михаил Михайлович проводил в последние годы жизни каждое лето. Последний раз он уезжал отсюда в октябре 1953 года. С тех пор дом навсегда оказался связанным с именем Михаила Михайловича. После его смерти 16 января 1954 года на протяжении четверти века домом владела его вдова — Валерия Дмитриевна.
Формально существуя как частный дом, фактически он превратился в музей на общественных началах. Валерия Дмитриевна хранила дом, принимала гостей, работала над подготовкой к печати неизданных работ Михаила Михайловича, «Повести нашего времени», «Осударевой дороги», «Корабельной чащи», составила и откомментировала книги «Незабудки» и «Сказка о правде», мечтала о полной публикации основного труда Михаила Михайловича — его обширных Дневников. Валерия Дмитриевна завещала дом государству и год спустя после её смерти, в 1980-м году, здесь был организован Мемориальный дом-музей писателя — филиал Государственного литературного музея.


Директором его с тех пор и до сегодняшнего дня является Лилия Александровна Рязанова. Вместе с другими научными сотрудниками она продолжает дело Валерии Дмитриевны, сохраняет дом-музей, в том числе и от частных застройщиков, в результате которой оказалась под угрозой целостность Дунинского археологического комплекса, принимает экскурсии, участвует в мероприятиях, связанных с творчеством М. М. Пришвина.
Благодаря самоотверженной работе сотрудников музея в 1991 году началось издание полного текста Дневников Пришвина. К декабрю 2011 года вышло уже тринадцать томов, охватывающих 1905—1943 годы. Музей пользуется большой популярностью: значительная часть посетителей — это отдыхающие из соседних домов отдыха, открывающие для себя совершенно непривычный облик писателя. Здесь проводятся культурные мероприятия, организуются съемки телепередач. Например, её «посетили» герои передачи «Спокойной ночи, Малыши!». Здесь же снималась программа, посвященная Михаилу Михайловичу и Валерии Дмитриевне из цикла «Больше чем любовь» телеканала «Культура».

В начале XXI века в Дунине произошли новые перемены: был воздвигнут храм во имя Архангела Михаила, отрядом «Китежъ» по берегу Москвы-реки восстановлена линия укреплений советских войск, на роднике выше по реке, в сторону Звенигорода, была устроена часовня с крестильной купелью и мемориальным крестом.

Описание усадьбы
Территория усадьбы представляет собой единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Как уже говорилось, усадебный дом расположен на склоне верхней террасы правого, высокого берега Москвы-реки, отступающей здесь от берега, так что склон обращен как в сторону нижней террасы, к деревне, так и к реке. Фасад дома обращен к деревенской улице. Дом был выстроен в конце 19 века финским уроженцем Освальдом и, вероятно, именно он принес в архитектуру дома типичные мотивы «северного модерна», характерные, например, для дач Карельского перешейка. Особое внимание обращает на себя открытая веранда, вынесенная на столбах над цокольным этажом. Территория усадьбы состоит из двух относительно автономных по своему облику частей, тем не менее составляющих единое целое.
Слева от оси вход — гостевой домик — большой дом находится благоустроенная садовая часть усадьбы, с липовой аллеей; справа от неё, в сторону реки — большая поляна, не затронутая приусадебным хозяйством. На поляне проводятся концерты и некоторые другие культурные мероприятия. Среди достопримечательностей этой части усадьбы — живописная еловая аллея и в самом углу участка — камень на могиле Джали — последней собаки Пришвина.
От входа, оформленного в виде двух белых столбов наподобие тех, которые существовали в родовом имении Пришвина — усадьбе Хрущево под Ельцом, дорожка проходит мимо малого дома, который при Пришвине был гостевым, а теперь он используется сотрудниками музея для работы. В особой пристройке к этому домику — гараж, в котором находится знаменитая машина Пришвина, входящая в состав экспозиции. По крутому склону дорожка поднимается к находящемуся практически позади дома крылечку и здесь дом из усадебного превращается в простой деревенский дом. Мемориальная часть дома состоит из прихожей, столовой, откуда есть выход на веранду, комнаты Валерии Дмитриевны, которую Михаил Михайлович в шутку называл «денщицкой», потому что из неё осуществляется вход в кабинет писателя, обращенный на луг в сторону реки. В доме сохранена типичная обстановка послевоенного деревенского дома, со всеми деталями быта, словно хозяева просто отлучились куда-то.

Окрестности усадьбы
В окрестностях дома, на высоком берегу, находится Дунинский историко-археологический комплекс с курганами вятичей, который оказался под угрозой уничтожения из-за наступления частной застройки. Вдоль берега Москвы-реки воссоздана линия укреплений советских войск времен Великой Отечественной войны. Выше по реке, на забившем здесь роднике устроена часовня с крестильной купелью и памятный крест.
Кроме того, ещё в конце XX века в самом начале улицы сохранялся дом, где жила писательница Люся Аргутинская, и немного ближе к Москве, на Дунинской дороге, металлическая артель, организованная ещё в 1920-х годах. Сейчас окрестности застроены частными домами, рядом находятся санаторий «Поречье», пансионаты «Поляны» и «Лесные дали», оздоровительный лагерь «Звенигородка» и организованный в 2011 году детский «Чудо-парк».

Пришвин в Дунино

ПРО МУЗЕЙ ПРИШВИНА
После войны в мае 1946 года Пришвин купил дом у Лебедевой-Критской и до последнего года своей жизни старался в апреле-мае приехать в Дунино и подольше не уезжать осенью.
«Стены, с которых уже стала исчезать обшивка, зияющий дырами фундамент, висевшая в воздухе веранда почти без пола и опорных столбов. Сожженные перегородки, частично двери, полы и потолки. Проемы окон уже без рам. Крыша во многих местах содрана кем-то. Победоносно и нерушимо возвышалась лишь печь, умно придуманная для быстрого обогрева всего дома». Так описывает, купленный за 50 т. дом Валерия Дмитриевна Пришвина, жена Михаила Михайловича. В 1941 г. в доме был военный госпиталь. А к концу войны пустующий дом был на грани исчезновения. Но Пришвин, оказавшись в Дунине, увидел усадьбу с липовой и еловой аллеями, остатками яблоневого сада, лес, начинающийся сразу за домом, поле за деревней, берег Москвы-реки совсем рядом. Увидел старый усадебный дом - и повеяло детством, усадьбой Хрущево под Ельцом, которую он вспоминал в своих снах. Вопреки очевидным трудностям Пришвин решился на покупку дачного дома. Удивительно, но архетип Дома в художественном мире Пришвина, охотника и путешественника, занимал очень важное место. Он понимал, что его поиски дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поиском своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в Дневнике писателя соотносится с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой - с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой состоит в возвращении «блудного сына» домой.
“Впервые мне удалось сделать себе дом, как вещь: она мне самому доставляет удовлетворение
такое же, как в свое время поэма «Жень- шень».
В литературности моего дома большую роль играет и то, что вся его материя вышла из моих сочинений, и нет в нем даже ни одного гвоздя несочиненного.
— Дневник 18 Августа 1947 —

Дом как музей
Валерия Дмитриевна рассказывала, как приехала в первое лето после кончины Михаила Михайловича, как увидела в двери записку, как, прочитав ее, поняла, что она не одна: в Дунине уже побывали его читатели…

Потом в доме шла уборка: открывали и мыли окна, снимали чехлы с мебели, выносили проветривать вещи на веранду. А записка лежала на столе как предвестник будущей судьбы этого дома. Наутро Валерия Дмитриевна вклеила ее в последнюю дневниковую тетрадку Пришвина, которую Михаил Михайлович успел пронумеровать (Д № - 121) и попробовать, не расходятся ли чернила: «А что, если в эту тетрадку делать дневниковые записи, будут размываться или нет… по-моему, хорошо, не будут…» Тетрадка стала «книгой отзывов»: в Дунино шли и шли люди, Валерия Дмитриевна их принимала. Дом постепенно превращался в музей (как тогда говорили, «на общественных началах»), образовывался круг помощников, устанавливались памятные даты, складывался стиль общения с посетителями с разговорами вокруг самовара на дунинской усадьбе. Никто и не подозревал, что в то же самое время в доме идет расшифровка и перепечатка тайного дневника, который в течение 50-лет (1905-1954) вел Пришвин. В таком статусе дом писателя просуществовал 25 лет до кончины Валерии Дмитриевны в 1979 году. По ее завещанию дом перешел государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственного литературного музея.

Первые экскурсии. Лето 1954
“Мои соседи по месту - это одни существа,
а мои соседи во времени - другие.
Время - это как свобода, место - как необходимость. Прошлое по месту - могила,
во времени - музей…
Мое будущее во времени - там, далеко.
— Дневник 23 Сентября 1939 —

Москва-река около Дунино

Дом-музей сейчас
В поисках дачи Пришвину и в голову не приходило Переделкино.
Он выбирал полумаргинальный образ жизни, чтобы свободно вести ежедневный разговор с самим собой и с будущим
читателем в дневниковой тетрадке.
В экспозиции дома-музея Пришвина представлена прижизненная обстановка летней дачи, библиотека писателя, личные вещи, охотничьи и фотографические принадлежности, машина. Многие годы экспозиция оставалась хранилищем культурной памяти, свидетельствующим о жизни и работе писателя, о написаных тут произведениях, творческих планах, стиле жизни, о друзьях дома. Однако в 1991 году мы приступили к публикации Дневника, и образ «певца природы» постепенно исчезал, а трагическая раздвоенность личности писателя стала характеристикой и его творчества, и эпохи в целом. Публикация Дневника не только углубила образ писателя, но изменила и сложившийся образ дунинского дома, который теперь осознается как культурный объект советской эпохи со всей ее парадоксальностью и сложностью. А Дневник, который здесь хранился, придает дому универсальное значение. Экспозиция усложняется, впечатление уюта и покоя оказывается обманчивым. Все становится двойственным, спорным и сложным: странный музей, в котором ничего не замерло в мемориальной неподвижности, в котором больше вопросов, чем ответов: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он все время пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где у него человек, где герои? Дом-музей отвечает на вызовы нового времени, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей пересматривается и вторгается в современную жизнь, будучи интерпретацией (remake) давно существующего музея Пришвина.

Брелоки для ключей.
“По-моему, все зависит от вкуса, от начальной заправки. Я живал в Париже - все было.
Но моя заправка, основное: люблю слушать ветер в трубе и оставаться тем, кто я есть.
Я беру устроенное: лес, поле, озера.
Лес, перо, собак.
— Дневник 1 Ноября 1924 —

Дунино
Пришвинское Дунино, военный рубеж 1941 года на берегу Москвы-реки вместе с археологическим комплексом образуют новое культурное пространство, востребованное посетителями музея. Каждый может пройти Пришвинской тропой и увидеть описанные им места.
Пришвин работал всегда и везде, никогда не расставаясь со своей записной книжкой, поэтому на усадьбе так много памятных мест, связанных с его писательством. Что уж говорить об окрестных лесах, которые он исходил с ружьем и собаками, изъездил на своем Москвиче, в которых знал все грибные и ягодные места, где его не раз замечали сидящим на пенечке и отмечающим что-то в записной книжке… Все это оживает в его дунинском дневнике и на его фотоснимках: берег Москвы-реки, заречные дали, восходы и закаты, его любимые тропинки, его любимые деревья. В последние годы меняется отношение Пришвина к природе. Дунинский хронотоп становится хронотопом жизни писателя: раньше - далекое, теперь - близкое; раньше - ощущение бега времени, «спешил, боясь опоздать», теперь - ощущение вечного во времени, «того, что постоянно бывает». Меняется положение человека в мире: «я стал, а мир вокруг меня пошел». Природа средней России оказалась очень близкой душе писателя и так же быстро стала реальностью его внутренней жизни, как дунинский дом. Ландшафт подмосковной природы и ландштафт души писателя создают уникальный культурный ландшафт, который прирастает новыми смыслами с каждым посетившим музей человеком. Это те неведомые читатели, к которым Пришвин обращался и которых становится все больше и больше.

“Не очень давно шевельнулось во мне особое чувство перехода от поэзии к жизни, как будто долго-долго я шел по берегу реки, и на моем берегу была поэзия, а на том - жизнь. Так я дошел до мостика, незаметно перебрался на ту сторону, и оказалось, что сущность жизни есть тоже поэзия.

Музей-усадьба Пришвина М.М. в Дунино. КабинетОкна кабинета выходят на лесную часть усадьбы с поляной и еловой аллеей. Здесь Пришвин работал над произведениями последних лет - романом "Осударева дорога", повестью "Корабельная чаща", дневниковой книгой "Глаза земли". В кабинете библиотека писателя. В ней хранятся первые издания его произведений на русском и иностранных языках. Здесь ранятся фотографические и охотничьи принадлежности Пришвина.

Столовая

Самая большая и светлая комната в доме с выходом на веранду - любимое место отдыха писателя. В столовой за большим обеденным столом отмечались семейные праздники, собирались друзья дома. В эти годы в Дунине бывали физик П.Л. Капица, дирижер Е.А. Мравинский, пианистка М.В. Юдина, писатели и поэты К.Федин, Вс. Иванов, А. Лахути, Ксения Некрасова, художники Р.Н. Зелинская, Г.М. Шегаль, В.М. Никольский, скульптор Лина По. На стенах многочисленные фотографии работы Пришвина.

Музей-усадьба Пришвина М.М. в Дунино. СтоловаяНа столе стоит самовар - Пришвин любил вставать рано утром (3-4 часа утра) и работать "на зорьке". Во время работы он любил пить чай из этого самовара. В центре комнаты стол, сколоченный из дерева. На столе мемориальная скатерть (вышита матерью В.Д. Пришвиной). В правом углу кресло, сделанное из сиденья автомобиля (Пришвин был большим любителем автомобилей). На кресле покрывало, вышитое матерью Пришвина.

Есть в столовой несколько дорогих реликвий, связанных с имением Хрущево под Ельцом, где Пришвин родился: этюд 1913 года "Вид с веранды хрущевского дома" работы двоюродной сестры Пришвина М.Игнатовой, вышитая матерью Марией Ивановной Пришвиной дорожка с надписью "Чем более гляжу, тем более в тебе приятства нахожу" и старинная кофемолка.

Музей-усадьба Пришвина М.М. в Дунино. Портрет В.Д. ПришвинойНа стене висит портрет 1947 года жены писателя В.Д. Пришвиной. Портрет написан двоюродной сестрой Пришвина М. Игнатовой.

Пришвин фотографирует
Комната В.Д. Пришвиной

Находится рядом с кабинетом. Пришвин в шутку назвал комнату "денщицкой". Здесь письменный стол с пишущей машинкой, полка с любимыми книгами по философии, поэзии, книги по садоводству, которые покупал Пришвин в годы ее страстного увлечения садом.

На кровати старинное покрывало. Сотрудники музея сказали нам, что судя по рисунку, покрывало было сделано до реформы 1861 года.

В гараже, во дворе дома-музея, стоит автомобиль Москвич - любимый автомобиль Пришвина.

ПРИШВИН В ДУНИНО
Почти десять лет подряд, с 1946 по 1954 годы, писатель Михаил Пришвин проводил лето в подмосковной деревне Дунино.Сюда стоит приехать ради того, чтобы известный по школьной программе «певец природы», автор повестей и рассказов «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Журка», открылся как философ, путешественник, военный корреспондент, фотограф, а главное - летописец своего времени. Корреспондент Одинцовского информагентства побывала в доме Пришвина, где сейчас находится филиал Государственного литературного музея.

Дом над рекой
«Мой дом над рекой Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны», - так писал Михаил Пришвин о своей даче в деревне Дунино.
Отдыхая в санатории «Поречье», он присмотрел этот дом, построенный в стиле финского модерна. Больше всего его внимание привлекала оригинальная семиугольная веранда с конусовидной крышей. Именно она стала любимым местом работы и отдыха Михаила Михайловича.
Кстати, экскурсовод расскажет, что в конце 18 века домом владела «жена финляндского уроженца» Мария Освальд. С 1901 года усадьба с домом принадлежала семье Лебедевых-Критских. В 20-30-е годы у них бывали народовольцы, в частности Вера Фигнер, приезжали скульпторы Коненков и Голубкина, художник Кончаловский и многие другие.
В истории дома есть и страница, связанная с Великой Отечественной войной. Через Дунино проходила линия обороны Москвы. В доме находился эвакуационный госпиталь. В результате артиллерийских обстрелов дом фактически превратился в руины, но веранда уцелела. Таким в 1946 году его и приобрел Пришвин.


Дневник - опасное дело
Самая большая и светлая комната в доме - это столовая. «Жизнь в Дунино была напряженной. Хозяин вставал в пять утра, ставил самовар и за стаканом чая начинал вести дневник», - говорит научный сотрудник музея Мария Орлова, показывая экспозицию.
Оказывается, Михаил Михайлович каждый день делал записи. Учитывая политическую обстановку в стране, делать это было крайне небезопасно. Сам он говорил: «За каждую строчку моего дневника — десять лет расстрела». Первые записи датированы 1905 годом, последние сделаны незадолго до его кончины 16 января 1954 года. Сам писатель никому, кроме своей второй жены Валерии Дмитриевны, не показывал свои дневники - а это 120 толстых тетрадей. Он хранил их в двух больших ящиках, которые стоят в столовой.

Знакомиться с их содержанием приезжают не только пришвиноведы. Они стали интересны и историкам, и режиссерам. Дневники - это единое литературное произведение, где каждый день отображен через исторические факты и впечатления художника. Сам Пришвин написал: «Мне выпало на долю счастье заниматься самым увлекательным и самым опасным делом - быть писателем».
В правом углу столовой - кресло, сделанное из сиденья автомобиля. Рядом - радиоприемник «Рига - 10». В расписном буфете - посуда. На стене - ключи с забавными брелоками в виде детских игрушек: два медведя - от подвалов, рыбка - от водяной скважины, зайчик - от лесной калитки. Такую систему хранения ключей придумала жена писателя.
Михаил Пришвин родился в имении Хрущево под Ельцом. Сохранилась лишь одна вещь, привезенная из родительского дома - кофемолка, стоящая на буфете.

Столовая Пришвиных была местом притяжения для друзей семьи. В доме часто бывали физик Петр Капица, дирижер Евгений Мравинский, пианистка Мария Юдина, писатели и поэты Константин Федин, Всеволод Иванов, Абулькасим Лахути, Ксения Некрасова, художники Раиса Зелинская, Григорий Шегаль, скульптор Лина По.

Среди фотографий и картин, развешенных на стенах столовой, невозможно не отметить портрет Валерии Дмитриевны Пришвиной - друга, соратника и жены писателя.


Две «звезды»
К Пришвину поздно пришла настоящая любовь. Хотя именно первый любовный роман с Варварой Измалковой, окончившийся неудачей, стал толчком к писательской деятельности.
«Он переживал разрыв, чувствовал, что скатывается к душевной болезни, была мысль о самоубийстве. Работа агронома была связана с частыми переездами. Как-то, сидя в поезде, «накатило» тяжелое ощущение, он взял бумагу и начал писать. Когда набросал, ему стало легче. Второй раз писал в станционном буфете…», - рассказывает экскурсовод, показывая фотографии Варвары Измалковой и молодого Михаила Пришвина.

После этой неудачи был мезальянс с помощницей по хозяйству Ефросиньей Павловной Смогалевой, которая родила ему сыновей. Но настоящее чувство он испытал только встретив Валерию Дмитриевну Лебедеву. Они встретились 16 января 1940 года. Секретарь, которую он нанял по рекомендации для приведения в порядок своих дневниковых записей, стала его истинной любовью.

«В моей жизни было две «звездных встречи» — «звезда утренняя» в 29 лет и «звезда вечерняя» в 67 лет. Между ними 36 лет ожидания», - пишет Пришвин.

В маленькой проходной комнате Валерии Дмитриевны - «денщицкой», как называл ее писатель, уместились лишь узкая кровать, письменный стол, на котором рядом с пишущей машинкой фирмы Mercedes стоят шкатулочки дореволюционного времени. На стене - книги по философии, сборники стихов и брошюры по уходу за садом.

В рамочке четыре крошечных фотографии дорогих для Валерии Дмитриевны людей. Этот маленький «альбом» она всегда носила в сумочке. На снимках - отец, офицер царской армии, расстрелянный в 1918 году; мать - бывшая дворянка; муж - Михаил Михайлович Пришвин. На четвертой фотографии первая любовь Валерии Дмитриевны - молодой человек, избравший путь служения Богу и расстрелянный за веру в 1930 году. Она сама была истинно верующим, православным человеком, за что была в свое время репрессирована. По важным случаям в доме Пришвина доставали икону Божией Матери, оставшуюся от прежних хозяев дома и найденную на чердаке. Сейчас она висит на стенке платяного шкафа.


Кабинет писателя, фотографа, путешественника
Святая святых музея - это, конечно, кабинет писателя. Здесь он работал над произведениями последних лет - романом «Осударева дорога», повестью «Корабельная чаща», дневниковой книгой «Глаза земли». На массивном столе портрет матери - Марии Ивановны Пришвиной.
Кстати, почерк у Пришвина очень неразборчив. Привлекает внимание лампа. Абажур для нее сделала подруга Валерии Дмитриевны. Между двумя слоями марли проложены листья клена. Здесь же можно прикоснуться к клавишам печатной машинки писателя.

В пришвинской библиотеке основное место занимает энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, на полках - Толстой, Достоевский, Шолохов, Маяковский. Тут же первые издания произведений Пришвина на русском и иностранных языках. На видном месте томик Майн Рида. «Всадник без головы» - любимая книга с детских лет, когда-то вдохновившая будущего писателя с гимназическими друзьями на побег в Азию. На протяжении всей своей жизни Пришвин много путешествовал. В кабинете можно увидеть и его походный саквояж.

В углу на самодельном столике все, что связано с другим увлечением Михаила Михайловича - фотографией. Его первые снимки украсили изданную после первого путешествия на север книгу «В краю непуганых птиц».
«Сохранилось порядка 4 тысяч негативов. Среди них есть пейзажные снимки, а есть и уникальные репортажи. Например, рискуя жизнью, в 1930 году он создает фотоцикл «Когда били колокола…» об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры. 200 негативов были спрятаны в железной банке из-под чая и сохранились до нашего времени», - рассказывает экскурсовод. Фотоаппараты (их несколько), фотоувеличитель, бачки для проявки пленки - все так, как было при хозяине кабинета.
Об охотничьих пристрастиях Пришвина свидетельствуют пара ружей, сапоги, ягдташ и собачья лежанка. Говорят, Пришвин проходил в день по 15-20 километров, иногда останавливался и делал записи в записную книжку.

Среди мебели, стоящей в кабинете, железная кровать, доставшаяся «в наследство» от военного госпиталя, непривычно маленькая по длине. Оказывается, в то время стандарты на эту мебель были на 20 сантиметров меньше сегодняшних. Посетителям показывают трость-стул, «ваньку-разувайку» и еще много других интересных вещей.

Дом окружает яблоневый сад. На территории усадьбы стоят вековые липы и ели. Сейчас все в снегу. Но как красиво здесь должно быть весной и летом! На лугу построена летняя веранда, где проходят концерты.

Жена писателя завещала дом государству. Она была моложе Пришвина на 27 лет и пережила мужа на 25 лет. После ее смерти, в 1980 году, был организован Мемориальный дом-музей писателя. С тех пор его неизменным директором является Лилия Александровна Рязанова. Еще при жизни Валерии Дмитриевны более десяти лет занималась обработкой архивных материалов, составляла описание библиотеки Пришвина.
«Мы в течение 20 лет являемся главными издателями закрытого архива Пришвина. В этом году надеемся завершить 18-й том дневников. Второй год на Facebook идет проект «Дневник Пришвина»: на текущую дату выкладывается запись, которую сделал писатель того же числа в какой-либо год своей жизни. В этом нам помогает дизайнер, друг нашего музея Андрей Франкфурт. Это привело в музей очень много молодых читателей. Так как по завещанию жены писателя я являюсь наследницей семьи Пришвиных, сюда часто приезжают представители издательств, чтобы получить у меня разрешение на издание произведений Михаила Пришвина», - рассказывает директор.

Сотрудники музея не только проводят экскурсии по дому, но и выступают с лекциями в разных других уголках России и за рубежом, открывая Пришвина для всего мира.

В музее, кроме Лилии Александровны, работают четыре научных сотрудника. Более 40 лет трудится здесь главный специалист по творчеству Пришвина - издатель, автор вступительных статей к собраниям дневников Яна Зиновьевна Гришина. Двадцать лет ведет экскурсии Мария Орлова. В музей не так давно пришли два новых сотрудника - Ирина Камышникова и Ольга Андреева. В 2014 году музей посетили более 6,5 тысяч человек.

«Наш музей готовится к реконструкции. Дом какое-то время будет закрыт, но экскурсии будут проводиться на территории усадьбы», - говорит Лилия Александровна. Сайт музея сейчас тоже в стадии переоформления, поэтому информацию о начале реконструкции можно будет увидеть на сайте Государственного литературного музея.

БИОГРАФИЯ ПРИШВИНА
Пришвин Михаил Михайлович (1873 — 1954), прозаик.

Родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

В 1883 поступает в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан «за дерзость учителю», заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.

В 1893 поступает в Рижский политехнический институт, где увлекается идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

В 1900 — 02 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в журнале «Родник» в 1906. Оставив свою профессию, становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги «В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908). Становится известным в литературных кругах, сближается с А. Ремизовым и Д. Мережковским, а также с М. Горьким и А.Толстым.

В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были «натписаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 —.

В годы первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России. В эти же годы он писал автобиографический роман «Кащеева цепь», начатый им в 1923, над которым работал до последних дней.
В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написал в повести «Неодетая весна». В годы Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях» (1943), «Повесть нашего времени» (1945), сказку-быль «Кладовая солнца». В последние годы жизни много сил и времени отдавал дневникам (книга «Глаза земли», 1957).
В возрасте 81 года М. Пришвин умер 16 января 1954 в Москве.

Где находится, как доехать:
Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине
Отдел Государственного Литературного Музея
Московская область, Одинцовский район,
деревня Дунино, дом 2
+7-926-014-66-21
+7-903-711-05-61
[email protected]

Как добраться
Своим ходом:
Метро Молодежная, выход из первого вагона от центра, из стеклянных дверей направо, проходите сквозь торговый комплекс Трамплин и выходите на площадь с маршрутными такси, вам нужен маршрут №121 до конечной остановки «Лесные дали», далее 20 минут пешком до деревни Дунино по указателям, смотрите схему ниже. Время в пути от метро Молодежная 80-90 минут.
На машине:
Рублево-Успенское шоссе А-106 до конца, далее по схеме.
Проезд из Звенигорода, только через Николину гору.
Координаты GPS: Широта 55*43"20" / Долгота 36*56"15"
Пункт назначения для навигатора Дунино.

Недалеко от музея Пришвина есть пансионат, где можно остановиться. На самом деле, недалеко располагаются три таких заведения - пансионат "Поляны", пансионат "Лесные дали", пансионат с лечением "Назарьево". Все они принадлежат ФГБУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации. Наиболее близкий к музею пансионат "Поляны". Оформлять путевку и оплачивать нужно в административном корпусе "Лесные дали" (находится в 2 км. от музея). Мы останавливались в пансионате "Поляны". Пансионат с огромной территорией. Здесь можно взять на прокат велосипеды, роликовые коньки. В пансионате есть свой аквапарк, баня, пляж на Москве реке, теннисные корты, футбольное поле и т.д.

Часы работы
Музей работает с 11:00 до 18:00,
в четверг с 13:00 до 19:00.
Понедельник - выходной.
Последний день месяца - санитарный.

машина Пришвина в дороге

Окрестности музея
Пришвинская тропа вверх по течению Москвы-реки
Кроме мемориального дома и усадьбы Михаила Пришвина в Дунине можно увидеть недавно выстроенную часовню Архангела Михаила - часть мемориального комплекса, посвященного началу наступления Красной армии в декабре 1941 года под Москвой. В витринках артефакты Отечественой войны, которые на протяжении стольких лет хранила дунинская земля, на берегу восстановленный окоп и землянка. Можно пройти по Пришвинской тропе вверх по течению Москвы-реки вдоль археологического комплекса до источника Иоанна Предтечи и окунуться в ледяную целебную воду. Тропинка идет по живописному берегу реки - любимые, исхоженные писателем места, которые мы видим на его фотоснимках, о которых читаем в Дунинском дневнике.

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-m-prishvina/
http://www.prishvin.ru
http://www.museum.ru/
Пришвина В. Д. Наш дом. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 336 с. — 100 000 экз. (обл.)
Пришвина В. Д. Пришвин в Дунине. — М.: Московский рабочий, 1978. — 160 с. — 50 000 экз. (в пер.)
Пришвина В. Д. Наш дом / Худож. В. Павлюк. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 336, с. — 100 000 экз. (в пер.)
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.

Вложение Размер
361.66 КБ
603.98 КБ
83.69 КБ
248.85 КБ
333.57 КБ
685.46 КБ
451.31 КБ
32.46 КБ
507.87 КБ
259.08 КБ
212.26 КБ
173.16 КБ

Как-то раз, в один из погожих майских дней, пригласил меня Лев Николаевич Толстой в свое имение в Ясной Поляне на чашечку чая. Приехал я из Москвы не…

  • В гости с дроном к Якову Брюсу в усадьбу ГЛИНКИ, Московская область

    Главный дом сподвижника Петра I Якова Брюса в усадьбе Глинки был построен в 1727-1735 гг. и является старейшим сохранившимся усадебным домом в…

  • В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО

    В общении хозяин усадьбы Абрамцево, промышленник и меценат Савва Мамонтов, признался, что за несколько лет активной художественной жизни в…

  • В гости с дроном к селекционеру Н.Я. Никитинскому в усадьбу Костино, Рязанская область

    Дом в неоклассическом стиле на высоком берегу Оки, вдалеке Рязань. Я приехал в гости к владельцу усадьбы и селекционеру Н.Я. Никитинскому. Николай…

  • В гости с дроном к С.А. Есенину в усадьбу Константиново, Рязанская область

    Поэт-романтик, поэт-хулиган Сергей Александрович Есенин пригласил меня на свою Родину, в прекрасное Константиново, снять наступающую весну с…

  • В гости с дроном к М.И. Кутузову в усадьбу Большие Вяземы, Одинцовский район, Московская область

    Шел 1812 год. Мы с дроном прибыли в усадьбу Большие Вяземы, где остановился великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. По заданию…

  • В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

    Совсем недавно, на масленицу, Федор Иванович Тютчев пригласил меня с дроном в усадьбу Мураново, но, к сожалению, обещания не сдержал и сам не… В гости с дроном к Д.И. Менделееву в усадьбу БОБЛОВО, Московская область, Клинский район

    Перед падением квадрокоптера в Ингушетии возле горы Менделеева, Дмитрий Иванович, великий химик и создатель периодической таблицы элементов…