Семья и Дети

Инь и ян в китайской культуре: А. Маслов

Теория Инь-Янь – это одна из главных теорий всех древних китайских учений. Традиционная китайская медицина, древние боевые искусства, Феншуй и вся космология даосизма основывается на динамике Инь и Янь.

Согласно данной теории все во Вселенной состоит из двух противоположных, но глубоко взаимосвязанных между собой начал – Инь (женское) и Янь (мужское).

Взаимодействие этих двух сил создает сущность жизни вокруг нас. Одно не может существовать без другого, так как в их кажущемся противодействии, они глубоко поддерживают и питают друг друга.

Символ тай цзи

Одно из самых распространенных изображений гармоничного взаимодействия Инь и Янь – это символ тай цзи, где черный цвет - женская энергия Инь, белый – мужская энергия Янь.

  • Энергия Инь – мягкая, медленная, рассеянная, влажная, пассивная и тихая. Подумайте о ритме и сущность женской энергии – мягкость воды, загадочность луны, темнота черной земли и глубокая тишина ночи.
  • Сила Янь выражена качествами, противоположными энергии Инь. Это огненная прямота солнца, агрессивная скорость гоночных машин, твердая каменная поверхность гор, сфокусированная энергия лазерного луча.

Практика использования Инь-Янь в доме

Поскольку в доме должна быть сбалансированная энергия Феншуй для поддержки вашего благосостояния, важно понимать, как применять теорию Инь-Янь на практике.

Инь (пассивная энергия) – это в Феншуй энергия расслабления, которая нужна вам в спальне или в ванной комнате. Инь – это спокойные цвета вокруг вас, мягкая музыка, звук воды и произведения искусства, которые успокаивают и умиротворяют.

Янь (активная энергия) характеризуется в Феншуй сильными, вибрирующими звуками и цветами, ярким светом, энергией, движущейся вверх и так далее. Такая энергия нужна в офисе или рабочем кабинете, в кухне, на вечеринке среди друзей.

Энергии Инь и Янь не могут существовать в изоляции, они определяют друг друга, поскольку одна всегда является условием существования другой. Это четко отражается в символе Инь Янь, где одна энергия порождает другую и этот процесс бесконечен.

Гармония энергии

Дом с хорошим Феншуй должен иметь гармоничный ритм обеих энергий – пассивной и активной, как в символе Инь Янь. В Западной культуре мы, как правило, испытываем дисбаланс энергий Феншуй. Мы живем в постоянной гонке, что усиливает энергию Янь и значительно ослабляет (или полностью подавляет энергию Инь).

Поэтому так важно создать дом, в котором бы отображался баланс энергий Инь и Янь, как в символе тай цзи. Понятно, что всегда будет преобладать одна энергия, обусловленная местом в доме, но, тем не менее, обе стихии должны быть представлены.

Как уже было сказано, в вашей спальне должна преобладать расслабляющая энергия Инь для вашего восстановления, поэтому нужно избавиться от всех доминирующих яньских элементов в спальне, например телевизор, тренажеры или офисные принадлежности.

Энергия Инь должна быть преобладающей в спальне, но сила Янь также должна присутствовать, например, через красные свечи, яркие мелочи, чтобы сбалансировать глубокие цвета. Тот же самый принцип нужно применять и к ванной комнате.

С другой стороны, гостиная, рабочий кабинет, кухня – это те места, которые только выиграют от присутствия энергии Янь. Выбирайте для этих комнат энергичные цвета , живую музыку и различный Феншуй декор для создания энергии активного качества (семейные фото, книги, игры и так далее). Для балансировки энергия Инь может быть представлена в таких местах несколькими картинами, элементами глубоких цветов, комфортными мягкими креслами.

Это всего лишь примеры, и вы сами должны чувствовать качество энергии в собственном доме и следить за балансом Инь и Янь , чтобы жить здоровой, полноценной жизнью.


Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле... Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь... Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает...
«Ней-цзин»

В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян («тай цзы», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображали в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян».

«Концепция инь и ян — двух противоположных и взаимодополняющих начал — пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную схему взаимоотношений между человеком и духовным миром... Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами и внешнего мира, и мира внутри себя». (А. Маслов)

По представлениям древних китайцев, все проявления Дао порождены динамическим чередованием и взаимодействием этих противоположных сил. Разделению Неба и Земли предшествовало состояние первозданной целостности мира. Этот исток всего сущего назывался Хаосом («хунъдунъ») или Беспредельным («у цзи»). Чтобы началось создание мира, хаос должен был дифференцироваться. Прежде всего, он распался на два основных элемента — ян и инь. Взаимодействие этих элементов привело к образованию предметов видимой природы.

«Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в „И цзине“) — и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные склоны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга; с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона». (А. Маслов)

С эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю — инь. «Ци Неба и Земли, собираясь, образует единство, а разделяясь, образует инь и ян», — гласила традиционная формула. Солнце и Луна, «Тай Ян» и «Тай Инь», Великий Ян и Великий Инь, образуют пару противоположностей, дающих начало формам Неба.

Уже в древности ян и инь дали жизнь целому ряду космологических символов. Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, духом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной, нечетными числами. Ян символизирует все светлое, сухое и высокое: гора, небеса, солнечные животные и птицы. Инь — это изначальные воды, пассивное, женское начало, луна, душа, глубина, отрицательное, мягкое и уступчивое, север, тьма, смерть, четные числа. В области человеческого мышления инь — это интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь — неподвижность погруженного в созерцание мудреца, ян — созидательная деятельность правителя. Контраст инь и ян не только является принципом, организующим всю китайскую культуру, но также отражается в двух основных философских направлениях Китая. Конфуцианство отдает предпочтение всему рациональному, мужскому, активному. Даосизм же, напротив, предпочитает интуитивное, женское, мистическое.

Крайнее ян и крайнее инь соотносятся со стихиями Огня и Воды. Цикл их взаимных превращений включает две промежуточные стадии, символизируемые стихиями Металла и Дерева. Образуется круг трансформаций инь и ян, имеющий, как любая окружность, свой центр. Эмблемой центра выступает стихия Земли. Так Великий Предел разворачивается в пятеричную структуру, которая объединяет в себе двоичность инь-ян и триаду творения, а потому является емким символом мироздания.

Одно из важнейших понятий традиционного китайского мировоззрения — сань цай — «три материи», «три дара», «три богатства»: Небо, Земля и соединяющий их Человек. В цикле своего развития Хаос порождает два начала мироздания — Небо и Землю, а получает завершение в Человеке. В «Дао Дэ Цзин» сказано: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает всю тьму вещей». Человек, по китайским понятиям, стоит в центре мироздания, на нем замыкается, им держится мировой поток бытия. «Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего в себя и макрокосм, и микрокосм, в „Каноне Перемен“ следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей... В той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль». (Гельмут Вильгельм, «Перемены»)

Таким образом, все сущее есть не что иное, как превращение единого потока бытия, проекция Великого Пути, в конечном счете — «превращенное единое». Оба начала — инь и ян — включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.

Символ Инь Янь пришел к нам из древней китайской философии. Он означает единство противоположностей, темного и светлого, мужского и женского начал. Толкования и даже название этого знака менялись на протяжении столетий, в разных философских школах ему приписывали новые способности.

Как выглядит символ

Схема символа простая. Главным элементом является круг. Это знак бесконечности или вечного существования нашего мира. Посредине круга идет волнистая линия, которая разделяет его на 2 симметричные и равные половины. Цвета у них контрастные: черный и белый. Именно они символизируют 2 противоположности, которые взаимодействуют между собой, создавая единое целое.

Непосредственно знаки Инь и Ян напоминают двух рыбок. С одного конца они заужены, а с другого расширены. На расширенной части есть «глаз» противоположенного цвета. Согласно одной трактовке, это означает, что Инь видит мир глазами Янь и наоборот. По другим объяснениям, в каждом знаке есть зародыш противоположенного. Символы влияют друг на друга.

Фигуры не статичные, они постоянно двигаются по кругу. Сначала белое поле находится на пике, а черное отступает, затем чёрное возносится, а белое опускается. Изначально это изображение показывало гору, один склон которой освещен солнцем, а другой находится в тени. Небесное светило движется, и свет перемещается с одной стороны холма на другую.

Встречаются и более древние рисунки этого знака. Они состоят из нескольких кругов, наполовину черных, наполовину белых. Центральный круг абсолютно белый. Также встречаются изображения, где «глаза» двух противоположенных стихий соприкасаются в центральной части.

Известный всем нам символ появился в эпоху Чжоу Дуньи, когда в моду начало входить неоконфуцианство. Иногда на амулетах пишут иероглифы, обозначающие «Инь» и «Янь»

Философское значение символа

Знак Инь Янь - это целая философия, которая в Китае определят мировоззрение местных жителей. На ней основана власть, взаимоотношения в обществе и семье, религия. Система насчитывает уже несколько тысячелетий. Согласно легенде, она вечна.

Немного истории

Первые упоминания о загадочном знаке находят в трактате «Книга перемен» или «И-цзин», который был написан в VII веке до н. э. Некоторые исследователи возводят его корни к индуизму и буддизму, откуда китайцы взяли идею 3 мандал. Согласно древним учениям, Инь и Янь символизируют мироздание, космос и главный закон единства противоположностей. Они взаимодействуют между собой, порождая могущественную энергию Ци.

Китайцы представляли, что до сотворения мира вокруг был Хаос, наполненный энергией Ци. Затем Земля и Небо были разделены. Этот момент и запечатлен на двухцветной эмблеме. Но в сущности она является трехчленной, ведь между Землей и Небом стоит человек, который является центром мироздания и соединяет в себе две противоположенные сущности. От взаимодействия 3 сил: Земли, Неба и человека - возник весь окружающий мир.

Символ отразился и в 2 основных китайских философско-религиозных системах. Конфуцианство ассоциируется с мужским началом Янь. Это рациональная система, которая стремится улучшить мир через знания, традицию, твердые убеждения. Даосизм - мистическая религия, основанная на интуиции и чувствах. Она является воплощением женского начала.

Философские системы

Первоначально символ был тесно связан с физическим миром, в японском учении до сих пор остается такая концепция. Затем китайская философия пошла по пути метафизического понимания единства противоположностей.

Тесно связаны с физическим миром 5 традиционных стихий:

  • Огонь;
  • Дерево;
  • Земля;
  • Металл;
  • Вода.

Первые две считаются стихиями Янь. Огонь располагается в центре белой части круга, дерево - в хвосте Янь. Металл расположен в хвосте Инь, а Вода - на вершине черной половины круга. Центральная разделяющая линия имеет обозначение Земли, объединяющей все стихии в единое целое. Иногда 5 стихий размещают на вершинах пентаграммы.

С метафизической точки зрения 2 символа означают противоположенные стихии и понятия. Чаще всего слышно, что Янь - это мужское начало, а Инь - женское. Но понятия эти более глубокие. Янь означает:

  • свет, Солнце, тепло, юг;
  • гору, Небеса, высоту;
  • активное мужское начало;
  • твердость, камень, непроницаемость, силу;
  • рациональное мышление;
  • нечетные, положительные числа;
  • животное Дракон.

Символ Инь имеет другие, противоположенные значения:

  • темнота, Луна, холод;
  • долина, вода, Земля;
  • пассивное женское начало;
  • мягкость, уступчивость, слабость и покорность;
  • интуиция, душа, мистика;
  • четные, отрицательные числа;
  • животное Тигр.

Иногда этим двум началам приписывают моральные категории: добро и зло, честь и подлость. Но такой расшифровки следует остерегаться. В Китае и Японии Инь и Янь - это не положительные и отрицательные качества человека или общества. Всем нам нужны свет и тьма, холод и тепло, интуитивное и рациональное мышление. Эти явления дополняют друг друга и создают гармонию в мире, потому моральных оценок им не дают.

Символы в фэн-шуй

Знак Инь Янь имеет значение и в фэн-шуй, ведь это старинная система обустройства пространства дома, которая родилась в Китае. Основная цель использования символа - достичь гармонии в жилище, обеспечить всем обитателем идеальный баланс между покоем и активностью, отдыхом и работой, построить хорошие отношения друг с другом.

Обе энергии во всех помещениях дома должны быть сбалансированными. Плохо, если одна из них сильно подавляет другую. Но некоторый перевес в определенных зонах стоит обеспечить. Энергия Янь наполняет места, где люди работают, общаются. Ее сила важна для рабочего кабинета, гостиной, кухни. Акцент на этом начале делают в офисах, на производстве. Инь присутствует в зонах отдыха: спальне, ванной. Женское начало усиливают в таких общественных местах, как гостиницы, курортные отели, сауны, спа-салоны.

Как активизировать 2 энергии в доме? Мужское активное начало обозначает:

  • Светлая отделка стен, мебели, кроме чистого белого цвета.
  • Яркие картины в теплых тонах (красные, желтые, салатовые).
  • Активная вода: журчащие фонтаны, аквариумы, изображение водопада.
  • Часы, музыкальные центры.
  • Фото близких, занимающихся спортом и другими активными вещами.

В зоне отдыха должна преобладать энергия Инь. Вот ее символы:

  • Отделка в мягких холодных тонах: синем, голубом, сером.
  • Картины, изображающие горы, долины, пустыню, спокойное озеро, ночной пейзаж.
  • Мягкая мебель с плавными линиями, без острых углов.
  • Приглушенный свет.

При выборе места для строительства дома также учитывают взаимодействие 2 энергий. Инь преобладает возле леса, спокойного озера или пруда, кладбища, больницы. Янь - на открытом пространстве, рядом с горами, возвышенностями, офисными и торговыми центрами, заводами, фабриками, горными реками.

Если дом стоит на территории с пассивной энергетикой, его обитателей ждут неудачи, печаль, депрессия. При слишком активных воздействиях трудно будет найти покой. Между членами семьи часто возникают ссоры, непонимание, потому советуют выбирать место, где присутствуют обе энергии в равном количестве.

Талисманы Инь Янь

Амулет с изображением Инь и Янь помогает найти гармонию в жизни. Он уравновешивает обе энергии и сущности. В каждом человеке есть и мужские, и женские черты, которые символизирует талисман. Они выражены по-разному, независимо от пола. Если носить украшение с изображением китайского символа, оно будет усиливать слабые и подавлять слишком сильные черты характера.

Талисман делают своими руками, покупают или получают в подарок. Путь получения не имеет значения. Перед тем как надевать, его настраивают на владельца. Амулет кладут в чистую родниковую воду или соль, держат там на протяжении суток. Только после этого он становится настоящим оберегом для своего хозяина.

Также рекомендуют свои способы активации для каждого знака Зодиака. Представителям стихи огня (Овен, Лев, Стрелец) необходимо семь раз пронести талисман над пламенем свечи. Для земных знаков (Телец, Дева, Козерог) подойдет земля: амулет опускают в цветочный горшок или прикапывают в саду на 7 часов. Воздушным знакам (Близнецы, Весы, Водолей) рекомендуют 7 раз обкурить украшение благовониями. Водным (Рак, Скорпион, Рыбы) - 7 раз опустить в сосуд с водой.

Большой силой обладает кулончик, медальон или подвеска, которая располагается ближе к сердцу и энергетическому центру тела. Она оказывает мощное влияние на физическое и духовное состояние человека. Женщинам подходят серьги, а мужчинам - запонки. Кольцо или перстень - не самый удачный вариант. Такое украшение носят на пальце одной руки, что создает дисбаланс. Браслет действует похоже, но можно надеть их 2: на левую руку и правую ногу или на обе руки.

Специалисты по фэн-шуй советуют поставить фигурку, монету или брелок с изображением Инь Янь в центр квартиры, чтобы сбалансировать энергетику дома. Она защитит всех обитателей от крайностей в поступках, излишней активности и праздной неги. Отношения в семье наладятся, появится возможность решить сложные вопросы.

Рекомендуют одевать кулон из золота с символом Инь Ян новорожденному ребенку и его матери на шею. Тогда связь между ними усилится, а малыш вырастет спокойным и самодостаточным. Влюбленные тоже часто носят похожее украшение, разламывая его на 2 половинки. Это неудачное решение: знак не стоит разделять. Если паре так нравится, мужчине лучше носить женский символ, а женщине - мужской. Так у двоих половинок одного целого улучшится взаимопонимание.

Инь Янь и наша жизнь

В нашей жизни одни события сменяют другие, мы движемся от рождения к смерти, через целую серию преображений. Чтобы достичь гармонии в отношениях с другими людьми и самим собой, надо принимать как должное все, что с случается, стараться впускать к себе разносторонние вещи и знания. Например, мы не можем обойтись в своем рационе без холодной и горячей пищи, растительных и животных продуктов, потому монодиеты нарушают внутренний баланс и вредят здоровью.

Для достижения благополучия нужно много работать и быть активным. Но постоянная спешка, стремление к успеху истощает силы. действительно удачливые люди умеют правильно распределить свое время, уделять минуты для отдыха. Чем больше мы работаем, тем больше времени следует оставлять для себя, семьи, общения с природой и высшими силами. Стремиться советуют к простой гармоничной жизни, а не к излишествам.

Если жить по принципу Инь и Янь, всегда носить с собой амулет, легко сделать свою жизнь счастливой. Нельзя слишком сильно увлекаться даже хорошими вещами. Запрещено допускать в свое сердце гнев и злость. Советуют находить компромисс в любой ситуации и смотреть на проблемы глазами оппонента. Мужчине и женщине нельзя забывать, что в них есть оба начала, а значит, взаимопонимания достичь не так уж и трудно.

Скрытый смысл инь и ян

Что означает знак инь янь

Легенда о Инь Янь

Заключение

Людям западной культуры не всегда легко понять и принять китайскую философию. Для многих восточная символика выглядит, как экзотическая сказка. Но в последние десятилетия на Западе начали увлекаться этой древней философской и религиозной системой. В ней находят сотни способов для духовного роста и саморазвития, улучшения качества жизни. Чтобы постичь весь смысл и тонкости Востока, его изучению посвящают не один год.

陰陽 In yō, ин-ё ) - этап исходного космогенеза в представлении китайской философии , приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов - светлого и тёмного.

Происхождение

По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова , символизм инь-ян, возможно, был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала “: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян» .

Философская концепция

Исторический обзор

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Инь и ян в традиционной китайской медицине

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины . Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности. [ ]

Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений , накладываемых на недавно родившую женщину.

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом . Женское и мужское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.

В древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь - женственная, пассивная, слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян - мужское, сильное и созидательное начало. Их просхождение - от невыразимого Дао.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯН и ИНЬ

взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Я. выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-"подсистемы". Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Я. и И. - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в "И. - Я."-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Отличное определение

Неполное определение ↓