Домашний очаг

Иносказательность художественной речи.

Когда автор пишет литературное произведение, пишет картину или создает другое произведение искусства, он ставит своей целью максимально точно передать характер героев, их внутренний мир и взаимоотношения. Поэзия, живопись, скульптура - это не просто набор слов и информации. Если использовать в стихах только четкие определения, вряд ли они чем-то зацепят читателя. Поэтому в русском языке так много средств художественного выражения. Одним из них является аллегория. Что такое аллегория можно понять на конкретных примерах.

Как применяется в разных видах искусства?

Аллегорией, если попытаться сформулировать определение, можно назвать определенное средство, предназначенное для того, чтобы что-либо абстрактное назвать конкретным понятием или предметом.

Аллегория используется как средство выражения во многих видах искусства:

  1. В живописи , в эпоху Возрождения очень часто на картинах художники, рисуя различные предметы, вкладывали в картины глубокий смысл. Это были не просто композиции из непонятных элементов, это был призыв художника, его взгляд на окружающий мир. Однако не все зрители могли разгадать смысл, а только те, кто был знаком с понятиями аллегории;
  2. В скульптуре. Улицы городов, особенно являющимися культурными центрами, часто украшают памятники, скульптуры и статуи. Но в каждом монументе выражена определенная идея;
  3. В литературе. Очень часто поэты маскируют чувства, нематериальные понятия под животными, растениями, предметами, придавая стиху неповторимый стиль и давая тем самым волю воображению читателя.

В скульптуре и живописи

В качестве примера аллегории в живописи можно привести картину «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, французского художника. На картине свобода, которая является нематериальным, абстрактным понятием, изображена в виде женщины с красным флагом, которая возвышается над остальными людьми. Оружие в ее руке символизирует силу, а повернутая голова - призыв к действиям.

Аллегорией в скульптуре ярким примером является «Родина мать», которая олицетворяет победу над фашистами, и говорит о том, что Волгоград, словно мечом поразил врага. А «Медный Всадник» в Санкт-Петербурге подчеркивает величие Петра I, каждая деталь имеет свое потаенное значение: глыба в форме волны - это стихия, а конь - преодоление препятствий.

Что такое аллегория в литературе?

Если открыть толковый словарь, то можно найти следующее определение аллегории - это развернутая метафора, иносказание , троп, который усиливает выразительность произведения путем представления абстрактного понятия конкретным образом или выражением.

То есть, это как бы художественный синоним. Например, в баснях Крылова все персонажи животные, но каждое животное представляет собой усиленное выражение человеческих пороков или наоборот достоинств. Лиса - это хитрость, ворона - глупость, а дуб - мудрость.

Если бы автор представил те же самые черты людских характеров, но по-другому, например, описал бы просто хитрого, просто глупого или просто мудрого человека, вряд ли бы до читателя получилось донести жизненные истины в такой ироничной, легкой и простой форме.

Чем отличается метафора от аллегории?

Аллегорию можно спутать с метафорой, ведь оба понятия обозначают выражение чего-то через что-то .

Но аллегория это более расширенная метафора:

  • Метафора более конкретное, узкое выражение, аллегория шире, это целая картина иносказаний;
  • Метафора - переносное значение на основе сходства, аллегория больше использует ассоциации. Например, метафорой будет выражение «хитер как лис», а вот если назвать кого-то «лисом» будет уже аллегорией;
  • Метафорой чаще всего выражают одушевленное понятие, а аллегорией абстрактное. То есть про человека, можно сказать «горд как лев» и это будет метафора, а вот образ льва обозначает силу, власть и гордость - это пример аллегории.

Что такое аллегория: примеры

Аллегория очень часто используется в литературе. Яркий образ аллегорий - это басни, в них каждый персонаж - это олицетворение.

Поэзия тоже пользуется этим средством выражения мыслей. Аллегории не просты для понимания.

Например, в строках Марины Цветаевой «Стихи растут как звезды и как розы»:

  • Каменные плиты - это творческое затишье, когда у поэта нет ни идей, ни вдохновения;
  • Небесный гость - внезапное прозрение, муза, в четыре лепестка, имеется ввиду цветок, который в свою очередь олицетворят что-то прекрасное;
  • Закон звезды - это определенное видение мира, его подводных течений;
  • Формула цветка - говорит о том, что только поэт знает, как передать все истины словом.

В строках «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, также присутствуют аллегорические выражения:

  • Метель и зима означают невзгоды, которые наступили повсеместно,
  • Свеча - неугасаемую надежду;
  • «На озаренный потолок» - озаренный потолок символизирует то, что, несмотря на трудности, надежда может осветить все вокруг;
  • «Скрещенье рук, скрещенье ног» - страсть и любовь;
  • «Мело весь месяц в феврале, и то и дело свеча горела на столе, свеча грела» - здесь в последних строчках как бы говорится о том, насколько стойкой оказалась маленькая свечка, которая, несмотря на месяц невзгод, горела.

Применение в религии

Любая религия призвана изменить человека в лучшую сторону. Притчи и заповеди учат людей любви, милосердию, справедливости и смирению. К примеру, в христианской религии в каждой притче все персонажи, предметы и действия аллегоричны.

Притча о талантах: в ней рассказывается о том, как хозяин, уезжая в другую страну, дал своим рабам таланты: одному пять, другому три, третьему один. Когда он вернулся, то увидел, что тот, у кого было пять талантов, приумножил их и получил всего десять, у кого было три, сделал так же, а тот раб, у которого был один талант, закопал его в землю.

  • Хозяин - это Бог, таланты - это все то, чем мы награждены от рождения: способностями, возможностями и здоровьем.
  • Раб, закопавший в землю талант - ленивый человек, который не хочет развиваться и совершенствоваться.

Практически каждая притча построена на аллегориях, для того чтобы более доступно донести до людей истину.

Искусство служит для того, чтобы вести человека к совершенству, иначе это не искусство, а простой общепит. Для того чтобы лучше донести до человека то или иное понимание мира, нужно создать яркие образы и усилить контрасты.

Поэтому искусство не может быть сухим, однообразным и открытым для понимания. Для этого и существуют различные средства выражения. Любой истинный мастер знает не только, что такое аллегория, метафора, эпитет, символ, но и умеет правильно применить все это в своих творениях.

Видео: примеры аллегорий и метафор в творчестве

В данном ролике преподаватель литературы Елена Краснова расскажет, что же такое аллегория и как она применяется в искусстве, приведет самые яркие примеры:

Иносказание

Иносказание

ИНОСКАЗАНИЕ - применяемый иногда в русской поэтике перевод термина «аллегория» (см.).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Иносказа́ние

Использование слов не в их значении, применяющееся в литературе для воздействия на читателя. Различают несколько видов иносказания – ирония (комическое использование слов в противоположном значении, напр., у И. А. Крылова – «умная голова» по отношению к Ослу), эзопов язык (передача того содержания, которое хочет донести автор, через образы животных – «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина ), аллегория (передача отвлечённой мысли через конкретные образы, напр. использование образов античных богов в торжественных одах 18 в. – Марс как аллегория войны, Венера как аллегория любви), символ (образ, передающий одновременно и конкретное, и абстрактное содержание, – напр., пёс как символ старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать»). Иносказание употребляется с различными целями: ирония создаёт комический эффект; эзопов язык необходим в связи с политическими условиями, невозможностью прямо сказать то, что нужно; аллегория отсылает к общекультурному контексту; символ показывает многогранную связь между предметами.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Иносказание" в других словарях:

    Иносказание … Орфографический словарь-справочник

    См. пример... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иносказание намек, пример; эзоповский язык, парабола, эзопов язык, притча, аллегория Словарь русски … Словарь синонимов

    Выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный прием (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора в Капитанской дочке А. С. Пушкина). См. также Аллегория, Эзопов язык, Ирония … Большой Энциклопедический словарь

    ИНОСКАЗАНИЕ, иносказания, ср. (книжн.). То же, что аллегория (лит.). || Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, скрытый намек. Он любит говорить иносказаниями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНОСКАЗАНИЕ, я, ср. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. Говорить иносказаниями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Иносказание выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой,… … Википедия

    Я; ср. Выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл; аллегория. Говорить иносказаниями. Его речь полна иносказаний. * * * иносказание выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём (например, разговор… … Энциклопедический словарь

    иносказание - ▲ высказывание выраженный, посредством, подобный иносказание высказывание, содержащее скрытый смысл. иносказательный. аллегория. аллегорический. аллегоричный. фигуральный. образный. басня. аполог. эзоповский [эзопов] язык. ↓ … Идеографический словарь русского языка

    иносказание - я, с. 1) Аллегория. Естественная поэзия прибегает к иносказанию (Белинский). 2) Выражение, заключающее в себе скрытый смысл, скрытый намек. Говорить иносказаниями. До того прозрачно было иносказание, что пояснений не требовалось (Шолохов). … … Популярный словарь русского языка

    В строгом значении то же, что Аллегория; в расширительном употреблении скрытая форма выражения, высказывание, где «буква» и «дух» не совпадают или противоположны, например Ирония, Эзопов язык … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Сказание и иносказание. Юнгианский анализ волшебных сказок , Ханс Дикманн. В своей книге знаменитый юнгианский аналитик Ханс Дикманн показывает глубокую связь между любимой сказкой ребенка и его позднейшей судьбой; сказочные мотивы оказываются решающими для…

Иносказание - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём; использование слов не в их значении, применяющееся в литературе для воздействия на читателя. Различают несколько видов иносказания.

Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Олицетворение – один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, народных заговорах. Олицетворение как художественный троп – оборот, состоящий в перенесении свойства человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия, часто применяется в поэтической речи.

Аллегория - художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение. Аллегория - художественное обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению.

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт.

Гротеск - вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

17. Лексические ресурсы языка

Лексические ресурсы языка - это слова и устойчивые сочетания слов, которые используются для описания объектов, понятий, а также действий и отношений между ними, позволяют писателю выразить тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов.

Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. Архаизмы имеют синонимы в современном языке. В зависимости от того, устаревает ли все слово, значение слова, фонетическое оформление слова или отдельная словообразующая морфема, архаизмы делятся на несколько групп.

Диалектизмы - слова, принадлежащие какому-либо диалекту или диалектам, которые используются в языке художественной литературы для создания местного колорита, речевой характеристики персонажей; иногда к диалектизмам относят также фонетические, морфологические, синтаксические и прочие особенности, присущие отдельным диалектам и вкрапливаемые в литературный язык.

Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке. Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды.

Красивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово - «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.

Что такое аллегория

На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта , средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория - это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.

Чудеса маскировки

Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как . Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий , и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Традиция Эзопа

Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев . Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.

Не пропустите: толкование такого литературного приема как , примеры преувеличений.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях , сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова - это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации - некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями» . Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве - инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов - революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.

Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Аллегории в сказках и народном эпосе

Короткое определение аллегории в сказках: слово - его завуалированное значение (предмет - его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.

  1. Лиса - хитрость, волк - злоба, медведь - простодушие и сила, заяц - трусость, осел - глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
  2. Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе - трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
  3. Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень - вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.

Аллегории в жизни

Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями . Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:

В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность - использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!

Иносказание - это один из художественных приемов, который широко распространен в литературном творчестве. В буквальном смысле это слово означает выражение какой-либо идеи или понятия посредством определенного художественного образа, монолога, диалога.

Другими словами, реальное явление или событие описывается с помощью отвлеченного понятия так, чтобы подчеркнуть его особенности еще выразительнее. Данный прием используется не только в литературе, но и в живописи, сценическом искусстве и киножанре.

Стоит отметить, что иносказательный образ, который основан на сходстве жизненных событий и явлений, может занимать значительное, а порой и центральное место в литературном или театральном произведении.

Описываемый или изображаемый предмет не называется прямо, а характеризуется с помощью другого предмета. Другими словами, иносказательность - это подробное уподобление одного предмета или явления другому посредством целой системы намеков. Однако смысл при этом не только не утрачивается, но и становится более очевидным, ярким и предельно понятным.

В большинстве иносказательных образов нашли свое отражение такие понятия, как добро и зло, справедливость и неравенство, любовь и ненависть. Многие нравственные ценности гораздо проще описать именно иносказательным языком, нежели высказаться прямо, назвав вещи своими именами.

Красота и величие литературных образов

В иносказании есть много общего с символичностью, но само понятие гораздо шире. Символические образы отображают жизнь природы и навеяны песенными традициями. Образы-символы вызывают эмоциональные аналогии с жизнью человека. Иносказание же отличается предвзятостью и нарочитостью, когда в описываемом предмете или жизненном явлении читатель сразу же проводит нужную параллель с реальным предметом или явлением.

Наиболее ярким примером иносказательности являются басни Крылова, где людские пороки наглядно показаны с помощью характеров животных:

  • лиса - хитрая;
  • осел - упрямый;
  • волк - злой;
  • медведь - глуповато-вальяжный;
  • баран - глупый;
  • заяц - трусливый.

Легендарный древнегреческий поэт Эзоп , который тоже писал басни, преследовал цель утвердить общественную мораль. Использование иносказания помогало ему высмеять скверные качества людей, выставив их напоказ и показав все убожество дурных черт и наклонностей.

Существует даже термин «Эзопов язык», означающий некую литературную тайнопись, умышленно маскирующую авторскую мысль. Это своего рода «система обманных средств», которую вынужден был использовать раб Эзоп, ведь обличить своих господ впрямую он не мог.

Литература и цензура: уловки русских классиков

Русские писатели применяли иносказание для того, чтобы обойти цензуру. Особенно часто можно встретить такой прием в произведениях Салтыкова-Щедрина, который взаимодействовал со своим читателем, скрывая истинный смысл от цензоров. Сказка «Премудрый пескарь» весьма богата с художественной стороны - в ней прослеживается не только желание обмануть цензуру, но и вскрыть сущность некоторых жизненных явлений.

Рисуя образ «мелкой рыбешки», жалкой и трусливой, писатель как нельзя лучше отразил сущность иного обывателя. Меткая характеристика попадает прямо в цель, иллюстрируя породу мелочного и никчемного гражданина посредством пескаря.

Наделяя рыбу человеческими качествами , Салтыков-Щедрин в своем произведении затрагивает философскую проблему поиска смысла жизни и предназначения человека.

Еще одним примером иносказания является поэма «Мертвые души», где скрытый смысл заложен даже в фамилиях персонажей - Собакевич, Плюшкин. В этом произведении есть целый аллюзорный мир, показывающий всю Россию в разрезе вместе с ее пороками и недостатками.

Жизненный уклад того времени, в котором жил Гоголь, описан весьма образно - чего стоит один только аллегорический мир умерших или сбежавших от своих хозяев крестьян! Этот мир как бы противопоставляется миру живущих, подчеркивая тем самым бедность нравов основных персонажей.

В зарубежной литературе тоже есть немало произведений, в которых используется иносказание. Например, Данте изобразил в своей «Божественной комедии» человеческие страсти в виде животных:

  • пантера - чувственность;
  • лев - гордость и честолюбие;
  • волчица - алчность.

Полна аллегориями и средневековая восточная поэзия - Алишер Навои в «Семи планетах» рассказывает о любви и параллельно в иносказательной форме обличает тогдашних правителей. Султан Хусейн-Мерзы и его придворные подвергаются завуалированной критике - автор изобличает иносказательными литературными средствами тиранию, корыстолюбие, невежественность и жестокость.

Таким образом, иносказание - это способ придать произведению яркость , самобытность, выразительность и оригинальность. Посредством скрытого намека можно выразить идею ярче, а образ - колоритнее, что не всегда удается при использовании обычного повествования.

Видео

Из этого видео вы узнаете об изобразительно выразительных средствах в литературе.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.