Непознанное

Иоганн (сын) Штраус биография. Биография штрауса Иоганн штраус краткая биография

Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, при необходимости сам сочинял, стал знаменит и получил титул "короля вальса". Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем - выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику - даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему свое восхищение.


Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса кочевала из одной венской квартиры в другую, и почти в каждой из них появлялся на свет ребенок - сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.

Тем временем жизнелюбивый отец стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось еще семь. Отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. Официально он числился в Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.

Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.

На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын". Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.

Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус еще выше вознесся и еще больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию... Стараясь не отставать от Йозефа, к тому времени ставшего в Вене известным композитором, Иоганн Штраус создает свои шедевры - вальсы "Голубой Дунай" и "Сказки Венского леса", в которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная из мелодий самых разных наций, ее населяющих. С братом же Иоганн выступает в России летом 1869 года, но дни того сочтены - крайнее переутомление приводит к неизлечимой болезни и в июле 1870 года сорокатрехлетний Йозеф умирает. Как и отец, он словно передал Иоганну венок своей собственной славы.

В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. На это его подвигла честолюбивая жена. И вправду, Штраусу надоело "пиликанье" вальсов и он отказался от должности "дирижера придворных балов". Эту должность займет третий его брат - Эдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса под названием "Индиго и сорок разбойников" публика приняла на ура. Третьей же опереттой композитора стала знаменитая "Летучая мышь". Поставленная весной 1874 года, она сразу же полюбилась венцам. Композитор одолел еще один Олимп. Теперь он был признан во всем музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот баловень судьбы был вечно недоволен собой и полон сомнений.

Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой "городской дворец", живет в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова на коне.

После оперетты "Ночи в Венеции" он пишет своего "Цыганского барона". Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Но Штраусу уже и этого было мало - душа его требовала другого музыкального простора, другой сцены - оперной. Он внимательно следил за музыкальными тенденциями своего времени, учился у классиков, дружил с такими маэстро, как Иоганн Брамс и Ференц Лист. Ему не давали покоя их лавры, и он решил одолеть еще один Олимп - оперный. От этой затеи его не без труда отговорил Брамс и, пожалуй, был прав. Но отсюда следует и другое - Иоганн Штраус как настоящий художник не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.

И все-таки для Штрауса это был крах некой мечты. После этого творчество композитора резко пошло по нисходящей. Его новая оперетта "Венская кровь" не понравилась публике и выдержала лишь несколько представлений. В октябре 1894 года Вена торжественно отмечала 50-летие дирижерской деятельности "короля вальсов". Сам же Штраус прекрасно понимал, что это всего лишь ностальгия по старым добрым временам, от которых в воздухе почти ничего не осталось. В дверь стучался суровый двадцатый век.

Последние годы жизни Штраус провел уединенно, прятался в своем особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" его уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление легких. 30 июня 1899 года Штраус умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны.

Не все, наверное, знают, что каждый вальс Иоганна Штрауса – это на самом деле обычно пять вальсов, вальсовая сюита. Вот и мы построим рассказ о нем как сюиту, где вступление будет посвящено, собственно, не «королю вальса», а его родному городу, который Штраус воспел и остался его кумиром по сей день.
Итак, сначала несколько слов о Вене, – прежней и нынешней.

Город музыки

Те из наших соотечественников и современников, кто побывали в Вене, сравнивают ее с Петербургом. Не только из-за обилия достопримечательностей, а и из-за того еще, что сами жители города воспринимают себя как некую историческую достопримечательность. Вот уже скоро век пройдет, как Вена потеряла свою императорскую корону и стала столицей небольшой «альпийской республики». Однако имперский дух в венцах живет и поныне. Причем не в виде милитаристских, а именно в виде великосветских замашек. Только здесь дамы до сих пор прогуливаются в меховых манто, не рискуя подвергнуться нападенью «зеленых» с баллончиками несмываемой краски. Только здесь можно увидеть лакеев в ливреях и париках. Лишь здесь не только аристократы, но и простые буржуа считают СВОИМ ДОЛГОМ посещать оперу, а не матч по регби или футболу. Только здесь устраиваются знаменитые новогодние балы, билет на которые стоит примерно столько, сколько последняя модель «мерседеса». И на этих балах царит не президент республики, а представители одной из древнейших династий Европы – Габсбурги, а вместе с ними бесконечное число принцев, герцогов и прочих громко и длинно титулованных особ с немецкими, венгерскими, польскими, итальянскими, чешскими, французскими фамилиями, которые словно явились сюда со сцены опереточного театра.
Наконец, только здесь, войдя в кафе, вы рискуете полчаса прождать, прежде чем официант подойдет к вам, а потом еще полчаса – прежде чем он выполнит ваш заказ. Вальяжность, патриархальность и аристократизм – главные черты характера веселой старушки Вены.
И все же венцы гордятся не только былым имперским величием. Бесспорно, что в течение столетия (с середины 18 века) Вена была столицей европейской музыки. От Гайдна до Малера, от Моцарта до композиторов «новой венской школы» (Веберн, Берг, Шонберг, – и это уже 20-й век!)… А также Шуберт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Сальери, Зуппе, Кальман, Легар. И, естественно, наверно, самый любимый из них ВСЕМИ венцами – Иоганн Штраус-сын.
Музыка пронизывала жизнь и быт венцев до такой степени, что ноты новых произведений подчас раскупались, как газеты, ведь многие умели читать их с листа. Во время одной из войн с Наполеоном начальник австрийского генерального штаба обратился к главнокомандующему императору Францу с вопросом, где провести военный совет. В маленьком замке, где они остановились, был только один поместительный зал. «Ничего страшного, совещайтесь в нем, господа! Старина Гайдн прислал нам на этот раз квартет. Мы отлично порепетируем и в малой гостиной», – ответствовал император.

Революция… в ритме вальса

«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы. Вальс возник задолго до Великой французской революции на основе немецкого танца лендлера и считался крайне непристойным. Революция реабилитировала его. Правда, в России при императоре Павле он был запрещен строжайше. И поделом: вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Вальсы писал еще Моцарт. Но танцевать их публично в массовом порядке стали в Вене лишь в начале 19 века. Тогда же открылись первые танцевальные залы. Если раньше балы устраивались в частных домах и дворцах знати, то теперь появилась возможность смешивать разные слои общества. Для сравнения: подобное танцевально-музыкальное смешение сословий у нас в России учредилось только лет тридцать спустя, в 30-е годы 19 века. (Это были публичные маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге, – их нравы стали основой интриги лермонтовского «Маскарада»).
Демократическая публика и танцев жаждала современных, демократических. Конечно, прежде всего, тогда это был вальс.
Великолепные образцы вальса оставил Ф. Шуберт. Однако теми, кто писал именно вальсы для танцзалов, были в то время Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец.

Иоганн Штраус (сын) (Johann Straus Jr., 1825–99) - австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын Иоганна Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертный ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу-дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856–65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западноевропейских, русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863–70 дирижёр венских придворных балов.

Штраус - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта, К. М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба - 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество Оскара Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.

Его братья: Йозеф Штраус (1827–70) - автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835–1916) - автор танцевальных сочинений; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.

Сочинения: Комическая опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан Й. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для оркестра - вальсы (около 160), польки (117), кадрили (свыше 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.

Дата рождения: 25 октября 1825
Место рождения: Вена
Страна: Австрия
Дата смерти: 30 июня 1899

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strau?) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач.

Родился в Вене в 1825 г. Его отец возглавлял собственный оркестр, игравший танцевальную музыку, которую сам сочинял, его называли "королем вальса". Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения. Но отец был категорически против музыкальной будущности своих детей.

Ситуация изменилась после того, как отец бросил семью. В 1844 г. Иоганн Штраус закончил музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации. Он организовывает небольшой оркестр, с которым выступает в увеселительных заведениях Вены.

Осенью 1849 г. неожиданно умирает отец Штрауса. Сын посвятил его памяти вальс «Эолова арфа». Отцовский оркестр выбирает своим дирижером Иоганна Штрауса. В 1852 г. оркестр начинает играть на придворных балах и концертах.

Летом 1854 г. Штраус получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. В 1856 г. он переезжает в Россию. Публика очень тепло приняла его выступления, на концертах бывали члены императорской семьи. В Вене Иоганна Штрауса успешно заменял его брат Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В августе 1862 г. Штраус женится на Хетти Трефц, уже имевшей трех дочерей и четырех сыновей. На летний сезон 1863 г. Хетти вместе с мужем приезжает в Россию. В этот период Иоганн Штраус создает свои лучшие вальсы "На прекрасном голубом Дунае"(1866 г.) и "Сказки Венского леса"(1868 г.), в которых нашла выражение музыкальная душа Вены.

В 1870 г. Штраус передает придворные обязанности брату Эдуарду и начинает заниматься написанием оперетты. Уже первая оперетту Штрауса "Индиго и сорок разбойников" имела огромный успех. Весной 1874 г. была поставлена знаменитая "Летучая мышь", триумфальный успех которой приходит лишь спустя 20 лет.

В 1878 г. после смерти Хетти Трефц Штраус женится на молодой актрисе Анжелике Дитрих, брак оказался неудачным и вскоре распался.

В 1882 г. Штраус женится на вдове своего друга, Адели Дойч, ей он посвятил вальс «Адель». Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

В 1885 г. после оперетты "Ночи в Венеции" он создает новый шедевр - оперетту "Цыганский барон"(по сюжету романа "Саффи" Мора Йокаи). Премьера этой оперетты 24 октября 1885 г. накануне шестидесятилетия композитора стала для венцев настоящим праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии.

Иоганн Штраус скончался в Вене 30 июня 1899 г. в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка».

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе - офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.


На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.


Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более - императорского дворца.


После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».


Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» - символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна - это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».


После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.


После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.


Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.

После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.


Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и .

Произведения

  • 1867 - «На прекрасном голубом Дунае»
  • 1868 - «Сказки Венского леса»
  • 1869 - «Вино, женщины и песни»
  • 1874 - «Летучая мышь»
  • 1877 - «Прекрасный май»
  • 1881 - «Поцелуй»
  • 1883 - «Весенние голоса»
  • 1885 - «Цыганский барон»
  • 1888 - «Императорский вальс»
  • 1892 - «Рыцарь Пасман»
  • 1897 - «Богиня Разума»