Здоровье

История эрмитажа. История создания государственного эрмитажа

Полная коллекция картин Государственного Музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

Однажды французский поэт и философ Поль Валери сказал о живописи как об искусстве, которое открывает перед нами вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью. Именно такое ощущение появляется, когда смотришь на картины Эрмитажа. Этот музей удивительным образом собрал в себе художественные сокровища всех поколений от позднего средневековья и до наших дней. Более четырёх тысяч великолепных произведений, которые появились под кистью величайших мастеров из разных уголков мира. Это ли не считать настоящим богатством сегодняшнего времени?!

Эрмитаж восхитительным образом открывает перед ценителями высокого искусства благородство и элегантность западноевропейской живописи, роскошь и неподдельную искренность картин художников Фландрии и Голландии, богатый внутренний мир и теплоту сердец удивительных мастеров Англии и Испании XVII - XVIII веков. Среди всех полотен запоминаются чувственные и волнующие работы раннего итальянского Возрождения. Знаменитые художники ярко передали своё цветоощущение, которое сегодня отражает утонченные силуэты классических шедевров той эпохи и современной эстетики.

Особенно в коллекции Эрмитажа хочется отметить картины Анри Матисса. Этот художник с помощью своих полотен заставлял мир излучать удивительную красоту, ритмическую экспрессию и необыкновенное свечение. Казалось бы, его работы настолько просты, однако предельно упрощенные линии и формы показывают зрителю напряжение «кричащего» эмоционального мира. Такой подход наблюдается во многих работах, представленных в знаменитом музее. Но, несмотря на присущую им классику и органичность, живопись Эрмитажа полна яркой динамики. Именно такое сочетание футуризма и классицизма так притягивает внимание ценителей высокого искусства из всех уголков мира.


Живопись Эрмитажа

Уважаемые гости! Коллекция произведений живописи Эрмитажа поделена на 13 частей. В 14-й части содержится чуть более ста отобранных картин в экстремально высоком разрешении. Картины в 14-й части повторяются. Обратите внимание - размер файлов полных изображений в 14-й части достигает 100 Мб, если Вы выходите в интернет при помощи модемного соединения, то время, необходимое для загрузки полного изображения, может быть очень значительным (от нескольких часов до нескольких суток).

Многие полотна, присутствующие в 14-й части, перед съёмкой были извлечены из багета, что позволяет Вам увидеть картину в полную величину, до самых краёв холста. Фотографирование велось с использованием профессионального света, фототехники и цветовых таблиц, что снижает до минимума вероятность появления на картинах бликов и цветового дисбаланса. Пост-обработка изображений включала исправление линейных искажений (до 2°), обрезку, аккуратную цветокоррекцию.

В 14-й части присутствуют не только картины из Эрмитажа, но также картины в высоком разрешении, находящиеся в других музеях, но попавшие в ту же фотосессию.

Коллекция Эрмитажа – немного истории

У всех туристов, посещающих Санкт-Петербург, возникает вопрос: что посетить во время поездки. Однако почти все стремятся оказаться на Дворцовой площади и посетить крупнейший музей мира – Эрмитаж. Опытные гиды рекомендуют своим клиентам посещать эту лучшую в мире галерею во время непогоды. Сразу необходимо рассчитывать, что вы там проведёте не менее 4х часов. А если решите просто обойти всю экспозицию, то пройдёте пешком около 20 км. Поэтому лучше сделать несколько визитов. Коллекция в 3 млн. экспонатов отражает развитие человеческой цивилизации от эпохи Древнего Египта до культуры 20 века в Европе.


Особенно знаменита и наиболее известная часть коллекции – это картинная галерея. Которая включает в себя произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Сразу с момента своего создания коллекция Эрмитажа, как настоящая сокровищница, являлась очень важной для всех, кто интересовался историей и искусством. До получения статуса музея в 1852 году доступ в Эрмитаж был весьма ограничен. Так, А.С.Пушкин добивался возможности поработать с коллекцией через В.А.Жуковского, который работал учителем русского языка у принцессы Шарлотты (будущей жены Николая 1, императрицы Александры Фёдоровны). Начало истории музей берёт в 1764 году, когда императрице Екатерине Великой предложили в Берлине коллекцию в 255 картин, в счёт уплаты долга перед Россией. Сразу после этого Екатерина издала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на продажу. С тех пор коллекция постоянно увеличивалась.

Современный Государственный Эрмитаж – это сложный музейный комплекс, состоящий из шести зданий расположенных вдоль набережной реки Невы. Главным зданием является Зимний дворец.Музейный комплекс Эрмитаж состоит из 5 зданий. Все они проектировались и были построены под руководством лучших архитекторов своего времени. До сих пор великолепие, изящность и гениальность самих зданий Эрмитажа вызывает восторг у многих современных экспертов. Главное здание, Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, было создано архитектором Расстрели в стиле барокко и построено между 1754 г. и 1762 г. Это роскошное и скрупулезно выполненное строение удивляет своим простором, в здании более 1500 залов, более 1700 дверей и более 1000 окон. Многие туристы, впервые побывавшие в Эрмитаже отмечают, что само здание заслуживает не меньшего внимания, чем сама коллекция.

В первые годы после основания Эрмитажа пополнялся путём приобретения целых коллекций живописи у европейских аристократов. С 1769 до 1781 г.г. были приобретены коллекции графа Иогана Кобенцля в Брюсселе, графа Генриха Брюля в Дрездене, собрание Троншена в Женеве, банкира Пьера Кроза в Париже, лорда Уолполя в Англии, графа Француа Бодуэна в Париже. Эти коллекции сформировали будущий характер собрания живописи в Эрмитаже. В дальнейшем покупались не только коллекции, но и отдельные произведения, например Александр I приобрёл «Лютниста» Караваджо. В 19 веке появляется экспозиция посвящённая испанскому искусству, после приобретения коллекции Кузвельта в Амстердаме. Кроме того в 19 веке появляется старонидерландская коллекция, её основу составили собрание голландского короля Вильгельма II и дар Д.П.Татищева. Много произведений появилось в коллекции благодаря Д.А. Голицыну, служившему послом России во Франции, где он подружился со многими представителями культуры. Из-за этого в Эрмитаже появились знаменитые шедевры: «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Вакха» Рубенса и другие знаменитые полотна.

Эпоха 17-18 вв. представлена намного обширнее, полнее и разнообразнее. В Эрмитаже имеются картины всех величайших художников Западной Европы. Искусство Голландии, Фландрии, Франции, Англии, Испании можно изучить во всех деталях. Целые направления в живописи – итальянское возрождение, французский импрессионизм – представлены настолько хорошо, что дают детальное представление об этих эпохах. Вместе с тем в других направлениях живописи отсутствуют некоторые ключевые произведения. Например, в испанской коллекции отсутствуют работы Франциска Гойи, а в коллекции голландских мастеров нет работ Вермеера Дельфтского. Это объясняется тем, что формировалась коллекция как частная, и не требовалось подбирать живопись, чтобы отобразить ход развития эпохи.


К началу 20 в. в Эрмитаже насчитывалось более 600 тыс. произведений искусства и предметов старины.

Коллекция Эрмитажа значительно изменилась после Октябрьской революции, когда в результате национализации собрание музея пополнилось за счёт частных коллекций. Появились работы Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо. Вместе с тем самые знаменитые произведения новая власть продала. Так, навсегда покинула Россию картина «Поклонение волхвов» работы Боттичелли, и 48 других самых ценных произведений были утрачены, что нанесло непоправимый урон Эрмитажу. В военные годы коллекция Эрмитажа была эвакуирована в Свердловск, а само здание использовалось как бомбоубежище. Сразу по окончании восстановительных работ Эрмитаж возобновил свою работу в качестве музея и коллекция была возвращена из эвакуации. В 1981 г. дворец Меньшикова стал одним из подразделений Эрмитажа, в 1999г восточная часть Главного штаба также была передана музею. В 2000-х годах построено Фондохранилище. Музей периодически ремонтируется и многие шедевры стали доступны для публики.

Эрмитаж – национальная сокровищница мирового искусства

Каждый, приезжающий в Санкт–Петербург, стремится непременно попасть во всемирно известный Государственный Эрмитаж – крупнейший музей России. Он расположен в комплексе роскошных зданий Зимнего дворца, бывших до революции собственностью царской семьи. Его по праву называют национальной сокровищницей мирового искусства.

Название «Эрмитаж» получило здание, построенное рядом с дворцом по приказу императрицы Екатерины Великой. В переводе на русский язык оно означает «уединение». Действительно, эти покои предназначались для частного времяпрепровождения царицы. Здесь она любила проводить часы отдыха, устраивала званые ужины для избранного круга.

Датой основания дворцового музея является 1764г. В этот год Екатерина, большая любительница искусства, привезла из Берлина свою первую коллекцию живописи для размещения её в зданиях Эрмитажа. С каждым годом изумительные коллекции непрерывно росли, так как государыня не жалела средств на их приобретение. Вскоре стало понятно, что небольшой музей тесен для шедевров мирового искусства столь внушительных размеров. Так появилось ещё одно здание, названное Большим Эрмитажем.

Большой Эрмитаж включает в себя здание Эрмитажного театра. Оно было построено в 1787г. архитектором Кваренги, вдохновившегося достижениями зодчества Древнего Рима. Поэтому зрительные места здесь располагались в форме амфитеатра. Восхитительный мрамор розового и серого цвета, статуи Аполлона и девяти муз создавали ощущение античности. Во времена императрицы Екатерины 2 в театре ставились спектакли для родственников и приближенных, иностранных дипломатов и других знатных гостей. Перед началом спектаклей приглашенная интеллигенция неспешно прогуливалась по Эрмитажу, созерцая полотна Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Рембрандта и многих других мастеров. В настоящее время здесь устраиваются вечера балета с участием известнейших звезд сцены, концерты классической музыки, оперные вечера.


Эрмитаж удивлял и продолжает удивлять всех, кто когда-либо побывал в нем. Известный испанский дипломат и литератор Хуан Валера после пребывания в Эрмитаже в 1856 г. отразил свои впечатления в «Письмах из России». Он описывает некоторые из увиденных им чудес – многообразие яшмы, позолоты, малахита, величественные портреты императоров в изящном обрамлении, большое количество искусно написанных картин, совершенных по красоте и грациозности скульптур, невиданную роскошь ювелирных изделий. Особенно его впечатлили работы испанских и итальянских художников, римская скульптура, старинные золотые драгоценности, обширная нумизматическая коллекция, а также собрание античных резных камней.

Весьма сложно описать словами впечатления от посещения Эрмитажа. С первых же шагов по его королевской иорданской лестнице открываются взору, царящие здесь, роскошь и великолепие. Время, кажется, останавливается в этих величественных залах среди громадных малахитовых ваз, египетских саркофагов, картин великих мастеров европейской живописи и скульптуры, серебра разнообразных предметов декоративного искусства.

После правления Екатерины, при Николае 1, было возведено ещё одно здание этого величайшего музейного комплекса, названное Новым Эрмитажем. Его главный фасад, выходящий на Миллионную улицу, украшен мощными гранитными фигурами атлантов. Это первое в России здание, построенное специально для художественного музея.

Находящиеся здесь крупнейшие коллекции предметов искусства стали доступны для посетителей лишь после Октябрьской революции. До этого любоваться ими могли только счастливчики, удостоенные персонального приглашения монарха. Сегодня можно заглянуть в любой интересующий зал. Все пять зданий объединены внутренними переходами, лестницами и галереями. В богатейших коллекциях Эрмитажа более 3 млн. экспонатов, а площадь экспозиций составляет 50 тыс. кв. м.

Для получения общего представления о музее, стоит подняться по Посольской лестнице на второй этаж дворца. Далее пройти через торжественные комнаты залов в Военную галерею, возведенную в честь победы русской армии над Наполеоном. Стены её бережно хранят сотни портретов русских генералов-участников войн. Затем расположен Большой Тронный (Георгиевский) зал, откуда есть выход в Малый Эрмитаж, известный великолепием Павильонного зала. Его особой достопримечательностью являются необычные часы «Павлин». Изготовлены они в Великобритании в 1770-е годы из бронзы, серебра, страз и позолоты. Часы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Это единственный во всем мире крупнейший автомат 18 века, сохранившийся без изменений.


В Большом Эрмитаже начинается пинакотека, т. е. собрание живописных коллекций. Шедевры итальянской живописи представлены в 40 залах. Одной из старинных картин итальянского искусства является «Мадонна», исполненная сиенским художником Симоне Мартини, которая является оформлением складня-диптиха «Благовещение», созданного ещё в 14 веке. Две следующих галереи посвящены флорентийской и венецианской живописи. Отсюда можно пройти в зал Леонардо да Винчи. Как правило, в нём много людей и к таким знаменитым работам, как «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита» и др. часто можно увидеть очереди.

В Новом Эрмитаже продолжается итальянская коллекция. Здесь необходимо посетить обворожительные лоджии Рафаэля – точную копию ватиканского творения талантливого мастера. Роскошь убранства величественных залов создают умопомрачительные паркеты, камины, столы, расписанные золотыми красками, огромные лазуритовые вазы, светильники из родонита, яшмы, порфира, тяжелые бронзовые канделябры, являющие собой истинные произведения искусства.

Помимо итальянского искусства, в Эрмитаже, безусловно, заслуживает особого внимания искусство Испании. Работы, выставленные в двух залах, изобилуют именами величайших испанских мастеров. Среди них Эль Греко, Мурильо, Веласкес и даже Гойа. Зал Рембрандта хранит незабвенную коллекцию его работ. В Эрмитаже собрана примерно тысяча полотен известнейших голландских художников. Можно познакомиться с их мастерскими, исполненными невероятно реалистичными пейзажами и натюрмортами.

Далее посетителей ожидает одна из лучших в мире коллекций французского искусства. Здесь воочию можно увидеть потрясающие произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пабло Пикассо.

Нельзя упустить возможность полюбоваться интерьером Золотой гостиной с позолоченными стенами. Здесь имеется коллекция резных камей, купленная Екатериной Великой у герцога Орлеанского. В малиновой гостиной организовывались вечера музыки, о чем напоминает отделка стен шелком с изображением музыкальных инструментов.

После первой части экскурсионной программы можно отдохнуть за чашечкой ароматного кофе, в уютном музейном кафетерии. Ведь впереди зрителей ожидает античный зал Древнего Египта, где среди многочисленных экспонатов можно увидеть мумию египетского жреца, датированную 10 в. до н. э. Египетская коллекция довольно интересна тем, что в ней представлены почти все периоды развития этого древнего государства.

Продолжая экскурсию по музею, невозможно пройти мимо такого ценного экспоната, как Колыванская ваза. Ее вес составляет 19 тонн, а высота достигает 3 метров. Выполнена ваза на Колыванской фабрике в Алтае, путем длительного высечения (в течение14 лет) из монолита ревневской яшмы. Затем ваза была доставлена в Петербург и установлена в Эрмитаже.

Кроме всего этого, в Эрмитаже представлен просторный Двадцатиколонный зал, оформленный монолитными колоннами из серого гранита, с изящно оформленными римской мозаикой, полами. Здесь господствует разнообразие античных ваз и амфор. Наиболее известна чернолаковая Кумская ваза, называемая «Царицей ваз», размещенная в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Она посвящена богам плодородия, отличается красивым рельефом, сохранившим позолоту и следы ярких красок. Здесь же имеется небольшая, но вполне достойная внимания этрусская коллекция.

Очень интересной и запоминающейся будет экскурсия по первому этажу Нового Эрмитажа. Здесь предоставляется возможность увидеть замечательные коллекции античного искусства. Среди них статуя Юпитера, высота которой достигает более 3 метров, найденная на загородной вилле римского императора Домициана. Скульптура Венеры Таврической была приобретена у римского папы ещё во времена Петра 1 и считается первым античным памятником Российской Империи. Античному миру в музее посвящено более 20 залов. Искусство Древней Италии и Рима, Древней Греции, Северного Причерноморья выражено редчайшими коллекциями ваз, драгоценных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот.

Обширный музейный комплекс предоставляет уникальную возможность посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, свято хранящие изделия из драгоценных металлов и камней. Многочисленные экспонаты доставлены из самых разных стран и являются элементами их истории – от эпохи скифского и греческого золота до современных ювелирных изысков. Завораживают взгляд фантазии искусных ювелиров, воплощенные в чудесном разнообразии браслетов, афинских перстней, табакерок, бонбоньерок, несессеров, драгоценного оружия, предметов роскоши российских цариц. Также можно увидеть золотые изделия и драгоценности членов императорской семьи Романовых, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия известной фирмы «Фаберже». Созерцая собственными глазами все это великолепие, невольно возникает мысль о том, насколько одухотворенно выражается мастерство композиций художников и скульпторов, и как немыслимо виртуозно их техническое исполнение. Эрмитаж – обитель ожившей истории, после посещения которой каждый хранит впечатления от увиденного всю оставшуюся жизнь.

Старый Эрмитаж

Старый, или Большой, Эрмитаж был построен по проекту Ю. М. Фельтена в 1770-87 годах для стремительно растущих коллекций Екатерины II, которым уже не хватало места в Малом Эрмитаже . Первоначально это эрмитажное здание, второе по счету, разместившееся вдоль Дворцовой набережной, именовалось «строением в линию с Армитажем» и поменяло своё название только в середине XIX века, в связи с пристройкой к нему нового Императорского музея. Именно тогда «строению в линию с Армитажем» дали имя Старый Эрмитаж , а здание, возведённое со стороны Большой Миллионной, назвали Новым Эрмитажем . Таким образом, архитектурная история Старого Эрмитажа оказалась тесно переплетена с развитием всего комплекса построек императорской резиденции и может быть разделена на два исторических периода. Первый охватывает конец XVIII - начало XIX столетия, когда «строение в линию с Армитажем» сформировалось как самостоятельная постройка. Второй период связан с коренной реконструкцией интерьеров Старого Эрмитажа, осуществлённой в середине XIX столетия.

В XVIII веке возведение Старого Эрмитажа осуществлялось в два этапа. Первоначально Фельтен возвёл небольшое здание, соединив его «воздушным» переходом с Малым Эрмитажем. Затем по указанию Екатерины II зодчий расширил его до угла Дворцовой набережной и Зимней канавки. Вскоре, после появления Эрмитажного театра на противоположном берегу канала, Фельтен перебросил через него арку-переход, связав таким образом все обращённые к Неве постройки императорской резиденции. Особое внимание зодчий уделил отделке интерьеров второго этажа Старого Эрмитажа, объединённых в парадную Невскую анфиладу. Именно через неё пролегал путь так называемых официальных выходов императрицы из Эрмитажного театра после спектаклей.

Торжественный проход по залам, в окружении дворцовой свиты, мимо живописных полотен итальянской, испанской и голландской школ, коллекций глиптики и нумизматики, обычно завершался в Северном павильоне Малого Эрмитажа Большим куртагом, или «Эрмитажем», на котором присутствовало до 300 гостей. В начале 1850-х годов, после завершения строительства специального музейного здания - Нового Эрмитажа - и переноса туда большей части коллекций, назначение и отделка интерьеров Старого Эрмитажа были изменены. В связи с размещением в нижних этажах здания Государственного Совета и Комитета министров Российской империи архитектор А. И. Штакеншнейдер на месте Овального зала, где в екатерининское время размещалась знаменитая библиотека Вольтера, создал Парадную лестницу, соединившую здания Государственного Совета с Малым Эрмитажем и Зимним дворцом. Роскошная лестница ведёт на второй этаж, окруженная изысканными колоннами из каррарского белого мрамора. Плафон работы французского живописца XVIII века Габриэля Франсуа Дуайена - единственное, что Штакеншнейдер сохранил от Овального зала. На нём изображены «Добродетели, представляющие русское юношество Минерве» - аллегория, напоминающая о том, что Эрмитаж принадлежал когда-то «русской Минерве» - покровительнице наук, ремёсел и искусств императрице Екатерине II. Планировка комнат, открывающихся за Советской лестницей, оставлена Штакеншнейдером без изменений, однако декоративное оформление выдержано в стиле историзм. Архитектор, с присущим ему утонченным вкусом и фантазией, гармонично соединив элементы разных исторических стилей, многообразие художественных форм и материалов, достиг здесь истинного совершенства.

В зале, следующем за Советской лестницей, с конца XVIII века размещалось одно из лучших живописных собраний императорского Эрмитажа - картины великого голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна. После завершения строительства Нового Эрмитажа и перемещения туда коллекций Штакеншнейдер коренным образом изменил назначение и характер декоративной отделки этого интерьера. Пространство устроенной здесь Парадной приемной зодчий насытил обилием цветных, сияющих золотом деталей: установленные вдоль стен восемь колонн из зеленой ревневской яшмы с золочеными капителями опирались на пьедесталы из серого и красного искусственного мрамора. Вместо шведских печей на торцевых стенах зала были размещены камины, украшенные цветным мрамором и позолотой. На белоснежных, искусственного мрамора, стенах расположились декоративные пилястры с живописными панно. Таким образом, из музейного помещения зал превратился в Парадную приёмную. В настоящее время здесь находится коллекция произведений раннего этапа итальянской живописи, так называемой эпохи Проторенессанса. В конце XIX - начале XX столетия подобные произведения назывались примитивами, отсюда происходит и название помещения - Зал итальянских Примитивов.

Большой двусветный зал Старого Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX столетия вмещал коллекцию произведений итальянских мастеров XV-XVIII веков и назывался Итальянским. Отделка его отличалась простотой и строгостью. Штакеншнейдер превратил зал в роскошный дворцовый интерьер, поражающий разнообразием отделки из редких материалов. Удивительной красоты красно-зелёные колонны ленточной кушкульдинской яшмы установлены на белых, каррарского мрамора, каминах, украшенных лазуритом и мозаичными панно. Уникальные двери зала, выполненные из черного дерева, облицованы орнаментом, имитирующим технику «буль» - сочетание черепаховой кости и золочёной меди. К живописным панно Алессандро Падованино (Варотари), находившимся здесь и до перестройки, прибавились несколько панно меньшего размера работы русского живописца Федора Антоновича Бруни. Над дверями помещены рельефные медальоны с портретами российских фельдмаршалов: П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Ф. Паскевича. В настоящее время здесь выставлены два шедевра эрмитажной коллекции - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, поэтому зал назван именем великого итальянского художника.

К концу 1850-х годов отделка новых залов Невской анфилады Старого Эрмитажа была завершена. Эта жилая половина предназначалась для сына императора Александра II - наследника-цесаревича Николая Александровича. Но смертельно больной наследник скончался в Ницце в 1865 году, и его комнаты, которые он так никогда и не увидел, стали одной из запасных половин зимней императорской резиденции.

Во второй половине XIX - начале XX века назначение залов парадной анфилады менялось несколько раз. До 1899 года здесь размещалась обширная коллекция французской и фламандской живописных школ, которая, после передачи собрания картин русской школы в Музей Александра III (ныне Государственный Русский музей), заняла их место в залах Нового Эрмитажа. Освободившимся помещениям вернули их первоначальное назначение жилых покоев 7-й запасной половины Зимнего дворца. В роскошных интерьерах иногда останавливались именитые гости императорского Двора.

Через несколько десятилетий залы вновь были отданы музею. Ныне в этом архитектурном обрамлении середины XIX века существует одна из самых знаменитых эрмитажных коллекций - собрание итальянских произведений искусства эпохи Возрождения.

Здание Старого Эрмитажа занимает пространство, ограниченное с востока узким каналом - Зимней канавкой, соединяющей две реки - широкую полноводную Неву и маленькую извилистую Мойку. На противоположном берегу в начале XVIII века стоял Зимний дворец Петра I, к концу столетия обветшавший и опустевший. На месте этого ансамбля Екатерина II в 1783 году повелела своему придворному архитектору Дж. Кваренги возвести новый придворный театр. Указ о его строительстве был подписан 6 ноября 1783 года. Кваренги удалось создать подлинный архитектурный шедевр - один из совершенных дворцовых театров в России и Европе. В качестве цоколя архитектор использовал первый этаж старого Зимнего дворца Петра I, устроив на его основании театральный зал и сцену. Театр начинается с фойе, расположенного в верхней части арки-перехода. Две продольные стены зала, прорезанные с пола до потолка окнами, создают иллюзию открытого пространства над гладью Невы, с одной стороны, и над замкнутым, изысканным миром вытянувшихся вдоль Мойки петербургских строений - с другой.

Современный вид фойе приобрело к 1904 году, после новой отделки, выполненной архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа в подражание стилю рококо. Зрительный зал восхищает уравновешенностью и соразмерностью пропорций. Взяв за основу форму древнеримского театра, Кваренги расположил ряды сидений в виде амфитеатра.

Сценический портал и стены Кваренги оформил коринфскими колоннами, облицевал их полихромным искусственным мрамором, умело ввёл в ансамбль зала декоративные рельефы и скульптуру, которые запечатлели небесных и земных богов. Театр стал любимым местом отдыха императрицы Екатерины II. Здесь гармонично соединились все лучшие достижения европейской театральной архитектуры - великолепная акустика, удобная сцена, комфортабельные места для зрителей - с изяществом и камерностью, присущими домашнему императорскому театру. На спектаклях обычно присутствовал весь Двор, семья наследника, дипломаты - иногда до 200 приглашённых. Архитектура зрительного зала приводила в восторг современников. На его подмостках выступали труппы лучших российских и зарубежных исполнителей.

В настоящее время в Эрмитажном театре идут спектакли, выступают артисты ведущих постановок Санкт-Петербурга, России и всего мира. Особую достопримечательность Эрмитажного театра составляет разместившаяся в нижнем его этаже мемориальная экспозиция «Зимний дворец Петра I». Она создана совсем недавно - в ходе реконструкции театра, осуществлённой в 1987-89 годах специалистами Эрмитажа. Предпринятые в то время обширные археологические исследования подвалов театра выявили подлинные архитектурные фрагменты Петровского дворца, строительство которого было начато в 1716 году по проекту архитектора Георга Иоганна Матарнови и закончено в 1723 году, после его смерти, Доменико Трезини. Дж. Кваренги не разрушил постройку, сделав первый этаж дворца Петра основанием здания Эрмитажного театра, и тем самым дал возможность 200 лет спустя воссоздать его внутренний двор, галерею с аркадой и часть интерьеров. Комнаты Третьего, и последнего, Зимнего дворца Петра I сохранились без внутренней отделки.

В воссозданных после реставрации Столовой, Кабинете и Токарне представлены бывшие в употреблении при царском Дворе предметы из запасников Эрмитажа. В сохранившемся дворе, покрытом брусчаткой петровского времени, стоит прогулочная карета, сделанная по рисункам Никола Пино. Ныне в экспозиции дворца Петра I находится посмертная восковая фигура, или «Восковая персона», царя, выполненная Б. К. Растрелли. Слепки с лица Петра I и кистей рук были сделаны скульптором после смерти императора. Законченная работа представляет собой точную копию его внешнего облика. Так в Эрмитажном театре встретились две исторические эпохи, овеянные гением двух великих императоров - Петра I и Екатерины II.

Новый Эрмитаж

Идея строительства Нового Эрмитажа, объединившего в своих стенах художественные сокро­вища императорской короны, рассредоточенные прежде по собраниям Малого и Старого Эрми­тажей, Таврического, Аничкова, Царскосельского, Петергофского и остальных царских дворцов, принадлежала императору Николаю I, по указу которого в 1842-51 гг. неподалеку от Зимнего дворца был возведен новый музей, дополнивший архитектурный облик пе­тербургской императорской резиденции. Проект здания исполнен известным архитектором Лео фон Кленце (1784-1864) - автором двух знаменитых мюнхенских музеев - Пинакотеки и Глиптотеки, сооруженных для размещения живописных и скульптурных коллекций бавар­ского короля Людвига I. В 1838 г. их посетил Николай I и, находясь под сильным впечатле­нием от увиденного, заказал у Кленце спроективровать «Императорского Музеума» в Санкт-Петербурге.

Российский монарх поставил перед зодчим задачу, превосходившую по масштабу и сложно­сти решения все прежние проекты автора. В Новом Эрмитаже, первом художественном музее России, должны были воплотиться самые передовые представления о музее как об универ­сальном вместилище художественного опыта человечества. Огромные коллекции предполага­лось разместить в нём согласно четкой системе и методике, позволявшей получить макси­мально полные сведения об истории мирового искусства. Кроме того, согласно воле Николая I, фасады и интерьеры Императорского музеума должны были иметь парадный облик, подобаю­щий статусу императорской резиденции, частью которой он являлся.

Именно таким музеем в музее, в котором гармонично сосуществуют разнообразные жанры и формы изобразитель­ного искусства и архитектуры, создал Кленце Новый императорский Эрмитаж. Величественное здание, экстерьер которого оформлен в неогреческом стиле, получило и свой архитектурный символ - портик с десятью фигурами атлантов. Исполненные в сердобольском граните в мастерской скульптора Александра Ивановича Теребенева, они, подобно древним Пропилеям, оформляют вход в Храм высокого искусства.

В создании Нового Эрмитажа выдающаяся роль принадлежала Строительной комиссии, объединившей в своем составе ведущих зодчих и ин­женеров Петербурга, среди которых два архитектора - В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов - по праву считаются соавторами Л. фон Кленце. Уникальная отделка каждого фасада, залов, гале­рей или кабинетов Нового Эрмитажа создана по авторским проектам Кленце. Именно ему принадлежит главная заслуга в создании грандиозного ансамбля музейных интерьеров, кото­рые при всем богатстве и многообразии форм и видов живописной, скульптурной и декоратив­ной отделки оставляют впечатление удивительно целостного архитектурно-музейного про­странства.

Согласно генеральной планировке, помещения нижнего этажа Нового Эрмитажа были отданы для коллекций скульптуры, тогда как залы верхнего этажа должны были вмес­тить живописные собрания императорского музея. Главную парадную анфиладу на втором этаже образуют три так называемых Больших Просветных зала. Уникальный тип гигант­ских сводчатых перекрытий, завершенных световыми фонарями, дал им это отличи­тельное название. Именно здесь размести­лись самые крупные картины из собраний итальянской и испанской школ живописи, для экспонирования которых верхнее есте­ственное освещение считалось наиболее выгодным.

Просветные залы

Под благородным сиянием золо­той лепнины сводов, на фоне темно-красных стен в едином пространстве интерьера тор­жественно сосуществуют холсты великих мастеров, столы, вазы, торшеры из мала­хита, порфира, родонита, яшмы, лазурита, изготовленные на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках. Со стороны Зимней канавки к Большим Про­светам примыкает вытянутая галерея, представляющая собой повто­рение Лоджий Рафаэля в Ватикане. Галерея, построенная в XVI веке архитектором Браманте и в дальнейшем расписанная Рафаэлем в технике фрески, была воссоздана в Петербурге согласно держав­ной воле императрицы Екатерины Великой в 1783-92 годах. Архитектурные обмеры в Риме выполнил Дж. Кваренги и в точном со­ответствии с ними возвел корпус в Петербурге.

Копии фресок Рафаэля были заказаны римскому живописцу Кристофу Унтербергеру, кото­рый вместе с помощниками перенес на холсты ватиканские шедевры мастера. В1787-88 годах их укрепили в интерьерах петербургских Лоджий Рафаэля. Галерея состоит из тринадцати отсеков - Лоджий. Их стены и своды покрыты затейливой декоративной росписью, так называемым гротескным орнаментом, созданным Рафаэлем под вли­янием античных росписей, которые он изучал на раскопках Древнего Рима. В каждом своде помещены четыре картины на библейские сюжеты - от основания мира и истории Адама и Евы до распятия Христа. Второе своё рождение этот ансамбль пережил в середине XIX столетия.

Анфилада

Когда строился Новый Эрмитаж, старый корпус Лоджий Рафаэля был разобран, а росписи, выполненные в XVIII веке на холстах, демонтированы. Согласно воле Николая I архитектор Кленце включил в состав Императорского Музеума полное воссоздание Лоджий Рафаэля. Так, живо­писные копии почти уже утраченных ныне ватиканских фресок великого мастера Ренессанса нашли достойное место в ансамбле интерьеров музея. Однако Картинная галерея занимала не все залы второго этажа Нового Эрмитажа. Вся анфилада, расположенная вдоль Лоджий Рафаэля - от современного зала Итальянской майолики до Рыцарского и Двенадцатиколонного залов, - включала коллекции камнерезного искусства и нумизматики. Отделка этих интерьеров отличалась большей декоративной насыщенностью. Полихромные росписи стен и потолков, рельефы и лепнина, а также уникальные наборные паркеты составляли драгоценное обрамление коллекций миниатюрных произведений глиптики и медальерного искусства.

Античная живопись

Историческая галерея древнейшей живописи, подобно Лоджиям Рафаэля, является ещё одним художественным ансамблем Нового Эрмитажа, в котором цикл монументальных росписей доминирует в убранстве интерьера. Стены галереи украшают 86 уни­кальных картин, написанных в древней технике энкаустики - восковыми красками на медных досках. Исполненные мюнхенским живописцем Георгом Хильтеншпергером, они запечатлели события античной истории и легендарные сюжеты, повествующие о происхождении искусства в древности, об открытиях и достижениях античных живописцев, об изобретениях различных техник и технологий живописи, о расцвете искус­ства в Элладе и его упадке в Древнем Риме, в смутные времена нашествия вандалов.

Легендарная история искусств, представленная на стенах Галереи Истории древней живописи, ныне во многом преданная забвению, по замыслу зодчего должна была предварять встречу посетителей музея, попадавших сюда по Парадной лестнице, с подлинными шедеврами европейской живописи в залах второго этажа Нового Эрмитажа. Широкая и пологая Парадная лестница, разделенная на три марша, образует выразительную перспективу, в которой белые мраморные ступени, великолепный желтый стюк стен эффект­но контрастируют с гранитными колоннадами верхних галерей, залитых с двух сторон пото­ками света. Двадцать колонн из сердобольского гранита поддерживают кессонированное перекрытие потолка, завершают ритмически стройную, изысканную по цвету архитектур­ную композицию верхней площадки и галерей Парадной лестницы. С 1861 года здесь была выставлена коллекция западноевропейской скульптуры конца XVIII - начала XIX века, в которой особо выделялись работы ведущих мастеров неоклассицизма - Антонио Пановы и Бертеля Торвальдсена.

Коллекции античного искусства расположились в специально созданных для них залах пер­вого этажа. В отделке интерьеров этой части здания Кленце достиг подлинного совершенства. Создавая наиболее гармоничное пространство для экспонирования античной и современной мраморной скульптуры, декоративных ваз, мелкой пластики, нумизматики и глиптики Древ­него мира, зодчий тонко стилизовал историческую среду, в которой существовали эти про­изведения.

По сторонам от Парадного вестибюля, решённого в формах древнего перистиля, Кленце разместил собрания античной пластики Греции и Рима.

Зал Диониса

Зал Диониса воспроизводит облик древней галереи, продольные стены которой расчленены мощными столбами, пол декорирован полихромной мозаикой, а отделка потолка стилизована в духе древнего кессонированного перекрытия. Облицованный красным искусственным мрамором, зал служит пре­красной средой для экспонирования беломраморных античных статуй. Классическая уравно­вешенность пропорций отличает скульптурные композиции, шкафы, витрины, кресла, диваны для посетителей, выполненные в «неогреческом» стиле по эскизам фон Кленце. Подобный эффект синтеза архитектуры интерьера и музейной экспозиции присутствует также в Двадцати­колонном зале и Зале Юпитера.

Огромное пространство Зала Юпитера напоминает своим мас­штабом чертоги римских императоров. Гигантский плоский свод, прорезанный мощными рас­палубками, декорированный полихромными рельефами, опирается на мощные, выступающие из стен пилоны. Они отделаны искусственным мрамором темно-зеленого тона, имитирую­щим квадры с произвольным рисунком тек­стуры. На фоне продольной стены, в глубо­ких западинах, образованных пилонами, на благородном зеленом фоне красуются бело­мраморные статуи античных богов, рельеф­ные саркофаги, бюсты римских императоров. Общий декоративный эффект усиливает на­борный паркет, выполненный в технике фло­рентийской мозаики.

Двадцатиколонный зал

В Двадцатиколонном зале Кленце мастерски стилизовал простран­ство античного храма, разделив помещение двумя рядами монументальных ионических колонн. Зал проектировался архитектором специально для коллекции греко-этрусских ваз. В связи с этим в декорировку стен, ба­лок и кессонов перекрытия Кленце включил орнаментальные, растительные и многофи­гурные композиции, выполненные в духе ан­тичной вазописи. Подлинное произведение искусства - мозаичный пол, выполненный в сложнейшей технике венецианского терраццо мастерами Петергофской гранильной фабрики, представляет собой самостоятель­ный экспонат зала. Ныне в пространстве Двадцатиколонного зала за стройными ряда­ми колоннад красуются расписные античные вазы, изделия из стекла, металла, драгоценные геммы.

Строгая классическая стилизация, пре­обладающая в отделке интерьеров первого этажа Нового Эрмитажа, оттеняет благород­ную красоту произведений искусства ан­тичного мира, являясь высшим достижением в искусстве музейного интерьера XIX столетия.

Впервые Новый Эрмитаж стал доступен для посещения посетителей 5 (17) февраля 1852 года. Музей, по указаниям Николая I, стал продолжением императорской резиденции.

Какие места наиболее часто посещают туристы, приехав в Петербург? Эрмитаж, Кунсткамеру и крейсер "Аврора".

Чем уникален Эрмитаж?

Это крупнейший в мире художественный и культурно-исторический музей. Он так же известен и популярен, как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Государственный Эрмитаж хранит 3 миллиона экспонатов, из которых одних лишь картин насчитывается 15 тысяч. Подсчитано, что если уделить каждому экспонату музея всего 1 минуту, то для просмотра всех коллекций Эрмитажа потребуется... 8 лет! И это учитывая только постоянные экспозиции, но не временные выставки. Эрмитаж же каждый месяц организовывает десяток таких. А длина всех коридоров составляет 20 км. Но главная изюминка этого музея не в масштабах и не в количестве хранимых исторических предметов, а в том, что там находятся оригиналы многих шедевров мировой живописи и других видов искусства.

Где находится?

Месторасположение музея — на Дворцовой набережной. Государственный Эрмитаж — это комплекс из пяти зданий (Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр). Главный вход находится по адресу: 2.

График работы

Государственный Эрмитаж готов принимать посетителей со вторника по воскресенье, начиная с 10.30. Конец работы — 18.00, но в среду — 21.00. Выходной — понедельник. Но внимание: кассы перестают продавать билеты за час до закрытия. Лучше планировать поход по Эрмитажу на часы до обеда и в - людей меньше. А вот в выходные иногда нужно простоять в очереди около часа.

Стоимость билетов

Билеты в Эрмитаж относительно недорогие. Для граждан России цена составит 100 р., пенсионерам, студентам и детям — бесплатно. Иностранцам придется заплатить 350 р. Но каждый первый четверг месяца — бесплатный день для всех.

История создания

В 1764 году Екатерина Вторая приобрела 225 картин из коллекции немецкого купца Йоханна Гоцковского. Эта подборка предназначалась для короля Пруссии Фридриха Второго, но из-за финансовых проблем он не смог ее выкупить. Предприимчивый купец предложил это сделать русской императрице, и она без колебаний согласилась, дабы щегольнуть перед немецким монархом. Так как Гоцковский не обладал глубокими познаниями в области искусства, то в коллекцию вошли картины довольно посредственные (по сравнению с теми, что поступили позже). В основном это были произведения рук голландских и фламандских мастеров, а также некоторые работы итальянских художников XVII в. Но среди них следует отметить произведения Хальса и Стена.

Этот год (1764-й) и считается годом основания Эрмитажа, хотя музея в современном понятии этого слова еще не было. Через пять лет произошло следующее приобретение: 600 полотен из частной коллекции графа фон Брюля. Тут были ценнейшие экспонаты: "Портрет старика в красном" Рембрандта, "Персей и Андромеда" Рубенса и другие.

Еще 400 картин куплено у французского коллекционера Пьера Кроза. Таким образом в Петербурге оказались "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса, "Автопортрет" Ван Дейка.

Для Екатерины приобретение шедевров мировой живописи в первую очередь было политическим жестом, чтобы показать, что Российская империя — развитая и небедная страна, которая может позволить себе такую роскошь. В 1774 году во владении императрицы находилось 2080 картин, но общего доступа к ним не было. К этому периоду относится знаменитая фраза Екатерины о том, что этим любуется только она и мыши. Хотя позднее доступ в галереи был открыт, но по особым разрешениям.

Позднее в Эрмитаж поступили ценности, вывезенные из особняков знати и других царских дворцов. Музей пополнился частными коллекциями Юсуповых, Строгановых, Шереметьевых. Также другие учреждения передавали свои экспонаты в дар Эрмитажу.

Коллекция живописи

Благодаря экспонатам Эрмитажа, можно проследить историю мировой живописи и понаблюдать, как развивалось искусство Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Франции и других стран. Например, в собрании представлены 7 тысяч картин только европейских художников, начиная со Средневековья и заканчивая прошлым веком. Кроме постоянных экспозиций, действуют еще и временные выставки. Эрмитаж тщательно следит за сохранностью ценного культурного наследия прошлого, поэтому некоторые образцы открыты для широкого доступа лишь несколько недель в году с целью их сбережения.

Залы западноевропейского искусства оформлены по хронологическому и географическому принципу, то есть в одном собраны работы живописцев конкретной страны на протяжении конкретного периода времени. Например, галерея итальянской живописи XIII-XVIII веков может похвастаться такими шедеврами, как "Благовещение" "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, "Святое семейство" Рафаэля.

Очень богата экспозиция фламандского изобразительного искусства XVII-XVIII веков. Гордость коллекции — 32 картины Рубенса ("Союз Земли и Воды", "Вакх" и крупные монументально-декоративные циклы), 24 произведения его ученика Ван-Дейка ("Автопортрет").

В галерее испанской живописи XV — начала XVIII века хранятся полотна Эль-Греко и Павел"), Веласкеса ("Завтрак"), де Гойи ("Портрет актрисы Антонии Сарате"). Можно наблюдать за развитием готических и реалистических тенденций, а также караваджизма.

Исключительно богато собрание картин (около 1000) голландских художников, включая раннего и позднего Рембрандта.

Так широко, как в Эрмитаже, английская живопись представлена разве что в самой Великобритании. Большой интерес вызывают работы придворных портретистов. Одним из всемирно известных полотен является "Портрет дамы в голубом" Томаса Гейнсборо.

В выставочном зале живописи Франции XV-XVIII веков важнейшее место занимают работы кисти классициста Никола Пуссена. А собрание произведений второй половины XIX — ХХ века по праву считается одним из лучших в мире. Тут есть и знаменитый импрессионист Моне ("Дама в саду", и Ренуар ("Девушка с веером"), и Дега ("Площадь Согласия"). Гордость этой коллекции — 38 оригиналов Матисса и 31 — Пикассо.

В зале немецкого искусства особо выделяются мастера берлинской и мюнхенской школ. Также привлекают внимание батальные полотна, посвященные Отечественной войне 1812 года и работы Фридриха в стиле романтизма.

Недавно Государственный Эрмитаж приобрел Это одно из самых знаменитых произведений русского искусства прошлого века.

Каков же вывод? Можно еще долго рассказывать и про архитектурные памятники, и про скульптуры Эрмитажа. Но читать про намного менее увлекательно, чем наслаждаться прекрасным воочию. Поэтому надо без раздумий пойти и купить билеты в Эрмитаж для всей семьи. Будет познавательно.

Эрмитаж - музей в Санкт-Петербурге, побывать в котором стоит каждому хотя бы раз в жизни. Слава о нем идет по всему миру. В любое время года в залах Эрмитажа полным-полно гостей, приехавших в Северную Пальмиру из разных уголков земного шара. Коллекции музея содержат почти 3 миллиона интереснейших экспонатов, и для того, чтобы увидеть их все, экскурсанту придется пройти по многочисленным залам, коридорам и лестницам музейного комплекса долгие 20 километров.

Какие здания входят в музейный комплекс "Эрмитаж"

Когда туристы прибывают в город на Неве, они мечтают посетить многие музеи Санкт-Петербурга. Эрмитаж находится в этом списке, как правило, на первом месте. Но у многих он ассоциируется только лишь с А на самом деле в большой музейный комплекс Эрмитажа, кроме легендарного творения Растрелли, входят еще 5 прекрасных и величественных зданий, выстроенных в ряд вдоль Невской набережной в центре Санкт-Петербурга.

Это Малый Эрмитаж, возведенный под руководством талантливого архитектора Валлен-Деламота; Большой Эрмитаж - творение архитектора Фельтена; Эрмитажный театр (архитектор Кваренги) и Новый Эрмитаж архитектора фон Кленце. Все эти прекрасные архитектурные сооружения были созданы разными мастерами и в разное время, но теперь все они являют собой одно целое - Эрмитаж, музей и культурно-исторический центр.

Из истории создания

О музее Эрмитаж искусствоведы говорят вот что: для того чтобы осмотреть внимательно все его экспонаты, нужно не менее 9 лет, а кто-то считает, что даже этого срока будет недостаточно, настолько обширна коллекция культурных сокровищ, хранящихся в Зимнем и других дворцах комплекса. А начиналось все в 1764 году. Именно тогда Екатерина II отдала приказ о покупке на заграничных аукционах всех самых ценных произведений искусства для того, чтобы выставлять их в помещении Малого Эрмитажа.

Впоследствии, когда коллекция сильно разрослась, и места в Малом Дворце стало не хватать, драгоценные предметы искусства стали размещаться и в других зданиях. Так постепенно создавался Эрмитаж - музей, который мы все знаем. Везде, по всему миру покупались бесценные картины, скульптуры, гравюры, рисунки, коллекции старинных монет, медалей, книг, античные ценности и произведения декоративно-прикладного искусства. После смерти Екатерины II Александр I продолжил собирать интереснейшие артефакты.

До середины XVIII в. привилегия посмотреть экспозицию Эрмитажа была доступна лишь избранным дворянам. Да и в последующие годы вход в залы музея был ограничен для некоторых сословий. После революции 1917 года Эрмитаж и его богатые коллекции художественных и исторических ценностей стали доступны для простого народа.

Залы музея и коллекции

Сегодня Эрмитаж - музей, в котором множество залов, отведенных под определенные тематические коллекции. Здесь имеется Западноевропейский отдел, Отделы античного мира и Востока, первобытной культуры и нумизматики, большая коллекция из древнего Египта, "Золотая кладовая", а также обширный Отдел истории русской культуры.

Каждый входящий в музей попадает сначала в вестибюль, из которого можно пройти на второй этаж, поднявшись по великолепной Иорданской лестнице. Затем посетитель входит в самый большой зал Эрмитажа (1103 кв. м.). Он тянется вдоль Невской набережной и состоит из трех комнат. Далее следуют Концертный, Фельдмаршальский, Петровский залы. Большой тронный, или Георгиевский зал, украшают царский трон, 28 хрустальных люстр и 48 колонн из мрамора. Есть еще Александровский, Малахитовый и Белый залы, Золотая гостиная и т. д.

Художественная коллекция Эрмитажа

Отдельного внимания заслуживает художественная коллекция культурного-исторического центра Северной столицы. Сегодня бывшая резиденция русских императоров известна всему миру как крупнейший в Европе художественный музей. Эрмитаж располагает обширной коллекцией картин самых известных художников. Здесь можно увидеть полотна таких мастеров живописи, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Ватто, Тьеполо, Роден, Ренуар, Моне, Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Матисс и др. гениальных творцов.

В зале западноевропейской живописи находятся такие бесценные шедевры, как Литта") и "Мадонна Бенуа" кисти да Винчи, прелестная небольшая овальная картина Рафаэля "Мадонна Коннестабеле". Под живописные полотна Рубенса отведен целый зал, в котором можно посмотреть на картины "Венера и Адонис", "Портрет камеристки инфанты", "Союз земли и воды", Пастушья сцена", "Вакх", "Снятие с Креста", а также на другие работы гениального фламандца.

Есть в Эрмитаже и зал Рембрандта. Тут, вместе с другими его полотнами, находится знаменитая "Даная", которая защищена для предотвращения повторного акта вандализма. Эта картина была повреждена в 1985 году одним из посетителей, и над ее реставрацией и восстановлением пришлось работать много лет. Посетителям также доступно посещение залов Микеланджело, майолики и многих других.

Информация для туристов

Краткая информация, изложенная в данной статье, конечно, не может рассказать обо всех экспонатах. Нужно самому посетить Эрмитаж. Музей открыт для всех желающих в любой день недели, кроме понедельника. Главный музейный комплекс находится по адресу: 2. Летом, а также в выходные дни, чтобы не стоять в многочасовых очередях, лучше всего приходить за полчаса до открытия, которое происходит в 10.30.

Добраться до Эрмитажа не составляет никакого труда, ведь этот музейный комплекс расположен в центре города. Самая ближайшая станция метро - "Адмиралтейская". Стоит выйти оттуда, как нужно тут же повернуть налево и пройти буквально несколько метров до ул. Малая Морская. Затем свернуть направо и дойти до Невского проспекта. Теперь прямо по Невскому остается дойти до Дворцовой площади - вход в Эрмитаж находится именно там.

Кроме этого, мы бы порекомендовали обязательно посетить Государственный Русский музей, Кунсткамеру, многочисленные пригородные дворцы города (Павловск, Петергоф и т. д.) - все это известные музеи России. Эрмитаж среди них, конечно, остается самым главным и любимым, и не только для россиян, но и для иностранных гостей.

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский - крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1754-1762 гг. - строительство Зимнего дворца.

1764 г. - покупка Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского.

1764-1775 гг. - строительство Малого Эрмитажа.

1771-1787 гг.- строительство Большого Эрмитажа.

1783-1787 гг. - строительство Эрмитажного театра.

1820-1827 гг. - строительство Главного штаба.

1826 г. - создание «Галереи 1812 года» в Зимнем дворце.

1842-1851 гг. - строительство Нового Эрмитажа.

1914 г. - организация в Зимнем дворце военного госпиталя.

1917 г. - штурм Зимнего дворца большевиками, объявлением Эрмитажа государственным музеем.

1920-1930 гг. - передача в Эрмитаж национализированных частных коллекций.

1941 г. - эвакуация экспонатов Эрмитажа на Урал.

1942 г. - организация бомбоубежищ в подвалах Эрмитажа.

1945 г. - возвращение в Эрмитаж эвакуированных коллекций и его открытие для посетителей.

1948 г. - приобретение Эрмитажем коллекции живописи конца 19-начала 20 века.

1981 г. - открытие филиала Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце.

ЭРМИТАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитаж был передан большой дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.). Датой основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция картин преимущественно голландской и фламандской школ. Значительное число произведений размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage - место уединения; позднее это название перешло на картинную галерею). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно- прикладного искусства, глиптики, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). В XIX в. в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл важную роль в развитии русской культуры. В первой половине XIX в. для него было построено специальное музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Эрмитаж было ограниченным, экскурсии до конца XIX в. в музее не допускались. За расширение доступа в Эрмитаж боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитажа значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована, но в Эрмитаже и в дни блокады продолжалась музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» - портреты героев Отечественной войны 1812, а также бывший дворец Меншикова), нумизматики, западноевропейского искусства (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Рёйсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.; графическая коллекция, произведения декоративно- прикладного искусства).

Популярная художественная энциклопедия. М., 1986

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЭРМИТАЖА

Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.

Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.

Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре - так называемой «Восковой персоне», сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в «Восковой персоне» нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа «по старой дружбе» давали им посмотреть, как это происходит.

Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича «Черный квадрат». С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее «темной» или «негативной» энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея «Черный квадрат» нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.