Психология

Из каких разделов состоит бизнес план. Из каких разделов состоит бизнес-план

Вопрос от Романа Дорохина:

Здравствуйте. Ответьте на такой вопрос пожалуйста, из чего должен бизнес-план состоять? По пунктам если можно!

Ответ на вопрос читателя:

Здравствуйте, Роман!

Изначально советую прочитать статью о том, и . В них вы подробно получите ответы на свои вопросы по составлению бизнес-плана. Вообще я не особо знаток в бизнес-планах и считаю, что пункты его написания сугубо индивидуальны. Но если, например, вы хотите взять кредит в банке и предоставить бизнес-план, тогда вам нужно придерживаться правил. Эти правила придумал не я, а просто вычитал в интернете для того, чтобы ответить на ваш вопрос.

В структуре бизнес-плана должны быть такие пункты:

  1. Титульная страница. Где вы описываете, как будет называться фирма, название вашего бизнес-проекта, сколько будет стоить, всех ваших учредителей и исполнителей.
  2. Кратко описываете, чему посвящен ваш бизнес-план. Это тот вид бизнеса, которым вы собираетесь заняться. Например, планируете открыть розничный магазин или организовать интернет-магазин.
  3. Цели бизнес-плана (бизнеса). Вы описываете все товары и услуги, которые вы хотите предложить вашим будущим покупателям. Предлагаете ту цену, по которой должны будете продаваться товар. Оценить свои затраты, которые будет требовать производство товара.
  4. Анализ рынка. Описываете ситуацию в отрасли, конкурентов и потребителей.
  5. Как вы планируете организовать процесс производства товаров или услуг. Описываете все производственные и другие рабочие процессы.
  6. Как вы будете обеспечивать качество, конкурентоспособность. Отражаете все организационные связи с партнерами, учредителями и обосновываете организацию производственной деятельности.
  7. Кто будет выполнять план (кадры, консультанты).
  8. Какое необходимо финансирование бизнес-плана. Вы должны собрать все материалы предыдущих пунктов и представить их всех вместе. Для финансирования стоит задача - доказать эффективность бизнеса во всех периодах его реализации.
  9. Как будет планироваться прибыль и когда. Вам необходимо точно отметить точку, когда будет «возврат» - для вас это будет началом результата вами отданных средств и за определенный период полного возвращения инвестиций.
  10. Календарное планирование. При составлении календарного планирования необходимо дать с разбивкой не по годам, а ежемесячно. Если все-таки окупаемость проекта запланирована на несколько лет, то первый год следует вам показать с помесячной разбивкой, а последующие – поквартально.

Вот собственно и все! Если я что-то упустил, добавляйте в комментариях!

Уважаемые посетители сайта B2Y! Приглашаем вас к просмотру видео о нашей компании. Давайте знакомиться!

Из каких разделов состоит бизнес-план?

У каждого банка или финансово-кредитной инстанции могут быть собственные требования к разработке бизнес-плана.

Перед открытием нового бизнеса или перед модернизацией действующего предприятия инициатору проекта необходимо знать, сколько денежных средств и в какой момент времени понадобится для достижения поставленных целей. Для прогнозирования тех или иных управленческих решений составляется бизнес план.

Наша компания предлагает широкий спектр услуг в области финансового моделирования,

  • построение финансовой модели (с нуля, без шаблонов);
  • составление бизнес плана;
  • разработка технико-экономического обоснования;
  • оптимизация текущих бизнес-процессов в действующем предприятии.

Мы предлагаем широкий спектр удобных пакетных предложений по приемлемым ценам, готовы уложиться в поставленные вами сроки (даже, если речь идет о выполнении работ в срочном порядке).

Мы готовы предложить взаимовыгодные условия сотрудничества в рамках реализации совместных проектов в области финансового моделирования и консалтинга.

Если вы являетесь представителем банка или другой финансово-кредитной инстанции мы с удовольствием рассмотрим подходящий вариант подготовки такого продукта, как финансовая модель, бизнес план или технико-экономическое обоснование для целей вашей компании или ваших заказчиков.

Составление бизнес плана представляет собой процесс плотного взаимодействия нашего специалиста с инициатором проекта или с созданной заказчиком проектной группы, в которую, как правило, входят: руководитель проекта, штатный экономист, бухгалтер, штатный технолог, маркетолог, а также другие привлеченные эксперты.

Чтобы составить бизнес план с максимальной детализацией необходимо качественно и правильно подойти к сбору и систематизации исходных данных. Подробная инструкция, касающаяся процесса подготовки исходных данных для составления бизнес плана, размещена .

Каждый бизнес план, разрабатываемый специалистами нашей компании, состоит из двух частей: финансовой модели и отчета.

Опыт последних лет нашей компании показывает, что финансовая модель становится самостоятельным и независимым продуктом, который требуется компании для проведения всестороннего анализа и учета всех операционно-хозяйственных процессов, происходящих на предприятии. Чаще всего, такая финансовая модель на языке заказчика, также носит название такого документа, как «бизнес план». По сути, чтобы составить бизнес план, в обязательном порядке необходимо создать финансовую модель, которая может раскрывать деятельность предприятия с разной степенью детализации (по годам, по кварталам, по месяцам).

В бизнес-плане предприятия или производства желательно добиться помесячной детализации, так как в детализации, к примеру, по годам есть риск не учесть кассовые разрывы. Если предприятие производит продукцию и имеет в своем штате большое количество сотрудников, не учет кассового разрыва чреват убытками и опасностью попадания в затруднительное положение. Именно поэтому на этапе составления прогнозной финансовой документации крайне важно всесторонне оценить собственный проект, чтобы, или избежать кассовых разрывов, или, в ситуациях, когда это невозможно, минимизировать отрицательные последствия путем оптимизации других финансовых потоков предприятия.

В структуре бизнес плана, размещенной ниже, можно увидеть такой раздел, как маркетинговый раздел рынка. Обращаем ваше внимание, что специалисты нашей компании не занимаются проведением ни полевых, ни кабинетных маркетинговых исследований. В случае, если в бизнес план необходимо включить анализ рынка, мы предлагаем вам воспользоваться собственной ресурсной базой или обратиться в специализированные агентства, которые готовы предоставить необходимую вам информацию.

В некоторых случаях, чтобы составить бизнес план по требованиям какого-либо определенного банка необходимо предоставить расчет ставки дисконтирования. В таких ситуациях финансовые аналитики нашей компании готовы предложить оптимальное для бизнеса заказчика значение ставки дисконтирования. Если этого недостаточно, то мы рекомендуем нашим заказчикам прибегнуть к услугам профессионального риск-аналитика.

Если вы планируете заказать бизнес план в нашей компании, мы предложим вам нашего штатного сотрудника, специализирующегося на вашей сфере бизнеса (промышленное производство, сельское хозяйство, лизинговые сделки, сфера услуг, общественное питание и т.д.). После этого наш квалифицированный специалист анализирует имеющиеся у вас исходные данные для разработки бизнес плана. Если исходных данных недостаточно, наш сотрудник формирует для вашего проекта подробный список вопросов.

После завершения процедуры финансового моделирования и после согласования с заказчиком итоговой версии финансовой модели наш специалист приступает к формированию отчета (печатной версии бизнес плана). Если финансовая модель составляется в прозрачной среде программного обеспечения на базе MS Excel и ее ценность заключается, в первую очередь, в электронном виде для возможности последующего внесения необходимых изменений или корректировок исходных данных, то печатная версия бизнес плана выполняется в текстовом редакторе MS Word. В ознакомительных целях на нашем сайте размещен пример отчета (или печатная версия бизнес-плана).

Перед тем, как начать вкладывать деньги и время в какой-то бизнес-проект, настоятельно рекомендуется все хорошенько взвесить и обдумать.

Результатом этих мыслительных потуг должен быть некий документ, который называют бизнес-планом.

Предназначение и цели бизнес-плана

Чем лучше составлен бизнес-план, чем больше в нем уделено внимание краеугольным камням рассматриваемого бизнеса, тем самым вероятность его успешного старта, хорошей рентабельности и окупаемости выше. . В противном случае без такого документа вся деятельность рискует превратиться в хаотические движения и в безнадежный поиск удачи и успеха.

Бизнес-план нужен не только для того, чтобы собственнику бизнесу использовать его в качестве дорожной карты. С хорошо отработанным планом можно идти к инвесторам или потенциальным кредиторам, которым посредством этого документа будет удобно знакомиться с предлагаемым проектом и принимать по нему решение.

Этот план является уникальным, описывает неповторяющиеся события. Он имеет четкую структуру, которая общепринята для подобного рода документов. Основная его задача – это комплексно отразить все стороны реализации проекта. То есть, бизнес-план представляет собой плановый документ, имеющий собственную структуру, которыйотражает направления развития проекта.

Методики составления

Методики составления есть разные. Каждая из них разрабатывалась отдельными международными организациями, для эффективного предоставления кредитов. Среди них такие методики, как:

  1. Методика UNIDO предназначалась для оценки инвестиционных проектов. По этой методике проект, а точнее, его ход, должен проектироваться в виде цикла из прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной фаз.
  2. Методика KPMG предусматривает создание такого документа, который предназначался для руководителей организации, а не для инвесторов. По данной методе план более насыщен информацией, которая представляет интерес менеджменту предприятия и его сотрудникам.
  3. Методика Европейского банка реконструкции и развития предусматривает больше внимания уделять учету кредитных средств и SWOT-анализу. По данной методе получаются самые краткие из всех планов.
  4. Методика BFM Group предлагает отрабатывать планы, направленные на инвесторов.

Стандартная структура

В зависимости от используемого метода, структуры бизнес-планов отличаются между собой. Тем не менее среди них есть и много схожих разделов. Большинство бизнес планов имеют резюме, описание продвигаемого товара или услуги, анализ рынка, маркетинговый и производственный планы, риски и финансовую составляющую.

В начале документа идет резюме. Любой бизнес-план начинается именно с этого раздела. В нем указывается:

  • цель проекта;
  • кто является его руководителем;
  • сколько средств нужно на его реализацию;
  • срок окупаемости.

Все эти данные должны опираться на расчеты, которые проделываются дальше по тексту документа.

В резюме указывается и сама идея проекта, чем предполагается заниматься и почему это должно быть выгодно. Этот раздел должен заинтересовать инвестора и если это произойдет, он начнет изучать и все остальное его содержимое.

Описываем предоставляемые товары или услуги

В этом разделе, который следует за резюме, нужно полностью описывать вид деятельности, чем и как планируется заниматься. Главное, на что обращают внимание в этом разделе, это указать причины, по которым товар или услуга будут пользоваться спросом.

Опять нужно указать объем финансов и на что они пойдут, как именно задуманное дело будет развиваться, и какое количество персонала на это потребуется. Если для бизнеса нужно закупить оборудование, то следует приложить прайс-листы компаний, которые его продают, а в разделе сделать краткий обзор и ссылку на прикрепленные листы. Не рекомендуется этот раздел делать больше, чем на 1 страницу.

Проведите анализ рынка, который бы основывался на объективных исследованиях. Информацию по исследованиям можно взять из экспертных данных разных аналитиков. Необходимо описать потенциального клиента, указать их категорию, ориентировочное количество.

Цифры должны убедить инвестора, что спрос на конечный продукт вашего бизнеса в регионе есть, его будут покупать по конкретным объективным причинам.

Вслед за этим опишите уровень конкуренции в регионе, укажите ваших потенциальных прямых конкурентов. Это заинтересует инвесторов. Через изучение конкурентов они дополнительно могут для себя прийти к выводу, насколько ниша прибыльна и заполнена.

Маркетинг

Часто этот раздел описывается как-то в общем, не конкретно. Начинающие свое дело ошибочно считают, что весь бизнес состоит из закупки оборудования, аренды помещения, найма персонала и организации производственного процесса. Поэтому их бизнес-планы акцентируют внимание на этих процессах. Но это неверно, особенно если такой план рассчитан на получение инвестиций или займа.

На схеме отображено представление бизнес-плана с точки зрения маркетинга

Тех, кто дает деньги, интересует вопрос, как именно будут привлекаться клиенты, которые и приносят деньги. Отсутствие или наличие достаточного количества клиентов делает бизнес либо убыточным, либо прибыльным. А привлечь их, сделать так, чтобы они покупали – целое искусство.

Будь товар хоть трижды качественным, если система привлечения клиента поставлена слабо, он будет плохо продаваться. И, наоборот, посредственный товар или услуга могут продаваться очень хорошо за счет эффективного продвижения.

Инвестор это знает, поэтому этот раздел его особо заинтересует. И если в нем он увидит только общие фразы, дальше он читать не будет. Поэтому в разделе маркетинга нужно дать ответ на следующие вопросы:

  1. Как происходит ценообразование, на каких исследованиях рынка делается такой вывод?
  2. Как будет организована рекламная кампания, сколько средств на нее придется потратить и как быстро они окупятся?
  3. Как будет происходить борьба с конкурентами, какие акции и скидки для этого будут использоваться?

Производство

Следующий раздел в бизнес-плане касается самого производственного процесса. В нем нужно указать, как будет происходить процесс и оплата, работа с поставщиками и клиентами. Если планируется производство, то нужно указывать на необходимые для него компоненты, кто поставщик, что будет произведено на каждом этапе и как конечный продукт будет защищен от брака.

В организационном разделе нужно указать количество персонала, который нужен для бизнеса, какие требования к нему, какие функции выполняет каждый работник и какие издержки предприятия будет нести на заработную плату.

В финансовой части бизнес-плана нужно произвести расчет всех капиталовложений в бизнес, которые предвидятся. Сюда включаются расходы на:

  • оформление документов;
  • аренду или покупку помещения;
  • закупку оборудования и сырья;
  • заработную плату;
  • коммунальные услуги;
  • рекламу и т. д.

Лучше разделить все расходы на две позиции – при старте и каждый месяц. Но вся необходимая сумма должна быть сведена в итоговую. Именно она отображается в резюме бизнес-плана.

После этого рассчитайте доходность проекта за год. Сделайте два варианта, один из которых был бы пессимистичным, а другой оптимистичным. Тут нужно указать прогнозируемый поток клиентов, сколько стоит товар и услуга, график работы персонала и т. п.

Рентабельность проекта рассчитывается исходя из пессимистичного прогноза, на основании которого и делается вывод о сроке возврата вложенных инвестиций.

В разделе анализа рисков нужно предусмотреть те вероятные факторы, которые могут негативно повлиять на функционирование проекта. Это могут быть изменения налоговой политики государства, цен на энергоносители, увеличение конкуренции и т. д.

Возможные дополнения структуры

При необходимости бизнес-план может быть дополнен другими разделами. Например, можно ввести раздел, обосновывающий выбор организационно-правовой формы предприятия.

В нем необходимо показать, почему выбранная форма будет оптимальной, как за счет этого выбора будут экономиться финансовые средства. Иногда в планах указывается форма предприятия, но почему именно она ответ не дается.

О чем нужно писать в каждом разделе указывалось выше. Теперь о том, как оно должно быть написано. Желательно писать кратко и по существу. Им нужны сухие цифры, факты, чтобы все было понятно и просто. Чем больше план будет соответствовать этим требованиям, тем больше шансов получить от инвесторов или кредиторов согласие. Подробно о грамотном написании бизнес-плана рассказано в этом видео:

Результаты составления и применение бизнес-плана

Бизнес-план составляется не только для того, чтобы инвестор или кредитор дал на проект деньги. Он нужен для планирования хозяйственной деятельности предприятия на различные периоды. Он служит для того, чтобы помочь предпринимателю:

  • определить конкретные направления деятельности – например, или ;
  • сформулировать цели, как долгосрочные, так и краткосрочные;
  • установить маркетинговые мероприятия;
  • предусмотреть возможные неблагоприятные факторы и т. д.

Не стоит подходить к бизнес-плану, как к заявлению на получение денег от инвесторов. Он не должен быть мертвым документом, который после его составления и рассмотрения откладывается далеко в ящик.

Если это так, значит, он составлен неверно, и инвестор или кредитодатель это почувствовали и отказали в просьбе. Но в том случае, когда план действительно рабочий, отработан по каждому разделу, он дате положительный результат. Вы не только получаете инвестиции, но и имеете четкое руководство к действию.

Состоит из следующих разделов:

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)».

Раздел 2. «Общее описание компании».

Раздел 3. «Виды товаров (услуг)».

Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)».

Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта».

Раздел 6. «Производственный план».

Раздел 7. «План маркетинга».

Раздел 8. «Юридический план»

Раздел 9. «Организационный план».

Раздел 10. «Оценка риска и страхование».

Раздел 11. «Финансовый план».

Раздел 12. «Стратегия финансирования».

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)»

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту - предельная простота и минимум специальных терминов. Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?». Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Раздел 2. «Общее описание компании»

Собственно бизнес-план начинается с общего описания компании. Его объем не должен превышать нескольких страниц. В описании следует отразить основные виды деятельности и характер компании. Не нужно вдаваться в детали, поскольку их можно изложить в других разделах.

В данном разделе следует ответить на следующие вопросы. Является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг? Что и как она намерена предоставлять своим клиентам? Где она расположена? В каких географических пределах она намерена развивать свой бизнес (в своей местности, в масштабах страны, в международных масштабах)?

Следует предоставить также некоторые сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания. Находится ли ее бизнес на начальной стадии, когда она еще не имеет полностью разработанный ассортимент продукции? Имеет ли она разработанный ассортимент товаров, но еще не начала маркетинг? Или же она уже ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности? Т.е. доказать возможность выполнения проекта.

Очень важно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические районы. Или, может быть, она надеется стать открытой компанией либо привлекательным кандидатом на поглощение другой фирмой. Изложение таких целей важно для рецензента и может способствовать возникновению у него значительного интереса к предложениям. Конечно, эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

Раздел 3. «Виды товаров (услуг)»

В этом разделе бизнес–плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

3. Название товара.

4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?

5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

6. Дорогие ли эти товары (услуги)?

7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

8. На каких рынках и каким образом они продаются?

9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

11. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

12. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

13. Имеет ли данный товар фирменную марку?

14. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)»

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:

1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?

2. Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?

4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?

6. Как предполагается реагировать на эти изменения?

7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

8. Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?

9. Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?

10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес–плана необходимо представить:

Оценку потенциальной емкости рынка.

Оценку потенциального объема продаж.

Оценку реального объема продаж.

Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта»

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по таким критериям, как реклама, размещение, продукция, услуги, цены и имидж.

Ранг фирмы и главных конкурентов указывается по 5-ти или 10-ти балльной системе. Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

Раздел 6. «Производственный план»

Является одним из основных разделов бизнес-плана, в котором рассматриваются основные производственные показатели и объемы реализации продукции, переменные и постоянные издержки, план по персоналу, затраты на амортизацию основных производственных фондов, требования к организации производственного процесса и основные технико-экономические характеристики производства, специализированного оборудования и используемых технологий.

В данном разделе подробно описывается путь, с помощью которого планируется наладить производство и реализацию продукции с указанием проблемных и узких мест, на которые необходимо обратить особое внимание и средств (методов) их преодоления.

Раздел 7. «План маркетинга»

Основная цель заключается в том, чтобы показать потенциальному инвестору (стратегическому партнеру) элементы маркетинговой программы претендента, стратегии и тактики его поведения на рынке. Кроме того, в рамках маркетингового плана часто оценивается объективность анализа конкуренции на конкретном целевом рынке и концентрация внимания руководства компании на наращивании ключевых конкурентных преимуществ.

Маркетинговый план имеет крайне важное значение в структуре бизнес-плана, поскольку он определяет оптимальную стратегию компании на рынке и во взаимоотношениях с внешними партнерами и конкурентами, а потому от его объективности и проработанности во многом зависит успех рыночной деятельности компании. Маркетинговый план можно разбить на три взаимосвязанные структурные части:

1. конкурентный анализ;

2. формирование конкурентной (деловой) стратегии компании;

3. формирование программы маркетинга (особенности используемого инструментария маркетинга).

Раздел 8. «Юридический план»

В этом разделе, который особенно важен для новых предприятий и фирм, указывается та форма, в которой намечается вести дела. Практически, речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: частная фирма, кооператив, государственное предприятие, СП и так далее.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могут повлиять на успех проекта, и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.

Конкретное наполнение раздела соответственно зависит от выбранной правовой формы организации. Западные инвесторы предпочитают иметь дело с предпринимателями, вкладывающими в дело свои собственные средства. Малое предприятие – наиболее короткий путь к успеху для начинающего предпринимателя, особенно, в сфере перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Эффективность малых предприятий состоит в том, что они способны активизировать структурную перестройку экономики, дать широкую основу выбора потенциальным потребителям и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Раздел 9. «Организационный план»

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалификационные требования, где указывается:

а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));

в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные:

– квалификация;

– прежний опыт работы и его полезность для предприятия.

Также в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет заниматься;

б) взаимодействие всех служб друг с другом;

в) координацию и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.

Раздел 10. «Оценка риска и страхования»

Раздел разбит на две части. В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

Раздел 11. «Финансовый план»

Раздел бизнес-плана, посвященный , во-первых, помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и/или обосновать реальность достижения его целей в будущем, во-вторых, может быть использован, как эффективный инструмент самоорганизации и контроля.

Раздел 12. «Стратегия финансирования»

В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:

1. Сколько средств требуется для реализации данного проекта? Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».

2. Источники финансовых ресурсов и формы их получения. Источниками могут служить:

а) собственные средства;

б) кредиты банков;

в) привлечение средств партнеров;

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.

Источник - Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Томск, 2004. 53 с
Бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов /Учебно-методическое пособие, под общей редакцией Савельева Ю.В., Жирнель Е.В., Петрозаводск, 2007.

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!