Домашний очаг

Как это сделано, как это работает, как это устроено.

Ровно 80 лет назад на башнях Московского Кремля установили знаменитые рубиновые звезды, которые стали символом столицы. На смену чего они пришли, сколько весят и зачем Никите Михалкову понадобилось их потушить – портал Москва 24 собрал 10 самых интересных фактов.

Факт 1. До звезд были орлы

С XVII века на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Московского Кремля возвышались позолоченные двуглавые царские орлы из меди.

До наших дней они не дошли. По решению нового правительства 18 октября 1935 года орлов сняли, а позднее переплавили. Тогдашние историки решили, что они не представляют ценности и металл просто утилизировали.

Факт 2. Первые звезды установили на четырех башнях

Первую кремлевскую звезду установили 23 октября 1935 года на Спасской башне. С 25 по 27 октября звезды появились на Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях.

Факт 3. До рубиновых звезды были медными и с самоцветами

Изначально звезды изготовили из красной листовой меди, которую закрепили на металлическом каркасе. Каждая звезда весила приблизительно одну тонну.

На звездах разместили бронзовые эмблемы серпа и молота. Эмблемы инкрустировали уральскими камнями – горным хрусталем, топазом, аметистом, аквамарином, сандритом, александритом. Каждый камень весил до 20 граммов.

Факт 4. Шпиль Северного речного вокзала венчает кремлевская звезда-самоцвет

Звезды-самоцветы демонтировали незадолго до 20-й годовщины Октябрьской революции. Одну из них, снятую со Спасской башни, впоследствии водрузили на шпиль Северного речного вокзала в Москве.

Факт 5. Рубиновые звезды на пяти башнях

На смену звездам-самоцветам пришли новые – рубиновые. Их установили 2 ноября 1937 года. Прежние звезды потускнели, а самоцветы блестели не слишком ярко.

Факт 6. Внутри звезд – лампы освещения

Рубиновые звезды светятся изнутри. Для их освещения Московский электроламповый завод (МЭЛЗ) разработал специальные лампы в 1937 году.
Мощность электроламп в звездах на Спасской, Троицкой, Никольской башнях составляла 5 кВт, на Водовзводной и Боровицкой – 3,7 кВт.

Факт 7. У звезд разные размеры

Фото: ТАСС/Василий Егоров и Алексей Стужин

Рубиновые звезды Кремля имеют разные размеры. Размах лучей на Спасской и Никольской башнях – 3,75 метра, на Троицкой – 3,5, на Боровицкой – 3,2, а на Водовзводной – 3 метра.

Факт 8. Звезды вращаются флюгером

В основании каждой звезды лежат специальные подшипники. Благодаря им звезда весом в одну тонну может вращаться на ветру как флюгер. Это сделано для уменьшения нагрузки при больших воздушных потоках. Иначе звезда может упасть со шпиля.

Факт 9. В годы войны звезды укрывал брезент

Звезды впервые потушили в годы Великой Отечественной войны. Они были хорошим ориентиром для авиации врага. Звезды зачехлили в брезент. Впоследствии их вновь погасили по просьбе режиссера Никиты Михалкова ради съемки одного из эпизодов "Сибирского цирюльника".

Факт 10. С 2014 года у звезд очередной этап реконструкции

В 2014 году на Спасской башне провели комплексную реконструкцию звезды: у нее появилась новая система освещения с несколькими металлогалогенными лампами общей мощностью 1000 Вт.

В 2015-м заменили лампы в звезде Троицкой башни, а в 2016-м – Никольской. В 2018 году предстоит ремонт на Боровицкой башне.

Cтраница 1


Рубиновое стекло 2 очень сильно поглощает в зеленой части спектра, находящейся за пределами шкалы обеих кривых. В темно-синем сапфировом стекле 3 обнаружен максимум поглощения красных лучей с Я650 лщ. Дзигмонди, величины частиц в золотых рубиновых стеклах изменяются в широком диапазоне.  

Рубиновое стекло образуется при сплавлении стекломассы с небольшим количеством хлорного золота. При остывании стекломасса превращается или в совершенно прозрачное, или в слегка желтоватое стекло. Чтобы стекло окрасить в красный цвет, его повторно нагревают до температуры красного каления. При последующем медленном охлаждении оно окрашивается в красный цвет. Эта операция называется наведением окраски.  

Например, рубиновое стекло, которое получал еще М. В. Ломоносов, содержит в виде дисперсной фазы высокодиспергированное золото. Содержание золота в рубиновом стекле колеблется от 0 01 % (розовое стекло) до 0 1 % (ярко-красное стекло), а размер частиц составляет 4 - 30 им, редко превышая 150 нм. Менее дорогие стекла с той же рубиновой окраской могут быть получены диспергированием (вместо золота) таких металлов, как серебро, селен, медь.  

Например, рубиновое стекло, которое получал еще М. В. Ломоносов, содержит в виде дисперсной фазы высокодиспергированное золото. Содержание золота в рубиновом стекле колеблется от 0 01 % (розовое стекло) до 0 1 % (ярко-красное стекло), а размер частиц составляет 4 - 30 им, редко превышая 150 им. Менее дорогие стекла с той же рубиновой окраской могут быть получены диспергированием (вместо золота) таких металлов, как серебро, селен, медь.  

Если смотреть на рубиновое стекло, освещенное конусом КК (см. фиг. MN, мы увидим туманный конус внутри прозрачного стекла - так называемое явление Тиндаля.  

Более дешевые сорта рубинового стекла можно получить, применяя медь вместо золота.  

Для искусственного приготовления яркого рубинового стекла для железнодорожных, автомобильных, велосипедных и прочих фонарей достаточно на одну тонну расплавленной стеклянной массы положить всего лишь 100 г коллоидного золота. Понятным поэтому становится огромное значение растирания в технологии и употреблении масляных красок, известное с древнейших времен всем художникам.  

Примером твердого золя является рубиновое стекло, состоя - щее из стеклянной массы с распределенными в ней коллоидными частицами металлического золота. Из рубинового стекла сделаны Кремлевские звезды. Содержание золота в рубих новом стекле колеблется от 0 01 до 0 1 %, а размер частиц золота составляет - 30 нм. Более дешевые сорта красного стекла полу чают, используя вместо золота медь.  


Примером твердого золя может служить рубиновое стекло, в котором коллоидно-дисперсное золото распределено по объему силикатного стекла.  

Интересный объект для опытов представляют рубиновые стекла, которые являются высокодисперсными коллоидными растворами золота, как это было показано еще Ломоносовым, получавшим такие стекла и описавшим их свойства как систем, содержащих мельчайшие частицы золота.  

Классическим примером твердого золя является золотое рубиновое стекло, приготовляемое из расплавленной стеклянной массы путем добавления к ней (в количестве примерно 0 01 %) хлорного золота, из которого под влиянием высокой температуры восстанавливается металлическое золото в кристаллическом коллоидно-дисперсном состоянии.  

Селенид кадмия используют для получения рубинового стекла, для придания красного цвета эмалям и керамике.  

Окись олова применяют для получения рубинового стекла, а двуокись олова - при изготовлении глазури и эмалей.  

Рассматривая образование кристаллических центров в золотосодержащем рубиновом стекле как функцию тепловой обработки, Вейль указывает, что рост этих вначале невидимых центров в кристаллы коллоидальных размеров может быть результатом двух различных процессов - рекристаллизации и коагуляции.  

Московский Кремль — древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. Его стены и башни были возведены из белого камня в 1367 году, а в 1485-1495 годах — из кирпича. В современном Кремле насчитывается 20 башен .

В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля (Спасской) водрузили герб российской империи — двуглавый орел. Позднее гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой.

После революции 1917 года неоднократно возникал вопрос о замене царских орлов на башнях Кремля на фигуры, символизирующие новый период в жизни страны, — гербы СССР, золоченые эмблемы с серпом и молотом, или на простые флажки, как на других башнях. Но в итоге решили установить звезды . Однако это требовало больших денежных расходов , которые не могла себе позволить советская власть в первые годы существования.

В августе 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом к 7 ноября 1935 года . До этого, еще в 1930 году власти запрашивали известного художника Игоря Грабаря об исторической ценности орлов. Он выяснил, что они менялись на башнях раз в столетие, а то и чаще. Самым старым оказался орел на Троицкой башне — 1870 года, а самым новым — на Спасской — 1912 года. В докладной записке Грабарь сообщил , что "ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем".

Двуглавых орлов с башен Кремля сняли 18 октября 1935 года . Какое-то время они экспонировались на территории Парка культуры и отдыха, а затем .

Первая пятиконечная звезда была водружена на Спасскую башню 24 октября 1935 года при большом скоплении народа на Красной площади. 25 октября звезду установили на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

На протяжении всех лет существования кремлевским звездам был обеспечен самый тщательный уход. Моют их, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Такой замечательный рассказ о Кремлевских звездах, и заводе на котором они были изготовлены, их стеклянная часть, если точнее, написал Михаил Летуев - nord_traveller . Из-за небольшой неразберихи, и глюка в ЖЖ, авторство сначала было указано неправильно. Теперь исправляю. Вот ссылка на оригинальный пост - Часть 1. О звёздах кремлёвских замолвите слово . А есть еще продолжение, не менее интересное - Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку? .

Тверская обл. г.Вышний Волочек пос. Красный май, Стекольный завод - где были сделаны Кремлёвские звёзды.


Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами – пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают – «Красный Май». Знали. Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины. Впрочем, есть и круглая дата – ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! «Над всей страной сияют кремлёвские звёзды, сделанные руками красномайских мастеров», - читаю путеводитель 1988 года. Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен – это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло – далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове. В нескольких километрах от Вышнего Волочка в сторону Петербурга находится посёлок Красномайский. Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. «Поеду на Красный Май», «Живу на Красном Мае», - говоря так, люди имеют в виду именно посёлок, а не завод. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца – титулярного советника Самарина – на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на его месте стекольный. Позже он основал ещё один завод на территории нынешнего Вышневолоцкого района – Борисовский (ныне – ОАО «Медстекло Борисовское»). Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок.


К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.«Когда смотришь на кремлёвские звёзды, кажется, будто они испокон века венчают остроконечные башни: до того органичен их пламень в единстве с прекрасным памятником русского зодчества, до того естественная в нашем сознании неразрывность двух символов – сердце Родины и пятиконечная звезда» («Правда», 1985 г.). Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы. Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми.Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России – двуглавых орлов – осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот. Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.


Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного (матового, глухого белого) стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный – из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности – от 8 до 9 квадратных метров.


Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. «Рубиновые звёзды, изготовленные на Константиновском заводе, не выполнили задачу, которую поставили конструкторы. Двойной слой стекла – молочного и рубинового – не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» («Калининская правда», 1987 г.). «Думаю, что читателям будет интересно узнать, как делались опытные образцы звёздного стекла. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.5 тонны борной кислоты, 16 тонн кальцинированной соды, 3 тонны поташа, 1.5 тонны калиевой селитры» («Юность», 1981 г.). Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились.


Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м – хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду…


«Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» (Калининская правда, 1983 г.). «Несколько лет назад мастера Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» по просьбе болгарских друзей изготовили рубиновое стекло для мемориала дружбы, построенного на знаменитой Шипке. И вот новый заказ из Болгарии – сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» («Правда», 1986 г.). «Красивый посёлок-сад с асфальтированными дорогами, благоустроенными домами-коттеджами, клубом, школой и другими общественными зданиями, с заводом-садом в центре, откуда по всему миру расходятся изделия почти двух тысяч наименований» («Калининская правда», 1959 г.). «Вчера в ГПТУ-24 Вышневолоцкого завода «Красный Май» пришло из Москвы радостное сообщение. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Шамрина. А учащиеся Ирина Ярош и Эдуард Ведерников удостоены медали «Юный участник ВДНХ СССР» («Калининская правда», 1983 г.). Для сравнения. Посёлок-сад – обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи – это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче – возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории – какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста – когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет.«Несложное, казалось бы, изделие – стакан, но его изготовление требует большого мастерства. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» («Советская Россия», 1975 г.). В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды.

Нидриг работал на стекольной фабрике с самого детства, и сколько себя помнил, занимался одним и тем же, - он насыпал в огромный котел отборный песок, а затем подкладывал дрова, и спустя несколько часов в котле уже булькала вязкая смесь – будущее стекло. Потом начиналась смена стеклодувов, которые делали посуду, а Нидриг уходил домой. И так каждый день.
Работать на стекольной фабрике у богатого хозяина считалось в те времена престижным делом у простого люда. Изделия из стекла, а они были не прозрачно белыми, как сейчас, а мутно зелеными, ведь песок был не лучшего качества, ценились дороже серебряных, и купить их могли только самые богатые люди. Но наибольшей ценностью считалось цветное стекло, получить которое было очень непросто. Стекольщики тайно сотрудничали с алхимиками, чтобы добиться стекла редкого цвета, и научились делать матовое стекло, которое можно было получить, добавляя в песок кости животных. Используя песок другого качества, можно было получать более зеленое стекло. А других цветов в ту пору не знали, как алхимики ни старались.

Нидриг шел на работу сквозь дремучий лес по проложенной им же тропинке. Стекольная фабрика находилась в лесу, ведь для того, чтобы нагреть котел с песком до высокой температуры необходимо было очень много дров, а самый выгодный способ был строить фабрику прямо в чаще леса. Утренние сумерки позволяли видеть дорогу, но даже если бы была глубокая ночь, Нидриг бы не заблудился. Он помнил здесь каждое дерево.
Когда он поравнялся со старым раскидистым дубом, из-за ствола вышла нищая старуха с котомкой на плече.
- Подай монетку, добрый человек! – скрипучим голосом обратилась она к юноше.
- Не самое удачное место, чтобы просить милостыню, - сказал Нидриг, доставая из кармана единственную монетку, что была у него. – Иди лучше в город, на главную площадь. Там много богатеев прогуливается, они подадут тебе лучше, чем я.
Он протянул монету старухе.
Нищая повертела ее, разглядывая с разных сторон, и с сожалением произнесла:
- Да, мало ты дал мне, Нидриг!
- Когда бедняк отдает последнее, это больше, чем подношения богатеев, разве не так? – Нидриг чуть было не обиделся, но спохватился, - Откуда ты знаешь меня?
Старуха хрипло засмеялась.
- Как же мне не знать самого богатого человека в нашем городе!
- Ты что-то напутала, я далеко не богат! - теперь уже смеялся Нидриг.
- Ты скоро будешь очень богат, мой мальчик, - зашептала старуха. - И, надеюсь, тогда ты одаришь меня щедрее.
Она схватила его за руку, и внимательно всмотрелась в его ладонь.
- Да, все правильно! Но прежде, ты встретишь свою любовь!
- Какую еще любовь! – Нидриг выдернул руку. – Спасибо за приятное гадание, но мне нужно спешить, иначе хозяин выгонит меня с работы, и мы будем просить милостыню вместе.
Он поспешил от старухи прочь.
- Верь мне! – крикнула ему вслед старуха. – Только будь решительнее, мальчик. Борись за свое счастье!

Нидриг сломя голову спешил на работу. Он так боялся опоздать, что пришел даже несколько раньше. Он сразу же приступил к делу, лихорадочно колол дрова, насыпал песок в огромный котел, но мысли сами собой возвращались к утренней встрече. «Быть богатым, это хорошо», - думал он, – «Любовь встретить – еще лучше. Но старуха, скорее всего, была просто сумасшедшей».

Смена Нидрига подходила к концу, раскаленное стекло уже булькало в котле, и стеклодувы тут же взялись за дело. В этот момент нельзя было медлить, ведь жидкое стекло могло остыть или же перегреться. В первом случае ничего бы не получилось, к тому же пришлось бы менять котел, ведь отскрести затвердевшее стекло было бы уже невозможно, а во втором случае, изделие вышло бы излишне хрупким и ломким.

Хозяин идет! – крикнул кто-то из рабочих, и стеклодувы утроили свои усилия. Нидриг тоже старательно засуетился у своего котла. В общем-то, его работа уже закончилась, но нужно же было показать хозяину, что он прилежный работник.
Хозяин посещал свою фабрику несколько раз в неделю. Он строго следил за работой своих подчиненных, и если ему казалось, что кто-то ненадлежащим образом выполняет свою работу, нерадивый работник тут же рисковал быть уволенным. Благо, желающих получить работу хватало.
В этот раз он пришел не один, а в сопровождении красивой девушки. Нидриг не заметил хозяина, потому что все его внимание было сконцентрировано на прекрасной спутнице фабриканта.
- Кто она? – шепотом спросил Нидриг одного из рабочих.
- Ты что, Нидриг? – удивился тот. – Это ведь Иниталь, дочь хозяина. Как же ты мог забыть ее, ведь когда вы были детьми, вы были так дружны! Хотя, честно говоря, с тех пор она очень изменилась, настоящая красавица!
Нидриг изумленно смотрел на девушку. Неужели эта утонченная красавица и есть та самая озорная девчонка, которую он так любил дергать за косы! А она носилась за ним, и посыпала его песком.
- Она вряд ли помнит меня, - думал Нидриг. – А если и помнит, то даже здороваться не будет. Ведь она богата, а я беден! А ведь в детстве мы совсем не думали, что нас разделяет такая глубокая пропасть.

Когда Нидриг был ребенком, он часто бывал на стекольной фабрике, где работал его отец. Хозяин приходил со своей дочерью, и не обращал внимания на то, как она веселится с Нидригом. Прошло время, девочку отдали в школу при монастыре, и она перестала приходить на фабрику. Нидриг же, повзрослев, занял место своего отца, который к тому времени уже не в состоянии был работать, и стал единственным кормильцем в семье. Денег хватало едва, чтобы прокормить семью, но на большее он и не мог рассчитывать.

Здравствуй, Нидриг, услышал он мелодичный голос Иниталь, и поднял глаза на девушку. – Ты помнишь меня?
- Я не забывал о тебе ни на минуту, - сказал Нидриг, и это была сущая правда. – Ты стала еще прекраснее.
- Спасибо, - она улыбнулась. – Тебя тоже не узнать, - ты просто видный жених теперь!
- Мне некогда думать о невестах, главное работа, - буркнул Нидриг.
- Что за болтовня на рабочем месте! – сурово окрикнул юношу хозяин.
- Отец, это же Нидриг! – вмешалась Иниталь. - Помнишь, я так весело играла с ним, когда мы были детьми?
- Но сейчас вы давно уже не дети, - хмуро сказал хозяин фабрики. – Теперь у вас ничего нет общего, кроме воспоминаний, и давно уже пора позабыть детские глупости. Не отвлекай его от работы.
Он развернулся и пошел прочь, показывая, что разговор закончен.
- Я еще приду! – шепнула Иниталь юноше, и поспешила за отцом.

Последний час своей смены Нидриг провел как во сне. Перед глазами все время стоял образ Иниталь, прекрасной гордой девушки, то вдруг захлестывали воспоминания детства, и Нидриг видел перед собой озорную девчонку, с торчащими в разные сторонами косичками. Как-то он признался ей в любви, и неумело поцеловал в нежную щеку, а она обозвала его глупым, и влепила затрещину. Нидриг тихо рассмеялся, вспоминая, что чувствовал себя тогда полным идиотом. Ведь ему казалось, что все было настолько серьезно! Он обиделся на Иниталь, и даже не разговаривал с ней два дня, а потом, все как-то забылось.
Рабочий день закончился, и Нидриг поспешил домой. Засыпал он с мыслями об Иниталь.

На следующий день девушка пришла на фабрику без отца. Нидриг усердно растапливал котел, стараясь скрыть охватившее его смущение, а Иниталь заворожено глядела, как булькает в котле раскаленное стекло.
- А помнишь, - сказала она, - мы вот так же сидели и смотрели на стекло, а твой отец, точно как ты сейчас, подкладывал дрова в огонь и рассказывал нам интересные истории.
- Я все помню, - сказал Нидриг. – Он говорил, что расплавленное стекло подобно нашей кипящей жизни, а затвердевший бокал – это память о нас. И когда он разбивается, нас забывают. Но все больше и больше появляется новых бокалов. Жаль, что простые люди не могут купить себе посуду из стекла, только лишь глиняную.
- Твой отец говорил, что придет время, и каждый человек на земле будет иметь стеклянную посуду, и стоить она будет совсем недорого. Он говорил, что для этого и работает.
- Да, - вздохнул Нидриг, - он не жалел себя. А ты, правда, веришь, что даже бедняк когда-нибудь сможет купить себе чашку из настоящего стекла?
Девушка пожала плечами.
- Кто знает! Я всегда верила твоему отцу.
- А ты помнишь, как сыпала мне песок за шиворот? – лукаво спросил Нидриг.
- А ты весело фыркал, пытаясь отряхнуться, - рассмеялась Иниталь.
Она зачерпнула песок из огромного ящика в свою ладонь, и он золотой лентой заструился сквозь ее тонкие пальцы обратно в ящик.
- Твой отец говорил, что людей на свете столько же, сколько песчинок в этой куче, - задумчиво произнесла она, разглядывая песчинки. – Неужели так много?
Она резко отряхнула руки.
- Я уж подумал, ты снова осыплешь меня песком! – весело сказал Нидриг.
- Нет уж! Ты снова будешь дергать меня за косы, а ты теперь вон какой сильный!
Они рассмеялись.
- А ты помнишь, как поцеловал меня? – неожиданно спросила Иниталь.
- Я бы и сейчас повторил это, - сказал Нидриг, поражаясь невесть откуда взявшейся смелости.
Иниталь покраснела и убежала.
“Я полный идиот!” – вынес себе приговор Нидриг. – “Я обидел ее, она больше не придет”.

Но, спустя день, Иниталь пришла снова, и приходила каждый день. Они говорили о самых разных вещах, то вспоминали снова детство, то принимались фантазировать о том, каким будет будущее, или просто молчали, глядя как плавится стекло в котле и потрескивает огонь. Им было просто хорошо вместе.
Нидриг с каждым днем ловил себя на мысли, что с нетерпением ждет прихода девушки. Очень скоро у него пропал аппетит, началась бессонница, а мысли в голове сами собой стали слагаться в рифмы. Нидриг понял, что по-настоящему влюбился. “В одном старуха точно была права”, думал он. “Любовь я встретил”.
Он стоял у своего котла, и в перерывах между работой, когда никто не видел, писал на клочке бумаги стихи для своей Иниталь.
“Она самая прекрасная девушка на всей земле!” – думал он. “Но что ей нужно здесь, на фабрике? Она живет в роскоши, у нее много богатых кавалеров. Почему же она приходит сюда? Неужели ей так интересен процесс варки стекла?”
- Глупый, она к тебе приходит!
Нидриг вздрогнул и покраснел, услышав за спиной голос одного из рабочих. Бедный юноша не заметил, как начал рассуждать вслух.
- Еще чего! – недовольно буркнул смущенный Нидриг. – И нечего подслушивать, в конце концов!
- Работать, а не болтать! – осадил всех вошедший в цех хозяин.
Дочери с ним не было.
- Это что такое? – хозяин бесцеремонно выдернул из кармана Нидрига сложенный лист бумаги.
- Отдайте! – крикнул Нидриг.
Хозяин не обратил на него внимания, и стал читать:

Когда города устают,
И улицы тихо пустеют,
Я слышу как гимны поют
Во славу моей королевы.
Неслышимые голоса,
Невидимые почитатели:
То звезды, луна, небеса,
Крупицы от лика Создателя.

Это ты для моей дочери стишки пишешь, нищий?!
Нидриг стоял ни жив, ни мертв, не в силах ответить что-либо.
- С чего вы взяли, ваша милость! – вступился за парня тот самый рабочий. – Он посвятил стихи жене нашего славного монарха. Или ваша дочь за короля уже замуж вышла? Извините, не знал. Примите поздравления!
Стекольщики засмеялись.
- Молчать! – рявкнул на них фабрикант.
Он подошел к Нидригу вплотную и гневно произнес:
- Мне не нравится, что моя дочь проводит здесь слишком много времени!
- А я здесь причем? – обретя дар речи спросил Нидриг.
- А при том, что лишишься работы, если это повторится! С дочерью я уже поговорил. Я не для того отдавал ее обучаться в элитный пансион, чтобы чтобы она потом общалась с необразованным рабочим! Пора осознать свое место, парень. Где ты, а где она! Тебе никогда не стать равным моей дочери, запомни это. Никогда! С завтрашнего дня ты будешь работать в ночную смену, так будет лучше.
Хозяин резко развернулся и вышел. Нидриг стоял не шелохнувшись и тупо глядел на закрывшуюся за фабрикантом дверь. Он чувствовал себя совершенно разбитым и втоптанным в грязь.
- Эй, парень, не бери в голову! – сказал рабочий, и дружески хлопнул его по плечу. – Ты еще покажешь себя, я уверен. А девицу эту забудь, так будет лучше и для нее, и для тебя.
- Посмотрим, - тихо сказал Нидриг.

С тех пор Нидриг стал работать по ночам. Нельзя сказать, будто бы это было тяжело для него, он привык отсыпаться днем. Гораздо сложнее он переживал разлуку с Иниталь. Через несколько дней тоска настолько захлестнула Нидрига, что он решился на отчаянный шаг.
Ранним утром после работы он отправился в город, где без труда нашел роскошный особняк своего хозяина. Он пробрался в сад, и к своей величайшей радости увидил Иниталь. Она поливала цветы и пела грустную песню.

То был июль. Жара и зной.
В пустом саду совсем одна
Роза цвела.
Ее печальной красотой
Пленялись солнце и луна,
Белым бела.
В честь ее аромата
Ветер пел серенады,
Бабочки и стрекозы,
Ласточки и скворцы.
День все длиннее,
Зной все сильнее.
Роза поникла,
Слишком уж сильно
Солнце палило. В такой жаркий день
Розе нужна благодатная тень,
Дождь чтоб ее лепестки оросил.
Роза лишалась сил.

То был июль. Жара и зной.
Смертельный зной
Для розы той.

Нидриг так заслушался, что чуть было не упустил ее, - девушка направилась к дому.
- Иниталь! – окликнул ее Нидриг.
Девушка вздрогнула и обернулась.
- Нидриг?
- Я очень хотел увидеть тебя, - Нидриг вышел из кустов, скрывавших его.
- Я так рада, что ты здесь! – сказала Иниталь. – Я очень скучала по тебе. Отец запретил видеться с тобой, пригрозив, что иначе прогонит тебя с работы.
- Зачем мне работа, если… - Нидриг замолчал.
Он взял девушку за руку, и заглянув в ее глаза, спросил:
- Ты помнишь, когда мы были детьми, я сказал, что люблю тебя?
- Я все помню, - сказала Иниталь, опустив глаза.
- Я люблю тебя.
- Я тоже, - прошептала девушка.
Нидриг глубоко вздохнул, пытаясь сдержать охватившее его ликование. Он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
- Я пришел просить твоей руки, - сказал он.
- Но отец никогда не выдаст меня за тебя, - вздохнула Иниталь. – Он прогонит тебя, лучше уходи! Будем встречаться втайне от него.
- Но я не хочу тайны! – воскликнул Нидриг. – Я хочу, чтобы все знали, как сильно я люблю тебя! Я скажу твоему отцу, что буду хорошо работать. Вдруг он все же согласится?
Он решительно направился к дому.
- Ты сошел с ума! – крикнула ему вдогонку Иниталь.

Как и следовало ожидать, хозяин стекольной фабрики был вне себя от бешенства.
- Ты так ничего и не понял? Ты не ровня моей дочери! Тебе даже в этом доме находиться не пристало! Ты чернь, голытьба! Ступай вон! И можешь готовиться к увольнению, пока я не подыщу тебе замену.
- Я так и знала, - печально прошептала Иниталь.
- Если ты, правда, любишь меня, - сказал Нидриг, когда хозяин не мог его слышать, - приходи сегодня ночью к церкви. Мы обвенчаемся тайно.
- Я люблю тебя. Я приду, - серьезно ответила девушка.

На все свои сбережения, скопленные за долгие годы работы, юноша купил два обручальных кольца из чистого золота, и поздней ночью, вдали от посторонних глаз, Нидриг и Иниталь обвенчались.
А потом он привел ее на стекольную фабрику. Котел со стеклом еще не успел остыть, и Нидриг подбросил новых дров в огонь. Стекло забурлило.
- Пусть никто, кроме нас двоих, никогда не узнает, что наша любовь скреплена священными узами, - торжественно сказал Нидриг. – Эту тайну мы доверим только стеклу.
И они сняли свои обручальные кольца, которые были на их руках всего около часа, и бросили их в кипящую смесь, которая с жадностью поглотила их.
- Я буду любить тебя всю жизнь! – сказала Иниталь.
- Я буду любить тебя вечность! – сказал Нидриг, и поцеловал ее.
- Мне пора! – спохватилась девушка. – Отец может заметить мое исчезновение. Прощай!
- Я провожу тебя, - сказал Нидриг. – Ночью лес может быть опасен.

Когда он вернулся, уже начинал брезжить рассвет. Пришли стеклодувы, а вслед за ними и хозяин.
- Я нашел тебе замену. Завтра можешь не приходить, - сказал тот.
Нидриг не успел ответить, как раздался изумленный крик одного из стеклодувов:
- Стекло! Не может быть! Оно стало красным!
Все сбежались смотреть на чудо. Хозяин с трудом протиснулся сквозь толпу рабочих, и, взяв в руки только что отлитый бокал, посмотрел сквозь него на свет. Стекло отливало цветом драгоценного рубина.
- Делать только самые изысканные формы! – хозяин лихорадочно отдавал распоряжения. – Один сервиз я отправлю самому королю! Рубиновое стекло! Никто в мире не производит этот цвет! Я буду сказочно богат! Но как это получилось? А?
Все посмотрели на Нидрига, который залился краской, неотличимой от цвета только что полученного стекла.
- Что ты добавил в стекло? – неестественно ласково спросил его хозяин.
Нидриг пристально посмотрел на него и ответил:
- Это мой секрет!
- Я заплачу тебе. И не уволю, - сказал хозяин, теряя терпение. - Говори!
- Вот мои условия, - спокойно сказал юноша. - Я хочу 60 процентов от прибыли, полученной от продажи рубинового стекла. За это каждый раз я буду делать его для вас. Но секрета не открою.
- Шестьдесят процентов? – хозяин побагровел. - Да ты, парень, рехнулся! Или забыл, с кем разговариваешь?!
- Хорошо, - невозмутимо ответил Нидриг. – Я пойду работать на другую фабрику. Уверен, мне будут очень рады.
- Десять процентов! – крикнул хозяин.
- Мне было очень приятно у вас работать, - сказал Нидриг, собирая свои вещи.
- Тридцать восемь! – выдавил фабрикант.
- До свидания! – через плечо бросил Нидриг, и направился к выходу.
- Согласен! - быстро сказал хозяин, и нехотя протянул ему руку.
- Ну вот и хорошо, - Нидриг улыбнулся, и договор был скреплен крепким рукопожатием, а затем оформлен на бумаге.
Хозяин не скрывал своего ликования. Да, парень оказался не прост, каким казался, но тех сорока процентов, которые ему доставались, хватило бы, чтобы покрыть всю прибыль, получаемую от продажи обычного стекла! Ведь теперь его клиентами станут самые богатые лорды, каждый из которых непременно захочет приобрести редчайшие изделия из рубинового стекла.
Уже спустя пару месяцев Нидриг стал самым богатым человеком в городе.
- Хозяин, - сказал как-то Нидриг, который по привычке называл отца Иниталь хозяином, хотя они давно уже стали равнозначными партнерами, - вы помните наш разговор по поводу вашей дочери?
- Я уж думал, ты забыл, – смутился фабрикант.
- Так что?
- Я почту за честь, если ты возьмешь ее в жены! - честно признался тот.
- Вот и славно! – ответил счастливый Нидриг.
И они сыграли великолепную свадьбу, Иниталь и Нидриг снова обвенчались, на этот раз уже официально. Когда молодожены выходили из церкви, в толпе зевак Нидриг заметил ту самую старуху, которая нагадала ему любовь и богатство. Он отстегнул от пояса свой тугой кошелек, набитый золотом, и протянул его нищей:
- Прости, что усомнился в твоем гадании.
- А я не гадалка, мальчик. Просто хотела, чтобы тебе было приятно. Ты сам сотворил свое счастье, - старуха засмеялась, и исчезла в толпе.

Через год у Иниталь и Нидрига родился замечательный сын, а когда он достиг совершеннолетия, Нидриг передал ему секрет рубинового стекла.
С тех пор, чтобы получить рубиновый цвет, в стекло всегда добавляют немного золота.