Домашний очаг

Как оценить поведение кандидата в конфликтной ситуации. Как отвечать на вопросы о конфликтности собеседовании

Команда HR-специалистов TalentSearch по просьбам наших читателей и подписчиков запускает серию статей для работодателей, в которых мы будем делиться, каждую неделю на протяжении месяца, Коллекцией Вопросов для Собеседования Кандидатов, что будут нацелены на четкое определения конкретного опыта или навыка у соискателей.

Сегодняшняя статья откроет Вам как правильно оценивать «поведение кандидата в различных ситуациях».

Мы раскроем как составлять точные прогнозы поведения будущего сотрудника в кризисных ситуациях, когда нужно работать внеурочно, когда задержка с выплатой зарплаты, когда компания переживает трудные времена и нужна вера сотрудников.

Хотите знать как поступят будущее сотрудники в этих ситуациях?

Хотите знать как:

1. Как поведет себя кандидат в конфликтной ситуации?
2. Какую тактику выберет в случае поражения?
3. Как будет общаться с коллегами?
4. Способен ли работать в условиях стресса?

Мы предоставим чек лист вопросов, что помогают оценить поведенческую модель соискателя.
Эта часть коллекции включает 68 вопросов.

1. Коллега назвал вам размер своей зарплаты и спросил о вашей. Что вы ответите ему, как поступите? (по ситуации)

2. Расскажите о конфликтной ситуации на работе и о том, как вы с ней справились.

3. Расскажите о том, как вам удалось решить какую-либо сложную проблему.

4. Расскажите о ситуации, когда вам было стыдно за свою работу. Чему вы научились благодаря этому случаю?

5. Назовите случай, когда вы поставили себе важную цель, и расскажите о том, как вы её достигли.

6. Опишите случай, когда вам удалось применить знания, полученные в университете, в реальной жизни или в рабочей среде.

7. Расскажите о (последнем) проекте, который вы провалили. Чему научил вас этот опыт?

8. Расскажите о (последнем) случае, когда вы обратились к коллеге за советом.

9. Расскажите о (последнем) случае, когда вы попросили у коллеги помощи.

10. Опишите (последний) случай, когда у вас не получилось разобраться в происходящем с первого раза.

11. Опишите (последний) случай, когда вам было нужно заручиться доверием коллег и вселить в них уверенность в успехе. Что вы делали?

12. Опишите (последний) случай, когда вы не знали, к кому в организации можно обратиться с вашим вопросом. Что вы делали?

13. Опишите (последний) случай, когда вам удалось заметить трения между двумя сослуживцами и помочь им в разрешении конфликта. (навыки)

14. Опишите (последний) случай, когда вы работали в команде.

15. Опишите (последний) случай, когда ваш коллега оказался в намного более сложной ситуации, чем казалось на первый взгляд.

16. Расскажите о ситуации на вашей последней работе, с которой вы не справились, хотя это и было в ваших силах.

17. Расскажите о (последней) ситуации, справиться с которой было не в ваших силах.

18. Опишите (последний) случай, когда причиной проблем на работе было недопонимание между сотрудниками.

19. Расскажите о (последнем) случае, когда вы столкнулись со сложной проблемой, и о том, как вы её решили.

20. Опишите случай, когда вам пришлось освоить новую методику или технологию почти или вовсе без помощи и поддержки руководства. Как вы с этим справились?

21. Расскажите о случае, когда вы руководили проектом, но ваши указания были не совсем ясны и определённы.

22. Расскажите о случае, когда вам удалось прояснить ситуацию и упростить работу над проектом, выделив главное.

23. Расскажите о случае, когда вы сделали больше, чем от вас требовалось.

24. Расскажите о том, как вы достигли какой-то амбициозной цели.

25. Расскажите о том, как вы добились какой-либо труднодостижимой цели.

26. Расскажите о времени, когда ваша работоспособность превысила все ожидания.

27. Расскажите о том, как вы справляетесь с работой в условиях давления сверху. Умеете ли вы предвидеть проблемы или только реагировать на них?

28. Расскажите об организации вашего офиса (отдела, компании).

29. Расскажите о том, как вы будете себя вести с грубыми, трудными в общении или нетерпеливыми людьми.

30. Расскажите о том, как вы обращались с грубыми, трудными в общении и нетерпеливыми людьми в прошлом.

31. Опишите несколько проектов, в которых были нужны точность и внимание к деталям.

32. Опишите ситуацию, когда вы находились под давлением, но хорошо справились со своей работой.

33. Расскажите о проектах, над которыми вы работали в течение нескольких последних лет.

34. Расскажите о приёмах, которые вы использовали с большим успехом. Вам случалось руководить людьми, занимающими должности, на которых ранее работали вы?

35. Вы можете попросить о помощи?

36. Вы можете помочь другим людям в их работе?

37. Расскажите о том, как вы преодолели какие-либо трудности на работе.

38. Закончите предложение: хороший руководитель - это человек, который…

39. Предположим, вы не согласны с начальником в каком-то вопросе. Как вы поступите?

40. Что даёт вам соперничество с коллегами? Помогает, мешает или никак не влияет на ваши достижения?

41. Случалось ли вам не приходить на работу? Если да, то как часто?

42. Случалось ли вам опаздывать на работу? Как часто?

43. Случалось ли вам давать отпор грубым, неприятным или нетерпеливым людям?

44. Доводилось ли вам выступать на публичных мероприятиях, отстаивать свою точку зрения?

45. Как вы заставляете себя выполнять скучную работу?

46. Сколько часов в неделю требуется вам для выполнения своей работы?

47. Сколько часов в неделю вы можете работать?

48. Сколько часов в неделю вы посвящаете работе?

49. Сколько часов в неделю вы работаете?

50. Каким образом вы попросили бы совета?

51. Как бы вы попросили коллегу помочь вам?

52. На прошлом рабочем месте вы инициировали серьёзные организационные изменения. Расскажите, как вы это сделали.

53. Вижу, вы провалили первую сессию на втором курсе. Расскажите, как так вышло.

54. Оглядываясь назад, скажите, было ли что-то, что вы могли сделать для налаживания отношений с плохим начальником?

55. Приведите пример, когда для завершения проекта вам пришлось задержаться на работе допоздна. Что вы можете сказать об этом?

56. Расскажите о случае, когда перед вами стояла дилемма, и о том, как вы приняли решение.

57. Расскажите о ситуации, из-за которой вы были в большом напряжении, и о том, как вы с ней справились.

58. Расскажите о случае, когда вам предстояло провести трудный или неудобный разговор с коллегой.

59. Расскажите о случае, когда вы взяли на себя ответственность за сложное или рискованное дело, потому что это было очень важно для вас.

60. Расскажите мне о какой-либо серьёзной собственной неудаче.

61. Какова, по-вашему, приемлемая посещаемость работы служащим?

62. Какую роль вы берёте на себя в группе? Приведите примеры.

63. Какова, по-вашему, удовлетворительная посещаемость работы служащим?

64. Расскажите о случае, когда устное общение оказывалось настолько плодотворным, что вы переходили к записи прозвучавших идей?

65. Ваш руководитель отправил вам файл с заданием и уехал из города на неделю. Вы не поняли задание, связаться с боссом не получается. Что вы будете делать?

66. Начальник поручил вам решить проблему с помощью определённого метода. Вы знаете, что этот инструмент неэффективен. Что вы будете делать?

67. На текущем месте работы вы проработали совсем недолго. Значит ли это, что вы склонны часто менять место работы?

68. Вы довольно часто меняли место работы. Что может служить гарантией того, что вы останетесь у нас?

Эти вопросы помогут Вам понять как кандидат мыслит, склонен он к каким поступкам и что является для него обычным поведением и нормой.

Вам не нужно использовать все вопросы, выберете 5-ть из списка, что для Вас в корпоративной культуре компании есть самым важным показателем, и спросите у кандидата.

Его ответ — это главный показатель его мышления и действий в будущем.

  • В каких случаях кейс-интервью лучше прямых вопросов.
  • Как предугадать поведение сотрудника в рабочих условиях.
  • Как убедиться, что у сотрудника такие же приоритеты в работе, как у вас.
  • Сколько кейсов стоит предложить, чтобы составить о кандидате адекватное мнение.

В последнее время на собеседованиях кандидатам все чаще предлагают найти выход из той или иной ситуации или описать свое поведение в предлагаемых обстоятельствах. Это метод кейс-интервью, который помогает оценить как личностные качества, так и профессиональные навыки соискателя.

Кейс-интервью не может полностью заменить привычных вопросов, но будет хорошим дополнением к ним, потому что кандидату придется проявлять себя, а давать желательные в данном контексте ответы, чтобы вам понравиться, станет сложнее. Кейс не обязательно должен быть большим и содержать много информации, часто он состоит из одной-двух фраз, например: вы общаетесь с иностранным клиентом, который плохо говорит по-русски. Вы его не понимаете. Что вы предпримете?

Кейс-интервью (от англ . case – случай, ситуация), или ситуационное интервью, позволяет получить информацию, которую невозможно извлечь из резюме соискателя. Кейс – это проблемная ситуация, взятая из практики компании и предполагающая разные варианты действий. Ответ кандидата позволяет составить представление об особенностях его личности, профессиональных навыках и оценить, как он будет реагировать в сложных ситуациях.

Плюсы кейс-интервью

  • Меньше вероятность услышать неправдивый, но желательный для собеседника ответ.
  • Относительная легкость в применении.
  • Возможность сравнить нескольких кандидатов и выбрать наиболее подходящего.

Минус кейс-интервью – вероятность сделать неправильный вывод из ответа кандидата. Если вы специально не учились работать с методом кейс-интервью, применять его нужно аккуратно. Определите заранее, какое умение или качество кандидата интересует вас в первую очередь. Слушая рассуждения соискателя, можно анализировать самые разные черты его характера (а также навыки и т. п.), но вам не стоит отвлекаться на постороннюю информацию, иначе прийти к окончательному выводу будет сложно или вы поддадитесь ложному впечатлению. Скажем, кандидат так красиво и убедительно говорит, что мы прощаем ему логические сбои, хотя изначально хотели оценить аналитические способности. Помните также: один кейс – это оценка одного ключевого умения.

Вопросы «с подковыркой», которые выявят слабые и сильные стороны кандидата

Такие компании, как Google, IKEA или Microsoft, проводят необычные собеседования. Вопросов соискателям задают немного, однако они «с подковыркой». Интерес для работодателей представляют не сами ответы, а способ мышления кандидата и аргументация. Примеры таких оригинальных вопросов вы найдете в статье специального выпуска журнала «Генеральный директор».

Какую проблемную ситуацию предложить кандидату

Кейсы можно условно разделить на три группы.

  1. Для выявления профессиональных навыков или знаний в узкой сфере. Например: Вы заняты в производстве мультфильмов. Какие способы извлечения прибыли вы можете предложить, кроме проката? Другой пример: На пресс-конференции вам задали вопрос, на который вы не можете ответить. Ваши действия?
  2. Для оценки личностных характеристик человека, стиля руководства. Например: У вашего подчиненного, прежде показывавшего отличные результаты, резко снизилась эффективность работы. При этом формально он выполняет все обязанности. Каковы ваши действия? ли: Вы хотите организовать семинар для работников. Но бизнес-тренер готов проводить семинар для 10 сотрудников, а в компании их всего семь. Ваши действия?
  3. Для прогнозирования реакции человека в разных (в том числе конфликтных) ситуациях. Например: Вы заняли должность, на которую претендовал другой менеджер. Он неуважительно к вам относится и подрывает ваш авторитет. Что вы будете делать? Или: Генеральный Директор, не поставив вас в известность, дает задание вашему подчиненному, который уже выполняет другое ответственное задание (ваше). Выберите наиболее приемлемый для вас вариант действий.

Не стоит, чтобы хорошенько изучить кандидата, предлагать ему решить десяток кейсов. Лучше выбрать одну-две проблемные ситуации, обсуждение которых поможет вам выявить ключевые для должности характеристики претендента. Например, главное качество для сотрудника отдела сопровождения – желание помочь, отзывчивость. В этом случае не обязательно тестировать организаторские и творческие способности человека. Еще больше полезных кейсов и ценных советов по проведению собеседований вы получите на .

Пример кейса: коммерческая выгода или репутация

Обычно кейс-интервью не предполагает единственно правильного варианта (ответа) – он лишь помогает понять приоритеты кандидата. Например, вы хотите проверить, что важнее для человека – извлечь коммерческую выгоду или сохранить репутацию компании. Если задать прямой вопрос, то, скорее всего, ответ будет уклончив: кандидат начнет прощупывать, что вы хотите от него услышать. Вместо этого можно предложить ситуацию, в которой этих двух целей очевидным образом нельзя достичь одновременно, и предложить кандидату найти решение. Вот пример.

Вы получили партию крема (чипсов, лекарств и пр.), срок хранения которых истекает, так как на таможне возникли сложности. Вы можете:

  • продать эту партию дистрибьюторам по базовой цене, не сообщая об истекающем сроке хранения (предположим, что такая возможность у вас есть);
  • продать ее дистрибьюторам с большой скидкой, сообщив о сроке;
  • возвратить товар поставщику, понеся при этом финансовые потери (для вашей компании, впрочем, не катастрофические).

Выберите вариант, обоснуйте ответ.

Как смоделировать проблемную ситуацию (кейс)

Давая кандидату задание, используйте простой и понятный язык, избегайте сложной терминологии, а также нечетких вопросов. Идеальный кейс должен отвечать нескольким условиям.

  1. В его основе лежит ситуация из реальной практики. Подсказать такую ситуацию могут сотрудники, работающие на должностях, аналогичных вакантной. Вымышленные истории допустимы при условии, что они с большой вероятностью возникнут в будущем.
  2. В описании ситуации должно быть достаточно информации о самой проблеме, об участниках событий и о ресурсах, которыми они располагают.
  3. Ситуацию лучше представлять в развитии, события расположить в хронологическом порядке и при этом очертить временные рамки, то есть указать, за какой срок должна решиться проблема.
  4. В конце надо сформулировать конкретный вопрос, ответ на который и станет решением.

Иногда стоит специально давать данных больше (или меньше), чем требуется для решения проблемы. Например, Вы хотите проверить умение топ-менеджера видеть главное и не увязать в деталях. Приведите в кейсе много разных сведений – как существенных для обсуждаемой ситуации, так и неважных. Чтобы ответить на вопрос, кандидату придется выделить ключевую информацию и абстрагироваться от деталей.

Может быть другой случай: требуется выяснить, способен ли менеджер докопаться до истинных причин трудностей и просто ли навязать ему чужое видение ситуации. Предложите кандидату кейс, в котором не хватает нужных сведений. Чтобы дать хороший ответ, ему придется признать, что информации недостаточно (и сказать, какие еще данные ему нужны). Плохо, если соискатель попытается сделать выводы на основе исходного описания проблемы.

Прежде чем использовать кейс на собеседовании, проверьте его на работающих специалистах. Выберите троих лучших в подразделении, которому требуется топ-менеджер, и обсудите с ними кейс. Затем проанализируйте варианты ответов и определите, позволяют ли они оценить нужные качества.

  • Собеседование с соискателем: 7 надежных методов отбора персонала

Как задавать вопросы в ходе кейс-интервью

Напомню общую схему беседы: сначала стоит задавать вопросы о настоящем кандидата (чем занимаетесь, почему пришли к нам и пр.), затем о прошлом (что окончили, каков опыт работы), затем о будущем (чего ожидаете от нового места работы, каковы планы на жизнь) и, наконец, об интересах и увлечениях. Предлагать кейс можно, когда разговор переходит к обсуждению будущего.

Когда вы выслушиваете решение, советую задавать кандидату уточняющие вопросы (почему? в чем это проявляется?). Они помогут человеку раскрыться. Стоит избегать вопросов и замечаний, которые нарушают контакт. Приведу примеры.

  1. Вы знакомы с методами планирования? Вопрос плох тем, что предполагает превосходство спрашивающего, вынуждает сделать выбор между «да» и «нет» и не дает возможности ответить более развернуто. Лучше спросить так: Какие методы планирования Вы предпочитаете?
  2. Но Вы только что сказали, что… В таком замечании сквозит недоверие. Лучше сказать: Если я Вас правильно понял, Вы считаете, что…
  3. Вы согласны с тем, что…? Чувствуется давление. Можно переформулировать: Если резюмировать то, что Вы говорили, Вы считаете…

Оценка полученных ответов

Дать оценку вы сможете, только сравнив то, что сказал соискатель, с идеальным, на ваш взгляд, ответом. Если вы предлагали кандидату найти выход из проблемной ситуации, которая действительно имела место в компании, правильный ответ вам уже подсказало время (именно поэтому лучшие вопросы для кейс-интервью получаются на основе реальных ситуаций). Если же проверенного ответа нет, сравнить решение кандидата можно либо с мнением специалистов в той же области, которых вы цените, либо с вашим представлением о том, как следует поступить в предложенных обстоятельствах.

Пример для кейс-интервью из реального опыта

Кейс, который я предлагал на собеседовании менеджерам по продажам. Пример взят из практики – однажды у нас случилась именно такая ситуация. В головной офис нашей компании, где выставлены образцы декоративного камня, пришел слегка подвыпивший клиент. Он говорит: «Так, ну что тут у вас за г.. продается, расскажите-ка»

Ответ кандидата 1. У Вас сегодня плохое настроение. Давайте поговорим в следующий раз.

Ответ кандидата 2. Давайте я Вам расскажу об этих образцах – на самом деле мы выпускаем качественную продукцию, а не г….

Ответ кандидата 3. Зато из всего представленного на рынке г… у нашего самое оптимальное соотношение цены и качества. Что Вас интересует? Я расскажу подробнее.

Выбор руководителя. Первые два кандидата замешкались, а третий улыбнулся и заговорил с клиентом на его языке, но с позитивным настроем. Я выбрал именно его: он не растерялся, не впал в пафосность, а нашел выход из ситуации, не теряя чувства юмора. Я считаю его ответ лучшим для налаживания контакта. И вообще мне близки такие люди – позитивные, остроумные, быстро реагирующие.

HR-менеджеры любят задавать компетенционные вопросы — и одна из их любимых тем — это конфликт. Вот несколько примеров вопросов на связанных с разрешением конфликта:

  • Расскажите мне о совместном проекте, над котором вы должны были работать с трудным сотрудником.
  • Расскажите мне о времени, когда у вас произошел конфликт на работе.
  • Приведите пример, когда вам пришлось разрешать спор между коллегами на работе.
  • Расскажите мне о времени, когда вы были не согласны со своим руководителем/коллегой.

Есть много других вариантов вопросов на эту тему, которая является очень распространенной. С точки зрения менеджера по персоналу, смысл вопроса про конфликт заключается в том, чтобы узнать про способности кандидата урегулировать конфликты и про

Недавно на одной из коуч-сессий я спросила своего клиента: «Как бы вы разрешили конфликт с коллегой на работе?» Ответ был следующим: «Я бы попросил его встретиться на парковке после работы и поговорил бы с ним как мужчина с мужчиной.» Как думаете, с таким ответом он смог бы получить работу?

Перед тем, как я расскажу вам, как надо отвечать на этот вопрос, давайте немного освежим в памяти, что же

На многих собеседованиях задают компетенционные вопросы, которые начинаются с «Расскажите мне о времени…» или «Приведите пример…» С помощью этих вопросов интервьюеры получают представление о том, как вы справлялись с конкретными ситуациями и проблемами в прошлом. Существует мнение, которое разделяют многие рекрутеры, что прошлые показатели деятельности кандидата говорят намного больше о его будущих результатах на новом месте работы.

Почему интервьюер спрашивает про навык «разрешение конфликта»?

На многих работах от вас будут требовать, чтобы вы умели ладить с разными типами людей. Некоторые из ваших коллег, руководителей или клиентов могут оказаться не вполне адекватными и раздражать вас. Неизбежно возникнут разногласия. Вы должны подходить к урегулированию конфликта с профессиональной точки зрения, чтобы добиться успеха на работе.

Ваш интервьюер хочет понять, как вы будете реагировать на конфликтную ситуацию. На собеседовании все кандидаты кажутся милыми и приятными, но что произойдет, если вас примут на работу и Наталья из смежного отдела начнет вас оскорблять?

Вопросы, касаемо «разрешения конфликта», очень популярны у менеджеров по персоналу, потому что каждый хочет взять на работу Интервьюеры часто спрашивают кандидата про его опыт работы в команде и особенно их интересует тот опыт, который включал конфликт или «трудного коллегу».

Как отвечать на компетенционный вопрос про умение разрешать конфликт?

Такой тип вопроса может застать вас врасплох. В конце концов, вы, скорее всего, были сосредоточены на положительных моментах своего резюме. Никто не любит говорить о конфликте, произошедшем на работе. О многих рабочих конфликтах скучно говорить. К тому же, вы, вероятно, предпочтете сделать вид будто с вами работать одно удовольствие и, что никто и никогда не имел с вами никаких проблем.

Компетенционные вопросы про умение разрешать конфликт заставляют вас говорить о менее чем приятной ситуации. Возможно, будет трудно налету привести хороший пример — а еще труднее будет кратко описать историю таким образом, чтобы она выставляла вас в благоприятном свете.

Вот почему, так важно заранее придумать пример, используя технику STAR. Ваша цель состоит не в заучивании текста слово в слово. Техника STAR позволит вам структурировать свой ответ и придать ему форму с помощью маркированного списка.

Пример ответа на вопрос- «Расскажите мне о времени, когда у вас произошел конфликт в период работы над совместным проектом».

Вот краткий обзор использования техники STAR для составления истории про разрешение конфликта.

S/T (Situation — ситуация/Task — задача )

— Кратко опишите возникший конфликт. Предоставьте только необходимую информацию для понимания контекста.

Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:

  • Я работал над созданием нашей новой корпоративной брошюры. Мы были поставлены в очень жесткие рамки, так как необходимо было успеть напечатать брошюры к предстоящей крупной выставке.
  • Я отвечал за своевременный выпуск, а также руководил командой из отделов Маркетинга, Продаж и Дизайна.
  • Дизайнер, назначенный на этот проект, был очень талантливым, но, к сожалению, пропустил крайний срок, который я определил. Когда я пришел к нему сообщить о дедлайне, он накричал на меня.

Плюсы такого ответа: перечисление основных моментов истории показали ясный контекст — это был очень важный и сложный проект с жесткими сроками. Дизайнер, который не только нарушил дедлайн, но и закатил истерику, когда ему выразили неодобрение. Это настоящий конфликт, который мог бы привести к катастрофе при неправильной ответной реакции.

Совет: Не стоит загружать интервьюера ненужными подробностями. Ему необязательно знать про цветовую гамму брошюры и про историю выставки.

A (Actions — действия )

— Расскажите о ключевых действиях, которые вы предприняли. В случае возникновения конфликта, акцент должен быть сделан на разрешении разногласий профессиональным способом.

Пример использования маркированного списка для описания действий:

  • Я, конечно, не ожидал такой реакции с его стороны, но оставался спокойным. Я признал, что были поставлены жесткие сроки и снова объяснил важность того, чтобы брошюры были готовы к выставке.
  • Он немного расслабился, когда увидел, что я не нападаю на него. Он рассказал мне о своих других проектах и том, как он был сильно перегружен. Я спросил его, могу ли я ему помочь придумать решение проблемы.
  • Мы договорились, что, если его руководитель узнает, насколько этот проект важен и отнимает у него много времени, то его снимут с других проектов. Мы решили, что поговорим с ним вместе.
  • В итоге, она передала другие его проекты остальным дизайнерам, что позволило ему успокоиться и сосредоточиться на выпуске брошюры.

Плюсы такого ответа: Кандидат рассказал, какие действия он предпринял и почему. Он также добавил, что оставался спокойным, находясь по давлением, занял в этом вопросе твердую позицию, и смог убедить других (дизайнера и его руководителя) в своей точке зрения.

Совет: Перечисляйте действия, которые имеют непосредственное отношение к урегулированию конфликту и показывают ваш профессионализм.

R (Results — результаты )

— Каждая история должна включать счастливый конец. Завершите свой ответ описанием положительных результатов от ваших действий. Эти результаты могут выражаться количественно (увеличил продажи на 20%) или качественно (Клиент остался доволен моим обслуживанием и сообщил об этом моему руководителю, моему руководителю понравился мой новый подход, и он повысил меня).

Пример использования маркированного списка для описания результатов:

  • В результате, дизайнер смог сосредоточиться на брошюре и уложиться в сроки.
  • Он извинился за свое поведение и поблагодарил меня за помощь.
  • Мы выпустили брошюру к началу проведения выставки и получили множество положительных отзывов от наших торговых представителей и клиентов.
  • Наша выставка привела к увеличению продаж на 45%, и я считаю, что в этом ключевую роль сыграла новая брошюра.

Плюсы такого ответа: Краткая история со счастливым концом. Кандидат описал разрешение конфликта, положительный эффект в отношениях с дизайнером, и бизнес-результаты.

Совет: Результаты, выраженные в цифрах, больше впечатляют интервьюера. Однако, это не всегда возможно, но вы должны выбрать пример с наиболее значимыми результатами.

Советы, как отвечать на компетенционные вопросы про умение разрешать конфликты:

1. Приведите хороший пример:

  • Выберите историю, которая показывает, что вы использовали эффективный подход к урегулированию конфликта.
  • Будьте конкретным. Не давайте общий ответ, например, «Я все время сталкиваюсь с конфликтами и научился оставаться спокойным в такой ситуации и понял, что умение общаться является ключевым фактором.»
  • Не говорите о незначительном разногласии («Он не захотел итальянскую еду на обед») или о конфликте, который был разрешен кем-то другим. Ваша задача — показать свои навыки межличностного общения и способность решения проблем.

2.Предоставьте конкретную информацию о ваших действиях:

  • Самые запоминающиеся и интересные истории включают достаточно деталей для того, чтобы обрисовать общую картину. Объясните, почему этот конфликт имел важное значение и как вы его успешно разрешили.
  • Однако, вы должны приложить максимум усилий, чтобы история была короткой. Очень легко уйти в сторону, особенно, если вы заранее не подготовили яркий пример. Не отвлекайтесь от основной мысли.
  • Придерживайтесь маркированного списка. Не пытайтесь запоминать текст.

3.Тренировка

Выделите время на тренировку своей истории. Это особенно важно при рассказе истории, связанной с конфликтом и его урегулированием. Вы должны чувствовать себя уверенно, обсуждая неприятные моменты и быть убедительным в изложении своей позиции на собеседовании. Я помогаю кандидатам подготовить свои примеры на ответы для успешного прохождения поведенческого собеседования. В рамках курса подготовки «Мастер интервью» вы сможете заказать коуч-сессию по подготовке ответов на компетенционные вопросы с учетом вашей сферы деятельности и должности.

Самые сложные, каверзные и неожиданные – E-xecutive.ru представляет подборку самых трудных вопросов, о которые на собеседовании часто ломают копья многие кандидаты. При этом мы не только назовем эти подводные камни интервью, но и расскажем, как на них правильно ответить. Эксперты ведущих компаний кадрового рынка охотно поделились своим видением самых проблемных вопросов на собеседовании. При этом они обращают внимание на то, что многие из аспектов беседы сильно варьируются в зависимости от специфики отрасли компании и позиции, на которую претендует кандидат.

Так, по мнению менеджера по подбору персонала RichartsMeyer|Recruitment Group Павла Михайлова, основные вопросы варьируются в зависимости от типа кандидата и уровня позиции: «Общаясь с менеджером по продажам, важно выяснить у него, кто его основные клиенты, что он продает, с какими секторами бизнеса он работает, что успел сделать на предыдущих местах работы, как видит рабочий процесс на новом месте. Для технических же специалистов более важные аспекты – глубина знаний конкретных типов оборудования и опыт работы с ним. Можно попросить кандидата рассказать о принципах работы оборудования, также следует спросить его о том, в каких проектах ему приходилось участвовать и какие вопросы в рамках этих проектах решать».

В свою очередь, специалист по подбору персонала кадрового агентства «Юнити» Татьяна Воробьева также отмечает, что вопросы кандидату зависят от требований руководителя к потенциальному сотруднику, специфики компании, уровня позиции и многих других факторов. «Вопросы могут быть самыми разными в зависимости от того, какие компетенции хочет проверить рекрутер. Тем не менее, существуют основные блоки, которые должен определить интервьюер на собеседовании: релевантность выполняемых задач, оценку личностных качеств, мотивацию и лояльность кандидата к работодателю, – рассказывает эксперт. – Первые два блока строго индивидуальны, например, одному руководителю нужен амбициозный, готовый работать в режиме многозадачности заместитель; другому – спокойный, готовый к рутинной работе сотрудник. Соответственно вопросы будут нестандартными и сформулированы для оценки конкретных качеств. Для вторых двух блоков можно выделить общие вопросы. Как правило, ни одно собеседование не обходится без вопроса о причине уходов с предыдущих мест работы, именно его ждут соискатели».

По словам Татьяны Воробьевой, в интересах кандидата отвечать максимально честно, так как настоящие профессионалы уже провели психолингвистический анализ речи и выявили мотивацию кандидата – можно легко угодить в собственную ловушку. «Рекрутеры обычно уточняют у кандидатов о выборе специальности и сфер деятельности компаний, в которых они работали. Грамотный соискатель структурирует свой ответ таким образом, что отметит и прошлые ошибки, и достижения, и приоритеты в настоящем. Современный подбор не обходится без кейсов, специалисты по подбору моделируют рабочую ситуацию, смотрят на реакцию и делают выводы. Например, при отборе кандидатов на вакансию «Сервисный инженер» я просила привести пример сложной ситуации с установленным оборудованием у заказчика. Подходящие кандидаты приводили примеры, как правило, разрешали ситуацию, оставаясь в хороших отношениях с клиентами. Неподходящие убеждали в том, что никаких сложностей за три-четыре года работы не возникало», – говорит Воробьева.

1. Каким из ваших достижений вы гордитесь?

По словам управляющего директора Rational Grain Ольги Степановой, задавая этот вопрос, работодатель стремится понять, что кандидат считаем достижением, на что он способен и как об этом говорит. Как вариант – соискателя могут попросить описать проекты, над которыми он трудился ранее, свою роль в этих проектах и обрисовать достигнутые результаты.

«Отвечать нужно так, как есть, нет смысла кривить душой. Опытный рекрутер будет задавать уточняющие вопросы и все равно выведет на чистую воду. А самое главное, для каждого кандидата есть «своя» вакансия и компания, главное, найти именно ее в огромном мире различных работодателей, тогда его успех будет гарантирован», – советует Ольга Степанова.

2. Кем вы себя видите через пять-десять лет?

По мнению старшего консультанта Hi-Tech практики рекрутинговой компании Marksman Елизаветы Пушкаревой, этот вопрос поможет работодателю оценить, насколько реально кандидат оценивает свои профессиональные способности с личными амбициями, насколько хорошо он представляет, как будет развиваться отрасль. Также это неплохая проверка на логику.

Polina_Korshunova.jpgСтарший консультант банковской практики рекрутинговой компании Marksman Полина Коршунова, в свою очередь, отмечает, что зачастую данный вопрос задают кандидатам с опытом от двух до пяти лет в конкретной области, так как за такой период времени можно понять тенденции выбранной профессии, оценить свои перспективы и выбрать наиболее подходящий путь развития карьеры.

Говоря о том, как правильно ответить на вопрос о перспективах собственной карьеры, Полина Коршунова отмечает: «Здесь можно рассмотреть несколько примеров. В случае, если вы претендуете на должность middle уровня в крупной компании, смело обозначайте в качестве долгосрочный карьерных перспектив расширение задач, зоны ответственности и достижение уровня директора подразделения, относящегося к вашим профессиональным компетенциям. К примеру, в инвестиционных банках и компаниях сотрудники, занимающие менеджерские позиции, размышляют о создании собственных инвестиционных фондов и порой открыто об этом заявляют».

Претендуя на профильную вакансию в производственной компании, можно представить себя директором завода или производства. «Отвечая на такой вопрос, следует выбрать реальные возможности и шансы. Вдохновленно описывать на интервью свои фантазии на тему, кем бы вы могли стать, точно не стоит», – рекомендует эксперт.

3. Какой ваш главный недостаток?

На этот вопрос, который по праву считается одним из самых сложных, нередко пытаются ответить следующим образом: «Я слишком трудолюбив/усидчив/ответственен», превращая таким образом недостаток в одно из главных достоинств. Эксперты уверены – отвечая так, вы покажете себя не с лучшей стороны.

По мнению Елизаветы Пушкаревой, вопрос о недостатках действительно достаточно сложен. «Иногда недостаток в определенных условиях может стать достоинством. Поэтому лучше приводить конкретный пример, а ответ, как человек себя поведет в этой ситуации, расскажет все за себя», – рекомендует эксперт.

Полина Коршунова считает, что данный вопрос довольно предсказуем и ответ на него при подготовке к интервью надо тщательно продумать: «Правильный ответ зависит от вашей профессии и вакансии, на которую вы претендуете. Например, если ваша работа связана с необходимостью предлагать новые идеи, подходить к решению задач творчески и креативно, вашим недостатком может быть потеря вдохновения к работе в случае появления однообразных задач. Если вы претендуете на должность, не связанную с общением с клиентами, партнерами и частым взаимодействием с внутренними подразделениями, можно ответить так: «Я не готов тратить рабочее время на частое общение с коллегами, обсуждение личных проблем, возможно, я не самый коммуникабельный человек и считаю, что такие разговоры отвлекают меня от работы».

«Что касается ответов в роде «Я такой трудоголик», «Я всегда ухожу из офиса последним…», то они означают, что вам сложно распоряжаться своим рабочим временем, грамотно расставить приоритеты в работе, – уверена Полина Коршунова. – Также это может навести на мысли, что вы следите, когда уходят ваши коллеги, стараетесь уйти позднее, пытаясь продемонстрировать, что у вас много работы и вы заслуживаете уважения. Из этого следует, что у вас могут быть сложности в общении с коллективом».

По мнению специалиста, если же вам сложно признать и грамотно презентовать ваши недостатки в работе, лучше указать на «минусы», не относящиеся к будущей профессии, на которую вы претендуете.

4. На какую зарплату вы претендуете?

Елизавета Пушкарева советует – этот вопрос нужно задавать, но после того, как работодатель обсудили с кандидатом предполагаемые задачи и умения и сравнил их с тем, чем ему приходится заниматься на текущем месте: «Это поможет реалистичнее оценивать услышанные цифры. Также нужно обращать внимание на бонусную схему и соцпакет, иногда это неплохое подспорье к фиксированной части».

В свою очередь, Полина Коршунова дает несколько рекомендаций, поясняющих, как лучше подготовиться к ответу на данный вопрос: «Если ваш доход состоит не только из фиксированного оклада, а также из премий, перед интервью следует подсчитать ваш совокупный доход за год или за месяц. Еще один важный момент – перед встречей лучше всего проанализировать рынок, изучить уровень зарплаты, который предлагают на подобные должности. Кроме того, следует четко определить, какой уровень зарплаты вам интересен при переходе на новое место работы (в случае, если уровень компенсации является одной из основных причин поиска работы) или обозначить границы, в рамках которых вы готовы обсуждать предложение в зависимости от компании, уровня ответственности и задач».

5. Приведите конкретный пример с прошлых мест работы, что для вас являлось конфликтной ситуацией?

Как вариант – могут попросить вспомнить промах или неудачу, рассказать о том, чего не удалось добиться на прошлой работе и по какой причине?

Как отмечает Ольга Степанова, суть этого вопроса – выяснить, как кандидат поступает с прошлым опытом, умеет ли он работать над ошибками и делать выводы. А Елизавета Пушкарева считает, что просьба привести реальные примеры конфликтных ситуаций позволит не только избежать сложных ситуаций в будущем, но и оценить, насколько соискатель лоялен к предыдущим работодателям

Как ответить на этот вопрос правильно? Полина Коршунова отмечает – с конфликтными ситуациями на работе сталкивался каждый и можно привести множество примеров. «Но на собеседовании не нужно акцентировать внимание, например, на сложных взаимоотношениях с руководством, так как вы не сможете полностью убедить интервьюера в той или иной позиции, ведь собеседник вряд ли знаком с вашим руководителем и может объективно оценить ситуацию. Следовательно, лучше привести пример, относящийся к организации в целом», – советует эксперт.

По словам Коршуновой, возможный ответ может быть таким: «Год назад наш банк был приобретен крупной банковской группой. Топ-менеджеры сменились, и новое руководство начало внедрять иные политики и процедуры. Так как стояла задача слияния двух банков, большинство сотрудников нашего банка были необходимы для дальнейшей работы структуры, они являлись держателями информации о работе банка. Соответственно большинство функций стали дублироваться, что вызывало недовольство, возмущение и конфликты целых отделов в обоих банках».

6. Если бы вы сорвали джек пот, продолжили бы вы работать?

Вопрос может показаться неожиданным, однако, по мнению Елизаветы Пушкаревой, его нужно задать в конце интервью – этот вопрос больше риторический и позволит даже не проверить ответственность соискателя перед компанией, а оценить, как быстро он сможет правдиво и логично ответить. «Но не думаю, что нужно сильно заострять внимание на этом – задавая этот вопрос себе, вы уверены, что ответите так, как хотели бы это услышать от кандидата?»

Полина Коршунова рекомендует ответить на этот вопрос так: «Я бы обязательно продолжил работать и не позволял бы себе расслабляться, потому что для меня важно собственное развитие. Возможно, я бы инвестировал определенную сумму в получение дополнительного образования. И изменил бы свое отношение к работе, моя мотивация была бы направлена исключительно на достижение своих личных целей и задач компании».

7. Чем вы занимаетесь в свободное время?

По мнению Ольги Степановой, этот вопрос часто открывает новые черты характера кандидата, порой довольно неожиданные. Консультант Luxoft Personnel Эльвира Пунтусова отмечает, что работодатели нередко интересуются жизнью кандидата вне работы, при этом подобные вопросы должны быть очень корректными, не касающимися семейных дел, религии и прочей глубоко личной информации. «Рекомендуется спросить, чем интересуется соискатель, что он любит делать в свободное время, есть ли у него хобби, участвует ли он в каких-либо соревнованиях, конференциях, научных обществах. Ответы на эти вопросы помогают понять, насколько активный и целеустремленный кандидат перед вами, интроверт он или экстраверт, легко ли впишется в новый коллектив и так далее», – отмечает специалист.

Универсальная рекомендация для ответов на все вопросы собеседования, по словам Пунтусовой, – отвечать честно, по существу, обращая внимание на оптимальные для вас условия работы, не преуменьшая и не преувеличивая прошлые заслуги и провалы. Любые искажения фактов сыграют против самого соискателя.

«Необходимо быть готовым к тому, что на собеседовании нужно будет не только рассказать о своем предыдущем опыте и привести примеры реализованных проектов, но и продемонстрировать наглядно наличие опыта – возможно, пройти какое-либо тестирование, решить бизнес-кейс и так далее», – заключает эксперт.

Чего стоит бояться меньше всего

Lukavskaya.jpgНе стоит думать, что цель работодателя или рекрутера – выстроить для соискателя полосу препятствий и подводных камней на собеседовании. Их цель – вычислить истинный профессиональный вес человека и, исходя из этого, принять решение о найме. Консультант департамента «Информационные технологии и телекоммуникации» хедхантинговой компании Cornerstone Ирина Лукавская отмечает: «По моему опыту, набор вопросов варьируется от требований, которые диктует сама вакансия, и личности кандидата. Лично я каверзных вопросов без необходимости стараюсь не задавать, поскольку это разрушает основной принцип работы рекрутера – доверительные отношения с кандидатом. Я всегда рекомендую быть на собеседовании самим собой. Играя чужую роль на первой встрече, вы рискуете получить предложение от компании, которая вам просто не подходит. В дальнейшем вам придется все время притворяться, чувствуя дискомфорт, или же вы быстро покинете эту компанию».

Опишите стиль, в котором работает ваша компания?
Что неприемлемо в вашей компании?
Что важно для руководителя в сотрудниках и их работе?
Выделите пять сильных компетенций моего непосредственного руководителя?
Что вы ждете от сотрудника на данной позиции?
Есть ли возможности профессионального и карьерного роста в вашей компании? Расскажите, пожалуйста, о таких случаях.

Проанализируйте ваш обычный способ разрешения конфликтов. Пусть это будет частью подготовки к собеседованию. Те, кто проводят собеседование, хотят узнать, как вы ладите с другими людьми и решаете вопросы, связанные с конфликтными ситуациями. Это указывает на умение оценивать себя и работать с другими.

  • Проанализируйте ситуации из вашего прошлого опыта работы, характеризующиеся спорами и несогласием. Непонимание, возникшее между вами и сотрудниками, могло вызвать у вас негодование, что могло привести к проблемам с начальством. Нежелание начальства пойти вам на уступки могло вызвать ваше опоздание на свадьбу друга. Проанализируйте ваш опыт работы, чтобы найти подобные примеры конфликтных ситуаций.
  • Вспомните, как вы справлялись с конфликтом в каждом из этих случаев. Подумайте об эффективных и неэффективных стратегиях, которыми вы руководствовались. Хотя вы не будете делиться своим негативным опытом в решении конфликта на собеседовании, вы должны понимать, как поступать в той или иной ситуации в будущем. Также будьте готовы к тому, что ваш будущий начальник попросит вас сказать, чему вы научились и что вы вынесли из вашего прошлого опыта решения конфликтов.
  • Будьте внимательны к вопросам на собеседовании. У человека, который проводит собеседование, могут быть особые причины для того, чтобы задавать вам вопросы о конфликтных ситуациях. Вас могут попросить описать обычную реакцию на конфликт, приведя пример. Вы должны понимать вопрос и контекст.

    • Попросите уточнить контекст вопроса, если это необходимо. Если вас попросят описать реакцию на конфликт, вы наверняка задумаетесь, хочет ли опрашивающий вас человек услышать пример жизненной ситуации или касается ли вопрос только рабочего пространства. Если это возможно, не приводите пример из личной жизни, а сконцентрируйтесь на ситуациях на рабочем месте.
  • Отвечайте четко и правдиво. Вас могут спросить, было ли у вас значительное недоразумение или расхождение во мнениях с вашим начальством или учителем, и как вы поступали, чтобы решить конфликт. Если вы противоречили начальству или профессору, это не значит, что вам не примут на работу. От вас требуется рассказать то, как вы выразили свое несогласие, и привел ли конфликт к безвыходной ситуации.

    • Можно рационально преуменьшить масштабы конфликта. Старайтесь быть как можно объективным при описании ситуации. Объясните расхождение во мнениях и то, какие проблемы это вызвало.
    • Старайтесь не винить и не судить людей. Когда будете приводить пример конфликта, сконцентрируйтесь на фактах и событиях, а не негативных аспектах или недостойном поведении других людей.
    • Найдите собственный способ решения конфликта. Вопросы с открытым концом дают возможность объяснить, как найти общий язык с другими людьми. Пассивно-агрессивное поведение, упрямство, вспышки гнева и противоречие другим является неэффективным способом разрешения конфликта. Опишите эффективные стратегии разрешения конфликта, основываясь на вашем прошлом опыте, к примеру, когда вы прислушивались к мнению других людей, четко и спокойно выражали свое мнение и находили компромисс.