Собственный опыт

Как описать картину цветы и плоды. Сочинение по картине И

К очередному сочинению по картине будь готов!

Даже не сомневаюсь, что вы сами прекрасно справитесь с этим школьным заданием, просто приведу пример нашего описания «Цветов и плодов». Пусть оно станет отправной точкой для вашего сочинения и вдохновит Вас на литературные подвиги. В сети развелось столько просроченных сочинений, дублирующих друг друга, что захотелось внести свежую уникальную нотку в это засилие плагиата.

Мы с сыном впервые встретились с жанром натюрморта. Здесь нет действия, предыстории, только описание деталей. Чтобы не получилось сухого перечисление предметов изображенных на картине, рекомендует уделить внимание краскам, композиции, настроению.

Итак, поехали! Вот таким вышел наш рассказ.

Сочинение по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Картина написана в жанре натюрморта.

В центре полотна стоит ваза с садовыми цветами. Букет роскошен: здесь и пышные пионы склонились под тяжестью бутонов, скромные васильки добавляют синий акцент, изысканные ирисы тонут в буйстве красок. Рельефная ваза с собаками напоминает о сезоне осенней охоты, и все фрукты на картине — плоды яркой осени. Краски: золотая, красная, оранжевая поют в унисон гимн природе и ее дарам.

Сочные плоды так и манят, притягивают взгляд, и кажется, источают аромат. Художник мастерски подчеркнул фактуру каждого: шершавые, матовые персики созрели, налились соком, желтые тонкокожие груши теснятся рядом с лимоном и яблоком. Кажется вот-вот упадет со стола гроздь винограда, вытесненная этим фруктовым изобилием.

Тыква — единственный овощ в композиции, гордится своей исключительностью и занимает почетное место рядом с центром. Кожура у нее толстая, с металлическим оттенком, сама она грузная, основательная, всем своим видом она противопоставляет себя легким, задорным фруктам.

Прозрачные ягоды винограда перекликаются с хрусталем графина и чистой водой в стакане.

Картина «Цветы и плоды» полностью соответствует своему названию. Здесь собраны все дары щедрой осени и солнечного лета.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт

(Гладков)

Перед нами натюрморт Хруцкого И.Т "Цветы и плоды".
Натюрморт один из самых известных сюжетов живописи, которому отдали дань чуть ли не все художники. Голландцы, англичане, французы с упоением писали цветы и фрукты.
Пышные пионы, фиолетовые ирисы стоят в чеканной вазе, радуя глаза. Немного дальше примостился графин с прозрачной жидкостью.которая едва угадывается в глубине картины.
На столе, в живописном беспорядке лежат виноград и тыква, стоит корзина с персиками. Все, что может предложить осень, щедрая на урожай, представлено здесь. Художник отлично уравновесил композицию рисунка и даже ввел в рисунок небольшую веточку полевого овса. Овес уже засох и своей золотой веточкой привлекает внимание к левому краю картины.
Все цветы и фрукы тщательно выписаны художником. Так и видишь прозрачные, налитые соком ягоды винограда, бархатистую кожу персиков, а как красиво написан стакан с водою, так и хочется взять и выпить подкисленную долькой лимона воду. Сам лимон с отрезанной долькой лежит тут же.
На картине смешались осень, весна и лето, потому, что цветы и плоды, изображенные здесь растут в разное время, но на картине это не вызывает зрительского отторжения и в целом это очень прекрасное произведение.

Развитие речи. Обучение сочинению по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» (5 класс).

Разработка урока учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска Ставропольского края Назаровой Людмилы Васильевны.

Цели урока: 1. подготовить к написанию сочинения – описания картины в художественном стиле;

2. учить собирать рабочие материалы к сочинению и составлять простой план;

3. учить детей наблюдать, давать словесное выражение увиденному на картине.

Оборудование: репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» («русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, цветная вклейка на стр. 8); плакаты с планом работы над сочинением, искусствоведческими терминами.

Межпредметные связи: ИЗО.

План урока.

    Вступительное слово учителя 1 мин.

    Выявление первоначальных впечатлений учащихся 3 мин.

    Чтение и запись плаката № 1 3 мин.

    Коллективное составление плана 10 мин.

    Работа с теоретическими понятиями 2,9 мин.

    Коллективное собирание рабочих материалов 15 мин.

    Групповая словарно - стилистическая работа 20 мин.

    Коллективная работа над вступлением 4 мин.

    Коллективная работа над заключением 5 мин.

    Работа по предупреждению речевых ошибок 2 мин.

    Устное сочинение по картине 10 мин.

    Демонстрация образца сочинения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите репродукцию картины «Цветы и плоды». Её автор – И.Т. Хруцкой (1810-1855г.) – признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта.

2. Выявление первоначальных впечатлений учащихся.

Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

Чем привлекает изображенное на картине? (Цветы очень красивы, разнообразны, ярки;

фрукты спелые, сочные, художник их так изобразил, что их хочется съесть; чувствуется аромат цветов)

Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т.к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, флоксы, незабудки.

Перечислите фрукты (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква).

Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Попытайтесь (Попытки неудачны, т.к. дети не знают, с чего начинать).

Учитель: Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.

3. Чтение и запись содержания плаката:

План сочинения-описания.

    Дать общее представление о картине.

    Описание деталей, частей изображенного на картине.

4. Коллективное составление плана:

1. Роскошный букет и спелые фрукты.

2. Мастерство художника в изображении

а) цветов;

б) плодов;

в) других деталей натюрморта.

3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.

Учитель : Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.

5. Чтение плаката:

Натюрморт – картины, на которых изображены различные предметы: фрукты, овощи, цветы и др.

Композиция – построение картины (использовать слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и др.)

Цветовая гамма – последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.

6. Коллективное собрание рабочих материалов (к основной части сочинения). Оформление в виде таблицы.

План наблюдений

Материалы (форма, цвет, характерные признаки)

Дополнения

1. Цветы

2. Фрукты

3. Другие предметы

Махровые алые пионы, нежные белые пионы, бледно-розовая роза, лиловые ирисы, изящные букетики сиреневых флоксов, колоски спелой ржи, оранжевые маки с шелковистыми лепестками, голубые незабудки.

Бледно-желтые груши с румяным бочком, крупная кисть янтарного винограда, спелые персики с бархатным пушком, огромная золотистая тыква.

Изящный бронзовый кувшин, тонкий стеклянный стакан, наполненный кристально чистой водой, плетеный короб, ломтик лимона в стакане.

Примечание : в третью колонку ученики записывают понравившиеся им слова и словосочетания.

7. Словарно- стилистическая работа

а) Беседа

Учитель : Каким глаголом можно назвать положение цветов по отношению к кувшину?

Ученики : Стоит; цветы стояли в кувшине.

Учитель : А по отношению к фруктам?

Ученики : лежат; лежат на столе, в корзине.

Учитель : А можно ли постоянно повторять эти глаголы: пионы стоят, роза стоит, персики лежат, груши лежат?

Ученики : Нет, это речевая ошибка.

Учитель : Как можно избежать этой ошибки?

Ученики : Подобрать синонимы, выразить мысль по-другому

Учитель : Давайте проведем игру «Кто больше?»

Назовите как можно больше глаголов, которые описывают положение предметов.

б) Игра «Кто больше?»

Итоги игры: подобраны глаголы: темнеет, спряталась, возвышается, пламенеет, притаился, выглядывает, гордится, возвышается.

в) Групповая работа

1 группа подбирает слова эмоционально-оценочной лексики; эпитеты (глаголы: любоваться, наслаждаться, восхищаться; эпитеты и прилагательные: пышный букет, роскошный букет, великолепные цветы, дивная роза, прелестные флоксы)

2 группа подбирает олицетворения (цветы красуются, ирисы скромно спрятались за пышными пионами, флоксы окружили розу изящными зонтиками соцветий, алые пионы грустно опустили свои шляпки, колоски ржи притаились за яркими цветами.

8. Коллективная работа над вступлением к сочинению

Вариант : На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.

9. Коллективная работа над написанием заключения сочинения

Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды – все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

2) Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.

3) В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

10. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Учитель : Старайтесь избегать речевых недочетов типа: на рисунке нарисован…, мне очень понравилась эта картина…, впечатление хорошее…, нарисовал хорошо и др.

11. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)

На дом : написать сочинение по картине, используя рабочие материалы и записи в тетради

Приложение: Сочинение ученика

Я рассматриваю картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Этот натюрморт поражает богатством и щедростью природы, мастерством художника, удивительно точно и ярко сумевшего передать прелесть букета и фруктов.

В центре полотна на переднем плане я вижу бронзовый кувшин, в котором красуются роскошные цветы. Алые пионы кажутся еще ярче на тёмном фоне картины. По контрасту с ними белая роза и светлые пионы нежны и скромны. Лиловые ирисы стыдливо притаились среди других цветов. Оранжевые маки пламенеют среди зелёной листвы. Прекрасно дополняют композицию букетики сиреневых флоксов, грациозные голубые незабудки и колоски спелой ржи.

Справа от вазы находится тонкий стеклянный стакан с кристально чистой водой, в котором плавает тонкий кружок лимона. Рядом со стаканом лениво разлеглись бледно-жёлтые груши с румяным бочком. Позади них возвышается большая золотистая тыква, на которой лежит крупная кисть янтарного винограда. Слева от кувшина в плетёном коробе теснятся спелые персики с бархатистым пушком.

Всё в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учебник для 5 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, с 3/3

2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин, 5-7 классы, М., «Дрофа», 1998, стр.8,10,12

3. Система обучению сочинениям в 4-8 классах под ред. Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение», 1973г., стр.84-86.

Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.

Иван Фомич Хруцкий: краткая биография

Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина - Витебская губерния - была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.

Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.

Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:

  • академическое направление;
  • классицизм;
  • барокко.

Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. фрукты") - самая Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.

Картина "Цветы и плоды"

Была написана Иваном Фомичем в 1836 году. Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сегодня находит выражение не только в устных высказываниях, но и в школьных сочинениях детей, описаниях в художественных статьях и так далее.

За данную картину художник получил очень хорошую и вполне заслуженную награду - большую от Академического совета. Это подтвердило практически то общее впечатление немого восхищения, которое было вызвано у публики полотном.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды"

Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. красивых и очень милых мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.

Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.

Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.

Яркие акценты в картинах

Картина Хруцкого "Цветы и фрукты", написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта "Цветы и плоды". На обеих картинах яркие акценты - ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.

Если описание "Цветы и плоды" сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то "Цветы и фрукты" отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.

Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.

Натуральность написания фруктов

Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.

Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.

Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.

Популярность произведения искусства

Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы "Цветы и фрукты", "Цветы и плоды" являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.

В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу "Цветы и плоды". До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.

/ / Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»

Иван Хруцкий (27.01.1810 - 13.01.1885) - живописец 19 века, этнический поляк, родился в Белоруссии, в качестве художника формировался русской школой. Работал в академическом направлении, в стиле классицизма и барокко. В русском искусстве Хруцкий значится как мастер натюрмортов и портретист.

Вызывали восхищение публики и знатоков такие картины, как «Цветы и плоды», «Натюрморт со свечой», «Плоды, фрукты, битая дичь» и др. Кроме того, Иван Трофимович любил писать пейзажи. Известны его работы «Вид на Елагином острове в Петербурге», «Вид в имении» и др. Примеры портретной живописи - «Семейный портрет», «Портрет неизвестной».

В натюрморте «Цветы и плоды» (1836) представлено обилие фруктов и цветов на обычном зелёном столе. Центр полотна занимает красивая зелёная ваза с барельефным изображением зверей под сенью деревьев. В вазе красуется букет цветов, в котором особенно привлекают взгляд красные, пышные бутоны пионов. Три таких бутона поникли, напоминая об окончании щедрого лета. Два фиолетовых ириса очень гармонируют с пурпурными пионами. Другие цветы более нежных жёлтых и розовых тонов словно сдерживают пыл пионов. Дополняют букет зелёные листья и колосья.

Стол вокруг вазы с букетом заполнен плодами. Очевидно, пришло время сбора урожая - конец лета или начало осени. Но рядом с вазой, справа, стоит ещё и стакан, наполовину заполненный водой, на поверхности которой - тонкая долька лимона. Сам разрезанный лимон находится значительно правее. Недопитый стакан подчёркивает здесь присутствие человека, что свойственно многим натюрмортам Хруцкого.

Среди плодов выделяется оранжевая тыква. Половина её скрывается за букетом, но и видимой части тыквы достаточно, чтобы придать весомость всему натюрморту. Поверх тыквы лежит гроздь винограда. Ягоды грозди поблёскивают и кажутся прозрачными в своей спелости. Маленькая кисточка в пять ягод словно отпала, она свисает с края стола, готовая упасть. Так в статичность картины вкрадывается движение.

Впереди тыквы желтеют пять спелых груш. За упомянутым лимоном выглядывает красный бок яблока. На заднем плане правой части натюрморта виднеется большой стеклянный графин. Он практически теряется на коричневом фоне картины и выдаёт себя только отсветами стеклянных форм.

Слева от вазы с букетом призывно краснеют спелые персики в плетёной коробочке, похожей на лукошко. Они лежат на подстилке из листьев. Один персик разрезан пополам, вероятно, для демонстрации сочной мякоти и положен за пределами коробки, на краю стола. За коробкой, на заднем плане, темнеет большая корзина, полная виноградных гроздьев.

Это очень яркий, полный насыщенных цветов натюрморт. Картина являет богатство даров природы человеку. Она должна только радовать и вызывать чувство благодарности за красоту цветов и вкус спелых плодов.