Собственный опыт

Как писать рекомендательное письмо ученику образец. Рекомендательное письмо для поступления (Recommendation Letter)

Если вы задумались вопросом о поступлении в высшее учебное заведение, то будет не лишним иметь при себе рекомендательное письмо для поступления в ВУЗ . Это особенно актуально, если вы хотите поступить в ВУЗ за рубежом, там рекомендательное письмо может сыграть решающую роль. Шансы на удачное поступление могут многократно повыситься в том случае, если вы правильно его оформите.

Это актуально не только для поступления в высшие учебные заведения за границей, но и для российских ВУЗов. Рекомендательное письмо может составлять из военной части, в которой абитуриент проходил службу. Если ему составят письмо, в котором рекомендации будут положительными, будущий студент имеет все шансы получить льготы во время обучения.

Для ВУЗа этот документ имеет большую ценность, поскольку в нем указаны личностные характеристики абитуриента, по ним можно проследить склонности и способности будущего студента. Руководство ВУЗа сможет понять положительные и отрицательные стороны человека, и на основании этих данных сделать соответствующий вывод о том, брать его на обучение или нет.

Для начала нужно узнать, как можно получить этот документ. В том случае, если абитуриент является выпускником школы или колледжа, в первую очередь можно попросить рекомендательное письмо у директора, в крайнем случае, можно воспользоваться просьбой у преподавателя, чтобы он сам составил письмо. Если человек уже является выпускником какого-либо ВУЗа, лучше всего обратиться к научному руководителю. Для работающих лучше всего обращаться к работодателю. Для военнослужащих – в часть, где он проходит службу.

Нижеприведенные советы лучше всего использовать, если вы хотите составить рекомендательное письмо максимально информативно.

  • Если у вас имеется возможность выбрать человека, который будет составлять вам рекомендательное письмо, то лучше всего обращаться к вышестоящим по должности лицам. Рекомендации от таких людей будут иметь намного большую значимость.
  • Обязательно нужно указать человека, который составлял рекомендательное письмо, а также его должность по отношению к человеку, для которого составляется письмо.
  • Необходимо описать черты характера абитуриента. Лучше всего, если это не будет простым перечислением. Можно описать конкретные ситуации, где человек проявил себя с той или иной стороны, где доказано, что он обладает необходимыми чертами характера, которые описываются в письме. Чем менее шаблонно будет написано письмо, тем лучше. Если описание заставит обратить внимание читателя на абитуриента, то можно сказать, что письмо написано успешно. Нужно уметь составлять рекомендательное письмо, это не так просто.
  • Хорошо, если в письме будут указаны предыдущие достижения и успехи человека. Можно привести перечень успехов, которых удалось добиться абитуриенту за предыдущее время, а также привести доказательства.
  • Описание профессиональных знаний, которыми обладает абитуриент. Можно перечислить склонность человека к той или иной науке, что ему дается легче всего.
  • Чтобы наиболее эффективно составить письмо, нужно ориентироваться на будущую специальность, на которую хочет поступить абитуриент.
  • Написать основные рекомендации на основании той информации, которая была изложена выше. Именно рекомендации послужат главным выводов для руководства ВУЗа.

Письмо №1

Воронцова Ксения Александровна в 2014 году окончила МГУ по специальности: «Международная журналистика». За годы обучения Воронцова Ксения проявила себя ответственным и целеустремленным студентом, который стремится не просто накапливать знания, но и применять их на практике.

Ксения училась на отлично и при этом принимала активное участие в жизни университета. С третьего курса она возглавила студенческий профсоюз факультета «Журналистика и массовая коммуникация», организовывала концертные мероприятия, занималась благотворительностью и вела блог на сайте университета.

Также хотим отметить широкий круг интересов Ксении. Помимо основных лекций, студентка посещала факультативы по испанскому и польскому языкам, и добилась в их изучении хороших результатов.

С уважением,

Александр Викторович

Письмо №2

Белоусов Алексей Сергеевич в 2014 году окончил Воронежский Национальный Университет и получил диплом бакалавра по специальности «Дизайн городской среды и интерьера».

Преподаватели, которые читали лекции и вели практические занятия у Алексея, отмечают его целеустремленность и большой творческий потенциал. Алексей правильно выбрал профессию и, несомненно, добьется в ней хороших результатов.

Алексей ответственно относился к учебе, получал хорошие отметки и был выделен среди своих однокурсников во время практических занятий.

С уважением,

Александр Викторович

  • Оно пишется от лица преподавателя (чем выше его ученая степень, тем лучше)
  • В нем должны быть описаны ваше достижения в учебы и упомянуты черты характера, например, трудолюбивый, исполнительный и старательный студент

Хорошо, если в последнем параграфе преподаватель порекомендует студента для учебы в этом университете, чтобы у читающего это письмо не возникло сомнений в том, что Вы именно тот студент, который им нужен.

Команда нашего сайта решила Вам помочь и ниже опубликовала примеры рекомендательных писем на английском для поступления в вуз.

За период своего обучения в ГБОУ СОШ № 232 Виктория зарекомендовала себя как старательный и прилежный ученик, с активной жизненной позицией. В список ее достижений можно отнести не только академические достижения, но и успехи в спорте и общественной деятельности.

Виктория является призером районного этапа Всероссийской Олимпиады школьников в 2016-2017 года, а так же лауреатом многих конкурсов по истории и обществознанию. Под чутким руководством педагогов школы, Виктория написала ряд публицистических статей на тему «Моя семья в годы ВОВ», которые были напечатаны в сборнике конференции «Историческая память». Так же в 2014 году, ученица набрала высший был среди школьников Адмиралтейского района в конкурсе по английскому языку «British Bulldog».

Виктория с детства занимается легкой атлетикой и с 5 класса входит в состав школьной команды по данному виду спорта. В 2015 году команда заняла 3-е место на эстафете, посвященной Дню Победы. До этого в 2014 году Виктория принимала участие в городских соревнованиях «Шиповка юных» и показала лучшие результаты в своей возрастной группе.

Иванова Виктория принимала активное участие в общественной жизни школы: помогала организовывать мероприятия, посещала классные часы, участвовала в различных акциях, например, «Помоги пойти учиться», школьный субботник и сбор макулатуры.

Опираясь на все вышеперечисленные достижения и заслуги, Администрация ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует выпускницу школы Викторию Иванову для поступления в высшее учебное заведение.

Директор ГБОУ СОШ № 232

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Подпись______________

TO WHOM IT MAY CONCERN

I am writing to recommend (name) for Academic mobility Program. I have known her\him for 3 years. She\he is extremely hard-working and truly insightful — these two traits combine to produce an especially unique and outstanding student.

I have the deepest personal and professional respect for (name), and sincerely belief she\he will bring his unique energy, optimism, passion, and tireless creativity to your university. She\he displays impressive logical thinking abilities and an intellectual curiosity beyond that of his peers. She\he was always an active participant in classes who listened eagerly and never hesitated to raise questions. Because of her\his drive and ambition, I am confident that (name) will remain in the top of her\his class and continue to display excellent performance.

I expect (name) to respond to the challenges of the academic mobility program with a rigorous devotion to excellence, and I am certain that her\his intellect is capable of handling even the most demanding courses available.

In sum, I highly recommend (name) for academic mobility. I believe her\his proposed course of study is suitable and builds on her\his many strengths. Her\his animating spirit and disciplined approach to learning make her\his particularly well suited to take advantage of this opportunity.

Yours Sincerely,

TO WHOM IT MAY CONCERN

I would like to give my recommendations to (name), who is interested in joining in spring semester 2015. I have known (name) since she attended my Chinese language class. (Name) is a responsible and disciplined student who is highly interested in learning Chinese language as it is connected to her scientific research. Throughout the study period, (name) has shown excellent results within her studies and scientific work. She\his actively participated in the discussions, demonstrated her\his ability to work in a team and proved her\his commitment to personal development.

I am confident that the program at your university will give her\him the opportunity to significantly increase the level of language proficiency. In addition, it will be an invaluable experience for her\his further research activities. I strongly recommend (name) for studying in your university.

Yours sincerely,

[Обновлено 09/2018]

Что важно для для приемной комиссии зарубежного вуза, когда Ваши оценки, мотивационное письмо и CV уже рассмотрены? Что даст им дополнительную информацию о Вас, чтобы принять решение о приеме?

На этом этапе решающую роль зачастую играет рекомендательное письмо — документ, который по важности не уступает мотивационному письму, а при прочих равных может склонить в Вашу пользу, если рекомендация грамотно представлена.

За свой значительный опыт работы с поступающими в магистратуру за рубежом я поняла, что в российских вузах нет культуры подготавливать для студента рекомендательное письмо или характеристику. В большинстве случаев преподаватель предлагает просто подписать написанное студентом письмо. И студент, которому до этого и так пришлось подготовить целый пакет документов, должен еще и сам себе рекомендательные письма написать. И избежать повторений, шаблонных фраз и слишком расплывчатых характеристик удается очень немногим (потому что все самое лучшее пошло в мотивационное письмо!).

При этом, на Западе к рекомендательным письмам относятся с большим уважением — как при написании (преподаватель, к которому Вы обратитесь за рекомендацией, воспримет это за честь и будет готов уделить время на подготовку солидного письма), так и при рассмотрении (помимо Вашего личного представления своих успехов и достижений, комиссии важно получить оценку со стороны).

Насколько значимо рекомендательное письмо в комплекте документов?
Для приемной комиссии рекомендации — это дополнительная информация о поступающем, которая может подтвердить или дополнить данные из других документов. И эта информация очень важна, потому что она предоставлена от лица тех, кто видел Вас «в работе».

В помощь тем, кто поступает сейчас в магистратуру за рубежом, я подготовила ряд советов по составлению рекомендаций. Используйте их, и Вы сможете подготовить солидный документ, выгодно дополняющий Ваше заявление на поступление!

1. Выбор референтов

Негласно, чем выше статус у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
Но при этом, более важный критерий — это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго. Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссии выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать. К примеру, частая ошибка поступающих — брать рекомендацию от преподавателя по английскому языку. Это в корне не верно, поскольку комиссия хочет знать не о том, как хорошо Вы учили английский (для этого есть официальное подтверждение с помощью международных языковых экзаменов ), а то, насколько у Вас есть релевантные для программы знания, навыки и способности. Единственный случай, когда релевантно выбирать преподавателя по языку в качестве референта — если Вы поступаете на филологию или подобную специальность.

В итоге, если при выборе референта удастся совместить все 3 условия, как описано выше, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.

2.1 Как проще подготовить текст

Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны . Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета, SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.

Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы, способ изложения, выражения и пр. должны различаться. Имея общий план Вам будет проще понять, что включить в свое собственное мотивационное письмо, а что оставить для каждой из рекомендаций.

- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (очень часто встречаем такую формулировку в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это ‘мертвый’ груз письма, не имеющий почти никакой ценности в глазах комиссии.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры в подтверждение. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.

- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма — это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.

- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. — это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза — насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества — насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.

3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю)

3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
— в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
— достаточно ли загрузить скан рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
— можно ли загрузить письма самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате, и соответственно договориться с преподавателями.

3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.

Комплексная информация по каждому документу для поступления (мотивационное письмо, эссе для бизнес-школ, рекомендательные письма, резюме), о том, как выбрать программу и подготовить грамотно всю заявку - в онлайн-курсе от наших экспертов

Рекомендательное письмо пригодится студенту для поступления в магистратуру, для трудоустройства или перевода в другое учебное заведение. Бумагу с рекомендациями может написать его преподаватель, научный руководитель, способный правильно охарактеризовать учащегося и написать для него полезные рекомендации.

Рекомендательное письмо очень важно для студента после окончания ВУЗа. Опыта у выпускника нет, поэтому оценить его знания, умения и характер может преподаватель учебного заведения. При поиске новой работы, письменные рекомендации — это полезное дополнение к резюме, помимо диплома о полученном образовании. Поэтому рекомендуется после окончания ВУЗа обратиться к преподавателю с просьбой о написании подобной бумаги.

Еще один популярный повод для оформления подобного документа — это поступление в магистратуру. Часто наряду с другими документами требуется предоставить и рекомендательное письмо от преподавателя.

  • титульная часть — дата, место оформления, сведения об адресате, название документа;
  • основная часть — основные сведения об авторе письма и студенте, его характеристика и рекомендации для него;
  • подпись автора.

Адресата следует указать, если заранее известно, кому предназначается рекомендательное письмо. Если такой информации нет, то данный реквизит опускается.

В основной части нужно указать, от кого пишутся рекомендации и для кого (ФИО автора рекомендательного письма, его должность, отношение к учащемуся, его ФИО). Следует указать, на каком факультете обучался рекомендуемый, период обучения, какую специальность получил.

В первой части текста дается характеристика знаний и умений студента, описывается полученный на практике опыт, успешность усвоение знание, успеваемость. Далее дается оценка личности — как он взаимодействует с другими людьми, степень конфликтности, описываются основные черты. Вся эта информация позволит составить наиболее полное представление о студенте, выявить его сильные и слабые стороны.

Подписанный бланк передается студенту или напрямую в место назначения.

Скачать образец бесплатно