Все вопросы

Как развить писательские способности. Как проходить занятия

Как-то раз преподавательница моего университета принесла на семинар по культуре речи занятный списочек упражнений. Предполагается, что выполняя задания, можно улучшить писательский навык, развить воображение и научиться соблюдать заданный объем. В списке были и очень забавные упражнения («Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку»), и довольно серьезные, над которыми стоит призадуматься. Предлагаю весь список упражнений, возможно, кто-нибудь захочет потренироваться!:)

1)Закрыть глаза. Подумать о предмете в комнате. Не открывая глаз, перечислить как можно больше признаков предмета. Открыть глаза, записать всё, что запомнилось.

2)Выбрать понравившееся стихотворение, использовать его последнюю строчку в качестве первой строки своего стихотворения.

3)Куда вы идете, когда хотите отдохнуть от семьи, работы и.т.д.? Написать об этом месте.

4)В 400 словах описать идеальное место, где хотели бы жить.

5)Написать, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему в 3 часа ночи.

6)Написать рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ёё упустил».

7)Письмо в прошлое. Написать письмо 10-летнему себе.

8)В 200 словах описать свою первую игрушку.

9)Написать о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10)Написать о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11)Написать рассказ о пустом стакане.

12)Вспомнить самый скучный день в жизни. Описать его, но рассказ не должен быть скучным.

13)Написать статью на 500 слов: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14)Написать объяснительную, почему я не занимаюсь улучшением писательских навыков каждый день.

15)Написать рассказ о синем предмете.

16)Представить, что нахожусь в комнате, полной людей, но в ней я единственная слепая. Записать, какой я ее вижу, какие люди в комнате.

17)Составить список своих страхов. Выбрать один и написать о нем.

18)В 200 словах описать жаркий день.

19)Чем вы занимаетесь в ненастье? Написать об этом 250 слов.

20)Написать о том, каким яствами я угостила бы злейшего врага.

21)Подумать о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Описать поведение этого человека.

22)Используя 150 слов, описать внешность, род занятий, привычки человека по имени Анатолий Бубликов.

23)Перечислить 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24)Написать монолог от лица свежесрезанного цветка.

25)Сочинить рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж. Булочка.

26)Написать монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27)Перечислить 15 причин, чтобы выучить иностранный язык.

28)Почему учитель собирается сменить карьеру? Назвать не менее 10 причин.

29)Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30)Написать короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый расхожим выражением «растет как сорная трава».

31)Написать короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32)Написать короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

33)Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.

34)Написать монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.

35)Перечислить 8 заслуживающих внимания причин оправдать лжеца.

36)Написать короткий рассказ, используя слова: священник, кольцо, сад, бинокль.

37)Предложить 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните __________, потому что (иначе, а то) ___________.

38)Перечислить 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.

39)Сочинить историю, используя слова: дедушка, фотоальбом, почта, спички.

40)Назвать 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

41)Написать монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.

42)Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислить 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь квартиры распахнута настежь.

43)Написать инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.

Блог — это то место, где надо писать грамотно и четко, ведь его будут читать тысячи читателей по всему миру и, не важно, на какую тему ваше сообщение, всего лишь несколько первых строк из вашего поста могут быть судьбоносными для вас. Если пишите откровенно слабые тексты и в них полно ошибок, то вы никогда не сможете установить крепкую связь со своими читателями.


Я знаю ряд блоггеров, которые утверждают, что у них успешные блоги, но это может быть только в том случае, когда вы написали хотя бы несколько своих собственных постов, и только тогда можно понять, у вас низкие или высокие способности к сочинительству. Поверьте мне, если не хотите оказаться в неприятном положении, то не останавливайтесь, продолжайте регулярно совершенствовать свои писательские способности. С помощью приведенных ниже простых, но эффективных советов, вы сможете существенно улучшить свои тексты, не только на текущий момент, но и на ближайшие годы:

  1. 1.

    Избавьтесь от грамматических ошибок

    Если планируете стать лучшим писателем, то у вас не должно быть никаких грамматических ошибок в текстах, ибо они могут разрушить доверие к вам, как к писателю. Если не уверены можно ли использовать те или иные фразы или нет, то лучше не использовать их вообще, вместо того, чтобы потом кусать локти, когда ваши читатели начнут комментировать ваши ошибки.

    Если не знаете можно ли применить то или иное грамматическое правило в своем тексте, то вам следует поднять свои знания по грамматике, пройдя курс обучения на специальных веб-сайтах, которые дают бесплатные уроки русского языка. Можно даже обратиться к учебникам по грамматике, которые вы когда-то изучали в школе, но о которых уже успели забыть. Помните, следует всегда проверять свой блог на наличие грамматических ошибок.

  2. 2.

    Запомните некоторые идиомы

    Достаточно часто при написании сообщения в блоге мы не можем вспомнить некоторое слово, которое нужно использовать в том или ином предложении. Мало того, что это происходит с авторами любителями, но и опытные писатели, которые пишут всю свою жизнь, могут столкнуться с такой проблемой.

    Если знать некоторые идиомы, то они могут пригодиться в подобных случаях и спасти вас от неприятностей. И вновь интернет лучший ресурс для того, чтобы найти их, но не нужно тратить время и запоминать эти идиомы, потому что, скорее всего, вы их забудете, когда вам будет нужно опять применить их в своих текстах!

  3. 3.

    Используйте синонимы

    Вы будете гораздо лучше выглядеть в глазах своих читателей, если будете писать без повторяющихся слов и будете постоянно использовать в своих текстах набор синонимов для различных слов. Почти каждое слово имеет несколько синонимов, которые затем можно использовать при написании.

    Это особенно удобно, когда вы уже использовали определенное слово несколько раз, и нужно использовать его снова. Если знаете синоним этого слова, то легко сможете заменить его, а не использовать снова и снова.

  4. 4.

    Разделите абзацы

    Большинство писателей-любителей делают ошибку, заключающуюся в том, что пишут длинные абзацы, которые делают их текст скучным и неинтересным. Поэтому, ломая абзацы, а затем, расставляя их один за другим, вы сделаете свой текст легким для чтения, и получившееся сообщение будет гораздо интересней.

    Даже если у вас нет большого разнообразия тем для обсуждения, можно разбить главное на три-четыре абзаца, вместо того, чтобы переполнять один абзац кучей предложений.

  5. 5.

    Редактируйте сообщение

    Последнее, но не менее важное, вы должны выработать привычку читать то, что вы написали. Это послужит двойной цели — во-первых, можно найти какую-нибудь ошибку, а во-вторых, когда сами читаете, вы можете оценить свой пост как читатель и грамотнее выстроить поток идей и смысловых точек внутри текста. Затем вы можете изменить и отредактировать его так, чтобы сделать свой текст более привлекательным и полезным для читателей.

Содержимое:

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

1 Улучшайте свой язык

  1. 1 Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.
    • Использовать страдательный залог не всегда плохо. Иногда не получается красиво и ясно составить предложение в действительном залоге или вы намеренно хотите построить фразу в страдательном, чтобы она несла определенный оттенок. Однако стоит сначала научиться соблюдать правило, а уже потом позволять себе исключения.
    • Главное исключение из этого правила – научный стиль, в котором страдательный залог используется очень широко, перенося акцент с субъекта (исследователя) на объект (результат). Например, предложение "рацион щенков был изменен, после чего у трех из десяти были выявлены случаи расстройства желудка" рассказывает о результатах эксперимента, а не о том, кто его проводил.
  2. 2 Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.
    • Исключение – слова, описывающие диалог. Плохой текст пестрит оборотами "прокомментировал он", "молвила она", "ужаснулся он". Редкое и продуманное употребление таких слов оживит ваше произведение, но в большинстве случаев будет достаточно простого "сказал". В школе вас наверняка учили, что нельзя постоянно использовать "сказал" и "сказала", но слишком большое разнообразие синонимов затруднит чтение и будет отвлекать читателя от линии диалога. Если без них не обойтись, склоняйтесь хотя бы к эмоционально нейтральным "спросил" и "ответила", а не "прорычал" и "вскричала". Но лучше пусть в вашем диалоге будет минимум авторских слов: обозначьте в начале, где чья реплика, а дальше пусть персонажи говорят сами за себя
    • Сильные и яркие слова – не значит сложные или малопонятные. Не говорите "эксплуатировать", когда можно сказать "использовать". "Идиосинкразия" далеко не всегда звучит лучше, чем "отвращение". Если вы уверены, что слово "перманентный" идеально подходит по смыслу, используйте его – но если нет, пишите "постоянный".
    • Словарь синонимов или тезаурус могут оказаться полезными, однако пользуйтесь ими с осторожностью. Учитывайте нюансы, уместность, многозначность слов. Согласитесь, что хотя "homo sapiens" – это научное название человека, а сердцем можно назвать центр или средоточие чего-либо, но если вместо "человек с горячим сердцем" вы напишете "homo sapiens с раскаленным средоточием", это будет очень глупо! Если вы намерены использовать тезаурус для расширения своего словарного запаса, уточняйте в словаре точное значение найденных вам слов.
  3. 3 Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.
    • Наречия – классический "костыль", на который опираются посредственные авторы, и часто их роль сводится к тому, чтобы перегружать предложение. Уместно использованные наречия украшают рассказ, но нередко они лишь дублируют значение глагола или прилагательного, к которому относятся, или же вместо конструкции с наречием можно использовать одно, более емкое слово. Не пишите "громко завопил" – вопить и так можно только громко. Если вы заметили, что ваш текст переполнен наречиями, пора сделать глубокий вдох и решительно избавиться от лишнего, оставив только необходимое.
    • Иногда удалять лишнее лучше на стадии редактирования. Не будьте одержимы желанием сразу идеально сформулировать каждое предложение; запишите свои мысли как есть, а затем тщательно отшлифуйте и уберите ненужное.
    • Написанный текст не существует в вакууме; его восприятие напрямую связано с читательским воображением. Не нужно описывать каждую подробность, если всего пары существенных деталей хватит, чтобы читатель сумел домыслить остальное. Расставьте нужные точки опоры, и пусть читающий сам соединит их.
  4. 4 Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.
    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  5. 5 Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.
    • "Стояла темная ненастная ночь" – типичный пример такой фразы-клише. Сравните ее с первыми строчками нескольких известных произведений.
      • "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать". – Джордж Оруэлл, "1984". Не ночь, не темная и не ненастная, однако вы сразу чувствуете, что происходит неладное.
      • "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал". – Уильям Гибсон, "Нейромант" (роман, в котором впервые появилось слово "киберпространство"). Эта фраза не просто рисует картину погоды, но немедленно погружает читателя в мрачный мир книги.
      • "Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, – век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, – словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем – будь то в хорошем или в дурном смысле – говорили не иначе, как в превосходной степени". – Чарльз Диккенс, "Повесть о двух городах". Не только погода, но и чувства, надежда, отчаяние – автор готовит читателя ко всему.
    • Избегайте клише, когда пишете о самом себе. Фраза "я коммуникабельный человек" не говорит о вас ничего определенного. Но скажите, что легко находите с людьми общий язык, в том числе в самом прямом смысле, так как выросли в двуязычной семье и в детстве успели пожить в шести странах, и читатель сразу поймет, что вы из себя представляете.
  6. 6 Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.
    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  7. 7 Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.
  8. 8 Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.
    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  9. 9 Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.
    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  10. 10 Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.
    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

2 Читайте, чтобы писать

  1. 1 Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.
    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. 2 Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.
  3. 3 Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.
    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  4. 4 Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.
    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  5. 5 Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.
  6. 6 Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

3 Больше практикуйтесь

  1. 1 Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!
  2. 2 Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.
    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  3. 3 Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.
  4. 4 Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.
    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  5. 5 Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

4 Придумайте историю

  1. 1 Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)
  2. 2 Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.
    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.
  3. 3 Оставьте место, чтобы добавить новых персонажей и пояснить, кто они такие. Придумайте каждому краткую историю. Даже если она не войдет в ваше произведение, это поможет вам лучше представить себе, как персонаж поведет себя в предлагаемых обстоятельствах.
  4. 4 Не бойтесь перескакивать вперед или назад. Если у вас неожиданно родилась блестящая идея развязки, запишите ее, даже если вы все еще работаете над первой главой! Не давайте идеям пропасть зря.
  5. 5 Напишите первый черновик. Теперь вы готовы приступать к самой истории – к ее первому черновику. Опираясь на план, вдохните жизнь в своих персонажей и повествование.
    • Не застревайте на этой стадии. Пока вы пишете черновик, не нужно подолгу обдумывать каждую формулировку – сейчас это не принципиально. Намного важнее собрать и изложить все свои мысли.
  6. 6 Пусть история ведет вас за собой. Позвольте истории развиваться своим ходом, и, быть может, она примет неожиданный, но очень интересный оборот. Вы режиссер событий, но оставьте в них место импровизации.
    • Если вы достаточно продумали, что собой представляют ваши герои, чего они хотят и почему, то они сами начнут вам указывать, как писать.
  7. 7 Закончите первый черновик. Не задерживайтесь на то, чтобы отшлифовать подробности, просто дайте истории развернуться на бумаге. Если, написав две трети рассказа, вы поймете, что на самом деле ваша героиня – посол в Индии, отметьте это и завершите историю с ней в роли посла. Не возвращайтесь назад и не переписывайте сцены с ее участием, пока не закончите первый черновик.
  8. 8 Перепишите. Помните, что это был только первый черновик? Сейчас вам придется переписать все с самого начала, на этот раз уже зная все детали истории, что сделает ваших персонажей более реалистичными и правдоподобными. Теперь вы знаете , что он делает в самолете и почему она одета как панк.
  9. 9 Напишите все до конца. К тому времени как вы закончите второй черновик, у вас уже будет полная информация о вашей истории, ее действующих лицах, основой и побочных сюжетных линиях.
  10. 10 Прочитайте историю и поделитесь ею. Когда вы завершили второй черновой вариант, пора его прочитать, стараясь быть беспристрастным и объективным. Дайте его прочитать паре близких друзей, чьему мнению вы доверяете.
  11. 11 Напишите окончательный вариант. Вооружившись собственными заметками после прочтения истории, а также замечаниями друзей или издателя, снова перепишите ее, теперь уже доводя до совершенства. Сведите концы с концами, разрешите конфликты, уберите лишних персонажей.
  • Творчество обязано приносить радость. Или нет, произведение должно рождаться в муках. На самом деле, все зависит от того, кого вы спросите. Вы можете ощутить душевный подъем или почувствовать себя опустошенным. Нет единого для всех правила, как писать и что при этом чувствовать. Найдите свой путь.
  • Если поначалу идея вам не нравится, все же дайте ей шанс – возможно, она вас куда-нибудь приведет.
  • Пусть вас не смущает, если первый черновой вариант никуда не годится. Он почти никогда не бывает удачным. Имейте это в виду, когда читаете его, и редактируйте без сожаления!
  • Попробуйте плыть по течению. Но не переусердствуйте, потому что иначе вы упустите детали или ваши мысли станут слишком тяжелыми для прочтения. Постоянно контролируйте свое сознание.

Предупреждения

  • Аккуратнее выбирайте слова. Нет более быстрого способа показаться безграмотным, чем употребить слово не в том смысле и не в том контексте. Если вы не уверены в каком-то слове, найдите его в словаре и убедитесь, что правильно понимаете его значение и возможные коннотации.
  • Не занимайтесь плагиатом! Присвоение себе чужих слов или идей – серьезное нарушение этики и даже закона в науке, журналистике и литературе. Если вы попались на плагиате, вас могут исключить, уволить, включить в издательский черный список или привлечь к суду. Никогда этого не делайте.

Елизавета Бабанова

27587

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.