Непознанное

Какова роль автора в произведении евгений онегин.

Работа над романом « » продолжалась долгие семь лет. Это произведение стало революционным творением в русской литературе, ведь в нем Пушкин попытался сблизить жизненные события с литературным творчеством. Позднее этот прием назовут «реализмом».

Наряду с главными героями романа - Онегиным, Ленским, сестрами Лариными, особую роль играет автор произведения. Пушкин выступает не только простым повествователем, он является активным участником всех происходящих событий.

Наиболее полно автор раскрывает себя во время лирических отступлений, которыми пронизано все произведение. Именно в таких отступлениях Пушкин показывает нам свои эмоции, переживания, отношение к происходящему, мысли и чувства. Очень часто эмоции автора затмевают эмоции главных героев, что делает произведение еще более наполненным.

Пушкин словно общается с читателем, рассказывая о своих планах, задумках.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу

Он становится для нас другом. Пушкин дает оценку всем действиям своих героев. Он рассуждает над их судьбой. К примеру, после дуэли с Онегиным, автор задумывается о несчастной судьбе и о том, как много не успел его герой.

На страницах романа мы прослеживаем, как был близок автору его любимый герой – . Они были очень похожи друг на друга.

С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Стоит отметить, что образ автора в романе обезличен. Мы не знаем, кто он, как его зовут, столько ему лет, как выглядит. По моему мнению, образ автора впитал в себя черты самого Пушкина, ведь каждое его отступление дает нам возможность задуматься и высказать свое мнение.

Автору не чужды светские утехи, но он подчеркивает, что все должно происходить вовремя. В жизни каждого человека есть время, когда можно допускать ошибки, веселиться, влюбляться, кружиться в вихре танца на балах. И есть время, когда нужно задуматься над своими поступками, найти свое предназначение в жизни и следовать ему.

В кульминационных моментах произведения, автор не делает ни каких выводов, он дает нам свободу выбора, мы должны самостоятельно определить судьбу главных героев.

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.

Таким образом, можно сказать, что образ автора в романе «Евгений Онегин» - это образ мудрого человека, который ценит дружбу, любовь, свою родину. Он дает нам много советов, главный из которых заключается в умении ценить и наслаждаться каждой минутой своей жизни.

Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляет любовная история двух главных персонажей – Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Однако не менее важным является еще один образ, проведенный через весь роман и объединяющий текст в единое целое. Это образ автора, который является центральным наравне с образами Евгения и Татьяны, хотя и не входит в главную сюжетную линию романа. Трудно представить себе пушкинский роман без авторских пояснений, суждений, оценок. Для сравнения: образ Ленского, который умирает задолго до окончания романа, служит лишь элементом фона, оттеняющим характером главных героев. Уход этого героя со страниц романа нимало не препятствует его продолжению и даже не очень влияет на сюжет. При этом образ автора создает ту неповторимую атмосферу (сочувствия и иронии, печали и радости), без которой роман “Евгений Онегин” не воспринимался бы как полное и очень точное воспроизведение реальной русской жизни начала XIX столетия.

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Это первое авторское “я” в первый же миг создает неповторимую дружественную атмосферу, а также иллюзию присутствия автора в созданном им мире героев. Но функции автора в романе этим не ограничиваются. Он выступает и как творец произведения, определяющий соотношение сюжетных линий, и как один из персонажей романа, вступающий в прямые и опосредованные контакты с другими героями, а также открыто высказывающий свое отношение к ним. Исследователи романа говорят и о его третьей функции: автор появляется на страницах романа как поэт Пушкин во всем неповторимом своеобразии творческого облика. Поэт знакомит читателей с отдельными фактами своей биографии, своими взглядами на поэзию. Создается впечатление, что, разработав определенную литературную программу, Пушкин активно утверждает ее на страницах романа.

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений.

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Первую главу Пушкин начинает внутренним монологом еще не известного читателям героя, и лишь впоследствии он объясняет роль этого сюжетного элемента: “и тем я начал свой роман”. В конце романа поэт решает “навсегда” оставить героя “в минуту злую для него”. Заканчивая третью главу упоминанием о встрече Онегина и Татьяны в саду, автор говорит читателям: “Но следствия нежданной встречи сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я; мне должно после долгой речи и погулять и отдохнуть…” Погружаясь в собственные размышления, поэт будто забывает о существовании своих героев и, снова-таки неожиданно, вспоминает о своей прямой обязанности рассказчика: “А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу…”

Описывая события, произошедшие уже после дуэли, автор вдруг включает в свой текст упоминание о молодой горожанке, которая среди поля увидела простую надпись: “и слеза туманит нежные глаза”. В голове этой горожанки возникают вопросы, связанные с судьбой героев этой печальной истории: что стало с Ольгой, где теперь ее сестра, где “этот пасмурный чудак, убийца юного поэта”? Автор дает обещание осветить дальнейшую судьбу своих героев, но сейчас:

Другие, хладные мечты,

Другие, хладные заботы,

И в шуме света и в тиши

Тревожат сон моей души.

Поэт порой намеренно создает иллюзию авторской свободы в компоновке и отборе художественного материала. В этом искусственном приеме, с одной стороны, можно усмотреть замысел искусного рассказчика, ведущего непринужденную, но увлекательную беседу со слушателями-читателями. Но, с другой стороны, это прием настоящего мастера, в совершенстве владеющего избранной им манерой повествования. Этими же приемами, хотя и не на таком высоком уровне, пользуются создатели современных сериалов, в которых каждая из серий представляет собой вполне законченную в сюжетном плане историю, но для того чтобы удержать внимание зрителей, авторы прибегают к различным уловкам, в том числе утверждая свое право на свободную компоновку и отбор художественного материала.

Атмосферу интимности, дружеского доверия в романе создают многочисленные обращения автора к читателю, как, например:

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно нt губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

В другом своем качестве – как один из персонажей романа – автор выступает только в отношении Онегина. Указание автора на его личные контакты с Онегиным выделяет этот образ среди других персонажей романа. Поэт упоминает о своей встрече с героем в Петербурге. Описывает он также первое смущение, которое вызвала у него манера общения Онегина: язвительный спор, шутка, с желчью пополам, злость мрачных эпиграмм. Сообщает он и об общих с Онегиным планах “увидеть чуждые страны”.

На страницах романа автор предстает и как поэт, формулирующий свое литературное кредо и определяющий собственные творческие задачи. В связи с образом Ленского, поэта-романтика, с чистым сердцем, открытым для идеальной любви и дружбы, Пушкин вступает в полемику с литераторами, преуменьшающими достоинства элегии как жанра лирики. Говоря о том, что Ленский посвящает Ольге элегии, которые полны “истины живой”, поэт отмечает важность этого жанра и вспоминает в этой связи о творчестве поэта-элегика Н. М. Языкова:

Так ты, языков вдохновенный,

В порывах сердца своего,

Поешь бог ведает кого…

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нем изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

Следовательно, образ автора во всех его ипостасях является одним из центральных образов романа A. C. Пушкина “Евгений Онегин”: он объединяет текст в единое целое, создавая неповторимую атмосферу дружеского общения, помогает глубже понять характер Онегина и других героев романа.

(No Ratings Yet)

  1. В романе “Евгений Онегин” нашла художественное воплощение жизнь России начала 19 века. Духовные поиски и идейно-психологический кризис части передового столичного дворянства, быт и культурный уровень провинции, жизнь народа – все...
  2. Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь...
  3. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
  4. Ольга – одна из главных героинь романа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он...
  5. Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев В пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а...
  6. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Ведь в романе, как в зеркале, отразился “век и современный человек”. Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а...
  7. Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
  8. Роман “Евгений Онегин” отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой “энциклопедии русской жизни” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах...
  9. Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался...
  10. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОЛИЧНОГО И ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ: А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений...
  11. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  12. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития...
  13. Роман “Евгений Онегин” создан с удивительным поэтическим мастерством, которое нашло выражение и в композиции, и в ритмической организации романа. Главный герой произведения А. С. Пушкина – молодой, привлекательный, очень неглупый...
  14. На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим...
  15. Прежде чем познакомить читателя с людьми, населяющими Москву, с их нравами, интересами, поэт не может не коснуться героического прошлого этого старинного города, не вспомнить годы лихолетья, которые уготовил Москве Наполеон....
  16. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН В образе главного героя романа A. C. Пушкина “Евгений Онегин” воплотился тип “современного человека” пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа Пушкин...
  17. А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального...
  18. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это...
  19. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной...
  20. А. С. Пушкин работал над своим самым значительным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое “письмо Онегина” было написано еще спустя...
  21. А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г. Белинский заслуженно назвал это произведение...
  22. Наиболее полно провинциальное дворянство автор описал на примере семьи помещиков Лариных. Главу семейства, отца Татьяны, Пушкин не без иронии называет “добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он равнодушно относился к...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений...
  24. Написанный в 20-30-е годы девятнадцатого века роман “Евгений Онегин” – не только вершина творчества поэта, но и важнейшее событие в истории русской литературы. Роман стал первым произведением, в котором автору...
  25. “Евгений Онегин” – первый реалистический русский роман, в котором “отразился век и современный человек”, по словам самого автора. Для нас уже привычно то, что в таких произведениях изображаются типические герои...
  26. Образ Татьяны – любимый женский образ Пушкина. С этим образом в творчестве поэта мы уже встречались: Маша Троекурова в “Дубровском”, Маша Миронова в “Капитанской дочке”, – но это были только...
  27. Великий русский критик и мыслитель В. Г. Белинский писал о Татьяне Лариной, героине романа А. С. Пушкина, что это – “существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная”. Часто говорят о “тургеневских...
  28. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН “ЧУЖОЙ ДЛЯ ВСЕХ…” (Образ Евгения Онегина) Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто...
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.

Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.

Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.

“Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина - Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.
Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он - друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.вызов Ленского:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце...

Онегин - друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин - не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому - творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, - писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин - совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:

Рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.

Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.
В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.
Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс - во всем этом виден Пушкин - единомышленник декабристов, Пушкин - представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина, На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своего и Онегина. В произведении автор и его герой -друзья, но какая же пропасть разделяет их. Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?… Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой». В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается» жизнь Ленского? Здесь Мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ, автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к современной ему молодежи: он считал, что рядом с человеком, который только начал жизнь свою, должен — зримо или незримо, присутствовать кто-то, с кем можно было бы сравнить себя, кого можно было бы брать пример. И пусть это будет поэт (не обязательно сам Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то будет совсем противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходит, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.