Собственный опыт

Карамзин бедная лиза год. Анализ повести “Бедная Лиза” Карамзина: суть, смысл, идея и мысль повести

Сочинение

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.

Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев -неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть — неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.

В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.

В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.

В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».

Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си… нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») — читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?

Лиза — крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.

Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась».

Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.

При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?“ И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню — молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».

Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.

Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. «Когда ты, -говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это «непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».

Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле — любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.

Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».

Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…"

Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».

Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы — это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее… она бросилась в воду».

Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл — любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика — «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» — открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.

Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

Другие сочинения по этому произведению

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения Характеристика Лизы Анализ повести "Бедная Лиза" Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Краткое содержание и анализ произведения "Бедная Лиза" Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза

Бедная Лиза (повесть)

Бедная Лиза

О. А. Кипренский , «Бедная Лиза», 1827
Жанр:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:

1792, «Московский журнал»

Отдельное издание:
в Викитеке

История создания и публикации

Сюжет

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, разделяют постель. Однако, с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд.

Художественное своеобразие

Симонов монастырь

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле» ) и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри , Воробьёвы горы , создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда , а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями - трогательными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ) и едкими («Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!» ) .

Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль :

Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растет зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей“. Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» . Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов , высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

Критика о повести

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни .

«Бедная Лиза» в искусстве

В живописи

Литературные реминисценции

Инсценировки

Экранизации

  • 1967 - «Бедная Лиза » (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская , Андрей Мягков .
  • - «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников
  • - «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко , Михаил Ульянов .

Литература

  • Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. - Москва: РГГУ, 1995.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бедная Лиза (повесть)" в других словарях:

    БЕДНАЯ ЛИЗА - Повесть Н.М. Карамзина. Написана в 1792 г. и тогда же напечатана в «Московском журнале», который издавал сам писатель. Сюжет повести, который до этого много раз воспроизводился в европейской мещанской драме ХVIII в., прост. Это история любви… … Лингвострановедческий словарь

    Обложка одной из повестей Льва Толстого Повесть прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны … Википедия

    Запрос «Карамзин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Карамзин … Википедия

    1790 1791 1792 1793 1794 См. также: Другие события в 1792 году Содержание 1 События 2 Премии … Википедия

    Историограф, род. 1 декабря 1766 г., ум. 22 мая 1826 г. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара Мурза. Отец его симбирский помещик, Михаил Егорович, служил в Оренбурге при И. И. Неплюеве и … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Михайлович (1766 1826) выдающийся писатель и лит ый деятель, глава русского сентиментализма (см.). Р. и вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара Мурза. Учился у сельского дьячка, позднее… … Литературная энциклопедия

    Карамзин Николай Михайлович - .… … Словарь русского языка XVIII века

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые была напечатана в июньском выпуске «Московского журнала» за 1792 г. Она положила начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых повестей и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась самым совершенным художественным произведением.

Повесть имела огромную популярность у русских читателей. Гораздо позже критики будут упрекать автора в чрезмерной «сентиментальности» и «слащавости», забывая о том, в какую историческую эпоху жил Карамзин.

«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в формировании современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.

Смысл названия

«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастной судьбе.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.

Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

После случившегося характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не представляет себе дальнейшей жизни. Дворянин же «спустился с небес на землю». Лиза утратила в его глазах прежнее волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней, как к привычному источнику чувственного наслаждения. Он еще не готов резко оборвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже и реже.

Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.

Проблематика

Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

В начале любовного романа Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою», возьмет ее к себе в деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение.

Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

«Бедная Лиза» - сентиментальная повесть русского писателя Николая Михайловича . Дата написания - 1792 год. Чувства - главное в творчестве Карамзина. От этого и взялась у него страсть к сентиментальным повестям. В 18 веке эта повесть стала одной из первых, напечатанных в стиле сентиментализма. Произведение вызвало огромное количество положительных эмоций у современников Карамзина, молодежь приняла это с особым восторгом, а у критиков не было ни одного недоброго слова.

Сам повествователь становится частью рассказа. Он рассказывает нам с особой грустью и сожалением о судьбе простой деревенской девушки. Все герои произведения потрясают ум читателя искренностью своих чувств, особенно примечателен образ главной героини. Главное в повести - это показать, какими могут быть искренними и чистыми чувства бедной крестьянки и низкими, подлыми чувства богатого дворянина.

Первое, что мы видим в повести - окрестности Москвы. Писатели-сентименталисты вообще много внимания уделяли описанию пейзажа. Природа пристально наблюдает за развитием отношений между влюбленными, но не сопереживает им, а наоборот, остается глуха в самые важные моменты. Лиза - девушка по натуре добрая, с открытым сердцем и душой.

Главное место в жизни Лизы занимала ее любимая мама, которую она обожала до глубины души, относилась к ней с огромным уважением и почтением, во всем ей помогала, пока не появился Эраст. « Не щадя своей нежной молодости, редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весной рвала цветы, летом брала ягоды - и продавала их в Москве» - это строки из повести, из которых видно, как девушка старалась во всем быть полезной для матери и оберегала ее от всего. Мать порой прижимала ее к груди и называла своей отрадой и кормилицей.

Жизнь девушки протекала спокойно, пока в один день она не влюбилась в молодого дворянина Эраста. Человек он умный, образованный, начитанный, хорошо воспитан. Он любил вспоминать те времена, когда люди жили от праздника к празднику, ни о чем не заботились и жили только в свое удовольствие. Они познакомились, когда Лиза продавала цветы в Москве. Девушка сразу приглянулась Эрасту, его покорила ее красота, скромность, доброта и доверчивость. Любовь Лизы шла от всего сердца, и сила этой любви была настолько велика, что девушка полностью доверилась Эрасту и душой, и сердцем. Это было первое чувство для неё. Она хотела долгой и счастливой жизни с Эрастом, но счастье было не таким долговечным, как она рисовала в своих мечтах.

Любимый Лизы оказался человеком меркантильным, низким и тщеславным. Все ее чувства казались для него простой забавой, ведь он был человеком, который жил одним днем, не задумываясь о последствиях своих действий. А Лиза сначала увлекала его своей чистотой и непосредственностью. Они объясняются в любви друг другу и обещают хранить любовь вечно. Но получив желанную близость он уже ничего не хочет. Лиза уже не была для него ангелом, что восхищало и восполяло душу Эраста.

При встрече Эраст сообщил о военном походе и вынужденной отлучки. Лиза плачет, беспокоясь за любимого. Он приходит проститься с её матерью и даёт деньги, не желая продажи Лизиной работы другим в его отсутствие. Вот только он совсм не печалится, не столько служит, сколько развлекается. В карты он проиграл почти всё своё состояние. Чтобы не думать об этой головной боли решает жениться на богатой вдове.

Два месяца прошло после расставания. Лиза случайно увидела Эраста, когда пришла в город купить розовой воды. Он вынужден признаться в своих огрехах в своем кабинете, дав ей сто рублей и извинившись, просит слугу проводить девушку со двора. Бедная Лиза сама не знает как оказалась около пруда. Соседской девочке, проходившей мимо, она просит передать матери деньги и слова, что она любила одного человека, а он изменил ей. Затем она бросается в пруд.

Предательство любимого - слишком сильный удар для хрупкой души Лизы. И он стал смертельным в её жизни. Непосильным трудом стала ее жизнь, и она решает умереть. Миг, и девушку достают со дна реки бездыханную. Так кончается история бедной крестьянки. Мать не выдержав смерти единственной дочери, умирает. Эраст прожил долгую, но совсем несчастную жизнь, постоянно укоряя себя за то, что погубил жизнь хорошей и доброй Лизы. Именно он рассказал автору эту историю за год до своей смерти. Кто знает, может они уже примирились.

Меню статьи:

Невероятно душевное и эмоциональное произведение Карамзина не оставляет никого равнодушным – в повести автор описал типичные чувства влюбленных людей, обрисовав картину с самого зарождения до спада чувств одного из возлюбленных.

Философский подтекст и психологическая основа делают это произведение похожим на легенду – печальное сказание, основанное на реальных событиях.

Характеристика персонажей

Повесть Карамзина не отличается существенным списком героев. Их всего пять:

  • Лиза;
  • Мать Лизы;
  • Эраст;
  • Аннушка;
  • Автор.

Образ Лизы изображен в лучших традициях сентиментализма – это милая и искренняя девушка, нежная и впечатлительная: «чистая. радостная душа светилась в глазах ее».

Девушка чем-то похожа на ангела – она слишком невинна и добродетельна: «прекрасная душою и телом». Кажется, что она росла в другом мире, ведь смогла, несмотря на все сложности общества и эпохи, сохранить добро и гуманность.

В 15 лет Лиза осталась без отца. Жизнь с матерью была трудной материально, но легкой в психологическом аспекте – между матерью и дочерью установились доброжелательные, доверительные отношения. Мать, будучи сердобольной женщиной, постоянно переживает за свою любимую дочь, как и все родители, она желает ей лучшей судьбы. Женщина не смогла пережить утрату дочери – известие о смерти Лизы стало для нее смертельным.

Эраст – дворянин по происхождению. Он умный и образованный человек. Его жизнь типична для молодого человека его возраста и сословия – званые обеды, балы, карточные игры, театр, но это не приносит ему особой радости – все развлечения ему порядком надоели. Знакомство с Лизой заметно меняет его и вместо скуки у него развивается отвращение к атрибутам светской жизни.

Гармоничная жизнь Лизы позволила ему рассмотреть другие аспекты существования: «с отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».
Образ Эраста не лишен положительных качеств – он нежный и учтивый человек, однако эгоистичная избалованность молодого человека не позволила ему стать столь гармоничным как Лиза.

Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера автора-классика Н. Карамзина.

Образ Аннушки в повести фрагментарный – с этим персонажем мы встречается уже в конце произведения: узнав о свадьбе Эраста, Лиза осознает, что не может смириться с этим и не осознает свою жизнь без этого человека – вариант покончить жизнь самоубийством ей кажется одним из самых приемлемых. В это время Лиза замечает Аннушку – дочку соседа и дает ей поручение отдать деньги матери. После этого Лиза бросается в пруд.

Критика

Повесть Карамзина неоднократно была названа прорывом своего времени, мотив так типичный для европейской литературы, впервые был перенесен на плоскость русской культуры, что уже было новаторством. Особый интерес публики к произведению был вызван также введением нового направления – сентиментализма.

Литературные критики и исследователи высоко оценили повесть Карамзина и отметили, что автору удалось воссоздать перед читателем «живую» действительность – произведение было на удивление реалистичным, лишенным искусственных эмоций и образов.

Русский ученый, профессор-филолог В.В. Сиповский считал, что Карамзин был «русским» Гете – его живое слово способствовало прорыву в литературе.

Карамзин, по мнению ученого, предоставил читателям обратную сторону медали, показав, что жизнь человека, даже в том случае, если он всего лишь выдумка автора, не всегда должна быть наполнена идиллией, порой она может иметь фатальность и трагизм: «Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

А. Бестужев-Марлинский, анализируя значимость «Бедной Лизы», с акцентировал внимание на европейской основе повести как в сюжетном плане, так и в плане сентиментализма, тогда еще не распространившегося на территории России, но уже широко бытовавшего в Европе. «Все завздыхали до обморока» – такую оценку влияния на публику он дает произведению, и уже вполне иронично замечает, что после выхода «Бедной Лизы» все принялись «топиться в луже».

Об этом же эффекте говорит и Г. А. Гуковский, подмечая, что после прочтения «Бедной Лизы» толпы молодых людей стали появляться возле Симонова монастыря и любоваться гладью озера, в котором, по задумке Карамзина, и утонула девушка.

По его мнению, природа в повести выполняет свою особую функцию – она настраивает читателя на лирическое восприятие действительности. Бедная Лиза не столько настоящая крестьянка, сколько идеальная оперная героиня, и ее печальная история должна не возмущать, а лишь создавать лирическое настроение».

В.Н. Топоров утверждает, что «Бедная Лиза» стала значимым произведением не только в русской литературе, но и в творчестве Карамзина – именно это произведение открыло эпоху «прорыва» как в творчестве литературного деятеля, так и в историческом развитии литературы в целом.

«Бедная Лиза» - именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы, чья мощная крона иногда скрывает ствол и отвлекает от размышлений над исторически столь недавними истоками самого явления русской литературы Нового времени».

Крылатые фразы из повести

Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!

Каждый человек в той или иной мере сентиментален. Некоторые люди проявляют свой сентиментализм с раннего возраста, другие же обретают это чувство спустя некоторое время, обзаведясь достаточным жизненным опытом.



Особые эмоции, которые возникают у человека во время контакта с предметами материальной или духовной культуры, помогают создать эффект катарсиса – эмоциональной разгрузки.

Крестьянки любить умеют!

До определенного момента считалось, что крестьяне не похожи в эмоциональном и умственном плане на аристократов. Суть этого утверждения заключалась не в необразованности крестьян, а в убеждении, что крестьяне, даже при наличии образования, не смогут стать похожими в духовном развитии на представителей аристократии – им нехарактерны высокие проявления чувств, фактически получалось, исходя из этой теории, что крестьяне руководствуются исключительно инстинктами, для них характерны только самые простые эмоции. Карамзин же показал, что это не так. Крепостные могут проявлять различные чувства и эмоции, а теории о том, что они находятся на несколько ступеней ниже в своем развитии – это предрассудки.

Лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром.

В этой фразе отображены моральные принципы честного человека – если ты не заработал на определенную вещь, то не имеешь права на нее претендовать.

Старые люди бывают подозрительны

В виду своего возраста и жизненного опыта, старые люди стараются уберечь от ошибок молодости юных людей. Так как часто молодые люди не спешат делиться со старшим поколением своими проблемами и заботами, то единственным способом узнать о предстоящей проблеме можно только проанализировать поведение индивида, а для этого нужно проявить наблюдательность.

Как все хорошо у Господа Бога! Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет.

В мире природы все гармонично и эстетично. Человек с чувственной душой не может не замечать этих тонкостей и не любоваться ими. Весной и летом ощущение красоты природы чувствуется особенно ярко – спавшая зимой природа возвращается к жизни и радует своей прелестью окружающий мир. Существа, которые имеют возможность лицезреть всю эту красоту, не могут быть нелюбимы Богом, в противном случае он бы не старался создать столь прекрасный и гармоничный мир.

Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.

Между влюбленными всегда существует любовный пыл, однако, в том случае, когда между людьми отношения развиваются слишком быстро и присутствует эффект вседозволенности, пыл быстро угасает – когда достигнуто все, то не остается ни одного укромного уголка в душе человека, куда бы мечтала проникнуть мечта или фантазия – нет повода для мечтаний, если в этом случае отношения не выходят на другой уровень (например, женитьба), то происходит угасание эмоций и страсти по отношению к предмету своей страсти и восхищения.


Смерть за отечество не страшна

Человек не мыслим без своих «корней», так или иначе, каждый индивид должен осознавать себя не только частью общества, но и частью государства. Благоустройство и проблемы государства должны восприниматься каждым как проблемы собственной семьи, поэтому смерть во имя своей державы – не бесславна.

Тест по сюжету повести

1. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец?
А) 19
Б)15
В)10

2. Почему после смерти отца, семья стала жить бедно?
А) не могли платить аренду за землю
Б) работники не так хорошо обрабатывали землю и урожай снизился
В) деньги тратились на лечение сестры Лизы

3. По какой цене продавала Лиза ландыши?
А) 5 копеек
Б) 5 рублей
В) 13 копеек

4. Почему Лиза не стала продавать цветы за 1 рубль?
А) Это было слишком дешево
Б) ей не позволила ее совесть
В) Рубль был испорчен

5. Почему Лиза и Эраст встречаются ночью?
А) весь день Эраст занят
Б) Их могут оклеветать
В) Их встречи могут стать причиной размолвки с невестой Эраста

6. Почему Лиза испугалась грозы во время одной из их ночных встреч с Эрастом?
А) Она боялась, что гром поразит ее как преступницу.
Б) Лиза всегда боялась грозы.
В) Гроза была очень сильной и девушка боялась, что мать проснется и обнаружит, что Лизы нет дома.

7. Почему Эраст не отказался следовать на войну?
А) не мог противоречить приказу
Б) Лиза стала ему отвратительна
В) над ним бы насмехались все и считали его трусом

8. Почему Эраст не боится умереть на войне?
А) Ему неведом страх
Б) смерть за Отечество не страшна
В) он уже давно мечтает о смерти

9. Почему Эраст приказал Лизе забыть его?
А) ему надоела девушка
Б) боялся, что все будут смеяться над ним, узнав об их отношениях с Лизой
В) он был помолвлен и отношения с Лизой могли навредить его браку.

10. Что сделала Лиза с деньгами, которые ей отдал Эраст?
А) вернула назад Эрасту
Б) отдала нищему, стоящему под церковью
В) отдала соседской дочке, чтобы она передала их Лизиной матери.

11. Как восприняла мать Лизы ее смерть?
А) Убила Эраста
Б) Утопилась от горя
В) Новость для нее была настолько ошеломительной, что она тут же скончалась