Инф. технологии

Картина где играют в карты. Поль сезанн игроки в карты

Карточные игры в живописи

Играю в карты, пью вино,
С людьми живу - и лба не хмурю.
Ведь знаю: сердце все равно
Летит в излюбленную бурю.

Лети, кораблик мой, лети,
Кренясь и не ища спасенья.
Его и нет на том пути,
Куда уносит вдохновенье.

Уж не вернуться нам назад,
Хотя в ненастье нашей ночи,
Быть может, с берега глядят
Одни, нам ведомые очи.

А нет - беды не много в том!
Забыты мы - и то не плохо.
Ведь мы и гибнем и поем
Не для девического вздоха.
1922 Ходасевич Владислав


Бог и смерть играют в карты - за жизнь умирающего

Игральные карты были изобретены в Восточной Азии и, вероятно, появились в Европе в позднем средневековье.
Интересно, что вместе с их появлением возникли и первые запреты на азартные игры. Однако, игральные карты
быстро стали пользоваться большой популярностью во всей Европе. Вместе с ними появились и проблемы –
ссоры в игре, и часто банкротство за долги в результате проигрышей в карты.

В художественных представлениях игры в карты появляется фундаментальный дуализм. С одной стороны, карточная
игра веселое времяпрепровождение людей из всех слоев общества - высшая знать, монахи, крестьяне, солдаты, и
даже женщины. С другой стороны, игра была так же и плоха, людьми овладевали дьявольские пороки, которые
приводили к гибели и даже убийствам.

Ренессанс


Maler Lucas van Leyden (1494-1533 in Leiden). Игроки в карты

Женщина играет с двумя мужчинами и видно, что флиртует с молодым мужчиной, старший, в свою очередь,
явно недоволен. Таким образом прецедент для борьбы и насилия уже создан

Барокко


Die Kartenspieler von dem flämischen Maler Théodore Rombouts (1597-1637).

Типичная жанровая картина живописи барокко. Солдаты играют в пабе. Rombouts долго жил во Флоренции и Риме,
где он находился под сильным влиянием Караваджо.

Мошенничество

Тема обмана в карточных играх также стара, как и сами эти игры. Поэтому неудивительно, что есть художники,
которые обыгрывают эту тему в своих произведениях.


Die Falschspieler (um 1594) von dem italienischen Barockmaler Michelangelo Merisi da Caravaggio (1571-1610).

Караваджо известен своими реалистичными изображениями повседневных ситуаций в жизни. Здесь обманщик берет
игральную карту из-за пояса сзади по сигналу своего сообщника. Сообщник видит карты противника обманщика и
сообщает ему информацию.


Soldaten spielen Karten und Würfel (ca. 1620/1622) von dem französischen Barockmaler Valentin de Boulogne (ca.1594-1632).

Во время длительного пребывания в Италии Boulogne находилась под сильным влиянием искусства Караваджо, что
видно по этой картине. Здесь, также, показано мошенничество за игрой среди солдат, играющих в карты и кости.

Голландская жанровая живопись

В фламандских / голландского барокко сцены из жизни простых людей были чрезвычайно популярны. Очень популярны
были изображения крестьян и солдат, которые пили, курили, дрались, и даже просто играли в карты. Изображались
простые, почти примитивные ребята, которые отдают душу и тело простым удовольствиям.


Flämischen Maler Adriaen Brouwer (1605- 1638). Крестьяне за игрой в карты


Adriaen Brouwer (1605- 1638) Спор из-за карт

Brouwer изображал сцены из жизни фермеров и таверн – крестьянские танцы, карточные игры, куренье, питьё и драки,
всё, чем была пронизана жизнь простых крестьян. Его картины характеризуются большой жизненной силой, и иногда
даже преувеличением вплоть до карикатуры.


Wirtshausszene (1658) von dem flämischer Maler David Teniers (1610-1690).

Опять же пьют, курят и играют крестьяне. Сцена напоминает картины Brouwer, но здесь гораздо меньше смотрится
животной жестокости.


Maler Norbert van Bloemen (1670-1746). Крестьяне за игрой в карты.
Опять же, карточная игра как одна из маленьких радостей простого человека.

Рококо


Francisco de Goya (1746-1828). Игроки в карты

Очевидно, что картина написана на самом раннем этапе его творчества, когда он все еще пытался утвердиться в
качестве придворного живописца. Идиллическая сцена, нарядные люди, которые коротают время в течение дня.
Карточная игра не несет никакой отрицательной составляющей. Это просто одна из форм развлечения.

Американский реализм

В Соединенных Штатах обычно копировали в искусстве все движения старой Европы. Однако, хоть и медленно,
развивался свой взгляд на мир, который находился под сильным влиянием пока ещё дикой страны и пионеров
компании её освоения.
Как известно, азартные игры занимали значительное место в так называемом "Диком Западе". Они здесь
составляли неотьемлемую часть повседневной жизни.


George Caleb Bingham (1811-1879). За игрой в карты.

Bingham здесь, показывает, абсолютно лишенную драматизма повседневную ситуации. Цель игры скоротать время
во время долгой поездки.


Maler John Mix Stanley (1814-1872). Игра за оленя.

Удивительная картина – индейцы охотились, а теперь разыгрывают свою добычу в карты. Ведут себя как обычные
американцы. Экзотическая атмосфера вписывается в акт карточной игры.

Жанровая живопись


T. Golwig. Типичная жанровая картина 19-го века.

Трое мужчин играют в карты и наслаждаются любимым напитком.
Здесь отсутствует зло, просто хорошее времяпрепровождение


Giulio del Torre (Italian, 1856-1932). Мальчики, играющии в карты.

На протяжении столетия в жанровой живописи было очень популярно изображать танцующих цыганок, детей,
играющих в карты…. Но на этой картине игра детей смотрится довольно естественной.

Исторические картины.

Исторические картины был одним из наиболее популярных форм искусства 19 Века. Кроме славных событиях
национальной истории были востребованы и идиллические сцены из старых добрых времен. Эти идеализированные
сцены повседневной жизни в значительной степени базировались на голландской жанровой живописи.
Представлялись также гулянья и азартные игры солдат, священнослужителей и фермеров. Однако атмосфера
создавалась более драматичная.


Французский художник Jean-Louis-Ernest Meissonier (1815-1891). Конец карточной игры.

Meissonier прежде всего был художником своего времени и создал маленький шедевр из реалистичных деталей.
Здесь он показывает весьма драматичную концовку карточной игры в 17-м веке.


Французский художник Adolphe Alexandre Lesrel (1839-1929). Колода карт

Картина Lesrel посвящена в основном изображению исторических костюмов. Карты не вносят в этот сюжет ничего
дикого, просто старые добрые времена и лучшие костюмы.


Испанский художник Maximo Juderías Caballero (1867-1951). Служащие играют в карты.

Caballero был не только художником, а также и торговцем. Так что он нарисовал просто красивые фотографии
исторического жанра, такой китч.

Импрессионизм

Mary Cassatt была американским художником и хорошим другом Дега. Это просто повседневная банальная сцена.


Paul Cézanne (1839-1906). Игроки в карты (c.1890)

Здесь тоже совершенно нормальная житейская ситуация. Мужчины играют в карты, без всякой драмы.

Современное искусство.


Немецкий художник Wilhelm Heinrich Otto Dix (1891-1969). Skatspieler (1920)

Dix здесь показывает, ветеранов Первой мировой войны, которые собрались в кафе. А что солдаты всегда делали
в кафе - играли в карты. Изображение фокусируется в основном на трамвы, как свидетелей великого бедствия.

Заключена крупнейшая сделка с произведением искусства за всю историю: королевская династия Катара приобрела картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за четверть миллиарда долларов

Установлена самая высокая цена на произведение искусства за всю историю: королевская династия Катара в частной сделке приобрела картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за 250 миллионов долларов! Вместе с этой легендарной покупкой маленькая и богатая нефтью страна вошла в группу избранных: существуют лишь пять вариантов этой картины, и четыре из них украшают мирового уровня коллекции, например Музея Орсэ и МоМА.

Цена может показаться безумной, ведь она более чем вдвое превышает текущий рекорд для произведения искусства, проданного на открытых торгах (106,5 миллиона долларов за картину Пикассо). И это не эпический Ван Гог и не портрет Вермеера, а несколько угловатое и мрачное изображение двух французских мещан за карточным столом. Однако с этой легендарной покупкой маленькая и богатая нефтью страна приобрела не только шедевр постимпрессионизма, но и входной билет в клуб избранных: существуют лишь пять вариантов этой картины, и четыре из них украшают мирового уровня коллекции - Музея Орсэ, Музея Метрополитен, Института искусств Курто и Фонда Барнса. Для нации, которая сейчас занимается возведением музейной империи, это мгновенный кредит доверия.

Стоит ли этих денег картина, написанная на пороге ХХ века? Сезанна, вдохновителя кубистов и предвестника абстракционизма, Пикассо называл «отцом всех нас». «250 миллионов это целое состояние, - считает оценщик Виктор Вайнер (Victor Wiener), к которому обратились лондонские страховщики из Lloyd’s после того, как Стив Уинн проткнул картину Пикассо локтем в 2006. - Но если открыть любой учебник по истории искусства, ты наверняка там встретишь изображение “Игроков в карты”. Это важнейшее, центральнейшее произведение. Месяцами слухи о его продаже перемалывались в арт-среде. Теперь [когда они подтвердились] эту цену будут использовать как точку отсчета: она изменила всю структуру арт-рынка».

Фактическая продажа полотна Сезанна произошла в 2011 году, однако детали этой тайной сделки потихоньку становятся явными по мере того, как важнейшие коллекционеры, кураторы и дилеры отправляются в Катар на открытие легендарной выставки Такаси Мураками, с успехом прошедшей в Версале. Страна, занимающая маленький выступ большого Аравийского полуострова, стала новым средоточием культурных начинаний: , в Дохе проходит ретроспектива Луиз Буржуа, а в марта в Катаре состоится Всемирный Художественный Форум, куда съедутся ведущие художники, кураторы и главы музейных объединений.

Катар и его столица Доха - это не просто место, усыпанное парковками частных самолетов. Это интеллектуальный и медийный центр. Здесь находится телекомпания «Аль-Джазира», филиалы многих американских университетов - и задачи они перед собой ставят самые амбициозные. Катар мастерски организует масштабные проекты. Например, в 2008 на открытии Музея исламского искусства, бегемотообразного здания из известняка, рожденного фантазией лауреата Притцкеровской премии архитектора Й. М. Пея, в гавань Дохи вошла флотилия старинных кораблей, каждый из которых представлял один из всемирно известных музеев. А на открытии катарской версии Кинофестиваля Трайбека Роберт де Ниро (Robert De Niro) поднялся из морских пучин на вращающемся лифте.

В 2010 катарские эмиры открыли Арабский музей современного искусства и Катарский национальный музей, который сейчас поновляет знаменитый Жан Нувель перед повторным открытием в 2014. Туда и может отправиться в итоге Сезанн наряду с первостепенными работами Ротко, Уорхола и Херста, за которыми катарская династия охотилась на ведущих аукционах или скупала их в частных сделках.

Королевская династия Катара, впрочем, не дает никаких комментариев о своих приобретениях. В узком кругу аукционистов и дилеров, с которыми имеет дело Катар, как правило, принято подписывать договоры о неразглашении. Но многочисленные источники подтверждают факт покупки «Игроков в карты» Катаром.

Как же Катару достался Сезанн? Долгие годы греческий судовладелец Джордж Эмбирикос (George Embiricos) держал это ценное произведение у себя и редко предоставлял его для выставок. Много раз ему предлагали продать Сезанна, и по мере роста арт-рынка предложения разных дилеров звучали все более соблазнительно, но Эмбирикос оставался непреклонен. В прошлом году картина «Игроки в карты» из коллекции Эмбирикоса порталом theartwolf.com была названа самым ценным произведением искусства в частных руках .

Незадолго до своей смерти зимой 2011 года коллекционер начал переговоры о продаже полотна. По словам знающих людей, двое арт-дилеров - Вильям Аквавелла (William Acquavella) и еще один (по слухам, это был Ларри Гагосян) - предложили за картину свыше 220 миллионов долларов. Но королевская династия Катара заплатила 250 миллионов или даже больше. Споры о точной сумме сделки вызваны переводами денег из одной валюты в другую, когда картина меняла хозяина. В своих оценках финальной цены сведущие люди доходят до 300 миллионов долларов.

Интерес Катара к «Игрокам» был значительно подогрет еще и тем, что как раз во время обсуждения сделки в Музее Метрополитен открылась целая выставка, посвященная сезанновской серии с карточными игроками, и в экспозиции явно не доставало лишь одной картины - из коллекции Эмбирикоса. Она считается последней в серии (создана около 1895) и «самой мрачной, совершенной и берущей за живое», полагает куратор выставки в Метрополитене Гери Тинтероу (Gary Tinterow), ныне возглавляющий Музей изящных искусств в Хьюстоне.

Члены катарской династии покупают искусство при посредничестве G.P.S. - триумвирата дилеров из Нью-Йорка и Парижа, известного своей осмотрительностью. Среди его главных участников внук импрессиониста Камиля Писсарро Лайонел (Lionel Pissarro) и дилер Филипп Сегало (Philippe Segalot), который провел множество частных сделок для миллиардера Франсуа Пино (François Pinault). Также, по словам близких к делу людей, в сделке с Сезанном определенную роль сыграл также Ги Беннет (Guy Bennett), бывший глава департамента импрессионистов и модернистов Christie’s.

Самое дорогое произведение искусства, проданное на открытых торгах, это «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» - изображение соблазнительной Мари-Терез Вальтер, возлюбленной Пабло Пикассо (106,5 миллиона долларов, Christie’s, 4 мая 2010). Частным порядком работы Пикассо, Поллока, Климта и де Кунинга сменяли хозяев по цене в диапазоне от примерно 125 до 150 миллионов долларов, причем в сделках участвовали такие люди, как Рональд Лаудер, Стив Уинн и Дэвид Геффен. Но ни одна цена сделки и близко не подошла к сезанновской. При этом Катар интересуется и искусством ХХ века: в прошлом году сайт The Art Newspaper назвал эту страну главным покупателем искусства в мире , в том числе и искусства современного (коллекция работ Марка Ротко).

У Катара не менее амбициозный сосед - Объединенные Арабские Эмираты. В регионе сосредоточено 10 % общемирового запаса нефти, живет около 4 миллионов человек, и до недавнего времени в ОАЭ наблюдался крупнейший в мире строительный бум. В столице Абу-Даби сейчас, после небольшой остановки, продолжилось возведение филиалов Лувра и Музея Гуггенхайма .

Расцвет искусств на берегах Персидского залива, конечно, происходит в тени «арабской весны», однако без ярких публичных зрелищ он все равно не обходится. Это делается ради славы, привлечения туристов и пр. - и покупатели искусства устраивают шумиху наподобие голливудской. 28-летняя дочь катарского эмира Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халива Аль-Тани возглавляет Ведомство музеев Катара. Но ее первая работа была на Кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке (однажды она похвасталась, смеясь, что ее работа заключалась в покупке печенья на завтрак для Джейн Розенталь). На следующей неделе она будет проводить вернисаж выставки Такаси Мураками.

Катар стал значительным игроком арт-рынка где-то десять лет назад, когда Шейх Сауд Аль-Тани, министр культуры и второй племянник катарского эмира, занялся беспрецедентным «шопингом» на мировом арт-рынке. Правда, кончилось все скверно: шейха в 2005 арестовали по обвинению в расходовании бюджетных средств не по назначению (сегодня он уже на свободе). Теперь его кузен, эмир Сауд аль Сауд подхватил эстафету собирательства.

Закончился ли покупательский бум в Катаре? Никоим образом. Катар сделал еще одно важнейшее «приобретение» в прошлом году, наняв бывшего главу Christie’s Эдда Долмана в качестве директора своего музейного ведомства.

Материал подготовила Мария Онучина, AI


Поль Сезанн Игроки в карты.

Поль Сезанн
Игроки в карты.


Игроки в карты" представляет собой серию из пяти картин. Поль Сезанн создал эту серию в начале 1890-х, когда проживал в Экс Провансе.

Работы различаются по размеру и по количеству изображённых игроков. Сезанн также выполнил множество рисунков в рамках подготовки к серии "Игроки в карты".

Одна из картин "Игроки в карты" была продана в 2011 году королевской семье Катара по цене от $ 250 млн и $ 300 млн, что делает картину самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным


Le Nain Brothers, Musée du Louvre


В начале 1890-х годов Сезанн вернулся к работе над портретом и к композициям с живой модели на новом уровне изображения массы и объемов. Он достиг впечатления скульптурности и монументальности, не утратив при этом достижений в области цвета и движения.

В «Человеке с трубкой» он изобразил папашу Александра, садовника в Жа де Буффан, который также позировал ему для левой фигуры в трех маленьких вариантах «Игроков в карты».

Тяготение к скульптурности подчеркнуто связью складок в картинах Сезанна с драпировками флорентийских бюстов XV века. «Женщина с кофейником», для которой Сезанну позировала служанка, написана в более сложном интерьере, но обнаруживает те же цели.

«Игроки в карты» Ленена в музее Экса отчасти вдохновили интерес Поля к этой теме и вызвали несколько композиций, изображающих игроков в карты в кафе. Моделями ему служили крестьяне, и кроме отдельных этюдов с них Сезанн делал групповые зарисовки с пятью, четырьмя или двумя фигурами.

(Всего известно пять живописных полотен на эту тему.) Делались попытки усмотреть в «Игроках» символический смысл, дескать, карточная игра - это битва в искусстве, и Поль здесь выступает победителем. Это выглядит чересчур натянутым, равно как и попытки связать эту тему с грубым рисунком на тему Уголино в раннем письме.



Игроки в карты 1892г
Холст, масло 60х73 см Courtauld Institute of Art, Londo


Несомненно другое. Поль наблюдал за игроками в кафе, обратил внимание на их сравнительную неподвижность, которая позволила ему длительное время их изучать. Поэтому, когда он перешел к работе над данным мотивом, модели, оставаясь недвижными, позволили ему успешно работать над их передачей.

Кроме этого, мы можем лишь признать привлекательность темы выбора и судьбы или, что тоже немаловажно, темы игры на деньги. Эта тема под несколько другим углом привлекала также Малларме, который уподоблял поэтический процесс метанию костей.

В своих композициях Поль достиг монументального образа в передаче противоборства двух человек, погруженных в игру и подчиненных картам, в которых записаны секреты судьбы, а в то же время игроки используют эти карты по своей-собственной воле.

В этом глубоком и простом смысле заключена глубокая символика, особая сила которой придается тем, что оба игрока, поданных столь величественно, являются простыми работниками.



Игроки в карты 1892г
Холст, масло 65х81 см Metropolitan Museum of Art, New York


Сезанн начал работу над этой темой, возможно, осенью 1890 года и продолжал работу над ней в течение нескольких лет. В композиции с пятью фигурами упор сделан на криволинейные формы, которые напоминают барочные и позволяют связать эту картину с интересом Поля к композиции Пюже «Галльский Геракл».

Этот поворот к барокко виден еще более явно в натюрморте с гипсовым Купидоном, в котором между яблоками и луком Сезанн поместил статуэтку, сделанную, по его мнению, с работы Пюже из Лувра.

(В верхней части картины он расположил кусок так называемой «Анатомии», приписывавшейся Микеланджело, но в манере, совпадающей со своим собственным стилем.) Преобладание криволинейных линий можно видеть также в портретах Ортанс в красном платье.

Вскоре, однако, эти тенденции вновь попали под контроль строгих архитектонических конструкций, как, например, в поздних «Игроках» или в «Женщине с кофейником», «Гипсовый Купидон» является хорошим примером того, как Сезанн организовывал свои формы в пространстве.

Статуэтка образует сильную вертикальную ось, вращающуюся вокруг себя. Это движение подхватывается движением диагоналей. Точка зрения сверху - любимая позиция Поля - подчеркивает внутреннее напряжение статуэтки Купидона, изображенного в динамическом ракурсе.



Игроки в карты 1892г
Холст, масло 135х181 см
The Barnes Foundation, Merion, Pennsylvania, USA


Искусствовед Гамильтон писал об этой вещи:

«Благодаря этому большая часть тела и основание статуэтки находятся в разных отношениях с верхней и нижней частями картины. Ноги и база статуэтки являются кульминацией натюрморта на столе.

Взгляд затем скользит вверх и обращается к пространству комнаты и к картине за торсом Купидона.

Связь статуэтки и фигуры на картине за ней приоткрывает здесь глубинные свойства изобразительности, найденные Сезанном: мы знаем, что предметы в пространстве существуют сами по себе, но когда они наблюдаются вместе, то они входят в бытие друг друга».



Игроки в карты 1893г
Холст, масло 97х130 см Частное собрание.


В окончательном варианте «Игроков в карты» основные формы размещены, насколько возможно симметрично, бутылка посередине между двумя мужскими фигурами является сильным выражением центральной оси.

Однако легкие отклонения от строгой симметрии в деталях (опрокинутый стул, предметы на стене и т. д.) придают этой работе при всей ее монументальности элемент повседневности. Жесты, а также выражения лиц, разная степень их сосредоточенности придают композиции, в целом неподвижной, некое дыхание.



Игроки в карты 1896г
Холст, масло 49х58 см Musée d"Orsay, Paris, France.


Однако то, что придает картине впечатление жизненности, - это прежде всего движение пространственных планов и цветовые переходы.

По книге - Линдсей Джек "ПОЛЬ СЕЗАНН




Мужчина с трубкой 1892г
Холст,масло. 39х30см Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, Missouri


Игрок в карты 1892г
Холст,масло. 32х35см
Worcester Art Museum, Worcester, Massachusetts


Игрок в карты 1892г
Rhode Island School of Design Museum, Providence, Rhode Island


Мужчина курящий трубку 1892г
Холст, масло 72х91 см 1892г Москва Пушкинский Музей


Человек с трубкой 1892г
Холст, масло 73х60 см 1892г
Courtauld Institute of Art, London


Человек с трубкой. Курильщик. 1890г
Холст, масло 90х72 см 1890г
Санкт-Петербург Эрмитаж

Оригинал записи и комментарии на

"... 1889 год. Еще в молодости, посещая Экский музей, Сезанн часто останавливался у картины "Игроки в карты", приписываемой Луи Ленену. Казалось, полотно ничем не отличается от других, но Сезанн всегда смотрел на него с завистью. "Вот так я хотел бы писать!" - восклицает он.

Едва приехав в Жа, Сезанн, радуясь возвращению в Экс, решает осуществить давно лелеемую мечту - написать подобного рода жанровую картину. Все трудности стоящей перед ним задачи ему известны. Он прекрасно знает, что не может быть и речи о том, чтобы сохранить достаточно шаблонную и маловыразительную композицию музейной картины. И со многими предосторожностями принимается за работу. Моделями ему послужат крестьяне. Сезанну по душе их сдержанность, степенность, склонность к долгим размышлениям. Более, чем любому другому художнику, Сезанну близки эти с виду простые и вместе с тем такие непростые люди, о которых горожане обычно судят весьма поверхностно.

С любовью принимается Сезанн за наброски своих будущих игроков. Ему надо набить руку. Нет необходимости искать модели где-то далеко: в основном это крестьяне с фермы в Жа, особенно один из них, садовник Поле, которого все кругом зовут папаша Александр. Терпение крестьян, их способность долгие часы молча и неподвижно позировать восхищают художника. Он загорается, он "оживлен и деятелен".

Для картины "Игроки в карты" Сезанн выбрал почти двухметровое полотно. Он пишет пять фигур: трое играют в карты, двое наблюдают за игрой. Монументальное полотно, отличающееся мощным ритмом. Удовлетворит ли оно замыслу художника? Нет ли в намеченном расположении фигур некоторой тяжеловесности? Не загромождена ли картина второстепенными деталями? Не слишком ли резки и контрастны сочетания красок, достаточно ли они нюансированы? Иными словами, не лишено ли полотно той чудесной простоты, полной внутреннего богатства, которой отмечено подлинное мастерство великих произведений искусства?

Сезанн начинает снова. Переходит к полотнам меньшего размера. Сокращает число фигур до четырех и наконец до двух. Он устраняет все, что не имеет первостепенного значения, во всем: в линии, в красках, в архитектонике ансамбля - он стремится к строгости и тонкости, которые, как только их достигаешь, кажутся необыкновенно легкими, но даются только ценой труда, огромного терпения и настойчивых исканий.

И опять Сезанн начинает снова и снова, бесконечно переделывая, стремясь продвинуться еще дальше, подняться еще выше в своей неутолимой жажде совершенства... (Сохранилось пять вариантов картины "Игроки в карты": два во Франции, два в Великобритании и два в США)..."

***

Из послесловия К.Богемской:

"...В картине "Игроки в карты" , принадлежащей музею Метрополитен в Нью-Йорке, обстановка обрисована лаконично и, скорей всего, скомпонована из того, что постоянно служило художнику в его мастерской, - столика с ящиком, драпировки. Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства, и возможно, что Сезанну о ней напоминала картина, приписываемая Матье Ленену из Музея Гране в Эксе.

Картину Сезанна не хотелось бы называть жанровой, настолько ее содержание выше и значительнее, чем могло бы быть изображение бытовой сценки в трактире. Но выразить в словах это содержание так же трудно, как рассказать мелодию. Можно лишь назвать инструменты, на которых она исполняется. В период, когда Сезанна рассматривали исключительно как провозвестника эпохи кубизма, "цилиндра, шара и конуса", авторы, писавшие о нем, утверждали, что и людей он изображает, как предметы в натюрморте, бездуховно. Сейчас мнения изменились, припоминают слова художника, когда, указав однажды на старого трактирщика, он воскликнул: "Какой стиль!" Представляя Сезанна человеком, поглощенным огромной внутренней работой, стремящися к духовному совершенству, невозможно поверить в то, что он мог безразлично и неуважительно относиться к людям. Да, он располагает их у стола столь же продуманно и исходя, вероятно, из тех же задач, как и тогда, когда раскладывает на том же столе персики и груши. Но ведь Сезанн ценит жизнь как бытие, он хочет передать в своих произведениях то, что составляет самую сущность этого бытия, - движение, покой, сосредоточенность, напряжение. Станковые картины, ведущие свою родословную от алтарных образов и требующие особого духовного настроя для постижения их эманации, создаются Сезанном в тот период, когда живопись переживает кризис, готова превратиться в панно, ширму, веер, слиться с интерьером и утратить свое высокое назначение. 1890-е годы - период расцвета стиля модерн ("ар нуво") во Франции, в творчестве многих художников преобладают в это время декоративные тенденции. Модерн был не только формально-стилистическим течением, он нес с обой эстетизированное мировосприятие, широко распространившийся арсенал символов и архетипов.

Творчество Сезанна осталось не затронутым стилем, господствующим на рубеже веков, оно утверждало вечность и незыблемость законов живописи, внутреннее достоинство человека, живущего в мире со всей природой.

"Вот люди", - как бы говорит Сезанн картиной "Игроки в карты". И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование. Он рисует их играющими в карты, потому что игра заставляет их сосредоточиться, сидеть неподвижно. Игра - это форма их социального поведения, то, что их объединяет. Трое сидят за столом в одинаковых позах, четвертый стоит с трубкой в зубах, но тоже смотрит в карты. У него на шее ярко-красный шарф, такой же, как расцветка карт в центре стола. Стол и Стена написаны в одном переливающемся голубом тоне. Симметрия левой и правой фигур, слегка нарушенная, служит завершенности и замкнутости сцены.

Есть еще три, как полагают, более поздних варианта "Игроков в карты" , где изображено только по два сидящих друг против друга игрока. Известны небольшие этюды с отдельными персонажами, это говорит о том, что все они или почти все имели конкретных прототипов. Хранящиеся в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина с изображением одного человека - "Курильщик" и "Мужчина с трубкой" - по духу своему близки к "Игрокам".

Это тоже образы, в которых Сезанн стремится воссоздать длящееся бытие человека. Он изображает обоих мужчин почти в одинаковой позе - подперевшими голову рукой, локтем опершись на стол. Наклон фигуры, покой и напряжение отдельных ее частей сразу определяют все другие линии и формы в картине. Пространство кривится, прямые углы искажаются под воздействием того напора, с которым художник вводит в плоскость картины живую, объемную фигуру человека. Усилия, приложенные для выполнения этой задачи, откроются внимательному зрителю, заставят его ощутить напряжение творческой работы и силу темперамента художника..."

По материалам книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и послесловия К.Богемской. - М.: "Радуга", 1991. - 351 с.

В прошлом году эмир Катара для семейной коллекции приобрел за 250 млн.

долларов одну из пяти картин Поля Сезанна «Игроки в карты» (1890-1895гг), остальные четыре картины выставлены в музейных коллекциях Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Филадельфии. На сегодняшний день - это рекордная сумма, заплаченная за произведение искусства.

Французский художник Поль Сезанн (1839-1906) жил во времена Второй Империи, общался с импрессионистами О. Ренуаром, К. Мане, Э. Моне, принимал участие в выставках «Салона отверженных». Вместе с тем, он считается ярким представителем постимпрессионизма (в буквальном переводе - после импрессионизма), т.е. входит в плеяду мастеров живописи, которые пытались отыскать субъективное изображение реальности.

Его раннее творчество («Оргия», 1864-68) находится под влиянием старой школы Тинторетто и Веронезе, а несколько позже и Г. Курбе с характерной тёмной палитрой цветов («Печка в мастерской»). Сойдясь с импрессионистами, Сезанн работает на пленэре, краски его светлеют, но они постепенно расходятся в понимании искусства - вместо динамики света и цвета он ищет статику и материальную предметность природных явлений («Дом повешенного в Овере»).http://gmetal.ru

Сезанн подолгу разрабатывает один мотив, пытаясь найти устойчивые структурные закономерности. Для этого периода его творчества характерны многочисленные картины с изображением горы Сент-Виктуар. «Игроки в карты» в этом плане не стали исключением - три картины изображают двух одинаковых игроков в одинаковой композиции, решенных в разной цветовой палитре.

Между тем, в этом выражено стремление Сезанна создать «классическое» искусство, лишенное всего незначительного и преходящего. Стремление раскрыть неизменное величие и гармоническую уравновешенность природы, ее органическое единство в портрете, пейзаже, натюрморте и фигурной композиции («Автопортрет», «Гора Сент-Виктуар», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин»).

Картины Сезанна - это всего лишь три цвета: зеленый, голубой и желтый, но оперируя их градациями, варьируя мазками, он обозначал степень освещённости и пространственные планы. Творческое наследие художника оказало влияние, в том числе, и на русских художников И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и других.