Непознанное

Картины в пушкинском музее. Музей изобразительных искусств им

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

0 64111

Время: 10:00-19:00, по четвергам с 100 до 21. Выходной – понедельник.

Стоимость: 400 руб., льготный билет-200 руб. Бесплатно – дети до 16 лет, студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии, ВУЗов и СУЗов РФ, инвалиды 1 и 2 групп (граждане РФ и СНГ), посетители на инвалидных колясках, лица, сопровождающие инвалидов 1 и 2 группы, детей-инвалидов.
Бесплатные билеты : каждый вторник и первое воскресенье каждого месяца - члены многодетных семей (льготы предоставляются родителям и детям до 18 лет или детям до 23 лет, если они являются студентами очной формы обучения), каждую среду и второе воскресенье каждого месяца - лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (граждане РФ), лица до 18 лет.
Обратите внимание, что ГМИИ им. А.С. Пушкина не входит в перечень музеев, доступных для бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца .

Адрес:

Пушкинский музей - Москва, ул. Волхонка 12

Станция метро:

Кропоткинская

Пушкинский музей (официальное названиеГосударственный музей изобразительных искусств им. Пушкина) – одно из крупнейших в мире собраний живописи, скульптуры, графики и редчайших археологических артефактов. Коллекции Пушкинского музея считаются бесценным культурно-историческим и художественным достоянием.

В фондах ГМИИ им. Пушкина хранится больше 700 тыс. экспонатов, в залах выставлено лишь 1,5% от общего объема коллекции. В музейный комплекс входит несколько зданий в центре столицы: Главное здание, Музей-квартира С. Рихтера, Отдел личных коллекций и центр «Музеон».

Большинство экспозиций размещены в Главном здании, построенном архитекторами Р. Клейном и И. Рербергом в начале XIX в. Огромный дом с величественной колоннадой и стеклянной крышей внесен в перечень памятников архитектуры общефедерального значения.

У истоков Пушкинского музея стоял знаменитый русский археолог, ученый и педагог И.В. Цветаев. В 1893 г. он обратился к столичным властям с предложением создать на основе коллекции Кабинета древностей Московского университета общедоступный музей. Цветаев предложил сформировать экспозиции, отражающие ключевые этапы становления искусства с древних времен до современности. Музей открылся в мае 1912 г., Иван Владимирович стал его первым директором.

Основу коллекций составляли точные копии античных статуй и настоящие артефакты, приобретенные руководством учреждения у египтолога В. Голенищева. Постепенно фонды музея пополнялись: много картин было подарено благотворителями, куплено на аукционах, поступило из других собраний. После революции хранилище пополнилось за счет конфискованных у представителей аристократии ценностей.

Сегодня Пушкинский музей – культурный центр мирового уровня, в котором проходят научные лекции, дебаты, выставки, концерты классической и органной музыки, презентации, творческие встречи, киносеансы, .

Музей проводит огромную научную работу, снаряжает археологические экспедиции, сотрудничает с профильными учебными заведениями, занимается обучением детей.

Постоянные экспозиции

Живопись

Все экспозиции зала «Живопись» распределены по датам создания того или иного полотна, а также по отношению к художественной школе или направлению. Самые ранние экспонаты относятся к византийскому периоду европейского искусства. В основном это произведения иконописи.

Ранняя западноевропейская живопись представлена уникальной коллекцией итальянских художников, относящихся к направлению так называемых «примитивов».

В 1948 г. в Пушкинский музей поступило собрание расформированного Музея нового западного искусства, включающее полотна выдающихся французских живописцев 19-20 вв.

В зале «Живопись» посетители увидят оригинальные полотна П. Гогена, М. Пепейна, О. Верне, П. Элле, Д. Питтони, Г. Крауса, Л. Джордано, В. Версхюра, Ж. де Труа и многих других.

Среди шедевров, хранящихся в Пушкинском музее: «Дама у окна» А. Тулуз-Лотрека, «Геркулес и Омфала» Ф. Буше, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, «Бульвар Капуцинок в Париже» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна и др.

Особое место в экспозиции занимает коллекция живописи Пабло Пикассо: это одиннадцать полотен, включая знаменитую картину «Девочка на шаре», ставшую визитной карточкой художника.

Графика

В Пушкинском музее находится одна из богатейших в мире коллекций графики, в которую входят 20 тыс. гравюр, принадлежавших царю Александру II, японские гравюры из личного собрания С. Китаева, работы Рембрандта из коллекции Н. Мосолова, русские гравюры, принадлежавшие Д. Ровинскому и т.д.

В музее хранится больше 380 тыс. гравюр и рисунков. В экспозиции представлены наиболее известные работы великих мастеров: Рубенса, Матисса, Пикассо, Дюрера, Калло, Ренуара и многих других.

Гордость музея – коллекция графики Сальвадора Дали из серий «Фауст», «Хиппи», «Сюрреалистическая тавромахия», «Мифология».

Скульптура

В коллекцию скульптуры Пушкинского музея входят работы выдающихся мастеров Западной Европы - Клодиона, Родена, Лемуана, Майоля, Бурделя; деревянные статуи XVI в.; образцы древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры; скульптуры современных отечественных и зарубежных авторов.

В состав постоянной экспозиции входит два дворика – греческий и итальянский. Это – просторные залы, в которых размещены точные слепки с самых знаменитых статуй Древней Эллады и Римской империи. Греческий дворик похож на афинский акрополь, здесь установлены макеты колонн Парфенона в натуральную величину, копии знаменитых скульптур Фидия – «Афина Парфенос», «Зевс», «Раненая амазонка», «Ника» и т.д.

Итальянский дворик является точной копией одного из ярусов флорентийского дворца Барджелло, он привлекает внимание конными статуями – копией монумента Гаттамелату работы Донателло и скульптурой кондотьера Коллеони работы Верроккью. Здесь же можно увидеть точный слепок Фрейбергского портала, копию раки св. Зебальда, бронзовые статуи средневековых рыцарей.

На входе в итальянский дворик посетителей встречает самый известный слепок музея, его визитная карточка – точная копия статуи Давида работы Микеланджело.

Из итальянского и греческого двориков посетители попадают в зал Древнего Египта. Здесь представлены археологические редкости, подлинники скульптур и саркофагов. Собрание Пушкинского музея считается лучшей в России коллекцией древнеегипетского искусства. Посетители увидят саркофаг и мумию жреца Хор-Ха, позолоченный саркофаг Маху, статуи Аменхотепа и его жены царицы Раннаи, рельеф сокровищницы Иси и другие бесценные реликвии мировой культуры.

Особо ценным экспонатом считается статуя фараона Аменемхета III эпохи Среднего царства (1853 г. до н.э.). Этому уникальному произведению искусства посвящены бесчисленные книги и монографии, посмотреть на статую приезжают ученые и туристы со всего мира.

В зале искусства Древнего Востока хранится знаменитое «Золото Трои» - артефакты, найденные Генрихом Шлиманом в городе Троя, который долгое время считался выдумкой Гомера. Это – золотые украшения, посуда, шлемы, статуэтки.

В Античном зале хранятся подлинные произведения древнегреческого и древнеримского искусства: барельефы, саркофаги, вазы, бюсты, живопись, книги и многое другое.

Видео:

Еще одно небольшое видео, которое сняли к Новому году в интерьерах Пушкинского музея:

Им. Пушкина в Москве? Если вы еще ни разу там не были, то очень жаль, т.к. это одно из самых интересных мест столицы! Сегодня экспозиции Пушкинского музея стоят в одном ряду с коллекциями таких титанов всемирного культурного наследия, как Лувр или Эрмитаж.

Немного истории

А начиналось все в 1898 году, 17 августа. Музей изобразительных искусств им. Пушкина был заложен именно в тот далекий летний день. Он предназначался в первую очередь для распространения и популяризации знаний в области искусств среди широких слоев русской общественности, а так же для студентов, изучающих скульптуру. Нужно сказать, что над проектом музея работали самые образованные люди того времени. Деньги на строительство (большую их часть) пожертвовал русский известный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Проект самого здания разработал талантливый архитектор Р.И. Клейн. Перед тем как приступить к ответственному заданию, Клейн длительное время изучал музеи Египта и Греции, а также европейский опыт.

Когда строился Музей изобразительных искусств Пушкина, Клейну помогали инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг. Первый являлся автором оригинальных светопрозрачных перекрытий главного музейного здания, а второй был заместителем руководителя проекта. За строительство комплекса Клейну было присвоено высокое звание академика архитектуры.

Удивительный архитектурный стиль

Взгляните внимательно на Музей изобразительных искусств Пушкина, фото которого представлено ниже, и вы можете заметить, что он очень похож на древний храм (греческий) из времен античности, возвышающийся среди густых деревьев. Подобно античным культовым строениям, здание стоит на высоком каменном подиуме и окружено величественными ионическими колоннами.

Воспроизводит точные пропорции колонн портика на греческом Акрополе. Тем не менее, по архитектурному стилю Музей изобразительных искусств им. Пушкина близок к классицизму. Но это только снаружи. Зайдя внутрь, посетители попадают в просторные помещения, залитые светом, доступ которому обеспечивает стеклянный купол. Такой необычный потолок свидетельствует уже о неоклассицизме. Кстати, когда музей строился, электрическое освещение вообще не было предусмотрено в проекте. Считалось, что скульптурные композиции лучше всего лицезреть при естественном свете.

Коллекции

Интересен тот факт, что Музей изобразительных искусств Пушкина до Октябрьской революции, обрушившейся на Россию в 1917 году, являлся исключительно музеем скульптуры. Здесь были выставлены искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. В ту пору подлинники были представлены только экспонатами из коллекций египтолога Голенищева.

А вот после Октябрьского переворота музейные экспозиции пополнились картинами, конфискованными из частных коллекций русской аристократии и национализированных большевиками. Так, к примеру, известные (Пикассо Пабло) и (голландца Ван Гога) попали в Пушкинский музей из собраний купца Морозова.

Сегодня Музей изобразительных искусств имени Пушкина с гордостью представляет своим посетителям богатейшую коллекцию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь мы можем насладиться полотнами Камиля Писарро, Арни Матисса, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Сислея, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, а еще неповторимого Ван Гога и других великих живописцев.

Также в Пушкинском музее можно посмотреть на итальянскую живопись 18-20 веков, японскую и британскую гравюру, копии шедевров античного искусства, включая огромную скульптуру Давида Микеланджело, и многое другое. Всего Музей изобразительных искусств им. Пушкина хранит 700 тыс. экспонатов, а за год его посещают почти полтора миллиона людей.

События и мероприятия, проводимые в стенах музея

По четвергам в вечернее время и по пятницам днем в музее для всех желающих проводятся интересные занятия под названием "Беседы об искусстве". Лекции посвящены всем основным разделам экспозиции, а также различным сезонным выставкам, регулярно проводящимся в этом культурном центре.

С 2012 года Пушкинский музей ежегодно принимает участие во всероссийской культурной акции "Ночь музеев". Также стали традицией изысканные музыкальные "Вечера Святослава Рихтера" - международный фестиваль музыки, проходящий под сводами ГМИИ каждый год в декабре.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить Музей изобразительных искусств имени Пушкина первый раз в жизни, не перепутайте его с другим московским музеем, носящем имя великого русского поэта, который расположен на Пречистенке. Главное здание ГМИИ находится на Волхонке в доме под номером 12.

Туристам необходимо знать, что в Пушкинском музее не разрешается курить, пользоваться сотовой связью (это моветон), прикасаться к музейным экспонатам, фотографировать со вспышкой, вносить в залы цветы, есть вне зоны кафе. Сумки и большие зонты следует оставлять в камере хранения.

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.