Государство

Когда был построен памятник родина мать зовет. Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия


Великая Отечественная Война навсегда останется в сердцах абсолютно каждого человека. Война – это страшное событие, боль и слезы. В память об этих страшных событиях в разных уголках страны устанавливаются памятники, это благодарность и вечная память нашим дедам и прадедам – солдатам, подарившим нам жизнь. Памятники Родине-матери есть во многих уголках не только нашей страны, но и всего земного шара. Так Родину-мать можно встретить в Белоруссии, Германии, Испании, Латвии, Туркмении, Узбекистане и в Украине. Всего можно насчитать около двадцати пяти памятников Родине-матери. Из них тринадцать находятся в городах России.

Родина-мать в городах России

Мемориал Родина-мать в Санкт-Петербурге является, наверно, одним из самых известных среди всех памятников Родине-матери. Расположен он на Пискаревском мемориальном кладбище. Это самое большое кладбище, оно занимает площадь в двадцать восемь гектаров и занесено в книгу рекордов Гинесса. Мемориал является данью памяти жителям блокадного Ленинграда, которым не хватило сил выжить в это страшное время голода, холода и бомбежек, в эти «900 дней кошмара, ада». На Пискаревском кладбище похоронено примерно полмиллиона жителей города. Открыт мемориал в мае 1960 года. Родина мать держит в руках разорванный лавровый венок.
Мемориал Родина-мать в городе Буденновске. Деньги на памятник собирали сами жители города. Возведен он из гранита и открыт в 1967 году. Посвящен буденновцам (в то время прикумчанам), погибшим или пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.
Родина-мать в Волгограде. Мемориал открыт, так же как и в городе Буденновске, в 1967 году. Расположен он на Мамаевом кургане. Памятник выполнен из бетона, в основании же металлические конструкции. Высота Родины-матери пятьдесят три метра, в руке она держит меч, его длина тридцать три метра. Если сложить эти цифры, то получается, что высота всего памятника восемьдесят шесть метров. Надо сказать, что Родина-мать в Волгограде является одним из семи чудес света.
Памятник Родине-матери в Калининграде установлен на месте обычного сквера. Представляет собой точную копию женщины, нарисованной на плакате «Родина-мать зовет!», относящегося ко времени Второй Мировой войны.
Памятник Родине-матери в Вышестеблиевской станице Краснодарского края представляет собой женщину, левая рука у нее лежит на правом плече. Памятник посвящен комсомольцам, которых предатель выдал фашистам.
Родина-мать на площади Победы в Калуге. Мемориал посвящен жителям города, павшим в военные годы. Комплекс установлен на месте, где ранее был пруд. В 1966 году на площади появился обелиск, и лишь в 1973 году на самом верху обелиска появилась Родина-мать. В руках у нее лента, символизирующая нить реки Оки и искусственный спутник Земли. Таким образом, архитектор объединил в памятнике победу над фашистской Германией и освоение пространства космоса.
Есть Родина-мать и в Татарстане в Набережных Челнах. Установлен памятник в 1975 году. Родина-мать в этом мемориальном комплексе несколько отличается от монументов Родины-матери в других городах. Здесь она предстает в образе птицы Феникс, начинающей взлетать.
В селе Кубенское Вологодской области памятник Родине-матери стоит на площадке рядом с сельской библиотекой. Родина-мать предстает перед жителями в образе женщины, укутанной в покрывало. Стоит она на пьедестале, в центре же расположена звезда, копия ордена Отечественной войны I степени. За спиной Родины-матери можно увидеть фреску, изображающую солдата и женщину в голубом платке, а рядом с ними хлеб и рюмка.
Родина-мать в Нижнем Новгороде установлена в 1965 году на месте братской могилы советских воинов. Находится этот мемориал на кладбище «Красная Этна». В руках, вознесенных к небу, у Родины-матери находится венок.
Родина-мать в городе Павловске Воронежской области. Данный памятник представляет собой ансамбль. Родина-мать с возведенными к небу руками, она как бы просит о мире, но в то же самое время сама его несет, несет она и счастье. С другой стороны от Родины-матери находится фигура солдата с преклоненным коленом. Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны город Павловск был передовым городом на линии фронта.
Памятник Родине-матери в Пензе. Полное название памятника «Монумент воинской и трудовой славы». Посвящен он жителям Пензенской области, жителям, сражавшимся за победу и трудившимся ради жизни вопреки всей боли войны. Он за трудовые и воинские подвиги. Открыт монумент в 1975 году. Родина-мать предстала в образе матери, держащей на левом плече ребенка. У ребенка же в руках вечный огонь.
Мемориал расположен в центре Лагерного сада в городе Томске. Родина-мать держит в руках оружие, она вручает его своему сыну. Возведен мемориал в 1979 году.
Родина-мать в Саратовской области в селе Старые Бурасы расположена на площади в центре села, рядом с Родиной-матерью расположен памятник Сталину И. В.
Такое большое количество памятников, мемориалов Родине-матери, несомненно, вызвано большой болью всей страны, скорбью всего мира по страшным дням Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Война – это всегда боль, это страх, это потери и слезы. Самое главное, чтобы каждый человек помнил и хранил в сердце память об этих страшных днях. И тогда в нашей жизни будет мир!

Скульптура «Родина Мать зовет!» - скульптурная композиция на Мамаевом кургане в Волгограде. Посвящена героям Сталинградской битвы Великой Отечественной войны.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Голова статуи является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники.

Триптих

Памятник «Родина-мать зовет» является неотъемлемой частью триптиха - то есть произведением искусства, состоящего из трёх частей.

  1. Первая часть «Тыл-фронту!» находится в Магнитогорске, где Рабочий передаёт Воину меч,
  2. Вторая часть — «Родина-мать» с символично поднятым мечом в Сталинграде,
  3. Третья часть — это «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине уже с опущенным мечом.

История строительства мемориала

Строительство скульптуры «Родина Мать зовет!» было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 и заняло целых 8 лет. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Глубина бетонного фундамента - 16 метров.

Памятник был создан на месте, голова и меч были изготовлены отдельно и устанавливались с помощью вертолетов.

Длина меча Родины Матери равняется 33 метрам, а вес - 14 тоннам. Изначально меч статуи выполнен из стали обшитой листами, позже лезвие было изготовлено из фторированной стали, так как листы деформировались и гремели из-за постоянных ветров.

Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Общая высота грандиозного памятника - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. От подножия Мамаева кургана к постаменту памятника ведут 200 гранитных ступеней. Сам холм - курган, т.е. огромная могила, где похоронены 34 тысячи воинов - защитников Сталинграда. Родина-мать в два раза выше Статуи Свободы - это было одно из основных требований при её строительстве.

Памятник «Родина-мать зовет» занесен в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент постройки в мире.

Прообраз скульптуры «Родина Мать зовет!»

По некоторым данным, прообразом статуи «Родина Мать» стали девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Однако, данный факт никем и ничем не подтвержден. По другой легенде, за основу статуи «Родина-мать» взято подобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже.

Мамаев курган

«Родина Мать зовет!» установлена на Мамаевом кургане - высоком холме, в нескольких ста метрах от которого находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои в Сталинграде во время Великой Отечественной войны.

Также, на Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых в общей сложности захоронены более 35 000 защитников Сталинграда.

Достопримечательности Мамаева кургана

На площадке кургана находятся следующие памятные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана
  • Танковая башня на постаменте
  • Церковь Всех Святых
Скульптура «Родина-мать зовет»

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.


Авторская идея памятника

Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.

Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.

Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.

К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.

Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.

Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.



История строительства памятника «Родина-мать зовет»

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.


Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.

Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.

В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.


Общий вид мемориала во время строительства

Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.

Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.

В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.



Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.

Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине . Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.


Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика

Устранение недочетов конструкции

Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.

Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».


В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.


Вид на памятник со стороны жилой застройки

Технические характеристики монумента

Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.

Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.



Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.

С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.


Вид на Волгоград от верхней части памятника.

Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

  • В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
  • По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
  • Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
  • Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
  • Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.

Как добраться

К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути - монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны - высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери - 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире - это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери - 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера - её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня - дом-музей архитектора - можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка - всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером - светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.

Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет!

· 25.11.2015

Статуя «Родина-Мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы» в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане .

Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.

Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.


Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич , именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.

Кто является прообразом скульптуры Родины Матери на Мамаевом Кургане?

По слухам прообразом статуи «Родина Мать зовет!» стали три девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Но данный факт ничем не был подтвержден. Скорее всего, это просто слух. Также существует легенда, что «Родина-мать» смоделирована наподобие фигуры «марсельезы», которая находится на триумфальной арке в Париже.

Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.

Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.


Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.


Меч Родины Матери.

Длина меча Родины Матери достигает 33 метров , вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.

Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха . Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.

По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.


Почему статую установили на Мамаевом Кургане?

Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.


Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.


С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.


Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде , чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.