Домашний очаг

«Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок). Анализ произведения "алые паруса" Александр грин алые паруса анализ

Тема урока: "Когда исполняются мечты?" (урок-исследование

по произведению Александра Грина «Алые паруса»).

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с литературным текстом; обучение работе с позитивной познавательной информацией;

Воспитательная – воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающая – развитие творческого, изобретательского

Мышления

Мечта – это не уход от действительности,

а средство приблизиться к ней.

Сомерсет Моэм

Ход урока:

1) Пролог

Фронтальный опрос учащихся

2) Завязка

Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поискового вопроса, приема "Ассоциативная цепочка", запись мечты

3) Развитие действия

  1. организация работы с текстом
  1. анализ текста и составление мнения о характере человека (работа с папками «Ассоль» и «Грей»),

физминутка

  1. наблюдение над именами героев
  1. работа над развитием воображения.

4) Кульминация

Художественное чтение отрывка "Спящая Ассоль"

Просмотр видеофрагмента «Монолог Грея» и заполнение инсерта

5) Развязка

  1. выявление идеи произведения,
  2. сравнительный анализ таблицы

6) Эпилог

  1. Вступительное слово учителя

Вы познакомились с замечательным произведением "Алые паруса", которое написал Александр Грин. Понравилось ли оно вам? Сегодня у нас необычный урок. Вы внимательно читали книгу? Давайте проверим.

  1. Кроссворд

Что такое феерия?

Феерия: 1) (фр. язык -фея.) Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием специфических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

Что сказочного было в произведении? А в жизни так не бывает? Все ли мечты исполняются? Почему? Вам хотелось бы узнать? Запишите тему урока: "Когда исполняются мечты?" Есть ли у вас мечта? Вы, конечно же, хотите, чтобы она сбылась? Запишите её.

Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст..(слайд 4) (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса) Какая же тайна скрывается в алых парусах. Попробуем отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми парусами.

3) Развитие действия

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя. Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания. Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах. (Предполагаемый ответ: Ассоль в детстве потерявшая мать, не признаваемая своими сверстниками, поверила в предсказание собирателя сказок Эгля, и её мечта сбылась, хотя никто в неё не верил: за ней приплыл на корабле с алыми парусами прекрасный принц капитан Артур Грэй).

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом.

Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

1 группа

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

В произведении Ассоль называют по-разному: Прекрасная Неизвестность, Корабельная Ассоль, Живое стихотворение, Чудное художественное полотно, Мокрое сокровище. Подумайте, кто так мог отозваться о девушке, и соедините стрелками автора и характеристику. (слайд 5)

Обменяйтесь работами. Проверим работу соседа (за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

Какой была жизнь Ассоль?

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в папке «Грэй».

2 группа

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

· Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе?

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет .

Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя. Выслушиваем ответы детей. Они могут быть самыми различными. Принимаем все ответы. Обратить внимание ребят на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в

семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. Какая судьба была предначертана Грэю? Скорей всего он бы продолжил дело отца, приумножил богатство своей семьи и т.д. Ассоль же было уготовано печальное будущее: бедность, одиночество и никаких надежд.

Как вы думаете, окружение наших героев могло повлиять на их характеры? Если Ассоль

каждый день терпит унижение от своих сверстников, испытывает одиночество, не могло ли всё это испортить её характер, сделав её замкнутой, запуганной, озлобленной? А Грэй? Живя в достатке, не испытывая препятствий в своём поведении, ведь он мог проявлять такие отрицательные черты, как неуважение, высокомерие к простым людям?

Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам. Поработаем с папкой «Мир вещей». Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

3 группа

* Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

* Как это её характеризует?

* Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй»

4 группа.

*Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

*Почему отец не наложил взыскания на сына?

*Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких

событий. Почему именно такие картины?

Физминутка

Инсценировка отрывка

III. Наблюдение над именами героев.

Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, -сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, -продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. -Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности..

А Артур Грэй? Случайно ли автор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув героя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя по фамилии – Грэй. Мы не можем точно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести

до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова

«грэй».

В первую очередь ученики вспоминают, что слово «грэй» на английском языке означает «серый».

Высказывают интересные мысли, почему автор дал смелому, сильному и умеющему делать благородные поступки герою имя с корнем «серый». Рассуждают о том, что и

Грэю и Ассоль уготована была жизнь с серыми буднями, но они своей верой в чудо, желанием делать мир ярким, добрым смогли изменить предначертанные им

судьбы.

IV. Работа над развитием воображения.

Как вы думаете, воображение даётся человеку с рождения или его можно развивать?

Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живём не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в тот или иной образ предмета.

Задание

(используется приём технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Разыгрывается в лотерею. На билетиках написано:

Ассоль:

«Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами».

Грэй:

«Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

4) Кульминация

Прослушайте отрывок, в котором описывается спящая Ассоль глазами Грэя.

Выполните задания по вариантам:

1в (Отметьте слова, описывающие состояние природы. Какой художественный прием использует автор?)

2в (Отметьте слова, передающие состояние Артура Грэя)

(Учитель читает отрывок под музыку К.Сен-Санса "Лебедь")

Автор подчеркивает, что девушка была замечена не только глазами, но и иначе. Как увидел её Грэй и почему он так смог увидеть? Душа Артура с самого утра была в беспокойстве и томлении, которые и сам капитан объяснить не мог. Поэтому не удивительно, что, увидев на обрыве среди обрызганных росой трав и цветов спящую девушку, он был поражен её неизъяснимой чистой красотой. Он увидел её не глазами, а сердцем. Он, как в своё время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное, необычное.

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Монолог Грея, текст перед каждым учеником, заполняется таблица (используется приём «инсерт»)

5) Развязка

Не столько важно то, что случилось с Грэем и Ассоль, сколько то, что жители Каперны, не умеющие любить грубые люди, смогли убедиться в силе добра, поверить в чудо. С тех пор алые паруса – символ сбывшихся надежд.

Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось? (желать, верить, действовать)

6) Эпилог

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса. Другие люди просто говорят: "Это невозможно". Но говорю вам, если это ваша мечта , и вы готовы идти к ней, то нет для вас ничего невозможного. Если того, о чем вы мечтаете , еще нет в природе, значит, оно будет создано для вас. Все, что вы можете представить себе, вы можете достичь. Помните, что мечты сбываются !

Домашнее задание:

  1. Сочинение на тему: «Почему сбылась мечта героев?»
  2. Ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова Сомерсета Моэма?»
  3. Мини-сочинение на тему: «Когда сбываются мечты?»
  4. Стр.27, п.5 (письменно)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Введение

У каждого человека есть способность мечтать. Если у него отнять эту возможность, то уйдёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, творчество, науку и желание борьбы во имя светлого будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным и искусственным только человеку, нищему духом и фантазиями. Читать Грина можно и нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение и переживания – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, искрящие дали, другую жизнь, он волнует и заставляет страстно желать этой жизни. По этой причине в наше время надо читать произведения А. Грина. А если забыть о мечте и перестать мечтать о ней, то жизнь станет совсем неинтересной и грустной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем иными – мрачными, скучными, скупые душой.

Цели моей квалификационной работы:

1. Постановка спектакля по повести А.Грина «Алые паруса».

2. Проверка на практике своих знаний по мастерству актера, режиссера и педагога.

Задачи моей квалификационной работы:

2. Произвести режиссёрский анализ пьесы.

3. Найти тему, идею и конфликт спектакля.

4. Определить сверхзадачу, сквозное действие и «зерно» спектакля.

5. Найти художественный образ спектакля.

6. Определить жанр и стиль спектакля.

7. Отобрать режиссёрские средства выразительности.

8. Отобрать актёрские средства выразительности.

I. Режиссерский анализ повести А.Грина «Алые паруса»

Первое впечатление от прочитанной пьесы

Несправедливость

Ранимость

Философия

Сказочность

Зависть

Чёрствость

Жестокость

Задумчиво

Красочность

Романтика

Целеустремленность

Красный цвет

Надежда

Поветь «Алые паруса» очень вдохновляет, даёт полёт фантазий и реальность мечты. Она помогает поверить в то, что можно и нужно бороться за свою мечту, не предавать ни себя ни её. Идти за ней до конца не бросая её несмотря ни на что. Человека сам творец своего счастья и об этом не стоит забывать.

Обоснование выбора пьесы

Грина следует читать вдумчиво и осмысленно, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым для читателя. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение которое я выбрала - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - светлый, манящий неистово сверкающий. Грин использует большое количество красок для описания героев, природы и окружающего мира. Интерес к цветовым образам, чистоты главного героя, полёт мечты и фантазий этого произведения повлиял на мой выбор.



Мало кто из писателей активно работают с цветовыми, разноцветными образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который умело, без боязни переборщить употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и именно его повести «Алые паруса», довольно таки много- это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе довольно много аналитических замечаний о творении А.С Грина известных, талантливых российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. В этих работах говориться о жанровых особенностях повести, романтической основе произведений А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Использования цветовых образов- этому вопросу уделено очень мало внимания, эта тема систематически, к сожалению, не изучена. Из этого, можно сделать вывод, что такого рода тема мало изучена и с нетерпением ждет своих исследователей. О том, что цветовые, разноцветные образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно нам давно. Этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского и т.д.

Яркость образов, разноцветье, чистая идея и искренняя мечта повести подтолкнули меня в сторону выбора данной повести- фиерии

Сюжетный пересказ пьесы

Лонгрен, человек, который закрылся в себе и не имеет желания идти к людям на контакт. Жил он изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки осторожно относились к бывшему моряку, особенно после одного случая.



Однажды, во время бушующего шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Одним и единственным свидетелем происходящей случайности оказался отец главной героини. Он спокойно стоял и курил трубку, следя за тем как тщетно взывает к нему Меннерс о помощи. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её, вследствии чего она умерла.

Лавочника, спустя чуть меньше неделе, подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью повествовал о виновнике своей трагедии.

Не рассказал он лишь о том, как пять с половиной лет назад жена Лонгрена попросила у него немного взаймы. Ведь она только что родила малышку Ассоль, роды проходили достаточно тяжело, и большое количество денег ушли на лечение, а муж на тот момент не вернулся из морского путешествия. Меннерс тогда посоветовал не быть недотрогой, и только на таких условиях он готов был помочь. Конечно она не согласилась и обессиленная женщина в дождливую погоду отправилась в город заложить кольцо. После такого похода она простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с малюткой на руках и больше не мог себе позволить ходить в море.

Весть о таком как демонстративно бездействовал Лонгрен поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Отношение жителей перешло в ненависть и также перешло на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами. И казалось будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменял ей всё и всех: мать, подруг и земляков.

Спустя время когда Ассоль подросла, отец отправил её в город с новыми изделиями на продажу, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Ей стало скучно и по дороге через лес она решила поиграться с корабликом и спустила его в ручей. Поток понес его и увлек за собой девочку. И после, девочка увидела игрушку в руках незнакомца, имя его было Эгль- собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и рассказал тайну о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в прекрасные дали.

На радостях она рассказала об этом отцу, но нищий коварно подслушал этот разговор и разнёс эту нежную тайну по всей Каперне. И каждый ребёнок деревни так и норовил её обидеть всё более обидным словом. С того момента её и посчитали полоумной

Артур Грэй, единственный сын короля. Рос он в богатстве и ни в чём не нуждался. Но это был парень со светлой душой и добрым, настоящим сердцем. К своим желаниям он относился серьёзно и с намерением осуществить его. Он рос бесстрашным и решительным парнем.

Артур был отзывчив к другим людям и всегда был предоставить свою бескорыстную помощь.

Грэй тайком от всех покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добродушным человеком, но строгим моряком. Он, как умный человек сразу оценил достоинства юного парня и Гоп решил сделать его капитаном. В двадцать лет Грэй купил собственный трехмачтовый галиот «Секрет» и ходил на нем в плавание четыре года. Судьба привела его в соседнюю деревушку неподалёку от Каперны.

Прибывши на землю Артур вместе со своим матросом Летикой решили отправиться на рыбалку. Как только нашли подходящее место для ловли рыбы, то сразу же остановились и развели костёр. Утром, Грей решил прогуляться и увидел на траве спящую Ассоль. Он был ошеломлён её красотой. Он долго её разглядывал, а когда решил уходить то снял с пальца своё кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой добрались до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он поведвал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце на корабле с алыми парусами. Рассказал что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и страшный человек, воспитавшего такого ребёнка. Артур не верил первому встречному и усомнился в словах трактирщика. Сомнения усилились, когда пьяный посетитель заверил, что рассказчик врет. Грэй и без посторонней помощи смог кое-что понять и разглядеть в этой необыкновенной девочке. Она знала как будто больше чем другие. Делала открытия непонятные и ненужные жителям Каперны. Её никто не понимал. Её чистую фантазию и чудное сердце.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился на поиски алого шелка для парусов своему кораблю. Он решил осуществить сказку милой Ассоль. В городе он встретил своего давнишнего знакомого, бродячего музыканта Циммера и по старой ружбе попросил его к вечеру прийти на «Секрет» со своим оркестром.

Шёлковые алые паруса, которые Грей велел заменить, привели в удивление команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Под чётким руководством, утром, «Секрет» вышел под шелковыми парусами и ближе к обеденному времени уже был в виду Каперны.

Ассоль была радостно удивленна, что сначала усомнилась в увиденном. Зрелище белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка, было неповторимо и волшебно. Она побежала навстречу кораблю. Жители Каперны расступились, давая дорогу Ассоль. От корабля отошла лодка в которой и была её мечта, где был Артур. Через небольшое время она уже была на самом корабле, а на жителей деревни она уже смотрела с моря. У людей больше не было слов и сплетен. Не было ничего светлого и честного. А Ассоль со счастьем внутри, освещая всё вокруг, отправилась в блестящие дали. И всё случилось именно так о чём рассказывал старик и над чем так скверно смеялась вся деревня.

В тот же день, по приказу Грея, открыли бочку столетнего, того самого вина, которое никто и никогда еще не пил. А по утру корабль был уже далеко от Каперны, унося ошеломленный чудным вином Грэя экипаж. Не смыкал глаз только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Композиция спектакля

Спектакль - художественное целое. Однако в его целост­ности явно присутствуют части, определённые куски. Разъединение можно за­метить при просмотре даже наиболее идеального спектак­ля, и это происходит потому, что спектакль анализируется и переваривается по частям, куски целого склеиваются постепенно. Этот процесс и называется построение, точнее композиция спектакля.

Композиция спектакля зависит от строения пьесы. Режиссеру важно найти собственное решение, дать свой вариант трактовки в создании художественной и эстетической целостности спектакля. Режиссерский замысел должен быть воплощен в композиции спектакля. Зачастую спектакль становится самоценным благодаря режиссерской концепции, не зависящей от композиции пьесы, за счет выявления новых акцентов в содержании пьесы и новых ее смысловых трактовок.

Линейная - композиция. Это, можно сказать, самый распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой. В спектакле «Алые паруса» линейная композиция.

Экспозиция - от начала спектакля до момента встречи Ассоль и Эгля.

Завязка – от момента встречи Ассоль и Эгля до прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами».

Кульминация - от прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами» до открытия бочки столетнего вина.

Развязка (финал) - открытия бочки столетнего вина до отплытия корабля.

Принцип мизансценирования

Мизансцена (от французского mise en scène - размещение на сцене) - одно из главных визуальных средств создания театра, часть режиссерского замысла, представляющая собой расположение актеров на сцене в конкретный момент спектакля или в постановке вообще.

Мизансцена, если говорить на языке кино - это то, как видит кадр (сцену) зритель или со стороны зрителя. В театре, следует грамотно выстраивать сцены так, чтобы каждому со своего зрительного места было видно определенную композицию из актеров и декораций. К мизансцене относятся все действие актеров на сцене, их выходы из-за кулис, переходы, смены мест, а также взаимодействие со зрительным залом.

Мизансцена неотделима от режиссуры и сценографии. В характере ее построения воплощается жанр и стиль спектакля. Она создает определенную пластическую форму постановки и потому в ее создании с актерами участвуют как режиссер, так и художник спектакля (в кино - оператор), а иногда и хореограф, например, как в спектакле Театра Наций "Сонеты Шекспира".

Каждая мизансцена в современном театре должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. Мизансцена порой становится важнее самих актеров, поскольку современный театр стремится к визуальности, зрелищности.

Через мизансцену режиссер влияет на трактовку действия.

Известны следующие разновидности мизансцен:

Плоскостные;

Глубинные;

Горизонтальные;

Вертикальные;

Диагональные;

Фронтальные;

Прямолинейные

Параллельные;

Перекрестные;

Зигзагообразные;

Круговые;

Спиральные;

Симметричные;

Ассимметричные.

Принцип мизансценирования в спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» следующий:

Плоскостные

Глубинные

Горизонтальные

Симметричные

Атмосфера в спектакле

Именно она- атмосфера, дает воодушевление и силу на будущее. В хорошей атмосфере, которая наполнена нужной энергетикой, актёр чувствует себя так как нужно для роли. Он наполнен не только внутренне, но и внешняя атмосфера поддерживает его образ. Состояние злости или радости, грусти или счастья: всё это считывается, можно сказать, кожей. Зритель это чувствует точно так же как и сам актёр. Поэтому атмосфера спектакля играет также большую роль и создавать её нужно не менее вкрадчиво.

Актёры чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина поглотила ночную сцену.
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Все элементы очень важны именно они воздействуют на нашу восприимчивость и создают нам тот или иной образ, атмосферу, в которой зритель или участник чувствует себя так, как запланировал режиссёр. Получает ту или иную эмоцию, которая подразумевалась творцом. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности или забытой эпохи другого времени.

В театр понятие атмосферы пришло из жизни. Мы часто с этим словом и понятием можем столкнуться где угодно и дома в семье, на работе и даже в очереди, накалённое состояние людей мы чувствуем порой без слов. И в жизни сопутствует нам каждую минуту, на каждом шагу.

Атмосфера – явление слишком человеческое, потому в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный синтез взаимоотношений с окружающим нас реальным миром. Мир наших мыслей, эмоций, хотений, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего невозможно наше существование, это мы и называем- атмосфера жизни. Без неё наша жизнь нам напоминала бы машину- робота по которой не течёт красная кровь, не двигается мимика на лице, не горят глаза и не хмурятся брови.

В жизни каждого человека окутывает своя атмосфера. Она меняется, в ней происходит борьба различных ценностей. Это нормально: в жизни каждого происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы, наша личная может подчиняться общественной и т.д.

Атмосфера в спектакле «Алые паруса» - это атмосфера чистая, живая, настоящая, незапачканная, как бы ни старались окружающие, грязью и отчаянием. Царит искрящаяся мечта, преданность фантазий, полёт волшебного сна, но сна непростого, а где персонажи преодолевают трудности на пути к своей заветной цели.

Темпоритм спектакля

Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, размеренно, быстро и т. п., что потребует от нас различной затраты энергии, но не обязательно что окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Таким образом, молодой режиссер, желая поднять тон спектакля, просит актеров действовать быстрее, но только внешнее, физическое ускорение не рождает еще внутренней активности.

Другое же дело - ритм внутреннего действия, поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Таким образом, под термином «ритм» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и том же быстром темпе действия могут быть совершенно различные по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами.

Ритм и темп неразрывны между собой, поскольку характеризуют одну единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо - ритма.

Развитие темпо-ритма спектакля - волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо-ритм спектакля есть показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы - это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста».

Темпоритм спектакляпо пьесе А.Грина «Алые паруса» делится на несколько частей:

Темпоритм задаётся активной сценой с тонущем Меннерсом

Затем темпоритм затихает с момента появления Ассоль

После встречи Ассоль и Эгеля темпоритм идёт по нарастающей

Пика темпоритм достигает на пребывании корабля с алыми парусами в гавань.

Светоцветовое решение

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Разнообразные виды декорационного оформления требуют специальных приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, которые оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Свет театральный- этоискусство освещения театрального пространства: то пространство, где прибывают зрители, и там где находятся театральное действие. Задача освещения зрительного зала, не столь относится к режиссуре, обычно является частью архитектурного проекта.

Свет разнообразен в своём использовании, поэтому нужно видеть не только где должен быть свет, но ещё и как он должен освещать ту или иную сцену, поверхность, действие, конкретного героя или определённый элемент.

В спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» при помощи света создаётся атмосфера сказочного несуществующего места. Основной цвет света – белый, как чистое полотно на котором может возникать любая фантазия или воспоминания. Изредка, пробивается красный цвет, как символ рассвета, любви и нежности.

Костюм, реквизит, бутафория

Белая ширма

Красные ширмы

Игрушечный корабль с алыми парусами

Игрушечные фигурки разных мореплавательных суд

Искусственные цветы

Красная ткань, как имитация алых парусов

Стойка со стаканами и чашками

Полотенце

Брюки чёрные

Рубашка белая

Сарафаны

Гольфы разноцветные

Белое платье

Морская тельняшка

Белое жабо

Туфли мужские

Чешки женские

Туфли женские

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Звуко-шумовая партитура

Название произведения Реплика начала Реплика завершения

Главным персонажем повести Александра Грина является мечтательная и искренняя девушка Ассоль. Эта девушка - один из самых романтических персонажей русской литературы XX века.

Мать Ассоль рано умерла, и ее вырастил отец – моряк и ремесленник Лонгрен. Жители деревни их не любили. Девочка с ранних лет привыкла к одиночеству. Окружающие её отвергли, ей приходилось терпеть насмешки и оскорбления. Ассоль даже считали сумасшедшей. Она рассказала односельчанам историю о встрече с чародеем, который пророчил, что за ней в назначенный час приплывёт благородный принц на корабле с парусами алого цвета. После этого её прозвали корабельной Ассолью.

По своему складу героиня отличается яркой фантазией и искренним сердцем. Ассоль смотрит на мир широко распахнутыми глазами, она верит в свой идеал и никогда не откажется от мечты. У неё богатый внутренний мир и она умеет видеть глубокий смысл в простых вещах.

Ассоль образованна и любит читать. Ей присущи трудолюбие и любовь к природе. С растениями она общается, как с живыми существами, проявляет о них заботу. Когда же Ассоль подрастает, то становится по-настоящему красивой. Ей к лицу любые наряды. Она милая и обаятельная девушка. Её лицо чистое и светлое, как у ребёнка.

В душе Ассоль всегда лелеяла свою сокровенную мечту о корабле с алыми парусами. Даже отец девочки надеялся, что через время она выбросит из головы предсказание волшебника Эгля. Но способность самозабвенно грезить и игнорировать злые выпады односельчан укрепили дух девушки. В ее жизни настал час для чуда. Она повстречала того, кто понял её чуткую юную душу и осуществил сокровенную мечту. У берегов её родной деревни появилось судно с алыми парусами. Его построил для Ассоль капитан Грэй – благородный моряк, который узнал историю Ассоль и воплотил ее в действительность.

Героиня повести-феерии является настоящим символом такого вечного и достойного чувства, как вера. Её душу переполняют эмоции и переживания, она чувственная и открытая, но при этом обладает сильным и несгибаемым духом. Ассоль не отпустила свои грёзы. И поэтому они сбылись.

Вариант 2

Так хочется верить в чудеса. Мир сказок и мечтаний близок каждому человеку. Пока человек живет, он мечтает. Тема любви и мечты не раз становилась основной в творчестве писателей разных времен и эпох. Достаточно вспомнить В.Шекспир «Ромео и Джульетта», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.Грина «Алые паруса».

Ассоль у А.Грина – символ веры, чистоты и преданности своей мечте. Автор воплощает в образе героини идеал наивности и романтизма. Он очень любит свою героиню, а что бы ее полюбил читатель, повествование о ней писатель начинает с младенчества.

Когда малышки не исполнилось года, умерла ее мама, отец пропадал в море, с воспитанием девочки помогал старик-сосед. Чтобы как то прокормить семью отец стал изготавливать игрушки и продавать их, человек он был не общительный и угрюмый. Девочка не могла себе позволить изысканные наряды, денег хватало только на самое необходимо, но она не жалуется ведь они с отцом любят друг друга. Грин на протяжении всего произведения прослеживает превращение маленькой девочки в очаровательную девушку.

В пятилетнем возрасте Ассоль вызывает улыбку своим добрым личиком, подростком в двенадцать лет словно «ласточка в полете» - выразительна и чиста, девушкой она завораживает взгляды прохожих: рост невысокий, длинные ресницы, темно-русый тон волос.

Встреча со сказочником и собирателем песен Эглем стала судьбоносной для девочки. Своим предсказанием о прекрасном принце, который обязательно приедет за ней под алыми парусами, навсегда поселили в девушке мечту. Окружающие не понимали героиню, считая, ее «странной».

На становление характера героини повлияло окружение и деревенское общество. К семье Ассоли жители деревни относились настороженно, старались не общаться с ними. Девочка не имела друзей, природа скрашивала ее одиночество.

Увидев спящую Ассоль и узнав ее секрет от людей, Грэй не мог не осуществить сказочную мечту. Он приплывает за девушкой под алыми парусами и увозит ее. Оба романтические натуры они должны быть вместе. Счастливый конец красивой сказки, Ассоль нашла своего принца.

А.Грин – писатель - романтик, своим произведением показал, что если верить и надеяться на чудо, оно обязательно придет, не надо отчаиваться и надо стремиться к исполнению своих желаний.

Сочинение Образ Ассоль

В «Алых парусах» читателям очень полюбился образ Ассоли, который воплощает в себя веру в доброту и исполнения мечты, что сказка станет былью и все сбудется.

У Ассоль было трудное детство. Мать погибла, когда Ассоль не было и года. В смерти матери виновен был хозяин таверны. Поэтому девочка осталась жить вдвоем с отцом. Отец, моряк Лонгрен, сам растил и заботился о дочери, а она во всем ему помогала и слушалась. В Каперне, где они жили, царила грязь и нищета, люди были злые. Многие считали ее отца убийцей и не разрешали своим детям с ней играть. Ассоль чувствовала себя одинокой, подруг у нее не было, но от этого душа ее не огрубела, она была очень доброй. Девочка росла в своем, замкнутом мире, известном только ей одной. Играла сама, живя в своем загадочном мире.

Из нее получилась хорошая хозяйка: она и пол помоет, и заметет, и одежду перешивала, из старого на новое.

Возила на базар продавать игрушки, чтоб выручить хоть немного денег. Когда шла домой по дорожке, то часто разговаривала с деревьями, поглаживая каждый листик.

А в Каперне над нею смеялись и считали ее полоумной, но она молча переносила эти оскорбления. Никто в деревне не поверил ее рассказу про встречу в лесу с волшебником, считали это выдумкой. Однажды девочка возвращалась из города и шла через лес. В лесу Ассоль встретила доброго Эгля, собирателя легенд. Он ей сказал, что однажды в Каперну приплывет корабль с алыми парусами и к ней выйдет красивый принц. Принц протянет руки к Ассоль и заберет ее навсегда с собой. Волшебник ей подарил мечту, чтоб она смогла подняться к солнцу. Имя Ассоль ведь тоже солнечное! Девочка поверила Эглю и рассказала об этом отцу. Лонгрен не стал разочаровывать Ассоль, решив что со временем все забудется.

Когда Ассоль подросла, стала настоящей красавицей и все ей завидовали. Вся одежда на ней казалась как новая и девушка была просто очаровательна. Для нее сумрачный день превращался в солнечный ливень. Лицо, как и прежде, светилось детской улыбкой. В ее жизни появился молодой человек, который во сне одел на ее палец кольцо. После этого Ассоль еще больше стала уверена, что мечты ее скоро сбудутся.

Ассоль никогда не хранила злобу на своих обидчиков. Всегда относилась с лаской и заботой к животным, только кроме отца у нее был еще один друг угольщик Филипп.

Ассоль совсем непохожа на жителей городка, они как с другого мира и им там не место. Девочка не утратила способность радоваться и любить окружающий мир.

Сочинение 4

Александр Грин известный романтический писатель, который прославился произведением Алые паруса. Здесь мечты на грани с реальностью, поэтому это произведение стало символом любви и веря для многих поколений женщин. Красота души и тела заставляет нас поверить в Ассоль и сделать ее своим идеалом для подражания.

Главной героиней этого романа является девушка Ассоль, которая находится в своих мечтах. Она символ чистоты и невинности. Но жизнь ее не была так радостна, как кажется на первый взгляд. Девушка рано потеряла мать, и растил ее отец ремесленник и моряк вместе со стариком по соседству. Отдушину она находила в чтении и в образовании. Она любит природу и чувствует всеми нотками души. Всем живым существам она помогает в той или иной ситуации. Если птицы голодны, то она накормит их хлебными крошками, если кто-то повредил лапку, то она обязательно вылечит. Все это накладывается на ее не только внутренний мир, но и на внешнюю красоту.

Ассоль по настоящему красивая, поэтому любые наряды ей к лицу. Грин очень душевно относится к девушке, показывая ее со светлым и чистым лицом и с чистой доброй душой как у ребенка поэтому он прослеживает в этом романе всю ее жизнь с младенчества до преображения в прекрасного и очаровательного лебедя. Всю жизнь за ней следовало одиночество, так как жители ее деревни почему-то их не любили. Независимо от состояния окружающего общества Ассоль оставалась с добрым сердцем и искрящимися глазами. Главное в ее жизни верить мечту и ждать исполнения своих желаний.

На протяжении всей жизни у нее была мечта встретить своего принца на корабле с парусами алого цвета. Но желание быть счастливой не дает возможности перестать грезить об этом моменте, поэтому когда у берегов деревни останавливается корабль мечты, то Ассоль не может поверить своему счастью. Судьбой этой красивой девушки становится капитан Грей, который понял ее и осуществил потаенные желания и мечты. На самом деле таких благородных мужчин в то время было мало, так как не каждый мог поставить желания своей любимой выше своих.

Образец 5

Повесть – феерия «Алые паруса» была написана Александром Грином вначале 19 века. Она рассказывает о доброй мечте, которой было суждено стать реальностью, и о том, что каждый способен сделать чудо для близкого человека.

Главной героиней повести является Ассоль. Когда Ассоль едва исполнилось 5 месяцев, умерла ее мать. Воспитанием дочери занимался отец – бывший матрос Лонгрен. Чтобы заработать на жизнь, он мастерил детские игрушки, которые Ассоль помогала делать и продавать. В Каперне многие считали Лонгрена убийцей, односельчане сторонились бывшего моряка, а детям запрещали играть с его дочерью. Злые насмешки соседей не повлияли на доброе сердце юной Ассоль. Она росла в своем загадочном мире, наполненном мечтаниями и надеждами.

У Ассоль былое богатое живое воображение. Однажды она встретила старого сказочника Эгля, который подарил девочке прекрасную мечту. Сказочник сказал, что, когда Ассоль вырастет, за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Слова Эгля настолько сильно понравились юной Ассоль, что на долгие годы стали ее мечтой, помогающей переживать трудности жизни. Вернувшись домой после встречи с Эглем, девочка рассказала Лонгрену о предсказании волшебника. Отставной моряк не стал разочаровывать дочь, он подумал, что со временем все забудется само.

Отец научил Асоль читать и писать, и она с удовольствием проводила время за книгой. Весьма примечательно, что книги Ассоль читала между строк, «как и жила» - сообщает писатель. Также Ассоль любила природу, с нежностью и добротой относилась ко всему живому.

Шли годы, Ассоль стала прекрасной девушкой, сохранившей доброе чуткое сердце. Каждый день она встречала с улыбкой, находила радости в мелочах. Обладая жизнелюбием и чуткостью, она заботилась о братьях наших меньших, заговаривала с деревьями. Ассоль смотрела на мир, как на тайну, искала глубокий смысл в обыденных вещах. Она не обращала внимания на насмешки односельчан, которые считали девушку полоумной. Ассоль молча сносила их едкие замечания и никогда не держала на них зла. Девушка верила в свою мечту и, конечно, это помогло ей сбыться. После того, как кто-то надел на палец спящей Ассоль кольцо, вера в слова сказочника с новой силой разгорелась в ее душе.

Мечту Ассоль осуществил молодой капитан Грей. Услышав историю девушки, Грей воплотил в реальность слова сказочника. Таким образом, Ассоль действительно встретила своего принца.

Повесть Александра Грина учит не только мечтать, но и воплощать мечты близких людей. Также она учит всегда верить в лучшее.

  • В чем Мцыри видит счастье сочинение

    Сюжет поэмы «Мцыри» разворачивается вокруг главного героя произведения маленького мальчика, который воспитывался монархом. Сначала читателю может подумать, что Мцыри везучий человек

  • Данная повесть знакомит нас с героинями, которые ради победы были готовы оставить безопасную жизнь и отправиться на фронт. Девушки в отличие от парней не имели обязанности перед военкоматом.

    НЛО – неопознанный летающий объект. Но в это понятие мы вкладываем намного больше, чем сказано в определении. В нашем сознании это не просто объект, а подтверждение того, что в пределах пространства Вселенной есть жизнь

    «Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

    Краткий анализ

    Год написания - 1916 - 1920.

    История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

    Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

    Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

    Жанр - Повесть-феерия.

    Направление - Неоромантизм, символизм.

    История создания

    История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

    Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

    В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

    Тема

    Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

    Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

    Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

    В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

    Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

    В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести . Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

    Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

    Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

    Композиция

    В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

    Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

    Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

    Главные герои

    Жанр

    Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

    В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1220.

    Класс: 6

    Цель урока: обозначить роль и значимость проведения нестандартных уроков литературы, их воздействие на повышение эффективности обучения и воспитания, развитие творческого самовыражения личности.

    Задачи урока.

    Расширить и углубить знания об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы; обобщать, делать выводы, формировать умение давать оценку героям и их поступкам, совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.

    Развивать устную речь, память, способность высказывать собственное мнение.

    Воспитывать ответственность за свои поступки, чувство отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.

    Оборудование: портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма “Алые паруса”, песня В. Ланцберга “Алые паруса”, распечатки заданий для работы в парах, белый парусник (оборотная сторона парусов красного цвета), на борту которого написаны слова Н. Тихонова: “… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа”,тексты стихов С.Наровчатова, Н.Матвеевой и Н.Варлей, биография А. Грина в картинках (презентация к уроку), Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

    План урока

    1. Музыкальное сопровождение (исполнение песни В.Ланцберга “Алые паруса”).

    2. Вступительное слово учителя (биография А. Грина в картинках (презентация к уроку).

    3. Словарная работа.

    4. Беседа по произведению.(выполнение заданий).

    5. Словесный портрет героев по воображению.

    6. Просмотр видеосюжета из кинофильма “Алые паруса”.

    7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса”, Н. Варлей “Ассоль” (муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

    8. Беседа по вопросам.

    9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса”.

    10. Итог урока.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Урок начинается с исполнения творческой группой ребят песни “Алые паруса”.

    Песня “Алые паруса” (фонограмма песни в аудиозаписи).

    Звучат слова и музыка Владимира Ланцберга.

    Ребята, надо верить в чудеса!
    Когда-нибудь весенним утром ранним
    Над океаном алые взметнутся паруса,
    И скрипка пропоет над океаном…

    2. Вступительное слово учителя. (Биография А. Грина в картинках. Презентация к уроку).

    Сегодня мы продолжаем работу над произведением А. Грина “Алые паруса”. Автор создал книгу о мечте, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей жизнью. На уроке подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты. Сам А.Грин назвал свое произведение феерией (волшебное сказочное зрелище). Давайте подумаем и ответим на вопрос: “А что такое мечта? Нужна ли человеку мечта?”

    3. Словарная работа. (На партах словарь С.И.Ожегова)

    Вспомните, с каким словом соотнесено у Грина понятие “мечта”? (Мечта - Сказка - Чудо).

    Что общего в этих понятиях? Как вы думаете, какое из этих слов однозначное и почему? (Чудо)

    Мечта

    1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

    2. Предмет желаний, стремлений.

    Сказка

    1. Повествование, основанное на вымысле, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

    2. То же, что чудо.

    Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

    А какое из этих слов ближе вам и почему?

    Анатоль Франс говорил некогда: “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

    Как можно прокомментировать слова французского писателя, если их перенести на произведение А.Грина “Алые паруса?”.

    Действительно, мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса.

    4. Беседа по повести (работа на восприятие произведения).

    1. Чем необычна повесть?

    2. Каким проникнута настроением?

    3. Какое оставляет впечатление после прочтения?

    Задание: распределите отрывки из феерии “Алые паруса” в последовательном порядке (работа в группах), объясните ваш выбор.

    Группам раздаются листы с напечатанными выдержками из разных частей отрывка.

    4. А что означает для вас алый цвет? (Цвет мечты, чуда, любви). Три главные темы раскрыты в повести: чистой и светлой любви, воплощенной мечты, исполнившегося чуда)

    Слово учителя:

    Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь - это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести Ассоль и Грей. "Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

    5. Словесный портрет героев по воображению. (Работа по вариантам)

    Почему Лонгрена и Ассоль не любили в Каперне?

    Какой была Ассоль для жителей Каперны? (Непохожей, странной, не такой, как они, но даже эти люди чувствовали, что она лучше их.)

    Почему Ассоль не могла играть со своими сверстниками?

    Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен, её отец, большой и сильный человек. Он учил её уметь любить, он рассказывал ей своеобразные фантастические истории о жизни и людях, поэтому голова её была полна чудесных снов. Она больше жила в мире мечты.)

    Как росла Ассоль? (Она росла на сказках, гуляла по лесу, по берегу моря, дружила со зверями и птицами, с деревьями.)

    Как относился к ней Лонгрен? (Он её любил. А люди из Каперны не умели любить.)

    А что такое, по-вашему, любовь?

    Ассоль умеет любить? (Да. Она жалеет людей. Любит всё живое на земле. В лесу она “чувствовала себя как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…”. “Я иду, братцы, спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех помню и почитаю…”)

    А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

    Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя? (Защитили бы)

    В повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нём, как от рыцаре, защитнике слабых: 1) замазал краской раны Христа на картине; 2) чтобы пережить чужое страдание, он намеренно обварил себе руку; 3) подарил деньги Бетси от имени Робина Гуда.

    Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество. Мечта. Странность, непохожесть. Стремление к чудесам. Ожидание чуда. Жажда приключений. Любовь к природе. Доброта и бескорыстность.)

    Мечта в чудо и ожидание любви – вот основное в характере обоих героев.

    Случайно ли они встретились в жизни? (И случайно, и не случайно. Они искали друг друга – две родственные души.)

    Сама судьба их свела. Вспомните тревожное чувство Грэя накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром: “С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…”.

    А что испытывала Ассоль в ночь перед встречей? (“Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её… Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её внутри и вовне, и она как бы проснулась ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её.”)

    Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула,

    Это говорит о родственности их душ. А почему Ассоль никому не рассказала о кольце? (Наученная горьким опытом жизни… Боялась вспугнуть счастье…)

    Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения”.)

    А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (С тревогой, злобным испугом; “змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины”)

    Итак, Ассоль нашла своё счастье. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

    6. Просмотр видеосюжета. (Фрагмент фильма “Алые паруса”)

    1. Просмотрите видеофрагмент, в котором старик Эгль напророчил судьбу Ассоль. Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? (“Невольное ожидание прекрасного” увидел Эгль в лице девочки)

    2. Что особенно выделяется в описании Ассоль? (“Темные, с оттенком грустного вопроса глаза”, “серьезные глаза, повеселев, просияли доверием”)

    3. Почему Ассоль поверила в эту сказку? (“Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так”)

    7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса” Н. Варлей “Ассоль”.

    (После ответов ученица читает наизусть стихотворение Новеллы Матвеевой “Предсказание Эгля” .)

    Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
    В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
    Ты не верь земле, черствой и сухой, - верь волне морей.
    Пусть она скользит, дразнит и грозит - больше правды в ней.

    Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
    Видишь тот обрыв и простор морской - посмотри туда.
    Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
    С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

    Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
    Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,
    И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
    Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

    Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
    Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
    Ступит на песок - радость на лице сильная, как боль, -
    Скажет: “Добрый день!” Спросит он: “А где тут живет Ассоль?”

    Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
    Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
    Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
    Ты увидишь блеск алых парусов - это за тобой.

    В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н.Матвеевой “Предсказание Эгля” - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

    Слово учителя:

    - "Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

    На этом этапе урока мы попытаемся объединить всех тех, кто когда-либо вдохновлялся сказкой А.С.Грина. Замечательное любовное стихотворение Наровчатова Сергея , которое оставляет неизгладимый след в душе и сердце влюбленных людей. (Чтение стихотворения звучит под музыку Э.Грига,берем фрагмент “Утро” из первой сюиты к драме “Пер Гюнт”,сначала музыка звучит тихо, затем постепенно увеличивается громкость)

    Алые паруса

    Сказками я с дочкой провожаю
    Каждый день вечернюю зарю:
    Коням в стойлах гривы заплетаю,
    Перстни красным девушкам дарю.

    И от перьев пойманной жар-птицы
    Обгорают пальцы у меня,
    А звезда во лбу у царь-девицы
    Светит ночью ярче света дня.

    Но в глаза мне дочка смотрит прямо:
    - Расскажи мне сказку поновей,
    Сказку, что когда-то ты и мама
    Полюбили в юности своей.

    Ох, как не люблю я просьбы эти!...
    Все ж придется рассказать. Изволь,
    Ну, так вот. Жила-была на свете
    Девочка по имени Ассоль.

    Странная она была девчонка -
    Только к морю направляла взгляд,
    Принимая каждую лодчонку
    За пунцовопарусный фрегат.

    Платьишко - заплата на заплате.
    Но упрямо сжат был дерзкий рот;
    "Капитан приедет на фрегате,
    И меня с собою заберет!".

    Как жилось девчонке этой трудно,
    Легче даже Золушке жилось!
    Но уж как мечталось непробудно!
    А в мечтах и радости и злость.

    Злость к подругам, к мелочным соседям,
    Для которых сказка - лишь обман,
    Кто твердит: "Вовеки не приедет
    Твой великолепный капитан".

    Зависть не нуждалась и в ответе!..
    Ветром принесло морскую соль,
    И, ее вдохнувши, на рассвете
    Выбежала на берег Ассоль.

    Море ноги ей расцеловало,
    А она, легко вбежав в прибой,
    Даже чаек крик перекричала,
    И ее услышал рулевой.

    Брызги волн ей замочили юбку,
    Холоден был утренний туман...
    Но уже неслась навстречу шлюпка,
    И стоял на шлюпке капитан.

    У Ассоль спросил он только имя,
    И тогда-то, ослепив глаза,
    Сказка окаянная над ними
    Алые взметнула паруса!

    Так я дочку развлекаю к ночи...
    Пусть про нас с усмешкой говорят,
    Что от парусов остались клочья
    И на камни наскочил фрегат.

    А на этих клочьях только дыры,
    Да и те, мол, выточила моль,
    Что половиками для квартиры
    Бросила их под ноги Ассоль.

    Что, мол, капитан теперь в отставке,
    Путь его - не впрямь, а наугад...
    Дочка! Мы внесем свои поправки:
    Люди ведь неправду говорят!

    Дочка отвечает: - Что за толки!
    Мы рассеем их за полчаса.
    Я сама сумею без иголки,
    Снова сшить такие паруса,

    Что корабль сорвется сразу с мели,
    Полетит в морскую синеву...-
    Только бы мы вместе захотели
    Эту сказку вспомнить наяву!

    Наталья Варлей , советская и российская актриса театра и кино,так же вдохновилась произведением А.Грина “Алые паруса”, ее было написано стихотворение “Ассоль” . Вот что говорила Н.Варлей о себе: “ Мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после “Кавказской пленницы” ко мне очень долго относились как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное – зрителям разглядеть во мне актрису другого плана. Меня и в жизни стали ассоциировать с Ниной, хотя я совсем не похожа на свою“пленницу”, по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль. Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь. Лет в 9 я прочитала “Алые паруса” Александра Грина и навсегда влюбилась в этого автора, в книгу и её героев. Грин доказал, что нет на свете ничего более важного, чем “жизнь сердца”, души человеческой; что бескорыстие, честность, доброта, любовь наделяют человека могучей, всепобеждающей силой нравственного совершенства. Через несколько лет посмотрела фильм Александра Птушко “Алые паруса”. И облик Ассоли навсегда соединился в моём представлении с образом, созданным обаятельнейшей Анастасией Вертинской. И ещё одна встреча с Ассолью – это репродукция с выполненной пастелью портретной работы Юрия Масютина.

    Художник изобразил загорелую девочку с высветленными южным солнышком волосами и не по-детски серьёзным взглядом больших синих глаз. Что в этом “блеске свежих глаз”: грусть, задумчивость, мечтательность? Её отроческая душа исполнена доверия к людям и миру. Её чувства легки, как перистые облака, которые высоко поднявшись в небо, никогда не предвещают бурь и ненастий. Всё, хорошее и плохое, в её жизни впереди. А пока девочка пленяет наивной прелестью детства и верой в осуществимость мечты. Она Ассоль по состоянию души. Всегда возле “глаз и души” Грина были любимые им крымские города – Феодосия, Гурзуф, Севастополь. Ведь в конце концов не так уж и важно, где человек появился на свет – в Вятке или в Саратове. Куда важнее, что есть у него на необъятной… земле такое место, с которым его связывает особое духовное родство, к которому он чувствует постоянное притяжение”.

    Послушайте его,пожалуйста.. (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)

    Ассоль

    Проходит жизнь, как сон, как боль.
    Мечты сдаются и стареют.
    И постаревшая Ассоль
    Уходит, не дождавшись Грея.

    Лишь отблеск алых парусов
    Почудится в слезинке горькой,
    Когда надломленная гордость
    Опять откликнется на зов.

    И вновь она вбежит в волну,
    Раскинув жалобные руки,
    Неотвратимый час разлуки
    Как бы стараясь оттолкнуть...

    Мгновенье счастием закружит,
    Заставит верить терпеливо...
    Пока сухая явь отлива
    Надежды дно не обнажит...

    И, обманувшись тишиной,
    Миражным скрипом мачт и вёсел,
    Простившись с морем и с собой,
    Она уходит в ночь - без вёсен.

    8. Беседа по вопросам

    А что объединяет все эти стихи?

    Какие герои встречаются в них?

    С помощью каких средств выразительности показывает автор идею своего произведения?

    Что характерно для мечты здесь? (Готовность действовать ради достижения,присущи чувства страстного желания, верит в ее реализацию, и верит, что он может ее осуществить, человек испытывает необходимость в осуществлении мечты)

    Что было бы с главными героями, если бы у них не было мечты?

    2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

    3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

    4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

    1) Подобрать в тексте “ключевые” слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить “цепочки” ключевых слов.

    2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

    9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

    1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

    2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

    3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

    4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

    5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

    6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

    10. Итог урока.

    Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига? (Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

    Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

    Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

    Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин : “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

    Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.