Непознанное

Контрреволюционная сатира булгакова в в произведении "собачье сердце". Сочинение «Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце

Сатирические произведения, высмеивающие недостатки общества были распространённым жанром в 20е годы 20го века, одна из них «Собачье сердце».Это произведение напечатали только в 80е годы, спустя много лет после смерти автора, т. к. оно является сатирическим изображением человека рождённого революцией, этот человек Шариков (история происхождения). Что же он из себя представляет? Это невежда, которого Швондер (председатель домкома), образовывает через политическую литературу, так он читает переписку Энгельса и Каутского и не согласен ни с тем, ни с другим: «пишут, пишут, а надо всё взять и поделить», вот это и есть новое мышление: «не заработать, а поделить заработанное другими», получить дармовые блага. По этому принципу он претендует на квартиру Преображенского, который превратил его из пса в человека, для этого он использовал самые подлые средства. Решил привести жену и таким образом выселить Борменталя. Шариков по сущности своей хам, самые первые слова осознанно произнесённые им после превращения в человека: «Отлезь гнида».

Он невежа, досаждает профессору своими манерами, носит яркие галстуки, заплёвывает дом, но это не помешало ему занять руководящую должность (начальник отдела по очистке города). Новый человек не состоялся, профессор вынужден превратить его обратно в пса, после того как Шариков собрался писать на него донос. И он снова стал глуповатым, но довольно милым существом. Судя по этому фантастическому сюжету Булгаков скептически относился к лозунгу выдвинутому Лениным: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». В этом произведении есть сатира и на новую власть, которую представляет Швондер и его подчиненные, они не занимаются своими прямыми обязанностями по улучшению быта жильцов, зато они подолго репетируют хоровое пение, настойчиво продают жильцам журналы в пользу детей Германии, хотя своих бездомных хватало, отсюда, считает Преображенский и происходит разруха, она бывает когда каждый плохо исполняет свои обязанности и делает то, что ему несвойственно, а разруха на лицо, воруют колонии, которые раньше спокойно стояли на лестничной клетке, стали ходить через чёрный ход, а парадный почему-то забили, убрали дорожку с лестницы.

Для того чтобы убедительнее раскрыть эти мысли, автор использует различные средства. Элемент фантастики помогает выразить мысль о несбыточности надежд на улучшение общества революционным путём. Речевая характеристика героев показывает разницу между людьми старо воспитания и новыми, который были никем, а стали всем.Яркая, точная, образная речь Преображенского и вульгарный язык Шарикова, портрет Шарикова тоже говорит не в его пользу, низкий лоб, маленькие глазки. Один из критиков сказал: «Все мы дети и внуки Шарикова», к сожалению черты этого героя трудноискоренимы: невежество, хамство в деле сохранились и сейчас, поэтому повесть Булгакова злободневна и в наше время.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления...

  2. М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности...

  3. Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке -...

  4. В основе этой, по словам писателя, «чудовищной истории» сюжетный мотив, восходящий к романтикам («Франкенштейн» М. Шелли), представленный позднее у Г. Уэллса («Остров доктора Моро»), у...

  5. Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. В...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 557 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 618 просмотров
    • - 9 755 просмотров
    • - 8 691 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Сатира Булгакова в произведении «Собачье сердце».

Если сатирическое творчество Маяковского — это высмеи­вание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изобража­лась сама революция, большевики, советский строй. Такая ли­тература, естественно, могла появляться лишь в среде эмигра­ции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется «в стол». Из произведений этого последнего ряда наиболее выдающимся была, пожалуй, повесть Булгакова «Собачье сердце». В пришедших к власти «кожаных куртках» Булгаков видел прежде всего людей в высшей степени некуль­турных, хамов, упоенных своей властью и завоеванными «пра­вами». Именно таким оказывается созданный профессором Преображенским из собаки Шариков. Его наглая самоуверен­ность, торжествующе-победный тон, полное отсутствие не только элементарной культуры, но и хоть какой-то порядочно­сти одновременно смешны своей нелепостью и страшны тем, что этот человек с собачьим сердцем представляет собой реаль­ную силу. В этом — одна из особенностей булгаковской сати­ры: она вызывает не только смех, но и ненависть, возмущение, негодование. Но даже не в Шарикове в конце концов дело, дело в том, как ко двору пришелся он в советском мире, как быстро вписался в него: и площадь законную требует, и не угодившую невесту собирается уволить по сокращению штатов, и донос в органы на профессора и его ассистента сочиняет… История Шарикова разворачивается на фоне многих примет советской действительности, которые с точки зрения нормального куль­турного человека выглядят нелепо, а потому комично, хотя в то же время и зловеще. Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, «пере­одетая мужчиной», и журналы в пользу германского пролета­риата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совер­шенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.

Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова — своего рода «торжествующая свинья», и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных прин­ципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олице­творяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании. Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делега­ции домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уве­ренностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комиче­ский эффект — служит и введение в произведение фантастиче­ского сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.

Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно да­леким от политики человеком, но советская действитель­ность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности — культуру и цивилизацию прежде всего, — рево­люция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом — одна из важнейших функций бул­гаковской сатиры.

Фантастика и сатира
В повести «Собачье сердце»

В «фантастической» прозе Михаила Булгакова (повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце ») смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, Фантастика и сатира , грустное и смешное. Читателю по прочтении этих произведении зачастую делается вовсе не смешно после той картины российской действительности, которую рисует писатель. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом сочетается у Булгакова С невероятной выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальность советской жизни 20-х годов, но и выходит далеко за пределы этой реальности; он доводит изображение до полного неправдоподобия, превращает действие в трагикомедию. Так, вполне серьезный научный эксперимент, проводимый профессором Преображенским и доктором Бормента-лем, Булгаков превращает в трагифарс: из милейшего пса Шарика фантастическим образом получается омерзительный и наглый Полиграф Полиграфович Шариков.

Симпатии автора находятся целиком на стороне профессора. Филипп Филиппович не только выдающийся специалист в своей области медицины, но также человек высокой европейской культуры и независимого ума. Он весьма критически воспринимает все то, что происходит. в России. В его взглядах и суждениях очень много общего со взглядами и суждениями самого Булгакова. Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своим прямым делом. Разруха, по его мнению, происходит не в стране, а в головах у людей, когда они начинают хором распевать революционные песни, а не работают. Он решительно выступает против любого насилия и считает, что ласка - вот единственный способ, который возможен и даже необходим в обращении с живыми существами. Профессор говорит: «Террором ничего поделать нельзя... Террор совершенно парализует нервную систему».

И именно этот профессор-консерватор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира да и вообще желает посвятить себя только науке и ни в коем случае не ввязываться в политику, вдруг сам оказывается чуть ли не в роли революционера, правда, только в медицине.

Новый строй, исходя из марксистской теории, стремился из старого человеческого материала «сотворить» нового, революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому - председатель домового комитета Швондер, пытавшийся из Шарикова сделать «сознательного товарища». Этот социальный эксперимент с треском проваливается: из алкоголика и уголовника невозможно получить высоконравственную, сознательную личность даже при помощи переписки Энгельса с Каутским (этой книжкой снабдил Шарикова для «просвещения» тот же Швондер). Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается в буквальном смысле. слова «сотворить» человека, то есть берет на себя функции чуть ли не Бога, Впрочем, самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу, было наказано быстро и довольно жестоко: он в результате своего эксперимента сотворил отвратительного доносчика, алкоголика и демагога, который сумел превратить жизнь своего создателя в сущий ад.

Булгаков не жалеет ярких, сатирических красок при изображении этого по-своему типичного представителя «победившего класса» - пролетариата, потому что больше всего на свете писатель ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и страшен. С каждым днем он становится все агрессивнее, все наглее, особенно когда получает официальные документы й становится сов-служащим - заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Он уже не довольствуется тем, что душит бедных бездомных котов, он, почувствовав власть и безнаказанность, начинает «душить» людей. Так, Шариков обещает «сократить» девушку-машинистку, которая не захотела выйти за него замуж. С каким презрением и сарказмом рисует Булгаков своего героя! Писатель как бы пророчески предостерегает, что именно такие трусливые негодяи шариковы, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее любого самого опасного и жестокого зверя.

К счастью, профессор понял свою ошибку и сумел сделать обратный ход - превратить Шарикова опять в собаку. Но грозное предостережение останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.

Фантастика в повести «Собачье сердце» важна не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимая в новой действительности. Едкая сатира писателя - это то оружие, которым он сражался со швондерами и шарйковами, и талант писателя делал это оружие особенно опасным.

«Собачье сердце» является ярчайшим примером отечественной сатирической прозы. Если вдуматься серьезно в ее содержание, то можно заметить, что это глубоко философское произведение. Однако «Собачье сердце» отличалось от своих сатирических современников. Тогда как многие творения той эпохи критиковали только то, что было угодно власти, эта повесть была многослойной, то есть каждый мог ее понимать по-своему. Для одних это всего лишь юмористическое отражение действительности, для других – сатира на чиновников и бюрократов, для третьих – просто философский сарказм автора.

Основу сюжета составляет ироническая трансформация, сродни библейской, которая становится историей о необычайном научном эксперименте. Профессор Преображенский вместе со своим ассистентом Борменталем проводят эксперимент над бездомным псом Шариком по пересадке ему человеческих органов. В надежде, что эта операция откроет секрет долголетия, они вживляют собаке гипофиз бывшего уголовника Клима Чугункина. Результат оказался неожиданным. Шарик постепенно очеловечился, стал произносить слова, в основном ругательного содержания. Более того, в прошлом добросердечный и верный пес превратился в жестокого хама, вора и алкоголика. А под влиянием пролетария Швондера и вовсе осмелел, стал требовать комнату в квартире профессора. Швондер также настоял, чтобы новому жильцу выдали паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова .

Ведущим приемом создания сатирического изображения становится гротеск. В образе Шарикова все указывает на сатирическое обличение бездуховного мира «нового» члена общества. Будучи невоспитанным и необразованным, он рвется к власти и старается навредить интеллигенции. Со временем Шариков устроился на работу и не кем-нибудь, а заведующим подотделом отчистки Москвы от бродячих животных. Этот цинизм ситуации вынуждает профессора задуматься о последствиях своего эксперимента. Последней каплей становится появление людей в милицейской форме с доносом от Швондера и Шарикова. Профессору повезло, что делу не дали ход, но нужно было действовать. Так из объекта сатиры Преображенский становится обличителем окружающего хаоса. Он уверен, что главная разруха в голове «новых» людей и их беспросветной лени. Если бы они занимались общественно полезным делом, то и разрухи бы не было.

Своеобразно завершается конфликт между действующими лицами. С помощью Борменталя профессор возвращает Шарикову его первоначальный вид и все становится на свои места. Ведь, как известно, «наука еще не знает способа обращать зверей в людей».

Коллекция сочинений: Сатира (по повести “Собачье сердце»)

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновен­но правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко впе­ред, предчувствуя все несчастья государства, которое склады­валось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце»-глубокое фило­софское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Бо­гу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ла­скового пса сотворил “двуногое чудовище» без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вно­сит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши» положенной ему жилплощади, предъяв­ляя документы “жилищного товарищества». Приобретя челове­ческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах пове­дения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учи­теля» Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издева­ясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, опериро­вать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень воз­можно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в ка­бинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операцион­ной! - говорил профессор».

Незначительные, никчемные людишки, волей случая полу­чившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображен­ский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он го­ворит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квар­тире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут зани­маться своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая» Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в ко­тором утверждалось право “каждой кухарки управлять госу­дарством». Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведе­ния оставались под запретом. Но любая “тайна» когда-то ста­новится явью. Так и наступило время, когда мы свободно чи­таем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помога­ющий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.