Все вопросы

Кожуховская линия

На какой из восьми станций Кожуховской линии у пассажиров появятся ассоциации с историческими зданиями Средней Азии, а какая из них напомнит о подвигах героев-стахановцев - узнайте в фотоленте.

Станция метро "Нижегородская улица"

Эта станция объединит Кожуховскую линию с Третьим пересадочным контуром метро. Сначала планировалось построить две станции под общим названием «Нижегородская улица», но на разных уровнях от поверхности земли. Однако затем сделали выбор в пользу кросс-платформенной пересадки (по типу действующей станции «Китай-город»). В общем зале «Нижегородской улицы» пройдут сразу четыре пути: посередине - рельсы для «розовой» линии метро, а по бокам - для Третьего пересадочного контура.

Станция метро "Стахановская"


Станцию строят на одноименной улице, поэтому архитекторы решили выполнить дизайн в стиле индустриального района Москвы, напомнив горожанам о трудовом подвиге советского шахтера Алексея Стаханова.

В оформлении преобладает тема добычи угля, поэтому станция должна получиться по-настоящему мужской, со своим суровым очарованием.

Пассажиры будут спускаться в подземку как в шахтерский забой. Антураж создадут темные кубы под потолком. В оформлении платформы будут также использованы серый и оранжевый цвета.

Станция метро "Окская"

Станция «Окская» получила свое название по соседней одноименной улице, которую в свою очередь назвали в честь реки Ока. Тему воды архитекторы решили подчеркнуть и в дизайне, поэтому станцию оформят в бело-голубых тонах. Потолок облицуют цветным металлом, а кольцевые светильники будут имитировать расходящиеся по воде круги.

Станция метро "Юго-Восточная"

На пересечении Ферганской и Ташкентской улиц, вблизи Самаркандского бульвара появится станция «Юго-Восточная», в интерьерах которой решено отразить атмосферу Средней Азии.

Станция будет просторной и светлой, с отделкой из желтого кирпича и бело-голубых панелей. Размер и цвет материала - традиционный для средневековых азиатских построек. В отделке пола используют гранит с текстурой песка, который тоже соотносится с восточными мотивами.

Эта станция получила имя по названию района. В ее дизайне сочетаются бежевый и серый цвета, эта палитра стала популярной в архитектуре конца ХХ - начала XXI века. Потолок будет подвесным - из элементов разного размера под медь, титан, черный никель и хром.

Сначала планировалось строить и запускать Кожуховскую линию частями, но потом от этой идеи отказались и стройка началась одновременно. Интересно, что часть этой ветки соорудят испанским способом, построив один большой тоннель для движения двух поездов в разных направлениях. Речь идет об участке от «Нижегородской улицы» до станции «Юго-Восточная» . Это позволит сократить время строительства и сэкономить бюджетные деньги.


Дизайн «Лухмановской» (бывшая «Косино-Ухтомская») подготовлен в стиле хай-тек. Архитекторы использовали зеленый, белый и серый цвета в отделке, а на потолке создали причудливый световой лабиринт из светильников.

Сначала станцию планировали назвать в честь района Косино-Ухтомский, но потом переименовали в честь одной из улиц этого района.

Станция метро "Некрасовка"

Одноименный район на юго-востоке Москвы до недавнего времени считался неблагоприятным для жизни из-за полигона бытовых отходов, который уже закрыт. Новый район преображается: здесь возводят современное жилье, строят детские сады и школы. А главное - уже есть конкретный план по рекультивации бывшей свалки. На ее месте появится парк. Для этого инвестору предстоит установить систему дегазации с функциями регенеративного термического окисления, применить газосборные трубопроводы, биофильтры и газовые скважины. Все эти меры позволят улучшить качество окружающей среды и изменить эстетическое восприятие территории.

Дизайн станции будет символизировать возвращение к чистой воде и экологии. Природные материалы в отделке олицетворяют близость к природе.

Иллюстрации: АО "Мосинжпроект"

Действующий проект трассировки Кожуховской линии.
НИиПИ Генплана Москвы, 2015 г.

Кожуховская линия - проект 14-ой линии Московского метрополитена, берущий своё начало в 1985 году, когда началась разработка системы скоростных хорд. Согласно рассматривавшемуся, но так и не утверждённому в 1989 г. генплану одна из хорд должна была соединить подмосковные города Химки и Люберцы. Участок от Люберец трассировался от пересадочного узла на ст. «Авиамоторная » к ст. «Кузьминки» с пересадкой на Таганско-Краснопресненскую линию и далее под Волгоградским проспектом и Новорязанским шоссе за МКАД. Линия планировалась в числе первоочередных хорд, наравне с Митино-Бутовской, и должна была быть построена к 2010 г. В связи с общем кризисом метростроения дальнейшие перспективы линии были крайне туманны, и на рубеже веков линия не рассматривалась даже в планах.

Перелом произошёл в середине нулевых в связи со строительством севернее Люберец на присоединённых ещё в 1985 году к Москве землях нового района Кожухово, предназначенного, в основном, для получателей социального жилья. Очевидная невозможность подключения потока из новых микрорайонов к самой загруженной Таганско-Краснопресненской линии, а также планы по строительству ещё одного района - Люберецкие поля - требовали принятия срочных решений. Проект Люберецкой хорды был пересмотрен: от Волгоградского проспекта линию предполагалось трассировать к проектируемой станции ТКЛ «Пронская» («Лермонтовский проспект ») с созданием второй пересадки (после «Кузьминок») и далее по южной границе нового района. Также было запроектировано строительство электродепо в промзоне Руднёво.

Поскольку строительство целиком новой линии предполагало бы слишком большие сроки, в 2009 г. в район Кожухово было предложено тянуть Калининскую линию от строящейся ст. «Новокосино ». От Николо-Архангельского кладбища линия должна была выйти к Салтыковской улице и далее по трассе Кожуховской линии до станций «Кожухово» и «Руднёво» (с передачей впоследствии данного участка Кожуховской линии). В 2010 году проект продления Калининской линии был принят в разработку, однако, менее чем через год от него отказались. К этому времени, в июне 2011 года, были подписаны соглашения между Москвой и Московской областью о передаче в состав Москвы земель иловых площадок Люберецкой станции аэрации, на которых ещё с 2008 г. велось строительство нового жилого района. Для его обслуживания мощностей Калининской линии было недостаточно, и в программу развития транспортной системы на 2012–2016 гг. , принятую при новом мэре, Кожуховская линия была включена.

Осенью 2011 года проект был снова скорректирован для сокращения сроков и стоимости строительства, уменьшения длины линии и времени проезда: от трассировки через «Кузьминки» было решено отказаться. С этого времени проект предполагал выход линии от «Авиамоторной» к Рязанскому проспекту, под которым линия шла до Окской улицы, далее, без пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию, под 1-ой Новокузьминской и Ферганской улицами до МКАД, а затем - по ранее планировавшейся трассе с пересадкой на ТКЛ на ст. «Лермонтовский проспект» и вдоль Каскадной улицы до конечной ст. «Некрасовка ».

По скорректированному плану на линии было запроектировано 9 станций с рабочими названиями: «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская (улица)», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Некрасовка» (ранее - «Люберецкие поля»). Первоначально две из них («Авиамоторная» и «Нижегородская улица») предполагались глубокого, а остальные - мелкого заложения, однако в ноябре 2011 года после очередной корректировки было решено строить всю линию мелким заложением. На линии должны были быть созданы три пересадочных узла. Помимо «Авиамоторной» (пересадка на Калининскую линию) и «Косина» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию) был запланирован перспективный пересадочный узел на ст. «Нижегородская улица» на два железнодорожных остановочных пункта: Карачарово Горьковского направления (с переносом последнего западнее) и Рязанская Малого кольца МЖД .

В перспективе предусматривалось продление линии на северо-запад и запад через станции «Лефортово », «Бауманская», «Красносельская» (в раннем варианте) или «Лефортово», «Электрозаводская », «Сокольники» (в варианте 2012 года) и далее: «Рижская», «Марьина роща», и объединение её с первой очередью Третьего пересадочного контура .

В ноябре 2011 года властями был озвучен срок окончания строительства - 2015 год, в мае 2012 года срок был сдвинут на конец 2016 г. Также в феврале 2012 года было объявлено о начале работ на линии до конца текущего года.

В апреле 2012 года было принято решение рассмотреть вариант трассировки линии, при которой она не будет переходить в ТПК, а будет продлена от ст. «Нижегородская улица» в центр, как минимум, до пересадочного узла ст. «Площадь Ильича» и «Римская». При этом перегон «Нижегородская улица» - «Авиамоторная» исключался бы из планов Кожуховской линии и строился уже строго в рамках ТПК, а сама Кожуховская линия могла бы из хорды стать радиусом. Данное решение отмечено в постановлении Правительства Москвы от 4 мая 2012 г., однако дальнейшего развития оно не получило.

Проектированием линии занимался Мосинжпроект, главный архитектор - А. Л. Вигдоров, ГИП - А. Б. Островский. Архитектурные проекты всех станций были созданы авторским коллективом под руководством С. В. Каретникова. Летом 2012 г. был готов проект планировки линейного объекта, который в сентябре был представлен на общественные слушания. Вследствие сложностей из-за необходимости перекрытия Рязанского проспекта из проекта была исключена ст. «Стахановская ». В составе пересадочного узла «Нижегородская улица » были запроектированы сразу две станции: одна - для Кожуховской линии, вторая - для перспективной Балашихинской хорды. Кожуховская линия рассматривалась в качестве части ТПК и должна была быть введена в строй одновременно с пуском северной дуги ТПК от ст. «Нижняя Масловка » до ст. «Авиамоторная». Таким образом по всей линии предполагалось сквозное движение, при этом сохранялась возможность в будущем, как разделения ТПК на участки отдельных хорд по плану 1985–89 гг., так и продления собственно Кожуховского радиуса в центр.

Первым подрядчиком строительства линии стал «Бамтоннельстрой» группы компаний «СК МОСТ». 26 ноября 2012 г. с началом обустройства стройплощадки ст. «Некрасовка» строительство линии началось. В декабре началось ограждение базовой площадки участка - площадки строительства ст. «Косино-Ухтомская ».

В 2013 г. одновременно с земляными работами по сооружению котлованов двух станций продолжились и проектные работы. Ст. «Стахановская» была возвращена в проект линии. Начатые работы по обустройству стройплощадок второй очереди были остановлены - новый проектировщик второй очереди - испанская фирма Bustren начала перепроектирование участка под проходку одного двухпутного тоннеля и строительство станций с береговыми платформами. Под перепроектирование попали станции: «Ферганская улица» (9 декабря 2013 г. рабочее название было решено изменить на «Юго-Восточную», что было закреплено в постановлении Правительства Москвы № 336-ПП от 16 июня 2014 года), «Окская улица» и «Стахановская». Проектирование ст. «Нижегородская улица» долго не удавалось завершить из-за разногласий с РЖД по вопросам строительства пересадочного узла и необходимости временного сноса части насыпи Окружной железной дороги .

Зимой - весной 2014 г. в котловане камеры съездов ст. «Косино-Ухтомская» «Бамтоннельстрой» смонтировал два ТПМК для проходки тоннелей до ст. «Некрасовка» (правда, один из них - ТПМК Lovat RME242SE 18400 Ольга - был позднее демонтирован, так и не начав проходку), а в котловане станции - два ТПМК для проходки в сторону «Салтыковской». 29 мая 2014 г. при участии мэра Москвы С. С. Собянина был дан торжественный пуск проходки тоннеля в сторону ст. «Некрасовка». Проходку первого тоннеля Кожуховской линии - левого (южного) перегонного тоннеля - начал ТПМК Herrenknecht S-736 EPB-6150, получивший имя Светлана. Нестандартное обозначение левого и правого перегонных тоннелей на линии обусловлено возрастанием пикетажа от тупиков ст. «Некрасовка» в сторону центра, вопреки сложившейся традиции. Такой порядок появился при проектировании линии как части хордовой системы.

5 июня 2014 г. на заседании Топонимической комиссии двум станциям были присвоены новые названия: «Косино-Ухтомская» стала «Люберецкой», а «Салтыковская улица» - «Улицей Дмитриевского».

10 октября 2014 г., с выходом ТПМК Herrenknecht Светлана в демонтажную камеру ст. «Некрасовка», была завершена проходка первого тоннеля Кожуховской линии от камеры съездов за ст. «Люберецкая» до ст. «Некрасовка» длиной 1383 м.

В 2014 г. удалось преодолеть разногласия по вопросам строительства пересадочного узла «Нижегородская улица» - «Рязанская » - «Карачарово», и в сентябре начались работы по разборке путепровода Малого кольца над путями Горьковского направления, а затем и по срытию насыпи МОЖД между железной дорогой и Рязанским проспектом. Также в конце 2014 г. началась организация стройплощадки станции «Нижегородская улица».

1 декабря с помощью ТПМК Herrenknecht S-736 EPB-6150 Светлана была начата и 31 марта 2015 г. - закончена проходка правого (северного) перегонного тоннеля длиной 1396 м от камеры съездов за ст. «Люберецкая» до ст. «Некрасовка». При этом 3 февраля 2015 г. постановлением Правительства Москвы станции «Люберецкая» (это название так и осталось неутверждённым решением Топонимической комиссии) было присовено новое наименование - «Лухмановская».

2015 г. стал особенно важным в судьбе линии, к этому времени работы на площадках были фактически остановлены, что было вызвано сменой подрядчика. Новым производителем работ на всём восточном отрезке стало ООО «МИП-Строй № 1», дочернее предприятие заказчика-генподрядчика АО «Мосинжпроект». В октябре 2015 г. было возобновлено строительство от ст. «Косино » до ст. «Некрасовка». Теперь данная часть линии вновь стала рассматриваться в качестве отдельного пускового участка.

В начале 2016 г. Москомархитектурой была разработана новая перспективная концепция работы всей линии: теперь предполагалось после завершения строительства ТПК продлить Кожуховскую линию, но не в сторону центра, а в сторону юго-запада, через станции «Кожуховская», «ЗИЛ» и «Академическая», соединив её с проектируемой хордой на Коммунарку .

29 декабря 2016 г. из переходной камеры перегона «Косино» - «Юго-Восточная», расположенной в Жулебине рядом с Привольной ул., началась проходка первого в Москве сооружаемого механизированным способом двухпутного тоннеля. Проходка ведётся с помощью ТПМК Herrenknecht S-956 Лилия диаметром 10,85 м.

Проект трассировки Кожуховской линии конца 2011 г.
НИиПИ Генплана Москвы.

Последнее обновление в декабре 2016 г.

Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) появятся на шести станциях Кожуховской линии метро в Москве и на «Авиамоторной» Третьего пересадочного контура. Об этомсообщил главный инженер «Мосинжпроект» по проектированию объектов метрополитена Дмитрий Цюпа.

«Транспортно-пересадочные узлы мы не смогли «посадить» только на «Стахановской» и на «Окской», поскольку эти станции располагаются почти под проезжей частью, и увязаться с ТПУ у нас не получилось», - рассказал Д. Цюпа в интервью РИА Недвижимость.

По его словам, самым крупным на Кожуховской ветке станет ТПУ «Рязанская» на станции метро «Нижегородская улица». Он объединит четыре вида транспорта: автобус, две станции метро - Кожуховской линии и Третьего пересадочного контура, Московское центральное кольцо и радиальное направление РЖД - платформу «Карачарово». Пассажиропоток ТПУ составит 114,3 тыс. человек в час пик.

«Здесь мы планируем использовать единый инженерно-технологический комплекс. Фактически он представляет собой зал-конкорс, в который можно будет попасть с улицы, спустившись по эскалатору, из метро - пройдя по первому этажу станции, а также с платформ МЦК, спустившись на эскалаторе. В этом зале распределяются пассажиропотоки и осуществляется покупка билетов на все перечисленные виды транспорта», - пояснил Д. Цюпа.

Он отметил, что еще одним крупным транспортным узлом на «розовой» ветке метро станет ТПУ «Лермонтовский проспект».

«Из-за того, что в рамках этого узла планируется пересадка с Кожуховской линии на Таганско-Краснопресненскую, связь пассажиропотоков с остановочным пунктом «Косино» Рязанского направления Московской железной дороги и пересадка с наземного городского и коммерческого пассажирского транспорта, мы охватываем восточное направление ближайшего Подмосковья. На этом ТПУ ожидается один из самых больших пассажиропотоков - порядка 76 тысяч человек в час пик», – уточнил главный инженер «Мосинжпроекта».

Напомним, строительство Кожуховской линии метро планируется завершить в 2018 году. Длина ветки составит 17,5 км, загрузка - около 176 тыс. человек в час пик.

На ней разместится восемь станций: «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмтриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».

На Кожуховской линии будет две пересадочные станции - «Нижегородская улица», с которой можно будет перейти на Третий пересадочный контур (ТПК) подземки, и «Косино», с которой можно будет пересесть на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии метро.

Предполагается, что «розовая» ветка метро будет запущена вместе с участком ТПК от станции «Нижегородская улица» до «Авиамоторной» - этот отрезок Второго кольца будет функционировать как часть Кожуховской линии до момента пуска других участков ТПК.

Часть новой, "вишневой" ветки московского метро могут запустить досрочно - еще до конца 2017 года. Такой вывод сделал заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, осмотрев, как идет строительство станций и проходка тоннелей.

Кожуховская линия, как уже сообщала "РГ", призвана соединить восточные окраины с центром города. "Вишневую" ветку намерены протянуть от поселка Некрасовка, который сейчас активно застраивается, до Третьего пересадочного контура. Изначально планировалось, что все восемь станций новой ветки запустят одним участком в 2018 году. Но строительство идет настолько быстрыми темпами, а потребность в линии так велика, что первую очередь решили открыть на год раньше. "Мы рассматриваем возможность запустить в конце следующего года участок от "Некрасовки" до "Косино", - отметил Хуснуллин. Таким образом, более 500 тысяч жителей востока смогут уже в 2017-м добраться до центра, минуя набитые маршрутки и электрички. На станции "Косино" будет переход на платформу "Лермонтовский проспект" Таганско-Краснопресненской линии. По ней москвичи быстро доедут до работы в центре и на севере мегаполиса. А еще через год, когда Кожуховская линия заработает в полном объеме, на станции "Нижегородская улица" пассажиры смогут пересесть на Второе кольцо метро.

Проекты всех станций, которые планируют построить на "вишневой" ветке, уже обнародованы. Одно из самых интересных решений мы увидим на "Юго-Восточной". Вход в метро расположен на пересечении Ферганской и Ташкентской улиц, вблизи от Самаркандского бульвара. Так что вся атмосфера на станции будет азиатской: отделку вестибюлей выполнят из желтого кирпича и бело-голубых панелей. Пол застелют гранитом с песочным оттенком, что тоже создаст восточный колорит. А станция "Стахановская" должна, естественно, напомнить о шахтерских подвигах. Потолок украсят свисающие вниз темные кубы, символизирующие уголь. В такой же цветовой гамме выполнят и эскалаторные ходы. Так что москвичи будут спускаться к поездам, как в забой.

Сегодня на Кожуховской линии работают два шестиметровых щита, - сообщил заместитель руководителя дирекции N3 АО "Мосинжпроект" Кирилл Марков. - Нужно пройти восемь перегонов, и почти половина работ выполнена. От "Некрасовки" до "Лухмановской" пройдены оба тоннеля, от "Лухмановской" до "Улицы Дмитриевского" - полностью готов левый перегон.

Кстати

Кожуховская линия станет одной из самых протяженных в столичном метрополитене - ее длина составит 17,2 км. "Вишневая" ветка пройдет через районы Рязанский, Нижегородский, Косино-Ухтомский и Выхино-Жулебино.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Сергей Бабкин

В пятницу, 24 июня, мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства станции метро "Некрасовка".

Жителям 16-этажного дома под номером 23 на улице Покровской стройку новой станции видно из окна. Если посмотреть на нее сверху, можно разглядеть пассажирскую платформу из бетона. Под ней будут спрятаны все коммуникации. Арматурные прутья, точно камыш, "колосятся" на месте будущих стен. Рабочие укрепляют каркас и обносят его бетоном. На станции "Некрасовка" ведутся монолитные работы.

Общая площадь данной станции - 20,5 тысяч квадратных метров. Длина - 771 метр, включая тупики для отстоя и оборота подвижного состава. В настоящий момент на станции работают 320 человек, - доложил мэру генеральный директор "Мосинжпроекта" Марс Газизуллин. - Работы подготовительного периода выполнены полностью. К ноябрю планируем завершить монолит "Некрасовки".

После этого начнутся инженерные работы и отделка станции. Уже понятно, где будут стоять колонны. Дизайн станции "Некрасовка", как и всех станций "розовой" ветки метро, разработан с учетом ее расположения. Поскольку она находится на месте бывших оросительных Люберецких полей, то в основе концепции оформления "Некрасовки" - тема экологии. Для отделки станции выбраны натуральные материалы светлых оттенков.

Это все хорошо, - сказал Сергей Собянин. - Но одна станция нам ничего не даст. Надо запускать всю ветку целиком: от Авиамоторной до Некрасовки. Как в целом ведутся работы?

Работы развернуты на всех станциях от Некрасовки до Косино, - заверил Газизуллин. - Осенью также планируем начать работы по отделке станции "Косино-Ухтомское". А "Салтыковская" и "Косино" будут готовы в монолите к апрелю 2017 года. Сдадим в феврале-марте.

Как заметил на это мэр, Кожуховская линия метро должна быть готова к 2018 году.

Мы ведем строительство одной из самых сложных, самых трудных и протяженных линий метро, - сказал Собянин. Общая протяженность розовой ветки составляет 17,2 километра. - Линия очень важная и нужная. Она идет в Некрасовку, в которой проживает уже около 50 тысяч человек, а через несколько лет будет около ста тысяч.

Кожуховская линия свяжет центр столицы с Новой Москвой. Кроме того, по словам главы города, после запуска она снимет часть нагрузки с Калининской и Таганско-Краснопресненской веток метро. По подсчетам, пассажиропоток новой линии составит не менее 190 тысяч человек в сутки.