Домашний очаг

Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

В ГМИИ имени А.С.Пушкина открывается выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом", объединившая работы Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), его младшего сына - тоже Лукаса Кранаха (1515-1586) из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Проект, благодаря которому в Москве встретились 48 живописных работ и более 50 листов графики из одной из самых знаменитых художественных мастерских Европы XVI века, положившей начало Саксонской школе живописи, стал возможен благодаря инициативе ГМИИ им. А.С.Пушкина и Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Работы Кранаха Старшего есть в российских собраниях. Его знаменитой "Мадонне под яблоней" из Эрмитажа даже посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский, с тщанием влюбленного пересчитав количество яблок на картине ("под яблоней из пятнадцати яблок"), но в подзаголовке назвав ее в "Венерой с яблоками". Но даже знатоков Кранаха на выставке ждут открытия.

Об этом рассказывает куратор выставки Вадим Анатольевич Садков.

Вадим Садков: Начнем с того, что в России впервые можно будет увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Кроме замечательного качества вещей из Эрмитажа, мы привозим картину из Нижнего Новгорода. И, конечно, работы Лукаса Кранаха Младшего из Фонда замка Фриденштайн в Готе и из частной коллекции, которые встретятся у нас в музее, для многих станут открытием этого своеобразного художника.

Но это только часть замысла. Другая идея - показать вместе работы Кранахов из собрания Фонда замка Фриденштайн и российских собраний - принадлежит Кнуту Кройху, бургомистру города Готы. В 1955 году Советский Союз вернул в Дрезденскую галерею и в другие музеи ГДР множество работ, оказавшихся в нашей стране после Второй мировой войны. Но часть работ старых мастеров из немецких собраний по разным причинам остались у нас. Поэтому идея была - впервые за 70 лет показать вместе все шедевры Кранахов из коллекции Готы.

Это проект такого же научного и общественного значения, как "Золото Шлимана" или "Сокровища Тевтобургского леса", того самого, где две тысячи лет назад германские племена разбили римских легионеров, они были показаны вместе с экспонатами из Эрмитажа, Исторического музея…

Сколько работ будет из Фонда замка Фриденштайн?

Вадим Садков: Девять картин и около 20 гравюр. Кроме того, впервые будут показаны четыре рисунка Лукаса Кранаха Старшего, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны. В наш музей эти рисунки пришли в 1970-1980-е годы из частных коллекций.

А какие работы Кранаха в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина из Готы?

Вадим Садков: В частности, это ранняя работа Кранаха Старшего "Распятие с предстоящими" и одно из лучших его произведений - "Грехопадение Адама и Евы в Раю". Будут показаны также два портрета, мужской и женский - Лукас Кранах был очень востребованным портретистом. Но портреты родом из музея в Гейдельберге, хотя попали к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом.

Впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего...

Судя по названию, была еще одна магистральная идея - показать изменение манеры семейной мастерской Кранахов в течение века. Но, наверное, изменения за такой срок в мастерских, где ремесло передавалось от отца к сыну, далее внукам, были не редкость…

Вадим Садков: Да, но положение Кранахов было уникально - они были придворными художниками. Кранах Старший - при дворе курфюста Фридриха III Мудрого, потом его брата Иоанна Твердого, потом его сына… Социальный статус Кранаха сопоставим с тем, что был у Боттичелли, Леонардо да Винчи или Тициана.

Как при дворах итальянских герцогов?

Вадим Садков: Почему только их? Ян ван Эйк, например, работал при дворе герцога Бургундского.

Но в Виттенберг, ко двору Фридриха III Мудрого, в 1505 году Лукас Кранах приехал все же молодым художником.

Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. Кранах довольно рано прославился в Вене. До него у Фридриха Ш Мудрого в должности придворного живописца состоял итальянец Якопо де Барбери. Он по своему уровню, может, и не сопоставим с гениями немецкого искусства, о которых мы говорим, но он повлиял и на Дюрера, и на Кранаха. Кранах сменил его на этом посту и, как и полагалось, придворному мастеру, занимался еще и оформлением свадеб, рыцарских турниров, делал зарисовки сцен охот… Как написал в панегирике художнику ректор Виттенбергского университета: "Не то, чтобы дня, а и часа не проводишь ты в праздности; кисть постоянно в деле. Всякий раз, как князья зовут тебя на охоту, ты берешь с собой дощечку и живо запечатлеваешь то Фридриха, травящего оленя, то Иоганна, выслеживающего кабана, и этим наброскам они радуются не меньше, чем самой охоте".

Лукас Кранах Старший так утвердился при дворе саксонского курфюста, что ему даже доверили воспитывать наследника - Иоганна Фридриха Великодушного. Такое восхождение вряд ли связано только с талантом художника?

Вадим Садков: Он был очень энергичным человеком. Сейчас его бы назвали, наверное, эффективным менеджером. Одно то, что он не раз избирался бургомистром Виттенберга, был членом городского совета, о многом говорит. Как и тот факт, что датский король Христиан II останавливался в доме Кранаха, когда посещал Виттенберг. Он не только получил дворянское звание и фамильный герб…

С дракончиком…

Вадим Садков: Именно. Он еще и получил привилегию на торговлю лекарствами. Конечно, аптеки всегда были доходным бизнесом. Но аптека позволяла без посредников покупать краски, минералы, необходимые для живописи и печати гравюр. Ему и типография какое-то время принадлежала…

Типография пригодилась, когда нужно было поддержать Реформацию, которую возглавил Мартин Лютер, кстати, друг Кранаха. Говорят, Лукас дал ему деньги для выпуска первого перевода Евангелия с латыни на немецкий…

Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения. И прожил с ним пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.

Немецкие мастера перенимали опыт итальянских художников Ренессанса. Кранах был исключением?

Вадим Садков: Он все же ренессанс воспринимал через призму Дюрера. У них было своего рода соревнование. Особенно в области печатной графики… Что касается школы, то первые уроки он получил у своего отца Ганса Малера. Они жили в городке Кронах в Верхней Баварии, отсюда - его имя Кранах. Потом Лукас как странствующий подмастерье доехал чуть не до Кракова, и в Вене, конечно, много чего изучал. Но сказать определенно, чей он ученик, трудно.

Если Дюрер воспринял ренессанс в классическом понимании, итальянском, то Лукас Кранах - художник, более связанный с немецкой национальной традицией. Многие принципы искусства средних веков очень тесно переплетаются в его наследии с ренессансными идеалами, от которых он тоже позднее будет отходить. В направлении к маньеризму.

Действительно ли, что работы Кранаха благодаря своей "неправильности" перекликаются с мастерами авангарда?

Вадим Садков: Это так. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Не только Людвиг Кирхнер, но и Пабло Пикассо, и Альберто Джакометти откликаются на творчество Кранаха и создают ремейки на его работы. Оказалось, что из знаменитых трех мастеров XVI века: Дюрера, Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века или начала нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка.

В Государственном музее им. А.С. Пушкина начала работу уникальная выставка работ выдающихся представителей северного Возрождения - Старшего и Младшего Кранахов под названием "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". В столице выставляется около сотни картин и гравюр, хранящихся во многих европейских и российских музеях, а также частных коллекциях.

Настоящим украшением выставки стали полотна Лукаса Кранаха Саршего, стоявшего у истоков реформирования немецкой живописи. Его новаторские поиски в создании композиции и представлении образов повлекли за собой разрыв с идеалами Возрождения и окончательный переход к маньеризму.

Интересно, что великий мастер способствовал изменениям не только в живописи, но и в религии. Он поддерживал процесс Реформации церкви, начатый Мартином Лютером, которому принадлежит идея одного из его полотен. Оба реформатора были убеждены - искусство должно служить делу и вере.

В экспозиции музея представлено немало работ, получивших всемирное признание. Среди них картина "Мадонна с младенцем", наполненная глубоким символическим подтекстом, где каждая деталь отражает ценности христианской веры. В работе"Венера и Амур" маэстро изобразил римскую богиню любви обнаженной в полный рост, показывая своему зрителю всю прелесть и совершенство героини античных мифов.

Расцвет таланта гравера пришелся у Кранаха-старшего на период 1506-1516 гг. Именно в это время он создает все свои значимые произведения, поражающие зрителя многообразием стилистических решений. Замечательная ксилография "Первый турнир" представляет собой многофигурную композицию, наполненную сложными жанровыми сценами. Позднее мастер увлекся техникой резцовой гравюры, а также цветной графикой на дереве.

Лукас Кранах Младший известен не только как блестящий мастер многожанровых повторений оригиналов отца, но и как автор талантливых эпитафий, которые он писал по заказу богатых клиентов-лютеран.

Шедевры Лукаса Кранаха Старшего были заново переосмыслены в прошлом веке, когда многие художники стали обращаться к творческому наследию мастера. Образы его полотен заимствовали экспрессионисты, а идеи маньеризма органично переплелись в когнитивном контексте с постмодернизмом. Поэтому в XXI веке мы открываем в хорошо знакомых картинах новые смысловые слои.

Фотографии:


Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. 1532 год. Дерево, темпера, масло. Музей изящных искусств (Будапешт)

В России впервые открылась масштабная выставка, посвященная творчеству знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей его прославленной династии. Более сотни старинных произведений из ведущих музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта и Петербурга привезли в ГМИИ имени А.С. Пушкина, который вместе с немецкими коллегами готовил этот проект в течение нескольких лет.

В блистательной триаде имен выдающихся немецких художников - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший - последнему принадлежит особое место. Лукас среди них был самым предприимчивым и плодовитым. Он основал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его потомкам, создал индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир художественных образов. Главная же заслуга Кранаха в том, что он прошел сложнейший творческий путь от идеалов ренессансного искусства до изящества и замысловатости маньеризма. Созданный им эталон женской красоты вдохновлял Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Эрнста Кирхнера. Настолько близок оказался старинный немецкий мастер авангардным художникам XX века. Более того, западные журналисты по сей день сопоставляют женские образы Кранаха с современными топ-моделями, находя в них общие черты.

Венера и Амур

Огромное полотно "Венера и Амур" (1509 год) занимает на экспозиции центральное место. Это самая значимая работа в раннем творчестве Кранаха. Картина хранится в коллекции Эрмитажа и крайне редко покидает его стены, несмотря на многочисленные просьбы ведущих музеев мира.

Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной, и уже в этом проявил свою тягу к новаторству. Венера Кранаха стала первым женским изображением в стиле ню в искусстве немецкого Ренессанса. До этого так рисовали только Еву.

Прекрасная молодая женщина изображена на черном фоне, и внимание зрителей сразу концентрируется на ее пластичном теле и объемных формах. Наверху картины, как бы невзначай, - золотая надпись на латинском: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера" . Вот так легко и гениально соединил художник искусство итальянского Ренессанса со строгой моралью немецкого гуманизма.

Внимательный зритель заметит на картине маленькую крылатую змейку - фирменный автограф Кранаха, который присутствует на всех его полотнах. Оригинальная подпись не исчезла со смертью художника, став гербом его фамильной мастерской.

Четыре девы-заступницы

К числу лучших произведений Кранаха Старшего искусствоведы относят картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой" (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств Будапешта). На рубеже XIV и XV столетий культ четырех главных дев-заступниц имел большую популярность, и они неоднократно становились героями многих немецких произведений.

Сцена мистического обручения святой Екатерины у Кранаха происходит на фоне скалистого пейзажа, характерного для южной Германии. В центре композиции - маленький Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой Младенец надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой - касается виноградной грозди, символизирующей пролитую на кресте кровь. Сочная палитра красок, идеально красивые женские лица, сложная композиция, необычайная экспрессивность, наполненный символами сюжет - все эти типично "кранаховские" черты как нельзя лучше отразились в данной картине.

Фридрих Мудрый, Мартин Лютер и Сибилла Клевская


Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. Конец 1520-х годов. Холст, темпера, масло. Государственный Эрмитаж
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Открытие выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево,темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Лукас Кранах Старший жил в важную историческую эпоху для Германии, и это не могло не сказаться на его творчестве. Он был придворным художником у Фридриха Мудрого - одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов (князей) Германии, и от бедности, конечно, не страдал. Более того, со временем Кранах был пожалован в дворяне, начал издавать книги, получил привилегию на торговлю лекарствами. Постепенно он стал самым богатым бюргером города Виттенберг и неоднократно избирался его бургомистром.

Высокое социальное положение Кранаха отразилось и на его искусстве. Он достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев огромное число известных современников. Например, художник дружил с Мартином Лютером, и большинство сохранившихся портретов великого реформатора принадлежат именно кисти Кранаха. Часть из них можно увидеть на выставке в ГМИИ.

Работая над индивидуальным и легко узнаваемым стилем, Лукас уделял особое внимание женским портретам. Он создал свой эталон женской красоты - худенькой, вытянутой женской фигуры, со своеобразным овалом лица и несколько раскосыми глазами. Этот стереотип появился благодаря знакомству художника с принцессой Сибиллой Клевской. С тех пор мастер написал огромное число ее портретов, а всех других женщин изображал внешне похожими на нее. Это без труда можно заметить, посетив новую экспозицию.

Кранах-гравёр

Наряду с живописным работами на выставке представлено более 50 гравюр Кранаха Старшего. Среди них - большая композиция "Первый турнир", на которой можно увидеть настоящий калейдоскоп жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю толпу из всадников и пеших, женщин, стариков и детей, музыкантов и представителей знати. На заднем плане - ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.

До наших дней дошли как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, и этим способом часто пользовался Кранах Старший.

Лукас Кранах Младший

Лукас Кранах Младший (1515-1586 год) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах. После кончины отца он стал главой процветающие семейной мастерской и только тогда окончательно сложился его индивидуальный живописный стиль. На выставке представлено несколько произведений Кранаха Младшего, в том числе "Мадонна и Младенец с гроздью винограда" (около 1537 года, частное собрание) и "Суд Париса" (1540-е годы, Фонд замка Фриденшайн, Гота).

Не просто выставка


Директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле на открытии выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова


Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Фото: Ревизор/Маргарита Глухова

Остается добавить, что выставка получилась крупнейшим проектом не только культурного, но общественно-исторического значения. На ней впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Но это только часть замысла организаторов. Другая и самая важная идея - показать вместе работы Кранахов из Фонда замка Фриденштайн Готы и российских собраний.

Все дело в том, после Второй мировой войны множество произведений из немецких собраний оказались на территории СССР. Так, в 1946 году в Пушкинский музей из Готы поступило около 40 художественных работ, большую часть из них составили картины династии Кранахов. В 1955 году СССР вернул в ГДР значительное количество произведений, однако часть работ старых мастеров, в том числе и Кранахов, все-таки осталась в России. И теперь, впервые за 70 лет, все шедевры Кранахов из прежней (довоенной) коллекции Готы воссоединились на одной экспозиции.

"Мы не забываем те преступления, который были совершены Германией в ходе Второй мировой войны, и особо помним, что благодаря России произведения искусства были спасены от разрушения в 40-е годы, а затем более миллиона работ были возвращены в Германию. Мы очень рады продолжать сотрудничество с Россией", - директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле.

Выставка "Кранахи. Между Ренессансоми маньеризмом" - совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Экспозиция организована при поддержке посольства Германии в РФ.

Что: Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"

Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание, Волхонка, 12)


Выставок Кранахов в России до сих пор никогда не было. Отдельные работы Лукаса Кранаха Старшего можно видеть в постоянных экспозициях Пушкинского музея и Эрмитажа. И даже есть одна работа в музее в Нижнем Новгороде. И провенанс этих работ неоспоримо доказывает их появление в России в досоветский период. Но вот оказывается, что уже 70 лет в запасниках Пушкинского музея хранятся работы Кранаха-отца и Кранаха-сына и другие работы мастерской Кранаха, которые никогда с тех пор широкой публике не показывались. Эти работы были вывезены трофейной командой СССР в 1946 году из тюрингского города Гота, где в замке Фриденштайн была тогда самая большая коллекция Кранахов в Германии. В 1955 году буквально несколько работ СССР вернул в Готу. Но основная часть коллекции осталась запертой в запаснике музея на 70 лет. И вот впервые в Пушкинском музее встретились две части той прежней коллекции Кранахов из Готы дополненные работами из собраний музеев Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" проходит сейчас в Пушкинском музее на Волхонке.

Я не искусствовед и не историк искусства. Посему отсылаю всех интересующихся Кранахами к статьям в сети, которых там изрядное количество. А тут покажу буквально несколько работ.

Ну, во-первых, это необычная работа "Христос и Дева Мария" из Готы. Вот в этой работе зримо ощущается влияние идей Мартина Лютера, который был близким другом Лукаса Кранаха Старшего.


Лукас Кранах Старший, "Христос и Дева Мария", 1507 ?

Эрмитажная "Венера м Амур", которую организаторы выставки повесили в полукруглой нише зала как доминантную работу мастера. Впервые художник Северной Европы отважился изобразить богиню любви обнаженной - до этого времени «ню» позволялось лишь Еве.


Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

При всей любви Кранаха Старшего к идеальным формам обнаженного женского тела художник не забывает о религиозной морали, присущей немецкому искусству. Латинская надпись на картине гласит:
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Картина «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского музея изящных искусств- еще один шедевр экспозиции.


Лукас Кранах Старший, «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», вторая половина 1510-х

У ног Маргариты находится дракон - это напоминание чуде: когда девушку бросили в пасть дракона, тот изверг ее невредимой, так как у святой был крест. За Варварой возвышается башня - в нее, по преданию, дочь заточил отец, узнав о принятии ею христианства. Доротея держит корзиночку с цветами: перед казнью девушка утверждала, что ее уже ожидают «райские кущи и любовь Господа». Тогда один неверующий, насмехаясь, попросил ему явить розы и райские плоды из сада. Когда в руках Доротеи появилась корзиночка с цветами и фруктами, многие уверовали в ее святость, увидев такое чудо зимой.

А этой знаменитой картине из Эрмитажа посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский.


Лукас Кранах Старший, "Мадонна с Младенцем под яблоней", 1520-1530

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей -- сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок -- к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.

апрель -- май 1964

Кранах изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии, замком и горами. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

Выставка замечательная. Скажу, что для немцев Кранах это все равно, что для нас Рублев. И это надо смотреть.

Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.

Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.

В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.

Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом