Семья и Дети

Краткое содержание фаталист герой нашего времени брифли. «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» - одно из значительнейших творений М.Ю. Лермонтова. Композиционное своеобразие произведения таково, что каждая глава и ее расположение в повествовании заключают в себе определенное значение для раскрытия образа главного героя. И открывает роман глава «Бэла» Лермонтова, краткое содержание которой мы и рассмотрим.

Роман «Герой нашего времени»

Издавался роман по частям. Первой увидела свет глава «Бэла», опубликованная в журнале «Отечественные записки» (1839 год). Затем вышли «Фаталист» и «Тамань». Новое произведение Михаила Юрьевича было неоднозначно воспринято критикой. Белинский и его сторонники открыто восхищались романом, однако были те, кто находил в жестокую карикатуру на современное общество. Единственный персонаж, который не вызывал протестов у оппозиции, - Максим Максимыч. Именно его первоначально принял за «героя нашего времени» Николай I и был сильно раздосадован, поняв, что ошибся. Эта полемика заставила Лермонтова написать предисловие к следующему изданию романа, где он опровергает мнение об иронии и насмешках над современностью.

В статье мы рассмотрим не весь роман, а только первую главу - «Бэла» (Лермонтова), краткое содержание ее и анализ.

Своеобразие композиции романа

Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.

Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.

Лермонтов. «Герой нашего времени». Герои главы «Бэла»

Каковы же персонажи первой главы? Основные ее герои следующие:

  • рассказчик,
  • Максим Максимыч - штабс-капитан,
  • Печорин,
  • Бэла - княжна,
  • Казбич - разбойник,
  • Азамат - сын князя.

«Бэла» Лермонтова: краткое содержание. Знакомство

На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец - человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.

Рассказ Максима Максимыча

Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Максима Максимыча можно начать с поездки Печорина и штабс-капитана на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома - Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.

Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня.

Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом.

Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя.

Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы.

Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел - причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.

Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом.

Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.

Анализ главы

Анализ литературного произведения позволяет раскрыть все его смысловые грани. Особенно интересно рассматривать тексты, подобные роману «Герой нашего времени». Глава «Бэла» повествует о любви Печорина и Бэлы, черкесской княжны. Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства.

Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства.

Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла, анализ образа которой весьма примечателен, воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.

Бэла

Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе.

Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!»

Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.

Бэла и Печорин

Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) - роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам.

История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии.

Вывод

Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Роман написан в 1839-1840 гг. Работать над ним Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ, в 1839 г. В журнале «Отечественные записки» под рубрикой «Записки офицера на Кавказе» были опубликованы две повести - «Бэла» и «Фаталист», в 1840г. - «Тамань». В апреле 1840г. роман вышел полностью, к нему добавились еще две главы - «Максим Макси-мыч» и «Княжна Мери». Расположение глав не соответствовало порядку публикации в журнале. Предисловие ко всему роману появилось только во втором издании 1841 г., это был отклик автора на критику.

Предисловие

Начинается роман с предисловия, объясняющего цель сочинения: читатели возмущаются, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Печорин. Но в романе - не портрет одного человека, а портрет всех пороков поколения в их развитии. В Печорине больше правды, чем бы этого желали читатели, поэтому они в него не верят. Читателя слишком долго кормили сладким, а нужно горькое лекарство, едкие истины. Автор указывает болезнь общества, а как ее излечить - бог знает!
События совершаются во времена завоевания Кавказа.

Часть 1.БЭЛА

В главе «Бэла» рассказчик-офицер говорит о том, как по дороге из Тифлиса он встретил штабс-капитана Максима Максимыча. Из-за бурана они останавливаются на вынужденную ночевку в сакле, штабс-капитан рассказывает своему попутчику о Печорине. Григорию Печорину тогда было лет двадцать пять, а штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. Печорин, по словам Максима Максимыча, был славный малый, хотя и странен, не берег себя. Жили они по-приятельски около года, за который Печорин наделал хлопот. Недалеко от их крепости жил князь. Его сын Азамат часто приезжал к ним, они его избаловали, но мальчик был слишком падок на деньги. Однажды князь позвал их на свадьбу старшей дочери, и там Печорину пропела комплимент младшая дочь, Бэла. Она была хороша собой, и ею любовались Печорин и угрюмый Казбич - знакомый штабс-капитана с внешностью разбойника. В этот раз на нем была надета кольчуга под бешметом. Максим Максимыч подумал, что он что-то замышляет. Выйдя от духоты на улицу, он слышит, что Азамату нравится лошадь Казбича. Хозяин хвалит своего скакуна, который не раз спасал его, называет его товарищем. Азамат говорит, что отдал бы за него табун в тысячу кобыл, Казбич -не хочет. Азамат не может добиться своего и предлагает украсть для него свою сестру Бэлу. Казбич смеется, Азамат надоел ему, и он нетерпеливо прогоняет его. Азамат бросается на него с кинжалом. Казбич отталкивает его, Азамат кричит, что Казбич хотел его зарезать. Казбич ускользнул. Максим Максимыч вспоминает, что черт его дернул рассказать это Печорину: он посмеялся и задумал кое-что. При Азамате говорил постоянно о лошади Казбича, обещал ее доставить в обмен на Бэлу. В отсутствие отца Азамат увез сестру, а когда Казбич пригнал на продажу баранов, с помощью Печорина увел его скакуна Карагеза. Казбич в отместку убил его отца. Печорин приручил пугливую красавицу Бэлу, черкешенка влюбилась в него, привыкла, что она принадлежит ему, но вскоре она ему наскучила. Печорин говорил, что ни одна женщина его гак не любила, штабс-капитан привык к ней как к дочери. Однажды он застал ее печальной: Григорий Александрович ушел на охоту вчера и не вернулся. Совет не держать его возле юбки и быть веселой Бэла принимает, но не может ему следовать. Приезжает Казбич на лошади отца Бэлы, в него стреляет часовой. Максим Максимыч высказывает вернувшемуся Печорину опасение. Печорин ласкает Бэлу все реже, а потом, когда приятели уезжают охотиться на кабана, девушка становится добычей Казбича, который ударяет ее кинжалом и бежит. Бэла два дня мучилась, потом умерла, в бреду говоря о своей любви к Печорину. Максим Максимыч говорит, что хорошо, что она умерла: иначе Печорин ее бросил бы рано или поздно, а она не перенесла бы. С ним о Бэле уже не говорили. Потом Печорин уехал в Грузию.

2. МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Попутчики расстались, но через несколько дней снова встретились. Неожиданно Максим Максимыч встречает Печорина, вышедшего в отставку и направляющегося в Персию. Он дает знать Печорину о себе, но Печорин не торопится. Расстроенный Максим Максимыч ворочался всю ночь. Когда Печорин пришел, рассказчик сказал об этом попутчику. Рассказчик рисует нам портрет Печорина, видит в нем признак породы: у него лицо, которое нравится женщинам, он среднего роста, стройный, чисто одет. Осутствие жестикуляции говорит о скрытности характера. Глаза у Печорина не смеются, его взгляд холоден^ проницателен и тяжел. Печорин уже собирается ехать, Максим Максимыч еле успевает прибежать. Но Печорин не остается ни на минуту, сколько его ни упрашивает стары неприятель. Максим Максимыч отдает бумаги автору.

Журнал Печорина. Предисловие

После смерти Печорина (он умер, возвращаясь из Персии) автор публикует журнал Печорина с предисловием. В нем он объясняет причины публикации: он убедился в искренности Печорина, выставлявшего наружу свои пороки. Эта история человеческой души, написанная без тщеславия, кажется ему полезнее истории всего народа. Он приводит отрывки, относящиеся пребывания Печорина на Кавказе.

1. ТАМАНЬ

В главе «Тамань» Печорин предстает как охотник за опасными приключениями. Ночью он приезжает в город и подозревает, что слепой мальчик, у которого он ночует, не так прост. Он выслеживает его, видит, что слепой встретился с девушкой и они ждут на берегу какого-то Янко. Печорин убеждается, что Янко привез какие-то узлы, днем пытается узнать у мальчика, что это. Узнает по голосу ту девушку, она заигрывает с ним, он говорит, что она ночью была на берегу. Скоро она приходит к нему и внезапно целует. Вечером он идет на пристань, велев казаку спешить к нему, если выстрелит. Его встречает девушка, они плывут на лодке, девушка отнимает пистолет и пытается столкнуть его, не умеющего плавать, в воду, опасаясь, что он донесет про узлы. Вместо эФого Печорин сбросил ее в волны. Она выплыла и навсегда уехала с Янко, так как контрабандные товары, которые он привозил, стали опасным делом. Слепой стащил вещи Печорина, отдал их Янко. Получилось, что мальчик обокрал героя, а девушка чуть не утопила. Он встревожил спокойствие честных контрабандистов, едва не пострадав сам. Утром Печорин уехал из Тамани.

Часть 2. (Окончание журнала Печорина)

2. КНЯЖНА МЕРИ

Глава «Княжна Мери» - рассказ Печорина о встрече в Пятигорске с юнкером-романтиком Грушницким. Печорин характеризует его как довольно острого, доброго человека, но напоказ выставляющего свои страдания. Говорит, что раскусил его и, если они встретятся на узкой дорожке, Грушницкому несдобровать. Он обратил внимание на молодую девушку, княжну Мери Литовскую, уронил стакан нарочно и напоказ силился достать его, Мери помогла ему и убежала. Печорин говорит ему, что его не тронуло участие Мери, завидует, потому что уверен, что все должно принадлежать только ему, говорит о Мери (по словам Грушницкого) как об английской лошади. Печорин хочет побесить юнкера только из-за страсти противоречить.

Он знакомится с доктором Вернером, злоязычным скептиком по натуре, которого молодежь прозвала Мефистофелем. Они отлично сошлись. Вернер сказал, что Мери думает, что Грушницкого разжаловали в солдаты за дуэль. Вернер понимает, что Грушницкий будет жертвой Печорина, говорит, что рассказал о нем и Мери заинтересовалась, теперь она видит в нем героя романа. Вернер характеризует ему мать и дочь Лиговских. Печорин узнает от него по описанию, что на воды приехала женщина, которую он любил раньше, Вера. Она вышла замуж за родственника Лиговских. Печорин просит Вернера не говорить о нем или отозваться дурно. Грусть овладела им, прошедшее имеет над ним большую власть, он ничего не забыл. Печорин быстро добивается ненависти княжны: кажется странным, что он избегает знакомства. Он перекупает у нее из-под носа ковер. Мери проповедует в обществе ополчение против Печорина. Он говорит Грушницкому, что княжна, наверное, в него влюблена, но она из тех, кто вдоволь накокетничается и через два года из покорности маменьке выйдет замуж за урода. Грушницкий возмущен. Скоро на его руке появляется колечко с именем Мери. Печорин ждет, когда она выберет его в свои поверенные и он насладится.

Неожиданно для себя Печорин встречает Веру. Она по-прежнему любит его, но ее муж следит за ней везде, кроме гостиной Лиговских. Они целуются, и Печорин обещает ей волочиться за Мери, чтобы отвлечь внимание и подозрительность ее мужа. Печорин рассуждает в своем журнале, что уже хочет не любить, а быть любимым, но никогда не был рабом любимой женщины. Он любил одну женщину с твердой волей, но они расстались врагами, женщин с характером он не любит. Вера снова безоговорочно доверяется ему, он уверен, что они и на этот раз расстанутся, но воспоминание о ней будет в душе всегда. После встречи он сел на лошадь и бездумно скакал по степи, измучив ее. Выехав вдруг из-за куста, он пугает Мери, говорит ей, что не более опасен, чем Грушницкий. Грушницкий говорит ему, что после этой выходки ему будет трудно войти к ним в дом, Печорин же спорит: если я захочу, завтра вечером буду у княгини и стану волочиться за княжной. Прошла неделя, Вера хочет видеть его у Лиговских. Он идет на бал и танцует с Мери, потом защищает ее от пьяного капитана, который вульгарно пытается пригласить княжну на мазурку, спасая от обморока на балу. В благодарность княгиня приглашает его к себе в любое время. Он говорит Мери, что ее окружает толпа поклонников и он не хотел поэтому с ней знакомиться. Она отвечает, что они все прескучные, даже Грушницкий. Грушницкий влюблен безумно. Они идут к княгине, за ними приходит Вера. Она говорит, что надо понравиться княгине, думает о скорой смерти от чахотки и просит встречаться только здесь, хочет сберечь репутацию. Печорин говорит о Вере, что она одна приняла его со всеми мелкими слабостями и дурными страстями.

Печорин обольщает княжну, не понимая, зачем он это делает: из зависти к Грушницкому? Под влиянием страсти он действовать неспособен, честолюбие подавлено обстоятельствами. Грушницкого произвели в офидеры, Вернер не поздравляет его, так как теперь он будет выглядеть не как исключение, а как общее правило. Он не желает показываться Мери, пока не будет готов мундир. Общество идет к провалу у Машука. Печорин злословит, Мери говорит, что он хуже убийцы. Он замечает, что все видели в нем дурные черты - и они появились, он сделался нравственным калекой. Своими словами он вызывает слезы Мери. Ждет, что завтра она вознаградит его, и ему это скучно. Печорин все больше привлекает княжну, она делится с Верой, которая говорит Печорину, что Мери в него влюблена и ревнует, просит у него слова не жениться на ней, обещая ночное свидание наедине. Он нанимает квартиру рядом с Лиговскими для свидания. На вечере у Лиговских он танцует с Мери, она слушает его с нежным вниманием, Вера грустит. Тогда Печорин представляет публике их историю с вымышленными именами, живо изобразив свою нежность, беспокойства и восторги. Вера оживилась, подсела ближе. Общество разошлось только в два часа ночи.

До бала Грушницкий спрашивает Печорина, правда ли, что Он все эти дни волочился за его княжной? Печорин думает: неужели его предназначение на земле - разрушать чужие надежды? Мери скучает с Грушниц-ким, ждет Печорина. Грушницкий разгневан, против, Печорина составляется враждебная шайка. Утром Печорин идет к Мери"ц спрашивает, не сердится ли она на него, просит прощения, играет роль. Вернер сказал, что весь город знает, что Печорин женится на Мери. Он опровергает слух, говорит, что уезжает завтра в Кисловодск. Вернер предостерегает его. В Кисловодске он видит Веру. Грушницкий перестает ему кланяться, княгиня ждет, что Печорин попросит у нее руки дочери. На конной прогулке у Мери закружилась голова, Печорин удержал ее и поцеловал в щеку: ему была интересна ее реакция. Она требует сказать, что он к ней испытывает, спрашивает, надо ли ей признаться в любви первой? Печорин говорит, что незачем. На следующий день на пылкие речи княжны он отвечает, что не любит ее. Рассуждает в журнале, что иногда презирает себя; неспособен к благородным порывам, боится казаться себе смешным, но свободу он ценит дороже всего, у него страх перед женитьбой; гадалка сказала его матери, что он умрет от злой жены.

В Кисловодск приезжает знаменитый маг и фокусник Апфельбаум. Весь город, кроме Мери и Веры, там. Печорин исчезает с представления, идет к Вере, на обратном пути видит в окне Мери. Грушницкий с драгуном выслеживают его в саду Литовских и думают, что он идет на свидание с Мери, поднимают шум. Печорин вырывается, уходит к себе и притворяется спящим. Грушницкий распускает слухи про княжну, говорит, что под окном был Печорин. Печорин вызывает его на дуэль. Вернер и драгун - секунданты. Перед дуэлью Печорин размышляет: для чего он родился и жил, каково его предназначение? Он был орудием казни для обреченных жертв, его любовь никому не принесла счастья. Он любил только для себя и не мог насытиться. Может, завтра он умрет, и нет существа, которое бы его поняло. Одни говорят, что он добрый малый, другие - мерзавец. Ему смешно и досадно. Он радуется утру, что Вернер предлагает перемирие, но Грушницкий отказывается, он не хочет извиняться. Печорин говорит, что стреляться лучше на краю скалы, тогда даже малое ранение повлечет падение в пропасть.

По совету драгуна Грушницкий предлагает стреляться «на шести шагах», не зарядив пистолетов. Печорин сначала хочет испытать его, предоставив все выгоды, - вдруг в нем проснется великодушие? Вернер торопит его сказать, что они знают правду, а Печорин говорит ему, что может быть, хочет быть убит. Но план Грушницкого гибнет. Печорин советует ему помолиться и спрашивает, не подсказывает ли ему что совесть. Подзывает доктора и говорит, что господа забыли положить пулю в его пистолет. Драгун говорит, что она, верно, выкатилась, и менять пистолет он не будет. Грушницкий противоречит ему. После его неудачного выстрела Печорин опять предлагает мировую, но Грушницкий говорит, что если не убьет его, то зарежет из-за угла. Печорин убивает. Убийство Грушницкого приписывают черкесам. Веру увозит муж, она так волновалась, когда узнала о дуэли, что призналась мужу в том, что любит Печорина. Печорин читает ее прощальную записку и скачет за ней, загнав лошадь. Он осознает, что Вера для него дороже всего на свете, но не может догнать ее. Возвратившись, он узнает, что гибель Грушницкого вызвала подозрения и его вышлют в другое место. Он идет к Литовским проститься. Княгиня говорит, что он спас ее дочь от клеветы, предлагает ему жениться на Мери. Но Печорин за несколько минут наедине с Мери заставляет ее ненавидеть его так же сильно, как она до этого была влюблена в него. Он говорит ей, что смеялся над ней, значит, она должна его презирать, а любить не может. Через час он уезжает, чувствуя, что с такой долей не ужился бы.

3. ФАТАЛИСТ

В «Фаталисте», заключительной главе романа, говориться, что Печорин проводит две недели в казачьей станице. У майора В*** офицерская компания спорит о судьбе человека Обсуждают мусульманское поверье, что «судьба человека написана на небесах». Кто-то считает это вздором, другие убеждены, что это правда. Майор говорит, что свидетелей этому нет. Поручик Вулич, серб, встает и предлагает закончить пустой спор и испробовать доказательства на нем. Он фаталист, по словам Печорина - существо особенное, неспособное делиться мыслями и страстями с другими. Он говорит, что если еще не пробил час его смерти, то пистолет, приставленный ко лбу, не выстрелит. Никто не хочет спорить, только Печорин соглашается на пари. Вулич приставляет ко лбу пистолет, и Печорин видит на лице поручика печать смерти, говорит ему, что он умрет сегодня. Пистолет дает осечку, и тут же Вулич стреДяет второй раз, в сторону, Все спорят о том, почему пистолет не выстрелил в первый раз. Печорин замечает, что поручик удачлив в игре, Вулич отвечает, что это впервые. Печорин говорит, что все же ему казалось, что он сегодня должен умереть. Вулич смущается и вспыхивает, уходит. Вскоре расходятся и все остальные. Печорин идет переулками, твердо веря в предопределение. Он спотыкается, и видит, что на дороге лежит свинья, разрубленная шашкой. Люди ищут пьяного казака, который гнался за ней. Рано утром Печорина разбудили офицеры: Вулича убил тот самый казак. Может, он и не заметил бы его, да Вулич спросил: «Кого ты, братец, ищешь?» Казак ответил, что его, и разрубил от плеча до сердца. Вулич перед смертью сказал: «Он прав». Эти слова относились к Печорину, который невольно прочитал его судьбу.

Убийца заперся в хате и не желал выйти. Печорин решил испытать свою судьбу, как Вулич. Казака отвлекли к двери, а Печорин бросился к нему в окно. Казак отстреливался, но Печорин схватил его за руки, и казаки связали его. Григория Александровича даже не ранило. После этого можно было сделаться и фаталистом, но Печорин любит сомневаться во всем. Максим Максимыч, которому он рассказывает эту историю, сначала не понимает определения фатализма, потом говорит, что пистолеты и винтовки часто дают осечку. Позже добавляет, что жаль беднягу, видно, на роду так было написано. Больше Печорин от него не добился ничего, Максим Максимыч был не любитель метафизических прений.

О «Герой нашего времени» - социально-психологический роман. Герой показан через восприятие своих современников, ближе всех из которых ему Вернер. Также мы можем судить о Печорине по его дневнику. Главы идут не по хронологии, но роман имеет кольцевую композицию, и это позволяет раскрывать героя перед читателем постепенно. Через судьбу своего героя, мудрого, но лишенного веры, автор показывает драматизм мироощущения романтика, его жизнь превращается из-за эгоизма в пытку, и герой так и не находит в ней смысла. Его двойственность раскалывает внутреннее «я», это причиняет боль самому Печорину и окружающим.

Приводим краткое содержание одного из известнейших произведений — «Герой нашего времени» великого писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Уверены, оно поможет вспомнить основные моменты сюжета!

Бэла

Рассказчик-офицер, путешествующий по Кавказу, встречается со старым штабс-капитаном Максимом Максимычем, бывшим комендантом крепости на южных рубежах России. Максим Максимыч рассказывает о молодом офицере Григории Печорине, который служил под его командованием, а после неприятной ситуации его сослали на Кавказ.

Печорин был славным малым, но с ним постоянно происходили различные необычные вещи. Он и Максим Максимыч быстро подружились. Однажды они были приглашены местным горским князем на свадьбу дочери, где Печорин повстречался с младшей дочерью князя Бэлой, которая сильно отличались от других девушек. Печорин решил выкрасть красавицу из дома.

Это пришло в голову Печорина после рассказа Максима Максимыча о разговоре брата Бэлы и одного из гостей по имени Казбич, который также влюбился в девушку. Мальчишка хотел купить у Казбича лучшего во всей Кабарде коня, обещая за него любые деньги и предложив даже выкрасить сестру для него. Однако тот отказался, что обрадовало Печорина.

Порой такой маловажный случай может приводить к жестоким последствиям.

Печорин пообещал мальчишке выкрасть у Казбича коня в награду за Бэлу. Брат девушки доставил ее в крепость и получил коня, пока Григорий отвлекал Казбича, и исчез, побоявшись мести горца. Казбич долго горевал о потере коня и трудно переживал обман, и когда-нибудь его месть должны была вылиться на участников событий.

Бэла, заточенная в русской крепости, сильно тосковала по дому и не принимала ухаживания Печорина. Ни подарки, ни нежные слова Печорина не могли растопить лед в сердце девушки. Однако со временем она полюбила его, но он стал охладевать к ней.

Любовь, как огонь, — затухает без пищи.

Печорина вновь стала одолевать скука. Он начал часто и надолго уезжать на охоту, бросая девушку в одиночестве.

В скором времени Казбич похищает Бэлу. Услышав крики девушки, Григорий и Максим Максимыч бросаются в погоню за горцем. Казбич, поняв, что ему не удастся уйти, бросает Белу, нанеся ей смертельное ранение. Девушка умирает на руках у Печорина спустя 2 дня. Григорий тяжело переживает утрату и больше никогда не разговаривает о Бэле. А после похорон его переводят в другую часть. С Максим Максимычем он встречается лишь спустя 5 лет.

Максим Максимыч

В придорожной гостинице офицер-рассказчик вновь сталкивается с Максим Максимычем. Также в это время сюда приезжает Печорин, направляющийся в Персию. В предвкушении радостной встречи старый комендант через лакея оповещает Печорина о том, что он ожидает его у себя.

Но Григорий безразлично отнесся к известию о Максим Максимыче и пришел только перед отъездом. При встрече Печорин ведет себя холодно и сразу отправляется в дорогу, сославшись на спешку.

Старик долго оставался на месте, даже когда не было уже слышно колесного стука и колокольного звона.

Огорчившись, старый комендант передает журнал Григорий рассказчику.

Путевые офицерские заметки и дневник Печорина превращаются в роман. После гибели героя, рассказчик решается на публикацию романа. Печорин скончался в дороге, возвращаясь домой. Журнал, который писал честно, содержал наблюдения ума над душевными терзаниями. Основной вопрос, тревожащий Печорина заключался в том, способен ли человек распоряжаться собственной судьбой?

Тамань

Пребывая в казенной поездке, Печорин останавливается в Тамани, где селится в «нечистом» домике на берегу. В домике проживали глухая старушка и слепой мальчишка.

Ночью Григорий замечает, что слепой пошел к морскому берегу, и он решает последовать за ним. Там он видит девушку, которая вместе с мальчишкой ждут кого-то с моря. Через какое-то время к берегу подходит лодка, и неизвестный мужчина спускает груз, а ожидающие помогают ему. Утром Печорин вновь видит девушку и знакомится с ней, спрашивая о происшествии ночью. Не получив ответа, Григорий пригрозил ей сообщить о контрабандной переправке властям, за эти слова он чуть не поплатился жизнью.

Ночью девушка позвала Григория к морю. Хотя ее предложение было подозрительным, он все же отправился на свидание и отплыл с девушкой от берега.

И щека девушка прижалась к его щеке, и он ощутил ее пламенное дыхание на своем лице.

Вдруг девушка накинулась на Григория, пытаясь столкнуть его в море, однако он удержался, сбросил девушку в воду и вернулся на берег.

Потом Печорин снова вернулся туда, где были контрабандисты, и снова увидел их. Однако теперь мужчина забрал девушку, а слепой мальчишка остался в одиночестве. Утром Григорий покинул Тамань. В его душе осталось сожаление о том, что он нарушил покой контрабандистов.

Княжна Мери

Получив ранение, Григорий отправился в Пятигорск на лечение, где встречает старого знакомого – юнкера Грушницкого, также лечащегося после ранения. Несмотря на приятельские отношения, Григорий понял, что столкнувшись на узкой дорожке, кому-то из них не поздоровиться.

Из всех людей, пребывающих в Пятигорске, наиболее приметными были княгиня и княжна Лиговские. Грушницкий, желающий стать героем романа, влюбился в Мери и искал любого повода, чтобы познакомиться с княжной и посетить ее дом. Княжна не торопилась знакомиться с ним, несмотря на его романтичный внешний вид. Она думала, что Грушницкий был разжалован за участие в дуэли.

Печорин наоборот всячески избегал знакомства с княжной и не хотел посещать ее дом, что удивило и даже вызвало недоумение у Лиговских, об этом ему рассказал местный доктор Вернер. Устав от скуки, Григорий решил влюбить в себя Мери, зная, что Грушницкий будет ревновать. Такая идея показалась Печорину забавной и интригующей.

Григорий узнает от доктора, что в доме княгини пребывает больная родственница, по описанию которой ему становится понятно, что это его возлюбленная Вера. И после их встречи, в его душе вновь просыпаются давние чувства. Чтобы встречаться часто, не вызывая подозрений у окружающих, Вера предлагает Григорию чаще посещать княгиню, ухаживая за Мери. Ради развлечения Печорин соглашается.

Во время бала он спасает Мери от пристающего офицера, и он приглашает его в свой дом. Однако во время визита Григорий проявляет равнодушие к княжне, чем вызывает ее гнев. Ее злит его холодность, что добавляет страстей в задуманную игру кавалера.

После этого княжна начинает постоянно думать о Печорине, а внимание Грушницкого ей сильно надоело. Даже появление Грушницкого в новом мундире не производит на нее впечатления, она охладевает к нему. Грушницкий, замечая ее увлечение соперником, начинает ревновать.

Обидевшись на насмешки Печорина, Грушницкий решает проучить его, собрав друзей: вызвать при удобном случае на дуэль и не зарядить его пистолет. Случайно Григорий узнает о его плане, и хочет выставить Грушницкого на посмешище. Григорий придумывает хитрый план.

Княжна влюбляется в Григория, у Веры просыпается ревность и она просит его пообещать ей, что он не женится на Мери. Во время прогулки княжна признается в любви Печорину. В ответ княжна слышит безразличные и равнодушные слова. Это сильно задевает ее, и она второпях возвращается к себе. Печорин радуется победе, ведь он влюбил в себя княжну.

О самолюбие! Ты рычаг, который Архимед хотел использовать для приподнимания земного шара!

В городе поползли слухи о скорой женитьбе Печорина на Мери. Вернер предостерегает Григория, а княгиня ждет, что он вскоре попросит сердце и руку дочери. Но он опровергает слухи, потому что для него дороже свобода. Печорин все также встречается с Верой.

Однажды вечером, когда городские жители собирались на представление фокусника, Вера приглашает Григория на свидание. Ночью, спускаясь с ее балкона, Печорин спрыгивает на траву и натыкается на людей, среди которых был и Грушницкий. Группа людей притворяется, что поймали вора, и начинается потасовка, в результате которой Печорин сбегает. Грушницкий утром объявляет, что Печорин был в спальне княжны в ночное время. Оскорбленный Григорий вызывает соперника на дуэль. Он рассказывает Вернеру о дуэли и о коварном плане Грушницкого. Доктор соглашается выступить его секундантом.

Реализовывая свой план, Грушницкий предлагает стреляться с 6-ти шагов, Григорий предлагает уйти на скалу, к краю обрыва, чтобы даже небольшая рана стала смертельной. В такое случае найденный труп будет списан на черкесов. Право 1-го выстрела выпадает Грушницкому, перед которым встает трудный выбор – убить или признаться в поступке, который не делает чести офицеру. Но офицер не должен отступать, он стреляет и рани соперника в ногу. Когда наступила очередь Григория, он советует Грушницкому молиться и слушать свою совесть. Но у соперника не промелькнуло ни капельки раскаяния. Он просит продолжения дуэли. Тогда Григорий сообщает секунданту о незаряженном пистолете. 2-ой секундант отказывается менять оружие, но Грушницкий настоял на замене и требовал продолжать дуэль, потому что вдвоем им не найдется места на земле. Печорину приходится стрелять.

Смерть Грушницкого была списана на черкесов. Вера, узнав о стрельбе, признается супругу, что любит Печорина, и супруг увозит ее из города. После получения прощальной записки Печорин бросается за ней, но не догоняет. Теперь он понимает, что Вера – самая дорогая и любимая для него женщина.

Безрассудны и бесполезны гонки за погибшим счастьем.

Начальство Печорина узнает, что он принимал участие в дуэли, и переводит его нас службу на Кавказ. Перед отправлением Григорий посещает дом княгини, которая благодарит его за спасение чести ее дочери и интересуется, почему он не сделал предложение княжне, ведь она красива, богата. Но Печорин просит разговора с Мери и признается, что никогда не любил ее и просто смеялся. Он слышит в ответ: «Я вас ненавижу». Спустя час Григорий покидает город.

Фаталист

Однажды батальон Григория оказывается в станице казаков. Вечернее время офицеры занимали себя игрой в карты, и однажды между ними завязывается разговор о судьбе – пишется ли она на небесах или нет, предопределяется ли жизнь и смерть? Они начинают спорить, и присутствующие разделяются на тех, кто против, и тех, кто за.

Фаталист офицер Вулич, предлагает испытать, способны ли люди сами распоряжаться собственной жизнью, или для каждого уготовлена роковая минута. Григорий объявляет пари, и Вулич соглашается – если ему сегодня суждено умереть, то он умрет, если нет – то будет жив.

Взяв пистолет, Вулич привел всех присутствующих в шок. Григорий, увидев в глазах безумца печать смерти, сказал ему, что сегодня его ждет смерть. Но после выстрела получилась осечка. Все подумали, что оружие было не заряжено. Но когда Вулич стреляет в сторону, то пробивает фуражку. Скоро офицеры расходятся, Григорий не понимает, почему ему предвиделась смерть Вулича.

Зачастую на человеческом лице, которого вскоре ожидает смерть, появляется необычный отпечаток судьбы, поэтому сложно ошибаться.

Утром Печорин узнает, что Вулича зарубили шашкой, когда он возвращался домой. Так Григорию удалось предсказать судьбу. Казака, убившего Вулича, быстро находят, но он запирается в доме, угрожая стрельбой. Григорию приходит необычная мысль: он решает испытать судьбу. Он проникает в дом, казак стреляет, но не задевает эполет. Пришедшие на помощь скручивают и уводят казака. Григория чувствуют как героя.

Кому известно, убежден ли он в чем, или нет? Зачастую за убеждения люди принимают ошибки разума или обман чувств…

Вернувшись в крепость, Григорий рассказывает о событиях старому коменданту и спрашивает об его вере в предопределение. На вопрос штабс-капитан предположил, что оружие зачастую дает осечку, а у людей пишется на роду.

Часть первая

Рассказчик по дороге до Тифлиса знакомится с попутчик - штабс-капитаном по имени Максим Максимович, который рассказывает ему такую историю. Пять лет назад он стоял в крепости за Тереком. Однажды осенью пришел транспорт с провиантом. Его сопровождал офицер, имя которого было Григорий Александрович Печорин. Человек этот принадлежал к той породе людей, с которыми, по словам Максима Максимовича, должны случаться разные необыкновенные приключения. Характер у Печорина был противоречив, вел он себя странно: никогда не мерз, даже долго находясь под холодным дождем, а сидя в комнате замерзал. Ходил на кабана сам вздрагивал от стука ставни, молчал часами, а иногда своими рассказами заставлял слушателей кататься от смеха.

Неподалеку от крепости жил князь. Его сын Азамат, сообразительный и ловкий парень лет пятнадцати, очень падок на деньги, часто бывал в крепости. Однажды князь пригласил Максима Максимовича и Печорина на свадьбу своей старшей дочери. Гостей посадили на почетном месте. К ним подошла младшая дочь князя, Бела, тоненькая, стройная девушка с черными глазами, как у горной серны. Печорин не сводил с нее глаз, и Бела поглядывала на него. На свадьбе был и Казбич, говорили, что он разбойник и вор. В Казбича был конь Карагезов, который славился по всей Кабарді. Казбичу завидовали, несколько раз пробовали украсть коня, но зря. Особенно нравился Карагезов Азамату, он даже предложил Казбичу обменять лошадь на свою сестру, но тот отказался.

Узнав об этом, Печорин посмеялся, но сам что-то задумал. В разговорах с Азаматом он хвалил Карагеза и наконец предложил: «...Конь будет твой, только за него ты должен отдать мне сестру Белу». «Согласен»,- прошептал Азамат, бледный как смерть.

Максим Максимович пробовал отказать Печорина, но тот отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как он, а Казбича, разбойника, надо наказать.

Ночью Азамат привез, перекинув через седло, женщину со связанными руками и ногами. На следующее утро Казбич пригнал баранов на продажу. Привязав лошадь у изгороди, он пил чай, которым угощал его Максим Максимович. Вдруг Казбич изменился на виду и закричал: «Мой конь!» Но Азамат уже мчался на Карагезі. Казбич в отчаянии пролежал на земле до следующего утра, потом узнал в крепости, кто похитил его коня, и двинулся к аула. Но Азамат куда-то исчез.

Максим Максимович пытался доказать Печоріну, что его поступок нехороший, но тот был спокоен: «А когда она мне нравится?» Печорин долго добивался любви Беллы и постепенно приучил ее к себе. «Слушай, милая, добрая Бело! - говорил Печорин,- ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтобы ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселее?» Белла задумалась, улыбнулась и кивнула головой в знак случаю.

Белла стала приветливее, довірливішою - да и только. Однажды утром Печорин собрался и вошел к девушке попрощаться. Она не отвечала на его слова, но когда Печорин пошел к двери, Белла бросилась к нему. Максим Максимович прервал рассказ, а потом сказал: «Мне стало обидно, что никогда ни одна женщина меня так не любила». Он считал, что Печорин и Белла были счастливы.

Казбич решил, что все произошло с согласия князя, и, дождавшись его на дороге, убил.

Рассказчик и Максим Максимович двинулись дальше, на ночь они остановились на отдых в одной горной сакли, и Максим Максимович закончил свой рассказ о Белу.

Прошло время, и Печорин стал все чаще подолгу охотиться. В такое время под стенами крепости появлялся Казбич, и об этом Максим Максимович рассказал Печоріну. Тот приказал Беле не выходить из крепости. Но по всему было видно, что отношение его к Белы изменилось. Белла начала заметно увядать, лицо ее витяглось, большие глаза уже не блестели, она все дни сидела на кровати, бледная и печальная. Максим Максимович упрекал Печоріну за его холодность, а в ответ услышал: «...У меня злополучный характер: воспитание сделало меня таким, Бог меня создал, не знаю, знаю только то, что когда я причиной несчастья других, то и сам не менее несчастный... В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я безумно отдался всем утехам, которые можно достать за деньги и, конечно, удовольствия эти мне осточертели. Затем пустился я в большой мир, и вскоре высшее общество мне тоже надоело; влюблялся в светских красавиц, и меня любили,- но их любовь только подражнювало мое воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым... Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье не зависящим от них ничуть, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтобы добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре меня перевели на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - зря: через месяц... мне стало скучнее, чем прежде...» Бела казалась Печоріну ангелом, что его послала ему судьба, но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной дамы; невежество и простосердість одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорин сказал, что еще любит Белу, но ему с ней скучно. «Дурак я или злодей, не знаю; но то правда, что я так же заслуживаю сожаления, возможно, больше, чем она: ...жизнь моя пустішає день по дню - мне осталось одно средство: путешествовать. ...Может-таки где-нибудь умру на дороге!»

Казбич вблизи крепости больше не появлялся. Однажды Максим Максимович уехал с Печориным охотиться. Они возвращались в полдень и были уже недалеко от крепости, когда услышали выстрел. Полем стремглав летел всадник. То был Казбич, на седле он держал завернутую в чадру Белу. Догоняя беглеца, Печорин выстрелом ранил его лошадь, Казбич, соскочив, занес над Беллой кинжал. Тогда выстрелил Максим Максимович. Когда дым разошелся, они увидели на земле бесчувственную девушку, из раны на спине лилась кровь.

Она промучилась несколько дней. Она то бредила, то лежала неподвижно. А когда говорила сознательно, то сокрушалась, что она не христианка и не встретится ее душа на том свете с душой Григория Александровича. Перед своим последним утром Белла стала «чувствовать тоску смерти». Она попросила Печорина, чтобы он ее поцеловал. «Он стал на колени возле кровати, поднял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодіючих губ; она крепко обвила его шею дрожащими руками, как будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу...»

«Нет, она хорошо сделала, что умерла! - говорил Максим Максимович рассказчику.- Ну, что бы с ней случилось, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это случилось бы, рано или поздно...»

Когда Максим Максимович хотел утешить Печорина, тот засмеялся. «...Мороз пробрал от этого смеха». Печорин потом был нездоровый, похудел, но разговоров о девушке они больше не заводили. Через несколько месяцев Печорина перевели в Грузию.

Максим Максимович

Через некоторое время рассказчик остановился в одном отеле во Владикавказ где он был вынужден ждать «оказии» к Єкатеринограду. Там он снова встречает Максима Максимовича. Они сидели у окна за бутылкой кахетинского вина, когда увидели еще одну коляску и узнали, что здесь Печорин. Штабс-капитан велел лакею сообщить Печорина, что его ждет Максим Максимович, но Печорин не появился. Максим Максимович до самой ночи ждал его у ворот, но не дождался. Тот появился только на следующий день.

Рассказчик описывает внешность Печорина: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан и широкие плечи свидетельствовали о крепкой строение; способную переносить все трудности кочевой жизни и изменения климатов, не преодолено ни развратом столичной жизни, ни душевными бурями; пыльный бархатный сюртучок его, застегнут только на две нижние пуговицы, позволял заметить ослепительно-чистое белье, проявляла привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались пошитими именно на его маленькую аристократическую руку, и когда он снял одну перчатку, то меня удивило, которые его худые бледные пальцы, его походка была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера. Когда он сел на лавочку, то ровный стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела выявило какую-то нервную слабость... С первого взгляда на его лицо я не дал бы ему больше 23 лет, хотя потом я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское, его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно окреслювало его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, видимо, сказывались много отчетливее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были черные,- признак породы в человеке... У него был немного вздернутый нос, ослепительно-белые зубы и карие глаза...

Они не смеялись, когда он смеялся! - Это признак - или злого нрава, или постоянного глубокого уныния. Из-за опущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, когда можно так выразиться. То не был отпечаток душевного пыла, неуемного воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - короткий, но пронзительный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы показаться дерзким, если бы не был такой равнодушно-спокоен».

Принц просит Печорина остаться, чтобы дождаться Максима Максимовича, который пошел к коменданту. Печорин вспоминает, что, действительно, вчера ему говорили о давнего приятеля. Через несколько минут прибежал Максим Максимович, «он едва переводил дыхание; пот градом катился с лица его; мокрые пряди седых волос... прилипли ко лбу его; колени его дрожали... он хотел броситься на шею Печоріну, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Максим Максимович пытается расспрашивать Печорина о его жизни, приглашает пообедать, поговорить, но Печорин отказывается, говорит, что ему пора ехать. На воспоминания старого о прошлом, о Белу Печорин побледнел и отвернулся, вынужденно зевнув.

Максим Максимович был печален и сердит от такой встречи, но Печорин попытался его утешить, дружески обняв: «Разве я не тот самый?»

В последний момент Максим Максимович вспомнил, что у него остались бумаги Печорина, но тот разрешил делать с ними что угодно, говорит, что едет в Персию, а на вопрос, когда вернется, делает рукой знак, который мог означать «вряд ли! да и зачем?..»

Бумаги Печорина Максим Максимович отдал рассказчику на его просьбу, но вместе они не поехали: когда отправлялась оказия, оказалось, что штабс-капитан еще не видел коменданта, а ему надо сдать некоторые казенные вещи.

Журнал Печорина

Предисловие

К рассказчика дошли слухи, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это обстоятельство давало ему право напечатать заметки этого человека. «История души человеческой, хотя бы наймілкішої души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой и когда она писана без честолюбивого желания вызвать сочувствие или недоумение». Отвечая на вопрос о собственное мнение о Печорине, рассказчик говорит, что его «ответ - название этой книги».

«Тамань - плохонькое город, самое скверное из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще и в придачу меня хотели утопить»,- начинает свою повесть Печорин. Он задержался в Тамани на пути к Кавказа. Свободных казенных квартир не было, поэтому пришлось селиться в доме на берегу моря, в которой, по словам десятника, было «нечисто». Здесь его встретил слепой мальчик лет четырнадцати. Он был сиротой и рассказал Печоріну, что дочь хозяйки сбежала с крымским татарином. Ночью Печорин увидел сквозь окно, что кто-то пробрів мимо. То был слепой мальчик, который спускался на берег с каким-то узелком. Печорин следит за ним, видит, как мальчик разговаривает с какой-то девушкой о Янка: она не уверена, что тот приплывет в такую бурю, а мальчик считает, что Янко не боится бури. Наконец появляется нагруженный лодка, которым руководит человек в татарском баранячій шапке. Печорин возвращается домой, а утром пытается договориться с комендантом о своем отъезде.

Вернувшись в дом, он видит там старую хозяйку и слепого мальчика. Расспросы мальчика о ночном происшествии были напрасными, старая прикидалась глухой. В это время раздалась песня, и Печорин увидел девушку, с которой мальчик разговаривал ночью на берегу. Она также уклонилась от ответа на вопрос, а на угрозу рассказать о ночных событиях коменданту розреготалась, спела и куда-то побежала. Когда смерклось, девушка вновь появилась, залицялась к Печорина и позвала его ночью прийти на берег.

Взяв пистолет, Печорин идет с девушкой на берег. Они садятся в лодку и плывут в море. Девушка признается Печоріну в любви, обнимает его и выбрасывает в воду пистолет. «О, в этот миг ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь ударила мне в голову! Оглядываюсь - мы от берега круг пятидесяти саженей, а я не умею плавать!.. Между нами началась одчайдушна борьба... "Чего ты хочешь?" - закричал я. "Ты видел, ты донесешь!" - ответила она». Печоріну удалось сбросить девушку в воду. Добравшись до берега, он увидел, что она выбралась из воды, и услышал, как предупредила Янка, который вскоре приток на своей лодке, что «все пропало». Через несколько минут слепой мальчик принес мешок, положили в лодку. Татарин с девушкой подняли на лодке парус и вышли в море, оставив слепого на берегу с несколькими монетами: мальчик плакал... «Мне стало грустно. И зачем было судьбы бросить меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный на гладкое плесо, я встревожил их покой, и как камень, чуть сам не пошел на дно!» Вернувшись в дом, Печорин увидел, что шкатулка, сабля с серебряной оправой, дагестанский кинжал исчезли. «...Смешно было бы жаловаться...что слепой Мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила... Что случилось со старой и с бедным слепым - не знаю. Да и что мне до радостей и несчастий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще и с подорожньою в казенной надобности!..» Утром Печорин бросил Тамань.

Часть вторая (Окончание журнала Печорина)

Княжна Мэри

Перед нами - дневник Печорина, в котором обозначаются дня записи. 11 мая Печорин приезжает в Пятигорск. Найдя квартиру, он направился к источнику. На дороге ему встретился знакомый, с которым он когда-то служил. Это был юнкер Грушницький. Печорин увидел его таким: «Он только год в службе, носит, с особого рода щегольства, толстую солдатскую шинель. У него солдатский георгиевский крестик. Он был хорошего телосложения, смуглый и черноволосый; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему вряд ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и ежеминутно крутит усы левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Говорит он громко и витиевато: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовы пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необычные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение».

Грушницький рассказывает Печоріну о людях, составляющих пятигорске публику на водах - «водяное общество»,- и называет наиболее интересными из всех княжню Ліговську и ее дочь Мэри. Чтобы обратить внимание девушки, Грушницький роняет стакан, из которого пил целебную воду. Мэри помогает ему поднять стакан, видя, что он не может этого сделать по причине больной ноги. Грушницький счастлив: он уверен, что Мэри делает ему знаки внимания. Печорин говорит обратное: ему неприятно, что не заметили его.

Через два дня Печорин встречается с доктором Вернером, человеком интересным и умным, но невродливою: он «был мал ростом и худ. И слабый, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромной: он стриг волосы под гребенку... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, пытались понять ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были всегда черного цвета». Хотя, по собственным словам Печорина, он не умел дружить, с Вернером они стали приятелями. В разговоре с Вернером оказалось, что доктор хорошо понимает намерения Печорина, который собрался развеять скуку на водах разыгрыванием «комедии». Стало известно, что княжна Мэри, очарована внешностью Грушницького, решила, что его разжаловали за дуэль, а княгиня вспомнила лицо Печорина, которого она встречала в Петербурге. Вернер подробно рассказал Печоріну о болезни и характер княгини Ліговської и о привычки и привязанности ее дочери. Он сказал также, что видел у Лиговских их родственницу, с описания ее внешности Печорин узнал в ней ту, любовь к которой когда-то занимало его сердце.

Вечером на бульваре Печорин снова видит Мэри. Вокруг нее и матери крутится молодежь, но Печорин, развлекая знакомых офицеров, постепенно собирает всех вокруг себя. Мэри скучает, и Печорин предполагает, что завтра же Грушницький, который не сводил с девушки глаз, будет искать средство познакомиться с ней.

Следующая запись сделана 16 мая. Печорин отмечает, что вызвал ненависть Мэри, что его хитрая поведение, когда он делает вид, что не замечает ее и постоянно препятствует ей - например, на ее глазах покупает ковер, что ей понравился,- приносит результат. Мэри становится еще ласкавішою с Грушницьким, который только и мечтает поскорее надеть эполеты. Печорин его отказывает, объясняя, что в солдатской шинели он загадочный и привлекательный для княжны, но Грушницький ничего не хочет понимать. Печорин учит Грушницького, как следует вести себя с молоденькой княжной, которая, как и все российские барышни, любит, чтобы ее развлекали. Грушницький смущен, и Печорин понимает, что приятель влюбился - у него даже появилось обручальное кольцо, на которой было имя княжны и число их знакомства. Печорин задумал стать поверенным Грушницького в его сердечных делах и тогда «насладиться».

Когда утром Печорин позже, чем всегда, пришел к источнику, все уже разошлись. В одиночестве он стал бродить по аллеям и неожиданно увидел Веру, о приезде которой говорил ему Вернер. Вера вздрогнула, увидев Печорина. Он знал, что она снова замужем, что муж ее, родственник Лиговских, богатый и этот брак был нужен Вере ради благополучия ее сына. Печорин знал также, что Вера своего мужа «почитает, как отца,- и будет обманывать, как мужчины...» Он поклялся Вере, что познакомится с Ліговськими и будет ухлестывать за Мэри, чтобы на Веру не пало подозрение.

Через грозу Печорин и Вера некоторое время оставались в гроте, и Печорин почувствовал, что в его душе снова поднимается знакомое чувство: «не молодость со своими... бурями хочет вернуться ко мне снова, или это только,ее прощальный взгляд...» Позже Печорин едет верхом в степь и неожиданно встречается с кавалькадой всадников, впереди которых ехали Грушницький и Мэри. Юнкер повесил на себя шашку и пару пистолетов, и в таком «героическом наряде» должен был забавный вид. Он серьезно разговаривал с девушкой об опасностях, которые могут случиться на Кавказе, о пустое светское общество, которое ему не нравится. Неожиданно навстречу выехал Печорин и прервал разговор. Мэри перепугалась, решив, что перед ней черкес, но Печорин ответил девушке, что он не более опасен, чем ее кавалер, и Грушницький остался недоволен.

Вечером Печорин услышал, как Грушницький увлеченно рассказывает приятелю о достоинствах Мэри. Чтобы подразнить юнкера. Печорин заверил его, что завтрашний вечер проведет в Лиговских и будет волочиться за княжной.

21 мая Печорин записал в журнале, что до сих пор не познакомился с Ліговськими. Вера упрекала, что он не ходит в дом, где они могли бы встречаться открыто.

22 мая Печорин описывает бал, который состоялся в зале Благородного собрания. Мэри произвела впечатление своей одеждой и умением вести себя, местные «аристократки» не могли этого простить, и одна из них выразила своему кавалеру недовольство. Печорин пригласил Мэри на танец, и девушка едва скрывала торжество. За время танца Печорин успел напомнить Мэри о своей недавней дерзость и извиниться за это. Затем он заставил уйти пьяного, который попытался пригласить Мэри на танец. Благодарная девушка рассказала об этом матери, и княгиня Лиговская поблагодарила Печорина, упрекая ему между тем, что они до сих пор не знакомы. Чуть позже Печорин удачно начал с Мэри разговор о Грушницького и рассказал, что тот юнкер. Девушка была разочарована.

23 мая Грушницький поблагодарил Печоріну за помощь на балу и попросил вечером у Лиговских «замечать»все, что касалось женщин и таким образом помочь определить отношение Мэри к нему, Грушницького. Печорин почти весь вечер провел с Верой. Разочарованный вид Мэри доказывает, что разговоры Грушницького ей уже скучные.

Запись в дневнике от 29 мая рассказывает об дальнейшее воплощение «системы» Печорина. Он развлекает Мэри, рассказывая о удивительные случаи из своей жизни, и она становится более холодной с Грушницьким. Печорин умышленно оставляет Мэри с юнкером, когда тот оказывается рядом, и наконец слышит то, что хотел услышать: «Почему вы думаете, что мне веселее с Грушницьким?» Печорин отвечает, что жертвует ради счастья приятеля своим удовольствием, и слышит от Мэри: «И моим». Он делает серьезный вид и не разговаривает с Мэри несколько дней. А 3 июня в своем дневнике спрашивает себя, зачем ему любовь молоденькой девушки, с которой он никогда не женится,- и не находит ответа.

На прогулке Печорин говорит плохо об окружающих и этим пугает Мэри. В ответ на ее упреки он говорит: «Я сделался морачьним калекой... одна половина души моей не существовала, она высохла, випарилась, умерла, я ее отрезал...» Мэри была тронута, пожалела Печорина, взяла его за руку и уже ее не выпускала.

На следующий день Печорин пытался развеять ревность Веры, уверял, что не любит Мэри, но Вера была печальна. Тогда он вечером у княгини Ліговської рассказал историю своей любви к Вере, заменив имена. И Вера, кажется, простила ему ухаживания княжны.

5 июня перед балом к Печорина прибежал Грушницький в новой офицерской форме. В приподнятом настроении он пошел встречать Мэри, а Печорин пришел на бал последним. Он смотрел издали, как Грушницький пытается узнать у Мэри о причинах ее холодности к нему. Потом подходит к ним, не соглашается с Мэри, что солдатская шинель больше подходило Грушницькому, замечает, к неудовольствию последнего, что форма офицера делает его моложе. В конце бала Печорин, который танцевал с Мэри только мазурку, понял, что против него заговор Грушницького с другими офицерами.

На следующий день Вера уехала в Кисловодск. А вечером княжна не вышла к Печорина, сославшись на болезнь.

Доктор Вернер расспрашивал Печорина, не собирается ли тот жениться на Мэри. Оказалось, что расходятся сплетни о Печорине и княжну и что это дело рук Грушницького.

Печорин переезжает в Кисловодск, часто видится с Верой. Сюда же переезжают и Ліговські.

На одной из прогулок, когда Мэри почти потеряла сознание, Печорин, поддерживая ее, прикасается губами ее щеки. Княжна не понимает этого: «Или вы относитесь ко мне с презрением, или очень нравится»,- и первым объясняется в любви. Печорин поразил ее холодом в ответ.

Грушницький договаривается с офицерами отомстить Печоріну, хочет вызвать его на дуэль и зарядить только один пистолет. Печорин случайно узнает об этом плане и решает проучить Грушницького.

Одного дня Печорин получает от Веры сообщение, что ее муж уехал в Пятигорск, и проводит ночь у своей возлюбленной. Выходя от нее, он задерживается у окна комнаты княжны, где его видят Грушницький и капитан, когда унижен Печориным на балу. На следующий день Грушницький громко рассказывает о ночных приключениях и клянется, что у Мэри был именно Печорин. В эту минуту в комнату входит сам Печорин и спокойно предлагает Грушницькому отказаться от своих слов, потому что это клевета. Тот не соглашается, и Печорин сообщает, что пришлет своего секунданта.

Ночью перед поединком Печорин размышляет о смысле жизни: «Для чего я жил? для какой цели я родился?.. А, пожалуй, она существовала, и, пожалуй, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы неохватные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья. ...Я любил для себя, для собственного удовольствия...»

Противники и секунданты съехались на место дуэли. Договорились, что врач вытащит пулю, чтобы убитого можно было отнести на счет черкесов.

Печорин спокойный, Грушницький нервничает. Доктор Вернер просит Печорина сказать, что им известно об отсутствии пули в его пистолете, но тот отказывается: хочет увидеть, сможет Грушницький стрелять в невооруженного. Первым выпало стрелять Грушницькому. Он легко ранил противника в колено. Печорин требует зарядить пистолет, выражая свою осведомленность о заговоре. Грушницький признал, что готовилась подлость, и пистолет заряжають. Печорин последний раз предлагает ему признаться во лжи и слышит в ответ: «Стреляйте!.. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью... Нам на земле вдвоем нет места...» Печорин выстрелил. Когда дым разошелся, Грушницького на скале не было. Его труп лежал внизу.

Дома Печорин читает записку от Веры. Она призналась мужу в своей любви и уезжает навсегда. Печорин загнал до смерти коня, но Веру не догнал.

Печорин узнает от Вернера, что начальство догадывается о дуэли. На следующий день он получает приказ ехать в крепость N и идет к Лиговских прощаться. Княгиня предлагает Печоріну жениться на Мэри. Наедине с княжной он откровенно говорит девушке, что просто смеялся с ней, что она должна относиться к нему презрительно, а потому он не может на ней жениться. Мэри ответила, что ненавидит его.

Об истории с Мэри Печорин вспоминает в крепости. Он сравнивает свою судьбу с жизнью матроса, который привык к трудностям своего ремесла и скучает на берегу, разыскивая на море парус, «что приближается к пустой пристани...»

Фаталист

Однажды Печорин жил несколько недель в казачій станицы. Как-то за столом зашел разговор об одном из мусульманских верований, будто судьба человека определяется на небе. Офицеры думали каждый по-своему, но неожиданно один из них, серб, поручик Вулич, вызвался «попробовать на себе, может ли человек по собственной воле править своей жизнью, каждому... заранее назначено роковую минуту...» Печорин предложил пари, чтобы доказать, что ничего человеку заранее не назначено. Глядя на приготовления к выстрелу, Печорин заметил, что на лице поручика лежит «печать смерти». «Вы сегодня умрете!» - сказал он Вуличу. Тот ответил: «Может, так. Может, нет...» Он взял пистолет, о котором было неизвестно, он заряжен, приставил ко лбу и спустил курок. Осечка! Все облегченно вздохнули, решив, что пистолет не заряжен. Вулич выстрелил во второй раз - в фуражку, что висел над окном. Раздался выстрел. Поручик собрал червонцы, им выиграны, и ушел.

На Печорина эта история произвела глубокое впечатление. Ночью его разбудили известием, что Вулича убиты. Оказалось, что на темной дороге он встретил пьяного казака и спросил, кого тот щукає. «Тебя!» - ответил казак и разрубил его шашкой от плеча почти до сердца. Умирая, Вулич произнес только три слова: «Он был прав!» Эти слова касались Печорина, который заметил на лице поручика печать близкой смерти.

Убийца тем временем закрылся в пустом доме, а толпа у нее никак не решался действовать. Печорин, подобно Вулича, решил испытать судьбу. У дверей поставили трех казаков, чтобы они привлекали к себе внимание убийцы. Печорин приблизился к окну, сквозь щель ставни которого было видно казака с пистолетом в руке. Есаул стучал в дверь и кричал, а Печорин оторвал ставни и прыгнул в окно головой вниз. Казак выстрелил, пуля сорвала еполет. Не прошло и трех минут, как преступника связали и отвели под конвоем.

Печорин размышляет: «Во всем этом как бы, кажется, не сделаться фаталистом? ...Что касается меня, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Ведь хуже смерти ничего не случится - смерти не минуешь!»

Вернувшись к крепости, Печорин рассказал о происшествии Максиму Максимовичу и хотел услышать его мнение относительно предопределения. Но старый высказался только о недостатках курков и черкесских винтовок. А о Вулича сказал так: «Да, жаль бедолагу... А впрочем, видно, так уж у него на роду было написано!..»

Печорин Григорий Александрович центральный персонаж, молодой офицер. Красивой внешности, умен, обладает противоречивым характером, высокомерен.

Бэла — прекрасная черкешенка, возлюбленная Печорина.

Мери (княжна Лиговская) — красивая, образованная и гордая девушка. Печорин делает все возможное, чтобы влюбить ее в себя.

Максим Максимыч — штабс-капитан, добрый человек, друг Печорина.

Грушницкий — юнкер, соперник Печорина. Самолюбивый и хвастливый молодой человек.

Вера — замужняя дама, возлюбленная Печорина. Напоминание об его прошлой петербургской жизни.

Бэла

Молодой офицер направляется на Кавказ. Во время своей поездки он знакомится с Максим Максимычем. Штабс-капитан произвел хорошее впечатление на рассказчика. В пути их застигает буран, во время которого они вспоминают необычные случаи из жизни. Максим Максимыч решает рассказать историю о Бэле.

Штабс-капитан рассказывает о молодом офицере, который был под его началом, Печорине Григорие Александровиче. Он был хорошо собой, умен, но с противоречивым характером: он мог жаловаться на пустяки, то становился бесстрашен во время скачки на лошадях. Вскоре штабс-капитан заметил, что Печорин скучает в глуши, в которой они находились. Будучи человеком добрым, он предлагает молодому офицеру развеяться и поехать с ним на черкесскую свадьбу.

На празднике Григорию понравилась младшая дочь князя, Бэла. Максим Максимыч, выйдя на улицу, случайно услышал разговор между Казбичем, хитрым черкесом и Азаматом, братом Бэлы. Юноша предлагает отдать Казбичу свою сестру за его прекрасного коня. Черкесу отказался, хотя ему и нравилась Бэла. Штабс-капитан рассказывает об этом разговоре.

  • Позже Печорин предложил помочь Азамату достать Карагеза (коня), если тот украдет для него Бэлу.
  • Брат привез свою сестру, а офицер помогает юноше похитить коня. Казбич пообещал отомстить. Азамат покидает крепость.
  • Тем временем Бэла живет у Печорина. Молодой человек очень трепетно относится к девушке, старается ей угодить.
  • Со временем черкешенка влюбляется в него, но добившись ее благосклонности Печорин охладевает к девушке.

Максим Максимыч привязался к Бэле как к дочери. Однажды он и Печорин уезжают из крепости. Бэлу похищает Казбич, офицеры успевают заметить его и бросаются в погоню. Черкес наносит смертельную рану кинжалом и оставляет девушку. Бэла смогла прожить еще два дня. Находясь в бреду, она все время звала Печорина. После смерти девушки, друзья больше не разговаривали о ней. Через какое-то время Григорий уезжает в Грузию и штабс-капитан не получает от него вестей.

Максим Максимыч

Неожиданно рассказчик снова встречается со штабс-капитаном. Они видят модную коляску и узнают, что ее хозяином является Печорин. Максим Максимыч был рад, что сможет увидеть своего старинного друга. Но молодой человек обедал у генерала и обещался быть позже.

Штабс-капитан ждал его весь день, но офицер так и не появился. Максим Максимыч отправился с утра по делам, но попросил послать за ним, если приедет Печорин. Григорий Александрович приезжает и рассказчик видит, что описание штабс-капитана совпадает с тем человеком, которого он увидел. Больше всего его поразили глаза, которые оставались серьезными, даже когда он улыбался.

Максим Максимыч хотел пообщаться, обнять своего друга. Но Печорин был холоден и протянул ему руку для пожатия. Такое поведение обидело штабс-капитана. Офицер уехал, а Максим Максимыч передал личный дневник рассказчику, который заинтересовался личностью Печорина.

Журнал Печорина «Тамань»

Григорий Александрович рассказывает об одном интересном случае, который произошел с ним в Тамани. Остановившись в доме у одной старушки, у него вызывает подозрение слепой мальчик, у которого есть какая-то тайна. Он решает проследить за мальчиком и видит, что тот встречается с красивой девушкой, которую офицер прозвал «Ундиной». Они ждали Янко, который вскоре появился с какими-то вещами.

На утро Печорин пытался выяснить правду у мальчика, но тот делал вид, что не понимает гостя. Офицер попытался разузнать правду у Ундины, которая стала заигрывать с ним. Молодой человек сказал, что знает, чем они занимаются. Девушка назначает ночью свидание Печорину. Офицер сказал казаку, сопровождавшему ему, чтобы он был настороже.

Свидание чуть не погубило Печорина. Девушка поняла, что офицер догадался, что они — контрабандисты. Но ему удалось одержать вверх над ней и сбросить ее в воду. Ундина хорошо плавала и потому спаслась. Девушка решает уйти вместе с Янко. Офицер обнаруживает пропажу своих вещей, которые украл слепой юноша.

Этот случай развлек Печорина. Единственное, что его омрачало — это то, что он мог утонуть. На следующее утро Григорий Александрович уезжает из Тамани.

Княжна Мери

Печорин рассказывает о времени, проведенном им в Кисловодске. Общество ему казалось скучным, и он хотел найти развлечения. Случайно он встречает своего знакомого юнкера, бахвала Грушницкого, который рассказывает о своей влюбленности в княжну Лиговскую. Григория Александровича забавляет чувство юнкера. Молодой человек специально начинает злить юную княжну.

Печорин заводит дружбу с доктором Вернером, человеком умным и проницательным. Тем временем в Кисловодск приезжает дальняя родственница Лиговской Вера. Это замужняя дама была когда-то возлюбленной Печорина. Встреча с ней показывает героя с другой стороны как человека, способного чувствовать и переживать.

Грушницкий сообщает, что Печорину не разрешают бывать у Лиговских. Молодой человек поспорил с юнкером, что сможет добиться благосклонности Лиговских. С тех пор, Григорий Печорин начинает учтиво обходиться с Мери и заботится о ней, чем вызывает ее дружеское расположение. Вера сообщает Печорину, что она больна и просит пощадить ее репутацию.

Главному герою удается влюбить в себя княжну, но он и сам не знает, для чего ему это нужно. Веру тревожит этот роман, и она берет с Печорина обещание, что он не женится на Мери и обещает ему устроить ночное свидание. Грушницкий начинает всерьез ревновать княжну.

Княжна Мери признается в любви Печорину, но в ответ он холодно говорит, что не испытывает взаимного чувства. Его ответ вызвал у Лиговской нервное расстройство. Во время ночного свидания Григория и Веры, его видит Грушницкий. Юнкер решил, что соперник тайно встречался с княжной. Он вызывает Печорина на дуэль.

Перед дуэлью Григорий размышлял о своей жизни и понимал, что он мало принес хорошего людям. Во время дуэли Вернер старался примирить соперников, но ничего не получилось. Товарищи Грушницкого хотели провести дуэль нечестно, но их замысел был разгадан и на дуэли погиб юнкер. Вера, узнав о дуэли, в смятении чувств, признается во всем мужу. Муж принял решение немедленно уехать. Печорин не успевает догнать Веру и попрощаться с ней.

В обществе появились слухи об участии Григория в дуэли. Его отправляли на новое место службы. Молодой человек пришел проститься с Лиговскими. Мать Мери дает согласие на их брак, но Печорин отказывается от этого. Во время разговора наедине, он сильно задевает гордость девушки, и от этого ему становится неприятно. Он отправляется в крепость, где служит Максим Максимыч.

Фаталист

Главный герой оказался в станице казаков. Однажды вечером произошел спор о том, может ли человек сам выбрать свою судьбу или уже все предрешено? Вперед выступил Вулич, который был фаталистом (верил в судьбу) и предложил пари: он выстрелит себе в висок и если останется жив, то он прав. Никто не согласился на эти условия, кроме Печорина.

Григорий сказал, что Вулич умрет ночью. Серб выстрелил в висок, но пистолет дал осечку. Когда он сделал второй выстрел, тот оказался боевым. Но Печорин был уверен, что Вулич умрет ночью. Серб покинул собрание. По дороге домой Григорий увидел свинью, зарубленную шашкой. Ему сказали, что сделал казак, который любил выпить.

Утром офицеры рассказывают Печорину, что ночью Вулича зарубил тот самый казак. От этой новости молодому человеку стало не по себе, но он все-таки решает испытать судьбу и отправляется помогать ловить этого казака. Но, протрезвев и осознав, что он наделал, заперся в хате и грозился убить каждого, кто попытается проникнуть. Печорин, рискуя своей жизнью, пробрался через окно и помог схватить казака. Но и после этого он не спешит стать фаталистом.

Печорин рассказывает об этом случае Максим Максимычу. Добрый штабс-капитан говорит, что пистолеты часто дают осечки, Вулича жаль, но видно так ему было суждено. На этом закончился разговор между ним и Печориным.