Психология

Кто автор этих строк точность вежливость королей. Кто сказал "точность — вежливость королей"

В продолжение темы профессиональных качеств рассмотрим еще одно - точность. Точность иногда путают с обязательностью, но это совершенно разные качества. Обязательность - в доску разбейся, а выполни то, что надлежит выполнить (об этом запись " "). Точность - выполнение своих обещаний, обязанностей, четкое следование намеченному плану, характеристика времени начала, длительности и окончания выполняемых тобой мероприятий.

Являюсь участником одной добровольной общественной организации частных предпринимателей. Хорошие мужчины, парни и девушки. Умницы, трудяги. Проводим периодические заседания различного формата. Договорились пару дней в месяц собираться в 10-00, предварительно согласовав каждый конкретный день встречи. И обычно собираемся в назначенный час. Опаздывают, как правило, один или несколько участников, солидных товарищей. Вроде как простительно, разные бывают обстоятельства у занятЫх людей.

В очередной четверг захожу в 9-59, вижу пустые кресла участников совещания и предлагаю провести на практике одну из первых организационных инноваций нашего общества: каждый опоздавший отжимается от пола количество раз, равное количеству минут опоздания. Все улыбаются, острят немного. Первый опоздавший появляется в 10-03. Я: "Вот, первый пошел. Три раза отжиматься". Поулыбались. Выхожу прогуляться. Возвращаюсь в 10-10 и слышу: "Давай, отжимайся!" Улыбаюсь уже сам, говорю, что я "зафиксировался" в 9-59, но понимаю, что отжиматься нужно. Оставили на потом.

Назначено совещание на 14-47? Так, будь добр, приди к 14-47. Не в 14-50, не 14-47минут и 5 секунд, а именно в 14-47. Люди же ждут. И скучают. У тебя дела, а им, понимаешь, делать нечего, кроме как ворон считать, тебя дожидаясь. Возможно, у всех "делов невпроворот".

В Дайнове 90-х после неоднократных замечаний, дабы приучить людей к точности, решили, что опоздавшие будут отжиматься от пола 10 раз. За одно и здоровье важных специалистов и руководителей будем поддерживать. Поможем занятЫм, у самих то не всегда хватает времени и собранности на оздоровительные упражнения. Под одобрительные шуточки руководители всех рангов начинали участие в совещаниях после десяти отжиманий. И мероприятие начиналось в позитивном тонусе как зрителей, так и самих физкультурников.

Точность - важная компонента успеха сотрудника и организации в целом. Точность, как в во времени исполнения своих обязательств, так и в понимании, трактовке, донесении того, что входит в эти самые обязательства. С легкой руки приятеля и партнера Владимира Велича (см. пост "Сказки для взрослых ") привожу коротенькую притчу на эту тему. Простое изложение того, что может случиться, если точно, буквально следовать рекомендации:

Точность (притча неизвестного происхождения)


Деревенский кузнец нашел себе помощника, согласившегося выполнять тяжелую работу за минимальную плату. Кузнец сразу же принялся наставлять парня:

Как достану полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я кивну тебе головой. В этот момент бей по ней молотом.

Ученик сделал так, как понял.

На следующий день он стал деревенским кузнецом.

Точность, как говорилось выше, это не больше и не меньше. Это норма. Или "точно в срок" по времени. Кстати, с удивлением обнаружил, что в авторитетной энциклопедии "Википедии" нет статьи о термине "точность" в социальном, общечеловеческом плане. Точность в технике есть ("точность средств измерений", "точность результатов измерений"). А самогО базового, "человеческого" понятия "точность", так и не нашел.

Желающие "инкогнито увековечить" себя могут поправить это упущение. В прекрасном, давно уже ставшем классикой толкования слов и терминов, словаре Даля также нет этого важнейшего понятия. А вот, что говорится в еще одном классическом толковом словаре, словаре Ожегова: "ТОЧНОСТЬ, -и, ж.1. см. точный. 2. Степень истинного соответствия чему-н. Вычислить с точностью до одной сотой. 4- В точности (разг.) - 1) совершенно точно. Сделал в точности как приказано; 2) точно так же, точно такой же. Костюм в точности как у тебя".

Точность - это еще и не очень общО (мы, студенты-артиллеристы по своей второй нематематической специальности, шутили, что неточность прицеливания компенсируется размером снаряда). А то может получиться, как в той истории:

Разговор команды самолета после бурного празднования Нового года:

Пилот:
- Штурман! Где мы??
- В вытрезвителе!
- Да на кой нам такая точность?! Ты город скажи!

Поговорка "Точность - вежливость королей" известна многим, но немногие знают, что она действительно королевского происхождения, в оригинале имеет свое продолжение и звучит так: "Точность - вежливость королей и обязанность их подданных". Была и такая трактовка: "Точность - вежливость королей и долг всех добрых людей". Впервые в эпоху после Наполеона использовал ее французский монарх Людовик XVIII (родился в 1755г., королевствовал в 1814г.-1824г.), что послужило быстрому и массовому развитию этикета в Европе. Со времен этого короля в обществе стали намного серьезнее относиться к пунктуальности, обязательности, умелому обращению со своим и чужим временем.

Точность часто связывают со временем, которое в наш исторический период время является одним из ценнейших нематериальных активов. Зачастую решающим для достижения результата в частной жизни и жизни предприятия. Помните: "Когда Господь создавал время, Он создал его достаточно" (ирландская пословица). Чтобы быть успешным, нужно научиться правильно обращаться с этим капиталом. Если же человек не в состоянии грамотно распределить и использовать свое время, то серьезных успехов в жизни ему не видать. Неумение управлять временем - неумение управлять ничем другим. И никем другим. В таком случае лучшее, что ждет человека - зависимость и подчиненность обстоятельствам, зависимость от других, более умелых людей. Личная неорганизованность, суета, длительные неконкретные разговоры и отрывающие от дел телефонные звонки - "родимые пятна", верные признаки такого человека.

Не открою Америку, сказав, что сегодня точность - не только вежливость начальника по отношению к подчиненному. Точность - такая же обязанность руководителя, как и обязанность подчиненного. Если, конечно, руководитель хочет успешно реализовать задачи управления, добиться своих целей. Если он не самодур. Двести лет назад король мог позволить себе быть неточным, проявляя обязательность и пунктуальность, как вежливость, сегодня немыслимо быть успешным и не пунктуальным, не точным руководителем.

То есть, точность - это то, что полезно самому человеку, что также приятно и нужно окружающим его людям. Точность - вежливость по отношению ко всем. ВЕЖЛИВОСТЬ КОРОЛЯ. И его обязанность. Будем же королями! И начальники, и подначаленные специалисты. Даже в мелочах.

В заключение минутка видео с юмором:

P.S. Специально для читателей "Компьютерных вестей", "Прессбола" и других изданий, иногда размещающих материалы "блога ап".

Друзья, извините, если Вам покажется, что статья не по адресу и/или лежит не в тематике Вашего издания. Но! Решение о размещении материала на других интернет-ресурсах принимается исключительно редколлегией ресурса. Ни в какой адрес (персональный и корпоративный) предложение с размещением настоящей и других статей не отправлялось и не отправляется. Никакие гонорары автором за них не получаются и не предполагаются к получению. В разное время некоторые интернет-издания предлагали размещать у себя на собственный вкус посты с блога. Каковое согласие ими было получено.

А, вообще-то, цель создания блога - созидание, поддержание благожелательной, конструктивной корпоративной культуры на предприятии, которое имею честь возглавлять, и просто благожелательной и конструктивной - среди окружающих людей, друзей и партнеров. Ранее статьи и материалы рассылались только по внутрикорпоративной почте. Цель, по моему скромному мнению, пусть и не идеально, но достигается.

Всего Вам доброго!

Почти каждый из нас знает поговорку «Точность - вежливость королей». Однако не всем известно, что это всего лишь часть поговорки. Полностью это высказывание звучит так: «Точность - вежливость королей и долг всех добрых людей». Это высказывание французского короля Людовика XIV фактически послужила причиной бурного развития этикета в Европе. С тех пор в обществе пунктуальность, точность и умелое обращение со своим и чужим временем ценились очень высоко.

В современном мире, когда деловые процессы и взаимоотношения достигли пика в своем развитии и проходят на огромных скоростях, тайм-менеджмент стал одним из самых важных бизнес-навыков. Что же дает нам умение управлять своим временем? Много достаточно влиятельных людей считают, что время является самым ценным нематериальным капиталом, который всегда находиться в дефиците. В этом время очень похоже на другой ценный человеческий ресурс – здоровье. Они являются ценнейшим богатством и, в то же время, значительной проблемой. Если человек не в состоянии управлять собственным временем, то он не сможет управлять ничем и никем другим.

Недавно проведенный опрос средименеджеров транснациональных корпораций показал, что из ста менеджеров:

  • Лишь один имеет достаточно времени.
  • Десятерым требуется на десять процентов больше времени.
  • Сорока менеджерам нужно двадцать пять процентов дополнительного времени.
  • Остальным не хватает пятидесяти процентов времени.

Ценность и истинное значение времени можно понять, искренне и честно ответив на следующие вопросы:

  1. Как Вы обращаетесь со своим временем?
  2. Хватает ли Вам времени?
  3. Что означает для Вас время?
  4. Сколько времени у Вас осталось?

Прямо сейчас Вы совершили первый шаг на пути к эффективному управлению своим временем. Подумайте, какой вопрос произвел на Вас самое сильное впечатление и довольны ли Вы своими ответами.

Как часто Вы удивляетесь тому, что Ваш рабочий день прошел, а поставленные задачи так и не выполнены полностью? Чувствуете, как быстро бегут дни? Замечаете, что ничего не успеваете и дивитесь, куда это так быстро ушло время? Добавьте к этому ежедневный стресс и нагрузки и задумайтесь, не пора ли кардинально изменить эту ситуацию? Ведь стать более эффективным и работать меньше, а делать больше не такая уж и невыполнимая задача.

Полностью контролировать свое время нам мешают так называемые «Поглотители времени». Прежде чем приступить к решительной борьбе с ними, необходимо тщательно их изучить и определить, какие из «поглотителей времени» наиболее ярко проявляются лично у Вас:

  1. Недостатки кооперации или разделения труда.
  2. Отсутствие самодисциплины.
  3. Нечеткая постановка цели.
  4. Попытка слишком много сделать за один раз.
  5. Чрезмерное чтение.
  6. Плохое планирование трудового дня.
  7. Отсутствие приоритетов в делах.
  8. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
  9. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.
  10. Скверная система информации по проблемам Вашей профессиональной деятельности.
  11. Недостаток мотивации (безразличное отношение к работе).
  12. Отрывающие от дел телефонные звонки.
  13. Поиск записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
  14. Недостаточный контроль за перепорученными делами.
  15. Незапланированные посетители.
  16. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.
  17. Неспособность сказать «нет».
  18. Спешка, нетерпение.
  19. Неполная, запоздалая информация.
  20. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
  21. Неумение довести дело до конца.
  22. Желание знать все факты.
  23. Отвлечение (шум).
  24. Синдром «откладывания».
  25. Затяжные совещания.
  26. Чрезмерность деловых записей.
  27. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
  28. Излишняя коммуникабельность.
  29. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь
  30. Болтовня на частные темы.

Теперь, когда Вы внимательно изучили эти «поглотители времени», пора наметить план по борьбе с ними. Для удобства советуем Вам заполнить такую таблицу

  • Мой «поглотитель времени»
  • Причины, по которым этот «поглотитель» в моей жизни
  • Что я могу сделать для устранения этого «поглотителя»

Вы наверняка заметили, что многие из вышеописанных «поглотителей времени» так или иначе связаны с правилами делового этикета и в их устранении следует не забывать о культуре делового общения.

Личная неорганизованность.

Этот «поглотитель» не только отнимает у Вас ценное время, но и ставит под удар Вашу репутацию и отношения с клиентами, коллегами и партнерами. Ведь неряшливая организация рабочего места, разбросанные по столу документы и личные вещи, невозможность быстро найти нужный документ и многое другое свидетельствуют о Вашей безответственности и легкомыслии. Хорошо известно, что идеальный порядок на столе, в портфеле, подготовленные деловые бумаги перед назначенной встречей свидетельствуют об уважении к партнеру, способствуют налаживанию контакта и созданию климата доверия. Поэтому хорошенько задумайтесь о том, как Ваши качества будут говорить окружающим о Вашем профессионализме и деловом успехе.

Отрывающие от дел телефонные звонки.

Многие бывали в такой ситуации, когда во время ответственного разговора, деловых переговоров или важных встреч внезапно раздается телефонный звонок, причем в самый неподходящий момент. Как же поступать в таких ситуациях? Неписанное правило делового этикета гласит, что во время бизнес-переговоров телефон необходимо отключать. Если же специфика Вашей работы включает ситуации, когда Вы лично общаетесь с партнером и, в то же время, Вам очень часто звонят, старайтесь придерживаться следующих советов:

  1. Извинитесь перед партнером, снимите телефонную трубку и только в самом крайнем случае, проведите деловую беседу по телефону, причем, предельно кратко.
  2. Извинитесь перед партнером, снимите телефонную трубку, объясните звонящему, почему Вы не можете поговорить сейчас, запишите телефон звонящего и перезвоните сами, когда закончите личную беседу.
  3. Извинитесь перед партнером, снимите трубку и попросите звонящего подождать у телефона, объяснив ситуацию. Обязательно скажите, сколько минут придется ждать, и спросите, есть ли у звонящего такая возможность.
  4. Извинитесь перед партнером, снимите телефонную трубку и попросите звонящего перезвонить позже, объяснив ситуацию. Обязательно скажите, через сколько времени Вы будете готовы говорить.

Наконец, стоит иметь ввиду, что деловой партнер будет чувствовать свои значимость и Ваше уважительное отношение к нему, если Вы не станете прерывать Вашу беседу телефонными разговорами.

Затяжные совещания.

Этот «поглотитель времени» является очень распространенной проблемой в современных организациях. По данным социологического опроса американские менеджеры считают, что лишь пятнадцать процентов совещаний имели действительную пользу. Зачастую современные совещания затягиваются на несколько часов, в результате чего сотрудники подвергаются сильному стрессу, конфликтуют и не могут принять конструктивное решение.

Для проведения эффективных совещаний и принятия рациональных бизнес-решений необходимо четко ставить цели, распределять роли участников, утвердить четкий регламент и стимулировать сотрудников к плодотворной совместной работе. Только тщательно спланированное и подготовленное совещание может дать необходимый результат.

Нечеткая постановка цели.

Если человек на ставит перед собой четкую цель и надеется на «авось», то вероятность успеха в любых его делах будет резко стремиться к нулю. От неорганизованности человека, который не продумывает свою цель, страдают также его партнеры – ведь они, как и человек, который не соизволил продумать цель, теряют драгоценное время. А время, как говориться, это деньги.

Длительные ожидания.

У немцев есть замечательная поговорка: «Того, кто опаздывает, наказывает жизнь». Опаздывать – значит, не уважать своих партнеров. Опаздывая, люди крадут чужое время, которое их коллеги и партнеры могли бы потратить с пользой для дела. Посягая на чужое время, мы не сможем укрепить свою репутацию и создать позитивный имидж.

Болтовня на частые темы.

Беседы о личной жизни и болтовня на такие важные темы как политика, спорт или искусство являются нормальной практикой во многих компаниях мира. Однако, чрезмерное увлечение этим занятием отнимает время как сотрудников, так и самой компании. Обсуждение вчерашнего футбольного матча может затянуться на несколько десятков минут, нарушив тем самым важные дела. Обсуждать вопросы, не связанные с работой следует во время обеденного перерыва.

Для тотального контроля над своим временем и построения моста к личным и профессиональным успехам необходимо выработать в себе личные подходы к управлению временем. Конечно, следует при этом учитывать специфику Вашей деловой среды, личные биоритмы и особенности профессиональной деятельности. Также советуем Вам обратить внимание на такие рекомендации по управлению временем:

Правила начала дня

  1. Перепроверьте план дня.
  2. Утром займитесь важными и сложными задачами.
  3. Начинайте день с позитивным настроем.
  4. Решив относительно простую задачу, создайте себе хорошее настроение.
  5. Начинайте работу по возможности в одно и тоже время.

Правила, касающиеся хода дня

  1. Рационально завершайте начатое.
  2. Отклоняйте дополнительно возникающие неотложные проблемы.
  3. Фиксируйте сроки выполнения заданий.
  4. Избегайте действий, вызывающих обратную реакцию.
  5. Контролируйте время и планы.
  6. Резервируй для себя спокойное время (id:276 час) для важных, но не срочных дел.
  7. Между серьезными делами делайте паузы.
  8. Небольшие однородные задачи выполняйте сериями.
  9. Избегайте незапланированных импульсивных действий.
  10. Своевременно делайте паузы и соблюдайте размеренный темп работы.

Правила завершения рабочего дня

  1. Составляйте план на следующий день.
  2. Осуществляйте контроль результатов и самоконтроль.
  3. Завершайте несделанное.
  4. Отправляйтесь домой с хорошим настроением: для этого определите важнейшее позитивное событие дня.

Обращайтесь со своим временем как со своим здоровьем. Берегите этот ценный ресурс и уважайте время Ваших коллег, друзей и партнеров. Делайте так, чтобы не время проходило мимо Вас, а Вы проходили сквозь время! И помните, что точность - вежливость королей

Все знают это выражение. Приходит парень на встречу с друзьями вовремя и говорит такой: «Точность – вежливость королей, фигли». Типа, красавчик какой, не опоздал. А никто ведь не задумывается, что означает эта фраза.
Полностью фраза Людовика XVIII звучит так: «Точность – вежливость королей, но обязанность для их подданных». Когда ясен контекст, сразу видно, что смысл совершенно не тот, к которому мы привыкли: Людовик говорит, мол, если я прибуду вовремя, то проявлю уважение, ну а вам, холопам, сам бог велел все вовремя делать – иначе на виселицу точно не опоздаете.
Однако даже общеизвестный, сокращенный вариант, не поверите, означает ровно то же самое. Фраза относится исключительно к королям и ни к кому больше. Ну, если быть более точным, к тем, кто стоит у власти.
Особенно это актуально сегодня. Почему? Потому что сегодня только король может позволить себе приехать вовремя. Потому что только ради него перекроют проспекты, улицы, только ему предоставят лимузин прямо в салон вертолета и доставят в двадцать семь рук (а двадцать восьмая будет держать в кармане кукиш – от бессилия). Потому что только у короля есть возможность приехать вовремя. И есть возможность приехать не вовремя – если король не хочет показаться шибко вежливым.
Всем остальным остается два варианта: приезжать раньше или приезжать позже. Практика показывает, что эти варианты донельзя стабильны и неистребимы: если вы обычно приезжали куда-то позже, то в 9 случаях из 10 вы будете приезжать позже. Если раньше – то раньше. А если вы приехали ровно минута в минуту – вам повезло. Это не вежливость, а исключение из правила. Ну или вам пешком идти (сегодня в городе это предмет отдельной зависти), хотя все равно не факт, что вы прибудете вовремя.
А теперь – маленькое откровение в рамках курса физики. Времени не существует. Это всего лишь измерение . Так же, как не существует и длины, ширины, высоты – они тоже лишь измерения. То есть способы что-то измерить. Кому у нас надо что-то измерить? Только человеку. Поэтому человек придал объектам свойства. Свойства размеров: длина, ширина и высота, три измерения. Свойство изменений физических объектов – время, не общепринятое (насколько мне известно) четвертое измерение.
А еще это инструмент, созданный для удобства. В частности, для удобства социальной жизни, взаимодействия людей друг с другом. Не секрет, что у каждого человека индивидуальные внутренние часы, по которым он живет. Но человек живет не один, а в обществе. И чтобы с этим обществом адекватно контактировать, в том числе существует инструмент «время». И придуманы засечки на времени. Например, 10:00 – засечка, при которой вы должны быть на работе.
Отсюда следует банальный вывод: если 9 раз из 10 вы опаздываете – вы просто не хотите (сознательно или бессознательно) синхронизировать свои внутренние часы с чьими-то еще. Это логично: гораздо комфортнее сохранить внутреннюю гармонию, не идя на компромисс со временем или с чьими-то еще внутренними часами. Более того, это абсолютно естественно: действует инстинкт самосохранения, самозащиты от окружающего мира, который пытается перестроить ваши внутренние часы под свои.
А как же точность? Что точность… Это вежливость тех, к кому мы не имеем никакого отношения. А раз не быть нам королями, так куда торопиться?

«Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей». Так афоризм, ставший для нас короткой поговоркой, звучит полностью. Это высказывание французского короля Людовика XIV считают предтечей бурного развития этикета в Европе. Пунктуальность, точность и умелое обращение со своим и чужим временем с тех пор в цене.

Современный мир стал деловым и прививает эту деловитость всем его обитателям. Теперь все подлежит управлению, и время в том числе. Оно стало капиталом, которым нужно уметь распоряжаться. В солидных деловых структурах распространено специальное обучение персонала тайм-менеджменту.

Высокие скорости и клиповый стиль нынешней жизни превращает все, из чего она состоит, в ресурсы, которыми нужно уметь эффективно распоряжаться. Взаимоотношения между людьми переводятся в коэффициент полезного действия. «Как дела?»обрело прямой смысл. В ответ подразумевается услышать коротко о деле. Если в деловом коллективе преобладает задушевная атмосфера,то страдает эффективность. Пока одни «кипятят» в приятной непринужденной обстановке, другие «без утомительного застирывания» уже «выгладили все выстиранное» и переманили клиентуру. Под эту цель и заточены программы, обучающие эффективности.

Таким же ресурсом, подлежащим управлению, становится здоровье. Ведь, как и время, оно может стать серьезной проблемой в погоне за успехом. Когда человек не способен управлять собственным телом и временем, вряд ли он сможет управлять кем-либо или чем-либо еще. В этой связи обрели значимость всевозможные методики правильного питания и правильного образа жизни, поддержание тонуса и дресс-код.

В режиме экономии времени проще и встретить, и проводить по одежке, чем тратить время на раскрытие души друг перед другом. Если же вы не обладаете актуальными качествами, к вашим услугам курсы по увеличению эффективности и тренинги успеха! Вас убедят, как важно выработать у себя эти свойства, ведь когда вы поднимитесь к вершинам социальной лестницы, они вам точно пригодятся. Если выбьетесь в начальники, не сможете требовать с подчиненных того, на что не способны сами. А пока, на нижних ступенях сумеете не раздражать начальство систематическими опозданиями и пропусками по болезни.

КОЛДУЙ, БАБА, КОЛДУЙ, ДЕД, МНЕ НА НОВЕНЬКИЙ МОПЕД!

Всё бы хорошо, но результат затраченных усилий для достижения успеха порой оказывается противоположным ожидаемому. Почему? Свой ответ на этот вопрос дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Из восьми составляющих человеческой психики лишь одной из них присуще стремление быть первым среди остальных. Это стремление в короли и в дамки (повышение своего социального статуса) обусловлено свойствами психики человека, наделенного кожным вектором .

Ценностный ряд (точность, пунктуальность, подтянутость, экономность, нормированность) продиктован внутренними желаниями такого человека. Собственной природой он ведом в реализацию по ступеням карьерной лестницы. Под воздействием свойств кожной меры в цивилизованных западных обществах сформировался кожный менталитет. В настоящее время именно он диктует свои ценности всей современной человеческой цивилизации.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас на календарях 26 сентября 2017 года, но я сегодня немного опоздал со статьёй. Пишу её в начале четвёртого утра, тогда как обычно пишу статью по этой викторине в полночь. Просто решил отдохнуть. Поэтому сегодняшнюю цитату ко мне нельзя отнести, так как я не король, да и не всегда точен в смысле пунктуальности.

Точность - вежливость королей

Верный ответ традиционно выделен синим цветом и полужирным шрифтом, хотя раньше верные ответы выделялись курсивом и синим, но думаю полужирным шрифтом выделять лучше, получается красивее и яснее.

Точность - вежливость королей (фр. L’exatitude est la politesse des rois). Фраза приписывается французскому королю Людовику ХVIII. Иногда употребляется по-другому: аккуратность - вежливость королей. И, как обычно, фразеологизм - цитата, вырванная из контекста. На самом деле Людовик ХVIII сказал: «Точность - вежливость королей, но обязанность для их подданных», то есть не король обязан быть точным и аккуратным, но его поданные обязаны таковыми быть.

  • Мария Антуанетта
  • Людовик XVIII
  • Екатерина Великая

Теперь нам ясно, что верный ответ находится посередине в списке вариантов, предложенных организаторами сегодняшней викторины в клубе Много.ру.