Разное

Кто продолжил строительство кунсткамеры после петра 1. Кунсткамера: история создания

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйшаколлекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

Питер не зря считается культурной столицей России, ведь такого огромного количества дворцов, музеев и различных памятников архитектуры, как там, не найти ни в одном другом городе. Наслаждаться достопримечательностями этого великолепного города на Неве можно бесконечно, постоянно открывая его с новой, незнакомой ранее, стороны.

Кунсткамера: первый музей России

А знаете ли вы, какой музей является первым музеем России? В основанном Петром Первым и открывшем свои двери для посетителей в 1727 году здании Кунсткамеры находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Музею принадлежит коллекция, насчитывающая более двух миллионов экспонатов. Расположен музей на Университетской набережной, напротив величественного Зимнего Дворца.

Каково же происхождение этого необычного названия? В переводе с немецкого «кунсткамера» означает «камера (комната) искусства». В прошлом так называли различные исторические, художественные, естественнонаучные и другие коллекции редкостей, а также места их хранения.

Кунсткамера: история строительства музея

Кунсткамера была заложена великим русским царем на набережной Невы в 1719 году. Именно Петру Первому принадлежит выбор места для строительства музея. Согласно преданию, внимание царя привлекли сосны, которые росли на берегу реки. Причудливо переплетенные ветви этих деревьев впоследствии и стали одними из первых экспонатов Кунсткамеры. На месте этих сосен и был заложен фундамент здания музея. Его размеры были просто невероятными для начала восемнадцатого века: длина здания достигала почти ста метров, а ширина – пятнадцати.

Строительство подобного здания не могло было быть завершено в короткие сроки. Петр Первый понимал это, но, тем не менее, постоянно торопил окончание строительства. Однако к 1725 году музей все еще не был достроен - к моменту смерти великого реформатора были возведены лишь стены здания.

Первоначальный проект здания принадлежал немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови. Однако в 1719 году он скончался, после чего работы возглавил Николай Федорович Гербель, который несколько видоизменил изначальный проект. Но и этот архитектор не дожил до окончания работ, поэтому его дело перенял итальянец Гаэтано Киавери. Он обнаружил дефекты в башне и предложил ее разобрать. Для того, чтобы принять такое решение, была создана комиссия из известнейших архитекторов того времени, одобрившая предложение Киавери. Создан новый архитектурный проект, который и стал окончательным. Завершил строительство Михаил Земцов.

Коллекции Кунсткамеры

Сегодня Кунсткамера может похвастаться богатейшими коллекциями экспонатов из различных стран и континентов. Экспозиции разделены по регионам: здесь вы можете ознакомиться с традиционной культурой и бытом коренных народов Северной Америки, Японии, африканских племен, национальных меньшинств, населяющих юг Азии и Австралию.

Среди интереснейших композиций: сцена лечения больного индейским шаманом, ритуальный танец вызова дождя, самурайские доспехи японских воинов, искусно вырезанные из дерева и кости орудия труда африканских земледельцев. Кунсткамера хранит уникальную коллекцию китайского фарфора, в монгольском зале можно увидеть юрту - настоящее жилище кочевника.

Особый интерес, несомненно, вызывает коллекция, содержащая первые естественнонаучные экспонаты. Это так называемый «кабинет натуралий», в котором хранятся купленные Петром Первым у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы препараты экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых. К сожалению, на сегодняшний день посетителям доступна лишь небольшая часть этой коллекции.

Как известно, Петр Первый проявлял немалый интерес к человеческой анатомии. Он прекрасно понимал, какое значение для медицины имеет ее изучение. В начале XVIII века им была приобретена коллекция препаратов знаменитого на всю Европу специалиста в области анатомии Фредерика Рюйша, которого царь называл своим учителем. Особо важную роль великий русский правитель отводил изучению аномального развития организмов. В этой связи им был издан указ доставлять в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для создания научной коллекции. К наиболее выдающимся экспонатам можно отнести двухголового ягненка, сиамских близнецов, младенцев, родившегося с сиреномелией (синдромом русалки, при котором срастаются нижние конечности) и циклопией и множество других редчайших аномалий.

Сегодня Кунсткамера является не только академическим музеем, но и одним из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Сотрудники музея продолжают традиции величайших русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Это один из тех музеев, в котором должен побывать каждый житель и гость Северной столицы, а по вкусу он придется как взрослым, так и самым маленьким посетителям.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!


Часть 1.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого "Кунсткамера" РАНУниверситетская набережная, д.3

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). В прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!».
Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…».
Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.
Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.


Воробьев

Размышляя о путях просвещения и распространения знаний в Росии, Петр I обратился за советом к Готфриду Лейбницу. Одним из таких путей немецкий ученый считал собирательство редкостей и создание музеев.
Эта идея настолько захватила Петера, что претворение её в жизнь стало не только государственным,о и глубоко личным делом царя.
Приводя в ужас невежд и ретроградов,он подписывает указ "О принесении родившихся уродов".

Ещё в допетербургский период в Москву свозятся приобретённые царем и подаренные ему необычные вещи, предметы искусства, инструменты, книги-всё то, что "может наставлять и наравиться", по выражению Петра - "зело старо и необыкновенно".

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет».
В 1714 году это,пока еще более личное,нежели общественное,собрание редкостей перевозится в Петербург.

Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа.
К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Здесь на береговой линии, в так называемой Русской слободе,в Кикиных палатах и разместилась петровская Кунсткамера.При Кунсткамере нашла место и первая государственная библиотека, насчитывавшая 15 тысяч томов.


Библиотека.XVIII в. Гравюра с рисунков И.Я. Шумахера.

Здесь же, в Русской слобоже, сестра Петра I Наталья Алексеевна основала первый в городе общедоступный театр, вход в который был бесплатный и ходить куда можно было "без всякого опасения".
Но история просвещения-это трудная история преодоления костности, невежества, консерватизма.
Книг почти не читали.Театр считали "бесовской потехой". В Кунсткамеру ходить опасались. Тогда"придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес:кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина.
А на закуску давали цукерброд".

Новое помещение Кунсткамеры

Однажды во время посещения Васильевского острова, Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно.

Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» — Петр приказал на этом месте построить новую Кунсткамеру.

Удаленность Кикиных палат от центра Петербурга снижала ту роль, которую придавал кунсткамере Петр.

Поэтому одновременно с переносом коллекций из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания.
В то же время у Петра окончательно складывается решение создать на Васильевском острове административный и торговый центр столицы.
В 1716 году Доменико Трезини разрабатывает проект планировки острова со зданием правительственных учереждений, гостиным двором, собором, площадью, портом и рядом построек общественного характера.
Первым монументальным сооружением на территории Стрелки Васильевского острова, заложенным в 1718 году, и стало здание будущего научного центра, общественной библиотеки и «анатомического театрума» — Кунсткамеры.


Проспект вниз по Неве - реке между Зимним дворцом и Академией наук. Гравюра раскрашенная Г.А. Качалова и Е.Г. Виноградова по рисунку М.И. Махаева. 1753 г.

Здание заложили в 1718 году. Первоначальный проект Кунсткамеры создал и строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены.

Кунсткамера. Гравированный чертеж Г. А. Качалова. 1744.


Вортман Христиан Альбрехт.Разрез двусветного зала Кунсткамеры

В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
Официальное открытие состоялось в 1728 году, хотя строительство и отделка помещений продолжались до 1734 года. 5 декадбя 1747 года произошел большой пожар, в результате которого пострадало главное украшение Кунсткамеры — башня.
Привлеченный к ремонту С.И. Чевакинский изменил и упростил фасады, а от восстановление башни и затейливых барочных боковых ризолитов вообще отказался. В таком искаженном виде здание простояло ровно 200 лет.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Только в 1947 году оно было подвергнуто научной реставрации и восстановлено в первоначальном виде по проекту архитектора Р.И. Каплан-Ингель.

Разделы музея

* Северная Америка

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.



Плетеная корзина, украшенная раковинами-вампумом. Индейцы Калифорнии.


На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.











Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.




* Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.























ЛАДЬЯ НЕБЕСНАЯ: КИТАЙСКАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ИГРУШКА

В III в. до н. э. создатель первой всекитайской империи Цинь Ши-хуан, озаботившись достижением бескрайнего долголетия, не раз посылал в далекие моря экспедиции в поисках островов, где обитают небожители-бессмертные — люди, которым подвластно время и стихии, — удивительные существа, в веселье вечности путешествующие по морям на невиданных кораблях, которым не страшны любые шторма. На ладьях небесных.

Трудно сказать, были ли похожи эти ладьи — ибо кто их видел? — на выходившие из рук китайских мастеров макеты, модели и игрушки, и в частности, на эту игрушку — механический кораблик, представляющий собой модель традиционного прогулочного судна, на котором, в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц путешествует знатный китаец. Корпус корабля выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью. Фигурки музыкантов и танцовщиц также сделаны из слоновой кости, а фигурка божества-покровителя — из янтаря. Внутри корпуса скрыт механизм, напоминающий часовой, который заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы.Из-за серьезных повреждений не удалось реставрировать этот уникальный механизм полностью и восстановить механику в ее первозданном виде — ведь эта механическая игрушка была приобретена в Пекине в 1719—1720 гг., когда там пребывало русское посольство во главе с чрезвычайным посланником Л. В. Измайловым, то есть более двухсот восьмидесяти лет назад. Именно тогда при дворе маньчжурского императора Канси работала часовая мастерская, где китайские умельцы под руководством и наблюдением европейских миссионеров-иезуитов впервые начали изготавливать подобные механические игрушки. После смерти Канси, в 1722 г., мастерская прекратила свое существование: последующие владыки Китая не интересовались европейской техникой.Судьба этого кораблика непроста: точно не известно, были ли такие игрушки подарены посольству Л.В. Измайлова или же были куплены благодаря связям секретаря российского посольства Лоренца Ланга с европейскими миссионерами. Дальнейшая история этого экспоната также окутана тайной, ибо еще совсем недавно считалось, что после пожара 1747 г. в Кунсткамере не осталось коллекций, относящихся к Петровскому времени. — и вот, теперь, после долгих, занявших несколько десятилетий, исследований, в собрании музея был выявлен уникальный экспонат петровской эпохи, редкий в собраниях не только российских, но и зарубежных музеев.

Дирекция МАЭ (Кунсткамера) РАН выражает искреннюю благодарность сотрудникам Государственного Эрмитажа, прежде всего, М.Л. Меньшиковой, оказавшим неоценимую помощь в атрибуции и реставрации уникального экспоната.

* Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

















* Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

* Анатомический раздел

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.



Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Экспозиция рассказывает о коллекциях «кабинета натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.
Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.
Все экспонаты, демонстрирующиеся в этом зале, связаны с деятельностью Петра I, его научными интересами, замыслами и распоряжениями.


Скелет сиамских близнецов. Препарат Ф. Рюйша.


Препарат «пипа суринамская». Большая жаба, обитает на Цейлоне и в Индонезии. Коллекция А. Себы (?).

Препарат жаба-ага. Южная Америка. Яд кожных желез использовался индейцами для пропитки стрел.

Растения и насекомые Суринама.Один из рисунков Марии Сибиллы Мериан.


Медицинские инструменты. Западная Европа. Конец XVII - начало XVIII вв.

Препарат детской руки. Ф. Рюйш.

* История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Санкт-Петербург – один из самых посещаемых туристами городов. Ежегодно в культурную столицу России прибывают миллионы путешественников из разных стран мира. Они осматривают многочисленные дворцы и соборы града Петра, знаменитые музеи и картинные галереи.

Но одна достопримечательность Петербурга стоит особняком – это знаменитая Кунсткамера Петра I. Пожалуй, это самый удивительный музей в России, а, может быть, и во всем мире.

Кунсткамеру основал лично император Петр Великий, являвшийся большим поклонником всяких древностей, необычайных предметов и явлений. В музей свозили уникальные экспонаты со всей России и из-за границы. В наши дни Кунсткамера получила официальное название – Кабинет редкостей или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Не побывав в Кунсткамере, турист не может считать полноценным посещение Петербурга.

Этот знаменитый на весь мир музей был основан в 1714-ом году на основе московского Кабинета редкостей. Император повелел переправить московскую экспозицию в новую столицу, в только что построенный Летний дворец. Согласно легенде, идея о создании большого собрания редких вещей пришла к Петру на прогулке в лесу, во время которой он обнаружил березу, сросшуюся с другим деревом.

Кунсткамера Петра I много раз переезжала с места на место. Скоро экспозиция оказалась слишком большой для помещений Летнего дворца, и было принято решение о ее переносе в Кикины палаты. Но и площади палат оказалось мало, после чего император распорядился построить под музей отдельное здание. Проект сооружения был создан при деятельном участии царя.

Кунсткамера получила статус одного из лучших европейских музеев еще при правлении своего основателя – Петра Великого. В Петербург приезжали ведущие ученые, чтобы на месте изучить экспозицию. От обычной публики и вовсе не было отбою: народ шел в Кунсткамеру толпами.

Дело в том, что в те годы кроме статичных экспонатов, в музее можно было посмотреть на карликов, гигантов и людей с другими отклонениями в развитии. «Уродцы», по сути дела, работали при учреждении за ночлег и еду. При Петре I жителями Кунсткамеры были гигант Буржуа ростом в 2,3 метра и метровый карлик.

Экспозиция современной Кунсткамеры достигла титанических размеров. По данным администрации, в музейном фонде Кабинета редкостей находится около миллиона экспонатов. Все это богатство разделено на несколько огромных экспозиций – Зоология, Ботаника, Минералогия и Этнография.

Самой большой популярностью среди туристов пользуется коллекция уродцев – заспиртованных людей, младенцев и различных существ, имеющих отклонения в развитии. В огромных прозрачных емкостях находятся сиамские близнецы, теленок с двумя головами, младенец с хвостом. Часть экспонатов были приобретены Петром I.

В существовавшем в петровские времена «Анатомическом театре» учились анатомии будущие медики. Известно, что сам Петр также интересовался медициной и умел делать несложные хирургические операции. В Кунсткамере есть коллекция инструментов царя и выставка зубов, которые Петр удалил у своих подчиненных.

Любителей астрономии ждет огромное собрание телескопов всех видов и размеров. В Кунсткамере хранится самый большой в России глобус. Здесь можно увидеть самурайские доспехи, статуэтки народов Африки, редчайшие геологические находки и тропические растения.

Безусловно, Кунсткамера Петра I – один из самых необычных, интересных и разносторонних мировых музеев. Экспонаты Кабинета редкостей вызывают у туристов целую гамму чувств – от восторга до отвращения.

Видео:

"Будете в Питере, обязательно посетите Кунсткамеру!" - такое напутствие получает практически каждый турист, гость северной столицы. Что такое кунсткамера? У многих это слово ассоциируется с чем-то необычным, редким и зрелищным. От него веет стариной, чем-то далеким...

В статье подробно рассказано, что такое кунсткамера, история ее создания и современное положение.

Понятие

Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми "кабинетами редкостей" у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает "комната искусства".

История создания в России

Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком "кабинет Рюйша". В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей. После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый "кабинет редкостей". Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы. Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, перевез на новое место и свои раритеты. Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с за участие в заговоре против государя. Царь повелел "Кикины палаты" именовать на заграничный манер "Кунсткамерой". Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.

Постройка здания

Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и "Кикины палаты". Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание. Для него выделили элитное место на поблизости от и важных государственных учреждений.

Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.

Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.

Отличие русской кунсткамеры от европейской

Первые "кабинеты редкостей" возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее "ученость" их владельца.

Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям. В разное время директорами или служащими "кабинета Петра" были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые. Они собирали самый различный материал - не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.

После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.

Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.

Любопытные факты

С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.

Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами - циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.

Государь знал каждый предмет своей коллекции "в лицо" и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.

Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!