Собственный опыт

Кто рисовал медведей на картине. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях - Киров (который Сергей Мироныч)). Что причиной тому - звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного - почти во всем прослеживается "рука Вятки". Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений, имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. В результате на свет явился цикл высокохудожественных научно-исторических очерков о документально подтвержденных исторических фактах под рубрикой "Вятка - родина слонов". Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Итак, начнем.

Вятка - родина слонов

Вятский медведь - главный персонаж картины «Утро в сосновом бору»

Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу - в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее.

К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
председатель ячейки медведологов
Вятского общества дарвинистов.

Экспозиция

Картина пользуется популярностью благодаря занимательному сюжету. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы, увиденное художником в Беловежской пуще . Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и её обитателями.

История

Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .

  • Большинство россиян называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
  • Еще одно ошибочное обиходное название - «Утро в сосновом бору» (тавтология : бор - это и есть сосновый лес).

Примечания

Литература

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI - начала XX века. - М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. - М.: Молодая гвардия, 1991. - (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII - начала XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Утро в сосновом лесу" в других словарях:

    - «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ», Канада Латвия, BURRACUDA FILM PRODUCTION/ATENTAT KULTURE, 1998, цв., 110 мин. Документальный фильм. О творческом самовыражении шестерых молодых людей, поисках взаимопонимания через творчество. Показана их жизнь в течение… … Энциклопедия кино

    УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ - Картина И.И. Шишкина. Создана в 1889 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 139 × 213 см. Один из самых известных пейзажей в творчестве Шишкина изображает густой непроходимый лес* средней полосы России. В чаще леса на поваленных деревьях… … Лингвострановедческий словарь

    Жарг. студ. Первое по расписанию утреннее учебное занятие. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

Наверное, едва ли не самой знаменитой картиной русского художника-живописца является «Утро в сосновом лесу». Эта картина известна и любима многим с детства по обертке не менее любимых шоколадных конфет «Мишка косолапый». С популярностью этого произведения живописи могут поспорить лишь немногие картины русских художников.

Замысел картины в свое время был подсказан живописцу Шишкину художником Константином Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медведей. В результате животные получились у Савицкого настолько удачно, что он расписался на картине вместе с Шишкиным. Но, когда картину приобрел Павел Михайлович Третьяков, он снял подпись Савицкого, и авторство осталось только лишь за Шишкиным. Третьяков посчитал, что всё в картине говорит о манере живописи и творческом методе, свойственных именно Шишкину.

На полотне изображена дремучая чаща соснового леса с упавшим сломленным деревом на краю оврага. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки вековых сосен и заставили светиться утреннюю дымку. И хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора, медвежата уже играют на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица-мать их стережет. Один из медвежат, забравшись по стволу ближе к оврагу, встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца.

Мы видим не просто монументальное полотно о величии и красоте русской природы. Перед нами не только глухой дремучий замерший лес с его глубинной силой, а живая картина природы. Солнечный свет, пробивающийся сквозь дымку и колонны высоких деревьев, дает почувствовать глубину оврага за упавшей сосной, мощь вековых деревьев. Свет утреннего солнца еще как бы робко заглядывает в этот сосновый лес. Но уже чувствуют приближение солнечного утра животные — резвящиеся медвежата и их мать. Картина наполнена движением и жизнью благодаря не только этим четырем медведям, любящим уединение в бору, но и точно изображенному живописцем переходному моменту пробуждающегося раннего солнечного утра после холодной ночи. Расплывается умиротворённая улыбка леса: день будет солнечный. Зрителю начинает казаться, что уже и птицы заголосили свои утренние песни. Начинающийся новый день обещает свет и спокойствие!

Картина известна каждому человеку, ее проходят едва ли не в начальной школе, и забыть такой шедевр после вряд ли получается. Кроме того, эта известная и всеми любимая репродукция постоянно украшает упаковку одноименного шоколада, является отличной иллюстрацией к рассказам.

Сюжет картины

Это, наверное, самая популярная картина И.И. Шишкина, известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в 1889 году, а как считают историки, замысел самого сюжета не появился спонтанно, его подсказал Шишкину Савицкий К.А. Именно этот художник в свое время удивительным образом изобразил на полотне медведицу вместе с играющими медвежатами. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним.


Некоторые считают, что своей неимоверной популярностью картина обязана именно своему занимательному сюжету. Но, несмотря на это, полотно является ценным благодаря тому, что состояние природы на полотне передано удивительно четко и по-настоящему.

Природа на картине

Прежде всего, можно отметить, что на картине изображен утренний лес, однако это только поверхностное описание. На самом деле автор изобразил не обычный сосновый лес, а его самую чащу, то место, которое называют «глухим», и именно она начинает свое раннее пробуждение утром. На картине очень тонко прорисованы природные явления:


  • начинает всходить солнце;

  • солнечные лучи в первую очередь прикасаются к самым верхушкам деревьев, но и в самую глубь оврага уже пробрались некоторые лучики-озорники;

  • овраг примечателен на картине еще и тем, что в нем по-прежнему можно заметить туман, который будто бы и не боится солнечных лучей, будто бы и не собирается уходить.

Герои картины


У полотна есть и собственные персонажи. Это трое маленьких медвежат и их мама-медведица. Она заботится о своих медвежатах, поскольку они на полотне выглядят сытыми, довольными и беззаботными. Лес пробуждается, поэтому мама-медведица очень внимательно наблюдает за тем, как резвятся ее медвежата, контролирует их игру и переживает, не случилось ли чего. Медвежат не заботит пробуждающаяся природа, им интересно порезвиться на створе упавшей сосны


Картина создает ощущение, что мы находится в самой глухой части всего соснового леса еще и потому что могучая сосна совершенно бесхозно лежит последи леса, она когда-то была выдернута с корнем, и до сих пор пребывает в таком состоянии. Это практически уголок настоящей дикой природы, той, где обитают медведи, а человек не рискует к ней прикасаться.

Стиль написания

Помимо того, что картина может приятно удивить своим сюжетом, от нее невозможно оторвать взгляд еще и потому что автор постарался умело использовать все навыки рисования, вложил душу и оживил полотно. Совершенно гениально решена Шишкиным проблема соотношения цвета и света на полотне. Интересно отметить, что на переднем плане можно «встретить» достаточно четкие прорисовки, цвета, в отличие от заднего колорита, который кажется практически прозрачным.


По картине понятно, что художник на самом деле был восхищен изяществом и удивительной красотой первозданной природы, которая неподвластна человеку.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

И Константина Савицкого . Савицкий написал медведей , но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля . Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Утро в сосновом лесу, Шишкин - обзор картины

    ✪ Утро в сосновом бору - Шишкин - Наша картинная галерея!

    ✪ Учимся писать сочинение Часть 4 История одной картины "Утро в сосновом лесу "

    Субтитры

История

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю» .

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .

Отзывы критиков

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого) .

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова :

Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер - специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

«Три медведя»

Во времена СССР кондитерская фабрика «Красный Октябрь » выпускала конфеты «Мишка косолапый», при этом картинка на фантике в общих чертах была взята с картины «Утро в сосновом лесу» . При этом «Красный Октябрь» выпускал шоколад «Три медведя», хотя на этикетке медведей было четыре . Конфеты пользовались популярностью и получили в народе неофициальное название «Три медведя», затем так стали называть и саму картину .

В культуре

  • В знаменитом новогоднем фильме «Карнавальная ночь » режиссёра Эльдара Рязанова , протагонист фильма Огурцов упоминает некую картину «Медведи на отдыхе» (возможно, отсылка к данной картине).
  • В серии «На привале» мультсериала «