Интернет

Кто такие индийские неприкасаемые и можно ли их трогать? Неприкасаемые: история самой низшей касты Индии.

Индия, как государство возникло более двух тысяч лет назад. Практически с момента заселения на ее территории, сформировалось жесткое иерархическое разделение индусов по классовой принадлежности. Первая попытка сломать строй и приблизиться к нормам современных демократических держав произошла в начале тридцатых готов прошлого века. Тогда впервые за 2 тысячелетия неприкасаемый удостоился должности члена городского совета.

Начиная с пятидесятых годов, проблемой кастового разделения народа занялась организация объединенных наций. В современной Индии касты незаконны, а за дискриминацию любой гражданин может оказаться в тюрьме. Однако, как оказалось, уничтожить религиозные убеждения даже больше чем за полвека невозможно. В провинциях и селах люди до сих пор делят народ на белых (чистых) Брахманов и черных (ачхут) неприкасаемых, к вещам которых нельзя даже дотрагиваться.

Существует несколько теорий происхождения касты неприкасаемых.

  1. Первая из них гласит, что к ним относили людей из племен, проживающих на территории древней Индии, которые не участвовали в завоевании земель. Люди жили отдельно от других жителей, не имели собственной земли и вынуждены были заниматься любым ремеслом для того, чтобы обеспечить свое существование. Как правило, их нанимали только на самые грязные и унизительные работы.
  2. Вторая теория, к которой склоняется большинство историков, состоит в перенаселении страны, которое порождало массовое распространение различных инфекций. Врачевание в древней Индии было недостаточно эффективным и тогда нашли единственный выход – изолировать вероятных источников болезни. В группу риска как раз и входили представители «грязных» профессий. Спустя сотни лет, под воздействием мощных религиозных убеждений, отчуждение неприкасаемых стало куда глубже, чем просто изоляция.
  3. Очень долгое время людям высших каст нельзя было не только трогать неприкасаемых и их вещи, но и наступать на их тень и даже смотреть на них. Человека из ачхут могли забить камнями до смерти, если его тень попала на Брахмана – представителя высшей касты.

Прежде чем разбираться в причинах беспрекословной покорности иерархического строя, необходимо понять, что индусы – глубоко верующий народ. Абсолютное большинство проповедует индуизм, основной которого является идеология дхармы. Религия основана на морали, долге, праве и для каждого человека существует свой определенный круг обязанностей. Чем праведнее живет индус, тем больше счастья и процветания его ожидает в следующей жизни. Грешная жизнь ведет к горю и бедам в перерождении.

Вера людей настолько сильна, что разломать старые уклады Индии практически невозможно. Если ты неприкасаемый – значит безбожно не соблюдал Дхарму в прошлой жизни и теперь должен искупить свои грехи, чтобы переродиться в высшей касте.

В этом видео представлены 10 фактов о неприкасаемых в Индии.

В современной Индии низшие касты защищены государственной конституцией. Они могут наравне со всеми ходить по магазинам, молится в храмах и находится в любом общественном месте. В селах им наконец-то разрешили набирать воду из общих колодцев, сеять зерно и выращивать овощи. Ранее земледелие для неприкасаемых было категорически запрещено.

Здесь стоит отметить, что закон хоть и стал работать, в городах, в деревнях уклад остался прежним. Религиозные деревенские жители до сих пор предпочитают жить не по современным законам, по законам своих предков. Неприкасаемым разрешили посещать места общественного питания, но вместе с тем у них должны быть свои отдельные столовые приборы. Они могут ходить в магазин, но не могут переступать его порог. Им приносят необходимые товары на крыльцо. Их дети посещают массовые школы, но не имеют права налить себе воды, им приходится ждать по несколько часов, пока ребенок из высшей касты поможет наполнить стакан.

Вышеуказанная дискриминация карается штрафом, но люди – и чаще сами неприкасаемые не хотят подчиняться законам современного общества. А индусам из высших каст, такое разделение населения выгодно, так как Брахманы не привыкли марать руки грязной работой.

С момента введения штрафов и арестов за дескриминацию, слово «неприкасаемые» фактически исчезло из обихода индусов. Теперь их стали называть не менее обидным словом – далит, что в переводе означает попираемый ногами. На севере Индии в конце девяностых годов сформировались целые отряды из представителей высших каст для уничтожения далитов. Преступники не щадили даже младенцев и беременных женщин. Стоит сказать, что правоохранительные органы практически бездействовали, опять же по причине религиозных убеждений. Спустя 6 лет кровавых жестоких убийств, главарь отряда был пойман. Его обвинили в смерти более 400 человек.

Организация объединенных наций считает, что лишь 15% уголовных дел доходит до суда, остальные криминальные происшествия «заминаются» в ходе расследования на фоне религиозных убеждений.

Несмотря на далеко нелегкую жизнь неприкасаемых в Индии, назвать их самыми несчастными нельзя. Хуже всех общество относится к вдовам. Им нельзя не только носить традиционные одеяния, они обязаны наголо стричься и общаться исключительно с кровными родственниками. Все, в том числе и далиты верят, что общество вдов может накликать на семью проклятие – перерождение в следующей жизни в навозного червяка.

В этом видео представлена передача "Неизвестная планета", в которой рассказано о кастах Индии. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и

Неприкасаемые: низшая каста Индии June 10th, 2017

История XX и XXI веков полна равноправия “до краёв”. Современное общество успешно боролось за права женщин, детей и даже домашних животных. Мы с гордостью принимаем достижения цивилизации, считая, что она достигла самых крайних пределов Земли. На деле же, всё обстоит совсем иначе…

Древнейшие культуры до сих пор культивируют доставшиеся им от предков традиции, разделяя людей отнюдь не по их качествам — но только по праву рождения. Так, например, обстоят дела в Индии, где каста неприкасаемых составляет целых 20% от всего общества и не имеет почти никаких прав. Мы расскажем об истории и жизни неприкасаемых.

1. Система варн

В Индии до сих пор существует кастовая система. Все общество делится на четыре варны: ученые-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы-вайшьи и шудры, слуги.

Судя по всему, такое деление родилось в результате контакта уже существующей племенной структуры с культурными обычаями ассимилированных общин, члены которой отличались другим цветом кожи.

Представители этих четырех варн могут взаимодействовать друг с другом — вот только контакты с шудрами считаются нежелательными.

2. Шудры

Ближе всего к неприкасаемым стоит каста шудров. Эти люди испокон веков были вынуждены заниматься тяжелой и грязной работой. Собственно, шудров можно назвать некими крестьянами Индии, которые владеют большими участками земельных угодий.

Люди из этой касты работают на социально приемлемых должностях. Такой человек может быть кузнецом, плотником, винокуром, каменщиком и даже музыкантом.

3. Неприкасаемые

Каста неприкасаемых находится за пределами общественного деления Индии. Они работают на самых грязных местах, убирают мертвых животных, чистят туалеты и занимаются выделкой кож.

Для неприкасаемых закрыты двери храмов. Люди ничего не могут сделать со своим положением, определяющимся только по праву рождения.

Вход во дворы домов любого из членов высших каст неприкасаемым строго воспрещен, а того, кто рискнет осквернить общественный колодец своим ведром, ждет быстрая и жестокая расправа прямо на улице.

4. Осквернение

Неприкасаемых презирают и, в то же время, боятся все остальные касты. Дело в том, что человек из низшего слоя общества может осквернить своим присутствием любого другого.

Особенно строго следят за своим окружением брахманы: стоит неприкасаемому дотронуться хотя бы до края одежды брахмана и последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму.

5. Откуда появились неприкасаемые

Существование целого класса парий определила сама история.

В глубокой древности Индия была завоевана цивилизованными ариями, которые не стали интегрировать представителей покоренных племен в свое общество. Арии предпочли использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала. Им сразу же стали строить отдельные поселки, находившиеся за стенами основных поселений.

Такая практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним и единого шанса быть интегрированными в общество.

6. Род занятий

Хуже всего то, что сами неприкасаемые вполне приняли существующую традицию ариев на кастовое деление. Эти люди и сами разделились на несколько саб-каст, по роду деятельности.

В настоящий момент, больше всего распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачки и парии, занимающиеся уж совсем грязной работой — вывозом мусора и очисткой туалетов.

Общество современной Индии на 20% состоит из неприкасаемых, хотя борьба за интеграцию в обычное общество идет уже не один десяток лет.

7. Борьба за равноправие

Первые ростки сопротивления появились уже в ХХ веке. Главным активистом стал Ганди, попытавшийся разрушить культивируемый в обществе стереотип, переименовав касту в хариджанов, людей бога.

Дело Ганди продолжил представитель касты брахманов, Бхимрао Рамджи Амбедкар. Неприкасаемые в его интерпретации стали далитами, угнетенными. Амбедкар добился того, что далитам выделили определенные квоты в каждой сфере деятельности. То есть, представители неприкасаемых теперь имеют, теоретически, возможность влиться в индийское общество.

Но до практического разрешения проблемы еще очень далеко. Только в 2008 году один из касты далитов решил жениться на девушке-кшатрии. Самонадеянного жениха охранял отряд из 500 карабинеров — и все же, новую семью из города просто выгнали.

На отдельные группы – касты. Фактически разделение есть в любой стране, но только в Индии оно слишком явное. Из более высокой касты человек легко может спуститься в более низкую, – практически никогда. Всего каст четыре: брахманы или жрецы, кшатрии или войны, вайшьи – ремесленники и торговцы, шудры – обслуживающий персонал, но еще одна последняя пятая каста, не входящая в состав четырех варн – неприкасаемые.

Каста брахманов – элита индийского общества, неприкасаемые – низшая и самая неуважаемая. Люди низшей касты не имеют права пить воду из одного источника с вышестоящих каст. Они не могут пользоваться услугами общественного транспорта, больницами и поликлиниками, заходить в магазины, государственные учреждения и в храмы.

Прикасаться к людям из самой низшей касты строго воспрещено, т.к. считается, что таким образом человек может осквернить себя. Ранее считалось, что перейти в касту неприкасаемых можно одним прикосновением к ним. Отсюда и происходит их название.

Сами неприкасаемые делятся на несколько обособленных групп, в основном по роду деятельности, хотя есть и некоторые исключения. Чамары – группа, к которой относятся кожевенники, люди, занимающиеся выделкой кожи, и башмачники. Другая группа неприкасаемых дхоби, к ним относятся прачки – люди, занимающиеся стиркой белья. Мата или цирюльники (парикмахеры), занимаются стрижкой или бритьем бороды. Есть еще уборщики мусора и дворники. Ко всем этим группам людей относятся более-менее уважительно, хотя они и относятся к неприкасаемым. Ведь без этих людей существование общества было бы невозможным.

Криминальная составляющая «неприкасаемого» общества – санси, воры. К ним относятся не просто без уважения, но с презрением и даже с ненавистью. Наиболее странная и малоизученная группа индийских изгоев – хиджра. По сути, к ним относятся мужчины гомосексуальной ориентации и трансвеститы. Истинные хиджра . Они занимаются попрошайничеством, проституцией, вымогательством, а иногда и воровством.

Последняя группа неприкасаемых – далиты, их еще называют париями. Они в общем-то не относятся ни к одной из каст, парии рождаются от «смешанных» браков. Т.е. это люди, чьи родители относились к разным кастам.

Еще в начале XX века каста неприкасаемых начала борьбу за равноправие. Согласно конституции кастовое деление неправомерно, в настоящее время преследование по кастовому признаку считается уголовно наказуемым деянием. Но это только на бумаге, а на деле все обстоит иначе. Неприкасаемых в кафе и рестораны, а если и пускают, то для них отведена «отдельная посуда». Как и раньше им не разрешается заходить в больницы для обычных людей, им не дают . И хотя неприкасаемые непрерывно ведут борьбу за свои права, еще нескоро индийское общество отойдет от «кастового» пережитка прошлого.

Другое принятое название неприкасаемых - далиты. В переводе с хинди это означает "угнетённые".

История и факты

Доподлинно неизвестно, кто был выделен в неприкасаемые, однако есть мнение, что они вышли из местных людей, не попавших в общество завоевателей Индии. Исторически неприкасаемые занимались "грязной" (по мнению индусов) работой - кожевным делом, работой с глиной, нечистотами. Члены этих угнетённых каст жили в максимальном удалении от "чистых" людей, например, у городской черты. На сегодняшний момент неприкасаемые в Индии составляют около 20-25% населения.

Неприкасаемым приписывали способность "загрязнять" "чистых" людей. К членам этих каст, как понятно из названия, нельзя было прикасаться, даже присутствие далитов, считалось, вносит в помещение грязь. В цивилизованном мире особенно любят распространять такой интересный момент о касте неприкасаемых:

считается, что даже тень далита не должна упасть на "чистого" человека, иначе последний будет "загрязнён".

Китайский паломник-буддист Фа Сиань, посетивший Индию в начале пятого века, писал, что члены Чандала, одной из неприкасаемых каст, входя в город, стучали по куску дерева, дабы обозначить свое присутствие. Так "чистые" люди слышали и избегали этих неприкасаемых.

Запреты

Список запретов можно продолжать и продолжать, поэтому обозначим только основные:

    запрещено входить в храмы;

    нельзя участвовать в религиозных ритуалах;

    далитам можно пить только из своих, специально созданных, чашек, не идёт и речи о том, чтобы разделить с ними еду из одной посуды;

    жених не может приехать на свою свадьбу на коне (древний обычай в Индии);

    нельзя пить воду из одного колодца с представителями высших каст;

    нельзя ухаживать за представителями других каст.

Современная ситуация

За 2014-2015 годы выяснилось следующее.

    Согласно результатам проведённого опроса работники здравоохранения не посещают 65% поселений неприкасаемых.

    Далитов не пускают в некоторые магазины.

    Считается, что существует дискриминация и в системе образования.

    В полицию поступают сообщения о том, что далитов часто принуждают (в качестве издевательства) пить мочу и есть фекалии. В марте 2015 году семнадцатилетнюю неприкасаемую девочку подожгли якобы за то, что она получила место в образовательном учреждении.

    В сентябре 2015 года обнаженную 45-летнюю далитку заставили есть фекалии.

    Одно из сообщений гласит, что далита заставили пить мочу в полицейском участке сами охранники правопорядка.

    По меньшей мере 27% индусов признаёт такое явление, как неприкасаемость, то есть выделяет далитов в отдельную социальную прослойку.

    Члену низшей касты затруднительно арендовать землю.

    Несмотря на улучшение положения в крупных городах, в которых сложно определить их происхождение, в сельской местности неприкасаемые до сих пор подвергаются угнетению.

Борьба за равные права

Борьба за получение равных прав началась в двадцатом веке, и её активно поддерживал Ганди. В 1930 - 1940 годы к борьбе присоединился Бх. Р. Амбедкар. Он добился выделения низшим кастам рабочих мест, мест в высших учебных заведениях и даже законодательных органах. Также благодаря нему в конституцию был вписан запрет на практику "неприкасаемости", дискриминация каст стала уголовным преступлением.

Бороться за свои права было непросто. Далиты очень часто подвергались насилию.

Согласно статистике, каждый час избивали двух далитов, каждый день насиловали трёх неприкасаемых женщин.

Самые скромные попытки неприкасаемых вести нормальную жизнь могли спровоцировать жестокое насилие. Многим далитам пришлось отказаться от своей религии, индуизма, и принять буддизм, христианство или ислам - будучи представителем одной из этих религий в Индии далиту жить немного проще, хотя они остаются с клеймом "неприкасаемости" на всю жизнь.

Касты неприкасаемых существуют и на сегодняшний день, однако борьба продолжается.

    Неприкасаемые бьют "далитскую" посуду в посудных лавках.

    Незаконно ходят в храмы.

    В 2008 году "неприкасаемый" жених проехал на коне под строгой охраной полицейских.

    В 2015 году был пересмотрен ряд законов, реформа была нацелена на то, чтобы лучше защитить далитов от насилия, причём под насилием подразумевалось не только нанесение физического вреда, но также и сексуальное насилие и унижение.

    Ещё в 1990-2000 годах началось формирование далитских политических партий. Объединение неприкасаемых с другими угнетёнными позволило создать влиятельный общественный блок. Вскоре далитка Маявати стала премьер-министром Уттара-Прадеша, штата в Индии. Маявати избиралась на данную должность трижды, при том, что она была кожевником (одна из самых угнетаемых даже далитами прослоек).

    В 2008 году неприкасаемый впервые стал судьёй Верховного суда Индии.

    Самой яркой победой на данный момент можно считать то, что в 1997 году далит К. Р. Нараянан стал президентом Индии, хотя и пробыл на посту недолго - до 2002 года.

Одним словом, проблема угнетения неприкасаемых до сих пор существует, однако их положение постепенно улучшается. Возможно, однажды в Индии будет полное равноправие.

Неприкасаемые не входят в систему четырёх варн . Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов .

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространённые категории неприкасаемых - чамары (кожевники), дхоби (прачки).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Методы ФБР - Шон Коннери (Неприкасаемые)

Субтитры

История

По одной из версий, группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племён , не включённых в общество завоевавших Индию ариев . Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

Неприкасаемые формально считались индуистами , но им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы. Неприкасаемые исповедовали Гаудия-вайшнавизм и шиваитскую традицию Натха .

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Ганди . Он стал называть их хариджанами (людьми бога). Борьбу за права неприкасаемых в 1930-40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар . Он назвал неприкасаемых далитами (угнетёнными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесённых в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Однако в сельской местности далиты часто становятся жертвами притеснений, насилия и жестокости. По сведениям неправительственной организации «Движение за обучение правам человека», расположенной в Мадрасе , в среднем каждый час двое далитов подвергаются нападениям, три далитские женщины становятся жертвами насилия, два далита оказываются убиты и два далитских дома сожжены. Например, в июне 2008 года толпа вооружённых погромщиков напала в городе Миапур (штат Бихар) на людей из низших каст и застрелила 35 человек, восемь из которых были далитами. Самые незначительные притязания далитов на права: далит зарегистрирован кандидатом в местный совет, юноша-далит ухаживает за девушкой из высшей касты, далит пользуется водой из колодца, принадлежащего высшей касте, - могут спровоцировать насилие.

Миллионы далитов перешли в ислам , христианство или буддизм , чтобы вырваться из кастового индуистского общества. Но следы кастовой иерархии сохраняются и в христианских, и в мусульманских общинах.

Далиты ведут борьбу за равноправие. Они входят в чайные и бьют «отдельную посуду» (кастовая система принуждает далитов пить из «своих» чашек). Они проникают в храмы, нарушая древний индуистский запрет на вход далитов в священные места. По индуистской традиции, жених приезжает на свадьбу на лошади, но когда далиты пытаются поступать так же, то их подвергают жестоким преследованиям. В июне 2008 года в штате Раджастхан жених-далит впервые проехал на лошади под охраной 400 полицейских, машин «скорой помощи» и медицинских бригад.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов по всей Индии появились далитские политические партии. Выборы 1998 года показали, что консолидация далитов с другими меньшинствами привела к созданию влиятельного избирательного блока во многих городах Индии. Далитская женщина Маявати стала премьер-министром штата Уттар-Прадеш . В 2008 году первый далит стал судьёй Верховного суда Индии.

Наиболее ярким примером эмансипации далитов является