Непознанное

Культура народов России — самое интересное. Русские: краткое описание

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. И сегодня русские остаются основным народом России, сохраняя своей особый характер и богатую культуру.

Антропологи относят русских к так называемой европеоидной расе. Внешний облик, рост, цвет глаз и волос, телосложение русских сформировались в результате длительного развития их исторических предшественников: скифов и праславян, а также контактов с другими народами - балтами, финно-уграми и даже тюрками. У обычного, типичного русского светлые волосы, не очень широкое лицо, достаточно крупный нос. В северных областях Европейской России часто встречаются светлоглазые и светловолосые люди; в центре - кареглазые, с мягкими, как правило, тёмно-русыми, слегка вьющимися волосами, а на юге - смуглокожие и темноглазые: сказывается примесь кровей монгольских и кавказских народов. У русских на северо-востоке страны тонкие прямые волосы и немного суженный разрез глаз.

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. Существует немало теорий, объясняющих происхождение слов «Русь», «русские». Многие современные учёные связывают название восточной группы славян с левым притоком Днепра - рекой Рось. В первые века новой эры по берегам этой реки жило крупное племя «россов», или «родиев», которое, возможно, и дало название первому восточнославянскому государству - Русь.

В начале XIV в. московским князьям удалось сплотить отдельные земли, измученные междоусобными войнами, а к концу XV в. освободиться от ордынского ига. Созданное московскими правителями Российское государство (в западных хрониках оно именовалось Московией) быстро приобрело, по словам выдающегося русского историка Николая Михайловича Карамзина, «независимость и величие». Иван III (1462-1505 гг.) - первый московский князь, который стал именоваться «самодержцем всея Руси».

Московиты XV-XVII вв. говорили на одном языке и осознавали себя единым народом с общей верой (православием) и культурой. Они воспринимали как братьев жителей бывших древнерусских земель, которые оказались в составе Великого княжества Литовского. Начиная с этого времени, Россия не раз заявляла о себе как о многонациональной державе. Идея об особой миссии Московии как ядра мировой христианской православной империи, о её объединяющей силе поддерживалась теорией о Москве как «третьем Риме». По словам монаха Филофея (XVI в.), «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Границы Российского государства в течение XVI и XVII столетий неуклонно расширялись. Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 гг.), освоение Сибири открыли пути хлынувшим на эти земли русским переселенцам. Новые природные и культурные условия заставляли колонистов усваивать формы обработки земли и ведения хозяйства, характерные для местных жителей. Привыкая к чуждым условиям быта, русские в свою очередь делились с соседями собственным опытом, в том числе земледельческим.

Начало формирования русской нации учёные относят к концу XVI в. Возникли единая материальная и духовная культура, единое управление в созданном государстве, общность территории и, чего ранее не было, хозяйственной жизни.

Переселение русских на земли Левобережной Украины, вошедшие в 1654 г. в состав Российского государства, освоение «охочими людьми» уральских и сибирских земель, успешная борьба России за выход к Балтике и основание в 1703 г. новой столицы - Петербурга - расширили территорию, населённую русскими. Во второй половине XVIII в. к ней были присоединены земли Правобережной Украины и Крым. В том же столетии переселенцы из центра страны продвинулись на Камчатку и начали осваивать земли за Беринговым проливом - «русскую Америку» (Аляску, часть Калифорнии и Алеутских островов).

В переписях того времени отмечалось вероисповедание, а не национальная принадлежность людей, поэтому сказать точно, какова была численность каждого народа в многонациональной Российской империи, трудно. По данным конца XVIII в., из 37 млн. человек, населявших Российскую империю, русские составляли приблизительно 53 %, украинцы - 21, белорусы - 8%.

К началу XIX в. среди русских сложились две крупные этнографические группы - севернорусская и южнорусская. Они различались типом жилища, одеждой, особенностями языка, формой ведения хозяйства.

Севернорусская группа в начале XIX в. занимала территорию от реки Волхов на западе до реки Мезень и верховьев Вятки и Камы на востоке (современные Карелия, Новгородская, Архангельская, Вологодская,

Ярославская, Ивановская, Костромская, часть Тверской и Нижегородской областей). Жители этих земель говорили (и говорят до сих пор) на «окающем» диалекте (например, произносят: полтинник). Они строили монументальные высокие дома; дворов в поселениях было немного. Основу традиционного женского костюма здесь составляли сарафан и надевавшаяся под него сорочка, которые обильно украшали вышивкой или льняным кружевом. Пахотным орудием северян была соха.

Южные великорусы - жители чернозёмной полосы России от бассейна реки Десна на западе до реки Сура (притока Волги) на востоке (современные Рязанская, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская, Белгородская области), Они говорят на «акающем» диалекте (здесь скажут: палтинник). Основу женской одежды составляла богато расшитая сорочка с понёвой. Дома на юге строили не столь высокие, как северяне, а поселения были, наоборот, большие.

Междуречье Оки и Волги (современные Московская, Владимирская, Калужская, Рязанская, Пензенская, часть Тверской и Нижегородской областей) оказалось «переходной» зоной, в культуре которой скрещивались и видоизменялись южнорусские и севернорусские черты.

У русских, проживавших на западе России, было много общего с белорусами (светлый цвет одежды, кулинарные предпочтения, например любовь к картофелю), а русское население Среднего Поволжья заимствовало у своих соседей, волжан-неславян, орнаменты на одежде и особенности внутреннего убранства жилища.

Особым укладом хозяйственной жизни и быта отличались русские Сибири. Они составляли почти 70% переселенцев, прибывавших в этот регион в XVIII-XIX вв. Среди старообрядцев, которые спасались здесь от преследований «никониан», сложилось несколько групп (см. том «История России», часть 3, «Энциклопедии для детей»). С середины XVII в. в Забайкалье целыми семьями селились старообрядцы, отсюда и пошло название - семейские. Как правило, колонисты занимали земли по берегам крупных рек (Оби, Енисея, Ангары, Лены, Амура, Колымы) и их притоков. В конце XIX в. русские заселили юг Сибири вдоль Транссибирской магистрали, строившейся в 1891 -1916 гг.

К началу XX в. русские составляли 75 % населения Сибири, 70 % - Приуралья, 63 % - Поволжья, 40 % - Кавказа, 7 % - Средней Азии. Российское правительство не предоставляло им преимуществ на присоединённых землях, поэтому между русскими и нерусскими крестьянами не возникало вражды. Однако основная часть русских (более 90 %) по-прежнему проживала не в Сибири, а на европейской территории России. Почти все они (98 %) были православными.

Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписаным законам, «по совести и правде». В русском национальном характере практически отсутствовала ксенофобия (ненависть к чужому, иноземному). Для русских была нехарактерна и мстительность: допускались либо непосредственная реакция на обиду, либо прощение вины. Православие требовало соблюдения строгих нравственных норм. Современные психологи, изучающие национальный характер разных народов, относят к традиционным чертам русских такие: долготерпение - и одновременно способность безоглядно подняться на бунт, «бессмысленный и беспощадный», по словам Александра Сергеевича Пушкина; надежду на истинного царя (правителя), способного защитить от неправды, - и в то же время мечты о «вольной воле» и свободе; подвижничество, героизм - и слабохарактерность, покорность (недаром Николай Алексеевич Некрасов писал: «Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»); жажду абсолютного (добра, равенства, справедливости) - и отрицание относительного (успеха для одного себя, счастья на время). Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, репутацию в глазах друзей и соседей, стремление к объединённому, «всем миром», решению спорных вопросов.

Октябрь 1917 г. открыл новую страницу в этнической истории русских. Советское государство стремилось заменить всё «национальное» «интернациональным», рабоче-крестьянским. Основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин прямо говорил о необходимости «не думать о своей нации и выше её ставить интересы всех, всеобщую свободу и равноправие. С «несогласными» центральные власти вели решительную борьбу. В печати слово «русский» стали заменять на «российский» (пролетариат, революция, культура и т. п.). «С Россией кончено...» - горестно заключал поэт Максимилиан Александрович Волошин, видя, как стираются грани между национально-русской и многонациональной культурами Российской империи.

Советские законы провозглашали равенство всех народов, религий и языков. После гражданской войны идеологи новой жизни открыто заявили о политике «коренизации», т. е. о повышении доли представителей коренного, нерусского населения в государственных структурах.

На словах советское руководство стремилось к «расцвету всех наций и культур», их «сближению и слиянию». На деле такая политика привела к тому, что резко сократилось преподавание на национальных языках, а это вызывало естественный протест нерусских народов. Русский был законодательно объявлен «вторым родным языком» для всех народов Союза, Однако русские не имели никаких преимуществ. Уровень их жизни в РСФСР, особенно в провинции, был при этом ниже, чем во многих республиках (прежде всего в Прибалтике). Такое положение приводило к взаимной антипатии в повседневном быту. Объявление РСФСР «первой среди равных» порождало национальную рознь между русским и другими народами «братской семьи республик». Стремление же развивать «многонациональную советскую» (а по сути дела - национально безликую) культуру в ущерб культурам национальным, в том числе русской, приводило к искоренению особенностей русского народного быта.

Распад СССР в декабре 1991 г. изменил положение русских в бывших советских республиках. Они превратились там в национальное меньшинство и стали быстро пополнять ряды эмигрантов.

В 90-х гг. в России возникли националистические партии и движения. Во многом это объясняется стремлением возвратиться к прежним нравственно-моральным устоям общества, ранее искоренявшимся, желанием возродить русскую культуру.

После распада Советского Союза Россия остаётся одной из самых больших мировых держав. Русские проживают в ней на громадной территории от Калининградской области до Дальнего Востока, от Мурманска и севера Сибири до предгорий Кавказа и бывших среднеазиатских республик. Их общая численность в мире - более 146 млн. человек; из них в РСФСР живёт почти 120 млн. (из 148 млн. населения страны в целом). В «ближнем зарубежье» (т. е. на территории бывшего СССР) оказалось почти 24 млн., в «дальнем» (в США, Канаде и других странах) - 2,5 млн. человек. Русские в Российской Федерации считают родным языком русский и используют при письме кириллический алфавит. Большинство верующих - православные.

Женщин среди русских больше, чем мужчин (52,7% против 47,3%), правда, с каждым годом это различие становится всё менее заметным. Наиболее распространённой у русских сегодня является семья из трёх человек (родители и один ребенок), что не обеспечивает даже простого воспроизводства.

Половина всех русских в Российской Федерации (49,7 %) проживает в центре Европейской России, на северо-западе, в Волго-Вятском районе и Поволжье. Русские южной и северной этнографических групп сохраняют свои особенности, прежде всего традиции строительства и украшения домов, а также кулинарные.

Сегодня русские остаются основным народом России, сохраняя своей особый характер и богатую культуру.

При оформлении статьи использованы фотографии из книги В. Белова "Лад"

Русская Цивилизация

Русские

представители древнейшей и самой многочисленной славянской нации, проживающие в основном в России.

Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были земледельческие племена, жившие в 1 тысячелетии н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX-X веках нашего тысячелетия здесь сложилось крупное славянское государство, Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "русью", "русичами", а свою родину "русской землей". Именно Киевская Русь послужила основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского.

Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территорию России разрывали на части польские, литовские и шведские феодалы. А позднее она подверглась нападению монголо-татаров. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 годы Русь перенесла 245 нашествий врагов.

Русская народность как этнически сложившаяся общность () сформировалась в начале XVII века. По диалекту и некоторым особенностям материальной культуры уже тогда стали выделяться северные русские и южные русские, что впоследствии привело к появлению украинцев и белорусов.

До 1917 г. общеобразовательный уровень среди русских был крайне низким. Четыре пятых молодого населения России были безграмотными. И все же в условиях жестокого царского гнета, более чем 200-летнего монголо-татарского ига, бесконечных нашествий иноземных завоевателей русский народ создал свою неповторимую культуру и ее материальную основу - прекрасный русский язык, который по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и самых богатых из живых языков мира.

Русская земля подвергалась многочисленным нападениям захватчиков с востока, юга и запада. Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен".

В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух нашего народа, его выносливость и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, - сообщали они, - нежели принудить к плену, Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда".

Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденным, сражались отчаянно". По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у турецкой крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой".

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Такие видные знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой, другие великие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западно-европейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюминтрит писал, что "русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении".

Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. В нашей стране всегда осуждались и осуждаются лень, тунеядство, плутовство.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они неплохо относятся к учению, успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического волнения и напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе.

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.

Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особом состоянии души". Более всех к пониманию этого "состояния души" удалось приблизиться великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, начертавшему на бумаге фразу всего из трех слов: "Доброта спасет мир". Дрб-рота стала одним из наиболее отличительных социально-психологических качеств нашего народа.

И если вдуматься, то мы идем всем миром, всей планетой именно к этому пониманию смысла жизни и мироздания. Идем к утверждению общечеловеческих ценностей, к новому видению мира, к новой психологии.

Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности помимо тех качеств, о которых говорилось выше, нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Как это ни парадоксально, именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. В них важно видеть стремление народа избавиться от всего наносного, неглавного, мешающего его развитию.

Нельзя забывать и о том, что, уповая на народную мудрость, мы сами часто поступаем не совсем разумно. Например, водители-русские нередко оправдывают превышение установленной скорости движения тем, что русские, мол, любят быструю езду. Есть такая народная поговорка: "Какой русский не любит быстрой езды?". Знал бы великий российский писатель Н.В. Гоголь, акцентировавший внимание на этом, сколько его соплеменников впоследствии поплатились за подобное пристрастие своей жизнью и здоровьем!

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда нужное и соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом". Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивыми и болтливыми. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "русские" в других словарях:

    Русские - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократ … Сводная энциклопедия афоризмов

    РУССКИЕ - народ, основное население Российской Федерации (св. 119,87 млн. человек). На Украине 11,35 млн. человек, в Казахстане 6,23 млн. человек, Узбекистане 1,65 млн. человек, Белоруссии 1,34 млн. человек, Киргизии 916,6 тыс. человек, Латвии 905,5 тыс.… … Большой Энциклопедический словарь

    РУССКИЕ - (самоназвание великорусы, великороссы) народ общей численностью 146500 тыс. чел., основное население Российской Федерации (119865 тыс. чел.). Другие страны расселения: Украина 11356 тыс. чел., Казахстан 6228 тыс. чел., Узбекистан 1653 тыс. чел.,… … Современная энциклопедия

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, русских, ед. русский, русского, муж. Восточно славянский народ, составляющий большинство населения СССР, великоруссы. «Я русский, я люблю молчанье дали мрачной.» Фет. «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою… … Толковый словарь Ушакова

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, их, ед. ий, ого, муж. Народ, составляющий основное коренное население России. | жен. русская, ой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек). За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве,… … Русская история

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

Кто такие мы, русские? Что за народ? Как он возник? Практически никто об этом ничего не знает. Недаром русских зовут «Иванами, не помнящими родства». Психологи убеждены, что большинство бед современной России из-за того, что сознание титульной нации, то есть русских, как бы закрыто пеленой. Порой кажется, что какой-то вселенский демиург затуманил до времени наш рассудок. Но время прояснения сознания уже наступает.
Недавно вышла новая книга Геннадия Климова «Русские Веды», которая подробно рассказывает о древнейшей истории Руси, архаичных цивилизациях Восточной Европы, где произошла эволюция человечества. Оказалось, что мы из школьных учебников приблизительно знаем историю только 5 тысяч лет, и то с большими искажениями, а история цивилизации Руси насчитывает минимум 50 тысяч лет, то есть в 10 раз больше. Геннадий Климов - профессиональный исследователь древних религий и эпосов. В последней книге есть фрагмент, который повествует о рождении народов, которые стали прародителями славян. Сегодня мы попросили рассказать Геннадия Климова о происхождении русского народа.
- Давайте с самого начала отбросим некоторые мифы, которые преследуют нас. Русских можно считать славянами с определённой натяжкой. Славяне - это один из народов, выделившихся из Руси, и не более того. Скажем, в Воронежской, Ростовской, Харьковской областях население состоит на 60 процентов из потомков ариев, которые позже образовали сарматско-скифский мир. А в Новгородской, Тверской, Псковской - также на 40 процентов из потомков скандинавов. Нижнее Поволжье в определённой пропорции заселено народом, из которого двумя волнами выделились евреи.
Русские - это праэтнос, из которого выделились другие народы. В русском языке, в русской ментальности совмещены как бы два кода - Сарматии, мира женских матриархальных устоев, и Скифии, мира мужских сече и казачьих орд. У русских очень сложный архетип, поэтому пока у русской цивилизации так много проблем. Но скоро сознание русскоговорящих людей очистится, наступит преображение. Вот тогда наступит подлинный расцвет русского мира. Этот процесс уже начался.
Часто задают вопрос: откуда русские пришли? Россияне всегда жили на своём месте в Восточной Европе, даже во время оледенения и потопа. Непрерывная история России наблюдает глубину в 50-70 тысяч лет. Для примера, Китаю едва исполнилось 5 тысяч лет. А египетские пирамиды были построены всего 4 тысячи лет назад. Но, конечно, славяне сыграли в энтосогенезе русской нации значительную роль. В образной форме древние авторы арийских книг сохранили для нас послание о рождении народов Северного Причерноморья и в том числе славян. Можно считать в определенной мере предками русских народ венеды.
Арийские древние книги повествуют следующее. Кадру и Вината были сестрами. Отцом их был Дакша - владыка созданий. У него было 13 дочерей, которых он выдал замуж за мудреца Кашьяпу. Кадру родила тысячу сыновей, а Вината только двоих. Кадру принесла много яиц, а Вината - всего два яйца. Через пятьсот лет вылупились из яиц Кадру тысяча могучих змеев - нагов. У другой сестры Винаты к этому времени ещё никто не появился на свет. В нетерпении Вината разбила одно яйцо и увидела там сына, развившегося только наполовину. Она назвала его Аруной.
Арийские тексты содержат в себе много тайн. Имя Арун означает «руны камня Алатырь». Это система знаков, применяемых жрецами Валдая в качестве тайнописи. За своё уродство разгневанный Арун проклял свою нетерпеливую мать Винату и предрёк ей быть рабыней пять сотен лет. От имени Вината происходят русское слово «вина» и название древних родов славян вендов. Это слово в разное время использовалось по отношению к разным народам, иногда ко всем славянам в целом, также иногда ассоциируется с вандалами. На протяжении средних веков немцы обобщенно называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков, которые происходят от другой ветви переселенцев из Руси): лужичан, лютичей, бодричей (проживавших на территории современной Германии) и поморян. В Германии во времена Веймарской республики в органах внутренних дел ещё существовал специальный Вендский отдел, который занимался работой со славянским населением Германии. На сегодняшний день в значительной степени современные германцы - это генетические потомки прибалтийских славян. Большое число слов с корнем «венд» встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен (могила), винденхайм (родина), виндишланд (земля вендов) и т.д. На территории современной Латвии ещё в XII-XIII вв. н.э. обитал народ, известный под названием «венды». Нетрудно предположить, что они происходят от родов, которые положили два сына матриархальной коммуны Вината, упомянутой в арийских Ведах. Слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene». Предполагают, что финское и эстонское название русских также связаны с названием «венеды».
История, которая сохранилась в арийских Ведах, говорит, что славяне в начале времен проявились в виде сына Винаты, родившимся недоношенным, но получившим имя Арун, что означает «владеющий тайными знаниями». Прокляв свою мать (уйдя из матриархальной коммуны, его породившей), он сказал: «Через пятьсот лет другой сын избавит тебя от рабства, если ты не разобьёшь второе яйцо раньше времени».
Это было незадолго до начала Троянской войны. В это время боги и асуры были в мире. Единая арийская империя мобилизовала все силы, чтобы построить гигантскую стену, отделявшую север от юга. Так древние пытались защититься от болезней, которые надвигались на Русь с юга. В это время сёстры Кадру и Вината увидели чудесного коня Уччайхшраваса, вышедшего из морских вод. Между ними возник спор - какого цвета хвост у того коня. Вината говорила, что белого (как и было на самом деле). Её сестра Кадру же - что чёрного. Согласно условию спора та, что проиграет, должна стать рабыней.
Ночью Кадру послала тысячу своих сыновей - «чёрных змеев», чтобы они повисли на хвосте белого коня, и тем скрыли бы его природный цвет. Так коварная Кадру обманом обратила свою сестру в рабство. И так сбылось проклятие первых славян арун. Скорее всего, это одно из племен скифов или сармат, после Троянской войны переселившихся на Балканы. Здесь потомков Аруна стали именовать коловянами - южными славянами. Они образовали 12 этрусских родов, создавших древнее Этрусское государство и Рим.
В русском эпосе история миграций этого народа сохранилась в сказке о Колобке. Собственно Колобок - это и есть коловяне. Было это ориентировочно в 1200 году до н.э. Через 2200 лет часть их вернётся на Русь в Киев и Новгород, после того как Моравия была завоевана венграми. Вернувшись, они принесли с собой много сказок и сказаний о своей древней истории. Так на Руси появилась сказка о Колобке.
Но это только половина истории славян. Вината ещё из второго яйца родила исполинского орла. Ему было суждено стать истребителем змей-нагов в отмщение за рабство матери. Когда он родился, все живые существа и сами боги горы Алатырь пришли в смятение. Обстоятельства жизни и борьбы гигантского орла очень напоминают обстоятельства истории современной России, хотя арийские Веды были написаны на несколько тысяч лет раньше. Народы, происходящие от исполинского орла Гаруды, - балтийские славяне, германцы и современные русские. Орёл Гаруда при рождении сам разбил клювом скорлупу яйца и, едва родившись, взмыл в поднебесье в поисках добычи. Местом его рождения, судя по всему, была река Дон. В рабстве матриархальная коммуна Винета была у степных кочевников нагов. Наги образовали многочисленные южные народности.
В то время Сурья, бог солнца, стал грозить, что сожжёт мир. В степях началась засуха. Тогда орёл Гаруда взял на спину своего старшего брата, того, что родился преждевременно, и поместил на колесницу Солнца, чтобы телом своим он заслонял мир от губительных лучей. С тех пор старший сын Винаты стал колесничим Сурьи и божеством утренней зари.
Судя по всему, племя Гаруда, гербом которого был орёл, родилось через 500 лет после Троянской войны и после первой экспедиции выходцев из Руси на Балканы и заселения Сицилии. То есть это был примерно 750 лет до н.э. Именно в это время на Руси случается очередной религиозный кризис. В это время на Руси строится новый Иерусалимский храм, который продолжает начатые в середине 2 тысячелетия до н.э. арийским царем Мелхисидеком религиозные реформы по переходу к единобожию. К тому же причиной, побудившей огромные массы людей Евразии прийти в движение, стала засуха.
Волны людей «свободной воли» появляются в устье Дона, на Азовском море возникает военно-морская база южных варягов. Эти «люди моря» получают наименование «эллины». Они атакуют берега всех внутренних морей, уничтожая остатки крито-микенской цивилизации. Наступают тёмные века. Возникает в Крыму город Пантикапей (современный город Керчь). Это перевалочная морская база, из которой расходятся по морям тысячи кораблей. На верфях у современного города Воронеж из корабельных сосен строятся ещё тысячи тысяч кораблей. Морская экспансия Руси заканчивается возникновением многих независимых городов по берегам Чёрного и Средиземного морей. Именно эти переселенцы стали той питательной средой, на которой выросла античная культура.
А Гаруда, доставив брата на юг, вернулся на Русь. Удручённый, спросил он свою мать: «Почему должен я служить змеям?» И его мать Вината рассказала ему о том, как она попала в рабство к сестре. Гаруда тогда спросил у змей: «Что могу я сделать, чтобы избавить от рабства себя и мать?» И змеи сказали ему: «Добудь нам амриту у богов. Тогда мы вас избавим от рабства». Амрита - это напиток бессмертия. Понятие «амрита» в арийских текстах соответствует Аюрведе - науке о законах жизни. Именно создание жрецами основ древней медицины позволило начать менее безопасное освоение территории за пределами Руси. Человек мало приспособлен жить вдали от ледников - в южном мире его преследуют экзотические болезни. После того как была создана основа Аюрведы, люди стали заселять южные страны. Там они встречали людей из первобытных эпох, которые тоже как-то приспособились жить на юге. Но это были уже другие люди, не похожие на северян. Солнце изменило их внешний вид, а их привычки, мировоззрение, этические нормы были из архаичных эпох. Их архетип сознания соответствовал эпохам давно минувшим. Так устроен механизм эволюции на планете Земля. Эволюция на юге происходит медленнее, чем на севере.
Гаруда полетел на север, где боги хранили амриту. По дороге он миновал гору Гандхамадана, где увидел своего медитирующего отца, мудрого Кашьяпу. По совету отца Гаруда добыл себе в пищу слона и гигантскую черепаху, и опустился на дерево, чтобы съесть свою добычу. Но ветвь подломилась под его тяжестью. Гаруда подхватил её клювом и увидел на ней множество крошечных мудрецов - валакхильев, повисших вниз головами. Валакхильи - мифические мудрецы, числом шестьдесят тысяч, каждый величиной с палец; в арийских книгах именуются сыновьями Крату, шестого сына Брахмы.
С ветвью в клюве и со слоном и черепахой в когтях Гаруда полетел дальше. Когда он вновь пролетал мимо горы Гандхамадана, Кашьяпа молвил: «Остерегись причинять вред мудрецам-валакхильям! Бойся их гнева!» Кашьяпа поведал Гаруде, каким могуществом обладают эти крошечные создания. Тогда Гаруда бережно опустил валакхильев на землю, а сам полетел к горе, покрытой снегом, и, усевшись на ледник, съел слона и черепаху. Затем он продолжал свой полет.
Отцом валакхильев считается один из сапта-риши Крату. От имени этого риши (мудреца) происходит русское слово «крот». Почему? Поймёте чуть позже. Валакхильи пьют солнечные лучи и являются стражами солнечной колесницы. На самом деле их место жительства Валдай и Рифейские горы, горы мудрецов. Они изучают Веды и шастры. Одними из главных черт валакхильев считаются их чистота, добродетель и целомудрие; они постоянно совершают молитвы. Старцы живут обычно в землянках и равнодушны к богатству. Иногда в книгах их называют «сиддхи».
Это святые отшельники Руси. Они селились в верховьях Волги, Белоозерье и берегах Белого моря. Скиты святых старцев можно найти даже далеко на Кольском полуострове за Полярным кругом. В «Махабхарате» рассказывается о том, как вождь богов Индра вместе с валакхильями отвечали за растопку костра. Индра, набравший целую гору дров, посмеялся над валакхильями, каждый из которых еле тянул стебелек травы. Мудрецы обиделись и стали молиться, чтобы появился другой вождь богов Индра, гораздо более могущественный. Индра, узнав об этом, испугался и попросил помощи у мудреца Кашьяпы. Могущественный жрец смог усмирить валакхильев, но чтобы их усилия не пропали даром, решил, что должен родиться Индра в образе орла.
Недалеко от моего дома под Тверью в 2009 году открылись мощи святого Савватия, старца, жившего здесь в конце XIV века н.э. Его мощи были найдены 19 августа. Это очень символично. В этот день Православная Церковь празднует Преображение. Это понятие есть отражение философской концепции «умного делания» или видения Фаворского света. В лесных скитах монахи-отшельники молитвою добивались, что начинали напрямую, на Земле, видеть Фаворский свет и напрямую общаться с Богом.
Традиция строительства скитов на Руси уходит своими корнями в эру Рака (7-6 тыс. лет до н.э.) - знака, обращенного к миру души, а может, и в ещё более древние времена. В 4-2 тысячелетии наступает эра Тельца - валакхильи заселяют освободившиеся вновь из-под ледника земли. 60 тысяч монахов-отшельников «ткут» здесь Веды, которые до сих пор определяют сознание современного человека. Именно они создали архетип сознания, лежащий в основе мировой культуры. Валакхильи сохранялись на протяжении всех тысячелетий. Существуют они и сегодня.
В относительно недавней истории наибольшую известность приобрели валакхильи, которые в русской Церкви именуются «заволжскими старцами». Это иноки белозёрских, вологодских и тверских малых монастырей и лесных скитов. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей. Они не боялись царям говорить правду. Развод русского царя Василия III с женой и новый брак его вызвали осуждение со стороны «заволжцев». В 1523 г. один из «заволжцев», игумен Порфирий, был даже посажен в тюрьму за то, что вступился за князя Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключённого в тюрьму, несмотря на клятвы великого князя и митрополита Даниила. Во главе «заволжских старцев» стоял Нил Сорский.
Сегодня в селе Савватьево под Тверью отец Андрей Егоров возрождает и строит небольшой монастырь на берегу реки Орша, сохраняет лесной скит преподобного Савватия Оршинского, отшельника, по преданию, пришедшего на русскую землю вместе с митрополитом Киприаном и принесшего на Русь учение исихастов. Было это в конце XIV века.
Многие названия рек, описание климата и звёздного неба в арийских книгах указывают на то, что знаменитые семь мудрецов, давшие людям все знания, в честь которых сияют семь звезд созвездия Большая Медведица, жили именно в этих местах - по берегам рек Медведица, Орша, Молога.
А в конце XIV века здесь, в скитах, расселились православные монахи, хранители учения о Фаворском свете. Уже в начале XV века, всего за несколько десятков лет, скиты и малые монастыри распространились от Твери до самого Ледовитого океана.
Отец Андрей во время нашей встречи удивлялся тому, с какой большой скоростью учение исихастов распространилось по Руси. Я думаю, что это Божий промысел. Это и есть Фаворский свет Преображения - он распространяется с той же скоростью, как и Благодатный огонь от Гроба Господня.
Множество православных монахов поселилось в скитах именно в тех местах, где жили риши, указанные в Ведах. Но между этими событиями минимум 2500 лет. Кажется, в истории всё повторяется. То, что риши из арийского эпоса и исихасты из относительно недавней истории проявились в одном месте на планете, - это удивительный факт. Похоже, что события не только повторяются, но и случаются в одном и том же месте.
Валакхильи и православные монахи-отшельники северо-запада Руси и Карелии - это непрерывная традиция одного явления. Она проявляется здесь уже несколько тысяч лет.

Записала Марина ГАВРИШЕНКО