Непознанное

Лермонтов «Смерть Поэта» – анализ и история создания. Анализ стихотворения смерть поэта

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» будучи под впечатлением от гибели А.С. Пушкина. Для поэта это событие было настоящим потрясением и тяжелой утратой. Гибель талантливого и молодого А. С. Пушкина была неожиданной и нелепой. М.Ю.Лермонтов, желая отыскать справедливость, написал стихотворение «Смерть поэта».

В своем произведении М.Ю.Лермонтов описал не справедливую, трагичную и слишком раннюю гибель его коллеги. В принципе стих можно поделить на две части. Первая половина рассказывает нам о том, как скончался великий А.С.Пушкин в далеком 1937 году. Между строк можно прочитать протест автора. Он состоял в том, что М.Ю.Лермонтов выступал против позиции властей, которые постоянно критиковали его коллегу и товарища А.С.Пушкина. Он осуждает такое поведение высшего общества по отношению к молодому и успешному поэту.

Во второй части стихотворения М.Ю.Лермонтов насмехается над всеми, кто участвовал в убийстве писателя. Он напоминает им, что не стоит недооценивать Суд Божий, а это означает, что виновник будет обязательно наказан.

Это стихотворное произведение написано в трагическом стиле, но с элементами сатиры. Произведение объединило в себе два несовместимых жанра. Но именно такими эмоциями был одержим М.Ю.Лермонтов, когда писал свое произведение.

«Смерть поэта» - это поистине бессмертное творение. Автор всеми силами выражает протест против безразличия людей. Он не понимает, как можно покрывать и оправдывать настоящего преступника и равнодушно относится к гибели великого человека.

Писатель своим произведением хотел обратить внимание на то, что в обществе существует огромная проблема. А именно безнаказанность представителей власти и приближенных к ним людей. Михаил Юрьевич обвиняет высокопоставленных чинов в превышении полномочий, а общественность в полнейшем безразличии.

Анализ 2

Лермонтов написал произведение «Смерть поэта» под впечатлением и возбуждением о том, что великого поэта и писателя – больше. Он умер на дуэли, глупой по его мнению, умер от руки другого противника, который убил его. Это был Пушкин. Великий писатель начала девятнадцатого века, поэт и просто творческий человек.

Пушкин был убит, а потому это известие вызвало очень много толков, споров и горести среди простых людей, которые любили Пушкина, уважали, и любили его творчество. Его считали великим и очень талантливым современником своего творчества. А потому его противника, который выжил, хотели просто убить, побить, что угодно сделать, чтобы отомстить за смерть такого человека.

Кроме того, в своем произведение, которое посвящено Пушкину, умершему, но все же до конца великому. Лермонтов кроме противника Пушкина, Дантеса, который выходит из аристократического рода, и входит в это общество, обвиняет еще и других людей. Эти люди – почти все окружающее общество его, то есть великосветские аристократы, которых так терпеть не мог Лермонтов. Он считал их всех лицемерами, которые лживо высказывали сожаление о том, что умер Александр Сергеевич Пушкин. Именно это и не только, рассердило уже давно поэта Лермонтова. Потому вскоре в свет вышло произведение, которое было очень гневным, красноречивым и пылким от всей его души, которое было названо «Смерть поэта».

Несчастливо и несправедливо умерший Пушкин был отомщен Лермонтовым, который почти боготворил и уважал Пушкина, и его творчество еще сильнее. Лермонтов даже не старается аккуратно подобрать оскорбительные слова в адрес Дантеса, и великосветского общества, он откровенно грубит и говорит неприкрытую правду. Он даже не думал о том, что может понести наказание за эту грубую, но правду.

Анализ стихотворения Смерть поэта - Лермонтов для 9 класс

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение "Смерть поэта", упрекнув всех тех кто надругался над памятью этого святого человека. Это произведение написано в 1837 году в связи со случившимся.Весть о дуэли дошла до стихотворца 9 февраля и в этот же день стих разлетелся по Петербургу.О нем скорбили не только родственники, но и его любящий народ.И поэтому это произведение было по душе им.Его перечитывали, учили, переписывали.Оно дошло до властей и те обиженные обвинениями отправили его в ссылку на Кавказ.Будучи сам юношеского возраста Михаил столкнулся с житейскими невзгодами, людьми боровшимися за владычество.

Он повестил о своих чувствах и мыслях по поводу всего происходившего.В чем то есть и доля правды.Образ который навеял нам Лермонтов о Пушкине не совсем таковой.Михаил не любил общество, относился иначе к миру.Он весь жизненный путь страдал от неопределенности и неудовлетворенности жизнью и выдал за действительность то, что Александр Сергеевич был таким.А как оказалось А.С.был выше всего этого, он не обращал внимания на эти злые языки.Он был направлен и стремился в будущее.

Творение состоит якобы из двух частей:лирическая, грустного содержания и комическое высмеивания кого либо.Разные по размеру и состоянию души, резко меняется стиль, тональность.

В начале стиха он описывает трагедию.По его описанию сразу же становиться понятно, что виной тому, люди из высшего общества глумившиеся над таким выдающим человеком, при любом комфортном случае. Для них это было игрой, оскорбив его косвенно либо еще как то. Например царь Николай 1 присвоил ему чин камер-юнкера, в 34 года, когда подобный чин лишь присваивался 16 летним юношам, чтоб те выполняли роль придворных пажей.

В своем произведение открыто говорит о лицемерии людей, которые глумились над его любимым поэтом, как они при жизни унижали его, а когда умер, примеряли маску вселенской скорби:

"Убит!.к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!"

И намекает о том что гибель была неизбежной, ведь еще в юношестве гадалка нагадала поэту смерть на дуэли и внешность того человека который сделает выстрел. И в произведении мелькает такая загадочная строчка «судьбы свершился приговор».

Ни в коем случае не оправдывает действие Дантеса, на его руках кровь человека которого он считал величайшим поэтом русской поэзии. Говорит о том что Дантес презирал взгляды на которые восхвалял Пушкин.Но все же эти люди знали, что своими поступками, провокациями они сталкивают лбами Пушкина и Дантеса, что грозит жизни человека.Вот кого считает Лермонтов настоящими убийцами

В другой половине сжато и с сарказмом выражается о людях.Дает волю чувствам боли и любви.Их поэт описывает грубыми словами надменных потомков, которые благодаря своей семье и корням, что появились на свет Божий. Лермонтов убежден, что та золотая молодёжь, но не купишь за злато.Об этом упоминает поэт в своём творчестве. Перед всеми этими преступниками былыми и не былыми возьмёт вверх всё-таки справедливость «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», - убежден Лермонтов.Не думая о том что скоро сам постигнет той же участи и станет на краткий путь дуэлей.

И в заключении, как бы можно назвать в третий части стиха, состоявшей из 16 строк будто пытается отомстить за смерть своего кумира.Обвиняет, якобы проклинает всех кто в этом замешен.Указывает на убийцу, выразив это вот такими словами:

"Вы, жаждою толпою стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи".
Он искренне считает, что "божий суд" накажет людей, виновных в этом происшествии

Анализ стихотворения Смерть поэта по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

    Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

  • Анализ стихотворения Осенние листья Апухтина

    Тематика бренности человеческого существования является одной из наиболее универсальных для лирики. Не трудно представить причину, ведь, людям свойственно осознавать конечность своего

  • Анализ стихотворения Родник Бунина

    Бунина можно смело называть великим мастером в сфере поэтического пейзажа. Для поэта описание природы это нечто чувственное, он отдает частичку себя. Когда читаешь его произведения о природе, словно оказываешься внутри пейзажа

  • Анализ стихотворения Сукин сын Есенина

    Творчество Есенина часто глубоко биографичное, подобно тому как скажет немного позже его соратник по литературной работе Хемингуэй – писать нужно честно, писать нужно об известном тебе

  • Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс

    Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение

Первым произведением Михаила Лермонтова, принёсшим ему широкую известность, стало стихотворение «Смерть Поэта», хотя опубликовано оно было только спустя почти 20 лет после создания.

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

Стихотворение моментально разошлось в рукописных списках и было доставлено царю с надписью «Воззвание к революции». И автор крамольного произведения, и те, кто его распространял, были арестованы — за арестом последовала ссылка.

«Смерть Поэта» — яркий при мер публицистической гражданственной лирики с элементами философского раздумья. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении совмещены черты разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Компоаиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. С первых же строк ясен подтекст стихотворения — прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над Поэтом и унижало его. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить Поэта — это было своеобразной забавой. Чего стоит одно только
присвоение ему императором Николаем 1 чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (подобного чина, как правило, удостаивались юноши, которым отводилась роль придворных пажей). В стихотворении автор доносит до читателя мысль, что убийство поэта — это неизбежное следствие его давнего и одинокого противостояния «свету».

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта, а после его смерти надели маску скорби. Тут же присутствует намек на то, что гибель Пушкина была предопределена — «судьбы свершился приговор». По преданию, смерть на дуэли Пушкину ещё в юности предсказала гадалка и даже в точности описала внешность того, кто сделает роковой выстрел.

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.

Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз. Описывая убийцу Поэта, Лермонтов даёт точные приметы Дантеса:
… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
3аброшен к нам по воле рока …

Чужестранец, не знавший русского Языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь, выстрелил в Поэта. Лермонтов, используя приём антитезы, противопоставляет Поэта убийце: у того «пустое сердце», он, «подобный сотням беглецов », Охотник за счастьем и чинами, презирающий чужую культуру и обычаи.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

Средства художественной выразительности, которые выбирает Лермонтов, ПОмогают ему передать пафос стихотворения, выразить возмущение и гнев в адрес убийц и горечь личной потери. Вот какие эпитеты найдены для этого: свободный, смелый дар; пустое сердце; дивный гений; миг кровавый; глухая ревность; чёрна» кровь; жалкий лепет; коварный шёпот; ничтожные клеветники.

Лермонтов использует сравнения: Поэт « угас, как светоч»; увял, как «торжественный венок»; погиб, «как тот певец … воспетый им … » (сравнение с Ленским — персонажем из романа в стихах «Евгений Онегин»). Можно отметить также перифразы (Угас …дивный гений, / Увял торжественный венок), метафоры (на ловлю счастья и чинов; Свободы, Гения и Славы палачи; жалкий лепет оправданья; злобно гнали … дар; И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него); ассонансы (поникший гордой головой) и аллитерации
(пал оклеветанный молвой).

В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы заострить внимание: «Зачем … / Вступил он в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей? / Зачем он
руку дал клеветникам ничтожным, / Зачем поверил он словам и ласкам ложным, / Он, с юных лет постигнувший людей?».

Вызвала в Петербурге огромное негодование по адресу Дантеса и его приемного отца Геккерена и небывалое выражение любви к поэту. Десятки тысяч людей перебывали возле дома на Мойке, где умирал Пушкин, нескончаемая вереница шла через квартиру мимо гроба убитого. В эти дни столичное общество резко разделилось на два лагеря: высшая аристократия во всем обвиняла Пушкина и оправдывала Дантеса, люди менее высокопоставленные восприняли гибель поэта как национальное бедствие.

Выражения недовольства заставили правительство Николая I принять чрезвычайные меры: дом поэта в час выноса тела был оцеплен жандармами, панихида в Исаакиевской церкви отменена и отслужена в церкви придворной, куда пускали по специальным билетам. Гроб с телом Пушкина отправили в псковскую деревню ночью, тайно и под конвоем. Друзей Пушкина обвиняли в намерении устроить из погребения поэта политическую манифестацию.

В таких условиях стихотворение Лермонтова (см. его полный текст на нашем сайте) было воспринято в русском обществе как смелое выражение протеста.

Сергей Безруков читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

Излагая впоследствии обстоятельства, при которых стихотворение было написано, арестованный Лермонтов показал, что по болезни не выходил из дому в эти дни. Однако имеются основания считать, что показание сделано было с тем, чтобы отклонить нежелательные вопросы о том, где он бывал и с кем в это время встречался. П. П. Семенов-Тянь-Шанский, знаменитый впоследствии географ и путешественник, а в ту пору десятилетний мальчик, приезжал к дому Пушкина вместе со своим дядей, цензором В. Н. Семеновым, чтобы справиться о состоянии здоровья поэта, и там, на Мойке, возле дома, где умирал Пушкин, они видели Лермонтова.

Есть сведения, что стихотворение распространялось в списках уже 30 января – на другой день после смерти поэта. К «Делу о непозволительных стихах...» приложена копия, под которой выставлена дата: «28 Генваря 1837 года» – хотя Пушкин умер только 29-го. Однако следует иметь в виду, что слух о смерти Пушкина распространялся несколько раз в продолжение двух с половиной дней, в частности, вечером 28-го. Видимо, в этот вечер Лермонтов и написал первую часть «элегии» после горячего спора с приятелями, навестившими его на квартире, где он жил вместе со своим другом Святославом Раевским. Раевский писал потом, что «элегия» (то есть первоначальный текст стихотворения, кончая словами: «И на устах его печать») была отражением мнений не одного Лермонтова, «но весьма многих». По словам другого очевидца – родственника поэта А. Шан-Гирея, – она была написана в продолжение «нескольких минут». С помощью друзей и сослуживцев Раевского – чиновников департамента государственных имуществ и департамента военных поселений этот текст был размножен и распространился по городу во множестве списков.

Через несколько дней (7 февраля) к Лермонтову приехал его родственник – камер-юнкер Николай Столыпин, один из ближайших сотрудников министра иностранных дел Нессельроде. Возник спор о Пушкине и о Дантесе, в котором Столыпин принял сторону убийцы поэта. Выражая враждебное отношение к Пушкину великосветских кругов и суждения, исходившие из салона злейшего врага Пушкина графини Нессельроде, он стал утверждать, что Дантес не мог поступить иначе, чем поступил, что иностранцы не подлежат русскому суду и русским законам. Как бы в ответ на эти слова Лермонтов тут же приписал к стихотворению шестнадцать новых – заключительных – строк, начинающихся словами: «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов».

До нас дошел список стихотворения, на котором неизвестный современник Лермонтова, чтобы пояснить, кого имел в виду автор, говоря о «потомках известной подлостью прославленных отцов», выставил фамилии графов Орловых , Бобринских, Воронцовых, Завадовских, князей Барятинских и Васильчиковых, баронов Энгельгардтов и Фредериксов, отцы и деды которых добились положения при дворе путем искательства, любовных связей, закулисных интриг, «поправ» при этом «обломки... обиженных родов» – то есть тех, чьи предки издревле отличались на полях брани или на государственном поприще, а затем – в 1762 году – при воцарении Екатерины II , подобно Пушкиным, впали в немилость.

Копии с текстом заключительных строк «Смерти Поэта» стали распространяться в тот же вечер, и стихотворение ходило по рукам с «прибавлением» и без «прибавления». Текст с прибавлением, в свою очередь, раздавался в двух вариантах – одном без эпиграфа, другом с эпиграфом, заимствованным из трагедии французского драматурга XVII столетия Жана Ротру «Венцеслав» (в переводе А. Жандра):

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Во многих «полных» копиях эпиграф отсутствует. Из этого вытекает, что он предназначался отнюдь не для всех, а для определенного круга читателей, связанных с «двором». В копии, снятой родственниками поэта для А. М. Верещагиной и, следовательно, достаточно авторитетной, эпиграфа нет. Но снабженная эпиграфом копия фигурирует в следственном деле. Есть основания думать, что довести до III Отделения полный текст с эпиграфом стремился сам Лермонтов. Эпиграф должен был смягчить смысл последней строфы: ведь если поэт обращается к императору с просьбой о наказании убийцы, следовательно, Николаю незачем воспринимать стихи как обвинение по своему адресу. В то же время среди широкой публики стихотворение ходило без эпиграфа.

Эпиграф был понят как способ ввести правительство в заблуждение, и это усугубило вину Лермонтова.

После того как Николай I получил по городской почте список стихотворения с надписью «Воззвание к революции» и заключительные строки были квалифицированы как «вольнодумство, более чем преступное», Лермонтов, а затем и Раевский подверглись аресту. Семидневное расследование дела о «непозволительных стихах» закончилось ссылкой – Лермонтова на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, Раевского, виновного в распространении стихов, – в Олонецкую губернию.

Впервые (без эпиграфа) стихотворение было напечатано в 1856 году за границей: Герцен поместил его в своей «Полярной звезде».

По материалам статей Ираклия Андронникова.

«Смерть поэта» Михаил Лермонтов

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника, Александра Пушкина, и считал его одним из ярких представителей русской литературы. Поэтому гибель кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление. Более, того, он оказался одним и немногих, кто правдиво рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых сильных и ярких своих произведений – стихотворение «Смерть поэта» .

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина, а после его смерти надели маску вселенской скорби . «… к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?», — пытается обличить светское общество Лермонтов. И тут же намекает на то, что гибель Пушкина была неизбежной, так как, по преданию, смерть на дуэли поэту еще в юности предсказала гадалка, в точности описав внешность того, кто сделает роковой выстрел. Поэтому в стихотворении появляется достаточно загадочная строчка о том, что «судьбы свершился приговор».

Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого – гибель одного из самых талантливых русских поэтов. Однако он подчеркивает, что убийца Пушкина «дерзко презирал земли чужой язык и нравы». Тем не менее, люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчет в том, что на кон поставлена жизнь человека, который уже успел прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами поэта.

Вторая часть стихотворения, более короткая и емкая, наполнена едким сарказмом и напрямую обращена ко всем тем, кто виновен в гибели поэта . Их Лермонтов изображает в качестве «надменных потомков», заслуга которых лишь в том, что они появились на свет у прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «сенью закона», поэтому избежит наказания за смерть Пушкина. Но при этом Лермонтов напоминает, что еще существует и Божий суд, который « недоступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам поэта рано или поздно все равно придется предстать, и тогда справедливость наверняка восторжествует. Пусть не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», — убежден Лермонтов, не подозревая о том, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли. И так же, как и Пушкин, погибнет не от пули, а от презрения и равнодушия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным, а поэты – к придворным шутам, не имеющим право на собственное мнение.

Смерть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина для многих оказалась настоящей трагедией. Поклонники поэта искренне выражали свое соболезнование, и, конечно, М. Ю. Лермонтов не остался в стороне. Отношение к такому печальному событию Михаил Юрьевич решил воплотить в собственном стихотворении «Смерть поэта», за что потом ему пришлось серьезно поплатиться.

Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, именно тогда, когда великий поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Слухи о кончине Пушкина разносились с неимоверной скоростью, и Михаил Юрьевич был так же в курсе происходящего. Литератор Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая – все они могли послужить информаторами бунтующему Лермонтову о событиях, происходящих в квартире Пушкина. Как и положено стоящему поэту, свои глубокие переживания он выражает в творчестве. Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.

Известно, что первоначальная редакция стихотворения заканчивалась строками «И на устах его печать», однако позже Лермонтов дописал продолжение. Заключительным шестнадцати строчкам, вероятно, послужили подробности дуэли Пушкина, рассказанные врачом, который пытался спасти поэта.

Стихотворение о смерти Пушкина стало очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ. Известно, что произведение долгое время было запрещено, и распространялось оно в списках по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семейства Карамзина, но было опубликовано лишь после смерти Лермонтова. С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь погибшего поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия . Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте. Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.

В основном, Лермонтов – представитель романтизма . Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма. Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью. Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.

Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе .

Композиция

Условно стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части:

  1. Поначалу автор высказывает свое сожаление по большой утрате – гибели великого поэта. Автор действительно искренне огорчен кончиной творца, и это заметно в строках. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, параллельно называя виновным не совсем его. Конечно, Лермонтов не отказывается от того факта, что смертельно Пушкин был ранен именно Дантесом, но так как мы говорим о произведении бунтующего автора, который не обошелся без сатиры, — виновными тут оказываются окружающие люди.
  2. Так, во второй части, Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит лишь «пустых похвал ненужных хор и жалкий лепет оправданья». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то впоследствии натыкаемся на обвинения общества, непонимающего, клеветавшего света. В своих заявлениях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что людям не избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу – так же значительная причина смерти Пушкина, и этого не скрыть перед Богом. Автор уверен: ответственность понесут убивавшие поэта морально предатели, внешне кажущиеся невиновными и непричастными к этой печальной истории.

Особого внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. С самого начала мы настораживаемся строками: «Будь справедлив и накажи убийцу», — и после этого можно догадаться, что название и год создания стихотворения – лишь половина намеков, говорящих о том, что представляет собой данное произведение Лермонтова.

Образы и символы

Разобравшись, о чем произведение, стоит обратить внимание на главные символы стихотворения: основной образ — это, конечно же, образ Поэта. Конкретно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может прятаться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от руки реального убийцы, а от рук общества, которое губит творца. Нетрудно догадаться, что лирический герой этими строками пытается защитить и себя, как такого же поэта.

Другой символ произведения – образ убийственной толпы, посодействовавшей гибели Солнца русской поэзии. Автор подмечает, что кровь Поэта омывает руки каждого, кто клеветал на него и его семью, кто разносил и обсуждал позорные слухи.

Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – это роль прокурора, совести, прорвавшейся сквозь лицемерные речи. Он пытается образумить общество, дав ему пощечину и зачитав приговор, чтобы оно само наказало себя.

Темы

Каждое стихотворение может спровоцировать на определенные мысли, и «Смерть поэта» — точно не исключение, а скорее, яркое правило. Одна из главных тем в произведении — тема поэта и поэзии. Главное оружие творца – его литературный талант, именно им пользуется Лермонтов, чтобы защитить честь ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше – это пытаются донести многие литераторы. Однако они так часто сталкиваются с непониманием.

Еще одна тема – это свобода творчества. Автор усиленно намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которым его правда покалывала глаза. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, где Александр Сергеевич высмеял его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Данный факт он тщетно пытался скрыть, женившись на старшей сестре Натальи Гончаровой.

Итак, поэт и толпа – следующая, и, видимо, самая актуальная тема стихотворения. Ведь если автор не так много уделяет внимания Дантесу, чья рука действительно выстрелила в Пушкина, то это о чем-то говорит. Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы – непонимание. Поэт встает против всех, «против мнений света», но не находит поддержки. Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей – именно эта невозможность донести свою мысль убивает.

Проблемы

Одна из главных проблем, поднятая Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта», это — непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким в окружении людей, как правило, это еще хуже, чем когда он просто одинок. Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно движутся к нулю, это способно ранить, тем более, творческую натуру. Что делать с этим недопониманием и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он лишь старается выразить свой ярый протест против общества, погубившего Пушкина. Именно злая молва вынудила его бросить роковой вызов. Сам он верил своей жене, но не мог больше терпеть анонимных писем и насмешек за спиной.

Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на гибель Пушкина, поэтому Лермонтов ставит немаловажную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли еще молодым, не успевшим воплотить еще столько романов, повестей и стихов. Он сгорел, словно факел во тьме, а бессовестные разносчики сплетен остались в живых с лицемерной скорбью на лицах.

Возможно, какому-то читателю хочется помочь поэту и подсказать ему, но он теряется в догадках, что делать. Подстраиваться под толпу или противостоять ей? Лермонтов противостоит, но за это он был сослан в ссылку. Пушкин противостоял, но в строках Лермонтова, «пал оклеветанный молвой». Может, лучше подстроиться под общество, и жить будет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если порой это слишком дорогого стоит? Впрочем, на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.

Смысл

Главная мысль стихотворения – это, помимо соболезнований по поводу кончины Пушкина, своеобразное предупреждение и толпе, которая мешает поэту творить, и поэту, любому, способному так же столкнуться с непониманием, как и главный герой стихотворения, и сам автор. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, как считает Лермонтов, это послужило веской причиной его смертельного исхода. Именно поэтому автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..».

Главная идея стихотворения «Смерть поэта» — это скорбь по Пушкину, выраженная не только в печали, но и в явном несогласии автора с обществом, которое он обвиняет. Однако Лермонтов уверен, что каждый виновный поплатится в Божьем Суде, неподвластном деньгам и статусу.

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Средства художественной выразительности

В своем произведении Лермонтов позаботился не только о содержании, но и о форме собственного стихотворения. Автор прибегал к многочисленным эпитетам, которые заметно украсили его порыв: «миг кровавый», «пустое сердце», «безжалостной рукой».

Особенно красиво автор сравнивает судьбу Пушкина с поэтом, которого он сам создал – «добыча ревности глухой…». Мы понимаем, что речь идет о Владимире Ленском, который так же, как и его творец, был сражен абсолютно безжалостной рукой. Интересно будет заметить, что совпадение не только в призвании Ленского и Пушкина, но и в причине возникновения дуэли – ревность. Однако Лермонтов не обвиняет любовь, и даже не столько обвиняет Дантеса, заброшенного «на ловлю счастья и чинов», сколько винит толпу, которая довела талантливого человека до крайности своим ропотом, напоминая всем клеветникам и сплетникам о том наказании, которого нельзя избежать.

Ну и, разумеется, противопоставление жестокой, бессердечной, ничтожной толпы с честным, простодушным, «смелым даром» великого творца ярко выделяет нам еще одно средство художественной выразительности – антитезу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!