Семья и Дети

Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души. Биография Франсиско Гойи

Франсиско Гойя, ставший в последствии известнейшим портретистом эпохи испанского романтизма, родился в 1746 году в горном селении Фуэндетодос, где и прошло его раннее детство. Франсиско не получил достаточного образования, он обучался азам грамоты в школе при церкви и всегда писал с ошибками.

За то, он очень преуспел на художественной ниве, оставив потомкам нетленные творения. Благодаря его поистине волшебной кисти, каждый может окунуться в жизнь испанского общества конца ХVII – начала ХVIII столетий, увидеть лица прекрасных дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также бесподобные сценки из жизни простого народа.

Творческий путь художника был долог и тернист. С четырнадцатилетнего возраста Франсиско обучался живописи в мастерской Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе. Затем обстоятельства вынудили начинающего художника покинуть родные места и перебраться в столицу страны – Мадрид. Здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Преподаватели не смогли разглядеть зарождающийся талант и по достоинству оценить уровень художественного мастерства молодого провинциала из Сарагосы. В Мадриде Франсиско приходилось зарабатывать себе на хлеб мытьём посуды в таверне «Ботин».

После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии.

В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры, который он с удовольствием выполняет, рисуя красивых испанских девушек с кавалерами, озорных детишек, принаряженных селян. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик, который так же, как и его великий отец, выбрал стезю художника. Франсиско Гойя не отличался супружеской верностью, у него было множество романов и с аристократками, и с простолюдинками. Но главной любовью его жизни была герцогиня Альба, с которой он забывал о существовании всех других женщин.

Выходец из семьи ремесленника и обедневшей аристократки, Франсиско Гойя, благодаря своему таланту и трудолюбию удалось сделать головокружительную карьеру и стать придворным художником сначала короля Карла III, а после его смерти в 1788 году – Карла IV. Широко известна его картина «Семья Карла IV», где в композиции присутствует автопортрет самого художника.

Во время освободительной борьбы испанцев против французских поработителей Франсиско Гойя откладывает в сторону кисть и берет в руки резец, чтобы посредством офортов «Бедствия войны» отразить все присущие войне ужасы.

Мрачным пятном в творческой коллекции Гойи являются «Чёрные картины». Предыстория появления картин следующая. В 1819 году художник приобрёл двухэтажный домик под Мадридом, известный как «Дом Глухого». Предыдущий владелец так же, как и Гойя, был глухим (художник потерял слух после тяжелой болезни и сам чудом остался жив). Прямо на стенах дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин, самая жуткая из которых – «Сатурн, пожирающий своего сына».

В 1824 году художник, утративший милость короля Фердинанда, покидает Испанию и до своей кончины проживает во французском городе Бордо. Старость Гойя скрасила Леокадия де Вейс, которая ради глухого пожилого художника бросила своего мужа. В возрасте 82 лет Франсиско Гойя, в сознании которого переплелись и тёмные, и светлые миры, уходит в вечность, оставив нам свои противоречивые, но очень талантливые работы. Самые известные из них – двойное полотно «Маха одетая», под ней как бы спрятана «Обнажённая маха», серия офортов «Капричос», портреты его возлюбленной Каэтаны Альбы.

Знаменитый художник Франсиско де Гойя родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодос в Испании. Он начал свои исследования искусства еще подростком и даже некоторое время провел в , для продвижения своих навыков. В 1770-х годах Гойя работал в испанском королевском дворе. В дополнение заказов портретов дворян, он создал произведения, которые критиковали социальные и политические проблемы своей эпохи.

Сын гульден, Гойя провел часть своей юности в Сарагосе. Там он начал заниматься живописью в возрасте около четырнадцати лет. Был студентом Хосе Мартинес Лузан. Он копировал произведения великих мастеров, находя вдохновение в творчестве таких художников, как Диего Родригес де Сильва Веласкес и у .

Позже Гойя переехал в , где он начал работать с братьями-Франциско и Рамон Bayeu у Subías в их студии. Он стремился продолжить свое художественное образование в 1770 или 1771, путешествуя по Италии. В Риме Гойя изучал классику там и работал. Он представил картину в конкурсе, проводимом Академией изящных искусств в городе Парме. В то время как судьям понравилась его работа, ему не удалось выиграть главный приз.

Через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя начал создавать работы для королевской семьи Испании. Сначала он нарисовал карикатуры гобеленов, которые послужили моделями на заводе в Мадриде. Эти работы показали сцены из повседневной жизни, такие как «Зонтик» (1777) и «Керамика Производитель» (1779).

В 1779 году Гойя получил назначение в качестве художника к королевскому двору. Он продолжал расти в статусе, получив допуск в Королевской Академии Сан-Фернандо в следующем году. Со временем Гойя создал себе репутацию портретиста. Работа "Герцог и герцогиня Осуна и их дети" (1787-1788) отлично это иллюстрирует. Он умело написал мельчайшие элементы их лица и одежду.

В 1792 году Гойя стал совершенно глухой, после страдал от неизвестной болезни. Его стиль несколько изменился. Продолжая развиваться профессионально, Гойя был назначен директором Королевской академии в 1795 году, но он никогда не забывал бедственного положения испанского народа, и отражал это в своих работах.

Гойя создал серию фотографий под названием «Капричос» в 1799 году. Даже в своей официальной работе, как полагают исследователи, бросил критический взгляд на своих подданных. Он написал портрет семьи короля Карла IV около 1800 года, которая остается одной из самых известных его работ.

Политическая обстановка в стране впоследствии стала настолько напряжена, что Гойя добровольно отправился в изгнание в 1824 году. Несмотря на свое плохое здоровье, он думал, что ему будет безопаснее за пределами Испании. Гойя переехал в Бордо, где он провел остаток своей жизни. Здесь он продолжал еще писать. Некоторые из его более поздних работ - это портреты друзей и жизнь в изгнании. Умер художник 16 апреля 1828 года в Бордо во Франции.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 25.08.2017 16:14 Просмотров: 1664

Гойя был признан выдающимся испанским художником уже при жизни.

Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям.
А сам о своих предпочтениях он говорил так: «Я признаю трёх мастеров: Природу, Веласкеса и Рембранта ».

Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Ф. Гойя. Автопортрет (1795)

Начало

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 г. в горном селении Фуэндетодос в Арагоне (Испания). Его отец был мастером-позолотчиком. В возрасте 13 лет вместе с семьёй переехал в Сарагосу, где был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатерой, который стал его другом на всю жизнь.

Ф. Гойя. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Холст, масло. 83 х 65 см
Данный портрет написан во второй половине жизни художника, уже признанным мастером, лишившимся слуха из-за серьезной болезни. Сюжеты картин этого времени становились всё более мрачными, наполненными безысходностью, чего нельзя сказать об этом портрете. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Нейтральный фон, тонкие переходы серых и зеленых оттенков наполняют картину воздухом, выделяя фигуру Сапатеры. Чувствуется, что толчком к написанию портрета было личное чувство художника к изображаемому, а не заказ.
А свой первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос.
В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе с надеждой быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Но его картина была отвергнута. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. С победой он вернулся в Сарагосу и здесь написал фрески в церкви де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.

Фреска Ф. Гойи

Ф. Гойя «Дева де Пилар» (до 1771-1774). Холст, масло. 56 × 42 см. Музей Сарагосы (Испания)

В Мадриде

В это время Гойю представили Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По его протекции Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Гойя женился на сестре Байеу – Хосефе и в 1775 г. переехал в Мадрид, где в период между 1776 и 1791 гг. написал 45 картонов. На них художник изобразил весёлые, идеализированные сцены испанской сельской жизни, которые принесли Гойе известность.

Ф. Гойя «Мальчики играют в солдат» (1779). Холст, масло. 145 х 94 см. Музей Прадо (Мадрид)
В 1780 г. Гойя уже пишет портрет короля, а также картину в академическом стиле «Распятие». После этого он становится членом Королевской Академии.

Ф. Гойя «Распятие» (1780). Холст, масло. 255 × 154. Музей Прадо (Мадрид)
Далее карьера Гойи идёт по восходящей: он получает заказ написать портреты членов королевской семьи. Это обстоятельство способствовало известности Гойи. Он написал портрет семьи Осуна и расписал фресками их частную капеллу, а также стены их загородного дома.

Ф. Гойя «Герцогиня Осуна» (1785). Холст, масло. Коллекция Марч (Пальма, Испания)
В 1786 г. Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. После смерти Карла III в 1789 г. он стал придворным художником нового короля – Карла IV.

Ф. Гойя «Карл IV в красном» (1789). Холст, масло. 127 х 94 см. Музей Прадо (Мадрид)
Гойя пишет портреты короля и его супруги, королевы Марии Луизы. Надо заметить, что придворные портреты Гойи были абсолютно лишены лести, и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости. Однако это не останавливало заказчиков, а его популярность при дворе росла.
Были у него и другие портреты: детей и красивых женщин.

Ф. Гойя «Дон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнок» (до 1787). Холст, масло. 110 х 80 см. Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них – «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Он также украсил фресками ее загородный дворец.

Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. 1797). Холст, масло. 97 х 190 см. Музей Прадо (Мадрид)
Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений.
У этой картины трагическая судьба. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло.
В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя, испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV.
Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».

Ф. Гойя «Маха одетая»
В 1792-1793 гг. после тяжёлой болезни Гойя потерял слух. В это время он начал работать над серией офортов «Капричос», которая была закончена к 1799 г. (об этом читайте ).
В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида. Гойя написал сцену с более чем 1000 персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного.

Дом глухого

В 1800 г. он построил за пределами Мадрида виллу, которую впоследствии называли Домом глухого. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии, интеллигенции и придворных чиновников. Один из самых откровенных портретов – изображение фаворита королевы, премьер-министра дона Мануэля Годоя. Он приложил огромные усилия, чтобы спасти от смерти французскую королевскую семью.

Ф. Гойя. Портрет М. Годоя
Годой происходил из бедного дворянского рода, но к 1797 г. стал одним из богатейших людей Испании.
В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После освобождения Испании он изобразил эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814).

Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. 1814). Холст, масло. 268 × 347 см. Музей Прадо (Мадрид)
На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего.
При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. После реставрации часть повреждений у левого края была оставлена неисправленной, чтобы служить напоминанием зрителям о гражданской войне. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена.
В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Уединившись на вилле, Гойя работал. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».

Ф. Гойя. Портрет Мариано Гойи (1812-1814). 59 x 47 см. Коллекция герцога Альбукерки (Мадрид)

В изгнании

В 1824 г. 78-летний художник, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправился в добровольное изгнание во Францию. Он присоединился к другим испанским интеллектуалам, которые бежали в Бордо, освоил технику литографии и сделал серию, посвященную бою быков, – «Бордосские быки». Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828 г.

Значение творчества Ф. Гойи

За более чем полвека творческой жизни Гойя написал около 700 картин, 280 офортов и около тысячи рисунков и гобеленов. Он признан одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма .
Творчеству Гойи присуще разнообразие жанров: портреты , натюрморты , полотна на исторические и религиозные темы, жанровая живопись . Он был также замечательным гравёром.
Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др.
Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. огромен. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье.
Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара .
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких

Гойя Франсиско

Гойя . Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства времён эпохи романтизма . Гойя был очень плодотворным художником, замеченным ещё в молодости. Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических событий.

Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.

Всю жизнь, за свой талант и трудолюбие Франсиско Гойя признан в высшем свете. Постоянно пользуется покровительством представителей самых знатных семейств Испании. Хотя в юности он получил поверхностное образование (Гойя всегда будет писать с ошибками). Его плодотворное творчество на протяжении всей долгой жизни, постоянное стремление к знаниям и самосовершенствование продолжалось до самой поздней старости (невзирая на болезни), являя наглядный пример безграничного трудолюбия талантливого человека.

Картины Франсиско де Гойя:

Биография Франсиско Гойя:

1746 г. — Франсиско Гойя родился в Сарогосе, в семье среднего достатка. После рождения, семья переехала в деревенскую провинцию под Сарогосой, и прожили там до 1760 года. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.

В 1763 г. — участвует в конкурсе на лучшую копию гипсового Силена, но его работа не получает признания.

В 1764 г. — безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде.

В 1766 г. — Гойя едет в Мадрид и опять участвует в конкурсе для поступления в Академию Сан-Фернандо, но опять проваливается. В Мадриде Гойя учится у придворных художников, изучая их работы. В том же году Франсиско Гойя переезжает в Рим.

В 1771 г. — участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме. На конкурсе его работу замечают, и он получает вторую премию Пармской Академии художеств. Гойя возвращается в Сарагосу и церковь дель-Пилар поручает Франсиско Гойя выполнить эскизы для капеллы архитектора Вентуры Родригеса и заказывает ему пробную роспись. Работа Гойи вызывает восхищение у коллегии священников.

1772 г. — Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль. Получает покровительство Рамона Пиньятелли.

1772-1774 гг. — он приглашен в картезианский монастырь Аула Деи (вблизи Сарагосы) и создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии.

В 1773 г. — Гойе пришлось жениться на Хосефе (из-за её беременности), сестре Франсиско Байеу (придворный художник короля Карла IV и королевы Марии Луизы). Родившийся сын вскоре умер. Всего у Гойи с Хосефой родилось 5 детей, но выжил только один сын (Франсиско Хавьер Педро) который тоже стал художником. Добившись признания аристократии (с помощью Франсиско Байеу), Франсиско Гойя охладел к жене, но всё равно оставался в браке с Хосефой до её смерти в 1812 году.

В 1775 г. — Гойя переехал в Мадрид к Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. В том же году Гойя получает первый придворный заказ охотничьи сцены во дворце Эскориал для принца Астурийского (будущий Карл IV).

В 1778 г. — Франсиско гравирует картины Диего Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.

В 1779 г. — художник представляет королю 4 свои картины. И вскоре, Гойя уже претендует на место придворного художника, но получает отказ (из-за протестов его шурина Франсиско Байеу). К тому времени Гойя уже состоятельный художник.

В 1780 г. — Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар. Этот контракт в конечном итоге приводит к конфликту между Франсиско и его шурином (которому он вынужден подчиняться в этом проекте). Совет священников втягивается в конфликт и заставляет Гойю подчиниться требованиям Франсиско Байеу. Из-за обиды Гойя долго не возвращался в родную Сарагосу.

В 1781 г. — Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой расписывают церковь св. Франциска Великого в Мадриде. Пишет "Проповедь св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля" и там Гойя изобразил себя слева от святого.

В 1783 г. — пишет портрет графа Флоридабланки.

В 1784 г. — в Аренас-де-Сан-Педро, рисует младшего брата короля инфанта дона Луиса, его жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.

В 1785 г. — Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель, которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.

В 1785 г. — стал вице-директором Королевской Академи.

В 1786 г. — Гойя назначается королевским художником, получает заказ на серию картин для королевской столовой во дворце Пардо. Самые заметные работы в этой серии: "Весна" ("Цветочницы"), "Лето" ("Жатва") и "Зима" ("Снежная буря"). Позже, Гойя написал портреты графа Альтамира и короля Карла III.

В 1789 г. — умирает Карл III, и Гойя становится придворным художником Карла IV (а в 1799 г. - его первым живописцем).

В 1789 г. — у Гойи нет заказов из-за событий Французской революции. У испанского двора, пропал интерес к украшению дворцов. Страх революции вызывает гонения на образованных людей Испании, под которые попадает и Франсиско Гойя. В июле 1790 году его отсылают в Валенсию, но вскоре возвращается в Мадрид, где в придворных интригах возвращает себе прежнее положение. Но заказов всё ровно не много.

В 1793 г. — Гойя был тяжело болен (документы не сохранили диагноз), его разбил паралич и потеря слуха.

В 1795 г. — Гойя создал портрет герцога Альбы и его жены. Ходили слухи о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы, но прямого подтверждения им нет. В написанных портретах Альбы можно найти лишь намёки на возможную связь. Так же у Гойи есть рисунки герцогини Альбы (весьма едкие). Ещё есть небольшая картина, где Гойя изобразил Альбу и её дуэнью в вольной бытовой сцене.

В июле 1795 г. — умирает шурин Гойи Франсиско Байеу (которому он обязан началу карьеры). В том же году Франсиско Гойя избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо и получил хорошее жалование.

1796 г. — Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Тогда же он пишет 3 больших полотна с новаторством в изображении жизни Христа. Появился "Санлукарский альбом" Гойи с его первыми этюдами.

В 1797 г. — Гойя написал картину "Герцогиня Альба в мантилье" изображённую в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке "Solo Goya" (Только Гойя). Герцогиня Альба к тому времени уже вдова. Из-за плохого самочувствия Гойя вынужден отказаться от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо.

В 1798 г. — кроль Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.

В 1799 г. — установлена в ризнице Толедского собора картина "Взятие Христа под стражу", которая признана за совершенную передачу ночного освещения. В том же году выходит знаменитая серия офортов Гойи "Капричос", высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе. (Знаменитая работа из этой серии "Сон разума рождает чудовищ"). Публикация "Капричос" заставляет вмешаться инквизицию и остановить продажи.

В 1799 г. — Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50 000 реалов в год

1800 г. — написана знаменитая картина "Маха обнажённая".

1801 г. — Гойя закончил знаменитый "Портрет семьи Карла IV"

1802 г. — появилась картина "Маха одетая", на которой та же модель и в той же позе, что и в "Махе обнажённой". Вскоре умерла покровительница Гойи - герцогиня Альба, Гойя работал над эскизом гробницы для герцогини (сохранился рисунок).

С 1803 до 1808 года Франсиско Гойя создаёт только портреты.

1808 г. — Испании была оккупирована французами. Восстание в Мадриде привело к партизанской войне. Новый король Фердинанд VII, собираясь в Байонну, поручает Гойе написать его портрет. Но он будет арестован вместе со всей королевской семьёй и художнику придётся дописывать портрет по памяти. Вместе со страной Гойя испытывает ненависть к войне и Наполеону I , что отражается в серии небольших картин.

1814 г. — Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года. В Испании нависла обстановка диктатуры. Хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно, с него сняты все обвинения и возвращено жалование.

В 1818 г. — Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Позже закончил картину "Последнее причастие св. Иосифа Каласанского" для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Подобное трудолюбие поражает, учитывая, что художнику уже 72 года!

В 1820 г. — Гойя тяжело заболел и перестаёт присутствовать в Академии.

В 1823 г. — Франсиско Гойя познакомился с Леокадией де Вейс, которая разводится с мужем и рожает дочь Росариту (к тому времени Гойе 77 лет). В 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, позже перебрался к друзьям в Бардо. При этом - он продолжал писать картины и создавать литографии.

В 1826 г. — Гойя возвратился в Мадрид и за разрешением уйти на покой с сохранением жалования.

16 апреля 1828 года Франсиско Гойя умер в своих апартаментах в Фоссе де л"Интенданс в Бордо.

Гойя Франсиско (полные имя и фамилия Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) (1746-1828), испанский живописец.

Родился 30 марта 1746 г. в селении Фуэн-детодос близ Сарагосы в семье мастера-позолотчика. Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию.

В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде. В 1776-1780 и 1786-1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры - они служили образцами (картонами) для ковров. На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 г.; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», оба 1778 г.; «Игра в пело-ту», 1779 г.; «Молодой бык», 1780 г. «Раненый каменщик», 1786 г.; «Игра в жмурки», 1791 г.).

С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782-1783 гг.). Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787 г.; портрет маркизы Анны Понтехос, около 1787 г.).

В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Кинтаной.

Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу. Конец 90-х гг. XVIII в. - начало 10-х гг. XIX в. - пора расцвета портретного творчества художника. В его работах звучит целая гамма переживаний: от одиночества и незащищённости человека (портреты сеньоры Бермудес, Ф. Байеу, оба 1796 г.; портрет Ф. Савасы Гарспы, около 1805 г.) до стойкого сопротивления невзгодам («Ла Тирана», 1799 г.; портреты доктора Пераля, 1796 г., Ф. Гий-марде, 1798 г., Исабель Ковос де Порсель, около 1806 г.).

Картина «Семья короля Карла IV» (1800 г.) прекрасно передаёт глубокую неприязнь Гойи к испанским монархам. Он даже не пытается приукрасить чопорные, властолюбивые и в целом невыразительные лица моделей. Совсем иначе художник передаёт таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе 1802 г.).

Одним из самых ярких произведений Гойи по праву считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797-1798 гг.).

В годы оккупации Испании войсками Наполеона I Гойя пишет глубоко патриотические картины, проникнутые любовью к родному народу («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе около 1814 г.; серию офортов «Бедствия войны», 82 листа, 1810-1820 гг.). Работу над офортами он заканчивал уже в обстановке реставрации в Испании монархии Фердинанда VII и жестокой реакции.