Деньги

Майя цолькин. История календаря майя

Здравствуй, читатель!

Если ты помнишь, то совсем недавно календарь древних майя был у всех на слуху. Мало кто обошёл вниманием тему животрепещущего вопроса окончания летосчисления некогда великой цивилизации. Сейчас я предлагаю вникнуть в математическую суть вопроса - как вычислить дату календаря майя.

В своём повествовании я покажу как получить дату календаря майя из даты привычного нам григорианского календаря, приводя примеры алгоритмов на языке Python.

Для начала вкратце повторим теорию самого календаря.

Состоит календарь майя из трёх основных частей. Это - длинный счёт, цолькин и хааб.

Четвёртой не обязательной частью календаря является перечисление владык ночи. Их всего девять и они следуют друг за другом. Что-то похожее на девятидневную неделю. Имена владык не сохранились, так что принято их обозначать просто: G1, G2, G3, G4, G5, G6, G7, G8, G9.

Что ещё следует знать? Доподлинно не известно, с какого дня григорианского календаря следует вести отсчёт. По этому поводу существует множество авторитетных мнений, но популярны сейчас две версии - так называемые корреляции 584283 и 584285. Первую называют GMT-корреляцией, вторую - корреляцией Thompson-Lounsbury или астрономической корреляцией. Отмечу, что 21 декабря 2012 года - конец летосчисления по GMT‑корреляции, но в последнее время всё больше поддерживается мнение, что вторая корреляция более верна. По ней «конец всего сущего» наступает на два дня позже - 23 декабря 2012 года. Ура, товарищи! Нам конечно же от этого намного легче.

Итак… Все календарные величины можно вычислить, зная количество дней с начала майянской эры. Будем их условно называть «майянские дни», по аналогии с юлианскими днями.

Майянские дни для дат нашей эры вычисляются как остаток от деления выражения (D + 1721425 – C) на 1872000, где D - количество дней с начала нашей эры до заданной даты, C - значение корреляции, 1872000 - количество дней в майянской эре. Таким образом на Python формула имеет вид:
M = (D + 1721425 – C) % 1872000
значение D в Python получить весьма легко, достаточно импортировать модуль datetime и тогда, если текущая дата равна current_date = datetime.date.today(), то D = current_date.toordinal(). Либо же просто - D = datetime.date.today().toordinal()

Теперь, зная значение майянских дней, мы можем вычислить всё остальное. Начнём с длинного счёта.

Длинный счёт - это счёт кинов (1 кин = 1 день), 20 кинов составляют 1 винал, 18 виналов составляют 1 тун или 20×18=360 кинов, 20 тунов - 1 катун или 20×18×20=7200 кинов, 20 катунов - 1 бактун или 20×18×20×20=144000 кинов. Эра состоит из 13 бактунов, следовательно эра длится 20×18×20×20×13=1872000 кинов. Для примера, последняя дата майянской эры по длинному счёту будет 12.19.19.17.19.
Значит, чтобы получить текущее значение бактуна, катуна, туна, винала и кина, нам нужно разделить майянские дни сначала на 144000 (получим бактун), затем остаток от деления разделим на 7200 (получим катун), затем следующий остаток делим на 360 (получим тун), далее очередной остаток снова делим на 18 (винал), а последний остаток даст нам кин.

На Python все гораздо проще, нежели на словах:
d = М result = for i in (144000, 7200, 360, 20, 1): t, d = divmod(d, i) result.append(t)
где М - ранее вычисленные майянские дни.

В итоге получим список, содержащий все нужные нам величины длинного счёта.

Ещё одно замечание. Так как найти живого представителя древнего народа майя, который бы до сих пор пользовался календарём своих предков, не представляется возможным, остаётся загадкой, как выражается бактун в период смены эр. Если эра начинается с нулевого бактуна, то весьма очевидно, что началом новой эры будет число 0.0.0.0.0. Но якобы майя избегали полностью нулевой даты, поэтому предположительно выражали начало новой эры как 13.0.0.0.0. Далее же не понятно, как выглядит следующий день новой эры - 13.0.0.0.1 или же 0.0.0.0.1. Разное представление на вычисление даты абсолютно не влияет, так что пойдём дальше.

Возьмёмся за цолькин. Цолькин состоит из двух частей - номера дня по 13-дневному циклу и названия дня по 20-дневному циклу. Назовём их T2 и T1 (местами я их меняю чисто из удобства, не обращайте внимания).

Следовательно,
T1 = (M + 19) % 20 T2 = (M + 3) % 13 + 1
где 3 и 19 - константы, означающие, что начало циклов цолькина не совпадало с началом майянской эры.
Следовательно, пусть кортеж имён дней цолькина будет
t1 = ("Imix"", "Ik"", "Ak"b"al", "K"an", "Chikchan", "Kimi", "Manik"", "Lamat", "Muluk", "Ok", "Chuwen", "Eb"", "B"en", "Ix", "Men", "K"ib"", "Kab"an", "Etz"nab"", "Kawak", "Ajaw")
тогда имя дня
T1s = t1

Теперь настал черёд и хааба.
С ним тоже всё достаточно просто. Пусть день месяца хааба будет H2, а сам месяц H1 (меняю местами для простоты вычисления).
Отсюда
H1, H2 = divmod((M + 348) % 365, 20)
где константа 348, как и в случае с цолькином, означает, что начало хааба не совпадало с началом эры.
И, по знакомой схеме, пусть имеем кортеж имён месяцев хааба
h1 = ("Pop", "Wo", "Sip", "Sotz"", "Tzek", "Xul", "Yaxk"", "Mol", "Ch"en", "Yax", "Sac", "Keh", "Mak", "K"ank"in", "Muwan", "Pax", "K"ayab"", "Kumk"u", "Wayeb"")
то название месяца
H1s = h1

Для полноты картины осталось вычислить владыку ночи. Проще простого:
G = (M + 8) % 9 + 1

Собственно всё это и делает моя программа, исходный код которой доступен по адресу https://bitbucket.org/mystic-mirage/mayanc (можно забрать git-ом по адресу [email protected]:mystic-mirage/mayanc.git)

Вот параметры командной строки, которые принимает программа:
-d <дата грегорианского календаря>, по-умолчанию - текущая дата;
-g <входной формат даты>, по-умолчанию "%Y-%m-%d" - параметр принимает все спецификаторы доступные в функции strptime() языка Python, но важны только год, месяц и день;
-f <выходной формат даты>, по-умолчанию "%C, %Z %H",
возможные спецификаторы:
%b - бактун,
%k - катун,
%t - тун,
%w - винал,
%i - кин,
%z1 - числовое значение названия дня цолькина (20-дневный цикл),
%z2 - номер дня цолькина (13-дневный цикл),
%z3 - название дня цолькина (20-дневный цикл),
%h1 - числовое значение месяца хааба,
%h2 - день месяца хааба,
%h3 - месяц хааба,
%l - номер владыки ночи,
%L - владыка ночи,
%C - длинный счёт (эквивалентно %b.%k.%t.%w.%i),
%Z - цолькин (эквивалентно %z2 %z3),
%H - хааб (эквивалентно %h2 %h3);
-c <корреляция> - обозначает применяемую корреляцию, может принимать любое значение, а так же могут быть указаны константы: gmt и tl, по-умолчанию - gmt, т. е. 584283;
-s <сценарий> - вариант интерпретации бактуна в период смены эр, по-умолчанию 1,
возможные значения:
1 - 13.0.0.0.0, но 0.0.0.0.1,
2 - 13.0.0.0.0 и 13.0.0.0.1,
3 - 0.0.0.0.0 и 0.0.0.0.1;
--gmt - эквивалентно -с gmt;
--tl - эквивалентно -c tl;
--baktun - эквивалентно -f "%b";
--katun - эквивалентно -f "%k";
--tun - эквивалентно -f "%t";
--winal - эквивалентно -f "%w";
--kin - эквивалентно -f "%i";
--tzol1 - эквивалентно -f "%t1";
--tzol2 - эквивалентно -f "%t2";
--tzol3 - эквивалентно -f "%t3";
--haab1 - эквивалентно -f "%h1";
--haab2 - эквивалентно -f "%h2";
--haab3 - эквивалентно -f "%h3";
--lord1 - эквивалентно -f "%l";
--lord2 - эквивалентно -f "%L";
--long - эквивалентно -f "%C" либо -f "%b.%k.%t.%w.%i";
--tzol - эквивалентно -f "%Z" либо -f "%z2 %z3";
--haab - эквивалентно -f "%H" либо -f "%h2 %h3";
--bc - обозначает, что исходная григорианская дата находится во временном отрезке до нашей эры, т. е. комбинация параметров -d 3114-08-11 --bc обозначает, что исходная дата - 11 августа 3114 года до нашей эры;
--no-l10n - не использовать локализированные названия.

Примечание. Добавление ключа --bc весьма усложнило код, в частности пришлось немного переписать распознавание даты по заданному формату (из-за того, что 1 год до нашей эры внезапно оказался високосным) и дополнить вычисление майянских дней. Зато теперь входным параметром может быть любая дата в диапазоне с 1 января 9999 года до н. э. - по 31 декабря 9999 года н. э.

Программу можно использовать не только из командной строки, но и как модуль для импорта:
from mayanc import *

Доступны такие функции:

Todaydatetuple() - возвращает кортеж, содержащий текущую дату по григорианскому летосчислению (год, месяц, день), используется для других функций и простому пользователю по большему счёту бесполезна;
getmayandays(g_tuple = todaydatetuple(), cor = 584283, bc = False) -принимает кортеж даты (год, месяц, день), значение корреляции, флаг эры (н. э. - False, до н. э. -True) и возвращает майянские дни;
getlongcount(m_days, scenario = 1) - принимает майянские дни и тип сценария, а возвращает кортеж со значениями длинного счёта (бактун, катун, тун, винал, кин);
gettzolkin(m_days) - принимает майянские дни и возвращает кортеж состоящий со значениями 20- и 13-дневного циклов цолькина;
gethaab(m_days) - принимает майянские дни и возвращает кортеж со значениями месяца и числа хааба;
getlord(m_days) - принимает майянские дни и возвращает порядковый номер владыки ночи.

Так же есть такие кортежи:
tzolkinlist - содержит названия дней по 20-дневному циклу цолькина;
haablist - содержит названия месяцев хааба;
lordlist - содержит имена владык ночи, но т. к. они не известны, кортеж содержит обозначений (G1-G9);

Ещё есть такие константы:
gmt = 584283
tl = 584285

Default_cor = gmt
default_fmt = "%C, %Z %H", что в сущности является эквивалентным такому набору спецификаторов - "%b.%k.%t.%w.%i, %z2 %z3 %h2 %h3"
default_sce = 1

Скрипт можно интегрировать с conky. Собственно для этого он и писался.

Об устройстве майянского календаря, о его загадках и тайнах, а также о возможности предсказывать с его помощью будущее.

Наверное, только глухой ничего не слышал о дате 21 декабря 2012 года. Согласно календарю индейцев майя, в этот день на земле завершается большая эпоха, которую сами индейцы называют эпохой Пятого Солнца и которая длилась 5200 лет. Перед этой бездной времени даже дух захватывает!

Но откуда индейцы взяли эту странную дату – 21.12.2012? И что из себя представляет их загадочный календарь, который по точности превосходит не только европейский, но и вообще все календари мира?

На самом деле, не все здесь так просто. Дело в том, что у майя в ходу было сразу несколько календарей. Один из них предназначался для сельхозработ и насчитывал (как это и положено любому земледельческому календарю) 365 дней. Однако для совершения священных ритуалов майя издревле использовали совершенно другой Календарь, который обычно называют Цолькин, что дословно значит «счет Солнца» или «счет дней» (от майянских слов цоль, «счет», и кин, «день», «Солнце»).

Впрочем, в священных книгах майя этот священный календарь-цолькин имеет иное название: Йок-ка-Йумил, или «Путь нашего Господа». Именно его майянские жрецы считали главным и как зеницу ока берегли его тайны. Диего де Ланда, чья рукопись «Сообщение о делах в Юкатане» является главным источником сведений о жизни древних майя, писал об этом удивительном календаре так: «Это была наука, которой они верили больше всего, и которую считали высшей. В ней не все жрецы умели разбираться» .

Одной из странностей этого календаря является то, что в его основу положен не год и не месяц, а совершенно непонятный цикл, насчитывающий 260 дней – заметьте, не триста, а именно что двести шестьдесят дней, или 20 периодов по 13 дней.

Точнее будет сказать, этот 260-дневный цикл является результатом наложения двух циклов – 20-тидневного и 13-тидневного.

Дни 20-дневного цикла имеют свои названия, которые последовательно сменяют друг друга: сначала идет день Имиш (Мировое Дерево), за ним день Ик (Ветер), далее – Акбаль (Ночь) и т.д. Все эти дни обозначены в левой колонке таблицы.

На этот цикл накладывается 13-тидневный, дни в котором не имеют своих названий и различаются только номерами – от 1 до 13, как указано в таблице:

Название Перевод Порядок дней в цикле календаря
Имиш Мир.Дерево 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7
Ик Ветер 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8
Акбаль Ночь 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9
Кан Зерно 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10
Чикчан Змей 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11
Кими Череп 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12
Маник Олень 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13
Ламат Восход 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1
Мулук Вода 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2
Ок Собака 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3
Чуэн Мастер 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4
Эб Лестница 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5
Бен Тростник 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6
Иш Ягуар 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7
Мен Орел 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8
Киб Гриф 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9
Каб"ан Землетряс. 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10
Эцнаб Кремень 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11
Кавак Гроза 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12
Ахау Владыка 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13

Первый день 260-дневного календарного круга, как видно в таблице, называется день Мировое Дерево-1. Далее идут день Ветра-2, день Ночи-3, день Зерна-4, и так далее. Когда число дня доходит до тринадцати, счет обновляется и снова начинается с единицы. Так, к примеру, после дня Тростник-13 следует день Ягуар-1. По прошествии же 260 дней счет возобновляется с начала, то есть с дня Мировое Дерево-1.

Если день имеет числовое значение 1, он считается началом нового тринадцатидневного цикла (начало каждого нового 13-дневного цикла выделено в таблице синим цветом). При этом каждый цикл называется по первому дню, поскольку именно первый день накладывает отпечаток на все 13 дней цикла. Отсюда понятно, что циклы в календаре майя имеют такие же названия, что и дни, но следуют друг за другом в ином порядке. Первым идет цикл Мирового Дерева (начинающийся днем Мировое Дерево-1), за ним идет цикл Ягуара (начало в день Ягуар-1), далее - цикл Оленя (начало в день Олень-1) и т.д.

Чтобы определить, какой майянский день и цикл приходится на сегодня, достаточно знать, под каким знаком он проходил вчера. К примеру, если вчера был день Зерно-3, то сегодня, соответственно, должен быть Змей-4, завтра – Череп-5 и т.д.

Ну а чтобы узнать цикл, нужно в обратном порядке найти ближайший день с номером 1. В случае с днем Змей-4 первым днем цикла является Ветер-1, соответственно, день Змей-4 приходится на цикл Ветра.

Традиционно началом нашей эпохи майя выбрали день, который по Григорианскому календарю приходится на 11 августа 3114 г. до н.э. (Томпсон). Это начало дня Имиш-5 (Мировое Дерево-5, цикл Землетрясения). Используя эту дату как начало отсчета, можно определить, какой майянский день и цикл приходится на любую дату европейского календаря.

Или же, для удобства, чтобы не путаться с нулевым годом (которого в Григорианском календаре не было) и прочими календарными тонкостями, можно использовать любую другую точку отсчета, к примеру: для 20 века удобно вести отсчет от 1 января 1900 года (день Эцнаб-4 , или Кремень-4, цикл Орла), а для 21 века - от 1 января 2000 года (день Ик-11 , или Ветер-11, цикл Лестницы).

Так в общих чертах устроен календарь майя. Помимо этих 260-дневных циклов, майя также вели счет более длинных циклов – тунов (промежутков времени в 360 дней), катунов (20 тунов по 360 дней, т.е. 7200 дней), бактунов (20 катунов или 144000 дней). Ну и наконец целая эпоха насчитывает у майя 260 катунов, т.е. 5200 лет (точнее 5200 тунов, что соответствует примерно 5125 солнечным годам).

Майянская цивилизация оставила нам немало загадок и вопросов. Эта древняя культура начала формироваться еще за два тысячелетия до нашей эры и своего расцвета достигла в период с 250 по 900 год нашей эры. Майя были прекрасными астрологами и астрономами. Например, их расчеты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Что же касается календаря майя, то необходимо отметить, что он даже лучше соотносится с астрономическим годом, чем современный григорианский календарь.
Как показывают исследования, древние майя жили по нескольким календарям. Все они являлись правильными и должны были помочь в составлении единого, самого точного, полностью отражающего космические циклы календаря индейцев майя.

ХААБ

Хааб (Haab) – гражданский календарь майя. Это был солнечный календарь, состоящий из 365 дней. Хааб делился на 19 месяцев: в 18 из них было по 20 дней, а в одном – только пять дополнительных «дней без имен» (этот месяц добавлялся для того, чтобы общее число дней равнялось 365). Эти пять дней назывались Вайеб. Они считались несчастливыми.
Дни внутри месяца нумеровались числами от 0 до 19. Этот календарь лежал в основе сельскохозяйственных работ и повседневной жизни майя. Месяцы календаря хааб носили следующие названия: Поп, Во, Сип, Соц, Сек, Шуль, Йакшин, Моль, Чен, Йаш, Сак, Кех, Мак, Кан-кин, Муан, Паш, Кайяб, Кумху, Вайеб.

Определить свой знак по хаабу можно здесь:
http://direct-time.com/index.php?id=12#
вводите свою дату рождения и слева выбираете календарь майя

Печати по хаабу:

В соответствии с Законом Времени основой Вселенной является Синхронный Порядок. Природа Времени - четвёртое измерение, время - это единая всеобщая частота синхронизации, информирующая все трёхмерные проявления и управляющая ими. Это универсальная частота синхронизации представляет собой неизменное соотношение, математически выраженное как 13:20 и отображённое в матрице галактической константы - в Цолькине.

Древние майя, считали Цолькин «звёздным наследием - Священным календарём», дарующим возможность осознанного взаимодействия с силами Вселенной. «Цолькин» на языке майя означает «счёт кинов». Кин - это любой естественный цикл: один день, один год, тысяча лет. «Кином» майя также называли человека, Солнце, Планету, то есть кин - это любое целостное существо, многомерная модель отображения любого процесса в природе. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами – ацтеками, тольтеками и др.

ДЛИННЫЙ СЧЕТ

Для больших промежутков времени майя использовали так называемый длинный счет. Минимальной единицей в длинном счете является кин (день). Более крупные единицы:
1 уинал = 20 дней;
1 тун = 18 уиналов = 360 дней (приблизительно 1 год);
1 катун = 20 тунов = 7200 дней (19 лет 265 дней); 1 бактун = 20 катунов = 144 000 дней (394 года 190 дней; 400 тунов);
1 пиктун = 20 бактунов = 2 880 000 дней (7890 лет 150 дней; 8000 тунов);
1 калабтун = 20 пиктунов = 57 000 000 дней (156 164 года 140 дней; 160 000 тунов);
1 кинчилбтун = 20 калабтунов = 1 152 000 000 дней (3156164 года 140 дней; 3 200 000 тунов).
1 алаутун = 20 кинчилбтунов = 23 040 000 000 дней (63 123 287 лет 245 дней; 64 000 000 тунов):

Кин, тун и катун принимают значения от 0 до 19. Уинал принимает значения от 0 до 17. Бактун принимает значения от 1 до 13.

Каждый кин (день) имеет свой порядковый номер (тон) от 1 до 13, кроме того, у дней есть названия, повторяющиеся с периодом 20. Каждому названию дня соответствует свой символ, так называемая солнечная печать. Считается, что эти печати описывают этапы развития сознания – от рождения (первая печать: Красный Дракон, или Имиш) до просветления (двадцатая печать: Желтое солнце, или Ахау).
Номера и названия дней меняются в цолькине одновременно. Комбинации тонов и солнечных печатей повторяются с периодом 260 дней. Цолькин считается завершенным, когда последнему дню 20-дневного цикла (Ахау) будет соответствовать номер (тон) 13. У каждой печати есть свой цвет – желтый, красный, белый или синий, которые связаны со сторонами света (желтый – юг, красный – восток, белый – север, синий – запад). Каждый из 13 тонов также обладает определенными качествами и характеристиками, они как бы представляют собой этапы творения (вот почему еще их называют тонами творения).
Именно эти 260 комбинаций (кинов) и называют гороскопом майя. Считается, что каждый человек несет в себе вибрацию одного из 260 кинов. В соответствии со своим днем рождения можно определить кин своей судьбы и узнать свое предназначение.
(с) http://www.starfate.ru/ezo/goroskop_maija.html

Определить свою печать по “Длинному Счету” можно

КАЛЕНДАРЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ (Дримспелл)

Дримспелл ​​- эзотерический календарь, основанный на современной интерпретации календаря майя New Age, философом и писателем Хосе Аргуельесом.
“Традиционным календарем Майя является сам Цолькин – он фигурирует в обоих системах счёта. В одной версии високосные дни считаются (Длинный Счёт – Long Count), в другой – пропускаются (DreamSpell). Правомерные обе версии счёта кинов Цолькина, однако версия Длинного Счёта была создана давным-давно Галактическими Майя для измерения Луча Синхронизации, в последнюю квинту которого Земля вошла 13.08.-3113 года до н. э. и вышла из него 21.12.2012. Этот Луч мы воспринимаем как нашу человеческую Историю. Эпоха завершается кином 160 – 4 Солнце-АХАУ. Это конец Длинного Счёта Майя, где считаются все дни без исключений: кин за кином, день за днём…

Дримспелл – это описание Синхронного Порядка. Долгий Счёт – это священный счёт дней. Они оба используют один и тот же гармонический стандарт – Цолькин, или Гармонический Модуль. Для Дримспелл Гармонический Модуль является абсолютной четырёхмерной матрицей взаимосвязей и мерой синхронности. Для Долгого Счёта – это постоянно повторяющийся 260-дневный счёт, который начался в 4 Ахау, 8 Кумху и который устанавливает нескончаемые циклы виналей, тунов, катунов и бактунов.

Дримпселл – это новое распределение. Цолькин был объединен с лунным календарем тун ук. Его счёт калибруется от 26 июля 1987 года. В качестве своей меры он использует преобразованные способы счёта Тун Ук (13 Лун по 28 дней) + День Вне Времени = 365. Поскольку цель Дримспелл имеет два аспекта – заменить искусственный и неравномерный григорианский календарь, а также установить Синхронный Порядок Закона Времени в качестве новой основы знания и преобразования человеческого разума в виде чисто четырёхмерного знания – он функционирует внутри совершенных 52-летних солнечно-галактических циклов. Он не признаёт високосных дней и поэтому сохраняет совершенство Синхронного Порядка – чисто четырёхмерного порядка, в котором неравномерность високосного дня не имеет места.

Кирилл Запорожец считает, что “конфликта между Дримспелл и Долгим Счётом не существует. Они просто являют собой два различных стандарта, которые служат двум различным целям и по-разному применяют одну и ту же систему. Синхронный Порядок гармонизирует все системы времени, включая Долгий Счёт, все лунные и солнечные календари и т.д.” (с) http://yamaya.ru/yamaya-articles/calend-hron/311/

Информация по календарю 13 лун по 28 дней (Тун Ук): http://www.liveinternet.ru/users/3186072/post128209497/
там же можно скачать программу DreamSpell

По двум этим календарям дни имеют разные солнечные печати , но названия самих печатей в Длинном Счете и Дримпселл не отличаются:
Ахау, Имиш, Ик, Акбал, Кан, Чикчан, Кими, Маник, Ламат, Мулук, Ок, Чуэн, Эб, Бен, Хиш, Мен, Киб, Кабан, Эцнаб, Кавак.
Названия на русском языке отличаются, не удивляйтесь. В версии Дримспелл печати приобрели более красивые названия.

Как было сказано выше, Дримспелл – система счета по цолькину. Так же, как и в “Длинном Счете” – сочетания 13 Галактических Тонов и 20 Солнечных Печатей создают 260 архетипов целостности и образуют матрицу Цолькина. Матрица Цолькина, представляющая собой голограмму множества уровней сознания и бытия и включает в себя структуру из 52-х «зелёных» клеточек - 52 Порталов Галактической Активации, создающих возможность перехода к более глубокому уровню осознания. (рис)

Календарь Нового Времени синхронизирует цикл в 365 дней с Галактическим оборотом в 260 дней. Сочетание двух ритмов, 13:28 и 13:20, открывает врата в Синхронный Порядок, культивируя способность удерживать в сознании два и более уровня информации. Цикл года в 365 дней помогает нам двигаться через циклы физических и биологических сфер третьего измерения. Следуя Календарю Нового Времени день за днём, мы сплетаем эти два измерения воедино!

Матрица Цолькина по Дримспелл, солнечные печати по левую сторону

В Дримспелле появился так называемый крест судьбы.

Полный Оракул Кина (Крест Судьбы)

В центре – ваша печать, в данном случае – Белое зеркало (Эцнаб)

Справа – аналог (в данном случае дракон (имиш)) – поддерживающая, питающая энергия. Аналоговый глиф отображает в символической форме вашего лучшего союзника. Этот глиф имеет больше общего с Вами чем любой из других, и люди, которые рождаются в эти дни будут естественными союзниками для Вас.

Слева – антипод (в данном примере звезда (ламат)) – испывающая, укрепляющая и балансирущая сила. Сложные отношения, необязательно плохие, но человек далекий от вас по сознанию и обязательно стокнетесь с испытаниями, дополнениями.

Снизу – оккультный учитель (ночь (акбаль))- скрытая, неожиданная и незримая сила.Тайный глиф отображает в символической форме волшебный подарок, который Вы скрыли в своих пределах, “туз в рукаве”, который помогает Вам на вашем пути.

Вверху – управитель (ведущая печать), в данном примере соединитель миров (кими) – сила (энергия) результата, которая катализирует ясность и управляет вашим сознанием. Ведущая часть вашего Я, управляется данным знаком. В вас примерно 30% энергии данной печати. Она ключевая.

Определить свой знак по хаабу можно здесь.

Все источники соглашаются с тем, что этот день-знак символизирует жертвенный нож, и это - тягостное для нас напоминание о страсти ацтеков к человеческим жертвоприношениям. К сожалению, приходится констатировать, что почти все традиционные общества и жреческие цивилизации практиковали определенную форму человеческих жертвоприношении. Это в такой же мере было присуще друидам с их жертвоприношениями в священных рощах или индусам с их практикой сати(Сати - самосожжение вдовы в погребальном костре вместе с телом мужа.), как и народам древней Мексики или Перу. Однако цивилизации Мексики проявляли в этом деле особый энтузиазм, поскольку в дошедших до нас источниках рассказывается о массовых, многотысячных человеческих жертвоприношениях, совершавшихся в последние дни существования ацтек ской империи. Впрочем, так было не только в последние годы ацтекского правления. Как строители империи, ацтеки цинично манипулировали древними духовными традициями Мексики в своих собственныхполитических целях, положив начало кровавым жертвенным оргиям. Но они и сами заплатили сполна в кровавой оргии разрушения империи.

В связи с тем, что ацтеки были так околдованы магией жертвоприношения, самым счастливым днем у них почитался Кремень, или Эцнаб. В своем крайнем проявлении это не столько день-знак конфликта и насилия, сколько знак человеческой боли и осознания страданий.

В символическом смысле жертвенный нож, символизирующий этот день-знак, не столь уж кардинально отличается от символа меча в других традициях, в том числе христианской (вспомните: "Я принес вам не мир, но меч"). Рассекающий нож обрекает человеческое сознание на мучительную дуальность добра и зла, "да" и "нет". Поэтому одно время Кремень ассоциировался с цифрой 2 в древней нумерологии майя. Лишившись нашего изначального внутреннего единства, целостности нашего сознания, мы приходим к осознанию противоположных начал, а это всегда очень болезненный акт. Осознание противоположностей насущно необходимо. Это та жертва, на которую мы должны пойти, чтобы достичь определенного уровня духовного сознания. Во всех духовных традициях говорится об изначальном райском единстве, которое утрачивается, когда из первобытного чрева бессознательного всплывает осознание дуальности, добра и зла. Именно в этом мире противоположностей мы действуем, ибо противоположности - это предпосылка для наших действий в реальном мире.

Каждый из нас стремится восстановить это первозданное райское единство, и если мы посвятим жизнь тяжкому труду "становления души", то, возможно, достигнем некоторого подобия этого единства, хотя нам никогда не вернуться к младенческой утробной целостности. Мы живем в мире раздвоенности, жертвуем состоянием детской невинности, и если мы когда-нибудь снова сольемся с космосом, то это должно произойти на совершенно ином уровне. Мы вырастаем и живем в мире "да" и "нет", в мире меча, рассекшего надвое нашу изначальную колыбель. Подобно Будде, мы можем вырваться за пределы страдания и жертвенности, но всегда будем осознавать факт их существования. В этом состоит урок, который преподносит нам день-знак Кремня.

Ножом может пользоваться воин или целитель - это такой же инструмент хирурга, как и бойца. Таким образом, как рассказывает "Чипам-Балам из Кауа", этот день-знак символизирует целителя-курдндеро, чей нож отсекает болезнь. Действительно, лишь тогда, когда мы осознаем дуальность человеческого бытия, в нас пробуждается осознание колоссального целительного потенциала, который скрыт в глубинах всех нас. Меч сознания, заставляющий нас ощутить дуальность, способен не только ранить, но и исцелять.

(по книге К. Джонсона "Мудрость Ягуара")

Бог Войны - «острый скальпель истины».

Кремень - потенциально тяжелый знак рождения, т. к. он осознает дуальность бытия - видит мир как арену борьбы. Выбрать между двумя реальностями значит стать воином-крестоносцем.

Чаще всего представители этого знака видят мир в двух цветах - черном и белом. Врожденный воинский дух (в день Кремня отмечался праздник ацтекского бога Войны) велит им присоединяться к одному из враждующих сторон и начать действовать. Люди-Кремни часто оказываются на первом плане сражений или в центре скандалов.

Физическое соответствие Кремня - рот (как и у Благовония). В этом тоже есть своя дуальность: слова, которые мы произносим, способны выражать вдохновение (Благовоние) и могут провоцировать ссоры, драки, войны.

Майя считают представителей этого дня-знака задирами и спорщиками. Кремни слишком всерьез воспринимают противоположности: жизнь для них можно определить категориями любовь - ненависть. Их ничто не может остановить. Например, чтобы отстоять свою позицию, они могут пойти на обман, клевету. «Цель оправдывает средства» - это изречение Кремня.

Так, президент Линдон Джонсон развязал войну во Вьетнаме «в лучших традициях» Кремня - его речи были резкими и оскорбительными, как и его военная политика.

Но все же присущая дню-знаку дуальность распространяется и на людей, рожденных под знаком Кремня. Не только дикие воюющие крестоносцы рождаются в этот день, но и прекрасные целители. Нож убивающий может быть и скальпелем хирурга. А осознание конфликта рождает жажду гармонии.

Гармония здесь - ключевое слово. Все, кто родился под знаком Кремня, должны стараться сражаться за гармонию. Если они сумеют этому научиться, то станут целителями общества, а не смутьянами. Для этого Кремням необходимо всматриваться в будущее, а не в прошлое, обращаясь к преобразующей энергии дня-знака Смерть, а не к беспокойной и изменчивой Собаке (символу кармического прошлого). Кроме того, их поддержка - Сила Правой Руки и Дорога.

Женщины этого знака часто бывают необычайно красивы. Жаклин Кеннеди-Онассис, Голди Хоуп и Софи Лорен родились под знаком Кремня. Каждой из них довелось узнать, что временами необходимо пользоваться «острым скальпелем истины» - ведь все они столкнулись с противостоянием и борьбой в поистине грандиозных масштабах.


Во II – X веках нашей эры в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Цивилизация майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX века. В XVI столетии культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. Когда в XIX веке начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII столетии, Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений (включая обсерваторию "Караколь") и сейчас поражают исследователей.

В найденных пока всего четырёх рукописях (так называемых кодексах) майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до нашей эры сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Некоторая сумбурность сохранившихся астрономо-астрологических сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощённые сельские жреческие "справочники". Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.
К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. Жрецы на своих обсерваториях – площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.
Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил – планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определённых общественных слоёв или возрастных групп населения.
В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя с довольно большой точностью определили синодические периоды всех известных планет. Особое внимание уделялось наблюдениям "Большой звезды" – Венеры (главным образом, в астрологических целях). Помимо Венеры, особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали Луна и падающие звёзды.

У майя была принята 20-ричная система счёта, что отразилось и на структуре календаря. Другим, помимо 20, основным числом в астрономии и астрологии майя было число 13. Область неба, по которой среди звёзд проходило в течение года Солнце, майя разделили на 13 участков-созвездий ("Зодиак"): 1. – ?; 2. – ?; 3. Летучая мышь; 4. Лягушка; 5. Попугай; 6. Змей с хоботом; 7. Сова; 8. Скорпион; 9. Черепаха; 10. Гремучая змея; 11. – ?; 12. Ягуар; 13. Обезьяна.

Астрономическая основа классического календаря майя была непростой. Во-первых, это был солнечный тропический год (хааб). Он составлялся из 18 месяцев по 20 дней (360 дней), к которым прибавляли 5 лишних дней без названия для "смены власти основных богов". Майя знали о расхождении 365-дневного календарного года с истинным солнечным, для учёта чего вводили систему вставок дополнительных дней. Эта система давала длину года всего на 20 секунд меньше истинной (ошибка нашего григорианского календаря в полтора раза больше). Согласно исследованиям В.И.Кожанчикова, в календаре майя учитывались и синодические периоды движения всех пяти планет.

Кроме того, в астрологических целях майя использовали "короткий год" из 260 дней, основанный на уже упомянутых ключевых числах 13 и 20. Этот 260-дневный цикл (цолькин), составляющий уникальную особенность мезоамериканской астрологии, сформировался к 200 г. до нашей эры Существует несколько объяснений, почему был выделен именно такой цикл.
Во-первых, средний промежуток времени между зачатием и рождением человека составляет 266 дней, и женщины майя по сей день связывают цолькин с периодом беременности.

Названия 18 месяцев года хааб майя
(по порядку рисунков в картинке)

поп во сип
соц сек шуль
яшкин мол чен
яш сак кех
мак канкин муан
паш кайяб кумху

Во-вторых, существует по крайней мере четыре небесных события, связанных с 260-дневным циклом:
– средний интервал времени между появлениями Венеры в качестве утренней или вечерней звезды составляет 263 дня;
– средний синодический период обращения Марса равен 780 дням, то есть ровно трём "коротким годам";
– средний промежуток времени между двумя последовательными половинами сезона затмений в 173.5 дня относится к цолькину как 3:2;
– небесный ритм, имеющий смысл только в тропических широтах, связан с промежутками времени, в течение которых полуденное Солнце в своей высшей точке находится на севере и на юге. Эти промежутки изменяются с широтой, однако на параллели 14.5° с.ш., что близко к положению великого майянского города Копан и доклассического города Исапа, годичный цикл чётко подразделяется таким образом на 105- и 260-дневный периоды.

За начало своего летосчисления майя принимали мифическую расчётную дату – 5 041 738 год до нашей эры Но свою хронологию они вели (в европейском счёте) с 3113 года до нашей эры Немалой загадкой является то, что майя в свою систему летосчисления вводили периоды, охватывающие колоссальные промежутки времени. У майя существовала целая иерархия периодов. Начиная с 1 кина (1 день) шли кратные 20 (за единственным исключением) периоды: виналь = 1 кин х 20; тун = 1 виналь х 18 = 360 кинов; к"атун = 20 тунов (около 20 лет); бактун = 20 к"атунов; пиктун = 20 бактунов... алав"тун = 64 миллионов лет! Кратность 20 нарушена один раз, для согласования счёта с реальным солнечным годом. Для чего вводились эти периоды и как рассчитывали майя нулевую дату своего летосчисления, остаётся пока неизвестным. Этот интерес цивилизации майя к особо большим числам и эпохам сближает их с натурфилософами Древней Индии.

Таким образом, майя применяли две календарные системы: длинный год, применявшийся в гражданской жизни, и короткий год из 260 дней, связанный с астрологией и религиозными обрядами. Длинный год делился на два вида. Год в 360 дней ("тун") применялся для особых целей, в быту же майя пользовались годом в 365 дней ("хааб"), состоявшим из 18 месяцев по 20 дней. Пять остальных дней ("дни без имени") помещались в конце года. Они считались роковыми. В коротким 260-дневном году ("цолькин") было 13 месяцев по 20 дней с неделями по 13 дней. Дни недели обозначались числами с 1 по 13. Существовала также 9-дневная неделя. Годы объединялись в циклы: 4-летний (в нём повторялись названия дней и числа месяцев) и 52-летний (комбинация хааба и цолькина, 365 х 52 = 260 х 73 = 18 980).
Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним "небом Луны" (богини Луны) следовало "небо звёзд и бога Земли", затем "небо Солнца и богини воды", а после него "небо Венеры и бога Солнца". Ещё выше располагалось "небо комет и богини любви". Шестое небо – "чёрное небо ночи и бога смерти", седьмое – "голубое небо дня и бога кукурузы". Над ним "небо бурь и бога дождя", а затем "белое небо бога ветров", "жёлтое небо Ум-цек" (т.е. бога смерти) и "красное небо жертвоприношений". Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, "кто владеет небом". В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов – владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое , пронизывающее все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света, – четыре других: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Каждая цветная троица правила годом.


Астрология ацтеков
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Каждые 52 года вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами. Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на четыре части света и центр. Над центром господствовал бог огня Шиутекутли. Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю. Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла. Запад имел благоприятное значение, так как служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кецалькоатля. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли. Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних. Ко времени испанского завоевания в пантеоне ацтеков существовала особая группа богов звёзд и планет: Тонатиу, бог Луны – Мецтли, Мишкоатль, бог планеты Венера – Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера – Сенцон-Мимишкоа и др.

Ацтеки придавали особое внимание культу планеты Венера, связанную Кецалькоатлем. Одновременно утренняя звезда и вечернее светило, Венера была символом жизни и смерти. Ацтекские астрологи установили, что 8 годичных циклов Венеры соответствуют 5 солнечным годам. Каждые 65 солнечных лет (то есть 104 периода Венеры) 13-летний и 5-летний циклы совпадают, и это придаёт особую важность 65-летнему циклу.
Брюс Скофилд отмечает, что астрология индейцев Мезоамерики придавала интервалам времени такое же значение, какое в западной астрологии придаётся участкам пространства. Западный Зодиак, аспекты, дома – это всё пространственные элементы. В мезоамериканской системе интервалы времени, с сутками как основной единицей, имели такое же назначение.
Имеется 20 ключевых знаков, которые перемещаются в чёткой последовательности, управляя интервалами времени длительностью в 1 или 13 суток. 12 зодиакальных знаков западной астрологии соответствуют мезоамериканским деканам, набору знаков внутри знаков. Подобно Зодиаку, 20 ключевых знаков астрологии индейцев Мезоамерики архетипически описывают эволюционную последовательность. Небесные события и рождения людей интерпретировались согласно символизму интервалов времени, в которых они произошли.

20 знаков мезоамериканской астрологии объединены в пять групп по 4 знака. Важную роль в оценке знака играет его связь с определённой стороной света.


ВОСТОК СЕВЕР ЗАПАД ЮГ
1. Крокодил 2. Ветер 3. Дом 4. Ящерица
5. Змея 6. Смерть 7. Олень 8. Кролик
9. Вода 10.Собака 11.Обезьяна 12.Трава
13.Тростник 1. Оцелот 2. Орёл 3. Гриф
4. Движение 5. Нож 6. Дождь 7. Цветок

Каждый из этих знаков, называвшихся у ацтеков "тоналли", управляет одним днём в порядке, показанном выше (слева направо). Через 20 дней цикл таких "суточных знаков" повторяется. Каждые сутки имеют также свой номер – от 1 до 13, этот цикл идёт одновременно с 20-дневным (1- Крокодил, 2 – Ветер... 13 – Тростник, 1 – Оцелот... 7 – Цветок, 8 – Крокодил и т.д.). Знак, имеющий номер 1, считается управителем всей 13-дневки. 20 циклов этих тринадцати чисел, совпадающих с 13 циклами двадцати суточных знаков, образуют 260-дневный календарно-астрологический цикл, который у майя назывался "цолькин", а у ацтеков – "тональпоухалли". Таким образом, в 260-дневном цикле каждый день связан с суточным знаком и при этом входят в 13-дневный знак. Каждая из 20 групп по 13 дней начиналась с числа 1 и нового имени. В зависимости от первого дня каждая группа была благоприятной, неблагоприятной или нейтральной. Таким образом, в цикле было 260 различных сочетаний. Числа, содержащие семёрку, а также 10 и более, считались благоприятными, а девятка предвещала несчастья.
Суточный знак и 13-дневный знак являются фундаментальными понятиями Индейской астрологии и дают ключ к пониманию личности и к анализу небесных событий. В представлении ацтеков знак рождения каждого из людей предопределял всю его судьбу, а также его путь в иной мир. Роль астрологов была огромна, ведь никто не решался предпринять что-то важное, предварительно не посовещавшись и не получив одобрения одного из специалистов, которые одновременно выполняли роль учёных, психологов и жрецов.

Индейский гороскоп
Приведём несколько примеров. Рождённые в 1-й день Оцелота больше других подвержены риску попасть в плен и умереть на чужбине; во 2-й день Кролика – предаться пьянству; 4-й день Собаки сулит новорождённому богатство. Восток был символом плодородия, а Север – наоборот, бесплодия, Запад связывали с увяданием и смертью, у Юга отчётливо выраженных особенностей не было.

Название дня Предсказание для родившегося в этот день
Майя Ацтеки
Имиш
(мировое древо)
Крокодил Бесчестный, похотливый грешник, самый скверный человек, нерешительный, сомневающийся
Ик
(ветер)
Ветер Очень похотливый, бесчестный человек, плоха его судьба
Ак"баль
(тьма)
Дом Жалкий плебей без будущего, бедный, охотник
К"ан
(игуана)
Ящерица Мастер на все руки, богатый, мудрый
Чикчан
(облачный змей)
Змея Огненная душа, убийца, плохая судьба
Кими
(гибель)
Смерть Очень плохая судьба, убийца
Маник
(поедание)
Олень Кровавы его когти, очень плохой
Ламат
(сияющая звезда)
Кролик Назойливый, пьяница, бесчестный болтун, сеятель раздоров
Мулук
(вода)
Вода Из огня его душа, плоха его судьба
Ок
(собака)
Собака Безрассудный, бестолковый, сеятель раздоров, прелюбодей
Чуэн
(ремесленник)
Обезьяна Искусный плотник и ткач, мастер на все руки, богатая жизнь, удача в делах, рассудительность
Эб
(туман)
Трава Богатый, его богатство – община, щедрый, не вздорный, очень хороший человек
Бен
(побеги сорняка)
Тростник Жалкий, бедный, плебей
Иш
(ягуар)
Оцелот Храбрый ягуар, кровавы его рот и когти, пожиратель мяса, убийца
Мен
(работа)
Орёл Мастер на все руки, очень хороший, заговорит скоро
Киб
(клевать)
Гриф Вор, характер охотника, храбрый, также убийца, плохая судьба, плохой
Кабан
(землетрясение)
Движение Мудрый и благоразумный торговец, пускатель крови и знахарь, хороший, рассудительный
Эсанаб
(кремниевый нож)
Нож Знахарь и пускатель крови, здоровый, храбрый
Кавак
(ненастье)
Дождь Благородный, очень мечтательный
Ахау
(владыка)
Цветок Богатый, благоразумный, храбрый, хороший

Каждая 13-дневка также имеет своё астрологическое значение, определяемое по первому дню этого периода: Крокодил (1. Крокодил – 13. Тростник). У него не бывает конфликта между любовью и работой. Смельчак, но идёт к цели с холодной головой. Приносит счастье окружающим. Личное благополучие для него дорого. Излучает оптимизм и великодушие. Трогательно заботится о партнёре, иногда обожествляя его. Женщины – привлекательные существа,женственны, сочетают работу и семейную жизнь. Рядом с ними мужчина отдыхает от повседневности. Она хозяйка дома, склонна к работе в коллективе, имеет много друзей. Люди этого знака – все удачники, умеют обращаться с деньгами.
Оцелот (1. Оцелот – 13. Смерть). Охотник, для него нет запрета. Изворотлив, природа наделила его многими способностями, с которыми другой бы достиг многого. Он ищет только своего счастья, удовольствия, не знает угрызений совести. Не любит всяческие обязанности как в любви, так и в работе. Это вольные, беззаботные натуры, которые всегда играют с любовью. Их обожают, они охотно испытывают себя в искусствах, часто с переменным успехом. Точность и аккуратность не являются их сильной стороной. Умеют, однако, скользить по жизни.
Олень (1. Олень – 13. Дождь). Рога вам не грозят. Эти люди прут на стенку с умом, так как не терпят препятствий. Очень горды. За их темпераментом кроется робкая натура, страх перед обрывом счастья. Ревнивы, влюбляются стремительно и крепко. Ищут такой тип, который им будет поклоняться. Умеют обласкать партнёра. Счастливы в жизни. Им всегда нужен человек, готовый к услугам.
Цветок (1. Цветок – 13. Трава). Эти люди – прирождённые художественные натуры: музыканты, писатели, специалисты в своём деле. У них весёлый нрав, они счастливы и довольны, даже если нет на то особых причин. Опасно их легкомыслие. Иногда заносчивы и могут оскорбить, обидеть. Выставляют свои заслуги, которые, правда, явны. Если что-то не удаётся сразу, то отступают. Поэтому они или вверху или внизу, но не посередине. Женщины жизнерадостны, любят танцевать, наслаждаться жизнью. Любят одеваться и умеют носить одежду со вкусом. Дельная и верная жена, если найдёт подходящего партнёра.
Тростник (1. Тростник – 13. Змея). Знак, связанный с ветром. Люди этого знака – вспыльчивые, горячие натуры, внутренне обеспокоены, непостоянны и рассеянны. Они не могут где-то пустить корни. Авантюристы, открыватели, любят путешествия. Крупные ораторы, адвокаты. Любят громкие слова, с ними надо быть осмотрительным, потому что они созданы быть смутьянами и шпионами. Богатство не сыплется на них, но они умеют держаться на воде, иногда за счёт других. Тяжёлый партнёр, хотя может нравиться.
Смерть (1. Смерть – 13. Нож). Рождённый под этим знаком – баловень судьбы. Жизнь в изобилии. Духовные и материальные богатства, уважение, почёт, но его боятся. Хотя он гостеприимный человек, который любит устраивать пирушки, но дарит свою милость и немилость по настроению. Опасно иметь в нём врага. Верность не сильная его сторона. Друзей мало, он капризен, властолюбив. Из несчастья может извлечь пользу. Должен заботиться о свём хрупком здоровье.
Дождь (1. Дождь – 13. Обезьяна). Его дни находятся под влиянием грозных богинь – женщин, которые относятся к человеку завистливо. Человек этого знака должен быть изворотливым, чтобы завоевать место под солнцем. Он занимается магическими силами, волшебством, колдовством. Мужчины – бедовые парни, соблазнители, ищут только удовольствий. Женщины – беззаботные, непостоянные, ищут удовольствия и находят их. Они способны к коммерции, так как помимо хитрости имеют потрясающую устойчивость. Опасайтесь их языка, за это им не симпатизируют, но иногда уважают.
Трава (1. Трава – 13. Ящерица). Ошибочно считают себя неудачниками. Нежные, ласковые, но иногда своей привязанностью душат. Мужчина – надёжный мастеровой "с двумя правыми руками". Женщина – знает много ремёсел, любит детей и жертвует собой ради них. Склонна к пессимизму. Моё и твоё – эти два понятия они не разделяют. Так, они как сороки собирают те сокровища, что им не принадлежат, чтобы радоваться им. Трения с соседями и друзьями.
Змея (1. Змея – 13. Движение). Знак хороших матерей. Знает, как хорошо подойти к жизни с лёгкой стороны. Забывает часто о долге и обязанности. Ей благоприятствует судьба; карьера – по восходящей к благополучию. Поразительно ленива, может пасть; если это случится, то попадает на надёжное место, и дела пойдут лучше прежнего. Из состояния покоя не выведут даже долги, вина. Ценит чревоугодие, компанию. У неё много друзей, везде ей ради, она весельчак. В юности причиняет много забот, болеет, непослушна. Женщина-Змея ценится как умная сотрудница. В роли жены она надёжный товарищ, как мать выше других. Её роды лёгкие, она и здесь счастливчик.
Нож (1. Нож – 13. Собака). Это счастливчики с большими способностями. Основные свойства – сила и проницательность. Большая физическая сила, работоспособность. Любят работать и поесть. Могут быть ведущими спортсменами. В любви чувство не является сильнейшей стороной, зато они сильны и изобретательны, плохо находят подход к партнёру. Умеют руководить. Человек этого знака – не средство для механической тяги. Сочетание жизненности с умом. Он прямолинеен и прост. В своей позиции неподкупен, его советы ценны. Нервы как стальной канат. Иногда педантичен. Всегда искренен и порядочен, баловень судьбы, которому всё удаётся.
Обезьяна (1. Обезьяна – 13. Дом). Беззаботна, весела, легкомысленна. Если надо затратить труд для достижения богатства, она не будет к нему стремиться, так как боится регулярной работы. Её мечта в профессии: танцор, музыкант, певец. Любимое занятие – игра, мечта. Любит кокетство, но на неё невозможно обижаться. Верит сама в воздушные замки, которые сама и сломает. Любит детей, так как сама имеет много детской беззаботности. Людей этого знака любят в обществе. Они приносят хорошее настроение, но в принципе предрасположены к меланхолии. Много заботятся о здоровье. Но за это им не надо опасаться.
Ящерица (1. Ящерица – 13. Гриф). Она – лучший партнёр. Связана с природой и физически очень ловка. Ненавидит бездеятельность и неподвижность. Всегда на свежем воздухе, поэтому у неё крепкое здоровье. Это садовники, лесники, крестьяне, т.е. "землепашцы" – крепко стоят на земле. Надёжно, с чувством долга исполняет свою работу. Даже лучше, чем требуется, легко переносит потери и поражения. В супружестве надёжна, даёт поддержку. С ней вы в безопасности, она владеет своими нервами. У неё всё идёт хорошо.
Движение (1. Движение – 13. Вода). Любящий человек, не знает скуки, постоянно деятелен, его одолевают идеи и мысли. Энергичен. Не очень удобный партнёр в браке. Она – красивая, породистая женщина, её чувственное излучение без остатка разрушает мир мужчины. Он – беспощадный сорвиголова, знает свою силу. Всё, что они предпринимают, превращается вскоре в дым. Непостоянны, переменчивы, но могут войти в положение партнёра. Не любой ценой, но по-своему верны. После долгих поисков находят себе постоянного партнёра.
Собака (1. Собака – 13. Ветер). Его любовь требует жертвы. Счастье падает неожиданно. Не ждёт чуда, не полагается на случай и уж тем более в любви. Умеет бороться за счастье, но делает это не как игрок, а как труженик. Умеет делать крупные дела, вести за собой. Создан быть режиссёром, дирижёром. У него чутьё к существенному, нужному. Верен и надёжен, если его жизнь не превратить в ад. Почти идеальный партнёр в супружестве, но "повенчан" крепко со своей профессией, поэтому может потерять партнёра. Понять его не очень легко. Чтобы его любить, нужно кое-чем жертвовать, что он, правда, щедро и великодушно оплатит. То, что дарят ему, возвращается сторицей назад.
Дом (1. Дом – 13. Орёл). В любви человек этого знака не домашний. По природе игрок. Склонность к пессимизму, иногда есть на то причина. Играют страстно, в худшем случае рискуют всем, что имеют. Женщины общительны, разговорчивы, любят изливать сердце, ждут новых приключений. Любят страстно и жертвуют в любви всем. Нужна в партнёре твёрдая рука, которая поведёт людей, рождённых под этим знаком.
Гриф (1. Гриф – 13. Кролик). Любят спокойную жизнь, верны. Обеспечена долгая жизнь. Дети сначала болеют, но живут долго. Не бегут за счастьем. Рассудительны, прирождённые учёные. Из любви делают проблему. Хотят обладать партнёром не только физически, но и его мыслями, хотя сами не любят, когда к ним лезут в душу. Очень верны, домашние, приветливые, но неразговорчивые, бережливые, но бывают щедрыми.
Вода (1. Вода – 13. Крокодил). Любят в супружестве сюрпризы. Богиня (вода) очень изменчива, она каждый момент показывает новое лицо. Люди этого знака ни добрые, ни злые, ни бедные, ни богатые... Они часто находятся в противоречии с самими собой. Это нелёгкий партнёр, но чаще приносит приятные сюрпризы. Ими легко управлять, нельзя открыто их обижать. Они нежны и ласковы. За счастье должны бороться. От них много требуют, особенно в молодые годы, но зато потом им бывает легче. Они вправе пожинать плоды своих трудов.
Ветер (1. Ветер – 13. Оцелот). Эти люди выступают за ясные отношения. Не очень дипломатичны. Ценят открытое, прямое слово. Там, где они находятся, создаются ясные отношения, но они достигаются неделикатным способом. Всё продумывают, натура революционера. Умеют увлечь, воодушевить, а иногда заморочить. В любви завоёвывают сразу. Хотят всё или ничего. От партнёра ждут интенсивного участия. Духовное для них важнее секса. Трудный, но великодушный человек.
Орёл (1. Орёл – 13. Олень). Требователен в любви. Одиночка, трудно даются контакты, эгоистичен, высокомерен. Превосходит многих по уму, мало кто может быть на его уровне. Придаёт большое значение своей внешности, ухаживает за собой. В любви требователен и избирателен. Нелегко идёт на связь. Партнёр для него – украшение его персоны. Умеет истолковывать всё в свою пользу. Не возится с мелочами. Бывает гурманом. Ловец счастья.
Кролик (1. Кролик – 13. Цветок). Бескорыстны и самоотверженны, прирождённые крестьяне и воспитатели. Думают о других, часто забывая о себе, хотя будущее планируют с холодной головой и деловито. Любят детей. Дают советы. В любви – не активный партнёр, а уступающий, равно как мужчина, так и женщина. Они играют вторую роль добровольно. В работе тоже в тени, не любят свет рампы. В тяжёлые минуты обращаются к искусству, которое для них значит больше, чем деньги, от которых они часто отказываются. Им нужен реалистически мыслящий партнёр, понимающий их.

Север связан с богом Солнца. Это беспокойство, волнение, смятение, тревога, воинствующий дух, задор и необузданный темперамент.
Восток связан с богом ветра. У ацтеков он символизирует прогресс, изобретения и открытия, он благоприятен для поэтов, учёных, но также и для любовников.
Юг связан с богом звёзд. Не всё удаётся сразу, но всё-таки удаётся. В этот период не бывает бурь, но бывают притяжения и спады.
Запад связан с богом дождя. Его годы плодородны и обильны. Рождённому под его покровительством соответствует успех и здоровье. У него есть богатство и изобилие.
1, 3, 7 – очень хорошо, эти числа сильные, то есть устраняют всё нехорошее из гороскопа.
10, 11, 12, 13 – смягчают все плохие предзнаменования и усиливают хорошие.
4, 5, 6 – ухудшают хорошее, а менее хорошее ещё более ухудшают.
2, 8, 9 – сглаживают всё, что стоит в гороскопе. Они ослабляют и хорошее и плохое.
В то время как очень большая часть соответствий, принятых в астрологии майя, утеряна, сохранились данные об астрологии ацтеков. Каждый из 20 знаков считался находящимся под управлением особого божества ацтекского пантеона. Знание ацтекских богов и богинь является решающим для понимания того, что эти знаки символизируют (так же, как понимание знаков Зодиака требует знания планетных управителей).

У ацтеков был также солнечный календарь (ксихиуитль), в котором было 365 дней: 360 дней составляли 18 месяцев по 20 дней, а пять дополнительных дней считались несчастливыми. Каждый четвёртый год был високосным. Каждый год назывался по имени своего первого дня: год Тростника, год Ножа, год Дома, год Кролика. Год Тростника всегда считался приносящим несчастье. Таким был, например, 1519-й год, когда произошло вторжение испанцев.
Несколько книг, сохранившихся после испанского завоевания, намекают на то, что существовал целый комплекс символических знаний, который использовался жрецами и астрологами. По этим книгам можно предсказывать затмения и соединения планет, а также определять знаки, в которых они должны произойти. Предсказания эффектов различных комбинаций могут быть продлены в будущее с релевантной математической точностью.

Индейская астрология была комплексным предметом: в Мезоамерике разрабатывалась не только индивидуальная, но и мунданная астрология. Она оперировала интервалами времени длительностью в 7200 дней (что близко к продолжительности цикла Юпитера-Сатурна), называемыми "катун". Катун рассматривался майя как фундаментальная единица измерения в политических и культурных вопросах. Катуны объединялись в группы по 13 и 20; 260 катунов составляли эпоху творения. Так как майя были прекрасными математиками и оставили множество дат запечатлёнными на камне, то совершенно точно известно, что текущая эпоха началась 11 августа 3113 года до нашей эры и закончится 21 декабря 2112 года нашей эры Промежуток времени в 5125 лет (260 катунов) – это почти точно одна пятая часть цикла прецессии. В индейской астрологии астрологические эры не измерялись, как в западной астрологии, 1/12 цикла прецессии и не связывались со знаками (как эра Рыб, эра Водолея и т.п.); вместо этого эры в 1/5 цикла прецессии делились таким же образом, как и цолькин, – на 20 частей по 13 и 13 частей по 20. Сейчас человечество вошло в последний катун всей эпохи творения, который начался 6 апреля 1993 года.

Реконструкция мезоамериканской астрологии ещё далека от завершения. Следует принимать во внимание, что подлинные философские и натурфилософские идеи и представления об окружающем мире у майя и других индейских народов, возможно, остались неизвестными для нас в связи с почти полным уничтожением всего их духовного наследия, особенно письменных памятников, завоевателями испанцами. В Мексике сегодня работает ряд практиков, использующих свои системы, в которых, как они полагают, достигнута чистая и совершенная форма индейской астрологии. Во многих случаях они отвергают работу академических исследователей и не обращают внимания на натяжки в корреляции между древним доколумбовым календарём и христианским летосчислением. Однако после большого количества исследований и тщательных сравнений документов колонизаторов, устных традиций и древних надписей, консенсус видится найденным в корреляции Гудмана-Мартинеса-Томпсона, которая считает начало данной эпохи творения 11 августа 3113 года до нашей эры правильной корреляцией. Брюс Скофилд указывает: "Традиция мезоамериканской астрологии представляется наиболее тонкой и сложной из всех основанных на времени астрологических систем мира, и со временем она может стать большой помощью в астрологических исследованиях мирового уровня".


Астрология инков
Среди южноамериканских мифов о происхождении небесных светил выделяются те, герои которых – Солнце и Луна. Они считаются братьями (реже – братом и сестрой) либо супружеской парой. В последнем случае Солнце – обычно мужчина. Распространён миф о любовном треугольнике между Солнцем, Луной и каким-нибудь третьим персонажем (птицей, дочерью Солнца), причём по одним версиям Луна выступает как женщина, по другим (в той же мифологии), – как мужчина. В последнем случае меньшая яркость Луны объясняется его поражением в борьбе с Солнцем. У ботокудов полная Луна – мужчина, ущербная – женщина.
Чрезвычайно разнообразны южноамериканские мифы, объясняющие происхождение пятен на Луне. Чаще других встречается версия, по которой Луна – мужчина спускается к своей возлюбленной на земле, и та, чтобы узнать, с кем она встречается, мажет ему лицо сажей. В других случаях в пятнах видят силуэт живущего на Луне существа. У тоба Луна – мужчина с тонкой, сквозь которую просвечивают внутренности. В мифе племён она Солнце бьет Луну, и у неё на теле остаются шрамы. Движение Солнца и Луны по небу рассматривается как продолжение их земного пути (у кечуа), как преследование одним светилом другого (у она). Затмение объясняют нападением на светило небесного чудовища, чаще всего ягуара (у тоба, гуарани), либо борьбой между Солнцем и Луной, в которой побеждает то одна, то другая сторона (у юнка, хиваро, ботокудов). У большинства индейских племён есть мифы о наиболее ярких звёздах и созвездиях. Особое внимание индейцев Южной Америки привлекали Плеяды и Пояс Ориона. В массе своей звёзды считаются людьми, попавшими на небо до того, как порвалась его связь с землёй, душами людей, погибших во время катастрофы (у арауканов), женщинами, спускающимися на землю, чтобы вступить в любовную связь с людьми (у тоба, каража). Особенно развита звёздная мифология у племён Чако в восточной Бразилии. Очень популярны мифы о двух братьях-героях, которые, совершив ряд подвигов, превращаются в конце повествования в Солнце, Луну или звёзды.

У многих племён Южной Америки существует представление о верховном божестве. Иногда (гуарани, апинайе) это бог, который воспринимается как старое Солнце, в отличие от своего сына, нового Солнца.
Подобные представления стали почвой, из которой выросла самобытная астрология инков, которые проживали в гористых районах Перу, Чили и Эквадора в XII – XVI веках.
Наиболее важным объектом на небесной сфере инки считали Млечный Путь – Майя (Небесную Реку). Именно на нём, по их представлениям, расположены все более или менее значимые объекты небосвода. Небесная Река продолжалась на земле в виде Вильканоты – земной реки, текущей близ столицы инков, города Куско.
На Млечном Пути инки выделяли не столько созвездия, сколько пятна межзвёздной пыли – угольные мешки, виднеющиеся на нём тёмными силуэтами. Эти "чёрные созвездия" носят названия животных. Поднимаясь из-за горизонта, они как бы преследуют друг друга. А вот эклиптика и связанный с ней Зодиак древнеперуанским астрологам, видимо, известны не были.

Солнце было главным объектом поклонения инков: с ним олицетворялся верховный правитель их государства – Великий Инка. В древнем Куско на гребне горы стояли каменные столбы, позднее разрушенные конкистадорами. Их было 8, а может быть, даже 16. Одна половина возвышалась над западной, а другая половина – над восточной частью города. По этим столбам, ведя наблюдения из главного храма города, жрецы наблюдали точки восхода и захода Солнца в дни равноденствия и солнцестояния.
У инков был ещё один тип "обсерваторий" – интиуатана, то есть "место, где привязано Солнце", "солнечный причал". Интиуатаны высекались в скалах. Посреди "причала" располагался каменный столбик – гномон. По его тени можно было определить, "который час". Дважды в году (когда Солнце оказывалось в полдень точно в зените) этот столбик совсем не отбрасывал тени и мог служить своеобразным календарём. Кроме 12 месяцев по 30 дней в году инков были ещё 5 (а в високосные годы – 6) заключительных дней, отводимых на праздники.
Астролого-астрономическая система древних перуанцев служила своим создателям не хуже астрономии майя или вавилонян. Как и повсюду в древности, она определяла, например, сроки полевых работ. Время их начала и завершения указывалось жрецами с точностью до дня. А важнейших сельскохозяйственных работ здесь насчитывалось не менее 18 видов (!). Продолжались они от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывали весь год. К сожалению, мы имеем гораздо более скудные и фрагментарные сведения об астрологии инков, нежели об астрологических концепциях Мезоамерики.
Статья подготовлена на основе материалов сайта