Разное

Мэри сью и марти сью. Как избежать создания персонажа, похожего на «Мэри Сью

Мэри Сью (англ. Mary Sue) - пренебрежительное название главной героини какого-либо произведения (изначально англоязычных фанфиков), которая наделена гипертрофированными сверхспособностями. С этой героиней автор, как правило, ассоциирует себя.

Обычно Мэри Сью появляется неожиданно, и сразу вызывает всеобщее восхищение. Мэри Сью обладает абсолютно всеми достоинствами, как внешними, так и внутренними, в невероятных, гротескных и смешных количествах. Мэри-Сью легко вычислить, так как она всегда сногсшибательно красива и неописуемо умна. Как правило, у нее необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Противоречащие друг другу качества вынуждены чередоваться (так, у девушки может быть - среди множества прочих - сверхспособность усилием воли менять цвет глаз). Вокруг Мэри Сью вертится весь мир, угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом. Вслед за спасением мира она либо выходит за облюбованного автором канонического героя замуж, либо погибает героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей.

Сам термин «мерисьюизм» произошел от ранних фанфикшенов по сериалу Star Trek.

Мэри Сью — веселое, яркое, полезное шестнадцатилетнее создание, лучик света на корабле. Весь корабль любит Мэри Сью, потому что Мэри Сью хороша во всем. Мэри Сью — инженер, врач, хороший лидер, превосходный повар и, как правило, прекрасная певица. У Мэри Сью часто проявляются особые дарования, например телепатия, предвидение или магические способности. Если Мэри Сью очень юна, она часто дочь одного или двух известных персонажей. Если она постарше, то она обычно оказывается к концу в постели с любимым героем автора. Ее имя — часто первое или второе имя автора, или его ник в интернете, или любимое прозвище. В конце истории Мэри Сью выходит замуж за выбранного героя, принимая всеобщие поздравления и восхищения, либо же умирает, сопровождаемая глубоким трауром. Читатель, со своей стороны, только рад.
Мужского персонажа с похожими характеристиками называют Марти Стью (Marty Stu).

Марти-Сью — задумчивый, любящий уединение тип, совершенно не обращающий внимание на славу, от которой у него одни неприятности. Притом что у него прекрасно получается все начинания, даже когда он игнорирует общепринятые правила. В конце он получает уважение всех авторитетных фигур.

У Марти Сью также случаются ужасные приступы вины из-за вещей, в которых не было его ошибки и которые он вообще не мог контролировать. Все вокруг знают, что он ни в чем не виноват, но он настаивает на своих мучениях и тоскует все ночи напролет. Это дешевая уловка, чтобы найти причину для тоски, переоценки ценностей и глубокой задумчивости совершенно без причины, только чтобы наложить на героя ответственность за что-то неправильное. Часто это используется, чтобы герой стал необщительным и презираемым, из-за того что он замучен виной или морально травмирован.

В произведениях неумелых авторов (часто это подростки), неосознанно кладущих на страницы собственные фрустрации по поводу того, что они не родились Суперменами или хотя бы Бэтменами, персонаж Мэри Сью возникает неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является Мэри Сью, является весьма серьёзной пощёчиной автору.

Мэри Сью не может сделать ничего даже отдаленно плохого без целой кучи объяснений и оправданий.

Некоторые авторы думают, что они могут избежать обвинения в мэрисьюизме, заставляя своих героев страдать. Частый результат — утомительные мучения, сопровождаемые потоками жалости к себе и сочувствия других персонажей. Читателям это надоедает так же, как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же. Во всех этих «страданиях» отражается старая добрая фантазия: «Когда я умру, вы все пожалеете, что плохо ко мне относились».

Другое характерное оправдание «мэрисьюистов»: «Эта героиня не я, она просто напоминает меня, разговаривает как я, носит мое имя и делает все то, что мне хотелось бы делать» (Да, это именно так). Или: «Моя героиня не идеализированное олицетворение — она переняла кучу недостатков». Или: «Она не совершенна — есть очень много вещей, которых она не умеет». К сожалению, под «недостатками» часто понимается: «Она слишком сильно заботится о своих друзьях» или «Он пытается все делать как можно лучше, на грани возможностей». И под вещами, которые она «не умеет делать», понимается неумение играть на банджо, чтобы спасти свою жизнь, и другие навыки, которые не играют роли в сюжете.

Проблема с явным самоописанием состоит в том, что в многих случаях автор использует его, потому что он или она просто больше ничего не умеют. И автор, у которого не хватает воображения создать персонаж иной, чем собственная копия (слегка улучшенная, конечно) скорее всего попадет в западню мэрисьюизма. Самоописание — это не причина появления плохих рассказов, но обычно у них один общий источник.
Это также означает, что автор, который знает, что делает, может использовать самоописание, и его рассказ необязательно получится плохим. Я читала несколько очень хороших рассказов с явным самоописанием, но оно было управляемым, и мэрисьюизм там не вызывал раздражения.

Автор приключений Мэри Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории — те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора — такой, какой хочет видеть себя автор со стороны.

Как побочный эффект, Мэри Сью часто отодвигает на задний план главных персонажей. Через секунду после появления Мэри все вокруг превращаются в ее поклонников. Жизнь остальных персонажей показывается постольку, поскольку это касается Мэри, и никакого развития характеров не происходит без того, чтобы это ее каким-либо образом не касалось. Главные герои становятся фоном, кроме разве что особых симпатий автора — им позволительно стать близкими друзьями (или возлюбленными) Мэри Сью.

На различных ресурсах все чаще можно встретить термин, известный практически всем фикрайтерам. Он обозначает то ли нечто страшное, то ли нечто смешное, то ли глупое. И термин этот – Мэри Сью .

Давайте обратимся ко всем известной Википедии, чтобы узнать, кто же такая эта Мэри.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (англ. Marty Stu) - принятое в англоязычной среде (с недавних пор - и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в настольных ролевых играх.

Итак, из этого определения можно извлечь следующие факты:
1. Мэри Сью (в дальнейшем МС) является воплощением автора или же его понятием об идеале.
2. МС никто (кроме ее автора, разумеется) не воспринимает всерьез.

Давайте же разберемся, какими признаками обладает сие создание, и как их избежать. А также посмотрим, какие из этих признаков можно считать основными, а какие – просто примером штампованного сюжета.

Имена у Мэри обычно очень странные. Например, необоснованно длинные или сложные не только для произношения вслух, но и для простого чтения. Юные (да и не только юные) авторы любят наделять своих героинь именами, характерными для европейских стран несколько столетий назад, но никак не соответствующими 21 веку.

Также это имя может не соответствовать стране, и в нашей России-матушке все чаще появляются всякие Хикару и прочие. Это, конечно, возможно, но есть одно но: для всего, опять же, нужно обоснование. К примеру, родители этой героини – фанаты аниме и прочей японской культуры. Это поможет хоть как-то пояснить происхождение имени.

Часто вместо имени можно встретить некое слово, которое именем быть никак не может, но автора, видимо, это не останавливает. Приведу пример, найденный мной на просторах интернета: Мелиорация Дарк. Слово мелиорация означает улучшение почв. Но если автор намеренно сравнивает своего персонажа с удобрениями и прочим, то в таком случае имя можете оставить.

Так каким же должно быть имя персонажа, чтобы на него при первом же упоминании в тексте не повесили ярлык «Мэри Сью»?

1. Имя может быть длинным, но с обоснованием для этого. Причем если в произведении фигурируют несколько персонажей, то их имена не должны разительно отличаться по длине от имени МС. А вообще, лично я бы посоветовала использовать длинные имена только в том случае, если в произведении говорится о «делах давно минувших дней».

2. Имя, не соответствующее стране, в которой родился персонаж, должно иметь обоснование. Иначе это будет выглядеть крайне глупо.

3. Не стоит использовать непонятное слово вместо имени. По крайней мере до тех пор, пока автор сам не знает его значения.

4. Лучшее имя – обычное имя. Да-да, самое обычное, характерное для той страны, о которой пишет автор. Например, я пишу об Америке. Для поиска имени стоит просто ввести запрос в любом поисковике: женские/мужские (в зависимости от пола) английские/американские имена. И выбрать подходящее. То же самое и с фамилией. Не стоит делать ее непроизносимой и немыслимо длинной, да еще и с миллиардом апострофов (чаще всего совершенно не нужных) и дефисов.

Пункт второй, внешность.

Внешность разберем на конкретном примере:

Она была самым обычным подросток с розовыми волосами и фиолетовыми глазами, которые меняли цвет по настроению.

Ну разве могут у обычного подростка волосы быть розовыми (если они не крашенные, конечно, но никакая мама не разрешит этому подростку красить волосы в розовый)? Конечно, нет. Тогда стоит убрать из описания слово «обычный», а лучше всего дать персонажу нормальную внешность.

Чаще всего синдромом Мэри Сью страдают именно подростки (каковым и является автор сего безобразия). В этот период они не особо привлекательны внешне. А кому можно поплакаться на собственные недостатки? Правильно, несчастным своим читателям. Это явно прослеживается в божественно прекрасных МС. Причем зачастую их красота совершенно выпадает за рамки приличия, ибо многие Мэри либо красятся, словно в последний раз, либо одеваются, как клоуны. Считается, что типичная одежда Мэри Сью – кожа, мех и прочие дорогие материалы. Тут стоит исходить из основных занятий персонажа. К примеру, возьмем популярный фэндом «Сверхъестественное». Если персонаж – охотник, то кожаная куртка и джинсы для него – самая подходящая одежда, но она не подойдет балерине. А еще авторы часто относят героя к какой-либо субкультуре, которая нравится лично им.

С этим я позволю себе не согласиться. О субкультурах очень интересно писать, и персонаж может сколько угодно быть готом/эмо/панком/металлистом и т.д., но только в том случае, если это имеет прямое отношение к сюжету. Например, основная линия развивается непосредственно внутри этой субкультуры, но тогда нужно досконально изучить ее особенности, а не только цвет одежды.

Бытует мнение, что красивый персонаж – всегда МС. Это не так. Он может быть красивым, но не стоит писать прямо, что он обладает неземной красотой. Каждый человек по-своему красив, поэтому стоит сделать персонажа просто симпатичным. А тот, кому это будет нужно, сам увидит его красоту. Многие авторы, узнав об этом мнении, намеренно «калечат» своего персонажа. Не стоит одаривать его уродствами, достаточно лишь маленького шрама или слишком худых плеч/ног и т.д.

Пункт третий, способности.

Мэри Сью обычно избраны для великой цели (обычно это спасение мира). Возможно, но автору стоит пояснить, почему именно этот персонаж? И один он точно не справится с такой ответственностью. При этом те, кто ему помогают, не должны быть «роскошной свитой еще более роскошной МС», нет. Лучше им быть просто друзьями этого персонажа.

Часто клеймо Мэри присуждают тем персонажам, которые владеют музыкальным инструментом и хорошо поют. Не соглашусь, ибо люди могут играть и петь красиво. Другое дело, если инструмент (гитару/фортепиано/скрипку) персонаж освоил моментально, без малейших усилий. Или если этот инструмент ему совершенно не соответствует (например, накачанный охранник, виртуозно играющий на скрипке, скорее насмешит читателя).

Боевыми навыками персонаж тоже не может овладеть просто так. Этому нужно долго учиться. Да и «хрупкая» девушка вряд ли сможет поднять тяжелое оружие и запросто им размахивать. Следует также подумать о том, что это за оружие, и уместно ли оно в данное время и в данной стране.

А вообще, самой большой проблемой, на мой взгляд, является тот факт, что большинство МС могут справиться с любой задачей и преодолеть любые трудности. Их способности просто появляются из ниоткуда (например, неожиданно вырастают крылья и уносят от опасности). Зачем тогда эта опасность была нужна? Чтобы доказать всесильность героя? Об этом тоже стоит подумать. Персонаж может постоять за себя, но он же (особенно девушка) вряд ли сможет побороть трехметрового орка-противника.

Вопрос четвертый. О происхождении.

Откуда же берутся Мэри Сью? Из воображения автора? Возможно, но часто они появляются от ужасающих союзов. Родители при этом совершенно не сочетаются между собой, как тот же орк и фея. Это просто нереально.

Частенько Мэри Сью называют персонажа с трудным прошлым. Почему бы и нет? Но нужно учесть, что если у него травма в прошлом, то сейчас он не может постоянно улыбаться и плясать. Эта боль будет на него действовать всегда. А еще не стоит «заваливать» героя сплошными страданиями, дайте ему хоть немного порадоваться. Что-то приятное всегда происходит в жизни.

Последний пункт номер пять. О сюжете.

Точнее, о сюжетных штампах. Говорят, что если в персонажа мгновенно влюбляются сразу несколько человек, то он – Мэри Сью. Тогда что, получается, что героиня Виктора Гюго Эсмеральда – МС? Тут, на мой взгляд, есть разница: в произведениях многих авторов персонажи влюбляются в Мэри, но на сюжет это никоим образом не влияет, а просто подчеркивает ее привлекательность. Если на этой любви завязан сюжет, то такое возможно.

Бывает и так, что по сюжету персонаж является значимым лицом (министром, депутатом, а в школах – капитаном футбольной команды или старостой), но при этом эта роль ему абсолютно не нужна. Если, конечно, автор не хочет подчеркнуть то, кем он был и кем стал в результате чего-нибудь. А просто так лучше не нагромождать статусов, иначе читатель запутается.

Смерть на руках у возлюбленного/возлюбленной тоже считается признаком Мэри Сью. Но это зависит от мастерства автора. Если он красиво опишет эту сцену (и то, что будет с этим возлюбленным после), так, что читатель будет тронут, то персонажа вряд ли назовут Мэри. Но опять же нужно обоснование для такой смерти. Как это произошло, и почему возлюбленный оказался рядом?

Вывод:

1. Персонаж может быть красивым, но не стоит давать ему личную оценку, даже если Вы очень его любите. Однако на красоте персонажа может быть завязан сюжет, как, например, в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
2. Не стоит наделять персонажа слишком высоким статусом без особой на то причины.
3. Страдания в прошлом всегда отражаются в настоящем, помните это.
4. Даже сюжетные штампы можно красиво преподнести, это зависит от мастерства.
5. Персонаж не всесилен. В случае опасности можно позволить другому спасти его.
6. Одежду персонажу следует подбирать грамотно. То, что годится для официантки, не сгодится для королевы.
7. Всегда думайте, прежде чем создать гибрида. А не получится ли из него немыслимое чудовище?

Всем привет, вы на блоге о фэнтези и фантастике! Сегодня хочу продолжить тему, поднятую в предыдущей статье – о – и рассказать вам о следующем явлении в литературе. На этот раз, куда более старом, устоявшемся и менее спорном.

Мне часто задают вопросы по некоторым жанрам и явлениям. Особенно это касается уже упомянутого бояръ-аниме и Мэри Сью. О первом я уже рассказал, теперь пришла очередь второго.

МС исполнилось 43 года, и за это время приём успел даже деформироваться, и теперь, когда говорят МС, имеют в виду не то, что подразумевалось изначально. Но давайте обо всё по порядку. Начнём с самого термина.

Происхождение и значение

Мэри Сью – это литературный персонаж. Причём, вполне определённый. Так звали героиню у Паула Смита. Он написал пародию (хотя слово «стёб» описывает её более ёмко), в которой фигурировал персонаж по имени Мэри Сью. Это была прекрасная голубоглазая и длинноногая блондинка. Самая красивая девушка во вселенной, при этом, потрясающий гений и она обладала впечатляющей физической формой. Словом – идеализированный образ в квадрате, и помещённый в вакуум.

Пародийность заключалась в высмеивании через образ этого персонажа своих коллег по цеху, которые не чурались использовать персонажей, на чьём месте они представляли самих себя. Поэтому они всегда были красивыми, сильными, благородными… и умными, конечно. Смит же довёл это до абсурда и высмеял таких авторов.

Вот в чём изначально заключалось значение термина «Мэри Сью».

Применение

Сейчас термин используется в таких видах:

Мэри Сью – для героинь.

Марти Стю – для героев.

МС – когда не хотят заморачиваться, не известен пол ГГ или не знают как правильно. Вы теперь знаете. Пишите правильно.

Странно : На самом деле, мне не совсем понятно, почему для мужского ГГ поменялась фамилия. Ладно, Марти вместо Мэри, но почему Стю вместо Сью?

Если кто-то разбирается в этимологии термина лучше меня – отпишитесь.

Помимо негативного контекста, персонаж МС может вводиться для придания повествованию или отдельному эпизоду гротескности и комичности. В таком случае – приём годный и его использование более чем допустимо.

МС как не идеальный образ, а как персонаж с частичным превосходством, зачастую используется в . В таком антураже подобный персонаж выглядит нормально и даже хорошо.

В плохом смысле, МС – это неосознанное воплощение автором своих надежд, мечтаний и несбывшихся ожиданий на бумагу. В результате получается сверхсильный, умный и удачливый персонаж, имеющий невероятный успех у противоположного пола. В таком случае (неосознанного переноса) автор наверняка сильно обидится, если вы скажете, что он пишет чистое Марти Стю/Мэри Сью.

МС в современном смысле

Я бы даже дополнил — «в современном самиздатовском смысле».

Так вот, последние годы понятие МС как идеализированного образа затёрлось, и персонажа могут назвать Марти Стю просто за то, что он обладает большим и плохо обоснованным могуществом. Даже если оно хорошо обосновано – всё равно, могут обозвать. Но это уже частности.

То есть, Рэйстлина Маджере – могущественного чёрного мага из саги «DragonLance» теперь могут назвать МС, хотя его сила уравновешивается страшной болезнью и физической слабостью. И его сила объяснена сюжетно и не является прямо-таки непреодолимой величиной. Но это запущенный случай – называть такого персонажа МС.

И это не есть гуд. Нельзя путать МС и героическое (или эпичное — тут грань тонка и, зачастую, субъективна) фэнтези.

Вот, собственно, и всё. Такое явление как Марти Сью не является чем-то сложным (как многообразие нынешних ) или спорно-странным (как бояръ-аниме). Просто устоявшийся литературный приём. Далеко не всегда идущий во вред произведению.

Разбирайтесь в книгах, смотрите хорошие фильмы! До новых встреч!

В фанфиках

В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации - на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.

Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя. Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.

Персонаж типа «Мэри Сью» чаще всего возникает у автора неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является «Мэри Сью», может казаться автору весьма серьёзным оскорблением. В некоторых случаях, однако, «Мэри Сью» специально вводится в произведение ради комизма и гротеска . Как правило, в этих случаях «мэрисьюшность» доводится до абсурда , но «развернуться» персонажу не дают какие-то обстоятельства (коими являются другие «Мэри Сью», чаще это ближайшие родственники главных героев).

В настольных ролевых играх

См. также

Примечания

Ссылки

  • Paula Smith. A Trekkie’s tale (англ.) первый фанфик с упоминанием имени Мэри-Сью

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мэри Сью" в других словарях:

    - (англ. Mary Sue) принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или… … Википедия

    - (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931–25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли «первой леди» саентологии. У Мэри и Рона … Википедия

    Мэри Сью Хаббард (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931 25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли… … Википедия

    Мэри Сью Хаббард (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931–25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли «первой леди»… … Википедия

    Сью: Сью, Арлен (? 1975) никарагуанская революционерка китайского происхождения, первая и самая молодая женщина мученица СФНО, символ никарагуанского женского движения. Сью, Сьюзи (род. 1957) британская певица и автор песен. См. также … Википедия

    Sue Ellen Ewing Линда Грэй в роли Сью Эллен Юинг в 2012 году. Появление 1.01. Digger s Daughter (2 апреля 1978) Информация Пол женский Возраст 65 Дата рождения 1947 Род занятий Кандидат на пост Губернатора Техаса (20 … Википедия

    Mary Pickford Имя при рождении: Глэдис Луиза Смит Дата рождения: 8 апреля 1892 … Википедия

    Mary Kate Olsen and Ashley Olsen Эшли и Мэри Кейт на кинофестивале Трайбека в апреле 2011 Имя при рождении … Википедия

    Мэри Сью (англ. Mary Sue) принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или… … Википедия

Учительница представила новоприбывшего. Ростом он выделялся среди всех ребят в классе. Красивые густые волосы были настолько чёрными, что отдавали синевато-металлическим оттенком. А выразительные глаза в обрамлении пушистых длинных ресниц смотрели спокойно и властно. При его появлении моё сердце забилось быстрее.

Приблизительно так выглядит типичное появление Марти Сью - завсегдатая фанфиков, а иногда и обладателя собственной полноценной оригинальной истории. Это имя стало нарицательным для героев, обладающих выдающейся внешностью, часто трагическим прошлым и неизменно великим будущим. Они с завидным постоянством спасают Землю (а то и всю Вселенную) от полного уничтожения, попутно влюбляя в себя всех особей противоположного пола, чудесным образом получают все мыслимые и немыслимые способности и невредимыми выходят из всех перипетий, не забывая при этом героическим усилием воли справиться с последствиями трудного детства.

У нашего героя есть и женская ипостась - Мэри Сью. Откуда они взялись? Почему получили такие имена? И можно ли любого персонажа обладающего привлекательной внешностью и особенными талантами автоматически заклеймить как Марти Сью?

Рождение образа

Первой в литературе появилась Мэри Сью. В далёком 1973 году она лёгкой поступью поднялась на мостик космического корабля во вселенной "Стар Трека" и с лёгкой руки автора фанфика Полы Смит осталась в анналах истории своеобразным эталоном безвкусного и аляпистого приукрашивания персонажа. Её героиня (англ. Mary Sue) пятнадцати лет от роду моментально покорила всех членов экипажа своей неземной красотой и экстраординарными способностями, порешала все проблемы, заткнув за пояс бывалых волков космических трасс, и трагически ушла из жизни во цвете тех же пятнадцати лет под скорбный плач влюблённых в неё мужчин.

Справедливости ради стоит отметить, что свой рассказ писала именно как пародию на набиравшие популярность фанфики, пестревшие не проработанными персонажами. Это получилось у неё настолько хорошо, что имя Мэри стали использовать, как пренебрежительное название главной героини. А персонажа мужского пола с подобными качествами прозвали Марти, сохранив ту же фамилию. Хотя в русском написании можно встретить и вариант Марти Стью.

Что в имени тебе моём?

Среди явных отличительных черт литературного Марти часто выделяется сложное, вычурное и нелогичное имя. Какой-нибудь Марк Антонио Хесус фон Киото запросто может обитать в затерянном селении или, на худой конец, быть ирландским переселенцем на Диком Западе. При этом близкие друзья будут звать его Ники. Бессвязность и непоследовательность в описании - это вообще главный отличительный признак Марти Сью.

Также автор часто использует своё личное имя или его производные. Происходит это по двум основным причинам: во-первых, так проще, а во-вторых, часто неопытный автор списывает главного героя с себя, и в этом случае собственное имя выглядит как нельзя более органично.

Редкое и запутанное генеалогическое древо

Подстать пышному имени прописывается и запутанная родословная главного героя. Он просто не может быть сыном простых смертных. Как минимум в роду должны оказаться аристократы с голубой кровью (ещё чаще он окажется прямым наследником престола). А в фэнтезийных мирах от смешения разной крови голова идёт кругом. Задуматься же об истории любви родителей, а ранее бабушек и дедушек этого самого героя и вовсе страшно. Потому что от союза вампира с дриадой каким-то образом происходит ангел, а в браке самки оборотня и полубога рождается маг, сыном которого и окажется наш Марти.

Чаще всего родители трагически гибнут на первых годах жизни своего чада, желательно на глазах этого самого чада. Так у него появляется смысл жизни (читай: навязчивая идея) - найти и отомстить обидчикам в особо жёсткой форме.

Ослепительная внешность

Выглядит Марти непременно сногсшибательно. Причём сшибаются буквально все в пределах видимости, часто независимо от половой принадлежности и сексуальной ориентации. Все положительные персонажи Марти боготворят, а отрицательные люто ненавидят. Ибо завидуют! Что же им бедолагам ещё делать остаётся?

Рост героя обязательно должен быть выше среднего. Фигура Аполлона, на теле ни единого шрама (однако допускаются татуировки, особенно если они со скрытым смыслом), плечи широкие. Глаза обязательно описываются особенно тщательно и подробно. Они непременно выразительные, пронзительные, мечтательные, а заодно и гипнотизирующие. Волосы, как правило, длинные и густые самых невообразимых оттенков от иссиня-чёрного до кислотно-жёлтого, но никоим образом не обычного русого или каштанового. Такой вот "аццкий" Марти Сью вырисовывается.

Яркая личность

Характер Марти заслуживает особого внимания. Средних значений и полутонов у этого персонажа просто не бывает. А как же иначе? Он ведь такой исключительный! Поэтому наш герой непременно либо невыносимо добр и внимателен ко всему сущему (кроме тех, кому должен отомстить, конечно же), либо злобен и жесток (но внутри всё равно невыносимо добр, просто до этой доброты докопаться нужно).

Подобная двойственность возникает часто из-за того, что автор чрезмерно сосредоточен на герое. У него всё должно быть самое-самое! А что до элементарной аргументации его действий или их логичной последовательности, всё списывается на неординарность и непогрешимость персонажа.

Мастер боевых искусств

Сражается Марти умело и со вкусом. Он умеет мастерски обращаться практически с любым оружием, а при необходимости превратит в оружие любые подручные средства. В рукопашном бою он также неизменно хорош. Кроме обычных техник, в его арсенале непременно найдутся секретные приёмы, передаваемые из поколения в поколение или показанные ему мудрым наставником. Если действие происходит в мире, где присутствует магия, то герой непременно будет в совершенстве владеть какой-нибудь из доступных сил, а в особо запущенных случаях - и всеми сразу.

Укротитель всего живого

Марти Сью без труда найдёт общий язык с любым представителем животного мира. Среди его спутников часто оказывается любимец, преданный исключительно своему хозяину и верно защищающий последнего от всего окружающего мира. Как минимум, это будет волк или другой экзотический хищник. Часто в роли зверька может выступать дракон или неизвестный гибрид совершенно несовместимых хищников.

Однако не всё то Марти, что обладает уникальными способностями или симпатией окружающих. Часто, для безошибочного определения в фанфике или оригинальном произведении Марти Сью, характеристика персонажа будет даже не самым важным, хотя и существенным фактором.

Главным отличием хорошего проработанного героя от картонного и непродуманного Марти является причинно-следственная связь (и, соответственно, её отсутствие). Например, если главный герой добился вершин мастерства фехтования благодаря годам упорных тренировок под руководством опытного учителя, то нет ничего удивительного, что он будет побеждать в сражениях. Но если очередной попаданец из нашего мира в фэнтезийный, в жизни не крутивший в руках ничего тяжелее шариковой ручки, впервые схватив меч, сходу разгоняет небольшой отряд регулярного войска, то перед вами классический случай «сьюшности» в её тяжёлом проявлении.

Гарри Поттер под подозрением

Бывает, среди фанатов разгораются горячие дискуссии в связи с любимыми героями. К примеру: является ли Гарри Поттер Марти Сью? И действительно, при беглом взгляде можно легко согласиться с этим утверждением.

Судите сами: простой школьник все семь лет тянет на себе сюжет, за ним упорно гоняется главный антагонист, но Гарри всегда удаётся выйти победителем. Но если разобраться внимательнее, то вырисовывается совсем другая картина.

Во-первых, Гарри далеко не идеал в учёбе. Да, в старших классах он обучает других учеников магическим приёмам, но знает он их не потому, что это пришло каким-то чудесным образом, а потому, что ему пришлось применять эти заклинания в реальной жизни. И его им специально обучали. Гарри допускает ошибки, у него есть свои слабости, а то, что он умеет, является результатом немалых усилий с его стороны.

Обвинение Гермионы

Ещё более ярые обвинения в «мэрисьюшности» выпадают на другую героиню этой вселенной - Гермиону Грейнджер. Мол, и умница, и красавица, и всезнайка… Да и сама Джоанна Роулинг не скрывает, что этого персонажа она писала с себя (а личная проекция автора на героя - один из явных показателей Мэри Сью).

Однако, опять-таки, просто каких-то отдельных единичных показателей мало для того, чтобы заклеймить героиню нелестным прозвищем Мэри Сью. Даже сама Роулинг отнюдь не идеализирует Грейнджер. Вспомните, в первой книге с маленькой зазнайкой вообще никто дружить не хотел, включая Гарри и Рона. Впоследствии Гермиона не раз откровенно садилась в лужу, ну а «обвинения» в красоте, вообще могут относиться только к актрисе Эмме Уотсон, потому что по книге первой красавицей Гермиона отнюдь не была. Даже её пресловутое всезнайство имеет твёрдое обоснование - девочка все каникулы тратит на подготовку к учебному году, чуть ли не наизусть зазубривая учебники.

Признаки «сьюшности» в Наруто

А вот во вселенной аниме «Наруто» Марти Сью - частые гости. К примеру, в Саске Учиха влюблены практически все особи женского пола. Причём сам он для этого ничего не делает. Кроме того, Саске отличается невероятными успехами в обучении. В первом же сражении с демонами совсем юный и неопытный ученик не просто вступает в бой и даёт достойный отпор врагам, но, по словам Наруто, делает это играючи, даже не вспотев.

Сам Наруто тоже не пасёт задних. Его успехи в обучении головокружительны, а количеству друзей позавидует любой герой. Популярность этого аниме-сериала, а также особенности прорисовки персонажей породили множество фанфиков, в которых Марти и Мэри Сью расцвели пышным цветом. Не исключение и пародийные жанры.

Мэри Сью в качестве комедийного персонажа

На благодатной почве фанфиков и самиздата проросли семена отдельного самостоятельного гротескного жанра, в котором персонажи намеренно прорисовываются с гипертрофированными признаками «сьюоидов». Талантливые авторы ухитряются даже ставить этих суперперсонажей в такие ситуации, которые не разруливают даже суперспособности, и это добавляет ещё больше комизма в представленный юмористический жанр.

Главные отличительные признаки

  • своим часто вычурным именем и громким прозвищем (приставки фон, де и прочие приветствуются, даже если речь идёт о сыне крестьянина);
  • невероятно эффектной внешностью без единого недостатка (загар обязательно ровный, никаких шрамов или мозолей);
  • сексуальные победы героя соперничают лишь со списком поверженных им врагов (ибо в Марти Сью обязаны влюбиться все);
  • уровень владения оружием чуть выше абсолютного совершенства (сюда смело можно включать все магические или сверхъестественные навыки);
  • с героем либо хотят дружить, либо яростно ненавидят (как правило, вследствие зависти к его способностям и успехам);
  • проблемы и трудности решаются либо непосредственно благодаря гениальности героя, либо в результате счастливого стечения обстоятельств;
  • герою прощается буквально всё (дерзость, жестокость и несправедливость);
  • многочисленные добродетели героя нередко противоречат сами себе (неизменная доброта ко всему живому мирно соседствует с решимостью уничтожить любого, посягнувшего на что-то дорогое для Марти).