Здоровье

Методология проектирования.

В основе RUP лежат следующие принципы:

  • Ранняя идентификация и непрерывное (до окончания проекта) устранение основных рисков.

  • Концентрация на выполнении требований заказчиков к исполняемой программе (анализ и построение модели прецедентов (вариантов использования)).

  • Ожидание изменений в требованиях, проектных решениях и реализации в процессе разработки.

  • Компонентная архитектура, реализуемая и тестируемая на ранних стадиях проекта.

  • Постоянное обеспечение качества на всех этапах разработки проекта (продукта).

  • Работа над проектом в сплочённой команде, ключевая роль в которой принадлежит архитекторам.

Жизненный цикл разработки

RUP использует итеративную модель разработки. В конце каждой итерации (в идеале продолжающейся от 2 до 6 недель) проектная команда должна достичь запланированных на данную итерацию целей, создать или доработать проектные артефакты и получить промежуточную, но функциональную версию конечного продукта. Итеративная разработка позволяет быстро реагировать на меняющиеся требования, обнаруживать и устранять риски на ранних стадиях проекта, а также эффективно контролировать качество создаваемого продукта.

Полный жизненный цикл разработки продукта состоит из четырех фаз, каждая из которых включает в себя одну или несколько итераций:

Графическое представление процесса разработки по RUP


  1. Анализ объекта автоматизации. Методологии анализа. ARIS.
ARIS (акроним от англ. Architecture of Integrated Information Systems ) - методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. Продукт и методология принадлежат немецкой компании Software AG как результат поглощения компании IDS Scheer автора методологии Августа-Вильгельма Шеера (нем. August-Wilhelm Scheer ).

Методология

Среди большого количества возможных методов описания можно выделить следующие:

  1. eEPC (англ. extended event-driven process chain ) - метод описания процессов;

  2. ERM (англ. entity - relationship model ) - модель «сущность-связь» для описания структуры данных;

  3. UML (англ. unified modeling language ) - объектно-ориентированный язык моделирования.
Технология ARIS Script позволяет в автоматическом режиме производить:

  1. Формирование нормативных документов на основании моделей ARIS (например, паспорт процесса, регламент процесса).

  2. Формирование аналитических отчётов на основании моделей ARIS.

  3. Интеграцию ARIS Toolset с другими приложениями и базами данных.

  4. Формирование базы моделей ARIS на основании готовых спецификаций.

Концепция архитектуры ARIS.

Архитектура ARIS создает основу для разработки и оптимизации интегрированных информационных систем, а также для описания их реализации. Выбор уровней и типов описаний формирует архитектуру ARIS, которая используется в качестве модели для построения процессов, связанных с управлением бизнесом, их анализа и оценки.

Типы моделей.

В ARIS представлены более 100 видов моделей. Как выбрать наиболее подходящие с точки зрения подхода к описанию деятельности предприятия?

Как правило, в основе описания бизнес-процессов лежат цепочки процессов. Цепочки могут описаны как диаграммой VAD, которая рассматривает процесс со стратегических точек зрения и детальные диаграммы eEPC (от Extended Process Chain - расширенная цепочка процесса). eEPC-диаграммы являются стержнем, который описывает ход каждого процесса на предприятии (конечно когда рассматривается процессный аспект деятельности).

Потребности в моделировании организационно-штатных структур покрывают различные диаграммы, в том числе диаграмма Organization Chart - модель орг. структуры предприятия.

Потребности в моделировании данных и информационных хранилищ могут быть обеспечены при использовании всевозможных ERM- и UML-диаграмм. Эти диаграммы дают полное представление о структуре данных и составе информационных средств предприятия.

Функциональные модели предназначены для моделирования функциональной структуры, когда процессный подход не применим или недостаточно укрепил позиции в организации.

Существуют модели выходов/управления, которые не рассматриваются в программных средствах ARIS, но занимают не менее важное место в процессе моделирования. Эти диаграммы содержатся в других разделах и в каждой части здания ARIS есть свои диаграммы выходов и управления.

Некоторые диаграммы невозможно отнести к тому или иному признаку, т.к. их характеристики подпадают под многие параметры. В этом случае в ARIS активно практикуется метод "свободного" моделирования, когда используются те диаграммы, которые интуитивно понятны, как специалистам в области консалтинга, так и руководству и программистам, реализующим отдельные программные модули.

Таким образом, мы зафиксировали в архитектуре ARIS набор типов моделей, каждая из которых «расписывается » по уровням. Вместе с описанием проблем бизнеса, которое служит стартовой точкой для анализа, они составляют тринадцать компонент архитектуры ARIS. Теперь необходимо выбрать и представить методы описания каждой компоненты архитектуры.

Критерии для выбора этих методов следующие:


  • простота и выразительность средств изображения,

  • поддержка смыслового содержания, для отображения специфики предмета,

  • возможность использования полного набора методов для различных типов приложений,

  • степень знакомства с методами и наличие необходимой литературы,

  • определенная степень независимости методов от технической реализации в информационных и коммуникационных системах.
Всем этим характеристикам удовлетворяет программное обеспечение ARIS компании IDs Sheer.

ARIS - это одновременно и нотация, и методология, и программный продукт, и архитектура. Когда говорят ARIS, то человек, прочитавший данную статью и другие книги, например, выпущенные компаниями "Весть-Мета Технология" и "Логика Бизнеса", всегда уточнит, о чем идет речь.

20 . Процессы проектирования. Проектирование системной архитектуры.

Проектирование - процесс разработки проекта , то есть комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Проектирование - длительный процесс и включает этапы от подготовки технического задания до испытания опытных образцов.

Проектирование, независимо от его содержания, это составная часть планирования.

Объектом проектирования может быть материальный предмет, выполнение работы, оказание услуги.

Проектирование обладает своей методологией , которая включает структуру деятельности, принципы и нормы деятельности, субъектов , объект и его модели , методы и др.

Системное проектирование комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования. Системное проектирование основывается на тщательном совместном рассмотрении объекта(модели, элементная база) проектирования и процесса(структура, принципы,законы,методы) проектирования, которые в свою очередь включают ещё ряд важных частей,

21. ПП. Методики описания системной архитектуры.

Системное проектирование должно базироваться на системном подходе. На сегодняшний день нельзя утверждать, что известен его полный состав и содержание применительно к проектной деятельности, однако можно сформулировать наиболее важные из них:


  • Практическая полезность:

    • деятельность должна быть целенаправленной , устремленной на удовлетворение действительных потребностей реального потребителя или определенной социальной, возрастной или иной групп людей;

    • деятельность должна быть целесообразной . Важно вскрыть причины, препятствующие использованию существующих объектов для удовлетворения новых потребностей, выявить вызывающие их ключевые противоречия и сконцентрировать усилия на решении главных задач;

    • деятельность должна быть обоснованной и эффективной . Разумным будет использование не любого решения задачи, а поиск оптимального варианта ;

  • Единство составных частей:

    • целесообразно любой объект, сложный ли он или простой, рассматривать как систему , внутри которой можно выделить логически связанные более простые части - подсистемы , единство частных свойств которых и образует качественно новые свойства объекта-системы;

    • разрабатываемые объекты предназначены для людей, ими создаются и эксплуатируются. Поэтому человек также обязан рассматриваться в качестве одной из взаимодействующих систем. При этом должно приниматься во внимание не только физическое взаимодействие, но и духовно-эстетическое воздействие;

    • внешняя, или как её ещё называют - жизненная среда , также должна рассматриваться в качестве системы, взаимосвязанной с проектируемым объектом;

  • Изменяемость во времени:

    • учёт этапов жизненного цикла объекта;

    • учёт истории и перспектив развития и применения разрабатываемого объекта, а также областей науки и техники, на достижениях которых базируются соответствующие разработки.

22. ПП. Архитектурные стили и шаблоны проектирования.

Шаблон (нем. Schablone) - в строительстве приспособление или инструмент для вытягивания профильного карниза.

Шаблоны проектирования (паттерн, англ. design pattern) - это многократно применяемая архитектурная конструкция, предоставляющая решение общей проблемы проектирования в рамках конкретного контекста и описывающая значимость этого решения. Паттерн не является законченным образцом проекта, который может быть прямо преобразован в код, скорее это описание или образец для того, как решить задачу, таким образом, чтобы это можно было использовать в различных ситуациях. Объектно-ориентированные шаблоны зачастую показывают отношения и взаимодействия между классами или объектами, без определения того, какие конечные классы или объекты приложения будут использоваться. Алгоритмы не рассматриваются как шаблоны, так как они решают задачи вычисления, а не проектирования.

В 70-х годах двадцатого века архитектор Кристофер Александер (Christopher Alexander) составил набор шаблонов проектирования. В области архитектуры эта идея не получила такого развития, как позже в области программной разработки.
Архитектурный стиль, иногда называемый архитектурным шаблоном – это набор принципов, высокоуровневая схема, обеспечивающая абстрактную инфраструктуру для семейства систем. Архитектурный стиль улучшает секционирование и способствует повторному использованию дизайна благодаря обеспечению решений часто встречающихся проблем. Архитектурные стили и шаблоны можно рассматривать как набор принципов, формирующих приложение.
К ним относят такие шаблоны как клиент/сервер, многоуровневая архитектура, компонентная архитектура, архитектура, основанная на шине сообщений, и сервисно-ориентированная
В следующей таблице перечислены основные фокусные области и соответствующие архитектурные стили.
архитектура

23. ПП. Проектирование информационной архитектуры.

Информационная архитектура – систематизация информационного содержимого сайта и навигации по нему.

Цель информационной архитектуры – упрощение поиска нужной информации при помощи грамотно размещенных гиперссылок и организация комфортного пребывания посетителя на сайте.

Проектирование информационной архитектуры состоит из анализа содержимого ресурса и процесса разработки его структуры, которая будет помогать пользователю, находить необходимую информацию (например, поиск нужного товара, получение ответа на вопрос и др.).

Сайт, имеющий правильно спроектированную информационную архитектуру, имеет следующие достоинства:


  • высокое положение в индексе поисковых систем: информационная архитектура выделяет ключевые элементы, используемые поисковыми системами для вычисления релевантности страниц (например, названия страниц, ключевые слова и фразы, названия каталогов, файлов и др.);

  • улучшение Usability: информационная архитектура упрощает работу с ресурсом (оптимальное расположение ключевых элементов навигации);

  • файлы удобно размещены и разбиты по категориям, как следствие, меньше затрачивается времени на их поиск;

  • пропадает необходимость полного обновления сайта при добавлении новых материалов.
24. ПП. Построение ER модели. Виды нотаций.

Модель сущность-связь (ER -модель) (англ. entity - relationship model , ERM) - модель данных , позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области .

ER-модель используется при высокоуровневом (концептуальном) проектировании баз данных . С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями.

ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма сущность-связь (ER -диаграмма)

Нотация Питера Чена

Множества сущностей изображаются в виде прямоугольников, множества отношений изображаются в виде ромбов. Если сущность участвует в отношении, они связаны линией. Если отношение не является обязательным, то линия пунктирная. Атрибуты изображаются в виде овалов и связываются линией с одним отношением или с одной сущностью.

Процесс формирования логической модели включает в себя следующие работы:


  • определение атрибутов (Attributes);

  • уточнение состава сущностей области хранения детальных данных (System of Records);

  • сопоставление данных систем-источников атрибутам сущностей логической модели данных;

  • определение иерархий (Hierarchy);

  • определение состава и типов медленно меняющихся измерений (SCD);

  • определение основных бизнес-запросов (Business Queries) - групп запросов пользователей к определенному набору данных;

  • проведение GAP-анализа:

    • анализ логической модели (с учетом имеющихся данных в системах-источниках) на предмет выявления требований, которые не могут быть удовлетворены;

    • принятие решений по требованиям, которые не могут быть удовлетворены;

  • определение состава и структуры агрегатов (Summary Area), витрин данных (Data Marts);

  • определение состава значений (Domains) для измерений и иерархий;

  • формирование рабочего документа с описанием логической модели;

  • проведение внешнего аудита модели - сопоставление логической модели и требований на уровне показателей;

  • согласование логической модели с функциональными специалистами Заказчика.
26. ПП. Построение физической модели данных.

Физическое проектирование - создание схемы базы данных для конкретной СУБД . Специфика конкретной СУБД может включать в себя ограничения на именование объектов базы данных, ограничения на поддерживаемые типы данных и т.п. Кроме того, специфика конкретной СУБД при физическом проектировании включает выбор решений, связанных с физической средой хранения данных (выбор методов управления дисковой памятью, разделение БД по файлам и устройствам, методов доступа к данным), создание индексов и т.д.

Процесс формирования физической модели заключается в:


  • определении правил наименования объектов базы данных;

  • разработке объектов хранения (таблиц, материализованных представлений, кубов и т.п.);

  • определении состава полей (Columns) и их типов данных (Data Types);

  • формирование первичных (Primary Keys) и внешних ключей (Foreign Keys);

  • уточнении состава значений (Domains) для измерений и иерархий;

  • проектирование состава и структуры разделов (Partitions), индексов (Indexes), последовательностей (Sequences) и т.д.

  • формирование рабочего документа с описанием физической модели;

  • согласование физической модели с техническими специалистами Заказчика.
27. ПП. Шаблоны информационной архитектуры.
Мы уже отмечали выше актуальность интеграции приложений и использования общих компонент информационных систем (сервисов). Отражением этого факта является существующая тенденция выделения данных аспектов в отдельные области архитектуры предприятия. Существенную роль при реализации этих областей играют стандартизованные элементы.

Подобно тому, как проект здания может включать в себя элементы ранее созданных конструкций, так и реализация поддержки бизнес-процесса в информационной системе может использовать уже известные фрагменты программного кода и/или типовые конфигурации оборудования. Это позволяет, с одной стороны, значительно сократить сроки выполнения решения, с другой – уменьшить риски за счет использования фрагментов, проверенных на практике. Фактически речь идет о выборе и использовании подходящих шаблонов (patterns). Английский термин "pattern" имеет различные варианты перевода, в том числе "образец", "шаблон" и т.п. В данном случае мы будем использовать русский термин "шаблон", оставляя кальку "паттерн" для обозначения аналогичных объектов в области программной архитектуры. Шаблоны являются как бы проверенными способами построения какой-то части системы.

Одним из удачных определений шаблонов является следующее: "Шаблон – это общее решение некоторой повторяющейся проблемы в определенном контексте" .


Рис. 7.7. Шаблон – решение проблемы в контексте

То есть важным аспектом, связанным с шаблонами, является то, что они сопровождаются определенными обоснованиями того, почему данное решение является хорошим в условиях заданного контекста. Шаблоны являются следующим шагом в понимании и применении моделей. Шаблон показывает, что делает некоторую модель хорошим решением и как создать некоторое решение для определенной проблемы.

Осознание важности шаблонов привело к тому, что, например, методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного "слоя" архитектуры.

Использование шаблонов имеет явные корни в строительной архитектуре. Определяющий вклад в формирование исходного понятия "pattern" принадлежит известному архитектору Кристоферу Александеру. В своей фундаментальной работе 1987 года он выделил более 250 типовых архитектурных решений, таких как лестницы, альковы, связи между офисами и др. Согласно Александеру, каждый такой прототип фактически определяет рекомендуемое решение отдельной проблемы в фиксированном контексте. В оригинале Александер выделяет контекст, воздействующие силы и особенности применения данного шаблона. В соответствии с аллегорическим комментарием Коупа, описание шаблона – это пьеса. Контекст задает место действия и определяет актеров, силы плетут заговор, найденное решение обеспечивает Катарсис.

Исходной целью этих работ Александера была не разработка каких-то новых идей, а, напротив, анализ накопленного опыта строительства – как отдельных зданий, так и целых городов – с целью выявления удачных архитектурных решений и способствовавших этому факторов. Конечно, критерии определения удачности в данной области во многом субъективны, так как зависят от общества, использующего данные постройки. В области информационных технологий такими критериями могут быть полнота выполнения требований, долговечность, эффективность реализации, а также, в соответствии с , ориентация, прежде всего, на расширение, а не на ограничение возможностей организации. Еще одним важным понятием из строительной архитектуры, которое нашло свое отражение в сфере информационных технологий, стал язык шаблонов (Pattern Language). В соответствии с определением Коупа, он является коллекцией взаимодействующих между собой шаблонов, образующих систему.

В приведенном выше определении шаблона имеется три ключевых словосочетания:


  • Общее решение. Это означает, что шаблон не дает полного законченного решения. Он, скорее, определяет класс проблемы и то, как эта проблема может быть решена с использованием определенного подхода, с демонстрацией аргументов в пользу этого подхода. Сила шаблона состоит в том, что он сформулирован на достаточно высоком уровне абстракции, чтобы быть использованным в большом количестве ситуаций;

  • Повторяющаяся проблема. Это означает, что шаблоны используются в тех случаях, когда проблема не является уникальной, и они наиболее полезны для решения часто встречающихся проблем;

  • Определенный контекст. Это означает, что шаблон обеспечивает решение проблемы, границы которой в общих чертах определены. Понимая условия, в которых предлагаемое решение в форме шаблона является хорошим, вы далее строите свое собственное решение на основе этого шаблона.
В области информационных технологий первоначально шаблоны получили признание в области программной архитектуры. В широко известной работе группы авторов (которых в англоязычной литературе по числу авторов книги часто называют "бандой четырех") описаны типовые конструкции для объектно-ориентированных языков программирования, таких как C++. Большое количество ссылок по данной тематике и примеров приведены на http://www.patterns.com. Но оказывается, что понятие шаблона оказывается весьма эффективно и в области архитектуры предприятия в целом!

В отношении информационных технологий можно сказать, что шаблоны являются логическими моделями технологий: это проектировочные идеи, которые могут быть многократно использованы в рамках предприятия в целом . Как правило, эти решения служат, в каком-то смысле, индустриальными стандартами и обычно существуют продолжительное время. Их можно рассматривать как некоторые схемы, которые определяют компоненты решения, т.е. логический уровень проектирования (например, сервер данных или сервер приложений), и которые показывают роли, взаимодействия и связи компонент на этом уровне абстракции.

Когда мы говорим о шаблонах, то речь не идет о конкретных моделях аппаратного или программного обеспечения. Как проиллюстрировано рисунком 7.8, интерес представляет другое: как серверы взаимодействуют между собой и как они совместно обеспечивают работу с системой клиента, использующего персональный компьютер? Какие роли играет каждый компонент? Какие типы коммуникаций необходимы между ними?


Рис. 7.8. Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой

Важность шаблонов для архитектуры предприятия в целом обусловлена следующими причинами:


  • если используются корректные шаблоны, то вероятность получения адекватно работающей физической реализации архитектуры возрастает;

  • разработка и использование шаблонов в рамках предприятия в целом обеспечивает преимущества, связанные с их многократным использованием для решения различных проблем. Это дает архитекторам возможности по использованию опыта и стандартизации решений при создании новых систем;

  • использование шаблонов отделяет логический уровень от физического уровня архитектуры. Это позволяет создать долговременно работающие решения и придает гибкость, поскольку на последующем этапе эти достаточно постоянные конструкции могут быть связаны с конкретными технологическими решениями.
Можно сказать, что архитектурные концепции (методики) и шаблоны являются двумя инструментами для успешного, быстрого, эффективного с точки зрения затрат создания моделей и реализации систем с минимальными рисками. Принято идентифицировать шаблоны, которые относятся к различным доменам архитектуры (бизнес-шаблоны, шаблоны инфраструктуры и т.д.) и различным уровням абстракции архитектуры.


Рис. 7.9. Архитектура, шаблоны и модели

В рамках предприятия целесообразно создать репозиторий шаблонов. Характерное для предприятия число различных шаблонов составляет порядка 30. Это включает шаблоны использования унаследованных и старых клиент/серверных систем, модели для будущей архитектуры (например, сервис-ориентированной) и т.д.

Описание шаблонов может выполняться с различной степенью детализации и соответствия реальным условиям. В зависимости от этого уровня можно рассматривать элементы языка шаблонов различной степени абстракции – идиомы, шаблоны дизайна (design patterns) и рамочные модели (frameworks). При этом идиомы представляют собой шаблоны самого "низкого уровня", которые зависят от конкретной технологии. Шаблоны дизайна обладают определенной независимостью, но в то же время не могут рассматриваться как система в целом. Хорошим примером являются шаблоны стандартных классов. Например, понятие "Фабрики Объектов" в объектно-ориентированных приложениях, вообще говоря, не зависит от выбора конкретного языка программирования и может быть реализовано схожим образом и на С++, и на Java. Наконец, рамочные модели представляют собой "частично законченные" системы, которые либо демонстрируют наиболее принципиальные элементы реализации, либо являются полностью работоспособными системами для определенных упрощенных, ограниченных или идеализированных внешних условий. Эти модели могут быть использованы как основа для специализированных доработок, а также для быстрого создания модели системы в целом на основе таких отдельных компонент.

Далее концепция шаблонов была расширена и в область инфраструктуры, так что теперь можно вести речь о соответствующих комплексных программно-аппаратных решениях. Для нашего рассмотрения наибольший интерес представляют шаблоны достаточно высокого уровня. Применение таких решений значительно облегчает задачу реализации новых элементов информационных систем. Каждый такой шаблон может объединять конкретное прикладное ПО, операционную систему, сервер СУБД, аппаратную платформу или несколько распределенных платформ, интерфейсы, метаданные и т.п. Типичными примерами являются шаблон B2B (Business-to-Business) для взаимодействия с Клиентами/Поставщиками или B2E (Business-to-Employee), описывающий взаимодействие между информационной системой и сотрудниками.

Инфраструктурные шаблоны можно определить как стандартизированный набор требований, компонент и сервисов, которые в совокупности формируют необходимую адекватную инфраструктуру для данной прикладной системы и реализации логики бизнес-процессов . Рисунок 7.10 иллюстрирует общее определение инфраструктурного шаблона в форме многоуровневой классификации функций и примерного списка технологических компонент на каждом уровне.


Рис. 7.10. Пример инфраструктурного шаблона

Организация инфраструктуры с помощью набора шаблонов позволяет единообразно определять компоненты и функциональные возможности, в результате чего эта часть ИТ-инфраструктуры может многократно использоваться для различных типов прикладных систем, имеющих общие требования к инфраструктуре. Это соответствует тому принципу, который мы сформулировали в лекции 6 , когда говорили о том, что различные стили и типы прикладных систем и бизнес-процессов предъявляют различные требования к инфраструктуре. Таким образом, вместо того, чтобы строить инфраструктуру для каждого приложения, ее разрабатывают как набор нескольких шаблонов, каждый из которых оптимально предназначен для определенной группы прикладных систем так, как показано на рис. 7.11.


Рис. 7.11. От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны

Большой интерес при создании бизнес-архитектуры предприятия представляют бизнес-шаблоны. В соответствии с описание бизнес-шаблона включает:


  • описание поддерживаемой бизнес-функции;

  • данные, которые требуются для выполнения описанной бизнес-функции;

  • бизнес-компоненты, которые являются представлением данных и функций бизнеса на языке информационных технологий;

  • возможно, описание инфраструктуры, которая необходима для поддержки функций, данных и компонент.
Заинтересованным в этом вопросе читателям мы рекомендуем статью , которая опубликована в журнале Microsoft, посвященном вопросам архитектуры; в электронном виде публикацию можно найти по адресу http://msdn.microsoft.com/architecture/journ/.

В качестве другого примера рассмотрим возможности предложенных компанией IBM "шаблонов для электронного бизнеса" .

Так как практически все приложения для электронного бизнеса сталкиваются с необходимостью решения таких вопросов, как масштабируемость, надежность, доступность, безопасность, то представляется, что использование относительно небольшого числа стандартизованных решений может оказаться полезным. Эти решения можно, в свою очередь, подразделить в зависимости от уровня абстракции – соответственно на бизнес-шаблоны, архитектурные шаблоны, шаблоны уровня приложений и т.п. При этом:


  • бизнес-шаблоны (Business pattern) предназначены для описания взаимодействия между участниками процесса;

  • шаблоны дизайна (Design pattern) отражают внутреннюю компонентную структуру системы;

  • шаблоны уровня приложений (Application pattern) определяют различные варианты взаимодействия между пользователями, приложениями и данными в системе, а также соответствующий прототип уровня выполнения;

  • шаблоны уровня выполнения (Runtime pattern) описывают привязку компонент системы к физическим узлам и определяют конкретные возможные продукты и их комбинации.
В соответствии с предлагаемой схемой выделяются 4 основных бизнес-шаблона (см. табл. 7.1).

Кроме этого, выделяют также два служебных шаблона: соответственно интеграции доступа и интеграции приложений.

Эти шаблоны предназначены для описания таких типовых областей, как:


  • интерактивная – взаимодействие пользователя с предприятием (например, продажа товаров и услуг не по каталогам) – U2B;

  • программное взаимодействие между приложениями различных предприятий (B2B);

  • коллективная работа пользователей, включая электронную почту, обмен мгновенными сообщениями, общие форумы и т.п. – U2U;

  • поиск информации в каталогах и базах данных, анализ данных, подписки – U2D;

  • взаимодействие между приложениями "в рамках предприятия", в том числе и не обязательно с использованием web-интерфейсов;

  • централизованный доступ к системе на уровне выбранного интерфейса (портал) или на более общем уровне (Web, речевая телефония, мобильные устройства и т.п.);

  • обеспечение безопасности.
Шаблоны могут быть использованы по отдельности или в комбинации при реализации более сложных комплексных решений. Для идентификации классов этих решений общеупотребительным стали аббревиатуры, использующие сходное звучание в английском языке цифры 2 и отношения между двумя сторонами – системы типа B2B, B2C и т.д. Например, традиционный электронный магазин (B2C) может включать элементы прототипов U2D (User-to-Data – работа пользователя с каталогом товаров), U2B (User-to-Business – оформление заказа), U2U (User-to-User – консультация у продавца или обращение в службу поддержки).

Для реализации на практике единой архитектуры предприятия особое значение приобретают шаблоны интеграции приложений. Прежде всего, стоит выделить две категории, связанные с уровнем реализации взаимодействия, – интеграция на уровне процессов и интеграция на уровне данных. Первая категория используется, если данные из одного процесса непосредственно используются в другом процессе, связанном с первым. Примером может служить использование средств обмена сообщениями для гарантированной доставки данных из филиала банка в центральное отделение. Другая категория связана с синхронизацией данных между несвязанными непосредственно между собой процессами (например, загрузка агрегированных данных из системы биллинга клиентов в систему управления маркетингом).

Собственно шаблоны строятся на основе набора предварительно определяемых общих служб, которые могут входить в шаблон в необходимой комбинации. Примерами таких общих служб могут являться:


  • преобразование данных (в частности, объединение/разделение, подстановки, округления, перевод c языка на язык, использование XSL для преобразования XML->XML и т п);

  • маршрутизация сообщений (в том числе оптимизация маршрута, мультипликация/демультипликация для доставки один-ко-многим, динамическая маршрутизация в зависимости от содержания и т.п.);

  • гарантированная доставка;

  • репозиторий сообщений и метаданных;

  • управление транзакциями, в том числе распределенными;

  • планирование задач и активностей;

  • журналирование и аудит;

  • управление нагрузкой (в том числе поддержка кластеров, динамическая балансировка, горячая замена и т.п.);

  • управление системами, в том числе обнаружение ошибок, мониторинг параметров;

  • служба каталогов;

  • безопасность, включая шифрование данных.
Аналогичные архитектурные шаблоны в терминологии Microsoft представляют собой Решения уровня предприятия . Они группируются в виде специальной модели в соответствии с уровнем абстракции и архитектурным доменом (см. рис. 7.12).


Рис. 7.12. Категоризация архитектурных шаблонов Microsoft

При этом область шаблонов как бы "ограничена сверху" за счет включения в рассмотрение только реляционных баз данных, многоуровневой (layered) архитектуры объектно-ориентированных приложений и N-звенных систем. За счет такого ограничения (в частности, из рассмотрения исключены OLAP-системы и монолитные или исполняемые на одной платформе приложения) удается достичь существенной глубины проработки. В состав набора входят шаблоны для представления информации через Web, поддержки распределенных систем, предоставления сервисов, обеспечения производительности и надежности систем.
28. ПП. Проектирование программной архитектуры.

Архитектура программного обеспечения (заинтересованными лицами (англ. stakeholders ), позволяет зафиксировать принятые на ранних этапах проектирования решения о высокоуровневом дизайне системы и позволяет использовать компоненты этого дизайна и шаблоны повторно в других проектах.

Языки описания архитектуры

Языки описания архитектуры (ADLS) используются для описания архитектуры программного обеспечения. Различными организациями было разработано несколько различных ADLS, в том числе AADL (стандарт SAE), Wright (разработан в университете Carnegie Mellon), Acme (разработан в университете Carnegie Mellon), xADL (разработан в UCI), Darwin (разработан в Imperial College в Лондоне), DAOP-ADL (разработан в Университете Малаги), а также ByADL (Университет L’Aquila, Италия). Общими элементами для всех этих языков являются понятия компонента, коннектора и конфигурации.

Методологии, технологии и инструментальные средства проектирования ПО составляют основу проекта любой информационной системы (ИС). Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов ЖЦ. Технология проектирования

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:

 пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;

 критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;

 нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.

Технологические инструкции, составляющие основное содержание технологии, должны состоять из описания последовательности технологических операций, условий, в зависимости от которых выполняется та или иная операция, и описаний самих операций.

Технология проектирования, разработки и сопровождения ИС должна удовлетворять следующим общим требованиям:

 должна поддерживать полный ЖЦ ПО;

 должна обеспечивать достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в установленное время;

 должна обеспечивать возможность выполнения крупных проектов в виде подсистем (т.е. возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами исполнителей ограниченной численности с последующей интеграцией составных частей);

 должна обеспечивать возможность ведения работ по проектированию отдельных подсистем небольшими группами (3-7 человек). Это обусловлено принципами управляемости коллектива и повышения производительности за счет минимизации числа внешних связей;

 должна обеспечивать минимальное время получения работоспособной информационной системы;

 должна предусматривать возможность управления конфигурацией проекта, ведения версий проекта и его составляющих, возможность автоматического выпуска проектной документации и синхронизацию ее версий с версиями проекта;

 должна обеспечивать независимость выполняемых проектных решений от средств реализации ИС (СУБД, операционных систем, языков и систем программирования);

 должна быть поддержана комплексом согласованных CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию процессов, выполняемых на всех стадиях ЖЦ.

Применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта. К таким стандартам относятся следующие:

 стандарт проектирования;

 стандарт оформления проектной документации;

 стандарт пользовательского интерфейса.

Стандарт проектирования должен устанавливать:

 набор необходимых моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования и степень их детализации;

 правила фиксации проектных решений на диаграммах, в том числе: правила именования объектов (включая соглашения по терминологии), набор атрибутов для всех объектов и правила их заполнения на каждой стадии, правила оформления диаграмм, включая требования к форме и размерам объектов;

 требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки операционной системы, настройки CASE-средств, общие настройки проекта;

 механизм обеспечения совместной работы над проектом, в том числе: правила интеграции подсистем проекта, правила поддержания проекта в одинаковом для всех разработчиков состоянии (регламент обмена проектной информацией, механизм фиксации общих объектов), правила проверки проектных решений на непротиворечивость.

Стандарт оформления проектной документации должен ус- танавливать:

 комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования;

 требования к ее оформлению (включая требования к содержанию разделов, подразделов, пунктов, таблиц), правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации с указанием предельных сроков для каждой стадии;

 требования к настройке издательской системы, используемой в качестве встроенного средства подготовки документации;

 требования к настройке CASE-средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными требованиями.

Стандарт интерфейса пользователя должен устанавливать:

 правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра), состав и расположение окон и элементов управления;

 правила использования клавиатуры и мыши;

 правила оформления текстов помощи;

 перечень стандартных сообщений;

 правила обработки реакции пользователя. CASE-средства

Общая характеристика и классификация

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ПО.

Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.

Обычно к CASE-средствам относят программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями:

 мощные графические средства для описания и документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком;

 интеграция отдельных компонент CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС;

 использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).

Интегрированное CASE-средство (или комплекс средств, поддерживающих полный ЖЦ ПО) содержит следующие компоненты:

 репозиторий, являющийся основой CASE-средства. Он должен обеспечивать хранение версий проекта и его отдельных компонентов, синхронизацию поступления информации от различных разработчиков при групповой разработке, контроль метаданных на полноту и непротиворечивость;

 графические средства анализа и проектирования, обеспечивающие создание и редактирование иерархически связанных диаграмм (DFD, ERD и др.), образующих модели ИС;

 средства разработки приложений и генераторы кодов;

 средства конфигурационного управления;

 средства документирования;

 средства тестирования;

 средства управления проектом;

 средства реинжиниринга.

Современные CASE-средства могут быть классифицированы в основном по типам и категориям. Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств на те или иные процессы ЖЦ. Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включает отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи (tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла ИС (toolkit), и полностью интегрированные средства, поддерживающие весь ЖЦ ИС и связанные общим репозиторием. Помимо этого, CASE-средства можно классифицировать по следующим признакам:

 применяемым методологиям и моделям систем и БД;

 степени интегрированности с СУБД;

 доступным платформам.

Классификация по типам в основном совпадает с компонентным составом CASE-средств и включает следующие основные типы:

 средства анализа (Upper CASE), предназначенные для построения и анализа моделей предметной области (Design/IDEF (Meta Software), BPwin (Logic Works));

 средства анализа и проектирования (Middle CASE), поддерживающие наиболее распространенные методологии проектирования и использующиеся для создания проектных спецификаций (Vantage Team Builder (Cayenne), Designer/2000 (ORACLE), Silverrun (CSA), PRO-IV (McDonnell Douglas), CASE.Аналитик (МакроПроджект)). Выходом таких средств являются спецификации компонентов и интерфейсов системы, архитектуры системы, алгоритмов и структур данных;

 средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных (как правило, на языке SQL) для наиболее распространенных СУБД. К ним относятся ERwin (Logic Works), S-Designor (SDP) и DataBase Designer (ORACLE). Средства проектирования баз данных имеются также в составе CASE-средств Vantage Team Builder, Designer/2000, Silverrun и PRO-IV;

 средства разработки приложений. К ним относятся средства 4GL (Uniface (Compuware), JAM (JYACC), PowerBuilder (Sybase), Developer/2000 (ORACLE), New Era (Informix), SQL Windows (Gupta), Delphi (Borland) и др.) и генераторы кодов, входящие в состав Vantage Team Builder, PRO-IV и частично - в Silverrun;

 средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ программных кодов и схем баз данных и формирование на их основе различных моделей и проектных спецификаций.

Вспомогательные типы включают:

 средства планирования и управления проектом (SE Companion, Microsoft Project и др.);

 средства конфигурационного управления (PVCS (Intersolv));

 средства тестирования (Quality Works (Segue Software));

 средства документирования (SoDA (Rational Software)). Методология RAD

Одним из возможных подходов к разработке ПО является методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Под этим термином обычно понимается процесс разработки ПО, содержащий три элемента:

 небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);

 короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);

 повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Команда разработчиков должна представлять из себя группу профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, генерации кода и тестировании ПО с использованием CASE-средств. Члены коллектива должны уметь трансформировать в рабочие прототипы предложения конечных пользователей.

Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырех фаз:

 фаза анализа и планирования требований;

 фаза проектирования;

 фаза построения;

 фаза внедрения. На фазе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности. Определение требований выполняется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Ограничивается масштаб проекта, определяются временные рамки для каждой из последующих фаз. Кроме того, определяется сама возможность реализации данного проекта в установленных рамках финансирования, на данных аппаратных средствах и т.п. Результатом данной фазы должны быть список и приоритетность функций будущей ИС, предварительные функциональные и информационные модели ИС. На фазе проектирования часть пользователей принимает участие в техническом проектировании системы под руководством специалистов-разработчиков.

CASE-средства используются для быстрого получения работающих прототипов приложений. Пользователи, непосредственно взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и, при необходимости, корректируется функциональная модель. Каждый процесс рассматривается детально. При необходимости для каждого элементарного процесса создается частичный прототип: экран, диалог, отчет, устраняющий неясности или неоднозначности. Определяются требования разграничения доступа к данным. На этой же фазе происходит определение набора необходимой документации. После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении ИС на подсистемы, поддающиеся реализации одной командой разработчиков за приемлемое для RAD-проектов время - порядка 60-90 дней. С использованием CASE-средств проект распределяется между различными командами (делится функциональная модель). Результатом данной фазы должны быть:

 общая информационная модель системы;

 функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков;

 точно определенные с помощью CASE-средств интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами;

 построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов.

Все модели и прототипы должны быть получены с применением тех CASE-средств, которые будут использоваться в дальнейшем при построении системы. Данное требование вызвано тем, что в традиционном подходе при передаче информации о проекте с этапа на этап может произойти фактически неконтролируемое искажение данных. Применение единой среды хранения информации о проекте позволяет избежать этой опасности.

В отличие от традиционного подхода, при котором использовались специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы. Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация. На фазе построения выполняется непосредственно сама быстрая разработка приложения. На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Программный код частично формируется при помощи автоматических генераторов, получающих информацию непосредственно из репозитория CASE-средств. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется непосредственно в процессе разработки.

После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения с остальными, а затем тестирование системы в целом. Завершается физическое проектирование системы:

 определяется необходимость распределения данных;

 производится анализ использования данных;

 производится физическое проектирование базы данных;

 определяются требования к аппаратным ресурсам;

 определяются способы увеличения производительности;

 завершается разработка документации проекта.

Результатом фазы является готовая система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям. На фазе внедрения производится обучение пользователей, организационные изменения и, параллельно с внедрением новой системы, осуществляется работа с существующей системой (до полного внедрения новой). Планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы. Приведенная схема разработки ИС не является абсолютной. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведется разработка: разрабатывается совершенно новая система; уже было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности; на предприятии уже существует некоторая ИС, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой.

Следует отметить, что методология RAD, как и любая другая, не может претендовать на универсальность, она хороша, в первую очередь, для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Если разрабатывается типовая система, которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс типовых компонент, централизованно сопровождаемых, адаптируемых к программно-техническим платформам, СУБД, средствам телекоммуникации, организационно-экономическим особенностям объектов внедрения и интегрируемых с существующими разработками, то на первый план выступают такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки.

Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления космическими кораблями, т.е. программ, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода. Не подходят для разработки по методологии RAD приложения, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы (например, приложения реального времени) и приложения, от которых зависит безопасность людей (например, управление самолетом или атомной электростанцией), так как итеративный подход предполагает, что первые несколько версий наверняка не будут полностью работоспособны, что в данном случае исключается. Оценка размера приложений производится на основе так называемых функциональных элементов (экраны, сообщения, отчеты, файлы и т.п.) Подобная метрика не зависит от языка программирования, на котором ведется разработка. Размер приложения, которое может быть выполнено по методологии RAD, для хорошо отлаженной среды разработки ИС с максимальным повторным использованием программных компонентов, определяется следующим образом: менее 1 000 функциональных элементов - один человек; 1 000-4 000 функциональных элементов - одна команда разработчиков; более 4 000 функциональных элементов - из расчета 4 000 функциональных элементов на одну команду разработчиков.

Отметим основные принципы методологии RAD:

 разработка приложений итерациями;

 необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла;

 обязательное вовлечение пользователей в процесс разработки ИС;

 необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих целостность проекта;

 применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

 необходимое использование генераторов кода;

 использование прототипирования, позволяющее полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;

 тестирование и развитие проекта, осуществляемое одновременно с разработкой;

 ведение разработки немногочисленной, хорошо управляемой командой профессионалов;

 грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ. Инструменты разработки программных средств

При разработке программных средств используется, в той или иной мере, компьютерная поддержка процессов разработки и сопровождения ПО. Это достигается путем представления некоторых программных документов ПО (прежде всего, программ) и предоставлению в распоряжение разработчика ПО специальных программных средств (ПС), или включенных в состав компьютера специальных устройств, созданных для какой-либо обработки таких документов. В качестве такого специального ПС можно указать компилятор с какого-либо языка программирования.

В качестве специального устройства, поддерживающего процесс разработки ПО, можно указать, например, эмулятор какого-либо языка. ПС, предназначенное для поддержки разработки ПО, будем называть программным инструментом разработки ПО, а устройство компьютера, специально предназначенное для поддержки разработки ПО, будем называть аппаратным инструментом разработки ПО.

Инструменты разработки ПО могут использоваться в течение всего жизненного цикла ПО для работы с разными программными документами. Так, текстовый редактор может использоваться для разработки практически любого программного документа.

С точки зрения функций, которые инструменты выполняют при разработке ПО, их можно разбить на следующие четыре группы:

 редакторы;

 анализаторы;

 преобразователи;

 инструменты, поддерживающие процесс выполнения программ. Редакторы поддерживают конструирование (формирование) программных документов на различных этапах жизненного цикла. На этапе программирования (кодирования) вместо текстового редактора может оказаться более удобным синтаксически управляемый редактор, ориентированный на используемый язык программирования. Анализаторы производят либо статическую обработку документов, осуществляя различные виды их контроля, выявление определенных свойств и накопление статистических данных (например, проверку соответствия документов указанным стандартам), либо динамический анализ программ (например, с целью выявление распределения времени работы программы по программным модулям). Преобразователи позволяют автоматически приводить документы к другой форме представления (например, форматеры) или переводить документ одного вида к документу другого вида (например, конверторы или компиляторы), синтезировать какой-либо документ из отдельных частей и т.п. Инструменты, поддерживающие процесс выполнения программ, позволяют выполнять на компьютере описания процессов или отдельных их частей, представленных в виде, отличном от машинного кода, или машинный код с дополнительными возможностями его интерпретации. Примером такого инструмента является эмулятор кода другого компьютера. К этой группе инструментов следует отнести и различные отладчики.

Рассмотрим основы проектирования. Методы, применяемые в нем, зависят от специфики создаваемых чертежей.

Архитектурное проектирование

Фото- и кинопроектирование

Эти современные технологии открыли перед архитекторами огромные возможности анализа создаваемой модели здания путем имитации существования людей в пространстве предполагаемой постройки. Благодаря проектированию современные архитекторы создают совершенные композиции, снижают вероятность ошибок, происходящих при переносе «бумажного проекта» в реальность. Законы математики, логики, средства оргтехники, автоматизированные машины упрощают процедуру подготовки документации, ускоряют проектирование офисных зданий и бытовых объектов.

Системы и методы проектирования предполагают обработку большого объема информации, поэтому важно изыскивать дополнительные ресурсы для того, чтобы оптимизировать процесс, отвечать тем требованиям, которые диктует стремительно меняющееся общество.

Все методы, используемые в современном строительстве, основываются на Они невозможны без использования современных электронных средств и автоматизированной техники. При разработке генеральных планов, прорабатывании этажности зданий, выполнении расчетов, архитекторы активно пользуются ИК-технологиями.

Задача проектирования

Искомый метод направлен на разработку проектов на основе оптимального суммирования эстетических, социальных, научных, технических, природных, строительных и иных условий с целью получения готовых и верных решений. С помощью автоматизации и моделирования на электронных машинах последнего поколения можно поддерживать процессы систематизации, накопления, переработки потока информации. Проектирование предполагает аналитическое сравнение готовых вариантов с запрограммированными параметрами и выбором лучшего варианта решения, его технической и графической фиксации, а также в получении необходимого количества проектной документации. Фототелеграфная аппаратура, кинокамеры, голографические аппараты, запоминающие устройства, копировальные центры, пульты управления стали неотъемлемыми частями при создании проектов зданий и офисных помещений. Все эти элементы являются ускоряющими инструментами в работе любого проектировщика.

Особенности архитектурной графики

Она является направлением изобразительного искусства, которое охватывает творческий процесс образов и идей в проектировании с архитектурным дизайном. Осуществляется детальная разработка плана будущего сооружения в чертеже с определенным масштабом. Для этого применяют определенные обозначения пилонов, стен, фундамента, колонн, отметками для расположения дверей и окон. На генеральном плане показано расположение ансамбля сооружений либо отдельного здания на определенной местности с расположением сторон света. Архитекторский чертеж взаимосвязан с математическими расчетами и указаниями реальных размеров создаваемого здания, демонстрирует соотношение его составных частей. В настоящее время предполагается подразделение архитектурной графики на цифровую и классическую. В классической графике применяются в качестве основных инструментов такие предметы, как краски, карандаши, бумага. Цифровая графика невозможна без использования современных вычислительных систем.

Последовательность проектирования

Данный творческий процесс осуществляется в нашей стране по определенным государственным стандартам и нормам в разных отраслях хозяйства. Разработка проектной документации осуществляется на таких стадиях:

  • разработка эскизного проекта;
  • проработка материала;
  • оформление рабочей документации;
  • утверждение готового проекта.

Рассмотрим этапы проектирования. На первом этапе не предполагается согласование материалов с органами исполнительной власти, государственным надзором. Нюансами эскиза профессионалы считают продумывание основных деталей будущего объекта до того, как будет принято окончательное решение по его внедрению в реальное строительство.

С помощью эскизного проекта решают следующие проблемы:

  • градостроительное обоснование расположения на местности нового строительного объекта;
  • демонстрация внутренней планировки и внешнего вида создаваемого объекта;
  • выявление привлекательности проекта с точки зрения инвесторов;
  • определение историко-культурных, градостроительных, санитарно-гигиенических и экологических требований.

Эскизный проект имеет пояснительную записку, с близлежащими территориями, генеральный план, поэтажные планы, транспортные схемы, фасады, разрезы со специальными «прослойками», варианты объемных и цветовых решений фасадов, фотомонтаж, 3D визуализацию.

Особенности проектирования

Данная методика применяется не только в строительной отрасли, но и в организационной структуре управления. Она заключается в выборе оптимального варианта организации на производстве управления, благодаря чему повысится работоспособность персонала, увеличится объем выпускаемой продукции. Риск в управленческом аспекте определяется как уровень неопределенности прогнозирования результата. Он всегда связан с выбором альтернатив и проведением расчетов вероятности получаемого результата по каждой отдельной альтернативе.

Проектирование структур в производственно-хозяйственной организации рассматривается как сложный объект, включающий экономические, административно-организационные, информационные, экономические взаимодействия, поддающиеся непосредственной проработке и рациональному проектированию, а также социально-психологическим связям и характеристикам. Они напрямую связаны с уровнем квалификации и способностями сотрудников, стилем руководства, отношением к своим служебным обязанностям. Особенность проблемы проектирования структуры организационного управления заключается в том, что она не должна быть адекватно представлена в виде задачи формального подбора идеального варианта организационной структуры по сформулированному, математически обоснованному критерию оптимальности. Проблема предполагает сразу несколько критериев, поэтому для ее решения сочетают научные методы современного анализа, моделирования, оценки организационных систем с функционированием руководителя, эксперта и специалиста по подбору и оценке идеальных вариантов организационных решений.

Организационное проектирование предполагает последовательное приближение к модели оптимальной структуры управления, при котором методам проектирования принадлежит вспомогательная роль при оценке, рассмотрении, принятии к внедрению в реальность самых результативных способов организационных решений. Осуществляется проектирование управленческих структур на основе методов, дополняющих друг друга:

  • аналогии;
  • структуризации;
  • экспертно-аналитического подхода;
  • организационного моделирования.

Метод аналогий заключается в использовании механизмов управления и организационных форм, оправдавших себя в компаниях с аналогичными организационными параметрами, а именно целями, размерами, по сравнению с проектируемой организацией. К методике аналогий относят выработку типовых способов управления производственно-хозяйственными организациями. Каковы задачи проектирования? Метод аналогий применяется на основе двух подходов, которые взаимно дополняют друг друга. Первый заключается в выявлении определённых значений и закономерностей изменения основных организаций механизмов управления, которые будут эффективными при определенных исходных условиях. Вторая позиция предполагает совокупность общих решений о взаимоотношениях и характере отдельных звеньев управления и должностей с учетом деятельности организации, направления ее деятельности, а также создание специальных нормативных параметров аппарата управления для организаций такого типа.

Экспертно-аналитический метод предполагает обследование и детальное изучение компании. Для этого привлекаются квалифицированные специалисты, именно от их заключения зависит подбор инструментов для проектирования.

Заключение

Любая деятельность человека тесно связана с применением проектных технологий. Помимо строительной отрасли, проектная методика широко используется в образовательных учреждениях. Индивидуальные предприниматели, начинающие собственное производство, сначала внимательно изучают теоретические основы проектирования, чтобы повысить эффективность компании, минимизировать ненужные расходы, понизить себестоимость выпускаемой продукции. Любое действие, при совершении которого можно разработать новое интересное дело, называют проектной технологией. Министерством образования Российской Федерации были разработаны образовательные стандарты второго поколения, в которых проектные методики являются обязательным условием формирования гармонично развитой личности.

Функциональный метод проектирования Мэтчетта – комплексный эвристический метод технического творчества, в котором одновременно используются следующие "режимы мышления".

Мышление стратегическими схемами (выработка стратегии и соблюдение
стратегии).

Мышление в параллельных плоскостях (проектировщик, с одной стороны, думает,
а с другой – наблюдает процесс мышления).

Мышление с нескольких точек зрения (часто оно осуществляется с помощью
контрольных вопросов, данных ниже).

Мышление "образами" (образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде
схем, загадочных, заманчивых рисунков, т. к. в методе особое внимание обращается на
положительное влияние эмоции в процессе проектирования.

Мышление с использованием основных элементов. Основные элементы – это
слова, которые используются в процессе решения каждой задачи. Мэтчетт назвал их
течтэмами, прочитав свою фамилию справа налево.

Течтэмы объединены в семь групп:

  1. Варианты решений – определить потребность, определить необходимый элемент, представить себе решение, принять временное решение, принять окончательное решение, отменить решение;
  2. Варианты суждений – предположить, взвесить, взвесить и сравнить, экстраполировать, оставить без изменения, предсказать;
  3. Варианты стратегий – продолжать в том же направлении, продолжать и расширить, изменить направление, сопоставить с прошлым, сопоставить с будущим, внимательно рассмотреть, разрешить конфликт, продолжать более интенсивно, прекратить;
  4. Варианты тактик – оценить риск, проверить последствия, развить, сравнить с другими решениями, разделить действие, приспособить другое решение, сосредоточиться на малом участке, разложить на компоненты, проверить возможную причину, обдумать возможность нового решения, заменить решение на противоположное, проверить другие варианты;
  5. Варианты отношений – хранить решение в памяти, выявить зависимость, отсрочить принятие решения, сообщить о решении, соотнести с ранее принятым решением, проверить на избыточность, проверить на несоответствие;
  6. Варианты понятий – использовать новое понятие, изменить плоскость абстракции, использовать схему стратегии, изменить точку зрения, сравнить с существующей системой, сравнить с получающейся системой, применить первичное кольцо (см. группу 5 и перечень вопросов, данный ниже), применить вторичное кольцо (см. группу 6 и перечень вопросов, данный ниже);
  7. Варианты препятствий – обойти препятствие, разрушить препятствие, устранить препятствие, начать новое действие с нуля, начать новое действие с принятого решения, действовать в одном, двух, трех или многих измерениях.

"Режимы мышления" предназначены для осознания, контроля и приспособления образа мышления к задачам проектирования. Методом Мэтчетта используется перечень контрольных вопросов:

  1. Какие потребности являются: жизненно важными, очень важными, важными, желательными?
  2. Каковы потребности: функциональной системы, потребителя, фирмы, внешнего мира?
  3. Каковы потребности на каждом из перечисленных ниже 10 этапов существования изделия: проектирование и деталировка, отработка, изготовление деталей, сборка, испытание и отладка, окончательная отделка и упаковка, сбыт, монтаж, эксплуатация и использование, тех. обслуживание и уход?
  4. Какие сведения можно получить, если задать 6 основных вопросов анализа трудовых операций: что нужно сделать (потребности), почему это нужно сделать (причина), когда это нужно сделать (время), где это нужно сделать (место), кем или с помощью чего это должно быть сделано (средства), как это сделать (метод)?
  5. Каким образом каждую часть проекта можно: исключить, объединить с другими частями, унифицировать, перенести, модифицировать, упростить?
  6. Какие эффекты, потребности, ограничения вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой др. детали этого комплекса?

Очень большое внимание Мэтчетт уделил вопросам самоконтроля и самонастройки на всех этапах процесса проектирования, а также использованию логосинтеза (синтез с помощью разговора). Метод Мэтчетта можно представить как сбалансированную смесь опыта, искусства, психоанализа, "групповой динамики", самовнушения, внушения и некоторой доли мистики.

    Методология проектирования объектов капитального строительства - 1. Совокупность принципов, методов проектирования, правил и процедур, применяемых при создании проектов для капитального строительства. Относится к специальной методологии (см. «Методология») и непосредственно соотносится с методикой и техникой… …

    - (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений … Философская энциклопедия

    методология - 3.14 методология: Набор инструкций (представленных в виде текста, компьютерных программ, инструментов и т.д.), являющихся поэтапной помощью для пользователя. Примечание При выполнении необходимых аспектов жизненного цикла проекта интеграции… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (сокр. от англ. Architecture of Integrated Information Systems) методология для моделирования бизнес процессов компании представляет собой множество различных методологий, интегрированных в рамках системного подхода. Это позволяет говорить о… … Политология. Словарь.

    методология SADT - Разработанная в 70 х годах Дугласом Россом (D. Ross) и развиваемая его последователями методология структурного анализа и проектирования сложных программных и информационных систем. Результатом ее применения является функциональная модель… … Справочник технического переводчика

    История Философии: Энциклопедия

    Учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественно историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими… … Новейший философский словарь

    методология - МЕТОДОЛОГИЯ тип рационально рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов (см. Метод) в различных сферах духовной и практической деятельности. Существуют методологические представления и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Методология - (Methodology) Структура методологии, методология исследования, типы методологии Научная методология, методология истории, методология анализа, методология управления, социальная методология, проблемы методологии Содержание Содержание Раздел 1.… … Энциклопедия инвестора

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как… … Философия науки: Словарь основных терминов

    МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ - (от греч. methodos путь исследования, познания, logos учение) это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • , Лимаренко Г.Н.. В монографии освещены вопросы проектирования, теоретического, экспериментального и&160;опытно-производственного исследования реечных преобразователей движения и&160;поступательных приводов…
  • Методология проектирования реечных передач для машин с автоматизированным приводом. Монография , Лимаренко Г.Н.. В монографии освещены вопросы проектирования, теоретического, экспериментального и 160;опытно-производственного исследования реечных преобразователей движения и 160;поступательных…