Все вопросы

«Мильон терзаний» Чацкого в комедии «Горе от ума. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства
начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного им общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение его со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность образа жизни своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная драма осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате он переживает “мильон терзаний”, по меткому выражению Гончарова.
Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов...
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок, -

то в монологе на балу в доме Фамусова проявляется вся неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя на посмешище, от него все шарахаются. Но вместе с тем его образ очень трагичен: весь его монолог - следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет только и говорит:

С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Однако Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, в сцене на балу, потом в сцене прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своем неприятии фамусовского общества и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких чацких на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать голоса последних.


"Мильон терзаний" Чацкого

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума" Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Мильон терзаний Чацкого А. С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения.Его комедию Горе от ума нельзя поставить в один ряд сбессмертным творением А. С. Пушкина Евгением Онегиным, так как Евгений Онегин стал для нас уже историей, энциклопедией жизнирусского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть ибудет современным и животрепещущим произведением до тех пор,пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни,пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь засчет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотникиугождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертнойкомедии Грибоедова Горе от ума Грибоедов создает целуюгалерею отрицательных образов Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуби т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развитиясовременного им общества.Но всемэтим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий.

Он приехал в Москву, из дальних странствийвозвратясь, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшисьв некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильныеперемены Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она большене любит Чацкого. Пытаясьнайти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви,которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попыткивернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско.На все пылкиеречи и воспоминания Чацкого Софья отвечает Ребячество С этогоначинается личная драма молодого человека, которая перестает бытьузко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всегофамусовского общества.

Главный герой один выступает против армиистарых воинов, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и засвою любовь.Онсталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и путижизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки Максим Петрович он не то на серебре, На золоте едал, сто человекк услугам.

Совершенноясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потомуон и не понимает Чацкого, требующего службы делу, а не лицам.Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единымцелым. Для героя личная драма зависит от отношения обществак нему, а общественная осложняется личными отношениями. Этоизматывает Чацкого и, в результате, для него складывается мильон терзаний по меткому выражению Гончарова.Состояниенеопределенности в жизни приводит его в неистовство.

Если в началедействия он спокоен и уверен в себе Нет, нынче свет уж не таков Вольнее всякий дышит Ине спешит вписатьсяв полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать,пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.То вмонологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души иума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются.Но, одновременно, его образ очень трагичен весь его монолог- следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей ичувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжениивсей комедии.

Подтяжестью мильона терзаний он ломается, начинает противоречитьздравой логике.Все это влечет за собой совершенно невероятныеслухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них Сума сошел, ей кажется, вотна! Недаром? Сталобыть С чего б взяла она! НоЧацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того неведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощанияс Софьей и разоблачения Молчалина Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами часпробыть успеет,Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет Вон из Москвы!Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по светуГде оскорбленному есть чувству уголок! В порывестрасти наш герой не раз грешит против логики, но во всех егословах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу.Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинятьпредставителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии.Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больноезакрывает дорогу молодому и здоровому.

ОбразЧацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрытьвсю глубину и сложность натуры этого персонажа.

Но с уверенностьюможно сказать Чацкий укрепился в своей вере и, в любомслучае, найдет свой путь в новой жизни.И чем больше будет вот такихЧацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее итише будут звучать их голоса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мильон терзаний Чацкого
Это поистинебессмертное произведение. Впьесе, где изображ н всего лишь один день в доме московского барина Фамусова,Грибоедов затронул наиболее.. В образе Чацкого Грибоедовпоказал человека нового склада ума и души, воодушевл.. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складомсвоего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья..

Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова "Мильон терзаний"
Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую.. До сих пор он был непобедим ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он.. Впереди пополняется только мильон терзаний. Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его мильон..

Онегин и Чацкий
По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства.. Он даже жертвует любовью Софьи, а ведь он сознательно идет на конфликт, только.. Чацкий, также как Онегин, являет собой довольно распространенный тип тогдашней дворянской молодежи, только он лишен..

Чацкий, Онегин, Печерин
Образ Чацкого способствовал пропаганде передовых идей и росту освободительного движения. 2-я часть реферата посвященахарактеристике главного героя.. Под влиянием бурных событий своей эпохи поэт ставит вромане вопрос о судьбе.. Слабость Печорина - внеумении найти применение своим силам необъятным, в отсутствиижизненной цели, бесцельной игре с..


И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим.. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да.. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. ..

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего.. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме.. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они..

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалыхпредставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и егоединомышленники стремятся к искусствам творческим.. Их идеал умеренность и аккуратность, их мечта забрать всекниги бы да сжечь.. Грибоедов,верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человекав этом обществе. Окружение..

Чацкий - комический или трагический герой?
Однако характеристика, данная Софьей, скорее, похожа на легкий шарж, свидетельствующий о том, что Софье Чацкий не очень понятен. Чацкий же стремится.. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. «Зачем.. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо..

Чацкий и Онегин
Онегин сын промотавшегося дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легкопредставить, какое образование они получили.Чацкий с усмешкой.. Ему все казалось там безжизненно. В Москве вчера был бал, а завтра будетдва. Мо лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления..

Чацкий, Онегин, Печорин
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название декабризм.В.. Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и.. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного..

0.035

*«Мильон терзаний» — так называется статья И. А. Гончарова (литературного критика), посвященная образу Чацкого, да и всему произведению Грибоедова «Горе от ума» в целом.

ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов одним из первых обратился к проблемам молодого человека. В этом произведении, типичный для классических пьес, любовный конфликт перерастает в социальный и идеологический. В этих конфликтах и раскрываются терзания Чацкого, его трагедия.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Комедия «Горе от ума» будет современным и животрепещущим произведенном до тех пор, пока живы карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет своего труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживать.

Вечное несовершенство людей и мира описано в комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор создал целую галерею нарицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты современного им общества.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий противопоставлен всем этим героям. «Из дальних странствий возвратясь» он приезжает в некогда родной и любимый дом Фамусова ради Софьи, которую любит. Но, вернувшись, он обна­руживает сильные перемены в душе Софьи Павловны: Софья холодна, высокомерна, раздражительна. Воспитываясь без матери, Софья брала уроки жизни у светских дам, живущих в Москве. Эта, с позволения сказать школа, притупила ее чувства, подменила чувственность молодой девочки “житейскими” мудростями обывательского общества, она больше не любит Чацкого. Иметь такого мужа, с умом, «алчущим познаний», жаждущего действия, очень хлопотно. В соответствии с тем кругом жизни, который воспитал ее, ей нужен «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей», «высокий идеал московских всех мужей». Софья предпочла Чацкому недалекого, услужливого Молчалина, у которого и есть-то только два таланта: «умеренность» и «аккуратность».

Чацкий переживает потому, что Софья, умная девушка, поддалась настроению московского дворянства и сделала целью своей жизни власть над будущим мужем - тихим и скромным. Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить прихоть барина; когда людей меняют на «борзые три собаки».

Любовная неудача усугубляет и без того острый социальный конфликт Чацкого и окружающего его общества. Он видит, что у власти стоят люди, «грабительством богаты», «разливающиеся в пирах и мотовстве», которых вовсе не волнуют проблемы народа и государства. И конечно, в таком обществе, в котором господствует «страсть к мундиру», в котором славится тот, «чья чаще гнулась шея», в котором совершаются подлости «под личиной усердия к царю», блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить», «там в пору карточку втереть». А если вдруг найдется молодой человек, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, - они тотчас: разбой! пожар!». Идеи Чацкого, его страдания остаются не понятыми в этом обществе, он находится в вакууме. Понимая свое положение, Чацкий видит, что светское общество, забыв национальные традиции, преклоняется перед всем иностранным, он хочет честно служить отечеству, а не прислуживаться — все это причиняет ему боль и страдания. Но все эти воззрения расходятся с общепринятыми взглядами.

Пытаясь найти ответ на свои чувства, главный герой обращается к Софье — прежней любви, которая до его отъезда тоже любила его, но все напрасно. Все его попытки пробудить, вернуть прежнюю Софью терпят неудачу. Все его пылкие речи и воспоминания Софья считает ребячеством.

Личная драма юноши, перерастает в столкновение живого, влюбленного человека и всего фамусовского общества. Чацкий один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим хозяином дома — Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и смысла жизни, но все тщетно — идеалом признается жизнь дядюшки хозяина:

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает, и не хочет понимать Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Социальный и любовный конфликты объединяются, становясь единым целым.

Для героя личная драма, усугубляется отношением общества к нему, а общественная осложняется не разделенной любовью. Это выматывает Чацкого и, в результате, «мильон терзаний» обрушиваются на него со всех сторон по меткому выражению Гончарова.

Невостребованность в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков…

Вольнее всякий дышит

И не спешит вписаться в полк шутов,

У покровителей зевать на потолок.

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднесть платок …

Однако уже на балу в доме Фамусова Чацкий выглядит подавленным. Он выставляет себя посмешищем, но, одновременно, его образ очень трагичен: его монолог - горечь несчастной любви и невостребованность обществом его мыслей и чувств, убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Тяжесть жизненных обстоятельств ломает Чацкого, его высказывания начинают противоречить здравой логике. Все это возбуждает совершенно невероятные слухи:

С ума сошел, ей кажется, вот на!

Недаром? Стало быть…

С чего б взяла она!

Чацкий сам того не ведая подтверждает слухи, устраивая сцену на балу, а потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы, из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами час побыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в ком рассудок уцелеет.

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок,

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии, чем еще более усугубляет свое положение. Развязка конфликта в комедии - объявление Чацкого сумасшедшим. Мысли и взгляды его настолько неприемлемы для обитателей московских гостиных, что данное заключение является единственным логическим разрешением конфликта.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем быстрее уйдут из нашей жизни посредственность, чинопочитание и подлость.

"Мильон терзаний" Чацкого

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума" Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта